СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯВ ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ
В. О. Солнцев, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрена система воспитания в вузах ГПС МЧС России, которая представляет собой целостную совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, целей, задач, направлений, форм, методов, средств, приемов воспитания), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, для повышения результативности образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России.
Ключевые слова: процесс воспитания, вузы ГПС МЧС России, кадровая работа
В Концепции кадровой работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) была поставлена задача создания отвечающей современным требованиям Российского государства и военного строительства системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России.
Важным элементом системы подготовки сотрудников МЧС России являются вузы Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Воспитание в вузах ГПС МЧС России осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы.
Главной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России в настоящее время является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ГПС МЧС России.
Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что негативное влияние как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС России, так и непосредственно, на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России оказывают недостатки в воспитании личного состава.
Как показал проведенный анализ, основными причинами низкой эффективности воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России являются: отсутствие системности в воспитательной работе; низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц; недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий организации воспитательной работы в образовательном учреждении ГПС МЧС.
С учетом отмеченных обстоятельств в современных условиях возрастает потребность в теоретическом обосновании путей совершенствования воспитания, практической разработке, апробации и реализации целостной системы воспитания в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы воспитания и профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.
Вышеизложенное позволяет считать, что проблема совершенствования теории и практики воспитания является весьма актуальной применительно к вузам ГПС МЧС России.
С учетом этого важной и перспективной целью педагогического исследования является теоретическая разработка концепции и обоснование практической технологии воспитания в вузах ГПС МЧС России в интересах совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, развитие личности сотрудника, способного эффективно решать задачи в области пожарной безопасности, деятельности ГПС и возложенных на МЧС России функций.
Для достижения данной цели, как показал проведенный анализ, необходимо проанализировать результаты научных исследований и современное состояние
воспитательной деятельности в вузах, ее влияние на достижение результатов в образовательном процессе и формирование личности сотрудника ГПС МЧС; изучить возможности реализации положений педагогики применительно к построению системы воспитания в вузах ГПС; рассмотреть процесс воспитания в вузах ГПС МЧС России как систему и выделить ее основные элементы и взаимосвязи между ними; уточнить содержание и определить оптимальный состав элементов системы воспитания в вузах ГПС МЧС; разработать концепцию и выделить технологические основы воспитания в вузах ГПС МЧС.
В настоящее время функция воспитания в вузах ГПС МЧС России занимает все более важное место. Это объясняется требованием к современному специалисту ГПС, который должен быть не только отличным профессионалом, знатоком своего дела, но и личностью, обладающей важными для профессиональной деятельности духовными, личностными, психологическими качествами.
Для совершенствования процесса воспитания в вузах ГПС МЧС необходимо провести анализ современных научных взглядов на сущность воспитания, закономерности, принципы, методы его осуществления.
К числу специфических обстоятельств, определяющих необходимость развития теории и практики воспитания в нашей стране, следует отнести изменения политической системы, общественных отношений, идеологических установок, форм собственности, которые влияют на все сферы человеческой жизни, в том числе и на сферу воспитания.
В жизнедеятельности противопожарной службы, в полной мере отражаются как позитивные, так и негативные процессы, происходящие в обществе [1]. Следовательно, современный офицер ГПС МЧС с одной стороны должен обладать педагогической культурой, проявлять в воспитательной работе творчество и инициативу, владеть современными формами работы с людьми, с другой - глубоко понимать причины негативных моментов в жизнедеятельности подчиненных и с их учетом строить свою педагогическую, служебную деятельность. Подготовка офицера, обладающего такими качествами - важнейшая задача образовательного процесса в вузах ГПС МЧС [1].
Проведенный анализ научно-педагогической литературы показывает, что большинство зарубежных и отечественных представителей педагогической науки рассматривают в качестве важнейшего пути совершенствования воспитания утверждение в педагогической теории и практике гуманистического подхода. Основная идея данного подхода заключается в том, что воспитание рассматривается как процесс теснейшим образом связанный с деятельностью человека, с познанием личности и учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, ценностей. При этом каждый человек как участник процесса воспитания, независимо от роли, которою он исполняет в процессе воспитания, выступает как активный субъект, активный участник этого процесса.
С позиций этого подхода основой воспитания является педагогическое взаимодействие людей как субъектов процесса воспитания. Понимание воспитания как особой формы субъект - субъектного педагогического (управленческого) взаимодействия между людьми является соответствующим современным позициям педагогики. Современной педагогикой показано, что в этом процессе происходит не однонаправленное воздействие, а именно взаимодействие (пусть специально организованное воспитателем) двух субъектов -взрослого и ребенка, педагога и учащегося, воспитателя и воспитуемого, начальника и подчиненного. Тем более это верно для осмысления содержания и особенностей воспитания курсантов, офицеров, коллективов сотрудников ГПС МЧС России в которых педагогу, руководителю приходиться взаимодействовать с людьми, чьи личностные качества в основном (либо в полной мере) уже сформированы.
Движение научной мысли от понимания воспитания как директивного воздействия одной личности на другую к пониманию его как особой формы взаимодействия людей обусловливает существенные изменения во взглядах на особенности процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России. С позиций взаимодействия воспитание рассматривается не как
нечто навязанное человеку извне, а как процесс, обусловленный прежде всего собственными стремлениями человека, его личностными усилиями и мотивами.
Данный подход позволяет осмыслить воспитание в вузах ГПС МЧС России предельно широко, ибо личный состав вузов (сотрудники) ГПС МЧС России взаимодействуют с другими людьми во всех жизненных сферах, в процессе труда и на отдыхе, в период учебы, службы и досуга, занимаясь общественной деятельностью и проводя время в кругу семьи. Взаимодействие может носить как вертикальный (педагог - учащийся; начальник -подчиненный), так и горизонтальный (учащийся - учащийся; сотрудник - сотрудник) характер, может быть как непосредственным, так и опосредованным. Следовательно, воспитание, выступая стороной взаимодействий участников образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, пронизывает всю учебную, служебную, общественную, спортивную, бытовую и другие виды деятельности, и не может быть локализовано лишь только в педагогической сфере.
Являясь всеобъемлющим социальным процессом, воспитание в то же время осуществляется в двух достаточно разных, но внутренне единых формах - специально организованной и возникающей спонтанно, для которой активность организаторов не является систематизирующим признаком. В качестве первой можно привести в пример организацию воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России, в качестве второй - становление личности сотрудника ГПС МЧС России под влиянием факторов макросреды, например, когда изменения в сознании и поведении происходят в результате естественного приобщения к традициям и обычаям определенной социальной группы, профессии, культурной среды.
Таким образом, процесс воспитания можно рассматривать как специфический аспект взаимодействия людей, непременный компонент деятельности человека, духовной и практической составляющей его жизни, активности. В целом, воспитание - это такое взаимодействие, результатом которого является изменение личностных качеств человека.
Рассмотрим более подробно специально организованное воспитание в вузе ГПС МЧС России.
Во-первых, воспитание в вузе ГПС МЧС России - процесс целенаправленный. Условно в человеческой деятельности можно различить технологическую и личностную стороны. Технологическая ориентирована на предметный, личностная - на социальный характер практики. Первая обеспечивается различными знаниями, умениями, навыками, которые в совокупности характеризуют человека как работника. Вторая обеспечивается формированием у человека психологических предпосылок к сотрудничеству с другими людьми, сознательного построения своего поведения, выбора жизненного пути и характеризует человека как личность. Поэтому воспитание это не подготовка человека к функциональной деятельности, не может быть оно сведено к выработке поведения, соответствующего конкретной совокупности правил и норм. Воспитание призвано обеспечить становление личности в широком гуманитарном плане. Оно должно приобщить личность к языку человеческой культуры, помочь ей осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, процесс их деятельности, совокупность ее результатов. Оно должно научить видеть за всем и во всем человека - его труд, социальные связи, надежды и тревоги, прошлое и будущее; призвано помочь человеку преодолеть мираж вещного объектного мира и в каждом своем действии усматривать отношение к другому человеку, считать это отношение стержнем любого выбора.
Во-вторых, процесс воспитания в вузе ГПС МЧС России является гуманным по своим целям и содержанию. Воспитание подводит человека к осознанию неповторимости своей личности, обладающего свободой воли, способного осознавать причины своего поведения, умеющего нести ответственность за свои поступки. Насколько реализованы эти возможности - такой вопрос, в результате воспитания, постоянно должна ставить перед собой личность. Поэтому ее поведение сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку неизбежно обретает другую ипостась - отношение к самому себе.
Воспитание личности сотрудника ГПС МЧС России как творца своей жизни и своей судьбы готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психические предпосылки. Это и умение стать выше ситуации, и формирование стремления к осмысленным и осознанным действиям, к выбору позиции, к поступку и ответственности за него, и способность к совместной коллективной деятельности, сотрудничеству. Результатом воспитания должны стать особые, профессионально важные качества личности сотрудника ГПС МЧС России. Особо важная роль при этом должна отводиться ориентации личности на социальные ценности, нравственному и профессиональному воспитанию.
В-третьих, процесс воспитания в вузе ГПС МЧС России отличается сложностью. Воспитание вплетено в контекст реальной учебы, службы, жизни человека и отражает в себе ее особенности применительно к профессиональной подготовке сотрудника ГПС МЧС России. Цели, средства, методы воспитания в вузе ГПС МЧС России детерминированы социальными и ведомственными установками, требованиями государства и общества.
Гуманистический подход к воспитанию требует глубокого изучения человека как участника, субъекта педагогического процесса. В этой связи чрезвычайно важным является исследование, диагностика характеристик человека (биологических, этнических, половых, физиологических, психологических, личностных, социальных, педагогических и др.). Эти характеристики делают людей непохожими друг на друга, обладающими разными возможностями к личностному росту, требующими индивидуального педагогического подхода.
Отмечая важность исследования детерминант процесса воспитания для совершенствования теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России, подчеркнем, что любая детерминация - лишь предпосылка выбора личностью системы духовных ценностей, моделей поведения, способа существования. Она не заменяет самого акта выбора и следующую за ним работу над приобретенным духовным богатством. Акт выбора должен дополняться, развиваться, закрепляться духовной деятельностью самой личности. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитания - стимулировать эту работу, культивировать у личности желание ею заниматься. Это по сути - побуждение к самовоспитанию.
Рассмотрение сущности воспитания как взаимодействия делает общение наряду с совместной деятельностью (в которой оно также занимает важнейшее место) ключевой формой организации воспитания в высшей школе ГПС МЧС России.
Важную роль в повышении эффективности деятельности вузов ГПС МЧС, профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС в современных условиях призвана сыграть опора на всесторонние знания и учет закономерностей воспитания. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что воспитание личного состава вуза ГПС МЧС должно проводиться на основе выявления и учета педагогических условий совершенствования воспитания в интересах личностного развития, психологической подготовки, повышения профессиональной подготовленности кадров ГПС МЧС. Оно приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы, требующей исследования, теоретического и практического решения. Решение данной проблемы непосредственно связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач ГПС МЧС России.
Воспитание обучающихся, подчиненных объективно обусловлено самим характером деятельности командиров, начальников, преподавателей, других должностных лиц вузов ГПС МЧС как руководителей, организаторов, управляющего звена в процессе профессиональной подготовки, обучения и воспитания. Последовательное и систематическое изучение личности обучающегося позволяет направлять и углублять знания о его индивидуальных особенностях, о направлениях и темпах развития с тем, чтобы на основе психолого-педагогической информации принять необходимое управленческое (воспитательное) решение. Такое изучение является не самоцелью, а средством, позволяющим эффективно решать стоящие служебные задачи, обеспечить профессиональное и личностное развитие в процессе подготовки сотрудников ГПС МЧС.
В целом можно определить, что система воспитания в вузах ГПС МЧС России представляет собой целостную совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, целей, задач, направлений, форм, методов, средств, приемов воспитания), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формирования и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Литература
1. Артамонов В. С., Моторин В. Б., Ткачев П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. - СПб.,2002.
2. Иваницкий А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2000.
3. Концепция кадровой политики МЧС России. - М., 2003.
4. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы / Моторин В. Б., Ткачев П. А., Бессонов В. П. и др.- СПб., 2003.