УДК 316.61
В. А. Шубин
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ГПС МЧС РФ
Аннотация. В статье рассматриваются профессионально-личностные стратегии курсантов вузов ГПС МЧС РФ, проводится анализ готовности курсантов к выполнению профессиональной роли специалиста ГПС МЧС РФ, оцениваются критерии успешности профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС РФ.
Ключевые слова: профессиональная социализация, курсанты вузов, профессиональные стратегии.
Abstract. In article is professional-personal strategy of cadets of high schools GPS of the Ministry of Emergency Measures are considered, the analysis of readiness of cadets to performance of a professional role of expert ГПС the Ministry of Emergency Measures is carried out, criteria of success of professional socialization of cadets of high schools GPS of the Ministry of Emergency Measures are estimated. Keywords: professional socialization, cadets of high schools, professional strategy.
Социально-экономические трансформации, произошедшие в России, затронули все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и область безопасности. Участившиеся в последние годы случаи техногенных катастроф, природных катаклизмов и аварий из-за так называемого человеческого фактора привели к осознанию необходимости переосмысления подходов к решению вопросов повышения уровня общественной безопасности, что во многом зависит от эффективности деятельности военных институтов государства. Одним из таких институтов является государственная противопожарная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее - ГПС МЧС РФ). Не вызывает сомнения, что эффективность деятельности государственной противопожарной службы зависит не только от уровня ее технической оснащенности, но и степени профессиональной подготовки ее специалистов. Следует учитывать, что на формирование ценностных и мировоззренческих установок, норм и правил поведения, социально-профессиональных качеств, умений и навыков специалистов государственной противопожарной службы оказывает влияние профессиональная социализация, особенно на стадии обучения курсантов в вузах государственной противопожарной службы. Вместе с тем в условиях кардинальных социально-экономических преобразований в России, экономического кризиса прослеживается необходимость не только формирования профессионально важных качеств, необходимых современным специалистам ГПС МЧС РФ, но и формирования профессионально-личностных стратегий у выпускников вузов.
Профессиональная успешность будущего специалиста зависит не только от его способностей, личностных качеств, мотиваций и ценностей, но и от их соответствия выбранной специальности, от сформированной уже в вузе способности выстраивать стратегии и тактики гибкой адаптации в профессиональной среде. Недооценка важности процесса формирования профессионально-личностных стратегий у выпускников вузов ГПС МЧС РФ законо-
мерно приводит к серьезным последствиям в сфере их морального сознания и поведения. Таким образом, становится очевидным, что повышение качества подготовки выпускников вузов МВД РФ невозможно без усиления внимания к вопросам профессиональной социализации личности и формирования профессионально-личностных стратегий. Формирование профессионально-личностных стратегий и поиск путей для их реализации является заключительным этапом профессиональной социализации выпускников в вузах ГПС МЧС России.
К. А. Абульханова-Славская рассматривает понятие жизненной стратегии как близкое к понятию «траектория жизни». Формирование жизненной стратегии предполагает, что каждый человек строит свою жизнь самостоятельно. Стратегия имеет три основных признака: выбор основного для человека направления, способа жизни (определение главных ее целей, этапов их достижения); разрешение противоречий жизни, достижение своих жизненных планов и целей; творчество, созидание ценностей своей жизни [1]. Построение личностью жизненных стратегий в ходе социализации и профессиональной социализации подготавливает ее к жизни в обществе и к трудовой деятельности. Эффективность профессиональной социализации неминуемо сказывается на всей жизни выпускника вуза, в особенности военного вуза, результативности его труда и характере поведения.
По своему содержанию мы рассматриваем профессионально-личностные стратегии как систему целенаправленного планирования и реализации ключевых профессиональных и жизненных позиций личности, направленную на достижение долгосрочных целей.
Управление профессиональной социализацией происходит в ходе образования и воспитания, когда идет специальный отбор как задач, идей для формирования личности будущего офицера ГПС МЧС РФ, так и средств, методов, способных обеспечить наибольший эффект этого процесса. Без должного управления процесс профессиональной социализации приобретает стихийный характер, вследствие чего выпускники заканчивают вуз либо с несфор-мированными профессиональными стратегиями, либо со стратегиями, не ориентированными на дальнейшую профессиональную социализацию [2]. Однако специалист, у которого не сформированы профессионально-личностные стратегии не сможет с полной отдачей сил выполнять свои профессиональные обязанности и в дальнейшем, скорее всего, сменит профессию. Курсантам и выпускникам, успешно прошедшим профессиональную социализацию, будет значительно легче сформировать свои профессиональные стратегии.
Данные исследований, поведенных автором с целью выявления основных профессионально-личностных стратегий среди курсантов Ивановского, Московского и Уральского институтов ГПС МЧС России (п = 909), выпускников (п = 32) и преподавателей (п = 32) Ивановского института ГПС МЧС России, показали следующее.
Большинство курсантов (68,8 %), преподавателей (86,4 %) и выпускников (74,6 %) считают, что в вузах ГПС МЧС необходимо проводить целенаправленную работу по формированию профессионально-личностных стратегий. Вместе с тем такая работа, по мнению курсантов, проводится недостаточно полно (55,6 %); это подтверждается данными экспертного опроса: 40,6 % преподавателей и 40,8 % выпускников также отметили недостаточную работу в области формирования профессиональных стратегий у курсантов вузов ГПС МЧС РФ (рис. 1).
Не проводится, отсутствует стратегия ее проведения
Проводится недостаточно последовательно, требует внесения корректив
Проводится достаточно полно, носит комплексный характер
4 55,6
1 32,1
1
1
ы Їі2,3
10
20
30
40
50
60
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, проводится ли целенаправленная работа по формированию профессиональных стратегий курсантов вузов ГПС МЧС РФ?» (в процентах от числа опрошенных, п = 909)
Полученные данные несколько расходятся с исследованиями, проведенными А. М. Ворожцовым. По результатам социологического исследования, проведенного в сибирских вузах МВД РФ, процесс формирования профессионально-личностных стратегий осуществляется, но недостаточно эффективно. Подтверждением этому служит следующий показатель: лишь
72,1 % выпускников считают, что управление процессом формирования профессионально-личностных стратегий осуществлялось в значительной или определенной степени. Для остальных же курсантов этот процесс представлял определенные трудности вследствие отсутствия управления со стороны агентов социализации. Большинство представителей профессорско-преподавательских составов и курсовых офицеров сталкивались в своей деятельности с курсантами, для которых профессиональная социализация стала трудным процессом, на что указали 89,1 % респондентов. При этом 92,0 % респондентов оказывали посильную помощь курсантам в преодолении трудностей профессиональной социализации [2].
Вопрос о сформированности профессионально-личностных стратегий курсантов вузов ГПС МЧС РФ задавался только курсантам старших курсов. На вопрос «Сформированы ли у Вас профессионально-личностные стратегии?» 68,8 % опрошенных ответили положительно, у трети респондентов (18,9 %) такие стратегии находятся в процессе формирования; только у 12,3 % курсантов профессиональные стратегии не сформированы (рис. 2). Полученные данные позволили определить большую тенденцию к самоопределению: у выпускников в большей степени сформированы профессиональные стратегии, чем у курсантов. Вместе с тем было выявлено, что не все выпускники успешно прошли профессиональную социализацию и сформировали свои профессиональные стратегии, хотя таких большинство.
Основным путем для формирования и реализации профессиональных стратегий является управляемая профессиональная социализация. Специфика управления профессиональной социализацией может быть рассмотрена сквозь призму комплекса путей и средств, характеризующих процесс формирования и реализации профессиональных стратегий курсантов и выпускников вузов ГПС МЧС РФ. Среди способов реализации профессиональных стратегий курсанты назвали следующие: собственные усилия - 40,8 %, успешность окончания вуза - 37,5 %, зависимость от места дальнейшей службы - 28,1 %, зависимость от помощи друзей, знакомых, родственников - 22,4 %. Данные представлены на рис. 3.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Сформированы ли у Вас профессионально-личностные стратегии?» (в процентах от числа опрошенных, п = 348)
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, способы реализации профессиональных стратегий?»
(в процентах от числа опрошенных, п = 348)
Таким образом, у курсантов вузов просматривается тенденция к минимизации патерналистских взглядов: они полагаются в основном на собственные усилия и считают, что важным способом реализации профессиональных стратегий в некоторой степени является успешность в учебе.
32,1 % курсантов полагают, что для успеха в первую очередь необходим профессионализм. Конкуренция социального капитала с профессионализмом (помощь родителей признают 22,4 % опрошенных) показывает, что в жизненных стратегиях обнаруживается противоречие между декларирован-ностью самостоятельного выбора и использованием «родительского ресурса». Как верно отметил В. А. Ядов, молодежь рассматривает образование как ресурс конкурентоспособности [3, с. 315], но ресурсность образовательного статуса подвергается ограничению системой межличностных коммуникаций (знакомые, сослуживцы, преданность командиру) в продвижении по службе.
Среди присущих курсантам и выпускникам профессионально-личностных стратегий были названы следующие: активная жизненная позиция (40,6 % курсантов и 40,8 % выпускников), приобретение профессиональных компе-
тенций (32,1 и 37,5 % соответственно), ориентация на карьеру (28,1 и 37,5 % соответственно).
Отсутствие стратегий
Ориентация на карьеру
Приобретение профессиональных компетенций
Активная жизненная позиция
8 8,1 ,1
2
32
40,{
О 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Каковы присущие Вам профессионально-личностные стратегии?» (в процентах от числа опрошенных, п = 348)
Среди других стратегий были названы: стремление к материальному достатку, получение высшего профессионального образования, нежелание работать по выбранной специальности. 8 % курсантов и 3,1 % выпускников вообще не имеют каких-либо стратегических планов. Преподаватели оценили нацеленность выпускников на профессиональную карьеру как среднюю. Лишь около 40 % экспертов высказались за то, что курсанты нацелены на работу в органах ГПС.
Примечательно, что почти половина курсантов (46,4 %) не собираются менять работу после окончания вуза, собираются работать по выбранной специальности; в то же время 8,9 % собираются уйти из ГПС МЧС России, 22,4 % опрошенных собираются продвигаться по службе в ГПС МЧС России. Выпускники и преподаватели также не собираются уходить из системы ГПС МЧС России. Менять работу не собираются 65,6 % выпускников и 28,1 % преподавателей. Продвижения по службе ожидают 18,8 % выпускников и 59,4 % преподавателей. 12,5 % преподавателей и 3,1 % выпускников собираются сменить специальность в системе ГПС МЧС России. Данные представлены на рис. 5.
Вторичный анализ исследований по данной проблематике показывает следующее: если среди опрошенных абитуриентов и курсантов первых курсов только 3 % предполагают уволиться из Вооруженных сил РФ после окончания учебы, то среди курсантов пятых курсов этот показатель вырастает в четыре раза. Среди курсантов-выпускников, не принявших окончательного решения о продолжении своей военной службы после окончания вуза, - каждый четвертый [4]. Такое отношение будущих офицеров к перспективам своей профессиональной деятельности может быть объяснено рядом причин: низким уровнем денежного довольствия младшего офицерского состава, его слабой социально-правовой защищенностью; недостаточно качественным военно-профессиональным и психологическим отбором кандидатов для поступления в военно-учебные заведения; падением духовно-нравственных ценностей, престижа Вооруженных сил и военной службы в обществе; слабой работой командиров и начальников, воспитательных структур, профессорско-преподавательского состава по воспитанию у курсантов государственно-
патриотического сознания, гордости за принадлежность к Вооруженным силам и их офицерскому корпусу.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Менять Сменить Продвигаться Уйти из ГПС
профессию специальность по службе в ГПС не собираюсь в системе ГПС
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Если у Вас есть желание сменить профессию?» (в процентах от числа опрошенных, п = 909)
На основании анализа проблемы профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России в ее связи с личностно-профессиональными характеристиками А. Н. Мальцев выделяет три аспекта понятия профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России: аспект карьерного (служебного) роста; аспект профессионального и личностного саморазвития; аспект социального признания деятельности сотрудников ГПС МЧС России. На уровень профессиональной успешности курсантов вузов ГПС МЧС России основное влияние оказывают следующие факторы: профессиональная мотивация; профессиональная квалификация; профессиональные способности. Основным фактором, определяющим успешность, является профессиональная квалификация. При этом уровень профессиональной квалификации в определенной мере зависит от уровня способностей, но определяется наличием и уровнем профессиональной мотивации [5].
По данным авторского исследования, среди факторов, имеющих решающее значение в работе в органах противопожарной службы, около 20 % курсантов младших курсов (первого и второго) и около 50 % курсантов старших курсов отметили вариант ответа «удовлетворение от службы». Курсантами серьезно рассматривается «необходимость выполнения гражданского долга» (около 20 %). Курсантов старших курсов, особенно выпускников, более волнует место предстоящей службы (40,6 % предпочитают служить в престижном месте).
Анализируя ценностные ориентации и установки будущих офицеров, можно утверждать, что сегодня для курсантов вузов получение высшего образования и престижной профессии является непременным условием их будущей служебной деятельности. Данные авторского исследования свидетельствуют о высокой оценке курсантами высшего образования. 37,5 % курсантов расценивают высшее образование как важный механизм социальной мобильности, изменения социального статуса. В ориентации на образование доми-
нирует престижность, возможность хорошей и интересной работы, необязательно связанной с военной службой. Тем не менее 68,8 % считают учебу в вузе ГПС более перспективной, чем получение гражданской специальности. Они видят достоинства военного образования в глубоких профессиональных знаниях и опыте (40,6 %), формировании дисциплины (22,4 %).
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает высшее образование в вузе ГПС МЧС РФ?» ответы курсантов распределились следующим образом. 40,8 % курсантов выбрали ответ «хорошую профессию», 37,5 % - «материальное благополучие», 34 % - «успех в жизни» (табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает высшее образование в вузе ГПС МЧС РФ?»
(в процентах от числа опрошенных, п = 909)
№ п/п Варианты ответов В процентах
1 Хорошая профессия 40,8
2 Материальное благополучие 37,5
3 Успех в жизни 34
4 Диплом, дающий определенный статус 34
5 Высокий уровень культуры 18,8
6 Ничего не дает 8,9
Примечание. Ответы на вопрос предполагали многовариантность, поэтому сумма ответов больше 100 %.
Таким образом, среди курсантов вузов ГПС превалирует желание приобрести профессию с помощью образования. Курсанты также настроены оптимистично в отношении шансов с помощью образования достигнуть материального благополучия, высокого статуса.
На вопрос о готовности к выполнению профессиональной роли офицера ГПС МЧС России 71,0 % опрошенных ответили положительно, 28,1 % - в целом готовы, 1,8 % курсантов ответили, что пока еще не готовы к выполнению профессиональной роли офицера ГПС (рис. 6). Преподаватели также отметили, что 65,6 % курсантов к окончанию вуза полностью овладевают профессией, 26,7 % - частично готовы к выполнению своей профессиональной роли и 7,8 % курсантов еще не готовы к выполнению роли офицера ГПС.
Результаты экспертного опроса среди преподавателей выявили среднюю готовность курсантов вузов ГПС МЧС к практической деятельности: 59,4 % экспертов отметили среднюю готовность курсантов к выполнению своей профессиональной роли; 21,9 % экспертов вообще оценили готовность выпускников как низкую. Только 18,7 % преподавателей отметили высокую готовность курсантов к выполнению роли пожарного.
Курсантам был задан вопрос «Какими Вы хотите себя видеть после окончания вуза?». Ответы распределились следующим образом: «материально обеспеченным» - 91 %, «профессионалом» - 68,8 %, «свободным, независимым» - 40,8 %, «образованным» - 34 %, «таким, как все» - 8,9 %. Таким образом, ответами на данный вопрос курсанты подтверждают высокую степень значимости в иерархии ценности материального порядка, в жизненных планах на будущее для большинства курсантов первоочередным является достижение материального благополучия.
80
70
60
50
40
ЗО
20
10
71
./1
А
А
А 28,1
А
А Р 1 9.
У '
г
Полностью овладели профессиональной ролью
Частично овладели Не готовы
профессиональной к выполнению
ролью профессиональной роли
Рис. 6. Оценка готовности курсантов к выполнению профессиональной роли офицера ГПС МЧС России (в процентах от числа опрошенных, п = 909)
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М., 1991.
2. Ворожцов, А. М. Ключевые проблемы формирования и реализации профессионально'-личностных стратегий выпускников вузов МВД РФ / А. М. Ворожцов // Вестник БГУ. - 2007. - № 4.
3. Кто и куда стремится вести Россию?.. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т. И. Заславской. - М. : МВШСЭН, 2001.
4. Демин, П. С. Ценностные ориентации и установки курсантов - выпускников военно-учебных заведений / П. С. Демин. - иЯЬ: http://www.isras.ru/files/File/Socis/ 2003-12/dyomin.pdf
5. Мальцев, А. Н. Профессиональная успешность курсантов вузов государственной противопожарной службы МЧС России / А. Н. Мальцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2008. - № 60.
Шубин Владимир Анатольевич
старший преподаватель, кафедра пожарной строевой и физической подготовки, Ивановский институт противопожарной службы
Shubin Vladimir Anatoloyevich Senior lecturer, sub-department of fire fighting, drill and physical training, Ivanovo institute of fire fighting service
E-mail: [email protected]
УДК 316.61 Шубин, В. А.
Профессиональные стратегии как фактор успешности профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС РФ / В. А. Шубин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. - № 4 (16). - С. 120-127.