ВЫВОДЫ
1. Занятия по разработанной нами методике комплексной дыхательной гимнастики в режиме продлённого дня младших школьников позволяют расширить функциональные резервы внешнего дыхания, способствуют развитию произвольной регуляции дыхания, формированию навыков рационального физиологического дыхания, функциональной устойчивости и мобилизационной способности дыхательной системы детей младшего школьного возраста, снижению общего количества пропущенных дней в школе по причине простудных заболеваний.
2. Предложенная методика комплексной дыхательной гимнастики для младших школьников в условиях группы продлённого дня способствует росту спирометрических показателей в среднем на 60% (р<0,05).
ЛИТЕРАТУРА
1. Заяц, В.И. Здоровье детей и подростков Беларуси : монография / В.И. Заяц, И.П. Мордачёв. - Витебск : Изд-во Витебского гос. мед. ун-та, 2001. - 169 с.
2. Коледа, В. А. Особенности физического воспитания школьников и студентов Гомельского региона / В. А. Коледа, В. А. Медведев. - Гомель : Изд-во Гомельского гос. ун-та им. Ф. Скорины, 1999. - 213 с.
3. Севдалев, С.В. К вопросу о функциональном состоянии школьников, проживающих на территориях с различным уровнем радиационного загрязнения среды / С. В. Севдалев, А.В. Зацепин, А.В. Васильев // Науково-практичний журнал Південного наукового Центру АПН України «Наука і освіта». - 2010. - № 6. - С. 164-170.
4. Шульпина, В.П. Методология и технология совершенствования дыхательной функции в процессе физического воспитания школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Шульпина В.П. - Омск, 2006. - 24 с.
5. Яблоков, А.В. Чернобыль: последствия катастрофы для человека и природы / А.В. Яблоков, В.Б. Нестеренко, А.В. Нестеренко. - СПб. : Наука, 2007. - 376 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА САМООБРАЗОВАНИЕМ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ
Николай Николаевич Северин, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Николай Владимирович Москвин, соискатель, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Аннотация
В статье рассмотрены содержание и структура технологии педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России, а также психологопедагогические условия, необходимые для ее реализации. Показаны закономерности построения самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, которые легли в основу построения технологии педагогического руководства этой деятельностью. Рассмотрены задачи, которые решаются сотрудниками ГПС МЧС России в ходе самообразовательной деятельности. Показаны результаты педагогического эксперимента, свидетельствующие о высокой эффективности разработанной технологии педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России в учебных центрах. Особенно высокие результаты были достигнуты в повышении уровня саморазвития сотрудников ГПС МЧС России экспериментальной группы.
Ключевые слова: педагогическое руководство; технология; самообразовательная деятель-
ность; сотрудники ГПС МЧС России; профессиональная подготовка.
TECHNOLOGY OF THE PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SELF-EDUCATION OF EMPLOYEES SERVING AT THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
Nikolay Nikolaevich Severin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Belgorod Shukhov State Technology University,
Nikolay Vladimirovich Moskvin, the competitor,
St.-Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of
Russia
Annotation
The article analyzes the content and structure of technology of pedagogical management of self-educational activity of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, and also the psychology-pedagogical conditions necessary for its realization. Laws of presentation of self-educational activity of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, which have been put as a basis of construction of technology of pedagogical management of this activity, have been shown. Problems, which are solved by the employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia during self-educational activity, are considered. The results of the pedagogical experiment, testifying to high efficiency of the developed technology of pedagogical management of self-educational activity of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the educational centers are shown. The highest results have been reached in increase of level of self-development of employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia experimental group.
Keywords: pedagogical management, technology, self-educational activity, employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, vocational training.
Изменения, происходящие в современном обществе, привели к новому взгляду на парадигму профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России, требующую ее модернизации. В связи с этим создаётся современная модель специалиста, содержащая принципиально новые требования к сотрудникам ГПС МЧС России и отвечающая потребностям государственной противопожарной службы страны.
Модель подготовленного сотрудника ГПС МЧС России складывается из профессиональной компетентности и уровня развития качеств личности. К слагаемым профессиональной компетентности сотрудника ГПС МЧС России относят [1-6]:
- квалификацию (знания, умения, навыки из профессиональной области);
- когнитивную готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии; умение учиться и учить других);
- коммуникативную подготовленность (владение родным и иностранными языками, умение управлять коллективом, вести дискуссию, мотивировать и защищать свои решения);
- креативную подготовленность (способность к поиску принципиально новых подходов к решению профессиональных задач);
- устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества.
Огромная роль в повышении уровня профессиональной подготовленности сотрудников ГПС МЧС России в учебных центрах отводится самообразовательной деятельности.
В руководящих документах Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) С.К.Шойгу отмечается необходимость поиска новых технологий, направленных на совершенствование системы педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России. Это позволит повысить уровень профессиональ-
ной подготовленности и, как следствие, положительно скажется на повышении эффективности деятельности государственной противопожарной службы современной России в целом.
Изучение специальной литературы позволило выявить сущность самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России, обучающихся в учебных центрах, которая заключается в их целенаправленной, систематической самостоятельной познавательной деятельности.
Цель самообразования состоит в расширении профессиональных знаний, умений, навыков у сотрудников ГПС МЧС России, необходимых для эффективных действий при ликвидации пожаров. Она определяет личное самосовершенствование, самоконтроль, овладение знаниями, навыками и умениями организации профессиональной деятельности на основе глубоких, перспективных внутренних мотивов, а также собственной инициативы.
Проведённый анализ самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России в учебных центрах свидетельствует, что педагогическое руководство этим процессом должно быть направлено на развитие у них внутренних мотивов к самообразованию; формирование цели самообразовательной деятельности; определение основных способов самообучения и самостоятельной подготовки; развитие уверенности в своих силах и способностях в процессе самообразования.
В ходе дальнейшего исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России в учебных центрах. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности педагогического руководства самообразовательной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России в учебных центрах (п=87)
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Поддержание устойчивой внутренней мотивации у сотрудников ГПС МЧС России к самообразовательной деятельности 19,7
2 Готовность преподавателей учебного центра к взаимодействию с обучающимися, оказание им помощи при выполнении самостоятельной работы 18,2
3 Наличие в учебном центре методических рекомендаций по проведению самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России 17,0
4 Проведение мероприятий по развитию инициативы, уверенности в своих силах у сотрудников ГПС МЧС России 14,3
5 Развитие у сотрудников ГПС МЧС России умений анализировать свои действия, самостоятельно принимать правильные решения 10,7
6 Реализация и учет индивидуальных возможностей сотрудников ГПС МЧС России к осуществлению самообразовательной деятельности 8,0
7 Эмпатичность преподавателей учебного центра к самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России 6,8
8 Наличие высокого уровня владения навыками самостоятельной работы у сотрудников ГПС МЧС России 5,3
На заключительном этапе исследования разрабатывалась технология педагогического руководства самообразовательной деятельностью обучающихся в учебных центрах ГПС МЧС России и экспериментально проверялась ее эффективность.
Анализ самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России позволил установить ряд закономерных зависимостей в их саморазвитии.
Во-первых, на качество самообразования определяющее влияние оказывают уровень и направленность развития мотивации у сотрудников ГПС МЧС России. Полученные в ходе исследований результаты свидетельствуют, что высокого уровня саморазвития достигают лишь те из них, у которых сложились устойчивые профессиональные и внутренние мотивы: убежденность в необходимости улучшить качество своей профессиональной подготовленности; стремление повысить свой профессиональный уровень в процессе самообразовательной деятельности; завоевать авторитет у коллег и др. У сотрудников ГПС МЧС России со средним уровнем саморазвития доминирующее значение играют мотивы социальной идентификации. Для сотрудников ГПС МЧС России с низким уровнем саморазвития характерны такие мотивы, как желание избежать неприятностей по службе, критики со стороны руководства учебных центров, преподавателей и др.
Сотрудники ГПС МЧС России, у которых широкие внутренние мотивы тесно переплетаются с мотивами социальной идентификации, более устойчивы к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.
Во-вторых, содержание и направленность самообразования зависят от профессиональной подготовленности сотрудников ГПС МЧС России. Ход и результаты экспериментальной работы показали, что процесс саморазвития начинается, как правило, с поиска приемов, обеспечивающих успешное решение профессиональных задач, затем он охватывает организационные и содержательные аспекты самообучения и в последнюю очередь распространяется на решение практических задач. По мере роста профессионального мастерства сотрудники ГПС МЧС России от поиска «своего стиля» профессиональной деятельности переходят к пониманию практической значимости роли самообразования.
Было также установлено, что сотрудники ГПС МЧС России, имеющие аналитический склад ума, достигают более заметных успехов в обновлении содержания самообразования.
В-третьих, повышение уровня саморазвития во многом зависит от направленности самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
Практика показывает, что сотрудники ГПС МЧС России, владеющие навыками самостоятельной работы, более эффективно участвуют в поиске новых приёмов профессиональной деятельности, вносят более существенные и значимые предложения в обновление процесса профессионального обучения в учебном центре ГПС МЧС России.
В-четвёртых, анализ полученных результатов показал, что на саморазвитие в наибольшей степени влияют также действия руководства учебного центра ГПС МЧС России, которые направлены на стимулирование сотрудников ГПС МЧС России, организацию изучения передового педагогического опыта и контроля над самообразовательной деятельностью, а также на создание благоприятных условий для самостоятельной работы. Это отметили более 90% сотрудников ГПС МЧС России.
В-пятых, саморазвитие во многом зависит от эффективности деятельности сотрудников ГПС МЧС России по своему самообразованию и самовоспитанию. Целенаправленное исследование данного аспекта проблемы показывает, что среди сотрудников ГПС МЧС России с высоким и средним уровнем профессионального развития более 90% постоянно занимаются самосовершенствованием и только 8% - периодически.
Следует отметить, что педагогическое руководство самообразованием обучающихся в учебном центре ГПС МЧС России, представляет собой относительно длительный процесс, включающий в себя несколько этапов. Динамика этого процесса зависит от индивидуальных особенностей личности сотрудника ГПС МЧС России, его профессиональной подготовленности, развития мотивации, организации самостоятельной работы. В саморазвитии проявляется ряд особенностей и зависимостей, знание и учёт которых позволяет эффективнее использовать технологию педагогического руководства этим процессом.
Основываясь на выявленных закономерностях, нами была разработана технология
педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС России, которая представлена на рисунке. Разработанная технология проверялась в ходе педагогического эксперимента.
I этап «Подготовительно-оценочный» II этап «Организационно-познав ательный» III этап «Практическо -деятельн остный» IV этап «Аналитико-ко ррекционны й»
1 1 1 1
Цель
1 1 1 1
Определение исходного уровня подготовленности сотрудников ГПС МЧС России Развитие самостоятельности в процессе познавательной деятельности сотрудников ГПС МЧС Ро сс ии Развитие самостоятельности в процессе практической деятельности сотрудников ГПС МЧС России Оценка эффективности педагогического руководства самообразовательной деятельнос тью обучающихся в учебных центрах ГПС МЧС России
1 1 1 1
Содержание педагогического руководства самообразовательной деятельностью обучающихся в учебных центрах ГПС МЧС России
Ф Ф Ф Ф
- оценить уровень сформированности у сотрудников ГПС МЧС России навыков и умений пр о ве де ния са мос тоятельно й работы; - оценить степе нь мотивации у сотрудников ГПС МЧС России к самообра-зоват ель но й деятельности; - определить отношение сотрудников ГПС МЧС России к источникам и средствам самообразования. - определить задачи самостоятельной рабо -ты в процессе познавательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России; - определить степень слож нос ти индив иду-альных заданий в ходе самообр аз о ва тельно й деятельности; - спланировать содержание сам оо бр азова-тельной деятельности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с тр ебован иями учеб -ных программ; - провести инструктаж обуча ющихся пе ре д самостоятельной работой. - контролировать само-обр аз о ва тельную дея -тельность сотрудников ГПС МЧС России, выявляя их самосто-ятельн ость в анал изе ситуации, суждениях и выводах; - оценить степень мотивации у сотрудников ГПС МЧС России к самообразо-вате льной деяте льно -сти; - наблюдать за тем, чтобы самообразование было разнообразным и вносило элемент новизны в самообразование; - оказывать методическую помощь сотрудникам ГПС МЧС России при выполне -нии индивидуальных заданий и возникающих при этом затруднениях; - своевременно реагировать на предложения обучающихся по улучшению ка че ства про -фессиональной подготовки. - осуществлять систематический контроль над самообразо вате ль -ной деятельностью сотрудников ГПС МЧС России; - вносить коррективы в процесс самообразовательной деятельности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с новыми требованиями руководящих документов; - анализировать степень роста профессио-нально го масте рс тва у сотрудников ГПС МЧС России в ходе самообразовательной деятельности; - анализировать качество педагогического руководства самооб-разо вате ль ной деяте ль -ностью обучающихся в учебных центрах ГПС МЧС России.
Рис. Технология педагогического руководства самообразованием сотрудников ГПС МЧС
России
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной технологии педагогического руководства самообразовательной дея-
тельностью сотрудников ГПС МЧС России в учебных центрах (табл. 2).
Таблица 2
Сформированность профессиональных умений у испытуемых экспериментальной и контрольной групп в ходе проведения педагогического эксперимента (в баллах) ____________________________________(п=27)___________________________________
№ п/п Профессиональные умения Группы Начало эксперимента Конец эксперимента Р
1. Гностические умения КГ 3,59±0,14 3,61±0,18 >0,05
ЭГ 3,52±0,17 4,71±0,12 <0,05
2. Конструктивные умения КГ 3,21±,019 3,47±,015 >0,05
ЭГ 3,15±0,21 4,32±0,14 <0,05
3. Проектировочные умения КГ 3,32±0,18 3,55±0,12 >0,05
ЭГ 3,28±0,15 4,37±0,16 <0,05
4. Умения в профессиональной сфере деятельности КГ 2,97±0,14 3,81±0,12 <0,05
ЭГ 2,88±0,15 4,25±0,18 <0,05
5. Коммуникативные умения КГ 3,45±0,23 3,87±0,19 >0,05
ЭГ 3,47±0,27 3,85±0,17 >0,05
6. Уровень саморазвития в профессиональной сфере деятельности КГ 2,55±0,17 3,58±0,16 >0,05
ЭГ 2,48±0,15 4,02±0,18 <0,05
Динамика изменения уровня саморазвития сотрудников ГПС МЧС России в сфере профессиональной деятельности экспериментальной группы (ЭГ) была достоверно выше, чем в контрольной группе (КГ). Так в конце педагогического эксперимента уровень саморазвития по 5-балльной шкале оценки в ЭГ составил 4,02 балла, а в КГ - 3,58 балла, при p<0,05.
ВЫВОД: Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что предложенная технология педагогического руководства самообразованием обучающихся в учебном центре ГПС МЧС России оказала положительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовленности сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блохин, Ю.А. Прогнозирование потребности и квалификационной структуры подготовки специалистов для органов ГПН в современных социально-экономических условиях / Ю.А. Блохин // Предупреждение пожаров и организация надзорной деятельности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2010. - С. 34-37.
2. Кузнецов, В.В. Система социально-психологического отбора и сопровождения учебно-воспитательного процесса и её роль в формировании профессионально важных качеств сотрудников МЧС России / В.В. Кузнецов, А.В. Шленков // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. - 2005. - № 2 (9). - С. 79-85.
3. Северин, Н.Н. Модель системы управления профессиональной деятельностью профессорско-преподавательского состава в филиалах вуза ГПС МЧС России / Н.Н. Северин, В.Н. Масаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 149-155.
4. Шленков, А.В. Концептуальные подходы профессионального психологического отбора в определении профессиональной пригодности и поведения сотрудников ГПС МЧС России / А.В. Шленков // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2010. - № 3 (8). - С. 27-32.
5. Шленков, А.В. Соответствие личностных особенностей выпускников вузов Государственной противопожарной службы МЧС России профессиограммам основных должностей пожарной охраны / А. В. Шленков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (48). - С. 101-105.
6. Шленков, А.В. Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудников ГПС МЧС России / А.В.
Шленков, Е.В. Табанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 4 (62). - С. 129-135.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.325
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ВОЛЕЙБОЛА ВЫСОКОРОСЛЫХ ДЕВОЧЕК, ПРИСТУПИВШИХ К ЗАНЯТИЯМ В 13-14 ЛЕТ
Ольга Васильевна Селезнева, аспирант,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ)
Аннотация
В статье приводятся данные изменения показателей длины тела спортсменок в волейболе, раскрываются вопросы особенностей начального обучения технике основных приемом игры волейбол высокорослых девочек, начинающих занятия в 13-14 лет.
Ключевые слова: методика начального обучения технике приемов игры волейбол, задачи технической подготовки, интенсивность выполнения упражнений, оценка уровня технической подготовленности.
INITIAL TRAINING TO THE TECHNICAL VOLLEYBALL SKILLS OF TALL
GIRLS, COMMENCED THEIR TRAINING AT THE AGE OF 13-14 YEARS
Olga Vasilievna БвЫгпвуа, the post-graduate student,
Belgorod State University
Annotation
This article describes the changes in body length among the female sportswomen in volleyball, it focuses on issues of the features of primary education to technology of major game methods by tall volleyball girls, beginning the training at the age of 13-14 years.
Keywords: methodology of elementary education to technique of volleyball, technical training, intensity of exercises, evaluation of level of technical preparation.
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы в волейболе увеличился среднеростовой показатель игроков. Так, в 1988 году показатели длины тела спортсменок в среднем составляли 178 см. К 2011 г. эти показатели увеличились в среднем на 10 см: длина тела спортсменок в командах, занявших призовые места по итогам Чемпионата Росси 2010-2011 гг. составляла 188 см (от 187 до 204 см) [2].
Согласно планам примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу начальное обучение необходимо начинать в возрасте 9-10 лет [1]. В этом возрасте у детей определить их будущий рост можно с низкой долей вероятности [5]. При отборе девочек в 13-14 лет для начального обучения технике игры волейбол определить астеноидный тип конституции юных спортсменок можно с высокой долей вероятности [3,5]. В связи с этим необходимо разработать методику начального обучения технике приемов игры волейбол высокорослых девочек, начинающих занятия в 1314 лет, которая позволила бы решить задачи этапа начальной подготовки, рассчитанного на три года согласно примерной программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу за один учебно-тренировочный год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью определения эффективности разработанной методики начального обучения технике приемов игры волейбол с июня 2007 года по май 2008 года в группе подготовки на базе СДЮСШОР № 2 УФК и спорта по Белгородской области под руково-