Научная статья на тему 'Реформирование транспортного налога: история и современность'

Реформирование транспортного налога: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2179
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЛОШАДИНАЯ СИЛА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / BUDGET / TAX / TAX SYSTEM / TRANSPORT TAX / ADMINISTRATION / HORSEPOWER / VEHICLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова А. В., Цельникер Г. Ф.

В статье рассматриваются и анализируются ключевые этапы истории становления и развития транспортного налога в России. Проводится анализ транспортного налогообложения как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Особое внимание уделяется расчету налоговых ставок транспортного налога в различных странах. Проводится анализ предложений по реформированию транспортного налога, его администрирования на автомобили с двигателем, высказываемые как в научной среде, так и в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF VEHICLE TAX: HISTORY AND MODERNITY

The article examines the key stages of the history of the formation of the transport tax in Russia. The analysis of the transport tax in Russia and in foreign countries, including the calculation of tax rates is being researched. The proposals for reform of the vehicle tax, its administration, on cars with engines expressed in the scientific community and in society is analyzed.

Текст научной работы на тему «Реформирование транспортного налога: история и современность»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

УДК: 347.73

БКК: 67.400

Сидорова А.В., Цельникер Г.Ф.

РЕФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

SidorovaA.V., Tselniker G.F.

REFORM OF VEHICLE TAX: HISTORY AND MODERNITY

Ключевые слова: бюджет, налог, налоговая система, транспортный налог, администрирование, лошадиная сила, транспортное средство.

Keywords: budget, tax, tax system, transport tax, administration, horsepower, vehicle.

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются ключевые этапы истории становления и развития транспортного налога в России. Проводится анализ транспортного налогообложения как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Особое внимание уделяется расчету налоговых ставок транспортного налога в различных странах. Проводится анализ предложений по реформированию транспортного налога, его администрирования на автомобили с двигателем, высказываемые как в научной среде, так и в обществе.

Abstract: the article examines the key stages of the history of the formation of the transport tax in Russia. The analysis of the transport tax in Russia and in foreign countries, including the calculation of tax rates is being researched. The proposals for reform of the vehicle tax, its administration, on cars with engines expressed in the scientific community and in society is analyzed.

Одним из важных источников наполнения бюджета субъектов Российской Федерации является транспортный налог. Это один из самых обсуждаемых налогов в нашей стране. Его применение, исчисление, администрирование являлось и продолжает являться дискуссионным как в государственных структурах, так и в обществе, только ленивый не принимает участия в обсуждении «будущего» транспортного налога. С момента его введения он претерпел много изменений - его повышали, понижали, пытались отменить и перевести в «другой формат». Разговоры о реформировании транспортного налога не прекращаются и по сей день.

Учеными и практиками и даже политическими деятелями (в 2015 г. председатель партии «Справедливая Россия», руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов и заместитель руководителя фракции Олег Нилов вносили на рассмотрение ГД проект Федерального закона № 782404-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены транспортного налога» ; в 2016 г. в Госдуму вносился законопроект об отмене транспортного налога депутатами от фракции ЛДПР Я. Ниловым, И. Лебедевым,

1 Официальный сайт партии «Справедливая Россия» // http://www.spravedlivo.ru/5_68773.html.

А. Смирновым; с предложением в Госдуму о включении транспортного налога в стоимость топлива выходил и депутат от КПРФ В. Тете-кин) выдвигаются различные предложения по реформированию транспортного налога: включить налог в акциз на бензин; изменить расчет налога, исходя из мощности двигателя, в пользу экологических характеристик авто; отменить транспортный налог для владельцев экологичных авто, топливом для которых является не бензин, а электрическая энергия; изменить ставки транспортного налога исходя из массы транспортного средства; для исчисления транспортного налога использовать навигационные устройства, установленные на транспортном средстве. Сторонники различных инициатив по модернизации налога приводят множество аргументов, свидетельствующих о целесообразности конкретного предложения. Но в каждом предложении о реформировании транспортного налога можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.

Реформирование рассматриваемого нами налога «натыкается» на различного рода особенности, присущие ему, а именно:

- будучи имущественным налогом он должен учитывать разницу в стоимости имущества, являющегося налоговой базой;

- необходимо учесть то влияние, которое оказывают транспортные средства на дорожную инфраструктуру и экологию;

- транспортный налог - региональный

налог;

- транспортный налог - весомый источник бюджета субъектов Российской Федерации.

Соблюсти баланс между всеми этими «особенностями» налога достаточно сложно. Кроме того, огромное влияние оказывает на его реформирование и экономическая ситуация в стране. Это можно проиллюстрировать на примере предложений о введении экологической составляющей в ставку по налогу. Так, например, Министерство промышленности и энергетики РФ рассматривало предложения по дифференциации транспортного налога на автомобили, исходя из их экологических показателей . При этом для дифференциации ставок налога по экологическим параметрам предполагалось использовать технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой»2. В случае введения экологической составляющей налог увеличится с владельцев автомашин с высоким выхлопом СО2 (автомашины, год выпуска которых 10 и более лет), которые наносят наибольший вред окружающей среде. Это ударит по кошельку основной массы населения, которая и так не может позволить себе поменять старое транспортное средство на современный автомобиль с высоким экологическим классом. А вот владельцы современных транспортных средств, оснащенных двигателями последнего поколения (данные автомобили имеют достаточно высокую цену), будут находиться в привилегированном положении, хотя при покупке такого автомобиля они не задумываются об экологическом классе, приобретаемого транспортного средства. В связи с этим, такой вариант налогообложения в нашей стране сопряжен с существенными ограничениями, которые напрямую связаны с обеспечением справедливости налогообложения и уровнем жизни большинства населения.

На наш взгляд, на современном этапе развития экономики нашей страны в первую очередь необходимо реформировать непосредственно действующий принцип расчета налога и

1 Налог лишат сил // Российская газета. 2013. 27 ноября.

2 Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» // Собрание законодательства РФ, 24.10.2005. - № 43. - Ст. 4395.

эффективность существующего механизма его администрирования.

Необходимо упомянуть и о том, что транспортное налогообложение в России зародилось с момента принятия в 1942 г. Указа президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах»3. В соответствии с данным нормативно-правовым актом были закреплены дифференцированные ставки с владельцев транспортных средств (ст. 30). К транспортным средствам были отнесены: автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, гужевой транспорт (лошади и другие животные, используемые в народном промысле). Согласно ст. 28 сбор обязаны были уплачивать граждане, имеющие перечисленные транспортные средства и проживающие в городах, рабочих, дачных и курортных поселках.

Следующий нормативно-правовой акт, касающийся транспортного налогообложения -Указ президиума Верховного Совета СССР № 3819-Х «О местных налогах и сборах»4, принятый 26 января 1981 г. На его основании ранее действующий сбор был заменен налогом, который подлежал взиманию с владельцев транспортных средств. Такой налог должны были уплачивать граждане СССР, иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства. Кроме того, указом устанавливались дифференцированные ставки налога за имеющиеся в собственности автомобили, мотоциклы, мотосани и моторные лодки (катера, яхты). Необходимо отметить, что и Указ президиума Верховного Совета СССР «О местных налогах и сборах» и Указ президиума Верховного Совета СССР № 3819-Х «О местных налогах и сборах» не предусматривали уплату такого сбора (налога) советскими юридическими лицами, являющимися владельцами транспортных средств.

Следующей вехой в становлении транспортного налогообложения можно с уверенностью считать Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РСФСР»5. Данным законом была расширена налоговая база в рамках транспортного налогообложения, к которой были отнесены:

3 Указ президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1942. - № 13.

4 Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 № 3819-Х (ред. от 21.03.1988) «О местных налогах и сборах» // Ведомости ВС СССР, 1981. - № 5. -Ст. 121.

5 Закон РФ от 18.10.1991 № 1759-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) «О дорожных фондах в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 31.10.1991. - № 44. - Ст. 1426.

- федеральные и территориальные налоги на реализацию горюче-смазочных материалов;

- налог на пользователей автомобильных дорог;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на приобретение автотранспортных средств;

- акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

Что касается налога с владельцев транспортных средств, то в соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона плательщиками налога признавались:

- юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

- предприниматель (граждане, которые осуществляли предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

- граждане РФ;

- иностранные граждане и юридические

лица;

- лица без гражданства.

Объектами налогообложения являлись: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (ст.6). Именно в этот период налог с владельцев транспортных средств стал дифференцироваться в зависимости от мощности двигателя и вида транспортного средства.

Ныне действующий транспортный налог был введен гл. 28 Налогового кодекса РФ в 2002 г. Статьей 14 НК РФ налог отнесен к региональным. Порядок исчисления и уплаты определены гл. 28 НК РФ. А вот величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности и, кроме того, налоговые льготы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Также необходимо отметить тот факт, что залоговое законодательство не отдает региональным властям на откуп транспортный налог, это выражается, например, в следующем:

- во-первых, хотя Налоговым кодексом РФ и установлен минимальный размер ставки по транспортному налогу, но в то же самое время в ст. 361 указывает на то, что данная ставка может быть увеличена, уменьшена, но не более, чем в 10 раз. Однако указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Следует отметить, что такое положение не допускает некой «рас-

пущенности» при установлении ставок транспортного налога со стороны субъектов РФ;

- во-вторых, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 363 НК РФ), однако Налоговый кодекс РФ содержит указание на то, что срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, установленного п.3 ст. 363.1 данного кодекса;

- в-третьих, хотя статьей 360 НК РФ и установлен отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций, но в соответствии с п. 3 этой же статьи, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделяются правом при установлении налога не устанавливать отчетные периоды.

В соответствии со ст. 358 НК РФ «Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации» . Хотелось бы отметить, что объекты налогообложения трансформировались в зависимости от развития автомобильной промышленности. Так, в 1920-е годы в нашей стране автомобильный транспорт был развит мало, в основном население передвигалось на лошадях, велосипедах, лодках, паромах, в связи с чем, именно эти виды транспорта облагались сбором (налогом). В 19401950 годы XX в. советский автопарк значительно расширяется, при этом пополняясь не только количеством автомобилей, но и новым видом транспорта - мотоциклами. В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР отменяется транспортный налог для владельцев вело-сипедов2. И только в 1971 г. отменяется сбор с владельцев лошадей и прочих ездовых живот-

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.

2 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1959 года «Об освобождении государственных и общественных (кроме кооперативных) предприятий, учреждений и организаций от уплаты налога со строений и земельной ренты и отмене взимания сбора с владельцев транспортных средств за велосипеды» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1959. - № 24. - Ст. 129.

ных1. И в это же время в законодательстве впервые появляются льготные условия взимания транспортного налога.

На сегодняшний день сумма транспортного налога для транспортных средств, имеющих двигатели, исчисляется исходя из мощности двигателя в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ) с применением повышающего коэффициента в зависимости от стоимости автомобиля и года его выпуска (ст. 362 НК РФ). В основу налогооблагаемой базы был положен технический показатель - мощность двигателя, исчисляемая в лошадиных силах, исходя из которого, можно рассчитать воздействие, которое оказывает отдельно взятое транспортного средства на состояние дорог общего пользования. Считается, что чем больше мощность двигателя, тем больше вреда наносит такое транспортное средство дорожному покрытию, а соответственно и транспортный налог должен быть больше. Проведенными исследованиями установлено, что «средняя мощность двигателя, необходимая для движения в режиме городского цикла, значительно меньше той, с которой взимается транспортный налог»2.

Кроме того, как уже было сказано выше, в соответствии с налоговым законодательством субъекты имеют возможность для установления «дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса» (ст. 361 НК РФ)3.

Следует отметить, что транспортное налогообложение в различных странах строится по-разному. Так, в Германии действует единый принцип налогообложения в стране, владельцы транспортного средства платят за объем двигателя и за объем выброса СО2; в США транспортные налоговые сборы включены в цену бензина; в Норвегии при исчислении транспортного налога берется в расчет объем выбро-

1 Закон СССР от 26 ноября 1971 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 1971. - № 48. - Ст. 471, в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1971 года «Об отмене сбора с владельцев скота и государственного налога на лошадей единоличных хозяйств».

2 Чушникова Е.В. повышение эффективности транспортного налога // Региональная экономика: теория и практика, 20014. - № 5 (332). - С. 55.

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть

вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Парламентская газета, № 151-152, 10.08.2000.

сов СО2, мощность двигателя, вес автомобиля и объем выбросов оксидов азота; в Нидерландах -транспортный налог взимается из расчета за фактический пробег за год, при этом ставка зависит от вида автомобиля, возраста и объема двигателя; во Франции - взимается транспортный налог в зависимости от мощности двигателя и налог на выхлоп СО2 за каждый грамм; в Японии существует три вида транспортных налогов: первый оплачивается при покупке автомашины; второй - при регистрации, исчисляемый из объема двигателя и массы автомобиля; ежегодный транспортный налог, исчисляемый также исходя из объема двигателя и массы автомобиля; в Китае существует два вида налогов: налог на владение автотранспортом (зависит от объема двигателя) и транспортный налог, включенный в стоимость бензина.

Здесь следует обратить внимание, на что именно расходуются собранные суммы с владельцев автомашин. Так, в Китае собранные средства идут на развитие собственного авто-прома, в Японии - на развитие разработок в автомобильной сфере, во Франции суммы, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ. В нашей стране согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ вся сумма взыскиваемого транспортного налога зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации и в дальнейшем направляется в дорожный фонд субъекта РФ для дальнейшего «финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов» (ст. 179.4 БК РФ)4. На наш взгляд, стоило бы воспользоваться опытом зарубежных стран, в которых суммы, взыскиваемые с владельцев транспортных средств, направляются на развитие местного автопрома, поскольку такие вложения определяют то, на чем в будущем будет передвигаться население, что, в свою очередь, будет непосредственно влиять на состояние дорог и экологическую ситуацию в стране. В связи с этим рационально было бы определенную часть, например, в размере 5% от сумм, взысканных с владельцев транспортных средств, отчислять на развитие российского автопрома, что, безусловно, даст свои результаты в недалеком будущем.

По состоянию на 2017 г. в Налоговом кодексе РФ для исчисления налоговой ставки ис-

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.

пользуется градация автомобилей по мощности с различным интервалом (таблица 1).

Неоднократно поднимался вопрос о неэффективности такой тарифной сетки по транспортному налогу. Предлагаются различные варианты реформирования ставок. Например, предлагается разбить интервал на более мелкие: от 100 до 120 и от 120 до 150 л.с.1; ввести прогрессивную шкалу, подобно той, которая применялась для взимания подоходного налога, а в основу положить постоянные величины 125, 150, 200 л.с. и т.п. и плюс добавка за дополнительные силы.

1 Турбина Н.М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу т поиск путей их решения // Социально-экономические явления и процессы, 2009. - № 2 (014). - С. 106.

Как нам кажется, градация автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил потеряла свою актуальность и нуждается в пересмотре. По действующей редакции Налогового кодекса РФ автомобиль с мощностью двигателя равного 101 л.с. сразу переводится в категорию автомобилей с мощностью до 120 л.с. Следовательно, владелец автомашины с мощностью 101 л.с. и владелец автомашины с мощностью 120 л.с. будут уплачивать транспортный налог в одинаковом размере.

Что касается субъектов Российской Федерации, то, например, в Самарской области установлены следующие налоговые ставки для транспортных средств, имеющих двигатели (таблица 2)2.

2 Закон Самарской области от 22 октября 2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» // https://www.nalog.ru/html/sites/ www.I•n63.nalog.ru/R63/Рег%20закон^I/Transp_86gd_izm.docx.

Таблица 1 - Градация автомобилей по мощности

_Наименование объекта налогообложения_

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до73,55 кВт) включительно_

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно_

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно_

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):_

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно_

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25, 74 кВт)_

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно_

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)_

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно_

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно_

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно_

свыше 250 л.с. (свыше 183, 9 кВт)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):_

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно_

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)_

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно_

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)_

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до73,55 кВт) включительно_

свыше 100 л.с. (свыше73, 55 кВт)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):_

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно_

свыше 100 л.с. (свыше 73, 55 кВт)

В Самарской области владелец автомашины с мощностью двигателя 100 л.с. заплатит в бюджет 1 600 руб., а вот владелец автомашины с мощностью двигателя 101 л.с. заплатит уже 2 424 руб. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 л.с. приводит к повышению суммы уплачивае-

мого налога на 824 руб. Что же касается владельцев автомашин с мощностью 151 л.с. то они должны количество лошадиных сил умножить на 43 руб., а вот владельцы автомашин с мощностью - 150 л.с. - на 33. В данном случае стоимость одной лошадиной силы уже равна 1543 руб.

Таблица 2 - Налоговые ставки для транспортных средств, имеющих двигатели, в Самарской области

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка, рублей

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно 16

свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно 24

свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно 33

свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно 43

свыше 200 л.с. (147,1 кВт) до 250 л.с. (183,9 кВт) включительно 75

свыше 250 л.с. (183,9 кВт) 150

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (14,7 кВт) включительно 7

свыше 20 л.с. (14,7 кВт) до 35 л.с. (25, 74 кВт) включительно 14

свыше 35 л.с. (25, 74 кВт) 33

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (147,1 кВт) включительно 31

свыше 200 л.с. (147,1 кВт) 85

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно 24

свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 150 л.с. (110, 33 кВт) включительно 40

свыше 150 л.с. (110,33 кВт) до 200 л.с. (147, 1 кВт) включительно 50

свыше 200 л.с. (147,1 кВт) до 250 л.с. (183, 9 кВт) включительно 65

свыше 250 л.с. (183, 9 кВт) 85

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 25

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (36,77 кВт) включительно 25

свыше 50 л.с. (36,77 кВт) 50

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 30 л.с. (22,07 кВт) включительно 33

свыше 30 л.с. (22,07 кВт) до 100 л.с. (73, 55 кВт) включительно 51

свыше 100 л.с. (73, 55 кВт) 100

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно 100

свыше 100 л.с. (73, 55 кВт) 200

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно 125

свыше 100 л.с. (73, 55 кВт) 250

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 24

Здесь уместно вспомнить о таких принципах налогообложении, как справедливость и эффективность. Для установления транспортного налога, как и любого иного, требуется наличие оптимального баланса между справедливостью налога и его эффективностью1. Справедливость

налога - это такое распределение налога между налогоплательщиками, при котором учитываются различия в их доходах и платежеспособности. И в то же самое время расчет налога должен обеспечивать достаточный уровень поступлений в бюджет и быть простым для администрирования .

1 См.: Гринкевич Л.С. Анализ результатов собираемости налогов в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета, 2011. - 4 (16). -С. 118-123; Майбуров И.А. Налоги и налогообложение:

учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 559 с.

2 Киреенко А.П., Иванов И.А. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены // Известия И ГЭА, 2013. - № 6 (92). - С. 54.

На наш взгляд, логичнее было бы исчислять налог не «ступенями» по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу». Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Это, на наш взгляд, поможет сохранить такой немаловажный принцип налогообложения, как справедливость налога и при этом не понизит уровень его поступления в бюджет субъектов Российской Федерации.

Такое исчисление транспортного налога приведет и к ликвидации огромнейшего числа ошибок, совершаемых при его расчете, поскольку рассчитать его будет достаточно просто каждому автовладельцу. Суммируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что транспортный налог, конечно же, нуждается в скорейшем реформировании, однако для этого необходимо проведение всестороннего анализа как его недостатков, так и достоинств. Кроме того, необходимо воспользоваться опытом зарубежных стран, но с учетом экономической и социальной ситуации в нашей стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3823.

2. Гринкевич, Л.С. Анализ результатов собираемости налогов в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 4 (16). - С. 118-123.

3. Закон РФ от 18.10.1991 № 1759-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) «О дорожных фондах в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 31.10.1991. - № 44. - Ст. 1426.

4. Закон Самарской области от 22 октября 2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». - Режим доступа: // https://www.nalog.ru/html/sites/ www.m63.nalog.ru.

5. Закон СССР от 26 ноября 1971 года «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения и дополнения в действующее законодательство СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1971. - № 48. - Ст. 471, в части утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1971 года «Об отмене сбора с владельцев скота и государственного налога на лошадей единоличных хозяйств».

6. Киреенко, А.П., Иванов И.А. Каким быть транспортному налогу: оценка вариантов реформирования и отмены // Известия И ГЭА. - 2013. - № 6 (92). - С. 54.

7. Майбуров, И.А. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 559 с.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Парламентская газета. - 2000, 10 августа.

9. Налог лишат сил // Российская газета. - 2013, 27 ноября.

10. Официальный сайт партии «Справедливая Россия». - Режим доступа: http://www.spravedlivo.ru.

11. Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 N 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» // Собрание законодательства РФ. -2005. - № 43. - Ст. 4395.

12. Турбина, Н.М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу, поиск путей их решения // Социально-экономические явления и процессы. - 2009. - № 2 (014). - С. 106.

13. Указ президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1942. - № 13.

14. Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1981 № 3819-Х (ред. от 21.03.1988) «О местных налогах и сборах» // Ведомости ВС СССР. - 1981. - № 5. - Ст. 121.

15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1959 года «Об освобождении государственных и общественных (кроме кооперативных) предприятий, учреждений и организаций от уплаты налога со строений и земельной ренты и отмене взимания сбора с владельцев транспортных средств за велосипеды» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1959. - № 24. - Ст. 129. Чушникова, Е.В. Повышение эффективности транспортного налога // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 5 (332). - С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.