Научная статья на тему 'Изменения в законодательстве о транспортном налоге'

Изменения в законодательстве о транспортном налоге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СТАВКИ / ЛЬГОТЫ / ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ / TRANSPORT TAX / TAX PAYER / TAXABLE OBJECT / RATES / TAX PRIVILEGES / PROCEDURE AND DUE DATE FOR TAX PAYMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославец Татьяна Николаевна

Изменения, внесенные в гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Механизм взимания транспортного налога. О направлениях реформирования транспортного налога в регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amendments in transport tax code

The paper considers the amendments in chapter 28, Tax Code of Russian Federation concerning transport taxation mechanism and highlights the reform directions of that within RF.

Текст научной работы на тему «Изменения в законодательстве о транспортном налоге»

УДК 336.227

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

AMENDMENTS IN TRANSPORT TAX CODE

Т.Н. Богославец T.N. Bogoslavets

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Изменения, внесенные в гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Механизм взимания транспортного налога. О направлениях реформирования транспортного налога в регионах Российской Федерации.

The paper considers the amendments in chapter 28, Tax Code of Russian Federation concerning transport taxation mechanism and highlights the reform directions of that within RF.

Ключевые слова: транспортный налог, объект и субъект налогообложения, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты.

Key words: transport tax, tax payer, taxable object, rates, tax privileges, procedure and due date for tax payment.

Транспортное средство является достаточно емким объектом вложения денежных средств. Вместе с тем эта капиталоемкость не перевешивает тех преимуществ, которые дает транспортное средство. Сочетание этих двух обстоятельств делает данный вид имущества благоприятным объектом для налогообложения. Поскольку транспортный налог является региональным, изменения, внесенные в 2009 г. в 28 главу Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ), направлены на повышение налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создание возможностей для повышения доходов региональных бюджетов. Именно поэтому целью данной статьи является анализ изменений в законодательстве по транспортному налогу.

Все транспортные средства можно объединить в три основные группы: наземные, воздушные и водные. Перечни транспортных средств являются открытыми, поэтому для их точного определения необходимо руководствоваться соответствующим отраслевым законодательством (например, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г № 167-ФЗ, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ и т. д.).

Законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности, могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ). Налоговый период по транспортному налогу - календарный год (ст. 360 НК РФ).

Налогоплательщиками транспортного налога являются организации и физические лица,

на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Регистрацией транспортных средств занимаются различные органы (таблица 1).

Существует ряд условий, при которых организация или физическое лицо будет являться плательщиком транспортного налога (ст. 358 НК РФ):

1) организация или физическое лицо должно являться владельцем транспортного средства;

2) транспортное средство должно быть зарегистрировано на данное лицо в соответствующих регистрирующих органах;

3) зарегистрированное транспортное средство должно являться объектом налогообложения, т. е. входить в перечень транспортных средств.

Регистрация транспортного средства осуществляется на основании ряда документов:

1) паспорта транспортного средств;

2) справки-счета, выдаваемой торговыми организациями и предпринимателями, или заключенным в установленном порядке договором или иным документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство и подтверждающим возможность допуска его к эксплуатации на территории РФ;

3) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности.

Таким образом, плательщиками транспортного налога признаются только собственники наземных транспортных средств. Сдача их в аренду не повлечет за собой перемены плательщика транспортного налога.

Таблица 1

Регистрация наземных транспортных средств

Вид транспортного средства Регистрирующие органы Нормативно-правовые акты

Автомобили легковые: 1) с max конструктивной скоростью 50 км/ч; 2) с max конструктивной скоростью более 50 км/ч. Мотоциклы, мотороллеры. Автобусы. Грузовые автомобили: 1) с max конструктивной скоростью 50 км/ч; 2) с max конструктивной скоростью более 50 км/ч. Подразделения Госавтоиспекции МВД РФ Закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации авто-мототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»

Самоходные транспортные средства: 1) машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; 2) тракторы; 3) самоходные дорожно-строительные транспортные средства; 4) иная самоходная техника. Снегоходы, мотосани. К этой категории относятся грузовые автомобили повышенной грузоподъемности марок «БелАЗ», «КрАЗ», «МАЗ» Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники Министерства сельского хозяйства РФ Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств». Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Приказ Государственного таможенного комитета РФ от 2 марта 1995 г. № 137 «Об утверждении Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев»

Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев Таможенные органы РФ

Транспортные средства воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций Военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования

Объектом налогообложения являются транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ).

Освобождены от уплаты транспортного налога в соответствии с НК РФ:

1) весельные и моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные

(приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

8) транспортные средства, находящиеся в розыске;

9) транспортные средства резидента особой экономической зоны на пять лет, с момента постановки на учет, на основании закона субъекта РФ, на территории которого она расположена (ст. 356 НК РФ).

На территории Омской области в соответствии с Законом Омской области от 18 ноября 2002 г. № 407-ОЗ «О транспортном налоге» освобождены от уплаты транспортного налога следующие налогоплательщики:

1) герои Советского Союза, РФ, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий и бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, по одному зарегистрированному на физическое лицо легковому автомобилю с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно, либо мотоциклу или мотороллеру независимо от мощности двигателя;

3) общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления уставной деятельности, мощностью двигателя до 100 л. с. включительно;

4) организации автомобильного и электрического транспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси, включая маршрутки);

5) бюджетные учреждения, финансируемые из областного и местного бюджетов, органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области.

Определение налоговой базы по транспортному налогу зависит от вида транспортного средства. Налоговая база установлена для всех налогоплательщиков и для всех транспортных средств независимо от марки и страны происхождения. Мощность двигателя указывается в технической документации транспортного средства. Эти данные отражаются в свидетельстве о регистрации.

В отношении транспортных средств (наземных, водных и воздушных), имеющих двигатели, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству как произведение количества лошадиных сил (л. с.) и ставки в руб.

В отношении воздушных судов с реактивным двигателем для перевода реактивной тяги двигателя (в кгс) в мощность (в л. с.) турбовинтовых двигателей и тяги (в кгс) турбореактивных двигателей применяется следующая формула:

N = 0,75 х р, где N - мощность (л. с.), Р - тяга (кгс), полученная при неизменной взлетной массе воздушного судна в стартовых условиях.

По водным транспортным средствам транспортный налог исчисляется исходя из мощности зарегистрированных двигателей судна. Если судно оснащено двумя и более двигателями, при определении налоговой базы должна учитываться (суммироваться) мощность всех двигателей.

Налоговая база по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Соответствующие сведения берутся из технической или иной документации и также указываются в регистрационных документах.

В отношении водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателя (плавучие сооружения, плавучие краны, землечерпательная техника, дебаркадеры и т. п.), налоговая база определяется как единица транспортного средства. Фактически налоговая база по данной категории транспортных средств равна единице.

Сумма налога исчисляется по каждому транспортному средству отдельно как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Возможны ситуации, когда транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика меньше года, т. е. транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода (года). Тогда исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (М), к числу календарных месяцев в налоговом периоде (К = М/12). Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц, т. е. не имеет значение, когда налогоплательщик про-

ходил регистрацию или снятие с нее: в начале месяца или в конце (п. 3 ст. 362 НК РФ). Коэффициент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой.

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом налогообложения транспортным налогом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Основанием для пересчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающий факт угона транспортного средства, выданной органами МВД РФ, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Уплата транспортного налога осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа, т. е. не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Пунктом 4 ст. 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом, в случае отправки налогового уведомления по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Следовательно, до дня получения налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ).

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в силу ст. 75 НК РФ начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате этого налога.

Порядок и сроки перерасчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок

и сроки привлечения к уплате указанного налога таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этого налога, НК РФ не установлены.

В связи с этим впредь до установления НК РФ указанных временных пределов допускается направление в кратчайшие сроки физическим лицам налоговых уведомлений об уплате транспортного налога при наличии соответствующего объекта налогообложения за прошедшие налоговые периоды в случаях представления регистрирующими органами в налоговые органы сведений, являющихся основаниями для исчисления этого налога, с нарушением установленных сроков.

Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога утверждена приказом ФНС России от 31 октября 2005 г. № САЭ-3-21/551 @ «Об утверждении форм налоговых уведомлений». Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Налоговые ставки по транспортному налогу являются твердыми, устанавливаемыми:

1) на одну лошадиную силу мощности транспортного средства в отношении транспортных средств (наземным, водным и воздушным), имеющих двигатели;

2) на одну регистровую тонну в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость;

3) на единицу транспортного средства в отношении других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.

Ставки транспортного налога в каждом регионе устанавливаются соответствующими законами субъекта РФ. В НК РФ установлены базовые ставки, на которые субъекты РФ в обязательном порядке должны ориентироваться при разработке своих ставок. Базовые ставки до 2010 г. можно было увеличить или уменьшить региональным органам власти, но не более чем в пять раз. В случае установления в законе субъекта РФ налоговой ставки в размерах, превышающих указанные пределы или меньших указанных пределов, применялась налоговая ставка в размере, установленном НК РФ.

Таким образом, до 2010 г. НК РФ и закон Омской области от 18 ноября 2002 г. № 407-ОЗ «О транспортном налоге» устанавливали следующие налоговые ставки (см. таблицу 2).

Таблица 2

Ставки транспортного налога, руб.

Объект налогообложения Базовая налоговая ставка НК РФ Міп предел налоговой ставки Налоговые ставки в Омской области Мах предел налоговой ставки

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 5 1 5 25,0

• свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно; 7 1,4 10 35,0

• свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно; 10 2,0 20 50,0

• свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно; 15 3,0 30 75,0

• свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 20 4,0 60 100,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно; 2 0,4 2 10,0

• свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)

включительно; 4 0,8 4 20,0

• свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10 2,0 7 50,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно; 10 2,0 10 50,0

• свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20 4,0 20 100,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 5 1,0 10 25

• свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно; 8 1,6 16 40,0

• свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно; 10 2,0 20 50,0

• свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно; 13 2,6 26 65,0

• свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17 3,4 34 85,0

Другие самоходные транспортные средства, машины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

(с каждой лошадиной силы) 5 1,0 6 25,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно; 5 1,0 10 25

• свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10 2,0 20 50

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 10 2,0 30 50,0

• свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20 4,0 60 100,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 20 4,0 100 100,0

• свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40 8,0 200 200,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 25 5,0 75 125,0

• свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50 10,0 150 250,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых опреде-

ляется валовая вместимость (с каждой регистровой тон-

ны валовой вместимости) 20 4,0 60 100,0

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие

двигатели (с каждой лошадиной силы) 25 5,0 75 125,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого

килограмма силы тяги) 25 4,0 20 100,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не

имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200 40,0 600 1000,0

13 ноября 2009 г. Государственная Дума РФ одобрила в третьем чтении законопроект, увеличивающий базовую ставку транспортного налога вдвое. Однако после массовых протестов общественности и выражения неудовольствия со стороны администрации президента документ был отклонен Советом Федерации. Государственной Думе РФ предложили срочно сформулировать более приемлемую версию закона. Через неделю, 20 ноября, Государственная Дума РФ проголосовала за то, чтобы оставить базовую ставку на прежнем уровне, но разрешить регионам увеличивать ее в 10 раз.

Новый законопроект между тем уже стал объектом критики некоторых представителей региональной власти и экспертов. Утверждается, что федеральные власти просто-напросто перекладывают бремя ответственности за непопулярные решения на регионы. На фоне бюджетного дефицита в некоторых субъектах Российской Федерации новыми правами воспользуются по максимуму, и для автолюбителей в таком случае транспортный налог может вырасти в десять раз (см. таблицу 3).

Следует отметить, что до 2010 г. возможностями по максимальному увеличению базовой ставки - в пять раз - воспользовались только 19 регионов. Новый закон предоставляет право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также его экологического класса.

В 2008 г. плательщики транспортного налога обращались в суд с заявлением о признании недействительной нормы республиканского закона о транспортном налоге, устанавливающей налоговые ставки без учета срока полезного использования транспортного средства. По их мнению, данная норма противоречила п. 3 ст. 361 НК РФ. Однако, как указал Верховный суд, признавая позицию плательщиков транспортного налога необоснованной, исходя из положений ст. 14, 356, п. 3 ст. 361 НК РФ, дифференцирование ставок транспортного налога по сроку полезного использования осуществляется по усмотрению субъекта РФ. Таким образом, установление оспариваемой нормы ставок без учета срока полезного использования транспортного средства не противоречит федеральному законодательству (Определение Верховного суда РФ от 24 сентября 2008 г. № 43-Г08-16).

В других государствах, например в Латвии, налоговая база по транспортному налогу может определяться исходя из полной массы транспортного средства.

Пока в 2010 г. ставки транспортного налога решили не повышать в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Сахалинской, Кемеровской и Ростовской областях. Но в некоторых регионах уже приняты решения о повышении ставок: в Пермском крае - на 56 %, в Архангельской области - на 35 %, в Белгородской области - на 25 %, в Дагестане - в 1,5-4 раза в зависимости от мощности авто. На Кубани приняли решение выровнять налоговые ставки для физических и юридических лиц.

Между тем поступления от транспортного налога в бюджеты регионов незначительны. Например, в Татарстане это всего 3 % в общем объеме доходов, в Санкт-Петербурге - 1,68 %, на Ставрополье - чуть меньше 1 % и связано это в первую очередь с плохой уплатой налога.

В США, например, ставка транспортного налога включена в стоимость топлива. Налог с транспортного средства фактически уплачиваться по месту его реального использования, собираемость налога 100 %, мощность двигателя транспортного средства учтена, так как расход топлива зависит напрямую от мощности двигателя.

В Российском механизме взимания транспортного налога не учитывается частота использования транспортного средства владельцем. Например, до принятия нового закона фракция ЛДПР внесла в Госдуму свой вариант закона о транспортном налоге. По версии ЛДПР, налог должен включаться в цену бензина и не превышать 3-5 % стоимости горючего. При современных ценах это около 53 копеек на литр залитого в бак топлива. Кроме того, принятие подобного законопроекта позволило бы значительно сэкономить на администрировании транспортного налога.

Этот механизм привел бы к заметному перераспределению налога между автовладельцами и территориальными бюджетами. Однако следует учитывать, что акцизы, (в такой ситуации вместо транспортного налога будет акциз) не поступают в полном объеме в бюджет региона, на территории которого реализуется бензин или дизельное топливо. Часть общей суммы акцизов поступает непосредственно в федеральный бюджет, а другая распределяется между территориальными бюджетами по формуле, учитывающей протяженность дорог и количество автомобилей в соответствующем регионе. Кроме того, справедливое распределение налога между территориальными бюджетами (как получателями) и владельцами транспортных средств (как плательщиками) достигается лишь в том случае, если акцизы одинаковы для всех

видов топлива. В России ставки акцизов диф- октанового числа. Кроме того, теперь преду-

ференцируются в зависимости от вида топли- смотрена дифференциация в зависимости от

ва (бензин или дизельное топливо), а также от соответствия экологическим стандартам.

Таблица 3

Ставки транспортного налога, руб.

Объект налогообложения Базовая налоговая ставка НК РФ Міп предел налоговой ставки Мах предел налоговой ставки

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 5 1 50

• свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно; 7 1,4 70

• свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно; 10 2,0 100

• свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно; 15 3,0 150

• свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 20 4,0 200

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно; 2 0,4 20

• свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно; 4 0,8 40

• свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 10 2,0 100

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно; 10 2,0 100

• свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 20 4,0 200

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 5 1,0 50

• свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно; 8 1,6 80

• свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно; 10 2,0 100

• свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно; 13 2,6 130

• свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 17 3,4 170

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5 1,0 50

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно; 5 1,0 50

• свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 10 2,0 100

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства

с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 10 2,0 100

• свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 20 4,0 200

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 20 4,0 200

• свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 40 8,0 400

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

• до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно; 25 5,0 250

• свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 50 10,0 500

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20 4,0 200

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25 5,0 250

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 25 4,0 250

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200 40,0 2000

Таким образом, изменения законодательства по транспортному налогу могут на порядок увеличить его размер. Это вызовет негативную реакцию в обществе в это и так довольно сложное время. Законодателям следовало бы изыскивать другие средства пополнения региональных бюджетов, а не увеличивать налоговую нагрузку самого незащищенного налогоплательщика. Например, в Германии с 2009 г. предусмотрено освобождение владель-

цев некоторых автомобилей от уплаты налога на транспортные средства в течение ближайших двух лет. Отмена этого налога обойдется Германии в 2 млрд евро. Но это должно помочь немецкой автомобильной промышленности (одной из ключевых отраслей Германии, страдающей от кризиса ликвидности) улучшить финансовые результаты за счет стимулирования покупателей к приобретению новых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.