Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2071
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Д. Н.

В статье рассматриваются вопросы современного нормативного правового регулирования таможенного контроля лесоматериалов в российской Федерации. Большое внимание уделено вопросам нетарифного регулирования экспорта лесоматериалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF CUSTOMS CONTROL OF TIMBER

The article deals with the issues of modern normative legal regulation of customs control of timber in the Russian Federation. Much attention is paid to the issues of non-tariff regulation of timber export.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ»

УДК 339.543

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF CUSTOMS CONTROL OF TIMBER

Afonin D.N.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы современного нормативного правового регулирования таможенного контроля лесоматериалов в российской Федерации. Большое внимание уделено вопросам нетарифного регулирования экспорта лесоматериалов.

Ключевые слова: таможенный контроль, лесоматериалы, нетарифное регулирование, экспорт.

Abstract

The article deals with the issues of modern normative legal regulation of customs control of timber in the Russian Federation. Much attention is paid to the issues of non-tariff regulation of timber export.

Keywords: customs control, timber materials, non-tariff regulation, export.

Лесные ресурсы как объект внешней торговли всегда представляли собой особую ценность, именно поэтому правовому регулированию лесного хозяйства, а также сделок, связанных с лесоматериалами, всегда уделялось повышенное внимание. Российская Федерация (РФ) является крупнейшим поставщиком лесных ресурсов, в связи с чем правовые вопросы остаются актуальными и на сегодняшний день. Президент России на совещании о развитии и декриминализации лесного комплекса поручил с 1.01.2022 ввести полный запрет вывоза из РФ необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород [1].

Согласно ГОСТ 32714-2014 [2], лесоматериалы - это материалы из древесины в круглом и/или обработанном виде, получаемые путем поперечного деления на бревна ствола поваленного дерева, очищенного от сучьев и вершины, а также в результате продольного деления бревен на пилопро-дукцию.

Законодательство в сфере заготовки, торговли и перемещения через границу лесоматериалов включает в себя как международные нормативно-правовые акты, так и национальное законодательство. Международное законодательство, в первую очередь, включает в себя Конвенции и Соглашения, инициатива принятия которых чаще

всего исходит от ООН и иных международных организаций, в том числе специализирующихся на правовом регулировании и обеспечении торговли лесом. Например, Международная конвенция по карантину и защите растений (Рим, 6 декабря 1951 года) [3], Принципы лесоводства, принятые Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де Жанейро, 3-14 июня 1992 года) [4], Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 3.03.1973) [5].

Что касается непосредственно таможенного контроля лесоматериалов, то для таможенных органов РФ большое значение, в первую очередь, имеет законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС) закрепляются основные положения о совершаемых в отношении товаров таможенных операциях и порядке таможенного контроля.

Среди национальных нормативно-правовых актов, помимо Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ [6], устанавливающего правила совершения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, необходимо выделить Лесной кодекс

РФ [7]. Данный нормативно-правовой акт закрепляет положения о порядке заготовления, использования, учета, маркировки и транспортировки лесных ресурсов. Кроме того, в соответствии с Лесным кодексом все сделки с древесиной подлежат учету в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС): «единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней» создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации» [7]. Правила ведения данной системы и размещения информации в ней устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.01.2015 № 55 [8]. Помимо Правил ведения ЕГАИС в части использования лесных ресурсов Правительством РФ также устанавливаются Правила представления декларации о сделках с древесиной (Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 11 [9]), правила транспортировки древесины (Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1696 [10]), порядок маркировки ценных лесных пород (Постановление Правительства РФ от 04.11.2014 № 1161 [11]). Кроме того, Правительством РФ устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин, в том числе и на отдельные товарные позиции, по которым классифицируются лесоматериалы (Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 [12]). Также имеются нормативно-правовые акты, которые устанавливают ограничения на вывоз хвойных лесоматериалов за пределы РФ и ЕАЭС в третьи страны: Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 [13], утверждающего тарифные квоты и порядок их распределения в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0, 4403 23 190 0 и 4403 24 100 0) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств -участников ЕАЭС и Постановление Правительства РФ от 12.12.2017 № 1520 [14], определяющего порядок распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели аянской (Picea jezoensis), пихты белоко-рой (Abies nephrolepis) и лиственницы даурской (Larix dahurica) (коды ТН ВЭД ЕАЭС из

4403 23 910 0, из 4403 23 990 0, из 4403 24 900 0, из 4403 25 910 0, из 4403 25 990 0 и из 4403 26 000 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны. Использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли РФ. Лицензия выдается сроком на 1 год в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [15]). Данные ограничения были введены в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении России к Всемирной торговой организации [16]. Для лесоматериалов лиственных пород квотирование не предусмотрено.

Большое значение для таможенного контроля лесоматериалов имеет представленный в Приказе Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 [17] перечень пород деревьев и кустарников, запрещенных к заготовке в РФ, т.к. данные породы лесоматериалов могут стать объектами контрабанды по статье 226.1 Уголовного кодекса РФ, так как входят в Перечень стратегически важных ресурсов (Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 [18]) при превышении стоимости в 100 тыс. рублей.

Приказом Министерства финансов РФ от 01.03.2019 №33н утверждён перечень ТСТК, используемых при проведении таможенного контроля, при этом в разделе 11 данного перечня перечислены виды технических средств измерения количественных и качественных показателей лесо- и пиломатериалов, а прибор для идентификации лесо- и пиломатериалов лиственных и хвойных пород древесины отнесен к разделу 7 «Технические средства идентификации» [19].

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2019 №34н утверждён порядок применения ТСТК, используемых при проведении таможенного контроля [20].

В соответствии с указанным документом применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств идентификации, контрабанды и

иных признаков нарушений актов, составляющих право Евразийского экономического союза, международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, регулирующих таможенные правоотношения.

В качестве методической основы таможенного контроля лесоматериалов применяются Методические рекомендации Региональных таможенных управлений (РТУ), например, Письмо Центрального таможенного управления от 01.09.2008 № 2122/17084 «О направлении информации» (вместе с «Методикой осуществления таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов») или Письмо Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) от 28.06.2004 № 06-01-08/12473 «О направлении Методических рекомендаций» (Методические рекомендации по организации таможенного оформления и таможенного контроля лесоматериалов), которые затрагивают также и основные особенности проведения фактического таможенного контроля (досмотра) с использованием ТСТК. Кроме того, на официальном сайте ФТС России размещены методики измерения объема круглых лесоматериалов, а также методика измерения объема пилопродук-ции [21].

Документы по стандартизации также являются технической основой осуществления контроля. В первую очередь, речь идет о Национальных стандартах: ГОСТ 9463-2016 [22], ГОСТ 2140-81 [23], ГОСТ 9014.0-75 [24], ГОСТ 21524-76 [25], ГОСТ 32594-2013 [26] и др.

Таким образом, законодательную основу таможенного контроля лесоматериалов и пиломатериалов составляет обширная нормативно-правовая база, которая включает в себя все уровни международного и национального законодательства и регулирует весь процесс поставки данной категории товара, начиная от изготовления и заканчивая пересечением границы.

В соответствии с статьей 50.4 Лесного кодекса РФ, транспортировка лесоматериалов в том числе и через государственную границу РФ осуществляется при наличии сопроводительного документа, форма и содержание которого определены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2020 № 1696 [10]. Данный документ оформляется собственником древесины.

Внешнеэкономическая торговля лесоматериалами характеризуется прежде

всего занижением объемов вывозимых лесоматериалов, невозвращением в полном объеме экспортной валютной выручки, занижением контрактной стоимости, недекларированием, либо недостоверным декларированием экспортируемых лесоматериалов. В связи с этим при таможенном контроле используются не только сведения, заявленные декларантом в таможенной декларации, но и сведения из других источников и баз данных федеральных органов исполнительной власти.

На основании подпункта 29 пункта 15 и подпункта 14 пункта 18 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 [27], в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39 [28] установлен перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта. В графе 31 декларации на товары для товарной позиции 4403 (круглый лес), за небольшим исключением, обязательно должно быть указано:

- наименование лесоматериалов и порода древесины как на русском, так и на латинском языках в соответствии с ГОСТ 17462-84 [29], ГОСТ 9462-88 [30], ГОСТ 9463-2016 [22];

- наличие обработки (например, неокоренные, необработанные, окоренные);

- наличие обработки консервантом (например, краской, травителями, креозотом или иными веществами);

- сорт лесоматериалов;

- размеры лесоматериалов - номинальная длина лесоматериалов, длина с учетом максимального припуска на распиловку в метрах, диапазон диаметров (толщин) в верхнем торце и в нижнем торце в сантиметрах, объем лесоматериалов, указанный в контракте, с учетом номинальной

длины и без учета коры в метрах кубических, объем лесоматериалов с учетом фактической длины и с учетом коры в метрах кубических.

Для кода 4403 95 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (бревна березы длинной более 1 м) вышеозначенным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии установлены следующие требования к описанию товара:

- назначение (для использования в круглом виде, а также для распиловки (или раскола) в продольном направлении, для выработки пиломатериалов или шпал для железнодорожных или трамвайных путей или для получения листов для облицовки путем строгания или лущения);

- наименование лесоматериалов (например, фанерный кряж березовый, пиловочник березовый диаметром не менее 15 см);

- наличие обработки (например, неокоренные, необработанные, окоренные);

- наличие обработки консервантом (например, краской, травителями, креозотом или иными веществами);

- сорт лесоматериалов (например, сорт 1, сорт 2);

- размеры лесоматериалов (диапазон диаметров (толщин) в верхнем торце и в нижнем торце) в сантиметрах, объем лесоматериалов с учетом фактической длины и с учетом коры в метрах кубических.

Для товарной позиции 4407 (пиломатериалы) в графе 31 декларации на товары в обязательном порядке должно быть указано (в соответствии с ГОСТ 2695-83 [31], ГОСТ 8486-86 [32], ГОСТ 26002-83 [33] и др.):

- наименование лесоматериалов и порода древесины;

- вид обработки (распиленные вдоль или расколотые, строганые или лущеные, обтесанные или необтесанные, шлифованные или нешлифованные, имеющие или не имеющие соединения в шип);

- сорт или группа сортов лесоматериалов;

- номинальные размеры (длина, ширина, толщина) в миллиметрах;

- предельные отклонения от номинальных размеров в миллиметрах;

- припуски на величину усушки (при наличии) в миллиметрах;

- объем лесоматериалов, указанный в контракте, с учетом номинальных размеров в метрах кубических, объем лесоматериалов с учетом предельных отклонений и припусков на усушку в метрах кубических.

Таким образом, количественные и качественные характеристики товара (в том числе для лесоматериалов - объем, длина, ширина, толщина) являются обязательными требованиями, подлежащими указанию в декларации на товары.

Как уже отмечалось, Постановлением Правительства РФ от 6.01.2015 № 11 [9] определены правила представления декларации о сделках с древесиной, в соответствии с которыми лица, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок (далее - ЛесЕ-ГАИС) с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39 [28] в графе 44 декларации на товары под кодом 09032 обязательно должен быть указан номер и дата подачи декларации о сделках с древесиной. По этому номеру должностными лицами проводится проверка представленной декларации о сделке с древесиной со сведениями, указанными в ЛесЕГАИС. Лесное законодательство требует внесения в ЛесЕГАИС декларации о сделках с древесиной независимо от того, является эта сделка экспортной или происходит на внутреннем рынке Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 N 1047-р [34] определен перечень лесоматериалов, которые подпадают под нормы лесного законодательства [7] об учёте древесины и сделок с ней. В их числе декларирование сделок с древесиной, заполнение сопроводительного документа на транспортировку древесины и маркировку древесины ценных лесных пород (дуба, бука, ясеня) при вывозе с территории Российской Федерации. Информация о сделках с лесоматериалами и об их маркировке вносится в ЛесЕГАИС. При этом необходимо использовать коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) [35] в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст [36]. Ключи соответствия между кодами ТН ВЭД ЕАЭС и кодами ОКПД 2, представлены на сайте Министерства экономического развития РФ.

Сделка с лесоматериалами, внесённая в ЛесЕГАИС, имеющая статус «Подписан», фактически прошла проверку через фильтры ЛесЕГАИС, подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью, и номер такой сделки, сгенерированный ЛесЕГАИС, должен быть внесён в графу 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары. В случае выявления нарушений требований лесного законодательства подразделением ФТС, осуществляющем таможенный контроль данной партии лесоматериалов, необходимо проинформировать об этом Оператора ЛесЕГАИС (Федеральное агентство лесного хозяйства [37]) для принятия мер реагирования в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя по части 1 статьи 8.28.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление иди несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной.

В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2019 № МК-06-44/17901 в декларации на товары может быть указан только один внешнеторговый договор, который должен соответствовать одной декларации о сделке с древесиной с контрагентом, который находится за пределами Российской Федерации.

Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694 [38] установлено, что таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров. Порядок декларирования таможенной стоимости на вывозимые товары определен приказом ФТС России от 27.01.2011 № 152 [39].

Основная ставка вывозной таможенной пошлины для товарной позиции 4403 установлена в размере 80 %, но не менее 55.2 Евро за 1 м3 Однако, для ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0, 4403 23 190 0 и 4403 24 100 0) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и

4403 22 100 0), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - ЕАЭС, в случае установления тарифной квоты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779, при наличии лицензии, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, ставка вывозной таможенной пошлины составляет 15%.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ [6] при вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары.

Исходя из свойств и производственного цикла лесоматериалов у декларантов имеется возможность заранее знать информацию о таможенной стоимости и о количестве экспортируемых лесоматериалов.

Таким образом, в отношении указанных товаров возможно декларирование без использования временного периодического декларирования товаров [40].

Кроме того, в соответствии со статьями 115 и 116 ТК ЕАЭС в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, может применяться неполное таможенное декларирование и периодическое таможенное декларирование.

При этом согласно пункту 2 статьи 115 ТК ЕАЭС при неполном таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС, за исключением следующих сведений, которые могут не указываться:

1) о получателе товаров;

2) о стране назначения товаров и (или) торгующей стране;

3) о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;

4) об упаковках товаров (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

Согласно пункту 5 статьи 116 ТК ЕАЭС при периодическом таможенном декларировании должны быть заявлены сведения, подлежащие указанию в декларации на товары в соответствии со статьей 106 ТК

ЕАЭС, исходя из количества товаров, планируемых к перемещению через таможенную границу Союза в течение заявленного периода поставки, за исключением следующих сведений, которые по своему характеру могут быть неизвестны декларанту на момент подачи декларации на товары:

1) о транспортных средствах, на которых будут перевозиться товары, кроме сведений о виде транспорта, которым будут перевозиться товары;

2) об отдельных документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) иные сведения, определяемые Евразийской экономической комиссией в зависимости от категорий товаров и вида транспорта, которым они перевозятся.

При этом согласно пункту 2 статьи 116 ТК ЕАЭС период поставки декларируемых в соответствии с указанной статьей товаров может составлять до 31 календарного дня.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно пункту 3 статьи 128 ТК ЕАЭС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров. В соответствии с пунктом 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие карантинному фитосанитарному контролю (надзору), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления данного вида контроля (надзора). Положениями статьи 140 ТК ЕАЭС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 [41] «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» лесоматериалы и пиломатериалы относятся к подкарантинным товарам с высоким фито-санитарным риском. Для ввоза таких товаров требуется фитосанитарный сертификат - «документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом страны-экспортера (реэкспортера) в соответствии с 7 [42] и 12 [43] Международными стандартами по фитосанитарным мерам, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера». Форма фи-тосанитарного сертификата, выдаваемого в

Российской Федерации утверждена приказом Минсельхоза России от 27.10.2016 № 478 [44], а порядок его выдачи - приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 [45]. В соответствии с данным приказом, фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.

Таким образом, в графе 44 декларации на товары, подаваемой в таможенный орган с целью помещения лесоматериалов под таможенную процедуру экспорта, должны быть указаны сведения о номере фитосани-тарного сертификата.

Таможенный орган на основании пункта 1 статьи 325 ТК ЕАЭС вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в декларации на товары.

В Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 [46] раздел VII посвящен карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к лесоматериалам, а также специальным требованиям для хвойных пород. В решении Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 № 92 [47] определены требования к оборудованию и оснащению фитосанитарных пунктов пропуска.

Федеральным законом от 28.12.2010 № 394-ФЗ [48] документальный фитосанитар-ный контроль в пограничных пунктах пропуска возложен на должностных лиц таможенных органов. Государственный фитоса-нитарный контроль в пограничных пунктах пропуска Российской Федерации в настоящее время возложен на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору (ее территориальные органы) и таможенные органы, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации № 995 от 19.09.2015 [49], и № 792 от 13.08.2016 [50]. Приказом ФТС России № 1996 от 30.09.2011 [51] утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, в том числе и при проверке документов, необходимых для осуществления фитосанитар-ного контроля. Согласно Федеральному закону № 101-ФЗ от 23.04.2018 [52] Правительство РФ уполномочено устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного фитосанитарного контроля в пограничных пунктах пропуска РФ и порядок

их осуществления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1154 от 12.11.2016 [53] таможенные органы в пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, в полном объеме осуществляют фитосанитар-ный контроль в отношении товаров и транспортных средств. Постановлением Правительства РФ № 1491 от 06.12.2018 [54] определены пункты пропуска через государственную границу РФ, в которых различные виды государственного контроля (надзора) осуществляются должностными лицами таможенных органов. К ним относятся автомобильные пункты пропуска

Список литературы

1. Совещание о развитии и декриминализации лесного комплекса 30.09.2020 // Сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64116

2. ГОСТ 32714-2014 Лесоматериалы. Термины и определения // Информационная сеть «Техэкс-перт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200112852

3. Международная конвенция по карантину и защите растений // СПС «Консультант-Плюс».

4. Принципы лесоводства, принятые Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Техэксперт». URL: http://docs.cntd.ru/document/901892863.

5. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. // СПС «Консультант-Плюс».

6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант-Плюс».

8. Постановление Правительства РФ от 28.01.2015 № 55 «О порядке эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней» // СПС «Консультант-Плюс».

9. Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 11 (ред. от 21.09.2020) «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной» // СПС «Консультант-Плюс».

10. Постановление Правительства РФ от 16.10.2020 № 1696 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» (вместе с «Правилами заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины») // СПС «Консультант-Плюс».

11. Постановление Правительства РФ от 04.11.2014 № 1161 «Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)» // СПС «Консультант-Плюс».

Вяртсиля, Шумилкино и Яраг-Казмаляр. Данное постановление действует до 01.01.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, таможенный контроль лесоматериалов в настоящее время регулируется достаточно большим количеством динамично изменяющихся нормативных правовых актов, что требует постоянного совершенствования знаний,умений и навыков должностных лиц таможенных органов в том числе и путем систематического повышения их квалификации на базе института повышения квалификации Российской таможенной академии и факультетов повышения квалификации ее филиалов.

12. Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 (ред. от 07.09.2019) «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

13. Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779 (ред. от 31.08.2019) «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств -участников соглашений о Таможенном союзе» // СПС «Консультант-Плюс».

14. Постановление Правительства РФ от 12.12.2017 № 1520 (ред. от 31.08.2019) «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны» // СПС «Консультант-Плюс».

15. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // СПС «Консультант-Плюс».

16. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.11.2016 № 145 (ред. от 22.09.2020) «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии» // // СПС «Консультант-Плюс».

17. Приказ Рослесхоза от 05.12.2011 № 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» // СПС «Консультант-Плюс».

18. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» // СПС «Консультант-Плюс».

19. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС «Консультант-Плюс».

20. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 34н «Об утверждении Порядка применения технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» // СПС «Консультант-Плюс».

21. Методики измерений лесоматериалов. // ФТС России. URL: http://ved.customs.ru/index.php7op-tion=com_content&view=arti-cle&id=1703&Itemid=1975.

22. ГОСТ 9463-2016 Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200139925

23. ГОСТ 2140-81 (СТ СЭВ 2017-79, СТ СЭВ 201879, СТ СЭВ 2019-79, СТ СЭВ 320-76, СТ СЭВ 32176, СТ СЭВ 391-76, СТ СЭВ 3286-81, СТ СЭВ 328781, ...) Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200004894

24. ГОСТ 9014.0-75 Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015004

25. ГОСТ 21524-76 Лесоматериалы круглые. Средства для линейных и объемных измерений. Типы и основные параметры. Технические требования // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200023912

26. ГОСТ 32594-2013 Лесоматериалы круглые. Методы измерений http://docs.cntd.ru/document/1200108364

27. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 26.05.2020) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // СПС «Консультант-Плюс».

28. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257» // СПС «Консультант-Плюс».

29. ГОСТ 17462-84 Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200014926

30. ГОСТ 9462-88 Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200014984

31. ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200001718

32. ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия // Информационная сеть «Техэксперт» URL: http://docs.cntd.ru/document/1200004108

33. ГОСТ 26002-83 Пиломатериалы хвойных пород северной сортировки, поставляемые для экспорта. Информационная сеть «Техэксперт» URL: Технические условия // http://docs.cntd.ru/document/1200005821

34. Распоряжение Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р (ред. от 12.05.2017) «Об утверждении перечней видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 Лесного кодекса РФ» // СПС «Консультант-Плюс».

35. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 27.08.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС «Консультант-Плюс».

36. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 16.10.2018) «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)» // СПС «Консультант-Плюс».

37. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 (ред. от 24.11.2020) «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» // СПС «Консультант-Плюс».

38. Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

39. Приказ ФТС РФ от 27.01.2011 № 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

40. Письмо Минфина России от 28.02.2020 № 0310-10/18036 «О временном периодическом, неполном и периодическом таможенном декларировании при экспорте лесоматериалов». // СПС «Консультант-Плюс».

41. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 10.07.2020) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» // СПС «Консультант-Плюс».

42. МСФМ 7. Система фитосанитарной сертификации. Рим, МККЗР, ФАО. 2011. // Россельхознад-зор. URL: https://fsvps.gov.ru/fsvps-docs/ru/laws/standarts/ispm/ispm07.pdf

43. МСФМ 12. Фитосанитарные сертификаты. Рим, МККЗР, ФАО. 2011. // Россельхознадзор. URL: https://fsvps.gov.ru/fsvps-

docs/ru/laws/stan darts/isp m/ispm12.pdf

44. Приказ Минсельхоза России от 27.10.2016 № 478 «Об утверждении форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» // СПС «Консультант-Плюс».

45. Приказ Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 (ред. от 13.02.2018) «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» // СПС «Консультант-Плюс».

46. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 (ред. от 08.08.2019) «Об утверждении Единых карантинных фитосани-тарных требований, предъявляемых к подкарантин-ной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант-Плюс».

47. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 № 92 (ред. от 26.01.2018) «Об утверждении Требований к материально-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов) и внесении изменений в Единые типовые

требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Таможенного союза» // СПС «Консультант-Плюс».

48. Федеральный закон от 28.12.2010 № 394-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

49. Постановление Правительства РФ от

19.09.2015 № 995 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции» // СПС «КонсультантПлюс».

50. Постановление Правительства РФ от

13.08.2016 № 792 (ред. от 17.07.2019) «О порядке осуществления государственного карантинного фи-тосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

51. Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 (ред. от 17.01.2014) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при про-

Сведения об авторе:

ведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления сани-тарно-карантинного, карантинного фитосанитар-ного контроля и ветеринарного надзора» // СПС «КонсультантПлюс».

52. Федеральный закон от 23.04.2018 № 101-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

53. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1154 «О порядке осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

54. Постановление Правительства РФ от 06.12.2018 № 1491 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых различные виды государственного контроля (надзора) осуществляются должностными лицами таможенных органов» // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 28.01.2021

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.