ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
А.Е. Захаров; О.Г. Макашина.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Обоснована необходимость разработки и реализации педагогических условий развития социальной ответственности у обучающихся в процессе подготовки в вузах ГПС МЧС России.
Ключевые слова: сотрудники ГПС МЧС России, профессиональная подготовка в вузах ГПС МЧС России, развитие социальной ответственности
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL RESPONSIBILITY DEVELOPMENT AMONG STUDENTS IN UNIVERSITIES OF THE STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA
A.E. Zakharov; O.G. Makashinа.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
In the article the need of development and implement of pedagogical conditions of social responsibility development among students in studying process in universities of the State fire service of EMERCOM of Russia.
Key words: the State fire service of EMERCOM of Russia personal, professional training in universities of State fire service of EMERCOM of Russia, the social responsibility development
В современных условиях развития российского государства и общества возрастает значение воспитания граждан страны. Одним из важнейших направлений воспитания, требующего особого внимания в настоящее время, является развитие социальной ответственности. При этом следует отметить, что для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь по сути определяющим для формирования социального, морального, профессионального облика их представителей. К числу подобных профессий относятся педагоги, медики, сотрудники правоохранительных органов. Несомненно, к ним следует отнести спасателей, пожарных, сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, для которых нормы морали, нравственные убеждения и чувство социальной ответственности за безопасность людей особо важны [1].
Сложность и значимость задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности требуют осуществления целенаправленной воспитательной работы по укреплению морально-психологического потенциала, повышению престижа службы [2].
Стратегическим направлением кадровой политики МЧС России определено создание условий для свободного использования всеми работниками Министерства своих способностей, их развития и востребованности в обществе. В Концепции кадровой работы в МЧС России поставлена задача создания отвечающей современным требованиям системы
воспитания всех категорий сотрудников МЧС России.
Важную роль в решении задач, стоящих перед МЧС России, играет личный состав Государственной противопожарной службы [1].
Руководством МЧС России в качестве основного фактора повышения эффективности работы МЧС России, обеспечения результативности профессиональной деятельности определено совершенствование подготовки сотрудников.
Профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России в современных условиях представляет собой процесс решения многообразных, сложных и разноплановых задач обеспечения пожарной безопасности. Важным средством её совершенствования является воспитание сотрудников ГПС МЧС России.
Основным элементом системы подготовки кадров ГПС МЧС России являются вузы ГПС МЧС России, функционирование которых неразрывно связано с воспитанием личного состава [3]. Подготовка специалистов осуществляется в ходе целостного образовательного процесса и непосредственно путем проведения воспитательной работы.
Целью воспитания является формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ГПС МЧС России [4].
Построенное на научной основе и повсеместно осуществляемое воспитание в вузе ГПС МЧС России не только формирует моральный облик обучающихся, сотрудников, но и создает необходимую морально-психологическую атмосферу в вузе и способствует конструктивным связям личного состава с окружающим социумом.
Развитию познавательного интереса курсантов способствует такая организация обучения, при которой им предоставляется возможность самостоятельно творчески решать поставленные задачи, выражать свое мнение по рассматриваемым проблемам.
Достижение высокого уровня подготовки будущих специалистов в вузах ГПС МЧС России является существенным условием профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников данных вузов как профессионалов, компетентных сотрудников ГПС МЧС России, имеющих сформированные профессионально важные личностные качества, способных с гарантированными результатами решать задачи, поставленные перед ГПС МЧС России [5].
В современных условиях посредством воспитания обучающихся (курсантов, слушателей, студентов) в вузах ГПС МЧС России должны решаться следующие задачи:
- формирование у сотрудников ГПС МЧС России верности Родине и присяге;
- воспитание в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации;
- формирование стремления овладевать профессиональными знаниями, совершенствовать выучку и мастерство, знать и содержать в готовности к применению вверенную технику;
- воспитание профессиональных качеств: честности, дисциплинированности, разумной инициативы, бдительности, товарищества, уважения чести и достоинства сотрудника ГПС МЧС России;
- развитие личности, повышение культурного уровня сотрудников [6] .
Основными направлениями воспитания в вузах ГПС МЧС России являются
государственно-патриотическое, духовно-нравственное, профессиональное, правовое, эстетическое, физическое воспитание [7].
Проведенный анализ научных источников свидетельствует, что проблеме воспитания офицеров, сотрудников силовых ведомств, правоохранительных органов традиционно уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных ученых (B.C. Артамонова,
A.В. Барабанщикова, Ю.Г. Баскина, А.С. Батышева, В.Л. Васильева, В.П. Давыдова, О.Ю. Ефремова,
B.Я. Кикоть, А.А. Кочина, B.C. Олейникова, В.П. Сальникова, Н.Н. Силкина, В.Я. Слепова, A.M. Столяренко, В.И. Хальзова, В.А. Щеголева, В.А. Якунина и др.).
В целом следует отметить, что, начиная с 2000 года, увеличивается количество
исследований по проблемам подготовки личного состава МЧС России и непосредственно воспитания личности будущих сотрудников ГПС МЧС России, однако вопросы развития социальной ответственности обучающихся в вузах ГПС МЧС России не были в достаточной мере изучены в педагогических исследованиях.
В целом с учётом задач развития страны, и общеобразовательная, и профессиональная школа должны готовить молодых граждан России к социально ответственным действиям. Особенно остро данная проблема стоит перед учебными заведениями силовых ведомств, включая вузы ГПС МЧС России, выпускников которых ориентируют на решение сложных задач обеспечения безопасности страны, мирного населения, их защиты и спасения в различных чрезвычайных ситуациях [8].
Таким образом, указанные положения обусловливают актуальность научно-практической разработки и реализации педагогических условий развития социальной ответственности обучающихся в вузах ГПС МЧС России.
Проблема воспитания ответственности у детей, подростков, молодежи рассматривалась многими отечественными и зарубежными педагогами (К.Н. Вентцель, И.Ф. Гербартом, С.И. Гессеном, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинским, В. А. Сухомлинским и др.) [9].
Различные аспекты указанной проблемы изучали С.Ф. Анисимов, Т.Г. Гаевая, А.И. Голубева, Н.И. Дубинин, Н.Б. Елисеева, Т.Г. Иваненко, Г.В. Ковалева, К. Муздыбаева, Л. С. Славина, В. Д. Хрум и др.
Современные исследования ответственности и процесса ее формирования на различных возрастных этапах представлены в работах Е.Н. Бобковой, Л.С. Каменской, Л. А. Косолаповой, А.А. Реана, В.Г. Сахаровой, О. А. Юровой и др.
Вместе с тем вопросы развития ответственности у студентов, обучающихся в вузах рассмотрены в достаточно ограниченном количестве работ (Л.П. Барановской, Е.Ю. Богатской, И.В. Валеевой, Е.В. Гнидан, И.А. Зимней, К.С. Пахомовой, О.А. Шушериной). Что же касается обучающихся (курсантов, слушателей, студентов) в вузах ГПС МЧС России, то проблема развития ответственности не освещена в научных публикациях.
Таким образом, проведенный анализ теории и практики позволяет выделить ряд противоречий:
- между признанием необходимости осмысления процесса развития социальной ответственности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России и его недостаточной изученностью в педагогической науке;
- между накопленными в педагогической теории знаниями о воспитании и о феномене социальной ответственности и отсутствием научно обоснованного методического сопровождения этого процесса на этапе получения профессионального образования в вузе;
- между требованием современного Российского государства и общества, МЧС России к образовательным учреждениям по подготовке социально устойчивого, мобильного, деятельного выпускника и отсутствием системы работы в вузах ГПС МЧС России по формированию у обучающихся социальной ответственности;
- между потребностью ГПС МЧС России в сотрудниках со сформированной социальной ответственностью и неподготовленностью руководителей и профессорско-преподавательского составов вузов ГПС МЧС России к реализации потенциала образовательного процесса, воспитательной работы, внеучебной деятельности для ее формирования.
Анализ работ по проблеме ответственности свидетельствует о многообразии подходов к характеристике данной категории. Одни определяют ее как способность человека к выполнению долга, другие (Т.Ф. Иванова) раскрывают ее как волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина), отражающее склонность индивида придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, как готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой. Ковалева Г.В. определяет «ответственность как интегральное качество
личности, определяющее поведение человека на основе осознания им зависимости деятельности от общепринятых целей и ценностей». Голубкова Н.Я., Скорбилина Н.И. понимают ответственность как составляющую социального поведения, наряду с социальным самочувствием и социальной идентификацией, как качество личности, которое формируется и развивается в учебно-воспитательном процессе, как цельное качество, определяющее направленность всей жизнедеятельности человека. Анисимов С.Ф. определяет понятие «ответственности» как совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость.
Ответственность также рассматривается как один из аспектов отношений участников общественной жизни, характеризующий взаимосвязь индивида, общества и государства, индивидов между собой и включающий осознание субъектом социальной значимость своего поведения и его последствий, обязанность действовать в рамках требований социальных норм, регламентирующих общественные отношения [10-12].
Бордовская Н.В., Реан А.А. в своих работах подчеркивают, что, во-первых, ответственность является важнейшей характеристикой личности, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой [13]. Во-вторых, исходя из теории локуса контроля, они рассматривают два типа ответственности.
Ответственность первого типа - это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», - вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В качестве «других людей», на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи часто выступают родители, учителя, в будущем - коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.
В целом в качестве признаков сформированности ответственности в научной литературе выделяются:
- способность действовать и делать это на протяжении длительного времени;
- умение управлять не только собственной деятельностью, но и действиями других;
- умение делегировать полномочия;
- умение самостоятельно решать собственные проблемы, используя возможности государства, окружения;
- умение визуализировать проблемы, создавать маленькие фильмы о том, как все может сложиться, но обязательно с благополучным концом [14] .
Социальная зрелость и ее составляющая - ответственность - формируется лишь в адекватной деятельности. Развитие ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств [5, 6].
В структуру ответственности включают:
- идейно-нравственный компонент - понимание личностью взаимосвязи личных и общественных интересов;
- эмоционально-волевой - осознание эмоционального отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к собственному выбору;
- действенный компонент - целенаправленное преодоление трудностей.
Таким образом, структуру ответственности можно представить как взаимосвязь трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого.
На основании анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, можно, говорить о том, что, во-первых, под социальной ответственностью в гуманитарных науках понимается объективность, исторически конкретный характер взаимоотношений между
личностью, группой и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований в интересах и на благо каждого субъекта этого взаимодействия.
Во-вторых, общественная значимость процесса формирования такой ответственности основана на идеях гуманизма, признании достоинства каждого человека, его возможности по-разному воспринимать социальную реальность; праве на ошибку и ее исправление, предполагает самостоятельность и включенность в действие.
В-третьих, признаками ее сформированности являются: личностная мотивация принятия возлагаемых сообществом обязанностей; понимание их содержания, нравственного аспекта требуемых действий; подготовленность к принятию самостоятельных решений и выполнению действий в соответствии с ситуацией, поставленными целями, просчитанными последствиями.
В процессе проведенного анализа было рассмотрено понятие социальной ответственности как качества зрелой личности, позволяющее ей на основе знаний о допущениях и ограничениях в собственном поведении принимать правильные решения, совершать социально одобряемые действия, строить продуктивные отношения с окружающими, успешно выполнять поставленные задачи.
В процессе развития социальной ответственности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России выделено три взаимосвязанных этапа:
- информирование обучающихся о социальной действительности, межличностных отношениях, правах и обязанностях, нормах и правилах социального поведения, санкциях при их нарушениях, традициях социально-профессиональной деятельности;
- включение в систему социальных отношений через участие в проектировании и реализации социальных проектов;
- рефлексия, осмысление и обобщение опыта.
Совокупность педагогических условий развития социальной ответственности у обучающихся в вузах ГПС МЧС России состоит в следующем:
- выделении социальной ответственности в качестве одной из важнейших общекультурных компетенций и в целом компонента профессиональной компетентности сотрудника ГПС МЧС России;
- ориентации процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России на развитие самостоятельности личности обучающихся, их субъектной активности, личностной позиции, способности к саморегуляции, принятию решений и ответственности за них;
- проведении педагогической диагностики уровня развития социальной ответственности в системе личностных качеств обучающихся;
- осуществлении психолого-педагогической поддержки будущих сотрудников ГПС МЧС России.
Литература
1. Артамонов B.C., Моторин В.Б., Ткачев П. А. и [др.] Организация работы с кадрами Государственной противопожарной службы МЧС России. СПб., 2002.
2. Артамонов В.С., Алексеик Е.Б. История пожарной охраны России. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2007.
3. Баженов О.В. Социальное воспитание личного состава МЧС России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
4. Баскин Ю.Г. Формирование социально-психологических отношений в коллективе сотрудников ГПС МЧС России. СПб.: Санкт-Петербургский ин-т ГПС МЧС России, 2004.
5. Баскин Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально-психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России: монография. СПб.: Санкт-Петербургский ин-т ГПС МЧС России, 2003. 116 с.
6. Баскин Ю. Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений: монография. СПб.: Санкт-Петербургский
ин-т ГПС МЧС России, 2003. 169 с.
7. О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России: Приказ МЧС России от 30 нояб. 2005 г. № 859.
8. Кодекс чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Приказ МЧС России от 6 марта 2006 г. № 136. [Электронный ресурс] URL: http://fire-fight.ru/doc/58-kodeks-chesti-sotrudnika-sistemy-mchs.html (дата обращения:14.10.2011).
9. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988. 304 с.
10. Бобкова Е.Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 157 с.
11. Богатская Е.Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Дону, 2005. 27 с.
12. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Дону, 1996. 560 с.
13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2004. 300 с.
14. Ефремов О.Ю. Педагогика. СПб.: Питер, 2010.
15. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004. 421 с.
16. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. 293 с.