Научная статья на тему 'Динамика поступлений и роль транспортного налога в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания'

Динамика поступлений и роль транспортного налога в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1604
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / СТАВКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА / ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЙ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА / ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА / VEHICLE TAX / RATES OF A VEHICLE TAX / DYNAMICS OF RECEIPTS AND STRUCTURE OF THE INCOME OF THE CONSOLIDATED BUDGET / DOMESTIC MECHANISM OF CALCULATION OF A VEHICLE TAX / PROBLEM AND WAY OF UPGRADE OF THE DOMESTIC MECHANISM OF CALCULATION OF A VEHICLE TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Затона И.В.

В современных условиях роль транспортного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации невелика. Вместе с тем транспортный налог обеспечивает небольшие, но достаточно стабильные поступления доходов территориальных бюджетов всех регионов России. В статье проведен анализ динамики поступлений и роли транспортного налога в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2013-2015 гг., который позволил сделать выводы, выявить актуальные проблемы и обозначить возможные пути совершенствования транспортного налогообложения в Российской Федерации, которые, по мнению автора, могли бы способствовать росту поступлений транспортного налога и возрастанию его роли в структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF RECEIPTS AND ROLE OF A VEHICLE TAX IN STRUCTURE OF THE INCOME OF THE CONSOLIDATED BUDGET RNO-ALANIA

In modern conditions the role of a vehicle tax in structure of the income of consolidated budgets of subjects of the Russian Federation is small. At the same time, the vehicle tax provides small, but rather stable receipts of the income of territorial budgets of all regions of Russia. In article the analysis of dynamics of receipts and a role of a vehicle tax in structure of the income of the consolidated budget of the Republic of North Ossetia-Alania for 2013-2015 which allowed to draw conclusions is carried out, to reveal urgent problems and to designate possible ways of enhancement of the transport taxation in the Russian Federation which, according to the author, could promote growth of receipts of a vehicle tax and increase of its role in structure of the income of budgets of subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Динамика поступлений и роль транспортного налога в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания»

Экономические науки

75

УДК 336.22

ДИНАМИКА ПОСТУПЛЕНИЙ И РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РСО-АЛАНИЯ

Затона И.В., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансы и кредит, Владикавказский институт экономики, управления и права, г. Владикавказ E-mail: IrishkaEl@mail.ru

В современных условиях роль транспортного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации невелика. Вместе с тем транспортный налог обеспечивает небольшие, но достаточно стабильные поступления доходов территориальных бюджетов всех регионов России.

В статье проведен анализ динамики поступлений и роли транспортного налога в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2013-2015 гг., который позволил сделать выводы, выявить актуальные проблемы и обозначить возможные пути совершенствования транспортного налогообложения в Российской Федерации, которые, по мнению автора, могли бы способствовать росту поступлений транспортного налога и возрастанию его роли в структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: транспортный налог, ставки транспортного налога, динамика поступлений и структура доходов консолидированного бюджета, отечественный механизм исчисления транспортного налога, проблемы и пути модернизации отечественного механизма исчисления транспортного налога.

DYNAMICS OF RECEIPTS AND ROLE OF A VEHICLE TAX IN STRUCTURE OF THE INCOME OF THE CONSOLIDATED BUDGET RNO-ALANIA

Zatona I.V., сап0'!0а1е of есопот '!с sciences, the associate professor managing department finance and the credit, Vladikavkaz institute of economy, management and right, city of Vladikavkaz

In modern conditions the role of a vehicle tax in structure of the income of consolidated budgets of subjects of the Russian Federation is small. At the same time, the vehicle tax provides small, but rather stable receipts of the income of territorial budgets of all regions of Russia.

In article the analysis of dynamics of receipts and a role of a vehicle tax in structure of the income of the consolidated budget of the Republic of North Ossetia-Alania for 2013-2015 which allowed to draw conclusions is carried out, to reveal urgent problems and to designate possible ways of enhancement of the transport taxation in the Russian Federation which, according to the author, could promote growth of receipts of a vehicle tax and increase of its role in structure of the income of budgets of subjects of the Russian Federation.

Key words: vehicle tax, rates of a vehicle tax, dynamics of receipts and structure of the income of the consolidated budget, domestic mechanism of calculation of a vehicle tax, problem and way of upgrade of the domestic mechanism of calculation of a vehicle tax.

С 1 января 2003 г. вступила в силу глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации -«Транспортный налог», который получил статус регионального налога и заменил действовавшие до этого три налога - налог с владельцев автотранспортных средств, налог с пользователей автодорог и налог на приобретение транспортных средств. Регионам России предоставлено право в определении налоговых ставок транспортного

налога, категорий льготников, а также порядка и сроков его уплаты.

Транспортный налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ о налоге и взимается с лиц, на которых зарегистрированы транспортные

средства, признаваемые объектом налогообложения.

В каждом регионе Российской Федерации ставки транспортного налога устанавливаются соответствующими законами субъекта РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Субъекты Федерации могут уменьшать или увеличивать базовую ставку транспортного налога в 10 раз. Кроме того, в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) региональным властям предоставлена возможность снизить ставку налога до нуля.

Вместе с тем в Российской Федерации для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. при расчете суммы транспортного налога применяется повышающий коэффициент (табл. 1).

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России, на официальном сайте которого в информационно-телекоммуникационной сети ежегодно не позднее 1 марта размещается перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных

годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

В Республике Северная Осетия-Алания Законом от 20.10.2011 № 30-РЗ «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия-Алания» налоговые ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средств (табл. 2).

Налоговые ставки уменьшаются в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, в следующих размерах:

- свыше 5 лет для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 200 л.с. -на 50 %;

- свыше 10 лет - на 20 %%;

- свыше 15 лет - на 50 %%;

- свыше 20 лет - на 70 %%;

- свыше 30 лет - на 100 %%.

В Налоговом кодексе РФ, помимо дифференциации ставок транспортного налога, предусмотрена возможность применения на территории субъекта Российской Федерации налоговых льгот по транспортному налогу. Причем установление региональных льгот является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Разновидностью

Таблица 1

Ставки транспортного налога для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб.

Легковые автомобили средней стоимостью Год выпуска легковых автомобилей

от 2 до 3 лет от 1 года до 2 лет не более 1 года не более 5 лет не более 10 лет не более 20 лет

от 3 млн руб. до 5 млн руб. включительно 1,1 1,3 1,5 - - -

от 5 млн руб. до 10 млн руб. включительно - - - 2 - -

от 10 млн руб. до 15 млн руб. включительно - - - - 3 -

от 15 млн руб. - - - - - 3

Источник: www.nalog.ru

Таблица 2

Ставки транспортного налога в Республике Северная Осетия-Алания

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в руб.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 10

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 15

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 45

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 90

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 4

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 8

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 20

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 15

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 25

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 16

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 20

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 27

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 37

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 10

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 10

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 20

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 50

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 75

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 50

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 40

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 400

Источник: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 20.10.2011 № 30-Р3 «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия-Алания»

налоговой льготы по транспортному налогу является применение пониженных налоговых ставок в отношении некоторых категорий налогоплательщиков.

В Республике Северная Осетия-Алания от уплаты транспортно го налога освоб ождаются:

1) барои Советаконт Стоза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы т рех степепей, - за одтотранспортное арадптво, з^ала1^а^сп|наоРс^аннтжга гражд^нпнт^ занной категории;

2) пнаали,^ п учпнтс^т^^и Велтпот Отече-стваннсо воРны и отуит гица,подпадаю дне под действие ст.ст. 2-4 Федерального закона «О ветеранах», инвалиды I и II групп, инвалиды с детстта - тс одаттрагапорттоя средсаот с мощотав ью дсогаоота до 1 С^От^с. аалючсналон но, зарегистрированное на граждан указанной оатегории.

Ролтлнанспортного тассгл т до-

ходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации невелика. Вместе с тем транспортный гало г оЛнолечовает неРсльшие, по

г^с^с^вуг^/^^г^т^я дохотовтер-риториальных бюджетов всех регионов России.

Рассмотрим динамнту снруктууы дотодов ронсолианолваннооо бюджаао Ресо уOдоти Неверная Осетия-Алания за 2013-2015 гг., динами-тyтоавyплeний с ооть аpaтaгoлРHРгoаaлoгa н структпре дoxoдoвcтсcoлидитивaнl^oго еюожтоа РСО-Алания.

За 2013-2015 гг. отмечался рост совокупных доходо в консолидированного бюджета РСО-Алания и суммы налоговых доходов (рис. 1). Однако

темп роста налоговых доходов существенно опережает темп роста совокупных доходов, в результате чего удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета РСО-Алания возрос за 2013-2015 гг. с 33,8 до 35,7%, или почти на 2 процентных пункта.

Увеличению налоговых доходов консолидированного бюджета РСО-Алания за 2013-2015 гг., по мниеехэкспертев, с од е йствова л и таки е факторы, как повы оение фина нсовытрвзультатов производственно-хозяйственной деятельности пре^^нтий н одгаедзаций ¡итсп^лики, нара-рпе ие пборота опаесипоти ями малого и среднего бизнеса и небольшой прирост расходов на оплату труда. Кроме того, на налоговых доходах кднсрлидорованногп бпэджета РСО-Аадиия по-ло>7за7льз о аеоазиоосьвдпышеа ие плдсатива зачисления акцизов на алкогольную продукцию пзмрау ее произвддствл и тирмаьива рлопреде-ления поступлений от уплаты акцизов в бюджет субъекта Федерации.

Транспортный налог нельзя отнести к основным бюзжтплеХтазтющлм аппхзамПСО-Ал ания. Ср-7 траныпортлпхоналога в общей сумме доходов консолидированного бюджета республики та2013-р01 ргз. невеопко е не более

У,8 % (в^ОЫ 3- п,4%; в 201 4з0п5 %; вСПВу 0,4 %), не отличается устойчивой динамикой роста и за од1 тп-в1 5 ьп^ьдичиоап, нлзопо,телсд о - на эдд^ьи. р^б. (таЛт. 05

Из данных таблицы 3 следует, что поступления транспортного налога в консолидированный бюджет РСО-Алания в 2013 г. составили 88 819,9 тыс. руб. В структуре транспортного

Рис. 1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета РСО-Алания за 2013-2015 гг., %

Таблица 3

Динамика и структура доходов консолидированного бюджета РСО-Алания

за 2013-2015 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Всего доходов 20952861,5 100,0 21888001,2 100,0 22588870,9 100,0

Налоговые и неналоговые доходы 7 221 863,3 34,5 7 501 291,5 34,3 8 427 118,9 37,3

Налоги на прибыль, доходы 4 265 582,4 20,4 5 079 773,0 23,2 5 650 647,1 25,0

Налог на прибыль организаций 1 094 433,1 5,2 1 219 114,9 5,6 1 326 800,0 5,9

Налог на доходы физических лиц 3 171 149,2 15,1 3 860 658,0 17,6 4 323 847,1 19,1

Налоги на товары (работы услуги), реализуемые на территории РФ 1 917 232,0 9,1 1 377 300,1 6,3 1 569 615,6 6,9

Налоги на совокупный доход 63 118,9 0,3 59 461,8 0,3 82 320,0 0,4

Налоги на имущество, в т. ч. 820 530,4 3,9 667 818,2 3,0 750 300,0 3,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на имущество организаций 728 866,6 3,5 553 750,5 2,5 654 600,0 2,9

Транспортный налог, в т. ч. 88 819,9 0,4 110 134,7 0,5 92 500,0 0,4

транспортный налог с организаций 15653,2 0,07 22 008,2 0,1 22 000,0 0,1

транспортный налог с физических лиц 73166,7 0,3 88 126,5 0,4 77 500,0 0,3

Налог на игорный бизнес 2 843,8 0,01 3 933,0 0,02 3 200,0 0,01

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 12 324,9 0,06 12 735,0 0,6 12 208,0 0,05

Государственная пошлина 9 634,0 0,05 9 035,3 0,04 7 785,0 0,03

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 210,8 0,001 172,0 0,001 50,0 0,0002

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 36 347,9 0,2 23 000,9 0,1 26 136,5 0,1

Платежи при пользовании природными ресурсами 12 674,6 0,06 12 297,0 0,06 17 563,7 0,08

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 3 583,9 0,02 6 586,9 0,03 1 390,0 0,06

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 15 146,4 0,07 105 241,5 0,5 150 500,0 0,7

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 93 329,2 0,4 153 035,5 0,7 157 538,0 0,7

Прочие неналоговые доходы -27 852,1 0 -5 011,7 0 100,0 0,0004

Безвозмездные поступления 13730998,2 65,5 14386709,8 65,7 14 161 752,0 62,7

Источник: http://www.mfrno-a.ru

налога большую долю составляют платежи, осуществляемые налогоплательщиками - физическими лицами, около 82,4 %, или 73 166,7 тыс. руб. Поступления транспортного налога от налогоплательщиков - юридических лиц, составили примерно 17,6 %, или 15 653,2 тыс. руб.

В 2014 г. поступления транспортного налога в консолидированный бюджет РСО-Алания составили 110 134,7 тыс. руб. и превысили величину за 2013 г. на 21 314,8 тыс. руб. Основным фактором, обеспечивающими прирост налоговых поступлений по данному налогу, стал рост числа транспортных средств, зарегистрированных собственниками на территории республики. В структуре транспортного налога доля платежей от физических лиц снизилась до 80,0 % и составила 88 126,5 тыс. руб., доля платежей юридических лиц соответственно повысилась до 20,0 %, или 22 008,2 тыс. руб. Основными факторами, обеспечивающими прирост налоговых поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет РСО-Алания в 2014 г. стали рост числа транспортных средств, зарегистрированных на территории республики, и произошедшее в 2014 г. повышение налоговых ставок по транспортному налогу.

В 2015 г. поступления по транспортному налогу составили 92 500,0 тыс. руб. и уменьшились по сравнению с 2014 г. на 17 634,7 тыс. руб. В структуре транспортного налога доля поступлений от налогоплательщиков - физических лиц по-прежнему составляет наибольшую долю, 83,8 % или 77 500,0 тыс. руб., а доля поступлений от налогоплательщиков - юридических лиц - 16,2 % или 22 000,0 тыс. руб. Низкий уровень исполнения бюджетных назначений по транспортному налогу в 2015 г. можно объяснить недостаточной согласованностью действий органов Федеральной на-

логовой службы России по РСО-Алания и ГИБДД, отсутствием единой информационной базы, позволившей уклоняться от уплаты транспортного налога, а также низкой налоговой дисциплиной налогоплательщиков, в основном физических лиц. Самым легальным сегодня способом уклонения от уплаты транспортного налога является постановка транспортного средства на учет в том регионе, в котором действует самая низкая ставка транспортного налога.

Рассмотрим динамику поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет РСО-Алания за 2013-2015 гг., выделив удельный вес поступлений транспортного налога, собранного в РСО-Алания, в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (табл. 4).

Как свидетельствуют данные табл. 4, поступления транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2013-2015 гг. характеризуются устойчивой динамикой роста: в 2013 - 106 139,0 млн руб., в 2014 - 117 538,7 млн руб., в 2015 г. поступления транспортного налога составили 139 984,7 млн руб., что выше показателя 2013 г. на 33 845,7 млн руб. или на 31,9 %.

Поступления транспортного налога в консолидированный бюджет РСО-Алания остаются нестабильными. Так, в 2014 г. транспортный налог поступил в размере 110,1 млн руб. (по сравнению с 2013 г. рост составил 21,3 млн руб.). Однако в 2015 г. его размеры сократились до 92,5 млн руб. (на 17,6 млн руб.). В целом за 2013-2015 гг. удельный вес транспортного налога, собранного в РСО-Алания, в консолидированном бюджете Российской Федерации остается незначительным - 0,07-0,09 %.

Таблица 4

Динамика поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет РСО-Алания за 2013-2015 гг.

Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Транспортный налог, млн руб., в т. ч.: 106 139,0 117 538,7 139 984,7 в РСО-Алания, млн руб. 88,8 110,1 92,5 удельный вес в доходах консолидированного бюджета РФ, % 0,08 0,09 0,07

Источник: http://www.mfrno-a.ru, расчеты автора

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

• роль транспортного налога в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации невелика. Тем не менее, благодаря транспортному налогу обеспечиваются небольшие, но достаточно стабильные поступления доходов территориальных бюджетов всех регионов России. Транспортный налог нельзя отнести к основным бюджетообразующим налогам и в РСО-Алания. Так, за 2013-2015 гг. его доля в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания составляет не более 0,5 % и не отличается устойчивой динамикой роста. В целом сумма поступлений по транспортному налогу в консолидированный бюджет РСО-Алания за 2013-2015 гг. увеличилась незначительно - на 3680 тыс. руб.;

• в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации за 2013-2015 гг. удельный вес транспортного налога, собранного в РСО-Алания, колеблется от 0,07 до 0,09 % в общей сумме транспортного налога, собранного по стране.

Проведенный анализ динамики поступления транспортного налога в консолидированный бюджет РСО-Алания позволяет выделить основные проблемы при реализации отечественного механизма транспортного налогообложения и обозначить актуальные пути их решения.

Первая проблема - низкий уровень собираемости налога, что может свидетельствовать о необходимости реформирования механизма исчисления транспортного налога. По нашему мнению, нестабильность в собираемости транспортного налога в РСО-Алания связана с рядом проблем, свойственных для России в целом, - это отсутствие достоверной информации о количестве транспортных средств, зарегистрированных в республике, о владельцах автотранспортных средств, несогласованность действий органов ФНС России и ГИБДД, а также низкая платежная дисциплина налогоплательщиков.

Вторая проблема - сложность и необъективность исчисления налоговой базы транспортного налога.

Еще одной проблемой при реализации отече-

ственного механизма исчисления транспортного налога является существенная дифференциация налоговых ставок и налоговых льгот, устанавливаемых региональными властями в рамках предоставленных полномочий.

Важнейшей проблемой при реализации отечественного механизма исчисления транспортного налога является ограниченность дорожных фондов, а также неэффективность механизма распределения денежных средств, направляемых на поддержание и развитие дорожной инфраструктуры.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о том, что российская система налогообложения транспортных средств нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. Однако найти единое универсальное решение существующих проблем - сложная задача, т. к. решение одной проблемы зачастую ведет к усугублению других проблем; принятие благоприятных мер для одних категорий граждан ведет к ухудшению положения других. Подобные решения должны приниматься в интересах всего общества, а не отдельных его частей, а польза от них должна быть значительнее и существеннее, чем негативные последствия.

В настоящее время существует несколько точек зрения на возможное решение проблем, связанных с транспортным налогом в нашей стране, в т. ч. учитывающих зарубежный опыт:

• сохранение действующего налога, но с изменением его сущности (добавление экологических и иных коэффициентов);

• введение нового, полностью экологического, транспортного налога;

• включение сумм транспортного налога в сумму акциза на топливо.

По мнению ряда специалистов, необходимо совершить самое радикальное изменение в механизме транспортного налога - изменить его налоговую базу, т. е. мощность двигателя как налоговую базу следует заменить на иной критерий распределения налоговой нагрузки, связанной со строительством дорог. Так, в качестве налоговой базы транспортного налога для легковых автомобилей предлагается использовать габаритную сумму автомобиля, распределяя налоговую нагрузку пропорционально габаритам транс-

портного средства, т. е. чем больше дорожного пространства занимает транспортное средство, тем больше расходов по развитию сети должен нести его владелец.

Кроме того, т.к., по мнению экспертов, топливные акцизы являются наиболее оптимальным из существующих налоговых источников финансирования расходов на ремонт и поддержание текущей дорожной сети, то транспортный налог может быть использован в качестве целевого источника финансирования второй по объему статьи расходов дорожных фондов - на реконструкцию и строительство дорог. Именно транспортный налог может являться средством аккумулирования повышенных инвестиций в до-

рожные фонды регионов, остро нуждающихся в расширении дорожной сети, а также обеспечивать финансирование строительства федеральных трасс и дорожных объектов федерального значения.

Представляется, что поиск путей модернизации отечественного механизма исчисления транспортного налога должен быть продолжен и активизирован, а реализация отмеченных выше и многочисленных других направлений совершенствования транспортного налогообложения в Российской Федерации будет способствовать росту поступлений транспортного налога и увеличению его роли в структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СПС Кон-сультантПлюс, 2016.

2. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 20.10.2011 № 30-P3 «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия-Алания» // СПС КонсультантПлюс, 2016.

3. Агузарова Ф.С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской Федерации // Экономическая политика. 2015. № 1. С. 149-158.

4. Зангионов А.Н. Практика применения транспортного налога в Республике Северная Осетия-Алания // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 227-232.

5. Козаева О.Т. Региональные налоги, их роль в формировании доходной базы регионального бюджета (на примере Республики Северная Осетия-Алания) // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-4. С. 250-255.

6. НиколаеваМ.В. К вопросу о совершенствовании механизма финансового обеспечения дорожной инфраструктуры // Финансы и управление. 2016. № 1. С. 81-90.

7. Николаева М.В. Роль транспортного налога в формировании доходов регионального бюджета // Научный альманах. 2015. № 7. С. 157-159.

8. Седаев П.В. Порядок регистрации транспортных средств в РФ как один из факторов сложности администрирования транспортного налога // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. № 18. С. 121-124.

9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. nalog.ru

10. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.roskazna.ru

11. Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg. gov.ru/docs/list

12. Официальный сайт Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания - http://www. mfrno-a.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.