Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНТРАБАНДЫ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ (СТ. 226.1 УК РФ)'

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНТРАБАНДЫ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ (СТ. 226.1 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
966
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ТОВАРЫ И РЕСУРСЫ / ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТ / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / SMUGGLING / STRATEGICALLY IMPORTANT GOODS AND RESOURCES / TIMBER / BODY OF CRIME / SUBJECT / OBJECTIVE SIDE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акиев Арби Русланович, Фисенко Дарья Юрьевна

В представленной статье авторским коллективом рассматриваются отдельные проблемы квалификации контрабанды одного из вида стратегически важных для Российской Федерации товаров и ресурсов - лесоматериалов, которые обусловлены спецификой законодательной конструкции, а также сложностями интерпретации данного состава преступления. В рамках проведённого исследования было установлено, что наибольшие сложности в правоприменительной деятельности возникают при уголовно-правовой оценке объективных признаков контрабанды лесоматериалов, прежде всего, предмета рассматриваемого состава преступления и способов совершения деяния, которые во многом обусловлены спецификой лесоматериалов как предмета контрабанды. В целях устранения заявленных в данной статье проблем, на основе материалов официальной статистики, судебной практики и уголовно-правовой доктрины, авторами подробно анализируются такие объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, как предмет и объективная сторона. В результате проведённого анализа сформулированы авторские рекомендации по квалификации контрабанды лесоматериалов. Так, авторами был чётко обозначен установленный в действующем таможенном законодательстве перечень видов лесоматериалов, относящихся к предмету преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, разъяснены наиболее распространённые в судебной практике способы совершения контрабанды лесоматериалов, уточнёнмомент окончания анализируемого преступного посягательства, а также определён размер ущерба, необходимый для квалификации контрабанды лесоматериалов по ст. 2261 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акиев Арби Русланович, Фисенко Дарья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CRIMINAL EVALUATION OF OBJECTIVE SIGNS OF TIMBER SMUGGLING (ART. 226.1 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

In the article the authors examine certain problems of qualification of smuggling of timber being one of the types of strategically important goods and resources for the Russian Federation. These problems are stipulated by the specific of the legislative structure, as well as by the difficulties of interpreting this corpus delicti. Within the frame of the research it was established that that most difficulties in law enforcement activity arise in the course of criminal-legal assessment of the objective signs of timber smuggling and, mostly, of the subject of the corpus delicti under consideration and modus operandi of the crime due to the specifics of timber being the object of smuggling. In order to solve problems stated in the article, the authors analyze such ob-jective signs of corpus delicti provided for by Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation, as a subject and an objective side on the basis of materials of of-ficial statistics, judicial practice and criminal law doctrine. As a result of the conducted analysis the authors’ recommendations on the qualification of timber smuggling are formulated. Thus, the authors clearly identified the established in the current customs legislation a list of types of timber related to the subject of the crime provided for by Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation; the most common modus operandi of timber smuggling in judicial practice are explained; the moment of completion of the criminal encroachment under analysis is clarified, and the amount of damage necessary to qualify the timber smuggling under Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation are defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОЙ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНТРАБАНДЫ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ (СТ. 226.1 УК РФ)»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УДК 343.3/7

ао1: 10.35750/2071-8284-2020-4-62-72

Арби Русланович Акиев

кандидат юридических наук ORCID: 0000-0001-6540-9606, melhi530@mail.ru

Дарья Юрьевна Фисенко

кандидат юридических наук ORCID: 0000-0002-7681-3409, aurier@mail.ru

Сибирский юридический институт МВД России Российская Федерация, 660131, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20

Особенности уголовно-правой оценки объективных признаков контрабанды лесоматериалов (ст. 2261 УК РФ)

Аннотация: В представленной статье авторским коллективом рассматриваются отдельные проблемы квалификации контрабанды одного из видов стратегически важных для Российской Федерации товаров и ресурсов - лесоматериалов, которые обусловлены спецификой законодательной конструкции, а также сложностями интерпретации данного состава преступления. В рамках проведённого исследования было установлено, что наибольшие сложности в правоприменительной деятельности возникают при уголовно-правовой оценке объективных признаков контрабанды лесоматериалов, прежде всего, предмета рассматриваемого состава преступления и способов совершения деяния, которые во многом обусловлены спецификой лесоматериалов как предмета контрабанды.

В целях устранения заявленных в данной статье проблем, на основе материалов официальной статистики, судебной практики и уголовно-правовой доктрины, авторами подробно анализируются такие объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, как предмет и объективная сторона. В результате проведённого анализа сформулированы авторские рекомендации по квалификации контрабанды лесоматериалов. Так, авторами был чётко обозначен установленный в действующем таможенном законодательстве перечень видов лесоматериалов, относящихся к предмету преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, разъяснены наиболее распространённые в судебной практике способы совершения контрабанды лесоматериалов, уточнён

© Акиев А. Р., Фисенко Д. Ю., 2020

момент окончания анализируемого преступного посягательства, а также определён размер ущерба, необходимый для квалификации контрабанды лесоматериалов по ст. 2261 УК РФ.

Ключевые слова: контрабанда, стратегически важные товары и ресурсы, лесоматериалы, состав преступления, предмет, объективная сторона.

Для цитирования: Акиев А. Р., Фисенко Д. Ю. Особенности уголовно-правой оценки объективных признаков контрабанды лесоматериалов (ст. 2261 УК РФ) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 4 (88). - С. 62-72; doi: 10.35750/2071-8284-2020-4-62-72.

Arbi R. Akiev

Cand. Sci. (Jurid.)

ORCID: 0000-0001-6540-9606, melhi530@mail.ru

DariaYu. Fisenko

Cand. Sci. (Jurid.)

ORCID: 0000-0002-7681-3409, aurier@mail.ru

Siberian Law Institute of the MIA of Russia 20, Rokossovsky str., Krasnoyarsk, 660131, Russian Federation

Features of the criminal evaluation of objective signs of timber smuggling (Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation)

Abstract: In the article the authors examine certain problems of qualification of smuggling of timber being one of the types of strategically important goods and resources for the Russian Federation. These problems are stipulated by the specific of the legislative structure, as well as by the difficulties of interpreting this corpus delicti. Within the frame of the research it was established that that most difficulties in law enforcement activity arise in the course of criminal-legal assessment of the objective signs of timber smuggling and, mostly, of the subject of the corpus delicti under consideration and modus operandi of the crime due to the specifics of timber being the object of smuggling.

In order to solve problems stated in the article, the authors analyze such ob-jective signs of corpus delicti provided for by Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation, as a subject and an objective side on the basis of materials of of-ficial statistics, judicial practice and criminal law doctrine. As a result of the conducted analysis the authors' recommendations on the qualification of timber smuggling are formulated. Thus, the authors clearly identified the established in the current customs legislation a list of types of timber related to the subject of the crime provided for by Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation; the most common modus operandi of timber smuggling in judicial practice are explained; the moment of completion of the criminal encroachment under analysis is clarified, and the amount of damage necessary to qualify the timber smuggling under Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation are defined.

Keywords: smuggling, strategically important goods and resources, timber, body of crime, subject, objective side.

For citation: Akiev A. R., Fisenko D. Yu. Features of the criminal evaluation of objective signs of timber smuggling (Art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation) // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - № 4 (88). - P. . 62-72; doi: 10.35750/20718284-2020-4-62-72.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1, а также Указом Президента

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.07.2020).

Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»2 одним из условий

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 26.07.2020).

обеспечения национальной безопасности является надёжная защита и охрана государственной границы Российской Федерации, в том числе и от угроз безопасности в пограничной сфере, обусловленных совершением преступлений трансграничного характера, к числу которых относятся различные виды контрабанды, в частности, преступление, предусмотренное ст. 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (далее - УК РФ)3, что свидетельствует о достаточно высокой степени общественной опасности преступных деяний данного вида.

Согласно официальным статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, на протяжении последних пяти лет удельный вес осуждённых по ст. 2261 УК РФ в общем числе осуждённых составляет менее 1 %, однако удельный вес рассматриваемых преступлений среди осуждённых за преступления против общественной безопасности в период с 2015 по 2019 гг. колеблется в пределах 2-5 % (см. табл. 1)4.

Таблица 1

официальные статистические данные Судебного Департамента при Верховном Суде РФ о количестве осуждённых по ст. 2261 ук РФ, по главе 24 ук РФ, а также по всем статьям особенной части ук РФ в период с 2015 по 2019 гг.

Год 2015 2016 2017 2018 2019

Общее количество осужденных по беем статьям Особенной части УК РФ 734 581 741 329 697 054 658 291 598 214

Количество »суженных чз преступления, предусмотренные главой 24 УК РФ 10 878 11 514 11 756 11 156 10 234

Количество осуждённых Ш) ст. 226* УК |>ф 396 206 234 490 465

Несмотря на небольшое количество фактов привлечения к уголовной ответственности за контрабанду по ст. 2261 УК РФ, следует отметить, что, как и многим другим преступным посягательствам, анализируемому противоправному деянию также свойственна латентность. Как отмечается в юридической литературе, «преступления, сопряжённые с контрабандой, принято относить к таможенным преступлениям, отличительной чертой которых выступает их высокая латентность в связи многообразием способов совершения контрабанды и недостаточным таможенным контролем» [1, с. 628-630; 2, с. 99-100; 3]. В связи с этим можно заключить, что показатели официальной статистики не демонстрируют реальную картину, характеризующую распространённость рассматриваемого вида преступлений, так как действительные масштабы контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ, могут во много раз превосходить официальные статистические данные.

Отличительной особенностью контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ, является многообразие предмета данного состава преступления, который включает в себя широкий перечень абсолютно неоднородных, различных по свойствам элементов материального мира. Так, наряду с ядовитыми, отравляющими веществами, к предмету контрабанды, согласно ст. 2261 УК РФ, относятся и ядерные материалы,

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 26.07.2020).

и огнестрельное оружие, и культурные ценности и даже особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и др.

Среди предметов контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ, особый интерес представляют стратегически важные товары и ресурсы, перечень которых утверждён постановлением Правительства Российский Федерации от 13 сентября 2012 г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признаётся стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» (далее - постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 )5. «Стратегически важные товары и ресурсы составляют значительный объём российского экспорта, в связи с чем формируют основную часть поступлений в доходную часть федерального бюдже-

4 Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 07.09.2020).

5 Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей : Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 (в ред. от 7 июня 2019 г.) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.09.2020).

та» [4, с. 108]. Указанным выше постановлением Правительства РФ к числу стратегически важных ресурсов отнесены в том числе и лесоматериалы.

Экспорт леса и лесоматериалов относится к числу наиболее криминогенных сфер внешнеэкономической деятельности [5, с. 77]. Так, в

2017 году сотрудниками Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России) было возбуждено 174 уголовных дела по ст. 2261 УК РФ по фактам контрабанды лесоматериалов, в

2018 году - 249, в 2019 году - 2066. Наибольшие объёмы контрабанды древесины выявляются таможенными органами в Дальневосточном и Сибирском регионах. Преступления характеризуются не только большими объёмами незаконно вывозимого леса, но и устойчивостью противоправных схем и слаженностью преступных групп, их организовавших [6, с. 22; 7, с. 27].

Например, в мае 2019 года Главным управлением по борьбе с контрабандой ФТС России совместно с органами Федеральной службы безопасности России в Дальневосточном федеральном округе пресечена деятельность организованной преступной группы, осуществлявшей контрабанду лесоматериалов в крупном размере. Выявленный ущерб, нанесённый противоправной деятельностью, составил более 1 млрд рублей7.

Необходимо подчеркнуть, что специфика предмета преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, обусловливает значительную долю проблем при квалификации данного вида контрабанды. Непосредственный объект преступного посягательства при контрабанде может меняться в зависимости от преступной цели, товара или иного предмета, перемещаемого через государственную границу. Соответственно, предмет определяет перечень сопряжённых преступлений или иных правонарушений, так как контрабанде зачастую предшествует иная незаконная деятельность. От предмета контрабанды зависят в том числе возможные способы совершения рассматриваемого вида преступления и сокрытия его следов, отличительные особенности субъектов совершения данных преступлений и многое другое.

6 См.: Незаконный вывоз леса: статистика и методы борьбы [Электронный ресурс] // Сайт «Про ВЭД медиа». - URL: Ь11р8://провэд-медиа.рф/1ашо2Ьпуа/пе2акоппу]-vyvoz-lesa-statistika-i-metody-borby/ (дата обращения: 10.06.2020); Питалёв Илья. ФТС в 2019 году возбудила 206 уголовных дел по контрабанде леса [Электронный ресурс] // Сайт «РИА Новости». - 2020. - 26 января. - URL: https://ria.ru/20200126/1563880796.btml (дата обращения: 10.09.2020).

7 См.: Правоохранительная деятельность: современ-

ное состояние и перспективы развития : Интервью начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России Андрея Юдинцева журналу «Таможня» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. - 2019. - 5 ноября. - URL: http://customs. gov.ru/press/aktual-no/document/214126 (дата обращения:

10.09.2020).

Таким образом, вопросы правильной уголовно-правовой оценки контрабанды лесоматериалов, приобретают особую значимость, поскольку выступают одной из неотъемлемых составляющих деятельности правоохранительных и иных государственных органов в борьбе с преступными посягательствами такого рода. В целях правильной квалификации контрабанды лесоматериалов как одного из видов стратегически важных для Российской Федерации товаров и ресурсов, необходимо проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, акцентировав особое внимание на наиболее сложных с позиции интерпретации элементах и признаках, к которым относятся предмет и объективная сторона контрабанды лесоматериалов.

Как уже отмечалось ранее, первостепенное значение при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, отводится предмету контрабанды [8, с. 48]. В этой связи следует указать, какие именно виды лесоматериалов относятся к данному преступному посягательству.

Согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 к предмету контрабанды, предусмотренному ст. 2261 УК РФ, относятся лесоматериалы под кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждённой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4401, 4403, 4404, 4407, 4408 (см. табл. 2)8.

Исходя из данных, приведённых в табл. 2, следует, что предметом контрабанды выступают как необработанные лесоматериалы (т. е. деревья целиком, с удалённой или неудалённой корой), так и обработанные различными способами лесоматериалы (путём распила, строгания, шлифования и др.): брёвна, сваи, колья, столбы, шпон и пр. Кроме того, в предмет преступления включены топливная древесина в виде поленьев, ветвей, хвороста, гранул, брикетов и т. п., а также листы для облицовки, изготовленные из лесоматериалов различными способами. Следует отметить, что, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, предмет преступления, предусмотренно-

8 Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (в ред. от 29 апреля 2020 г.) [Электронный ресурс]. - URL: Справоч-но-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2020).

Таблица 2

лесоматериалы, являющиеся предметом преступления, предусмотренного ст. 2261 ук РФ

Код ТП ВОД ЕАЭС 4401 4403 4404 4407 4408

Вид Древесина Лесоматериалы Древесина Лесоматериалы, Листы для

лесоматериалов топливная необработан- бондарная: полученные облицовки

в виде брёвен. ные. с удалён- бревна распиловкой или (включая

поленьев, ветвей. ной или не- расколотые; расщеплением полученные

вязанок хвороста удалённой сваи, колья н вдоль. разделением

или корой ИЛИ столбы строганием или слоистой

в аналогичных заболонью Hi дерева. лущением. древесины), для

видах; древесина или грубо заострённые. необработанные клееной фанеры

в виде щепок окантованные но не или или для

или стружки; и.ли распиленные обработанные аналогичной

опилки и неокантован- вдоль; строганием. слоистой

древесные ные лесоматериалы, шлифованием. древесины

отводы и скрап, грубо имеющие или и прочие

неагломврн- обтёсанные, но не имеющие лесоматериалы.

ровапные или не обточенные. торцевые полученные

агломериро- не изогнутые соединения, распиловкой или

ванные в виде или не толщиной более расщеплением

бревен, обработанный 6 мм вдоль, строганием

брикетов, гранул другим или лущением, не

или способом. обработанные или

в аналогичных используемые обработанные

видах ДЛЯ строганием,

производства шлифованием

тростей, зонтов. сращённые или не

ручек для сращенные.

инструментов имеющие

или аналогичных или не имеющие

изделий; щепа и юрцевые

аналогичная соединения.

древесина толщиной не

более б мм

го ст. 2261 УК РФ, образуют указанные выше лесоматериалы как хвойных, так и лиственных пород, в частности, лесоматериалы из сосны (Pinus spp.), дуба (Quercus spp.), пихты (Abies spp.), ели (Picea spp.), бука (Fagus spp.), берёзы (Betula spp.), клёна (Acer spp.) и многих других пород.

При характеристике лесоматериалов как предмета контрабанды необходимо также отметить, что в силу положений глав 2.1 и 2.2 Лесного Кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ)9 лесоматериалы подлежат обязательной маркировке и учёту в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней.

Так, в соответствии со ст. 50.1 ЛК РФ древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране,

9 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря

2006 г. № 200-ФЗ (в ред. от 31 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

защите, воспроизводству, подлежит учёту до её вывоза из леса. Учёт древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением случаев заготовок древесины гражданами для собственных нужд. В последнем случае учёт древесины осуществляется органами местного самоуправления, уполномоченными на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. Порядок учёта древесины установлен в постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1525 «Об утверждении Правил учёта древесины»10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, согласно ст. 50.2 ЛК РФ, древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень),

10 Об утверждении Правил учета древесины: Поста-

новление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1525 [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система

«КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

заготовка которых допускается в соответствии с законодательством РФ, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими её вывоз из РФ. Информация о маркировке древесины представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз такой древесины из РФ, в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, не позднее одного дня до её вывоза из РФ. Порядок маркировки древесины и требования к ней отражены в постановлении Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. № 1161 «Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень)»11. В свою очередь перечень информации о маркировке древесины, предоставляемой в указанную единую государственную систему учёта, закреплён в распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 2582-р «Об утверждении перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней»12.

В ст. 50.5 ЛК РФ закреплена также обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, совершивших сделки с древесиной (в том числе в целях ввоза в РФ, вывоза из РФ), представлять оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учёта древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В ч. 2 ст. 50.5 ЛК РФ перечислены данные, которые в обязательном порядке должны быть указаны в декларации. К ним относятся сведения о собственниках и объ-

11 Об утверждении Положения о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень): Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. № 1161 [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

12 Об утверждении перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней : Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 2582-р [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

ёме древесины, о её видовом (породном) и со-ртиментном составе и др. Декларация о сделках с древесиной представляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, в том числе на вывоз из РФ, но не позднее одного дня до транспортировки. В декларацию о сделках с древесиной вносятся изменения о фактическом объёме транспортировки древесины в течение действия договора, на основании которого указанная декларация была подана, но не реже одного раза в месяц. Форма декларации о сделках с древесиной и порядок её предоставления обозначены в постановлении Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 11 «Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной»13.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении через таможенную границу и (или) государственную границу Российской Федерации (т. е. как ввозе, так и вывозе с этих территорий) предметов контрабанды, указанных в ст. 2261 УК РФ, любым способом [9, с. 122-123; 10, с. 49].

Исходя из ст. 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1, следует, что пропуск через государственную границу РФ грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через государственную границу РФ и заключается:

1) в признании законности перемещения через государственную границу РФ грузов и товаров на территорию РФ;

2) в разрешении на перемещение через государственную границу РФ грузов и товаров за пределы Российской Федерации14.

Основанием для пропуска через государственную границу грузов, товаров и иных предметов является наличие на них действительных документов.

В указанном выше Законе РФ отсутствует нормативное понятие незаконного перемещения товаров и грузов и иных предметов через государственную границу. Между тем, исходя из приведённой выше нормы, можно сделать вывод, что перемещение через государственную границу РФ товаров, грузов и иных предметов, минуя специализированные пункты пропуска через государственную границу РФ, а равно без действительных документов на грузы, товары и

13 Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной : Постановление: Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 11 (в ред. от 13 августа 2018 г.) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

14 О Государственной границе Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

иные предметы (в том числе с подложными документами), следует признать незаконным.

В свою очередь, в п. 25 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС)15, а также в п. 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12)16 раскрыто понятие незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу, под которым понимается перемещение товаров или иных предметов:

1) вне установленных мест;

2) в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;

3) с сокрытием от таможенного контроля;

4) с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;

5) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

Как можно увидеть, деяния по незаконному перемещению как через таможенную границу, так и через государственную границу РФ предметов контрабанды, образующие объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, по своему содержанию в целом совпадают. Кроме того, в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 отмечается, что в случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица при совершении указанных действий. В связи с этим далее нами будут более подробно рассмотрены основные способы совершения контрабанды лесоматериалов вне зависимости от того, через какую именно границу осуществляется их незаконное перемещение17.

15 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 23.09.2020).

16 О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 (ред. от 11.06.2020) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

17 О судебной практике по делам о контрабанде: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017

№ 12 (ред. от 11.06.2020) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

Как показал анализ судебной практики, специфика лесоматериалов как предмета контрабанды (например, крупные габариты и масштабы импортируемых и экспортируемых лесоматериалов; обязательность маркировки отдельных пород древесины и учёта сделок с древесиной в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней и др.) обусловливает наибольшую распространённость таких способов её совершения, как:

1) недостоверное декларирование перемещаемых через таможенную границу и (или) государственную границу РФ лесоматериалов;

2) использование документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе поддельных документов) о перемещаемых через таможенную границу и (или) государственную границу РФ лесоматериалах.

В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12, если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров. При этом к сведениям, необходимым для таможенных целей, Пленум Верховного Суда РФ относит сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений18.

Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, внесение лицом в таможенную декларацию недостоверных сведений не о товарах (предметах), а об иных обстоятельствах, связанных с таможенным оформлением, которые не влияют на решение таможенного органа о ввозе их на территорию РФ или вывозе их с территории РФ, а также на исчисление таможенных платежей или иных материальных затрат на их таможенное оформление, то есть не преследует таможенных целей, исключают преступность таких действий лица в рамках ст. 2261 УК РФ.

Например, Иркутский областной суд своим постановлением от 25 сентября 2017 г. удов-

18 О судебной практике по делам о контрабанде : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 (в ред. от 11 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 23.09.2020).

летворил кассационную жалобу гражданки Щ., осуждённой по ч. 1 ст. 2261 УК РФ, и освободил её от уголовной ответственности в связи с отсутствием в деянии гражданки Щ. состава преступления. В соответствии с данным судебным решением способом совершения гражданкой Щ. контрабанды явилось то, что она подала в отдел таможенного оформления и таможенного контроля 42 декларации на товары, в которых в качестве мастера погрузки указала Х., фактически являющегося директором ООО «БАМ» и функций мастера погрузки ООО «Северная стрела» не выполнявшего. Мотивируя своё решение, суд кассационной инстанции указал, что способом совершения контрабанды является недостоверное декларирование товаров или использование документов, содержащих недостоверные сведения только о товарах. Предоставление же недостоверных сведений относительно иных обстоятельств, связанных с таможенным оформлением товара, в том числе сведений о лице, составившем таможенную декларацию, не является способом совершения контрабанды, поскольку такие сведения не являются юридически значимыми ни для таможенных органов, ни для налоговых органов, и на права и обязанности, возникающие при таможенном оформлении и налогообложении, никак не влияют19.

В свою очередь, при контрабанде, совершённой путём использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

В судебно-следственной практике преимущественное количество фактов контрабанды лесоматериалов совершается с одновременным использованием обоих указанных выше способов. В описательно-мотивировочной части приговоров суды редко проводят чёткое разграничение отмеченных способов. Такое положение дел обусловлено тем, что в соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС товары (в том числе лесоматериалы) подлежат обязательному таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирова-

19 Постановление Иркутского областного суда (Ир-

кутская область) № 44У-101/2017 4У-1335/2017 от 25 сентя-

бря 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/

(дата обращения: 14.09.2020).

ние осуществляется декларантом либо таможенным представителем. При этом по общему правилу таможенное декларирование осуществляется в электронной форме посредством подачи декларантом электронной таможенной декларации через специальные информационные системы и сервисы таможенных органов в сети Интернет. Исходя из ст. 106 ТК ЕАЭС, таможенная декларация на товары должна содержать ряд обязательных сведений, в частности, сведения о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; сведения о товарах (их наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей и пошлин; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; производитель товаров и пр.). Полный список сведений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в декларации, приведён в ч. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС. Согласно ст. 108 ТК ЕАЭС, к декларации должны быть приложены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, к которым относятся, например: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами; документы о происхождении товаров; транспортные (перевозочные) документы и другие, указанные в ч. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС. Таким образом, в таможенный орган декларантом передаются одновременно и таможенная декларация на товары, содержащая недостоверные сведения, и сами подтверждающие документы, содержащие недостоверные сведения о данных товарах.

К примеру, приговором Черновского районного суда г. Читы от 20 августа 2019 г. гражданка В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2261 УК РФ. Осуждённая с целью экспорта лесоматериалов, приобретённых у неустановленных лиц, и обоснования их законного прохождения для таможенного оформления, предоставила в таможенные органы недостоверные сведения о происхождении ресурсов, а именно, договор о поставке товара (сосна, лиственница). Специалист по таможенному оформлению, полагая, что переданные виновной сведения о товарах в части сведений о производителе пиломатериала достоверны, оформила декларации на товар, указав недостоверные сведения, в графе 44 каждой декларации о производителе товара, а именно, договор поставки, которые подала В. Таким образом, своими действиями гражданкой В. был осуществлён незаконный экспорт из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных

ресурсов - пиломатериала из сосны обыкновенной и из лиственницы сибирской на общую сумму 165 639 074 рублей 78 копеек, путём недостоверного декларирования, сопряжённого с заявлением недостоверных сведений о производителе товара20.

За совершение аналогичным способом контрабанды лесоматериалов в крупном размере 6 февраля 2019 г. на основании приговора Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ по ч. 1 ст. 2261 УК РФ была осуждена гражданка М., которая, как указал суд в данном приговоре, путём недостоверного декларирования, осуществила незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных ресурсов - пиломатериалов из сосны обыкновенной хвойных пород (код ЕТН ВЭД ТС 4407119300) и пиломатериалов хвойных пород из лиственницы (код ЕТН ВЭД ЕАЭС 4407199800) в Китайскую Народную Республику общей стоимостью ресурсов в размере 5 026 396 рублей 69 копеек. Недостоверное декларирование в данном случае также выразилось в том, что виновной были предоставлены специалисту по таможенному оформлению документы, содержащие недостоверные сведения об изготовителе товара, а именно, договоры купли-продажи о приобретении пиломатериалов из древесины хвойных пород (сосны и лиственницы), необходимые для таможенного декларирования. На основании данных документов специалистом, введённой в заблуждение представленными документами, в декларации на товары были внесены заведомо ложные сведения о производителях товара21.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершённое с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ. Между тем, если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных ст. 327 УК РФ и ст. 2261 УК РФ22.

20 Приговор Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край) № 1-327/2019 от 20 августа 2019 г. по делу № 1-327/2019 [Электронный ресурс]. - URL: https:// sudact.ru/ (дата обращения: 15.09.2020).

21 Приговор Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) № 1-856/2018 1-90/2019 от 6 февраля 2019 г. по делу № 1-856/2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 15.09.2020).

22 О судебной практике по делам о контрабанде: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 (ред. от 11.06.2020) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

Как следует из п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12, а также изученных судебных решений, во всех рассмотренных выше случаях контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу23.

Важное значение с позиций уголовно-правовой оценки действий виновного по ст. 2261 УК РФ имеет и объём контрабанды стратегически важных ресурсов и товаров, так как уголовная ответственность по ст. 2261 УК РФ имеет место лишь в случае контрабанды, совершённой в крупном размере. В 2018 г. Федеральным законом от 27 июня 2018 г. № 157-ФЗ в ст. 2261 УК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми был дифференцирован крупный размер для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов24. Так, согласно примечанию к ст. 2261 УК РФ, а также постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923, для рассматриваемого вида стратегически важных товаров и ресурсов, крупным размером признаётся стоимость лесоматериалов, превышающая сто тысяч рублей. Таким образом, помимо установления принадлежности предмета контрабанды к указанным выше видам лесоматериалов, необходимо определить размер возможного или реально причинённого ущерба, то есть стоимость незаконно перемещённых через таможенную границу либо государственную границу лесоматериалов25.

В целях верного установления размера контрабанды в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» рекомендуется исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещённых физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении

23 Там же.

24 О внесении изменения в статью 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 27.06.2018 № 156-ФЗ) [Электронный ресурс]. - URL: Спра-вочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

25 Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей: Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 № 923 (ред. от 07.06.2019) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 37 ТК ЕврАзЭС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещённых товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста26.

Подводя итог анализа отдельных элементов и признаков состава преступления, предусмотренного ст. 2261 УК РФ, совершённого в отношении лесоматериалов, следует сформулировать ряд рекомендаций по квалификации данных преступных деяний. Представляется, что следование предлагаемым рекомендациям в правоприменительной деятельности будет способствовать осуществлению компетентными субъектами правоприменения более верной, глубокой и всесторонней уголовно-правовой оценке рассматриваемого вида преступлений.

Во-первых, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923 к предмету контрабанды, предусмотренному ст. 2261 УК РФ, относятся далеко не все виды лесоматериалов, а только лесоматериалы, обозначенные под кодом 4401, 4403, 4404, 4407, 4408 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждённой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

Во-вторых, следует учитывать особенности способов совершения контрабанды лесоматериалов. Как продемонстрировал анализ судебной практики по ст. 2261 УК РФ, специфика контрабанды лесоматериалов состоит в том, что данное преступное деяние совершается преимущественно двумя основными способами: 1) путём недостоверного декларирования перемещаемых через таможенную границу и (или) государственную границу РФ лесоматериалов; 2) путём использования документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе поддельных документов) о перемещаемых через таможенную

26 О судебной практике по делам о контрабанде: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 (ред. от 11.06.2020) [Электронный ресурс]. - URL: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.09.2020).

границу и (или) государственную границу РФ лесоматериалах. При этом в судебно-следствен-ной практике преимущественное количество фактов контрабанды лесоматериалов совершается с использованием сразу двух обозначенных выше способов.

Отмеченная специфика способов совершения незаконного перемещения через таможенную или государственную границу лесоматериалов обусловлена, в первую очередь, самим предметом контрабанды (например, крупные габариты и масштабы импортируемых и экспортируемых лесоматериалов; обязательность маркировки отдельных пород древесины и учёта сделок с древесиной в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней). Во вторую очередь, действующим порядком таможенного оформления товаров, установленным в ТК ЕАЭС, в соответствии с которым в таможенный орган декларантом передаются одновременно и таможенная декларация на товары, содержащая недостоверные сведения, и сами подтверждающие документы, содержащие недостоверные сведения о данных товарах.

В-третьих, следует обратить внимание и на то, что при совершении контрабанды указанными выше способами она признаётся оконченной на весьма ранней стадии осуществления преступной деятельности - уже с момента пред-ставления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу, вне зависимости от наступления в дальнейшем каких-либо последствий.

В-четвертых, помимо установления принадлежности предмета контрабанды к указанным выше видам лесоматериалов необходимо определить размер возможного или реально причинённого ущерба, то есть стоимость незаконно перемещённых через таможенную границу либо государственную границу лесоматериалов. В настоящее время, согласно примечанию к ст. 2261 УК РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. № 923, для рассматриваемого вида стратегически важных товаров и ресурсов крупным размером признаётся стоимость лесоматериалов, превышающая сто тысяч рублей.

Список литературы

1. Лазарева А. С. Контрабанда как угроза экономической безопасности // Аллея науки. - 2018. - № 11 (27). - С. 627-631.

2. Цибарт К. С. Борьба с контрабандой стратегических товаров и ресурсов / Образовательная система: новации в сфере современного научного знания : сборник научных трудов. - Казань: ООО «СитИвент», 2019. - С. 99-102.

3. Сафина В. Р., Паулов П. А. Контрабанда: история развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду в таможенной сфере // Меридиан : научный электронный журнал.

- 2020. - № 9 (43). [Электронный ресурс] - URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=3736 (дата обращения: 07.09.2020).

4. Кузьменко В. К. Правовая характеристика контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». - 2013. - № 2 (12). - С. 108-118.

5. Косых В. А. Контрабанда леса и лесоматериалов. Проблемы правоприменения // Мир юридической науки. - 2018. - № 5. - С. 76-82.

6. Денисов С. А. Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов в регионе деятельности сибирского таможенного управления // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2014. - № 6 (38). - С. 21-23.

7. Коваленко А. В., Жихарев Н. С. Контрабанда леса на территории Иркутской области и в Братском районе / Актуальные вопросы транспортной безопасности : сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016.- С. 27-29.

8. Маякова А. С. Уголовная ответственность за контрабанду: вопросы квалификации // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. - № 3. - С. 48-55.

9. Морозова И. А. Современные способы осуществления контрабанды // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.11 (27). - С. 122-123.

10. Талан М. В. Совершенствование уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники). - 2018. - № 7 (7). - С. 47-55.

References

1. Lazareva A. S. Kontrabanda kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti // Alleya nauki. - 2018. - № 11 (27). - S. 627-631.

2. TsibartK. S. Bor'ba s kontrabandoy strategicheskikh tovarov i resursov / Obra-zovatel'naya sistema: novatsii v sfere sovremennogo nauchnogo znaniya: sbornik nauchnykh trudov. - Kazan': OOO «SitIvent», 2019. - S. 99-102.

3. Safina V. R., Paulov P. A. Kontrabanda: istoriya razvitiya ugolovno-pravovykh norm ob otvetstvennosti za kontrabandu v tamozhennoy sfere // Nauchnyy elektronnyy zhurnal Meridian. - 2020. -№ 9 (43). [Elektronnyy resurs] - URL: http://meridian-journal.ru/site/article?id=3736 (data obrashcheniya: 07.09.2020).

4. Kuz'menko V. K. Pravovaya kharakteristika kontrabandy strategicheski vazhnykh tovarov i resursov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: yuridicheskiye nauki. - 2013. -№ 2 (12). - S. 108-118.

5. Kosykh V. A. Kontrabanda lesa i lesomaterialov. Problemy pravoprimeneniya // Mir yuridicheskoy nauki. - 2018. - № 5. - S. 76-82.

6. Denisov S. A. Kontrabanda strategicheski vazhnykh tovarov i resursov v regione deyatel'nosti sibirskogo tamozhennogo upravleniya // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2014. - № 6 (38).

- S. 21-23.

7. Kovalenko A. V, Zhikharev N. S. Kontrabanda lesa na territorii irkutskoy oblasti i v bratskom rayone / Aktual'nyye voprosy transportnoy bezopasnosti: sbornik materialov regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Irkutsk: Vo-stochno-Sibirskiy institut MVD Rossii, 2016. - S. 27-29.

8. Mayakova A. S. Ugolovnaya otvetstvennost' za kontrabandu: voprosy kvalifikatsii // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. - 2011. - № 3. - S. 48-55.

9. Morozova I. A. Sovremennyye sposoby osushchestvleniya kontrabandy // Vestnik sovremennykh issledovaniy. - 2018. - № 12.11 (27). - S. 122-123.

10. Talan M. V. Sovershenstvovaniye ugolovno-pravovykh norm ob otvetstvennosti za kontrabandu // Aktual'nyye problemy ugolovnogo prava na sovremennom etape (voprosy differentsiatsii otvetstvennosti i zakonodatel'noy tekhniki). - 2018. - № 7 (7). - S. 47-55.

Статья поступила в редакцию 30.09.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.