Научная статья на тему 'Новое в налогообложении в 2003 году'

Новое в налогообложении в 2003 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в налогообложении в 2003 году»

НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ В 2003 ГОДУ

O.A. БОРЗУНОВА,

ведущий специалист Информационно-аналитического управления

Государственной Думы РФ

ПЕРЕМЕНЫ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В целях совершенствования систем налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации принят Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Данный Федеральный закон дополняет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) новыми главами 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», которые введены в действие с 1 января 2003 года.

Согласно положениям главы 26.2 Кодекса, упрощенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) на добровольной основе. При этом организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября текущего года в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление по форме, утвержденной приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495.

Применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию), налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.

При этом для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхова-

ние в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Уплата данных взносов аналогична порядку уплаты единого социального налога. Пенсионные взносы начисляются на фонд заработной платы. При этом минимальная ставка составляет 14%. Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы также и за себя с прибыли, полученной от предпринимательской деятельности. Согласно ст. 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР за себя в виде фиксированного платежа. При этом его размер в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В 2002 году минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливался в размере 150 руб. в месяц и являлся обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направлялось на финансирование страховой части, а 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В то же время главой 26.2 НК РФ предусмотрено, что уплаченные страховые взносы в зависимости от объекта налогообложения уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50%) либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.

На основании Федерального закона РФ от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска.

Право на применение указанного налогового режима предоставляется индивидуальным

предпринимателям (без ограничения по размеру полученного ими дохода), а также организациям, имевшим по итогам девяти месяцев, предшествующих дате подачи заявления о переводе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации товаров (работ, услуг) не более 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж).

Данное право не распространяется на отдельных налогоплательщиков, включенных в специальный перечень.

К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены банки; страховые компании; профессиональные участники рынка ценных бумаг; частные нотариусы; организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%; организации, имеющие филиалы и (или) представительства; организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых превышает 100 человек; организации, у которых стоимость амортизационного имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн руб. и другие.

Налогоплательщикам, подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, также предоставлено право выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов). Ставка единого налога установлена в размере 6% от дохода или 15% от дохода, .уменьшенного на величину расходов. При этом ст. 346.16 НК РФ установлен исчерпывающий перечень расходов, принимаемых при определении налоговой базы. Данный перечень значительно расширен по сравнению с аналогичным перечнем в действующей упрощенной системе налогообложения.

Кроме того, положениями главы 26.2 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения так называемый «доход минус расходы», должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от валового дохода. Минимальный налог уплачивается только в том случае, если сумма единого налога, начисленная такими налогоплательщиками по ставке 15%, оказалась меньше суммы минимального налога. Налогоплательщикам, уплачивающим минимальный налог, предоставляется право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков.

По мнению МНС России, введение в действие главы 26.2 НК РФ позволит не только резко снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков,

занятых в сфере малого бизнеса (примерно в 2 — 3 раза), но и значительно упростить процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой указанными налогоплательщиками налоговой отчетности. Также на упрощенную систему сможет перейти гораздо больше малых и средних предприятий, чем по действовавшему ранее закону.

Что касается системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то данная система устанавливается главой 26.3 НК РФ и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

Данная система налогообложения не является нововведением для налогоплательщиков. Аналогичная система налогообложения в настоящее время применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148 — ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Вместе с тем, в главе 26.3 учтены отдельные недостатки и «пробелы» действующего федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход, в частности, уточнен, а в некоторых случаях и изменен действующий порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход. Сокращены полномочия субъектов РФ, что позволит унифицировать положение налогоплательщиков налога на вмененный доход на территории всей России. Уменьшено количество корректирующих коэффициентов, что также упрощает процедуру налогообложения.

Налогоплательщиками, являются индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие перечисленные в НК РФ виды деятельности в том субъекте РФ, который ввел данную систему налогообложения. Например, налогоплательщик зарегистрирован в субъекте РФ, где не введена данная система налогообложения, но считает, что налог на вмененный доход ему более выгоден. В этом случае он вправе осуществлять свою деятельность на территории того субъекта, где данный налог введен. Это и будет его правом выбора системы налогообложения, которая ему более всего выгодна.

Так, в соответствии с положениями данной главы НК РФ, налогоплательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) исчисляют и уплачивают налог по окончании каждого квартала, а также освобождаются от уплаты только наиболее крупных налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц

(для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, налогов на имущество организаций и физических лиц, а также единого социального налога.

При этом для данной категории налогоплательщиков сохраняется обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. О чем было сказано ранее. Суммы уплаченных налогоплательщиками страховых взносов принимаются к уменьшению (но не более чем на 50%) исчисленной за налоговый период суммы единого налога на вмененный доход.

Действие единого налога на вмененный доход распространяется на шесть видов предпринимательской деятельности: оказание бытовых услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля; общественное питание; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Таким образом, из этой системы налогообложения исключаются:

• оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;

• оказание физическим лицам медицинских, косметологических услуг;

• оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

• оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования;

• розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами;

• розничная стационарная торговля горючесмазочными материалами;

• оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;

• оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;

• деятельность организаций по сбору металлолома;

• изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов. Ставка налога остается прежней — 15% от вмененного дохода. Значения показателей базовой доходности, а

также физические показатели базовой доходности по каждому виду деятельности закреплены непосредственно в НК РФ, что позволит избежать значительных колебаний налоговой нагруз-

ки на налогоплательщиков, осуществляющих в сопоставимых условиях одни и те же виды деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации. В связи с этим резко сокращены полномочия субъектов Российской Федерации по применению данной системы налогообложения на своих территориях, которые сводятся только к установлению значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по каждому виду деятельности в установленных НК РФ пределах, а также видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату данного налога, в пределах перечня, установленного НК РФ.

Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главами 26.3 и 26.1 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ

Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», принятый 24 июля 2002 года дополняет Налоговый кодекс Российской Федерации новой главой 28 «Транспортный налог», а также предусматривает ряд изменений и дополнений в действующие главы НК РФ и другие акты законодательства РФ.

Данный налог заменяет действовавшие до 2003 года налог с владельцев транспортных средств, регулируемый Законом Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации, и налог на водно-воздушные транспортные средства, регулируемый Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии с Законом налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опублико-

Таблица

Налоговые ставки на транспортные средства (в руб.)

Наименование объекта налогообложения ¡¡Налог. Ставка

¡Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы - л.с.):

до 100 (до 73,55 кВт) включительно 5

свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно .! 7

свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно i; 10

свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до183,9 кВт) включительно __ JI__15

' -.................... ~~ .......... * " --- -

свыше 250 (свыше 183,9 кВт) ¡| 30

'Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

( • до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно £ 2

! свыше 20 до 35 л.с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно л 4

• свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) л 10

¿Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

• до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10 i • свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) > 20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

• до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5 ; • свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно . ¡ 8

• свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно ; 10

• свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 13

• свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17

'Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу ^

!(с каждой л.с.) ;;

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

i • до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно • 5

• свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) , i 10 , Катера, моторные лодки п другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

í • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¡ 10

; • свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) I 20 Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

'( • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ч 20

• свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) ¡ 40 : Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой л.с.):

; • до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¡I 25

; • свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) ( 50

; Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется и 1 и и 1Я вместимость (с каждой регистровой ¿тонны валовой вместимости)

20

IСамолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой л.с.) 25

¡Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного г ^рр [средства) ........................................................................................ ........................................................................ ..............,

■■■¡нншшвнванннав^внвшамавашнаваавнн^ншнанвна

58 ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ 2 РАЗА В МЕСЯЦ

вания настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, обязаны уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Исходные налоговые ставки установлены НК РФ. Но они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговые ставки по данному налогу дифференцированы в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, то есть, чем больше мощность — тем выше ставка налога. Такой подход направлен на установление социальной справедливости при взимании налога, а именно, чем мощнее, а следовательно, и дороже транспор-

тное средство, тем выше для него установлена предельная налоговая ставка. По аналогичным основаниям установлены более высокие ставки для яхт, катеров, гидроциклов и прочих подобных транспортных средств.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Обязанность уплатить налог возникнет, когда налогоплательщик получит по почте уведомление от налоговых органов об уплате налога.

Поскольку транспортный налог является региональным налогом, предоставление налоговых льгот отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Глава 28 НК РФ «Транспортный налог» вводится в действие с 1 января 2003 года.

АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с принятием федерального закона от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с 1 января 2003 года адвокаты, принявшие решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учредив адвокатский кабинет по суммам доходов, полученных от такой деятельности, являются плательщиками налога на доходы физических лиц.

Доходы, полученные ими от осуществления адвокатской деятельности, будут облагаться по ставке 13% на основании представляемой ими ежегодно в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом декларации по налогу на доходы физических лиц. В случае появления в течение 2003 года доходов, полученных адвокатами, принявшими решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, они обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов.

НОВОЕ ВО ВЗИМАНИИ АКЦИЗОВ

В 2002 году внесены изменения и дополнения в главу 22 «Акцизы» (в части налогообложения нефтепродуктов).

В настоящее время, поданным МНС России, собираемость акциза на нефтепродукты составляет 100%, что полностью отвечает требованиям бюджетного назначения.

В рамках действующей системы взимания акцизов на нефтепродукты облагается только

Таблица 2

Ставки акциза на нефтепродукты (в руб. за 1 т)

Виды подакцизных товаров

¡Бензин автомобильный с октановым числом до «80» включительно

I Бензин автомобильный с иными октановыми числами

Действующие ставки

_______________1 512

2 072

Ставки, вводимые с 01.02.2003

2 190

3 000

¡Дизельное топливо

616

890

¡Масло^для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей |

1 680

¡Прямогонный бензин

2 440 0

часть производимой и реализуемой продукции. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), но и путем смешения «прямогонного бензина» с различными добавками. Объемы бензина, полученные методом смешения, в большинстве случаев выводятся из-под налогообложения.

В целях повышения собираемости акцизов на нефтепродукты и формирования прозрачной системы торговли нефтепродуктами в главу 22 Н К РФ Федеральным законом от 24.07.2002 №110-ФЗ были внесены следующие изменения:

• установлено, что объектом обложения акцизом являются все бензиновые фракции, в том числе прямогонный бензин, что позволит налоговым органам осуществлять полномасштабный контроль за производством, реализацией и дальнейшей переработкой прямогонного бензина;

• введено точное определение терминов «бензиновая фракция», «прямогонный бензин»;

• плательщиком акциза на нефтепродукты являются не производитель нефтепродуктов (НПЗ), а все продавцы нефтепродуктов;

• введено так называемое «фискальное лицензирование» производителей, продавцов нефтепродуктов.

Статья 179.1 НХ РФ в качестве прямой нормы содержит основные положения порядка получения свидетельства о регистрации в налоговых органах лица, совершающего операции с нефтепродуктами (основание для выдачи свидетельства, перечень представляемых документов, сроки их рассмотрения, основания для приостановления действия свидетельства);

• обязанность по уплате акциза возникает в момент получения и оприходования нефтепродуктов. На суммы акциза, начисленного по объемам, переданным (реализованным) лицам, имеющим свидетельство, предоставляется вычет. В Законе приведен закрытый пере-

чень документов, представляемых для подтверждения права на получение вычета; • с целью контроля физических объемов производства на предприятиях (у индивидуальных предпринимателей), участвующих в цепочке производителей и продавцов нефтепродуктов будут введены налоговые посты, которые будут осуществлять контроль за соответствием объемов сырья, поступивших на НПЗ, фактическим объемам произведенных нефтепродуктов, сверку данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами отгруженной продукции, объемов фактических остатков, находящихся в складских помещениях и резервуарах. Кроме того, работники налоговых постов будут осуществлять проверку свидетельств (лицензий) на торговлю нефтепродуктами, предъявляемых покупателями нефтепродуктов.

НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ АЗАРТНЫХ ИГР

Государственная Дума в 2002 году приняла новую главу 29 Налогового кодекса «Налог на игорный бизнес». Данный налог вводится в соответствие с законом субъекта Российской Федерации и начнет действовать с 1 января 2004 года. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Но, в отличие от Федерального закона РФ от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», налогоплательщиками являются только те физические лица, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Объекты налогообложения остались без изменения. Это игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора и букмеккерских контор.

Большие изменения коснулись налоговой ставки. Во-первых, она установлена в рублях, в отличие от ныне действующей налоговой ставки, кратной МРОТ. Во-вторых, ставка значительно уве-

дичилась. В-третьих, в Законе № 162-ФЗ была закреплена минимальная ставка и право субъекта РФ на ее изменение. 9 апреля 2002 года в определении Конституционного Суда РФ данное положение Закона № 162-ФЗ было признано неконституционным, так как отсутствовало ограничение предельных размеров ставок. В новой главе НК РФ установлены минимальная и максимальная налоговые ставки, в пределах которых конкретную налоговую ставку устанавливают субъекты РФ. До 1 января 2004 года действуют налоговые ставки, установленные в Законе № 162-ФЗ, при этом субъекты РФ вправе изменить ее, но не более чем в пять раз.

Налог по-прежнему останется регрессивным, то есть будет применяться такой принцип налогообложения, при котором, чем больше объектов, тем меньше налог. Налоговые ставки уменьшаются на 20% для каждого объекта налогообложения сверх установленного количества, если в игорном заведении количество одного из объектов превысит: 30 единиц - для игровых столов; 40 единиц — для игровых автоматов.

Также осталась без изменения обязанность подавать налоговую декларацию и уплачивать налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ В 2003 ГОДУ

Внося изменения в налоговое законодательство, законодатель попытался частично компенсировать потери доходов региональных бюджетов в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, установленных Законом Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации». В этой связи в законодательстве определены меры, направленные на недопущение снижения налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», принятого 24 июля 2002 года из Федерального закона от 05.08.2002 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах» ис-

ключается статья 5, предусматривающая отмену с 1 января 2003 года Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации».

При этом статьей 9 в Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» вносится ряд изменений.

Согласно указанным изменениям дорожные фонды преобразуются в целевые бюджетные фонды в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Одновременно статья 3 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации», закрепляющая источники формирования территориальных дорожных фондов, излагается в новой редакции.

В соответствии с новой редакцией указанной статьи целевые бюджетные средства территориальных дорожных фондов будут образовываться за счет:

• транспортного налога;

• акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;

• земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;

• поступлений от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год;

• субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых из федерального бюджета на финансирование дорожного хозяйства;

• иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, направляемых в территориальные дорожные фонды в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Одновременно из Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» исключаются статьи, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, которые отменяются с 1 января 2003 года.

Одновременно Законом предусматривается увеличение доли сумм налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации, до 16% с одновременным уменьшением доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет до 6%, а так-

же полное зачисление земельного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Кроме того, Законом установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.

Таким образом, все указанные выше меры, предусмотренные принятым Федеральным законом, направлены на обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Этим и была обусловлена приоритетность рассмотрения и принятия указанного Федерального закона.

Также с 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом РФ «О признании утра-

тившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте» отменяется налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Это связано с тем, что специфика продажи иностранной валюты через банки и открытые ими многочисленные обменные пункты приводит к невозможности контролировать полноту удержания налога с налогоплательщиков, которыми в основном являются физические лица, и перечисления в бюджетную систему фактически удержанного с налогоплательщиков налога. В процессе взимания налога совершенно несопоставимыми оказались затраты по администрированию данного налога с суммами налога, поступающими в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.