УДК: 37.034
В.О. Солнцев*
Нравственное воспитание сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе профессиональной подготовки
В статье рассмотрены сущность и содержание нравственного воспитания сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Раскрыта важная роль воспитательного процесса в вузах ГПС МЧС России в формировании нравственности сотрудников ГПС МЧС России.
Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, профессиональная подготовка, сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России.
V.O. Solntsev*. Moral education of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia during vocational training
In article the essence and the contents of moral education of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia are considered. The important role of educational process in high schools of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia in formation of morals of employees of the State fire service the Ministry of Emergency Measures of Russia is opened.
Keywords: morals, moral education, vocational training, employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia.
В современных условиях развития государства и общества возрастает значение воспитания российских граждан. Одним из важнейших направлений воспитания, требующих особого внимания в настоящее время, является нравственное воспитание. При этом следует отметить, что для ряда профессий нравственное воспитание имеет принципиальное значение, являясь, по сути, определяющим для формирования как морального, так и в целом профессионального облика их представителей. К числу представителей подобных профессий относятся педагоги, медики, сотрудники правоохранительных органов. Несомненно, к ним следует отнести и спасателей, пожарных, сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство ответственности за безопасность людей особо профессионально важны.
Руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) отмечается, что сложность и важность выполняемых задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности требует осуществления дополнительных мероприятий по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа службы, работы в системе МЧС России. В Концепции кадровой работы в МЧС России поставлена задача создания отвечающей современным требованиям системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России. В настоящее время совершенствование воспитания сотрудников в системе МЧС России осуществляется на основе Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания, утвержденной Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г. № Пр-1462, Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422), концепции кадровой политики МЧС России (приказ МЧС России от 19 мая 2004 г. № 225).
Воспитание личного состава в системе МЧС России осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России.
В приказе МЧС России № 859 от 30 ноября 2005 года «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России» определены основные направления воспитания личного состава в системе МЧС России, среди которых важное место занимает нравственное воспитание. При этом отмечается, что нравственное воспитание - это оказание воздействия на сознание, чувства и волю сотрудников МЧС России с целью формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными целями нравственного воспитания в МЧС России определены: разъяснение личному составу требований государства к их профессиональному и нравственному облику, социальной
* Солнцев, Владимир Олегович, начальник отдела кадров Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, полковник внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент. Россия, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149. Тел. 369-44-49. E-mail: infocentr@igps.ru.
* Solntsev, Vladimir Olegovich. The personnel manager of the St.-Petersburg university of the State fire service of the Ministry of Emergency Measures of Russia, the colonel of internal service The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. Russia, 196105, St.-Petersburg, the Moscow prospectus, 149. Tel. (812) 369-44-49. E-mail: infocentr@igps.ru.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
значимости их службы; стимулирование потребности личного состава к моральному самосовершенствованию, стремления к положительному нравственному идеалу; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности личного состава, в процессе которой предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в воспитании личного состава.
Основным элементом системы подготовки кадров Государственной противопожарной службы МЧС России являются вузы ГПС МЧС России, функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Воспитание в вузах ГПС МЧС России осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы. Главной целью воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России в настоящее время является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ГПС МЧС России. Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое нравственное воспитание в вузе ГПС МЧС России не только формирует моральный облик обучающихся, но и создает необходимую морально-психологическую атмосферу в вузе.
Материалы печати, проведенное исследование, однако свидетельствуют, что, несмотря на всё более высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников ГПС МЧС России, в ходе их воспитания отмечаются недостатки, негативно влияющие как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС России, так и непосредственно, на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников.
Как показал проведенный анализ, основными причинами низкой эффективности воспитания сотрудников ГПС МЧС России являются отсутствие системности в воспитательной работе; низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц; недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий организации воспитательной работы.
Следует отметить, что в педагогике достаточно подробно исследовались вопросы нравственного воспитания как в целом, так и применительно к подготовке военнослужащих, сотрудников силовых ведомств. Из современных военных педагогов, занимающихся вопросами нравственного воспитания, необходимо выделить В.Я. Слепова, В.И. Хальзова, Я.Я. Юрченко. Вопросы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел рассматривали А.Д. Кузнецова, В.Я. Кикоть, А.А. Кочин, И.А. Латкова, B.C. Олейников, Л.Ф. Торопова, А.В. Щеглов и другие. Различные аспекты воспитания пожарных, сотрудников ГПС МЧС России отражены в работах В.С. Артамонова, Ю.Г. Баскина, И.Н. Глебова, С.Г. Голубева, H.H. Щаблова.
В то же время проведенный анализ свидетельствует, что применительно к современным условиям, подготовке в вузах и профессиональной деятельности вопросы нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России не изучались. С учетом отмеченных обстоятельств в современных условиях актуальным и значимым в научно-теоретическом и практическом отношениях является исследование сущности и содержания нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России, определение и реализация путей и педагогических условий совершенствования нравственного воспитания в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы профессиональной подготовки, обучения и воспитания сотрудников ГПС МЧС России.
Вышеизложенное позволило определить направление научного исследования проблемы совершенствования теории и практики нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России.
Нравственное воспитание в целом рассматривается как процесс сознательного, целенаправленного, систематического воздействия на чувства, взгляды и убеждения личности с целью выработки у нее устойчивых механизмов формирования морального сознания, нравственных отношений, нравственного поведения, нравственной культуры. Психологической основой такого воспитания является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов в сознание, установки, убеждения человека.
Нравственное воспитание обучающихся в вузе ГПС МЧС России можно рассматривать как специально организованный педагогический процесс сознательного и целенаправленного развития нравственной личности сотрудника ГПС МЧС России посредством формирования устойчивых этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений и деятельности.
Нравственное воспитание обучающихся в вузе ГПС МЧС России должно основываться на положениях общечеловеческой морали, конкретизируя их применение к будущей профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России, во время которой выпускники вуза будут непосредственно решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивать противопожарную безопасность. При этом следует учитывать, что специфика нравственного воспитания заключается в том, что оно должно осуществляться без назиданий, так как излишние нравоучения чаще всего не способствуют нравственному развитию, а скорее вызывают обратную реакцию.
Анализ теории и практики свидетельствует, что для эффективности деятельности начальников, педагогов в вузе ГПС МЧС России по нравственному становлению будущих сотрудников ГПС МЧС России необходимо, чтобы обучающиеся являлись активными субъектами образовательного процесса в вузе. Через обучение и воспитание устанавливается реальное педагогическое взаимодействие начальников, преподавателей, воспитателей, других должностных лиц и обучающихся в вузе ГПС МЧС России, а также тех факторов и условий, в которых протекает педагогический процесс. Нравственное воспитание также должно осуществляться посредством целенаправленных педагогических воздействий и взаимодействий. При этом методы воспитания есть способы
осуществления этих воздействий и взаимодействий, эффективность которых определяется их выбором, оптимальным сочетанием и умелым применением.
Процесс формирования воспитательных воздействий и взаимодействий в подготовке и деятельности командиров и преподавателей включает:
- изучение объекта воспитательных воздействий и взаимодействий - обучающегося (курсанта, слушателя), диагностика особенностей его индивидуальности;
- овладение методикой воспитательных воздействий и взаимодействий;
- осуществление воспитательных воздействий и взаимодействий с учетом особенностей педагогических ситуаций;
- анализ результатов воспитательных воздействий и взаимодействий, обогащение педагогического опыта.
Воспитательные воздействия и взаимодействия в процессе нравственного воспитания осуществляются с учетом педагогического стиля и педагогического такта. Профессиональный такт педагога зависит от его способности действовать в соответствии с конкретной ситуацией и индивидуальными качествами обучающегося. Мера, такт и стиль являются существенными составными частями педагогического мастерства, необходимыми предпосылками эффективного выполнения профессиональных функций педагога. Фундаментом, на котором вырабатывается мера нравственного воздействия, являются нравственные принципы и нормы поведения. Мера сознания и поведения обучающихся в вузе ГПС МЧС России требует их воспитания в духе любви к Родине, гордости за свою страну и службу в ГПС МЧС России.
Курсанты вуза ГПС МЧС России - это вчерашние школьники, которым трудно сразу адаптироваться к новым условиям обучения, когда нужно подчиняться, выполнять приказы, соблюдать определенный регламент дня.
С учетом этого нравственное воспитание сотрудника ГПС МЧС России начинается с формирования этических знаний обучающихся в вузе ГПС МЧС России. Чтобы обучающийся поступал везде и всегда, а не только в своей будущей профессиональной деятельности, высоконравственно, он должен знать, что есть нравственное и что - безнравственное, что - добро, а что - зло, что есть честь, а что - бесчестие, что есть служебный долг, личное достоинство.
Обучающийся определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести сотрудника ГПС МЧС России, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Соответствие мотивов поступка представлениям об этических категориях служит мощным стимулом решительных действий, в т.ч. и связанных с риском для жизни и здоровья.
В вузе используются разнообразные формы распространения этических знаний: лекции, семинарские занятия, научно-практические конференции, занятия в системе служебной подготовки, встречи за «круглым столом», диспуты, посвященные вопросам морали, нравственному облику сотрудника ГПС МЧС России, моральному идеалу и т.д.
Важное воспитательное и побудительное воздействие на обучающихся в вузе ГПС МЧС России оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий как долг, совесть, честь, справедливость, добро и зло. Например, это может происходить в ходе тематического вечера «История и традиции ГПС МЧС России», где приводятся положительные примеры высоконравственного поведения сотрудников, их мужества, стойкости.
Особо способствуют формированию этических знаний личности занятия по гуманитарным дисциплинам (философии, истории, культурологии, психологии, педагогике, социологии, праву и др.). Чтобы лекции, семинарские и практические занятия наиболее эффективно выполняли свое назначение в профессиональной подготовке обучающихся в вузе ГПС МЧС России, чтобы реализовался их воспитательный потенциал, необходимо взаимодействие всех педагогов, всего комплекса структур управления, воспитания, обучения в вузе.
Для современного этапа развития высшего образования характерен поиск новых форм и методов обучения, воспитания, профессиональной подготовки. Все шире внедряются в учебный процесс компьютерные технологии обучения (КТО), технические средства обучения (ТСО), которые способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся в вузе, более глубокому усвоению материалов. Применяя ТСО, можно организовать работу обучающихся в вузе ГПС МЧС России более живо и увлекательно, полнее и ярче раскрывать содержание предмета и этических знаний, в частности.
Практика высших учебных заведений показывает, что без организации и развития самостоятельной работы обучающихся в вузе ГПС МЧС России невозможно подготовить их как профессионалов. В этой связи необходимо обратить внимание на серьезный подход к комплектованию книжных фондов, пополнение которых новинками издательств является важным аспектом организации самостоятельной работы обучающихся в вузе ГПС МЧС России. В организации самостоятельной работы важен и такой элемент, как четко налаженный контроль и постоянные консультации обучающихся по использованию учебной и научной литературы при подготовке к семинарским занятиям.
Работа в научных кружках, участие в научно-практических конференциях, написание курсовых работ и рефератов, участие во Всероссийских конкурсах студенческих работ являются важнейшими средствами повышения уровня профессиональной подготовки и воспитания будущих сотрудников ГПС МЧС России.
Этические знания и требования общества трансформируются в нравственные качества сотрудника ГПС МЧС России тогда, когда превращаются в мотивы и эталоны поведения. Мотивы выполняют двоякую функцию: первая состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность; вторая функция состоит в том, что мотивы придают деятельности субъективный,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
личностный смысл, который развивается в трех направлениях: а) общественные требования и критерии оценки превращаются в самооценку и самоконтроль; б) жизненные цели и планы связываются со стремлением человека к самоутверждению как личности, и к приобретению общественного престижа; в) свои действия и поступки человек направляет на получение материального и морального удовлетворения, достижения личного счастья. В этом смысле мотивы выражают индивидуальность человека, его личностные потребности и интересы. Мотивы могут быть и самые вредные, отрицательные, например, стремление к личному приоритету, тщеславие, карьеризм, эгоизм.
Нравственное убеждение, как и всякое другое убеждение (правовое, эстетическое), может рассматриваться как мотив и эталон отношения и поведения, т.е. показать, во имя чего совершаются те или иные действия либо бездействия, какие преследуются цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.)
Надо учитывать, что моральные, нравственные убеждения могут быть как положительного, высоконравственного содержания, так и негативного, аморального. Одна из причин безнравственных поступков обучающихся в вузе ГПС МЧС России заключается как раз в том, что аморальные акты жизнедеятельности находят оправдание в неправильном представлении отдельных курсантов о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о чести и бесчестии. Как показывает практика, разрушить безнравственные убеждения бывает очень трудно. Курсанты зачастую испытывают большие трудности морально-психологического характера, нередко неадекватно воспринимают те или иные действия товарищей, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания командиров и начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от педагога, воспитателя. Воспитательный эффект в этом случае дают ознакомление обучающихся в вузе ГПС МЧС России с историей вуза, кафедрами, выдающимися представителями педагогического коллектива, с ветеранами пожарной охраны, а также, хорошо продуманные торжественные ритуалы принятия Присяги, присвоения звания.
Своеобразие нравственного воспитания еще и в том, что поддержку, моральное влияние командиров, преподавателей, воспитателей обучающиеся должны ощущать всегда, даже когда они находятся вне стен вуза, все его образовательной среды. Социальная среда - постоянно действующий объективный фактор, который не поддается быстрому изменению и воздействует на обучающегося как положительными ее гранями, так и отрицательными. Задачей командира, педагога, воспитателя является нейтрализация, насколько это возможно, негативного влияния неблагоприятных условий. Например, трудности в учебе, нездоровый моральный климат в группе, неурядицы в семье, необъективное общественное мнение - все это может привести к негативным переживаниям, настроениям, внутренней деформации, что отразится на профессиональной подготовке обучающихся в вузе ГПС МЧС России. Поэтому воспитателю необходимо учитывать субъективную предрасположенность обучающегося к негативным реакциям, анализировать основные факторы, вызывающие отклонения от норм морали и нравственности, учитывать половозрастной фактор, морально-психологическую атмосферу в группе и принимать меры воспитательного характера.
Среди этих мер важное место занимает привитие любви к будущей профессии и чувства личной ответственности за порученное дело, уважение к человеку и закону. Важным условием адаптации обучающихся в вузе ГПС МЧС России, их нравственного воспитания является вовлечение их в активную общественную работу, участие в художественной самодеятельности, организацию различных тематических вечеров, а также постоянное поощрение успеха в порученном деле, учебе.
Наряду с высокими моральными убеждениями будущий сотрудник ГПС МЧС России должен обладать и высокими моральными качествами: гражданской зрелостью, мужеством, высокой личной ответственностью, самоотверженностью, принципиальностью и справедливостью, бдительностью, гуманным отношением к человеку и рядом других.
Моральные качества имеют общезначимый характер. Но будущая профессия обучающихся в вузе ГПС МЧС России вузов ГПС МЧС предъявляет особые требования к моральному облику сотрудника.
Моральные качества, выступающие как свойство характера и раскрывающие наиболее типичные черты поведения обучающегося, являются важным элементом нравственности личности. Основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении. Выделяют три группы качеств: 1) качества, характеризующие отношение человека к обществу (патриотизм, преданность идеалам демократии и гуманизма, национальная гордость, гражданское мужество, принципиальность и другие); 2) качества, отражающие отношение человека к другим людям и к самому себе (коллективизм, личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, искренность, верность, великодушие и др.); 3) качества, связанные с отношением человека к своей профессии (чувство профессиональной гордости, трудолюбие, инициативность, исполнительность, дисциплинированность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.).
Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания (честолюбие, тщеславие).
Формирование у обучающихся в вузе ГПС МЧС России необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств, которые оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности и выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, самому себе. Как необузданность чувств, так и эмоциональная инертность свидетельствуют о серьезных просчетах в воспитании. Положительные нравственные чувства играют важную роль в создании здорового морально-психологического климата
в коллективе учебного заведения и в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал обучающийся, но если он заносчив, мстителен, груб, черств, то его положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта в его будущей деятельности сотрудника ГПС МЧС России. Вместе с тем, при оценке проявлений нравственных чувств следует учитывать особенности темперамента, поскольку у холериков эмоции проявляются более ярко и могут легко переходить в негативно окрашенные, а флегматики, напротив, малоэмоциональны.
Нравственное воспитание в вузе ГПС МЧС России также направлено на формирование у обучающихся нравственных привычек. Будучи опорным пунктом поведения человека, привычки базируются на простых законах нравственности, элементарных нормах морали и выступают либо как моральные требования к личности, либо как мотив. По своей сути, нравственная привычка - это результат воспитания, когда человек не думает, а как бы автоматически, «по привычке» совершает какое-либо нравственное действие. Привычки облегчают поведение человека, оптимизируют его общение с другими людьми, позволяют оперативно действовать в той или иной ситуации.
Задачей нравственного воспитания также является привитие обучающимся правил хорошего тона. Важно научить обучающегося оценивать свое поведение с позиций того, не мешает ли он своим товарищам, находящимся рядом с ним, не раздражает ли он их своим поведением, способствует ли его поведение созданию благоприятного нравственного климата в той микросреде, где он находится. Нужно добиться того, чтобы обучающиеся соблюдали правила хорошего тона не формально, не из-за боязни осуждения, а их соблюдение стало не только второй натурой, но и потребностью. Общим для всех правил нравственно-эстетического поведения обучающихся в вузе ГПС МЧС России (находятся ли они в учебном заведении, на занятиях, на улице, в театре, в транспорте, в столовой и т.д.) является соблюдение ими собственного достоинства и доброжелательное, уважительное отношение к другим.
Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование у обучающихся в вузе ГПС МЧС России моральных потребностей, направленных на нравственное самосовершенствование, на стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Человека, который обладает высокоразвитыми моральными потребностями, волнуют дела своего коллектива и дела общества.
Для обучающихся в вузе ГПС МЧС России содержание нравственных отношений определяет их отношение к обществу, государству и личности, необходимость обеспечивать их безопасность, добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, быть верными своему служебному долгу.
Формы нравственных отношений обучающихся в вузе ГПС МЧС России зависят от того, каким образом они способны реально реализовать нравственные требования: оценить конкретный поступок в конкретной ситуации, определить необходимость тех или иных действий, быть способным к формированию нравственных качеств, подчинить свою деятельность нравственному идеалу. Все это преломляется в особых личностных формах нравственного отношения: долга и ответственности, чести и достоинства, совести как способа внутреннего самоконтроля личности.
Во всех формах нравственных отношений существуют две стороны - субъект и объект. Так как каждый обучающийся имеет определенные обязанности и перед обществом, и перед своим коллективом, то он выступает как субъект по отношению к ним, а общество, коллектив выступают объектами его нравственной деятельности. С одной стороны, коллектив определяет обязанности для отдельного обучающегося и оценивает его поведение и поступки, относится к нему как субъект к объекту. А с другой стороны, нравственные требования становятся личным долгом и ответственностью обучающегося, осознаются им и активно реализуются в профессиональной деятельности. Чем выше уровень нравственного сознания обучающегося, тем более он способен осуществлять контроль своей деятельности, тем в большей мере он становится самостоятельным субъектом,
Первичным коллективом для обучающихся в вузе является учебная группа. Здесь взаимодействие входящих в него членов осуществляется в непосредственном контексте, в постоянном учебном, служебном, бытовом объединении и общении. Сплочению обучающихся в вузе ГПС МЧС России в группе может послужить особая общественная значимость целей и задач учебы в вузе ГПС МЧС, достаточно жесткая и детальная регламентация, которая строится на основе строгого выполнения приказов и распоряжений, субординации и координации отношений. Нравственные отношения складываются и регулируются в учебной группе курсантов, прежде всего как отношения межличностные, которые отражают характер связей и взаимодействий между членами группы. В их основе лежат особенности восприятия и понимания членами группы друг друга. Несмотря на четкость и полноту регламентации связей требованиями законов и уставов, организацией внутренней жизни в учебных группах, они не могут охватить и детализировать всю полноту взаимоотношений. В учебной группе могут складываться и развиваться такие связи и отношения, которые возникают стихийно, официально не регламентируются и не управляются, могут соответствовать духу официальных требований, но могут и противоречить им.
Существенное влияние на развитие взаимоотношений оказывают общие цели и задачи, стоящие перед коллективом. Но различные взгляды, темперамент, симпатии, антипатии, привычки и вкусы могут внести элемент стихийности в процесс формирования и различных межличностных отношений в группе. Тогда одни из них могут способствовать формированию нравственно зрелой личности, а другие могут оказывать на личность разлагающее влияние.
Следовательно, на формирование межличностных связей и взаимоотношений в группе следует постоянно воздействовать, и в этом велика роль командира, начальника, педагога, который должен
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
хорошо ориентироваться в психологической и нравственной обстановке в группе и предотвращать конфликтные ситуации. Конфликтные ситуации могут возникать из-за различного жизненного опыта обучающихся в вузе ГПС МЧС России, из-за самолюбия или упрямства признать свою ошибку, из-за завышенной самооценки себя, но которая не совпадает с оценкой товарищей, в т.ч. и педагога-куратора, а также из-за притязаний отдельных обучающихся на свою исключительность и вседозволенность.
Важным фактором, который следует обязательно учитывать в процессе нравственного воспитания, является коллективное мнение. Оценки поступков людей, выраженные в коллективном мнении, содержат информацию, оценки и реакцию непосредственного окружения на действия отдельного члена группы, регулируют его поведение в соответствии с требованиями микросреды. Чаще всего оценочные суждения коллектива неоспоримы. Коллективное мнение вызывает у обучающегося или удовлетворение, или чувство стыда, угрызения совести. Нужно учитывать тот факт, что если коллективное мнение не контролируется воспитателем, то оно может оказывать и отрицательное влияние на поступки и мысли отдельных обучающихся в вузе ГПС МЧС России. Воспитатель должен постоянно и внимательно изучать коллективное мнение коллектива, формировать и ориентировать его на успешное решение учебных, бытовых, организационных и других задач.
Следует также учитывать коллективное настроение. Если в группе царит настроение подъема, энтузиазма, увлеченности учебой, то это только усиливает успех профессиональной подготовки обучающихся в вузе ГПС МЧС России.
Кроме влияния настроения на формирование нравственных отношений в группе, нужно особо отметить и влияние традиций, которые складываются в группе в течение периода обучения в вузе. Педагог должен поддерживать и развивать положительные традиции и не допускать поспешной критики традиций, наносящих определенный ущерб руководству и воспитанию.
Несомненно, что воспитатель должен быть сам в достаточной степени нравственно воспитан. Успешно могут справляться с возлагаемыми на них функциями лишь те командиры, педагоги, воспитатели, которые сами обладают высокими нравственными качествами, сами служат примером нравственной и общей воспитанности, образцом соблюдения законности.
В целом, рассмотрев сущность и содержание нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки, можно сделать вывод, что только определенный уровень совокупного всех компонентов нравственности (этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений) позволяет назвать сотрудника ГПС МЧС России носителем высокой нравственности.
Нравственное воспитание должно являться непрерывным процессом в ходе профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, прежде всего в вузах ГПС МЧС России.
Эффективность нравственного воспитания сотрудников ГПС МЧС России зависит от сочетания воздействия социальной макро- и микросреды и практической целенаправленной организации воспитательного процесса. При этом как в теоретическом, так и в практическом плане важно продолжать поиск педагогических условий и технологий, эффективно влияющих на процесс воспитания нравственной личности сотрудника ГПС МЧС России.
Список литературы
1. Артамонов, В. С. Индивидуальная подготовленность обучаемых в образовательном учреждении: контроль и управление : Монография. - СПб., 1997.
2. Артамонов, B. C., Моторин, В. Б., Ткачев, П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. - СПб., 2002.
3. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008.
4. Кочин, А. А. Повышение эффективности процесса формирования офицера-профессионала в ВУЗе внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1996.
5. Концепция кадровой политики МЧС России / Приказ МЧС России № 225 от 19 мая 2004 г.
6. Олейников, B. C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России : автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - СПб., 1993.
7. О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России / Приказ МЧС России № 859 от 30 ноября 2005 г.
Literature
1. Artamonov, V. S. Individual readiness of trainees in educational establishment: the control and management. - St. Petersburg, 1997.
2. Artamonov, V. S., Motorin, V. B., Tkachev, P A., etc. The organization of work with the staff of the State fire service. - St. Petersburg, 2002.
3. Military pedagogics / Ed. O.J. Efremov. - St. Petersburg, 2008.
4. Kochin, A. A. Increase of efficiency of process of formation of the officer-professional in high school of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - St. Petersburg, 1996.
5. The concept of personnel selection of the Ministry of Emergency Measures of Russia / Order of the Ministry of Emergency Measures of Russia № 225 from 5/19/2004.
6. Oleinikov, V. S. Theoretical bases of moral-legal education of the employee of law-enforcement bodies of Russia. - St. Petersburg, 1993.
7. About perfection of educational work in system of the Ministry of Emergency Measures of Russia / the Order of the Ministry of Emergency Measures of Russia 859 from 11/30/2005.