НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК 336.2
практика исчисления транспортного налога
в России и зарубежных странах
в. н. дубских,
кандидат экономических наук
е. м. кот, кандидат экономических наук Уральская академия государственной службы
В данной публикации рассмотрена сущность транспортного налога, проведен сравнительный анализ порядка его исчисления в России и зарубежных странах.
Ключевые слова: транспортный налог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств.
Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (далее — Указ № 2270). Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подп. «б» п. 25 Указа № 2270 было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 % от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов Российской
Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта.
Помимо транспортного налога владельцы транспортных средств дополнительно уплачивали следующие платежи:
— налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);
— налог на пользователей автодорог;
— налог с владельцев транспортных средств;
— налог на приобретение автотранспортных средств.
Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов являлись юридические лица (предприятия, учреждения, организации и объединения), граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, реализующие указанные материалы.
Объектом налогообложения являлись:
— для организаций-изготовителей — обороты по реализации ГСМ исходя из фактических цен (включая акциз) без НДС;
— для организаций-перепродавцов — разница между выручкой от реализации ГСМ без НДС и стоимостью их приобретения без НДС.
В таком же порядке определялся объект обложения для предпринимателей. Ставка налога была установлена в размере 25 %.
Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог считались юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность:
— предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее — организации); включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;
— филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;
— международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России через постоянные представительства;
— иностранные юридические лица;
— предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Бюджетные и иные некоммерческие организации уплачивали налог только в том случае, если они имели доходы от предпринимательской деятельности, исходя из выручки от реализации (работ, услуг) и товарооборота от этой деятельности. Налог не уплачивался с сумм, полученных от родителей на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также с сумм, перечисленных организациями на эти цели.
Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивался вне зависимости от того, пользуются они в своей деятельности автомобильными дорогами или нет, поскольку объектом обложения налогом являлась выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот (п. 16 Инструкции ГНС РФ от 15.05.1995 № 30 «О порядке исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды»).
Объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог являлась:
— выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);
— товарооборот.
В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской
Федерации» были установлены следующие ставки налога:
— 0,4 % от выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);
— 0,3 % от товарооборота.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могли повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 % от ставки федерального налога.
Налог с владельцев транспортных средств был установлен Законом РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах». Он регулировался ст. 6 данного закона.
Плательщиками налога являлись:
— юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) — далее — организации;
— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — предприниматели);
— граждане Российской Федерации;
— иностранные граждане и юридические лица;
— лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.
Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств представлены в табл. 1.
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации могли увеличивать налоговую ставку относительно ставок, указанных в табл. 1, в связи с изменением уровня цен и заработной платы или полностью освобождать отдельные категории граждан и организаций от уплаты налога.
Налог с владельцев транспортных средств полностью зачислялся в территориальные дорожные фонды.
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являлись:
— предприятия, объединения, организации и учреждения;
— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Объектом налогообложения являлась продажная цена (без НДС, СН и акцизов) автотран-
Таблица 1
Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств, руб.
Объект налогообложения Ставка налога
1. Легковые автомобили с мощностью двигателя:
до 100 л. с. (лошадиных сил) 0,5
свыше 100 л. с. 1,3
2. Мотоциклы и мотороллеры 0,3
3. Автобусы 2,0
4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:
— до 100 л. с. включительно 2,0
— от 100 до 150 л. с. 4,0
— от 150 до 200 л. с. 4,8
— от 200 до 250 л. с. 5,2
— свыше 250 л. с. 7,15
5.Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2,0
спортных средств, приобретаемых плательщиками путем купли-продажи, мены, лизинга (под которыми в целях налогообложения понималась передача автотранспортных средств в долгосрочное пользование с правом и без права выкупа), взносов в уставный фонд.
Налог исчислялся плательщиками по следующим ставкам:
— грузовые автомобили, легковые и специальные, пикапы и легковые фургоны, автобусы — 20 %;
— прицепы и полуприцепы — 10 %.
Налогооблагаемая стоимость приобретаемых
автотранспортных средств определялась:
— при покупке — исходя из продажной цены без НДС, СН и акцизов (для автотранспортных средств, бывших в употреблении, — не ниже их балансовой стоимости за вычетом износа);
— при мене — исходя из стоимости товаров, из сложившихся на момент совершения сделки рыночных цен товаров (работ, услуг, в том числе на биржах), переданных в обмен на автотранспортное средство;
— при лизинге — исходя из балансовой стоимости за вычетом износа;
— при приобретении за пределами Российской Федерации — исходя из таможенной стоимости.
Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации, налогом не облагались (при наличии лицензии на торговлю автомобилями).
Не уплачивался налог при регистрации и перерегистрации автотранспортных средств в случае:
— изменения местонахождения плательщика;
— передачи между структурными подразделениями внутри одного предприятия;
— реорганизации или смены организационно-правовой формы предприятия (кроме случаев продажи имущества ликвидируемых предприятий).
Таким образом, согласно ранее действовавшему законодательству в России был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов1.
Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15.11.1997.
В отличие от прежнего налога, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств в местный бюджет, так как относится к региональным налогам.
Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.
1 Холоднова О. А. Транспортный налог: кратко обо всем // Торговля: налоги и налогообложение. 2006. № 8.
Таблица 2
Ставки и объект налога с владельцев транспортных средств, руб.
Вид транспорта Минимальная Базовая Максимальная
ставка налога ставка налога ставка налога
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,5 5 50
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт 0,7 7 70
до 110,33 кВт) включительно
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт 1 10 100
до 147,1 кВт) включительно
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт 1,5 15 150
до 183,9 кВт) включительно
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
До 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 1 10 100
Свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 2 20 200
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
До 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,5 5 50
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт 0,8 8 80
до 110,33 кВт) включительно
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт 1 10 100
до 147,1 кВт) включительно
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт 1,3 13 130
до 183,9 кВт) включительно
Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 1,7 17 170
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом
и гусеничном ходу (с каждой л. с.)
0,5 5 50
Источник. Булаев С. В. Новшества транспортного налога 2010 года // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 1.
Конкретная налоговая ставка устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не может отклоняться от последней не более чем в 10 раз (табл. 2).
Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
В соответствии с данным определением к транспортным средствам относятся:
— наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
— воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
— водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
В соответствии со ст. 38 НК РФ применительно к транспортному налогу объектом налогообложения являются транспортные средства, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Главным признаком возникновения объекта налогообложения является факт регистрации транспортного средства в установленном по-рядке2.
2 Приказ МВД России от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств».
В связи с этим передвижные лаборатории, мастерские и электростанции на шасси, передвижные кухни и штабы на базе автобуса, автокраны, автовышки, автокраны-манипуляторы, автоэкскаваторы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, каналопромывочные и илонасосные машины на шасси, автонасосы и автокомпрессоры на шасси, которые по своему назначению не предназначены для перевозки людей и грузов и используются в производственных или хозяйственно-бытовых целях, но зарегистрированные в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ. Также уплата транспортного налога должна производиться и в отношении неисправных транспортных средств, а также в отношении транспортных средств, зарегистрированных на лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы России. Транспортный налог в этих случаях уплачивается в общем порядке до момента их снятия с учета в органах ГИБДД.
Не являются объектом налогообложения транспортные средства, которые по каким-либо причинам не зарегистрированы. В данном случае можно вести речь о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 НК РФ было установлено, что объектом налогообложения являются транспортные средства, подлежащие регистрации, тогда ситуация была бы иной.
В отношении транспортного налога налоговая база определяется в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости водного транспортного средства либо от единицы транспортного средства.
Так, согласно ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу определяется:
— в отношении обычных транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
— в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
— в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
— в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в названных пунктах, — как единица транспортного средства.
Мощность двигателя определяется на основании технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Расчет транспортного налога по физическим лицам осуществляют налоговые органы. В адрес плательщиков за несколько месяцев до наступления срока уплаты направляются уведомления об уплате налога с приложением расчетных документов, а в случае неуплаты ими налога направляются требования о необходимости погашения налоговой задолженности. Одной из причин недоимки по транспортному налогу является то, что квитанции автомобилистам присылают по месту регистрации машины, но многие автовладельцы не живут по месту регистрации. Собираемость транспортного налога в России низка, и одной из причин является отсутствие достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также их уклонение от уплаты транспортного налога. В связи с этим можно отметить успешный опыт работы по своевременной уплате транспортного налога в Республике Башкортостан.
На сайте Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан размещена ссылка на специальный сервис «Узнай свою задолженность», который позволяет максимально упростить получение сведений о задолженности по земельному, транспортному и имущественному налогам. Достаточно набрать свой ИНН и компьютер выдаст сообщение или об отсутствии задолженности, или укажет вид налога и сумму долга. По имеющимся задолженностям сервис позволяет сформировать и распечатать платежные документы, при этом необходимые реквизиты документов заполняются автоматически. Для тех налогоплательщиков, у кого нет возможности выхода в интернет, в налоговых органах установлены специальные компьютеры с доступом к указанному сервису и принтеры.
На станциях государственного технического осмотра транспортных средств организованы рабочие места налогового инспектора, где вла-
дельцы транспортных средств могут получить не только разъяснения по транспортному налогу, но и расчетные документы на его уплату.
Вместе с тем, активная контрольная деятельность уполномоченных органов является решением всех вопросов по неуплате налога. По общему мнению представителей ведомств важнейшим направлением работы является укрепление налоговой дисциплины, формирование в сознании налогоплательщиков убеждения, что своевременная и полная уплата налогов не только избавит их от неблагоприятных последствий в виде налоговых санкций, обеспечит спокойствие на период отпуска и заграничных командировок, но и отразится на качестве жизни.
Налоговые льготы по транспортному налогу также могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
Владельцы транспортных средств Республики Башкортостан, имеющие два и более транспортных средства, уплачивают налог по выбору за одно3.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства4.
В России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Это правило действует даже для самолетов (за исключением реактивных).
Государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества, в мире осталось не так много. Последнее время в зарубежных странах при помощи налога власти стараются регулировать транспортную ситуацию. Многие уже ввели налоговые льготы для владельцев экологичных автомобилей и, наоборот, санкции для водителей «вредных машин».
Больше всех с транспортным налогом экспериментируют в Германии.
С июля 2009 г. в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Во-
3 Статья 3 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2002 № 365-з «О транспортном налоге».
4 Статья 2 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2002
№ 365-з «О транспортном налоге».
дители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса С02. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже — по 9 евро за каждые 100 см3.
Но дополнительно владельцы транспортных средств в Германии платят и за объем выбросов С02, причем этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм! Впрочем, есть льготная норма: если автомобиль выделяет меньше 120 г С02 на километр пути, то платить за экологию не нужно. Однако этот лимит будет ежегодно снижаться: в 2012 г. максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» составит 110 г на 1 км, а в 2014 г. — уже 95 г. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей.
Почти идентичная система действует и во Франции5. При регистрации нового автомобиля его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля (а не от его объема, как в Германии). Вдобавок владельцы большинства машин должны платить за каждый грамм С02. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 г газа на 1 км. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.
В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме: больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо.
В Дании и в Израиле автомобилисты должны платить в государственную казну куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде велосипедов и мопедов, поэтому при регистрации автомобиля берут с водителя 105 % стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (это чуть меньше 18 000 долл. США), то хозяину придется отдать государству уже 180 % ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин, т. е. водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. Кстати, и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из-за высокого налога на импортные товары.
5 Мещекова О. И. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М., 2007. С. 148.
В Израиле с лета 2010 г. все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92 % стоимости машины. Минимальный же налог, составляющий 10 % цены, должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти налог определили в размере 30 %. В среднем же водители платят государству около 70 % стоимости автомобиля.
Быть автомобилистом в Японии тоже весьма накладно. Там нельзя поставить машину на учет без справки о том, что для нее есть парковочное место (в Токио аренда парковки может стоить 100 000 йен, т. е. 1 000 долл. США в месяц). Кроме того, владельцы машин обязаны проходить техосмотр: новым автомобилям талон выдается на три года, а потом процедуру нужно повторять ежегодно. Стоит она минимум 120 000 йен (1 300 долл.). Техосмотр для большого и мощного автомобиля выйдет в разы дороже.
Что касается фискальных сборов, то жителям Японии приходится платить три вида транспортных налогов. Первый платится при покупке машины, он не такой большой — около 5 % ее стоимости. Второй налог — при регистрации. Этот разовый налог исчисляется в зависимости от объема двигателя и массы автомобиля. Чтобы поставить автомобиль на учет с двигателем объемом 2,5 л, придется заплатить около 500 долл.
И, наконец, ежегодно в мае японцы платят в казну собственно сам транспортный налог. Он также варьируется в зависимости от массы и объема двигателя. Владельцы компактных машин отдают сумму в 5 000 йен (54 долл.), а хозяину внедорожника нужно будет отдать все 50 000 йен. Зато все деньги, собранные японскими налоговиками, направляются на поддержку и поощрение перспективных разработок в автомобильной сфере. Таким образом, сегодня японцы платят за то, на чем они будут ездить завтра.
В Китае до недавних пор действовала система, подобная российской, — со всех автомобилистов брали транспортный налог по единой ставке. Правда, деньги, в отличие от России, шли на содержание дорог. Однако китайцы посчитали, что логичнее включить этот сбор в цену топлива, а налогами — развивать свой автопром. В настоящее время в Китае покупатели автомобилей платят налоги в соответствии с ценой автомобиля. Если владельцу
машины местного производства нужно будет отдать в казну около 10 % его стоимости, то желающему купить иномарку придется уже уплатить 40 %.
В Австралии налоговые ставки почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10 % от цены легкового автомобиля и 5 % — от грузовика. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» — 33 % от стоимости машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долл. Этой системой недовольны и жители, и продавцы автомобилей. Последние ссылаются на то, что автомобили класса «люкс» используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем дешевые устаревшие машины. Однако австралийские власти не слушают эти доводы и даже регулярно повышают налог на роскошные автомобили.
Многие наблюдатели утверждают, что транспортный налог в странах СНГ и других близлежащих странах Европы значительно ниже, чем в Российской Федерации, причем в этих странах нет такой дифференциации по уровню ставок. Основные дорожно-транспортные сборы, например, в той же Европе «закладывают» в цену топлива, которое во многих странах стандартно стоит в среднем 1 евро за литр.
Стоит отметить, что даже в Великобритании, являющейся одной из наиболее богатых стран Европы, предложения увеличить транспортный налог вызывают бурные дискуссии. Несколько лет назад министерство транспорта предложило оснастить все легковые машины и грузовики системами спутниковой навигации, которые будут автоматически отслеживать все перемещения транспортных средств. Чем чаще машина будет передвигаться по перегруженным дорогам, тем выше будет налог.
В России далеко не самый высокий транспортный налог. В зарубежных странах, о которых говорилось, доходы у людей несоизмеримо выше, чем в России. Многим жителям нашей страны трудно платить налог больше 1 000 рублей в год. При этом в России немало мест, куда не добраться общественным транспортом.
В Госдуму РФ уже не раз было внесено предложение взимания транспортного налога. Его предлагают включить в стоимость топлива на бензоколонках. На первый взгляд — все просто. Больший налог платит тот, кто больше потребляет
топлива и чаще ездит. С мощностью машины тоже есть прямая связь: сотни лошадиных сил — это, как правило, отличный «топливный аппетит», как следствие — высокий налог. Вроде бы, все логично. И во многих развитых странах принята именно такая система налогообложения.
Плюс для регионов — транзитники покупают топливо в этом регионе, разбивают дороги, а платят налог по месту регистрации своего транспортного средства. А здесь все деньги будут идти в регион.
Включение транспортного налога в цену автомобильного топлива особенно выгодно людям небогатым. Например, пенсионерам, многие из которых ездят на своей машине чуть ли не два раза в год. Сейчас они платят столько же, сколько и те, кто круглосуточно ездит на автомобилях. Также новая система выгодна тем, кто вообще не ездит. У нас в стране сотни тысяч машин не используются, но не сняты с учета. Их владельцы вынуждены регулярно платить налог.
Ну, и главное — в развитых странах поступления от транспортного налога в основном тратятся на содержание дорог. В России же качество дорог не зависит от того, много мы платим или нет.
По существующей практике, квитанции автомобилистам присылают весной. Полгода они платят, и весь объем денег поступает в бюджет региона уже осенью. Затем начинаются согласования и тендеры, в результате чего к ремонту дорог приступают в декабре. Положенный в снег асфальт часто быстро разбивается, а освоение денег начинается сначала. С новой системой налогообложения такая практика будет исключена.
Здесь субъект может спланировать поступление денежных средств. Весь год, каждый месяц они будут поступать небольшими суммами по сравнению с тем, как они поступают сейчас.
Однако стоит отметить, что переход этот весьма дорог и для компаний-владельцев бензоколонок, и для государства. Необходим единый компьютерный учет, чтобы данные с каждой заправки (а их в стране тысячи и они должны быть объединены в единую сеть) сразу должны попадать в компьютер, так как в противном случае будут поступать неточные данные со счетчиков, т. е. будет неясно, сколько налогов собрано на каждой конкретной заправке и сколько следует отдать в бюджет. Но отсутствие единой компьютерной базы бензоколонок — это еще полбеды.
Главная проблема, стоящая на пути новой системы уплаты транспортного налога, это полная непрозрачность цен на бензин. Фискальные органы точно не знают, что и сколько заложено в эту цену. В случае принятия этого законопроекта стоимость бензина будет находиться в сфере внимания законодательных и исполнительных органов субъекта.
В целом можно сказать, что российские ставки транспортного налога повышать все же необходимо, поскольку ремонт дорог и устранение последствий вреда, наносимого автомобилями окружающей среде, стоит больших вложений.
Кроме того, необходимо вести активную работу по снижению задолженности по транспортному налогу. В частности, нужно развивать систему информирования налогоплательщиков, а также проект по представлению возможности оплаты транспортного налога с использованием банкоматов, платежных терминалов и касс без заполнения квитанции.
Список литературы
1. Валуева М. П. Новый транспортный налог // «Учет, налоги, право». 2010. № 3.
2. Кизякина М. А. Транспортный налог по регионам России. М.: Статус-Кво 97, 2005. С. 101.
3. Мещекова О. И. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. М.: Юнити, 2007. С. 102.
4. Мещирякова Е. И. Уплата транспортного налога. Особые ситуации // Главбух. 2009. № 4.
5. Мурзин В. Е., Романова М. В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ): ежегодный справочник =альманах. Часть 1. Налогообложение. М.: ИД «Регламент», 2006. С. 133.
6. Пархачева М. О., Шаронова О. Д. Транспортный налог. Особенности уплаты юридическими и физическими лицами. СПб: Питер, 2003. С. 48.
7. Семенихин В. В. Транспортный налог: Комментарий к главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации. М.: Эксмо-Пресс, 2005. С. 69.
8. Сергеева Т. Р. Транспортный налог в вопросах и ответах. М.: Альфа-Пресс, 2005. С. 132.
9. Толкушкина А. В. История налогов в России. М.: Юристъ, 2001. С. 295.
10. Холоднова О. А. Транспортный налог: кратко обо всем //Налоги и налогообложение. 2009. № 8.
11. Черкасова В. С, Жукова Т. К. Налоги и налогообложение. М.: Вектор, 2005. С. 87.
12. Шишкин О. Л. Налоги с владельцев транспортных средств. М.: Альфа, 2004. С. 45.