В. О. Солнцев
ШВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
В статье рассматриваются вопросы совершенствования теории и практики воспитания в ходе профессиональной подготовки обучающихся в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли воспитательной работы.
Ключевые лова: воспитание, воспитательная работа, образовательный процесс, профессиональная подготовка в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
V. Solntsev PERFECTION OF THE THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA
The article covers the questions of perfecting the theory and practice of education during vocational training of students at higher educational institutions of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The author marks that perfection of preparation and activity of employees of this service is indissolubly connected with the increase of the role of educational work.
Key words: education, educational work, educational process, vocational training in higher educational institutions of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
В Концепции кадровой работы в Мини- циям и ликвидации последствий стихийных
стерстве Российской Федерации по делам бедствий (далее — МЧС России) отмечается
гражданской обороны, чрезвычайным ситуа- необходимость создания отвечающей совре-
менным требованиям системы воспитания всех категорий сотрудников МЧС России [3].
Важным элементом системы подготовки сотрудников МЧС России являются высшие учебные заведения Государственной противопожарной службы (далее — ГПС), функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава. Воспитание в вузах ГПС МЧС России осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы [1].
Главной целью воспитания в вузах ГПС МЧС России в настоящее время является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой, компетентной личности сотрудника ГПС МЧС России [4].
Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют о том, что негативное влияние как в целом на совершенствование деятельности ГПС МЧС России, так и непосредственно на повышение эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России оказывают недостатки в воспитании обучающихся в вузах ГПС МЧС России.
Как показал проведенный анализ, основными причинами низкой эффективности воспитания в вузах ГПС МЧС России являются: отсутствие системности в воспитательной работе; низкий уровень психолого-педагогиче-ской подготовки должностных лиц; недостаточное использование потенциала педагогики, современных технологий организации воспитательной работы в образовательных учреждениях ГПС МЧС.
С учетом отмеченных обстоятельств в современных условиях возрастает потребность в совершенствовании теории и практики воспитания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России, практической разработке, апробации и реализации целостной системы воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России как существенного элемента системы воспитания и профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России.
Вышеизложенное позволяет считать, что научно-педагогическая проблема совершенствования теории и практики воспитания является весьма актуальной, теоретически и практически значимой применительно к вузам ГПС МЧС России, теории и методике профессионального образования.
С учетом этого важной и перспективной целью педагогического исследования является теоретическая разработка концепции и обоснование практической технологии воспитания в вузах ГПС МЧС России в интересах совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России, развития личности сотрудника, способного эффективно решать задачи в области пожарной безопасности, деятельности ГПС МЧС России.
Для достижения данной цели, как показал проведенный анализ, необходимо проанализировать результаты научных исследований и современное состояние воспитательной деятельности в вузах, ее влияние на достижение результатов в образовательном процессе и формирование личности сотрудника ГПС МЧС России; изучить возможности реализации положений педагогики применительно к построению системы воспитания в вузах ГПС; рассмотреть процесс воспитания в вузах ГПС МЧС России как систему и выделить ее основные элементы и взаимосвязи между ними; уточнить содержание и определить оптимальный состав элементов системы воспитательной работы в вузах ГПС МЧС; разработать концепцию и выделить технологические основы воспитания в вузах ГПС МЧС.
В настоящее время воспитательная работа в вузах ГПС МЧС России занимает все более важное место. Это объясняется требованием к современному специалисту Государственной противопожарной службы, который должен быть не только отличным профессионалом, знатоком своего дела, но и личностью, обладающей важными для профессиональной деятельности духовными, личностными, психологическими качествами.
Для совершенствования теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС необходимо
провести анализ современных научных взглядов на сущность воспитания, закономерности, принципы, методы его осуществления.
К числу специфических обстоятельств, определяющих необходимость развития теории и практики воспитания, как в Государственной противопожарной службе МЧС России, так и в целом в отечественных силовых ведомствах следует отнести произошедшие с начала 1990-х гг. к настоящему времени изменения политической системы, общественных отношений, идеологических установок, форм собственности, международной ситуации, которые влияют на все сферы человеческой жизни, в том числе и на сферу воспитания и профессионального образования.
В жизнедеятельности сотрудников Государственной противопожарной службы в полной мере отражаются как позитивные, так и негативные процессы, происходящие в мире, государстве, обществе, образовании [4]. Следовательно, современный сотрудник ГПС МЧС России, с одной стороны, должен обладать профессиональной и педагогической культурой, проявлять в обучении и воспитании подчиненных творчество и инициативу, владеть современными формами работы с людьми, с другой — глубоко понимать причины негативных моментов в жизнедеятельности подчиненных и с их учетом строить свою служебную, управленческую, педагогическую, воспитательную деятельность. Подготовка сотрудника, обладающего такими качествами — важнейшая задача образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России [2].
Проведенный анализ научно-педагогической литературы показывает, что большинство зарубежных и отечественных представителей педагогической науки рассматривают в качестве важнейшего пути совершенствования воспитания реализацию гуманистического подхода. Основная идея этого подхода заключается в том, что воспитание рассматривается как процесс, теснейшим образом связанный с деятельностью человека, с познанием личности и учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, ценностей. При этом каждый человек как участник процесса
воспитания, независимо от роли, которою он исполняет в этом процессе, выступает как активный субъект, активный участник этого процесса.
С позиций этого подхода основой воспитания является педагогическое взаимодействие людей как субъектов процесса воспитания. Понимание воспитания как особой формы субъект-субъектного педагогического (управленческого, служебного) взаимодействия между людьми является соответствующим современным позициям педагогики. Современной педагогикой показано, что в этом процессе происходит не однонаправленное воздействие, а именно взаимодействие (пусть специально организованное воспитателем, руководителем, командиром) двух субъектов — взрослого и ребенка, педагога и учащегося, воспитателя и воспитуемого, начальника и подчиненного. Тем более, это верно для осмысления содержания и особенностей воспитания курсантов, офицеров, сотрудников ГПС МЧС России, в которых руководителям, командирам, преподавателям, педагогам приходится взаимодействовать с людьми, чьи личностные качества в основном (либо в полной сере) уже сформированы.
Движение научной мысли от понимания воспитания как директивного воздействия одной личности на другую к пониманию его как особой формы взаимодействия людей обусловливает существенные изменения во взглядах на особенности воспитания в вузах ГПС МЧС России. С позиций взаимодействия воспитание рассматривается не как нечто навязанное человеку извне, а как процесс, обусловленный прежде всего собственными стремлениями человека, его личностными усилиями и мотивами.
Такой подход позволяет осмыслить воспитание в вузах ГПС МЧС России предельно широко, с учетом того, что личный состав вузов, сотрудники ГПС МЧС России взаимодействуют с другими людьми во всех жизненных сферах, в процессе труда и на отдыхе, в период учебы, службы и досуга, занимаясь общественной деятельностью и проводя время в кругу семьи.
Взаимодействие может носить как вертикальный (педагог — обучающийся; начальник — подчиненный), так и горизонтальный (учащийся — учащийся; сотрудник — сотрудник) характер, может быть как непосредственным, так и опосредованным. Следовательно, воспитание, выступая стороной образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, пронизывает всю учебную, служебную, общественную, спортивную, бытовую и другие виды деятельности, и не может быть локализовано лишь только в педагогической сфере.
Являясь всеобъемлющим социальным процессом, воспитание в то же время осуществляется в двух достаточно разных, но внутренне единых формах — специально организованной и возникающей спонтанно, для которой активность организаторов не является систематизирующим признаком. В качестве первой можно привести в пример организацию воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России, в качестве второй — становление личности сотрудника ГПС МЧС России под влиянием факторов макросреды и микросреды, например, когда изменения в сознании и поведении происходят в результате естественного приобщения к традициям и обычаям определенной социальной группы, профессии, культурной среды.
Таким образом, процесс воспитание можно рассматривать как специфический аспект взаимодействия людей, непременный компонент деятельности человека, духовной и практической составляющей его жизни, активности. В целом, воспитание — это такое взаимодействие, результатом которого является изменение личностных качеств человека.
С учетом отмеченных обстоятельств требуется более подробный анализ существующей теории и практики специально организованной воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России. Данный анализ позволяет выделить ряд сущностных аспектов воспитания, воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России.
Во-первых, воспитание в вузе ГПС МЧС России — процесс целенаправленный. Условно в человеческой деятельности можно различить технологическую и личностную стороны. Пер-
вая ориентирована на предметный, вторая — на социальный характер практики. Первая обеспечивается различными знаниями, умениями, навыками, которые в совокупности характеризуют человека как работника. Вторая обеспечивается формированием у человека психологических предпосылок к сотрудничеству с другими людьми, сознательного построения своего поведения, выбора жизненного пути и характеризует человека как личность. Поэтому воспитание — это не просто подготовка человека к функциональной деятельности, оно не может быть сведено к выработке поведения, соответствующего конкретной совокупности правил и норм. Воспитание призвано обеспечить становление личности в широком социальном плане. Оно должно приобщить личность к культуре, помочь ей осознать действительность, мир человека — как взаимодействие людей, процесс их деятельности, совокупность ее результатов. Оно должно научить видеть за всем и во всем человека — его труд, социальные связи, надежды и тревоги, прошлое и будущее, призвано помочь человеку преодолеть мираж вещного объектного мира и в каждом своем действии усматривать отношение к другому человеку, считать это отношение стержнем любого выбора.
Во-вторых, воспитательная работа в вузах ГПС МЧС России является гуманной по своим целям и содержанию. Воспитание подводит человека к осознанию неповторимости своей личности, обладающей свободой воли, способной выступать причиной своего поведения, умеющей нести ответственность за свои поступки. Насколько реализованы эти возможности — такой вопрос в результате воспитания постоянно должна задавать себе личность. Поэтому ее поведение сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку неизбежно обретает другую ипостась — отношение к самому себе.
Воспитание личности сотрудника ГПС МЧС России как творца своей жизни и своей судьбы готовит человека к субъектной позиции и деятельности, вырабатывает ее психические предпосылки. Это и умение стать выше
ситуации, и формирование стремления к осмысленным и осознанным действиям, к выбору позиции, к поступку и ответственности за него, и способность к совместной коллективной деятельности, сотрудничеству. Результатом воспитательной работы должны стать особые, профессионально важные качества личности сотрудника ГПС МЧС России. Особо важная роль при этом должна отводиться ориентации личности на социальные ценности, нравственному и профессиональному воспитанию.
В-третьих, проведение воспитательной работы в вузе ГПС МЧС России отличается сложностью. Воспитание вплетено в контекст реальной учебы, службы, жизни человека и отражает в себе ее особенности применительно к профессиональной подготовке сотрудника ГПС МЧС России. Цели, средства, методы воспитания в вузе ГПС МЧС России детерминированы социальными и ведомственными установками, требования государства и общества.
Гуманистический подход к воспитанию требует глубокого изучения человека как участника, субъекта педагогического процесса. В этой связи чрезвычайно важным является исследование, диагностика характеристик человека (биологических, этнических, половых, физиологических, психологических, личностных, социальных, педагогических и др.). Эти характеристики делают людей непохожими друг на друга, обладающими разными возможностями к личностному росту, требующими индивидуального психолого-педагогического подхода.
Отмечая важность исследования детерминант процесса воспитания для совершенствования воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России, подчеркнем, что любая детерминация — лишь предпосылка выбора личностью системы духовных ценностей, моделей поведения, способа существования. Она не заменяет самого акта выбора и следующую за ним работу над приобретенным духовным богатством. Акт выбора должен дополняться, развиваться, закрепляться духовной деятельностью самой личности. Отсюда вытекает важ-
нейшая задача воспитательной работы — стимулировать эту работу, культивировать у личности желание ею заниматься. Это по сути — побуждение к самовоспитанию [2].
Важную роль в повышении эффективности деятельности вузов ГПС МЧС России, профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС, воспитательной работы в современных условиях призвана сыграть опора на всесторонние знания и учет закономерностей воспитания.
Воспитание личного состава вуза ГПС МЧС должно проводиться на основе выявления и учета педагогических условий совершенствования воспитательной работы в интересах личностного развития, психологической подготовки, повышения профессиональной подготовленности и компетентности кадров ГПС МЧС. Воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС приобретает в настоящее время характер актуальной педагогической проблемы, требующей исследования, теоретического и практического решения. Решение данной проблемы непосредственно связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач ГПС МЧС России [1].
Воспитание обучающихся, подчиненных объективно обусловлено самим характером деятельности командиров, начальников, преподавателей, других должностных лиц вузов ГПС МЧС как руководителей, организаторов, управляющего звена в процессе профессиональной подготовки, обучения и воспитания. Последовательное и систематическое изучение личности обучающегося позволяет направлять и углублять знания о его индивидуальных особенностях, о направлениях и темпах развития с тем, чтобы на основе психолого-педагогиче-ской информации принять необходимое управленческое (воспитательное) решение. Такое изучение является не самоцелью, а средством, позволяющим эффективно решать стоящие служебные задачи, обеспечивать профессиональное и личностное развитие в процессе подготовки сотрудников ГПС МЧС России.
Главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями личного состава является проведение государственной политики
по формированию у сотрудников ГПС МЧС России качеств гражданина-патриота, профессионала, личной ответственности за соблюдение требований Конституции Российской Федерации, присяги, законов и приказов, решение стоящих задач по обеспечению личности, общества, государства.
Содержание воспитания в вузах ГПС МЧС России включает:
• государственно-патриотическое (патриотизм, верность Отечеству, Конституции Российской Федерации, присяге);
• профессиональное (мужество, отвага, компетентность, мастерство);
• нравственное (долг, честь, совесть, уважение, доброта);
• правовое (дисциплинированность, исполнительность, ответственность, приверженность законодательству Российской Федерации, нормам жизни);
• социальное (межнациональное единство, дружба, интернационализм);
• социально-психологическое (сплоченность, психологическая устойчивость, морально-психологический климат коллектива);
• экономическое (рачительность, бережливость);
• эстетическое (чувство прекрасного, вкус, вежливость, такт);
• физическое (ловкость, сила, выносливость);
• экологическое (соблюдение чистоты и порядка, любовь к природе);
• гендерное или полоролевое (взаимоотношения между мужчиной и женщиной).
Субъектами воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России выступают: общество, государственные институты и учреждения; органы местного самоуправления; средства массовой информации; различные общественные объединения (профессиональные союзы, патриотические организации, советы ветеранов, клубы и т. п.); религиозные конфессии; семьи и родственники обучающихся, сотрудников ГПС МЧС России; друзья и товарищи; командование; ученый совет; отдел воспитательной работы; профессорско-преподавательский состав; руководство фа-
культетов, отделов, служб и подразделений обеспечения; коллективы подразделений; клуб; общественные организации (совет ветеранов, офицерские собрания, женские советы, комиссии и т. п.).
К объектам воспитания относятся: офицеры постоянного состава; офицеры переменного состава; курсанты; женщины-военнослужащие; гражданский персонал; коллективы; члены семей; учащиеся кадетских классов; учащиеся подшефных учебных заведений.
Взаимодействие субъектов и объектов в системе воспитания выступает как сложное, многоуровневое и многоплановое социальнопедагогическое явление. По своей сущности оно состоит, с одной стороны, в обеспечении наиболее эффективного решения воспитательных задач путем изучения объектов воздействий, уяснения целей и планирования воспитательной работы, контроля и корректировки системы воспитательных воздействий и взаимодействий в вузе (подразделении), а с другой — в восприятии воспитательных влияний и взаимодействий различными категориями сотрудников ГПС МЧС России, участниками образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России, членами их семей, коллективами и обратном их воздействии на субъекты.
В целом проведенное педагогическое исследование позволяет определить, что система воспитания в вузах ГПС МЧС России должна представлять собой целостную совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, целей, задач, направлений, форм, методов, средств, приемов воспитания), находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формирования и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с требованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения безопасности личности, общества, государства.
В связи с этим актуальной, теоретически и практически значимой представляется разра-
ботка педагогической теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России в интересах совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС
МЧС России, развития личности сотрудника, способного эффективно решать задачи в области пожарной безопасности, деятельности ГПС и возложенных на МЧС России функций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонов В. С., Моторин В. Б., Ткачев П. А. и др. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы. СПб., 2002.
2. Иваницкий А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2000.
3. Концепция кадровой политики МЧС России. М., 2003.
4. Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы / В. Б. Моторин, П. А. Ткачев, В. П. Бессонов и др. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2003.