Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛЕС И ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PROSECUTION AUTHORITIES / CUSTOMS LEGISLATION / FOREST AND TIMBER / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булгакова Луиза Сираджеддиновна

В данной статье рассмотрены порядок организации органами прокуратуры надзора за исполнением требований таможенного законодательства при экспорте леса и лесоматериалов, а также их взаимодействие с таможенными органами для осуществления наиболее эффективных совместных проверок в сфере лесопользования. Показаны примеры выявленных органами прокуратуры нарушений в рассматриваемой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Булгакова Луиза Сираджеддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTORIAL SUPERVISION OF THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS LEGISLATION IN THE EXPORT OF TIMBER

This article discusses the procedure for the organization of supervision by the prosecution authorities for the implementation of the requirements of customs legislation when exporting timber and timber, as well as their interaction with customs authorities to carry out the most effective joint inspections in the field of forest management. The article also examines examples of violations identified by prosecution authorities in this area

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ»

БУЛГАКОВА Луиза Сираджеддиновна,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации

e-mail: 6luiza@mail.ru

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ЭКСПОРТЕ ЛЕСА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрены порядок организации органами прокуратуры надзора за исполнением требований таможенного законодательства при экспорте леса и лесоматериалов, а также их взаимодействие с таможенными органами для осуществления наиболее эффективных совместных проверок в сфере лесопользования. Показаны примеры выявленных органами прокуратуры нарушений в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: органы прокуратуры, таможенное законодательство, лес и лесоматериалы, обеспечение экологической безопасности.

BULGAKOVA Luiza Siradjeddinovna,

Senior Lecturer, Department of State Law Disciplines, St. Petersburg Law Institute (branch), University of the Prosecutor's Office

of the Russian Federation e-mail:

PROSECUTORIAL SUPERVISION OF THE IMPLEMENTATION OF CUSTOMS LEGISLATION IN THE EXPORT OF TIMBER

Annotation. This article discusses the procedure for the organization of supervision by the prosecution authorities for the implementation of the requirements of customs legislation when exporting timber and timber, as well as their interaction with customs authorities to carry out the most effective joint inspections in the field of forest management. The article also examines examples of violations identified by prosecution authorities in this area.

Key words: prosecution authorities, customs legislation, forest and timber, environmental safety.

Общеизвестно, что Россия - самая богатая лесом страна в мире. Здесь сосредоточено более 20% бореаль-ных, северных лесов планеты, площадь лесов России составляет около 1.2 млрд га, запас оценивается в 83 млрд куб. м. Однако, это совсем не означает, что лесные ресурсы России безграничны [1].

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее -ТК ЕАЭС) таможенный контроль - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [2].

В соответствии с п. 2 ст. 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

Главой 45 ТК ЕАЭС определены формы таможенного контроля. Наиболее эффективными формами таможенного контроля в отношении экспортируемой лесопродукции, способствующими выявлению правонарушений в рассматриваемой сфере являются: проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр.

Органам прокуратуры на стадии подготовки к проверке необходимо запросить в поднадзорных таможенных органах статистические сведения об объемах и стоимости перемещенных через таможенную границу леса и лесоматериалов, с разбивкой по производителям лесоматериалов, товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС, грузоотправителям, внешнеторговым контрактам, количестве оформленных деклараций и их реквизитах, принятых таможенными органами решений по резуль-

татам таможенного контроля в отношении товаров рассматриваемой категории.

В ходе проверок исполнения таможенного законодательства при обороте лесопродукции особое внимание следует уделять правомерности и эффективности проведения таможенными органами таможенного контроля в формах: таможенных, осмотров, досмотров - оформление их результатов и соответствие требованиям поручений на проведение досмотров, исправность технических средств таможенного контроля (в целях достоверного определения количественных и качественных показателей перемещаемой лесопродукции) и заявленным сведениям о ней (количество, вес, влажность, сортность, наименование, степень обработки и пр.) достоверность составленных таможенными органами протоколов измерений; полнота проверки документов и сведений, надлежащая идентификация таможенными органами перемещаемой лесопродукции, в т.ч. на предмет ее соответствия заявленному декларантом ГОСТу.

Ненадлежащая реализация таможенными органами полномочий по применению форм таможенного контроля способствует совершению правонарушений и преступлений при экспорте лесоматериалов - перемещению нелегально заготовленной лесопродукции, сокрытию (занижение объемов вывозимых товарных партий; перемещение ценных пород древесины под видом низкосортных, а также под видом топливной древесины и «товаров подмены»; недостоверная классификация; предоставление таможенным органам недействительных фитосанитарных сертификатов, лицензий, внешнеторговых контрактов, деклараций о сделках с древесиной).

Так, Ленинград - Финляндской транспортной прокуратурой вскрывались факты ненадлежащей фиксации результатов таможенного контроля (акт таможенного досмотра изделий из древесины не содержал данных о весе брутто товаров, а также количестве мест перемещаемой продукции).

Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой в ходе проверки применения технических средств (измерительных приборов) и методик для определения фактического объема, экспортируемого товара установлены факты отсутствия средств идентификации о лесе и пиломатериалов лиственных и хвойных пород древесины «Кедр-М» на поднадзорных таможенных постах, а также нахождение указанных технических средств таможенного контроля в неисправном и непроверенном состоянии. Аналогичные нарушения выявлялись Сыктывкарской, Вологодской транспортными прокуратурами (нахождение на таможенных постах технических средств таможенного контроля «Кедр-М» в неисправном состоянии).

Великолукской транспортной прокуратурой устанавливались факты выпуска таможней лесо-продукции при отсутствии на момент подачи декларации на товары железнодорожной транспортной накладной (меры по истребованию данного документа, в т.ч. из архива декларанта таможенным органом не принимались).

В целях обеспечения эффективности таможенного контроля таможенными органами используется система управления рисками (ст. 378 ТК ЕАЭС), ее применение способствует выделению приоритетных направлений работы и обеспечению эффективного использования имеющихся ресурсов в целях выявления и прогнозирования преступлений и правонарушений в таможенной сфере.

Таким образом, в ходе прокурорских проверок, также целесообразно акцентировать внимание на применении поднадзорными таможенными органами системы управления рисками - разработке, утверждении и применении целевых правоохранительных профилей риска, наличие предложений по их актуализации, а также анализа эффективности применения.

Так, Новгородской, Ленинград-Финляндской транспортными прокуратурами в деятельности поднадзорных таможенных органов выявлены нарушения при разработке, утверждении и применении профилей риска при экспорте леса и лесоматериалов (на протяжении длительного времени профили риска таможнями не разрабатывались, предложения по их актуализации не вносились, анализ эффективности применения системы управления рисками не ведется, что повлекло низкую эффективность выявления таможенными органами преступлений по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей при перемещении лесопродукции).

В соответствии со ст. 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта - это таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.

Согласно п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Положениями п/п. 2 п. 2 ст. 92 ТК ЕАЭС на перевозчика либо иное лицо в соответствии с п. 8 указанной статьи возложена обязанность по предоставлению для убытия товаров с таможенной территории Союза документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

растений в Евразийском экономическом союзе»

[3] утвержден Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитар-ному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза в который также включены некоторые товары 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС (древесина и изделия из нее).

Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 г. № 995 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкаран-тинной продукции» утвержден порядок действий

[4].

При проверке соблюдения требований закона при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта необходимо исследовать порядок их предъявления таможенному органу; срок и полноту уплаты вывозных таможенных пошлин и обоснованность предоставления льгот по их уплате; соблюдение запретов и ограничений, представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров определенной категории.

При проверке исполнения таможенного законодательства, в части регламентирующей запреты и ограничения следует помнить, что запреты и ограничения включают в себя не только меры нетарифного регулирования, но и меры экспортного контроля, карантинные, фитосанитарные и пр.

В ходе проверок следует учитывать, что представленные к таможенному оформлению разрешительные документы должны однозначно относиться к декларируемым товарам.

Так, Великолукской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности запретов и ограничений установлен факт неправомерного разрешения Псковской таможней вывоза товара при отсутствии фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию, вскрывались факты выпуска Псковской таможней товаров при заявлении декларантом сведений о производителе лесо-продукции, не соотносящихся с данными декларации о сделке с древесиной.

Карельской транспортной прокуратурой устанавливались нарушения при оформлении сопроводительной документации на транспортировку балансов березовых автомобильным транспортом (отсутствие данных о породе, коде ОК.ПД 2, собственнике перемещаемой древесины).

В ходе прокурорских проверок в целях их полноты и объективности необходимо использовать информационные базы данных таможенных органов АИС «АИСТ-М» (в которой содержатся

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

сведения в отношении оформленных таможней декларациях на товары и движение документов на всех этапах оформления), «Мониторинг-Анализ», Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС).

В силу требований ст. 50.6 Лесного кодекса РФ [5] ЕГАИС содержит базовые данные обо всех договорах аренды, пользования лесных участков, купли-продажи лесных насаждений, сведения об объёмах, местах и времени заготовки древесины, декларации о сделках с древесиной (на внутреннем и внешнем рынке).

ЕГАИС позволяет проверить, какое количество древесины заготовило лицо, в том числе экспортер товаров (с разбивкой по породам) по каждому договору аренды, купли-продажи, пользования с разбивкой по месяцам.

При проверке данных об объёмах заготовки древесины через раздел «Отчёты об использовании лесов» следует учитывать, что данные о заготовленной древесине заполняются нарастающим итогом. Так, сведения о заготовленной древесине за год по конкретному договору можно увидеть в данных за декабрь (либо последний месяц заготовки) интересующего года.

В случае если древесина приобреталась на внутреннем рынке, ЕГАИС позволяет проверить, у кого именно приобреталась древесина, по какому договору купли-продажи (комиссии).

Так, данные раздела «Декларация о сделке с древесиной (покупатель)» (далее - ДСД) позволяют проверить заключалась ли сделка с древесиной интересующим лицом с продавцом древесины. ЕГАИС предоставляет все необходимые сведения по данной сделке: номер, дата договора, наименование продавца, ИНН, объём поставки древесины по договору, происхождение древесины.

Проверку законности происхождения экспортируемой древесины, а именно, проверку достоверности сведений о производителе лесоматериалов, заявленных в графе 31 таможенной декларации, необходимо проводить с использованием ЕГАИС.

В случае если сведения, заявленные декларантом, противоречат (не соотносятся) с данными ЕГАИС, необходимо рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении проверяемого лица дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ [6].

Карельской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства при экспорте древесины установлены факты недостоверного учета вырубленных лесоматериалов, в связи с чем в отношении одного из участников ВЭД, осуществляющего экспорт древесины, и

поставщика этой продукции юридического лица этой прокуратурой возбуждено два дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых юридическим лицам объявлены предупреждения.

Ярославской транспортной прокуратурой выявлен факт выпуска Ярославской таможней лесоматериалов (бревна березовые), при заявлении в ДТ данных декларации о сделке с древесиной при фактическом представлении декларантом иного документа.

Статьей 19 ТК ЕАЭС установлено, что Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

На основании п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» утверждены тарифные квоты на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации.

На основании изложенного, в ходе проверок необходимо акцентировать внимание на наличие товаросопроводительной документации, а также результатах фактического таможенного контроля, в т.ч. таможенного осмотра, досмотра подтверждающих правомерность классификации оформляемой лесопродукции.

Кроме того, в ходе проверок необходимо обращать внимание на факты невозбуждения таможенными органами по результатам таможенного контроля (при наличии оснований) уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Подводя итоги, можно сказать, что российский лес имеет глобальное значение и умножает нашу ответственность по его сохранению и воспроизводству, тем более что он является экологическим каркасом для всей нашей планеты, колоссальным ресурсом для экономики, для экономического роста, для повышения благосостояния и

укрепления здоровья наших граждан. Лесные запасы, имеющиеся в Российской Федерации, помимо того, что обеспечивают перспективные и текущие потребности страны, еще и значительно расширяют экспорт лесной продукции, в связи с чем таможенные органы, а также органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства при экспорте леса и лесоматериалов играют важную роль по обеспечению экологической защищенности страны.

Список литературы:

[1] [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://wwf.ru/resources/news/lesa/to-chto-o-rossiyskikh-lesakh-vse-izvestno-eto-mif/ (дата обращения: 10.10.2019).

[2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе».

[4] Постановление Правительства РФ от 19.09.2015 г. № 995 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантин-ной продукции».

[5] Лесной кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС «Консуль-тантПлюс».

Spisok literatury:

[1] [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://wwf.ru/resources/news/lesa/to-chto-o-rossiyskikh-lesakh-vse-izvestno-eto-mif/ (data obrashcheniya: 10.10.2019).

[2] Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 18.06.2010 № 318 «Ob obespechenii karantina rastenij v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze».

[4] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.09.2015 N 995 "Ob utverzhdenii Pravil osushchestvleniya tamozhennymi organami kontrolya za vyvozom iz Rossijskoj Federacii podkarantinnoj produkcii".

[5] Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii// SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.