Научная статья на тему 'Транспортный налог для резидентов особых экономических зон'

Транспортный налог для резидентов особых экономических зон Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базарова А. С.

В статье 36 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» указано, что налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ). Статьей 14 НК РФ транспортный налог отнесен в состав региональных налогов, вопросы исчисления и уплаты которого регулируются гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ. Так как транспортный налог относится к числу региональных налогов, то он устанавливается и вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В статье рассматриваются льготы, установленные региональным законодательством, в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, в Липецкой и Томской областях, в Республике Татарстан, описывается порядок заполнения налоговой декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортный налог для резидентов особых экономических зон»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

А. С. БАЗАРОВА, консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

В статье 36 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» (далее — Закон № 116-ФЗ) указано, что налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).

Статьей 14 НК РФ транспортный налог отнесен в состав региональных налогов, вопросы исчисления и уплаты которого регулируются гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Так как транспортный налог относится к числу региональных налогов, то он устанавливается и вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Главой 28 НК РФ определена лишь часть элементов налогообложения, среди них объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, а также порядок исчисления налога и пределы, в которых субъекты РФ могут устанавливать налоговые ставки.

Статьей 356 НК РФ установлено, что, вводя налог, законодательные (представительные) власти субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Пунктом 1 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, установлено следующее:

«Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками».

В соответствии с письмом МНС России от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» законы субъектов РФ могут как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их, при этом не могут устанавливаться индивидуальные налоговые льготы. При установлении льгот должна быть четко определена та категория налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, а также основания для их использования.

Статья 357 НК РФ определяет, кто является налогоплательщиком транспортного налога. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения. Налоговый кодекс РФ не содержит льгот по транспортному налогу, такая возможность, как уже было отмечено ранее, предоставлена законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Вместе с тем в п. 1 ст. 358 НК РФ приведен перечень объектов налогообложения, а в п. 2 этой же статьи содержится перечень транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения транспортным налогом. Согласно этому перечню не являются объектом налогообложения транспортным налогом:

— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

22

все для бухгалтера

— автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

— промысловые морские и речные суда;

— пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомобили (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

— транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

— транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

— самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

— суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Поскольку налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации, в отношении перечисленных транспортных средств резиденты не будут уплачивать транспортного налога.

Налоговые ставки. Пунктом 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки установлены в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Следует иметь в виду, что Минфин России в письме от 11.02.2005 №03-06-04-04/09 обращает внимание налогоплательщиков на то, что ст. 361 НК РФ налоговые ставки установлены применительно к максимальной мощности двигателя транспортного средства, указанной в регистрационных документах на основе технической документации на соответствующее транспортное средство, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.

Ставки налога, установленные ст. 361 НК РФ, а также минимальные и максимальные ставки налога, которые могут быть установлены региональным законодательством, приведены в табл. 1.

Налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно, т. е. в отношении отдельных категорий транспортных средств может быть принято решение увеличить или, наоборот, уменьшить величину налоговой ставки. Такая возможность предусмотрена п. 3 ст. 360 НК РФ, но в нем не оговорено, чем должен при этом руководствоваться региональный законодатель.

Таблица 1

Ставки налога, установленные ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации, а также минимальные и максимальные ставки налога, которые могут быть установлены региональным законодательством, руб.

Ставка налога Предел налоговой ставки

Наименование объекта налогообложения (ст. 361 НК РФ) минимальный максимальный

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 1,0 25,0

— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 7,0 1,4 35,0

— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10,0 2,0 50,0

— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 15,0 3,0 75,0

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 30,0 6,0 150,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2,0 0,4 10,0

— свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно 4,0 0,8 20,0

— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10,0 2,0 50,0

Ставка налога Предел налоговой ставки

Наименование объекта налогообложения (ст. 361 НК РФ) минимальный максимальный

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 10,0 2,0 50,0

— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20,0 4,0 100,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 1,25 25,0

— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 8,0 1,6 40,0

— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10,0 2,0 50,0

— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 13,0 2,6 65,0

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17,0 3,4 85,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5,0 1,0 25,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

— до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5,0 1,0 25,0

— свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10,0 2,0 50,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10,0 2,0 50,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20,0 4,0 100,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20,0 4,0 100,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40,0 8,0 200,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25,0 5,0 125,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50,0 10,0 250,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется вало- 20,0 4,0 100,0

вая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели 25,0 5,0 125,0

(с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20,0 4,0 100,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, 200,0 40,0 1 000,0

не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования транспортных средств как в отношении всех, так и в отношении отдельных категорий транспортных средств.

В письме МНС России от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» по поводу установления дифференцированных налоговых ставок транспортного налога с учетом категорий и срока полезного использования транспортных средств сказано следующее:

«Например: для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 руб. за каждую лошадиную силу. При этом ставка может быть дифференцирована:

— по мощности двигателя (например, до 50л. с. и свыше 50л. с.);

— по сроку полезного использования (например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет, и для автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 7 лет)».

Пунктом 27 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Льготы, установленные региональным законодательством в Москве и Московской области. Закон города Москвы от 23.10.2003 № 48 «О транспортном налоге» определяет ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы. Статьей 6 закона города Москвы «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки, ко-

торые приведены в табл. 2 (приведены в сравнении со ставками, установленными ст. 361 НК РФ).

Проанализировав данные, приведенные в табл. 2, несложно сделать вывод, что московские законодатели использовали право, предоставленное им НК РФ, и изменили предлагаемые ст. 361 НК РФ налоговые ставки в сторону увеличения.

Налоговые льготы по транспортному налогу перечислены в ст. 9 закона города Москвы «О

транспортном налоге». Согласно подп. «д» п. 1 ст. 9 от уплаты транспортного налога освобождаются резиденты особой экономической зоны техниковнедренческого типа «Зеленоград» в отношении транспортных средств, зарегистрированных на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства, причем право на льготу

Таблица 2

Налоговые ставки, установленные законом города Москвы от 23.10.2003 № 48 «О транспортном налоге»

Налоговые ставки

Наименование объекта налогообложения Ст. 361 НК РФ Ст. 3 закона г. Москвы № 48

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 7,0

— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 7,0 20,0

— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10,0 30,0

— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 15,0 50,0

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 30,0 100,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2,0 5,0

— свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно 4,0 10,0

— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10,0 32,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 110 л. с. (80,9 кВт) включительно 10,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— свыше 110 до 200 л. с. (свыше 80,9 до 147,1 кВт) включительно 10,0 17,0

— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20,0 35,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 10,0

— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 8,0 17,0

— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10,0 25,0

— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 13,0 35,0

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17,0 45,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматичес- 5,0 12,0

ком и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5,0 20,0

— свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10,0 40,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 10,0 40,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20,0 80,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 20,0 80,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40,0 160,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25,0 100,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50,0 200,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость 20,0 40,0

(с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели 25,0 100,0

(с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20,0 80,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей 200,0 500,0

(с единицы транспортного средства)

подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной.

По истечении пятилетнего срока резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» уплачивают транспортный налог в общем порядке по ставкам, установленным законом города Москвы «О транспортном налоге».

На территории Московской области, в городе Дубне постановлением Правительства РФ от

21.12.2005 № 781 создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Статьей 26.1 закона Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» установлены льготы, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны. Согласно названной статье резидентам предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога, кроме автомобилей легковых, а также водных и воздушных транспортных средств.

Необходимо обратить внимание, что льгота согласно п. 3 ст. 26.1 закона Московской области от 24.11.2004 №151/2004-ОЗ предоставляется при условии направления высвобожденных средств на развитие организаций в соответствии с п. 10 ст. 4 названного закона:

«10. В случае, если условием использования налоговой льготы является направление высвобожденных в результате использования налоговой льготы средств на развитие организаций, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест, затратами налогоплательщиков на указанные цели для целей настоящего Закона признаются:

1) затраты на освоение новых производств, цехов и агрегатов (пусковыерасходы), проверку готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов с пробным выпуском продукции, наладкой оборудования;

2) затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции, не предназначенной для серийного или массового производства, а также новых видов работ (услуг);

3) затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного или массового производства, а также технологических процессов;

4) затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции (товаров, работ, услуг), повышением их надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств в ходе производственного процесса;

5) инвестиции, связанные с новым строительством, реконструкцией, расширением, техническим

перевооружением, модернизацией основных фондов организации;

6) затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством, а именно, затраты на проведение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

7) затраты на проведение модернизации оборудования и реконструкции объектов основных производственных фондов;

8) инвестиции, связанные с новым строительством, реконструкцией, техническим перевооружением объектов непроизводственной сферы;

9) затраты, связанные с улучшением качества услуг, предоставляемых объектами непроизводственной сферы, и расширением ассортимента указанных услуг;

10) затраты на повышение квалификации, переподготовку работников организации на территории Российской Федерации;

11) средства, направляемые из прибыли организации на пополнение оборотных средств».

Налоговые льготы, установленные ст. 26.1 закона Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ, применяются с 1-го числа квартала, следующего за датой признания коммерческой организации резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны, и до 31.12.2010. Таким образом, с 01.01.2011 резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, созданной на территории города Дубны Московской области, должны будут уплачивать транспортный налог в общеустановленном порядке.

Льготы, установленные региональным законодательством в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга № 487-53 «О транспортном налоге» принят 04.11.2002. Он устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, а также льготы по транспортному налогу. Налоговые ставки, установленные ст. 2 закона Санкт-Петербурга № 487-53 с 01.01.2007, приведены в табл. 3.

Приведенные в табл. 3 сравнительные данные наглядно показывают, что законодательными органами Санкт-Петербурга практически по всем объектам налогообложения установлены предельно допустимые максимальные ставки транспортного налога.

Помимо этого по грузовым автомобилям с мощностью двигателя свыше 250 л. с. установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования этого вида транспортных средств.

Следует напомнить, что Правительством РФ принято постановление от 21.12.2005 № 780 «О со-

Налоговые ставки, установленные законом Санкт-Петербурга № 487-53 «О транспортном налоге»

Налоговые ставки

Наименование объекта налогообложения Ст. 361 НК РФ Ст. 2 закона Санкт-Петербурга № 487-53

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 18,0

— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 7,0 35,0

— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10,0 50,0

— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 15,0 75,0

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт): 30,0 150,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 2,0 10,0

— свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно 4,0 20,0

— свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт): 10,0 50,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 10,0 50,0

— свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20,0 65,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 5,0 25,0

— свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 8,0 40,0

— свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10,0 50,0

— свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 13,0 55,0

— свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17,0

со сроком полезного использования до 3 лет (включительно) 25,0

со сроком полезного использования от 3 до 5 лет (включительно) 35,0

со сроком полезного использования более 5 лет 65,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5,0 25,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 5,0 25,0

— свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт): 10,0 50,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): 10,0 20,0 50.0 100.0

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно — свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт):

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы): 20,0 40,0 100,0 200,0

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно: — свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт):

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

— до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 25,0 125,0

— свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт): 50,0 250,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вмести- 20,0 100,0

мость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25,0 125,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20,0 100,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства): 200,0 1000,0

здании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа». Согласно ст. 4-1 закона № 487-53 от уплаты транспортного налога освобождаются организации — резиденты особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, на срок пять лет с

момента регистрации на них транспортного средства в установленном законодательством РФ порядке. Необходимо учесть, что эта льгота не распространяется на водные и воздушные транспортные средства.

Таким образом, по истечении пятилетнего срока организации — резиденты данной особой экономи-

ческой зоны должны будут уплачивать транспортный налог в общем порядке, установленном законом Санкт-Петербурга «О транспортном налоге».

Льготы, установленные региональным законодательством в Липецкой области. На территории Грязинского района Липецкой области постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 № 782 создана особая экономическая зона промышленнопроизводственного типа.

Законом Липецкой области от 25.11.2002 № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» определены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования на территории Липецкой области. Статьей 7 названного закона от налогообложения транспортным налогом освобождаются «организации — резиденты особой экономической зоны в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации — резидента особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента поставки транспортного средства на учет».

По истечении пятилетнего срока организация — резидент особой экономической зоны должна уплачивать транспортный налог в порядке и по ставкам, установленным региональным законодательством.

Статьей 6 закона Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области» установлены ставки транспортного налога, которые приведены в табл. 4.

Сравнение ставок, приведенных в табл. 4, показывает, что ставки транспортного налога в Липецкой области увеличены почти по всем объектам налогообложения в 2 раза.

В 2,5 раза увеличены налоговые ставки в отношении яхт и других парусно-моторных судов. Максимальные налоговые ставки установлены в отношении снегоходов, мотосаней, гидроциклов, самолетов, вертолетов и иных воздушных судов, имеющих двигатели, а также в отношении самолетов, имеющих реактивные двигатели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Льготы, установленные региональным законодательством в Республике Татарстан. Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Республики Татарстан, введен в действие законом Республики Татарстан от 29.11.2002 №24-ЗРТ «О транспортном налоге». Пунктом 2 ст. 6 названного закона от налогообложения освобождены организации — резиденты особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан. Льгота предоставляется в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет. По истечении льготного периода налогообложение осуществляется в общем порядке,

установленном законом Республики Татарстан «О транспортном налоге».

Льготы, установленные региональным законодательством в Томской области. Согласно части 1 ст. 9 закон Томской области от 04.10.2002 № 77-ОЗ «О транспортном налоге» от налогообложения освобождаются организации в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации — резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска. Льгота предоставляется в течение 10 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором организация была зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны. Следует обратить внимание, что названная льгота предоставляется с учетом особенностей, установленных ст. 9.1 закона Томской области «О транспортном налоге». Приведем текст этой статьи полностью:

«Статья 9.1. Особенности исчисления льготы по транспортному налогу для организаций — резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска.

«...В случае регистрации организации в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска, в течение налогового (отчетного) периода, а также в случае окончания в течение налогового (отчетного) периода десятилетнего срока с момента регистрации организации в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска, исчисление и уплата транспортного налога (авансового платежа по налогу) производятся организацией за те месяцы налогового (отчетного) периода, в течение которых организация не имела права на применение льготы по освобождению от уплаты транспортного налога. При этом исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых организация не имела права на применение льготы, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде), умноженного на сумму налога (сумму авансового платежа), подлежащую уплате в целом за налоговый (отчетный) период.

Если налогоплательщик —резидент особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска, за пределами территории такой зоны осуществляет иную не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, то он освобождается от уплаты транспортного налога на сумму, определяемую как произведение величины транспортного налога (авансового платежа по налогу), подлежащего уплате по итогам налогового (отчетного) периода, и коэффициента, рассчитанного как отношение объема выручки,

Налоговые ставки, установленные законом Липецкой области № 20-03 «О транспортном налоге в Липецкой области»

Налоговые ставки

Наименование объекта налогообложения Ст. 361 НК РФ Ст. 6 закона Липецкой области № 20-03

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно — свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно — свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно — свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно — свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт): 5.0 7.0 10.0 15.0 30.0 10,0 14.0 20.0 30.0 60.0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно — свыше 20 до 35 л. с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно — свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) — свыше 35 до 40 л. с. (свыше 25,74 до 29,4 кВт) включительно — свыше 40 л. с. (свыше 29,4 кВт) 2,0 4.0 10.0 4.0 8.0 10,0 20,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно — свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 10,0 20,0 20,0 40,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно — свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно — свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно — свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно — свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 5.0 8.0 10,0 13.0 17.0 10,0 16,0 20,0 26,0 34,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5,0 10,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно — свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 5.0 10.0 25.0 50.0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно — свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 10,0 20,0 20,0 40,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно — свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20,0 40,0 50.0 100.0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): — до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно — свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 25.0 50.0 75.0 150.0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20,0 40,0

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25,0 125,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20,0 100,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200,0 400,0

полученной от реализации товаров, работ и услуг в рамках ведения технико-внедренческой деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности, к общему объему выручки от реализации товаров, работ, услуг, полученной налогоплательщиком — резидентом особой экономической зоны за налоговый (отчетный) период.

Объем выручки от реализации товаров, работ, услуг определяется по данным строки с кодом 010 «Отчет о прибылях и убытках» формы № 2 бухгалтерской отчетности, предоставляемой налогоплательщиком — резидентом особой экономической зоны в установленном порядке в налоговый орган по окончании налогового (отчетного) периода.

Льгота предоставляется при условии, что налогоплательщик — резидент особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска, ведет раздельный учет доходов, полученных от ведения на территории такой зоны технико-внедренческой деятельности в пределах, предусмотренных соглашениями о ведении техниковнедренческой деятельности.

С момента утраты юридическим лицом статуса резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска, налогоплательщик — резидент указанной зоны теряет право на применение льготы по транспортному налогу, установленной ст. 9 настоящего Закона в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации — резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории г. Томска».

Заполнение налоговой декларации. Несмотря на то, что резиденты особых экономических зон могут освобождаться от уплаты транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, на территории которых созданы особые экономические зоны, они, тем не менее, как и все прочие налогоплательщики, обязаны представлять в налоговые органы налоговую отчетность. В настоящий момент действует форма налоговой декларации, утвержденная приказом Минфина России от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения».

Если законами субъектов РФ по месту нахождения транспортных средств предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования, код налоговой льготы — 20200 — должен быть указан в графе 12 раздела 2 «Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)» налоговой декларации. Код льготы указан в приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации.

Сумма налоговой льготы указывается в графе 13 разд. IV налоговой декларации. В случае предоставления льготы в виде освобождения от налогообложения сумма льготы определяется как произведение налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде).

Налоговая база по налогу указывается в графе 6, ставка транспортного налога, действующая на территории субъекта РФ, указывается в графе 10, а упомянутый коэффициент указывается в графе 9 разд. 2 на-

логовой декларации, причем значение коэффициента рассчитывается с точностью до сотых долей.

Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указывается в графе 14 налоговой декларации, соответственно, по транспортным средствам, по которым законами субъектов РФ установлена льгота в виде освобождения от налогообложения, в графе 14 ставится прочерк.

Форма налогового расчета по авансовым платежам утверждена приказом Минфина России от

23.03.2006 № 48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению».

Налоговый расчет по авансовым платежам заполняется в порядке, аналогичном заполнению налоговой декларации, лишь сумма налоговой льготы, указываемая в графе 13 разд. 2 «Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)» налогового расчета, рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента.

Литературы

1.Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об особых экономических зонах: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 781.

4. Постановление Правительства Российской Федерации 21.12.2005 № 780.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 782.

6. О транспортном налоге: закон города Москвы от 23.10.2003 № 48.

7. О транспортном налоге: закон Санкт-Петербурга от

04.11.2002 № 487-53.

8. О транспортном налоге: закон Республики Татарстан от 29.11.2002 № 24-ЗРТ

9. О льготном налогообложении в Московской области: закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.

10. О транспортном налоге в Липецкой области: закон Липецкой области от 25.11.2002 № 20-ОЗ.

11. О транспортном налоге: закон Томской области от

04.10.2002 № 77-ОЗ.

12. Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации: приказ МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

13. Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению: приказ Минфина России от

23.03.2006 № 48н.

14. О транспортном налоге: письмо МНС России от

06.11.2002 № НА-6-21/1704.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.