Научная статья на тему '«Никак не могу дойти в письмах к Вам до личных материй». Письма А. В. Карташева Г. И. Новицкому. 1937-1939 гг'

«Никак не могу дойти в письмах к Вам до личных материй». Письма А. В. Карташева Г. И. Новицкому. 1937-1939 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
233
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. КАРТАШЕВ / Г. И. НОВИЦКИЙ / СВЯТО-СЕРГИЕВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ В ПАРИЖЕ / ANTON V. KARTASHEV / GEORGE I. NOVITSKII / ST. SERGIUS ORTHODOX THEOLOGICAL INSTITUTE IN PARIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антощенко А.В., Николаенко И.В.

Публикация включает письма профессора Свято-Сергиевского православного богословского института А. В. Карташева его соратнику Г. И. Новицкому, которые хранятся в Бахметьевском архиве российской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (США). Они характеризуют общественную деятельность историка: планы его лекций в США, поиск финансовой поддержки деятельности института, оценку конфликта между его профессорами, обсуждение предполагаемого журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“In no Way I Can Get to Personal Matters in the Letters to You”. Anton Kartashev’s Letters to George Novitskii. 1937-1939

Publication includes the letters of the Professor of the St. Sergius Orthodox Theological Institute Anton V. Kartashev to his ally George I. Novitskii. Those letters are stored in the Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture at Columbia University (USA). They characterize social activities of the historian: planning of his lectures in the U.S., searching for financial support of the institute, his evaluation of the conflict among its professors, discussion of a proposed journal.

Текст научной работы на тему ««Никак не могу дойти в письмах к Вам до личных материй». Письма А. В. Карташева Г. И. Новицкому. 1937-1939 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 2 (10). С. 184-195. УДК 930.1

А. В. Антощенко, И. В. Николаенко

«НИКАК НЕ МОГУ ДОЙТИ В ПИСЬМАХ К ВАМ ДО ЛИЧНЫХ МАТЕРИЙ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЕВА Г. И. НОВИЦКОМУ. 1937-1939 гг.*

Публикация включает письма профессора Свято-Сергиевского православного богословского института А. В. Карташева его соратнику Г. И. Новицкому, которые хранятся в Бахметьевском архиве российской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (США). Они характеризуют общественную деятельность историка: планы его лекций в США, поиск финансовой поддержки деятельности института, оценку конфликта между его профессорами, обсуждение предполагаемого журнала.

Ключевые слова: А. В. Карташев; Г. И. Новицкий; Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

A. V. Antoshchenko, I. V. Nikolaenko

"IN NO WAY I CAN GET TO PERSONAL MATTERS IN THE LETTERS TO YOU". ANTON KARTASHEV'S LETTERS TO GEORGE NOVITSKII. 1937-1939

Publication includes the letters of the Professor of the St. Sergius Orthodox Theological Institute Anton V. Kartashev to his ally George I. Novitskii. Those letters are stored in the Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture at Columbia University (USA). They characterize social activities of the historian: planning of his lectures in the U.S., searching for financial support of the institute, his evaluation of the conflict among its professors, discussion of a proposed journal.

Keywords: Anton V. Kartashev; George I. Novitskii; St. Sergius Orthodox Theological Institute in

Paris.

В изучении биографии и творчества известного церковного историка А. В. Карташева (1875-1960), волею судьбы оказавшегося после революции 1917 г. в эмиграции и ставшего профессором Богословского института в Париже, уже сделаны первые успешные шаги в виде диссертаций [1; 2; 3] и статей [4; 5]. Однако дальнейшее продвижение исследования затрудняется тем, что большая часть ар-

хивных материалов, связанных с его деятельностью, находится за рубежом. Данная публикация, предлагая вниманию читателей письма историка к его соратнику Г. И. Новицкому (1889-1966), призвана хоть отчасти устранить связанные с этим трудности.

Оказавшись в эмиграции, Г. И. Новицкий в 1920-е гг. перебрался в США, где долгие годы работал инженером в компании

* Работа выполнена при поддержке ПСР ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности на 2012-2016 гг.

© Антощенко А. В., Николаенко И. В., 2016 184

«Ронсоджейтед Эдисон». Однако в среде русских эмигрантов он был более известен своей общественной деятельностью, связанной с организацией благотворительной помощи. Среди многочисленных обществ, инициатором создания и председателем которых он являлся, отметим Общество друзей Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Именно обсуждению вопросов финансовой помощи этому институту посвящена большая часть публикуемых писем. Другие, не менее важные для реконструкции биографии А. В. Карташева и истории института вопросы, доверительно обсуждавшиеся в переписке: планировавшиеся и прочитанные лекции в Америке, конфликт между правлением института и Г. П. Федотовым, идейные искания российских эмиг-

рантов и связанные с ними проекты создания периодических изданий.

Текст писем приведен в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторских написаний отдельных слов (например, «большевицкий», «Полиевктовна» и др.) и пунктуации. Оригиналы писем хранятся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета: Ms. Coll. Georgii Isakievich Novitskii, box 1, folder: Kartashev, Anton Vladimirovich Paris & Neon Faleron, Greece, 1937-1939, To Georgii Isakievich Novitskii. Это лишь незначительная часть переписки, длившейся вплоть до смерти историка в 1960 г. и отложившейся в архиве. В ближайшее время она будет подготовлена к публикации в полном объеме.

1

15. I. 1937 Paris-XIX 3, rue Manin

Дорогой Георгий Исакиевич,

Нелегко мне было дать Вам скорый ответ. Моя поездка на Восток (по вызову на конгресс правосл[авных] богосл[овов] в Афины) с моим собственным] экскурсом на Афон в зимнее время оказалась предательски затяжной. Я едва успел вернуться накануне русск[ого] Рождества -6 янв[аря]. Приехал в гриппе, устал, пропустил много учебн[ого] времени, запутался во всех своих срочных делах. И вдруг опять... Америка?! Да еще не по специальности - о Пушкине!1 Я впал в отчаяние. И случай редкий, и сил нет. Провел праздники в церковном отдыхе и апатии с мыслью, что должен огорчить и себя, и Вас отказом. И вчера уже завел отказное письмо и Евг[ению] Иса[киевичу]2, и Вам. Но взяло раскаяние. Утро вечера мудренее, и вот преисполнился мужеством. Написал пневматичку Евг[ению] Ис[акиеви]чу, пишу кратко Вам и, кажется, еще телеграфирую, чтобы разрешить вопрос о визе и деньгах на билеты. Действуйте. Скажу речь по-русски: «Пушкин - наш вождь» (разумеется, в национально-культур[ном] смысле). Но речь эта не главная, а среди других, более специальных, ибо я не истор[ик] литературы.

Готов по-русски в русской колон[ии] прочитать ряд лекций. Если угодно под заглавием: «Как строить Святую Русь?» (5 лекций). Затем еще: «О судьбах православия и Русской церкви в частности», «О русской национальной идеологии». И еще по сговору и желанию слушателей (о вопросах церков[ных] и русских нац[иональн]ых).

За англ[ийские] лекции не берусь. Хотя произношение мое лучше булгаковского, но говорить свободно я не могу. В частных беседах с англ[ийскими] богословами и студентами я кое-как плету разговор, но пред аудиторией читал только написанный текст (сам переводил на варварский манер; и затем текст исправлялся знающими переводчиками)3. Словом, от англ[ийской] лекции отказываюсь, а русскую лекцию готов развернуть до максимума и в церковной среде, и в общественной, и среди молодежи.

Ни о каком доходе для Бог[ословского] инст[итута] поэтому не помышляю. Лишь бы его не ввести в расход и, если можно, окупить траты моей дороги.

Если это приемлемо, дайте поскорее мне инструкции и сами, если можно, по телеграфу вышлите визу в Париж. Для нансениста4 это первейший вопрос. Иначе нельзя рисковать никакими демаршами (отпуск из бог[ословского] инст[итута], предварительные] затраты и т. п.).

Второй вопрос - скорейшее получение наличности на пароходн[ый] билет. Увы, я не имею кредитных возможностей здесь свыше 500 fr., посылаю это par avion. И жду указаний.

Поклон от П[авлы] П[олуэктов]ны5. Всего доброго.

Сердечно Ваш, А. Карташев

2

22. XII. 1937 Обод Z^oAevaKU 28 Neov ФaЛпpov (near Athens) Greece

Дорогой Георгий Исакиевич,

Вот куда меня занесло. Но Вы сноситесь со мной через Париж (3 r[ue] Manin P[aris] XIX), где я и буду в первых числах февраля. Еще будучи в декабре прошлого 1936 г. в Афинах в числе четырех профессоров] нашего богосл[овского] факультета на первом конгрессе профессоров-богословов из 6 правосл[авных] стран (Греция, Румыния, Серб[ия], Болг[ария], Польша и Россия (=мы)) я решил, что, невзирая на мои 62 года, я обязан как историк Восточной церкви одолеть новый греч[еский] язык и быть готовым, в случае восстановления России и неизбежности общевосточного собора, уметь понять речь греческих епископов и мочь по-гречески объясниться с ними. И вот наш Б[огословский] институт охотно отпустил меня на неск[олько] месяцев в Афины, с тем чтобы во второй половине учебн[ого] года (с 10 февр[аля]) я прочитал при двойном числе лекций все свои курсы. В эту поездку я вложил все свои заработки (грошовые) за последние два года, претерпеваю все неудобства, лишения, ограничения, простуды и грипп, и прочие беды, но кое-чего достиг. Во всяком случае по-новогреч[ески] теперь читаю, лекции понимаю, но говорю, конечно, еще оч[ень] мало. Мечтаю о повторении таких набегов на Грецию. Не хочу стареть. Даст Бог, до России доживем, и хочется еще поработать во всеоружии. Мы здесь и с П[авлой] П[олуэктов]ной, ибо жить на два дома трудно, да так благоприятно сложились и разные житейские комбинации. Бог[ословский] инст[иту]т наш живет с месяца на месяц под страхом катастро-фич[еского] конца (с материальной, конечно, стороны, ибо всецело - на одной благотворительности англичан и в меньшей степени американцев, швейцарцев, голландцев). Но, хотя это выматывает все жилы, все равно жить приходится и на кратере вулкана. Зато каждое получение жало-ваньишка, да еще полное, да еще в свое время, считаешь уже исключительной милостью Божьей и вновь вдохновляешься жить и бороться с испытаниями судьбы.

Теперь нелегкая задача как-то выбраться отсюда и вернуться в Париж. Но, как видите, за это я должен расплатиться двойной порцией моих служебных обязанностей во втором полугодии 10 февр[аля] - 20 июня. Таким об[разом], опять не судьба мне двинуться в это время в Ваши края. Летом я досуж, но, очевидно, для вас нереален. А вот осенью, считая сентябрь и октябрь до 15-го (а с натяжкой и до 1 ноября), я опять мог бы быть к Вашим услугам. Хотя кавказский башибузук6 и торопится ускорить свою секил-башка, но при начавшемся уже брожении в России я предвижу острую нужду в проповеди среди эмиграции политической] грамотности, политической] культуры, здравого смысла и достойного Великой России мировоззрения. Страшно падение общей культуры «там» (но там - Бог простит, на нет и суда нет), и увы!!, и здесь. Упрощенство, вульгаризация антибольшевицкой борьбы, малограмотная митинговщина, какое-то скудоумное наемничество под знамена иностранных Батек Балаховичей7, унижение нашей великодержавности кустарной провинциальной атаманщиной, мнящей себя не меньшими, чем Муссолини8, - все это побуждает поднять голос за отрезвление и серьезность ответственности эмиграции и зарубежной Руси вообще. Либо спасение России есть задача, достойная гениальной судьбы ее, либо выдаваемый за это мальчишеский задор, малограмотный мужицкий сентиментализм или штабс-капитанская элементарщина есть наша testimonium paupertatis9. И тогда либо изнемогла, одичала Россия, либо одичала зарубежная Россия и обанкротилась пред Россией порабощенной, и та встанет совсем без нас своим умом.

Ну, словом, наше поколение должно вновь попытаться подать руку помощи заносчивым новым поколениям и вновь провозгласить лозунг высококультурности (идеологической и технической) дела спасения и восстановления России.

Вот мой пафос. А содержание специально моей проповеди, конечно, кроме общей схемы ограничивается пределами моей компетентности: церковно-государственный вопрос, вопрос о религиозности в культуре и общественности и осмысление так называемого русск[ого] национализма.

Судите теперь, как и чему можно и должно быть. С радостью бы поплавал в ваших водах! Желаю здоровья и всякой удачи.

Сердечно Ваш Ант[он] Карташев

От Павлы Полиевктовны привет!

3

12. V. 1938 Paris-XIX 3, r[ue] Manin

В[оистину] В[оскресе]!

Дорогой Георгий Исакиевич,

Предо мной куча Ваших писем: от 14.IV, 22.IV, 26.IV. На все главное откликаюсь положительно. Был у нас и Евгений Исакиевич. И ему тоже сказал. Я рад этому «американскому опыту». Думаю, без самомнения, что появление нейтрального человека среди болезненных местных трений, как всегда, может быть фактором оздоровляющим.

10

Разумеется, III tourist class для меня - верх комфорта, и Ваша прожиточная смета меня вполне бы устроила. Только не надорвитесь в этих финансовых усилиях, чтобы мне не отвечать за эти траты. По опытам знаю, что если у вас найдутся люди, могущие подъять труд заботливой организации всех моих лекций, бесед и выступлений, то по грошам можно набрать сумму, покрывающую мое прожиточное содержание. Но если пренебрегать сборами, то в бухгалтерии будет минус, чего бы я не хотел. Опыт поездок нашего хора Богосл[овского] инст[иту]та под управл[ением] Денисова11 при умелой системе организации дает большой доход, при неумелой - минимальный.

Пускаясь в долгий отъезд, я должен много здесь закончить из моих обязательств академических и литературных. Поэтому мне оч[ень] трудно улететь сразу по оконч[ании] учеб[ного] года. Кончу его 26 июня. Но раньше 5-10 июля (а лучше 15-го) мне невозможно выехать, да и неполезно: я должен написать три вещи, которые мне пригодятся в Америке именно по случаю юбилейного (св. Владимирского) года. Я рад, что в N[ew]-Y[ork] я буду не беспомощен по части справок в русской учебной литературе. Я слышал, что в Congressional Library12 богатое русск[ое] собрание. Но она в Вашингтоне?

Жду с интересом Вашего «меморандума», чтобы ухватить всю Вашу мечту. Надеюсь, что она не разойдется с моим настроением. А в чем и разошлась бы, надеюсь по приезде сговориться. Между американской и европейской Русью, я думаю, есть различие. А я именно хотел бы проповедовать правду европейской Руси, ибо мы здесь ближе к советской действительности и чувствуем правильнее, как идти.

О жизни на пансионе в русск[ой] семье. М[ожет] б[ыть], у меня такой адрес и найдется. Это еще требует некоторой переписки и сговора. Хотя я от Вашей разведки и предложения не отказываюсь.

Быть консультантом в деле образования богословской школы13 было бы для меня делом и интересным, и прямо морально утешительным. Боюсь только сектантских предубеждений против меня в разных расколовшихся церковных группах. В Европе от этих глупостей душно становится.

Войти через Зубова14 в епископальную среду я был бы оч[ень] рад, если бы не мой убогий англ[ийский] яз[ык], от которого я еще отбился, полгода учась новогреческому. Надеюсь за ме-сяц-полтора по приезде к вам опять подвинтиться на англ[ийскую] речь.

На юбилейные (св. Владимирские) темы речи мне уже приходится здесь говорить. Нужно и написать две вещи15. Так что эта материя (даже целый историч[еский] курсик о крещении Руси) будет у меня в полном распоряжении.

Чтобы «захолустные русс[кие] мужички» «тряхнули сумой» на поддержку нашего бог[ословского] ин[ститу]та, я не надеюсь, ибо им подскажут, что это «еретическое и масонское» учреждение. Хотя горькая ирония судьбы в том, что сейчас нас добивают именно масоны и социалисты. Англ[ийский] комитет помощи ополчился на нас и ударил по нашей даче (сократив ее наполовину именно потому, что делами его управляет священник-социалист, поклоняющийся Сталину и считающий нас «реакционерами». О, бездна туполобия! Я бы оч[ень] хотел как-ниб[удь] поагитировать среди епископов для поддержки б[огословского] ин[ститу]та взамен изменяющей нам Англии.

Сегодня буду в Р[усском] национальном] к[омите]те16, попрошу подобрать Вам комплект «Вестника» и некот[орых] листовок, что есть. Рад сочувствию еп[ископа] Арсения канадского17. К сожалению, наши еп[иско]пы в большинстве чиновно-мертвенные люди. Живые среди них пока были редкостью.

Ваша идея об еженедельнике оч[ень] важна и увлекательна. Сам бы пылал за нее взяться, хотя я мало имею способностей к срочной журн[альной] работе. Но это то, о чем я мечтаю и часто говорю. И И. А. Ильин18, и К. И. Зайцев19 были бы подходящими редакторами, уже имевшими и опыт (Ильин издавал «Рус[ский] колокол», а Зайцев струвескую «Россию и славянство»). Тот и другой скромно (но более основательно, чем большинство беженцев) устроены. Ильин в Германии (адрес его Вам добуду), а Зайцев в Харбине на юридич[еском] фак[ульте]те тамошнего русско-маньчжурского университета св. Владимира. Но переговорить с ним следует. Во всяком случае, они будут первосортными сотрудниками на расстоянии.

Когда в июне дело будет приближаться к реализации визы, паспорта, билета и т. д., поимейте в виду, что я не располагаю никакой наличностью, особенно после моей греческой поездки, в кот[о]рую я всадил все мои накопления. Сейчас, по выражению одного мужика, «как заяц облинял». Но пока ни с какими деньгами не торопитесь, все в свое время. Вчера виделись с Евг[ением] Ис[акиеви]чем. Он зашел на мою лекцию (поблизости от него в СоигЬеуо1е20). Итак, всего доброго.

Ваш А. Карташев

4

28. II. 1939 3, г[ие] Мапт Р[апэ]-Х1Х

Дорогой Георгий Исакиевич,

Я продемонстрировал пред Вами мой эпистолярный паралич до таких пределов, что это уже невероятно и для меня самого. И если Вы еще не анафемствовали меня лично и даже на всем поместном соборе, то я воспряну духом от Вашей воистину христианской добродетели. А если поставили на мне крест, то заслужил, хотя скорбеть буду горько.

Все хотел сначала что-то сделать и потом писать, чтобы было чем похвалиться. А ведь не сделал и попал в позорное положение. Но... не буду разыгрывать ни блудного сына, ни Ивана Грозного, ни Митю Карамазова. Без объяснений беру мое пятипудовое перо и приковываю себя к бумаге. Всего пропущенного не пересказать. Начну без порядка и отрывочно.

Поражаюсь вестью о смерти Михаила Самойловича и Ивана Ивановича. Как всегда немеет язык перед таинством смерти.

24 (11) июля. Paris. Да, сегодня мне 64 годочка! И Вы вновь и вновь пристыдили меня своим милым и доброжелательным поздравлением. С чего начать? Все так запущено. Конечно, связного письма и «ответа» на все быть не может. Разрешите без связи, без всего лишнего, без всяких эмоций, которых всегда немало, прямо сказать, о чем я обязан.

Начну с. Федотова21 что ли!

Вы, многие, вероятно, «соблазнились» о сем происшествии. Как это так, «левый» Богословский] ин[стит]ут, обзываемый правыми масонским и еретическим, поднял вдруг «гонение» на левого свободного мыслителя? Да, Г. П. Федотов нас подвел, хватил через край, злоупотребил той анархической свободой, которой мы пользуемся во внегосударственном рассеянии. У нас нет ни присяг, ни законов, ни санкций. Все «самодельное»: и наши «вожди», и «авторитеты», и «председатели», и «делегаты»; хочу повинуюсь, хочу нет. И вся дисциплина свободная, почти искусственная. Но надо же понимать, что всякий коллектив, не говорим уже о церкви, именно как коллектив может стоять только на дисциплине, на добровольном (в нашем положении) самоограничении членов. Если не хочешь солидаризироваться, то никто и не просит, ты свободен, уходи, но не требуй, чтобы «монастырь следовал твоему уставу». Особенно теперь, при отсутствии санкций, при абсолютной свободе. Есть обратное насилие - индивидуума над коллективом, если он презирает его дисциплину. Прежде «коллектив» был государственный, с принудительными] санкциями, можно было сидеть в нем, упорствовать и бороться. То было морально неудобно, когда с вами говорили по-хорошему. Так было, напр[имер], со мной в 1905 г. Я был доцентом Сан[кт]-Пет[ербургской] дух[овной] ак[адемии], с 1902 г. работавший в Рел[игиозно-]фил[осовском] об[щест]ве и раз уже в 1903 г. имевший выговор за свободное в нем поведение со стороны первенствующего] члена Св[ятейшего] Синода либерального м[итрополи]та С[анкт]-П[етербургского] Антония22. Эти годы я писал псевдонимно в журн[але] «Нов[ый] путь» и «Вопросы жизни»23. В августе 1905 г. ректор ак[адемии] еп[ископ] Сергий (ныне местоблюст[итель] патр[иарха]) вызвал

и дружески сообщил: «А. В., ваш псевдоним стал известен, в Синоде разговор, или перестаньте писать - Вам ничего не будет, или Вам придется уйти». Три дня и ночи поволновался, передумал и принес Сергию прошение о выходе. А я мог по морали оппозиции и революции оставаться и бороться скрытно. Я купил себе свободу и честь ломкой своей карьеры. Тем более такой путь разрешения конфликтов с коллективами, не обладающими принуждением, диктуется моральной деликатностью. Но, увы, «левые» оказываются гораздо более деспотичными ко всем, кроме свободы для себя самих. Да, только «средние», т. е. мы - искренние либералы честны и справедливы: требуем свободы для всех равно.

А казус такой. В Бог[ословском] ин[ститу]те мы соединились не по политическому единству, а по академич[еской] годности и, конечно, по ревности к достоинству нашей церкви. Даже в богословии даем друг другу совершенную свободу под ответственностью каждого - лично за себя держать ответ перед судом церкви. Так, о[тец] Сергий Б[улгаков] борется за свою систему сам за себя24, одиноко, я раз защищался перед епарх[иальным] съездом сам за себя (в 1926 г.). А в политике тем более каждый сам по себе. Значит, свобода обеспечивается всецело своим собственным] тактом. Считаемся условно: я «правым», Ф[едотов] «левым». Института не связывать, ни колебать этим не должны. Есть еще некая грань - это характер нашей пра-восл[авной] це[рк]ви. Наши це[рк]ви не интернациональны, а национальны, т. е., будучи в евангельском содержании выше всех наций, языков, пола, социальных положений, правосл[авные] ц[ерк]ви в их исторической конкретизации любовно сливаются с жизнью народов и культуры, принимают к сердцу их интересы и ревнуют о них, и благословляют их, как душа свое тело, вплоть до трагедий войны. Это православно. За неимением государства и территорий наша эмигрантская правосл[авная] церковь русская все-таки не абстрактно-интернациональная. Она как разлученная со своим национально-государственным телом тоскует об его восстановлении, молится и скорбит его скорбями. У нее есть своя соборная, национальная психология (не абстрактная, холодная доктрина), конкретно скорбящая о том, что мощи пр[еподобного] Сергия лежат в музее, что над Кремлем красные звезды демонов, что гробница пр[еподобного] Серафима истреблена. Ей несвойственно лицемерно подлаживаться под мозговые измышления сменовеховцев, евразийцев, младороссов и эволюционистов-соглашателей. Врагов наших святынь она может только анафемствовать: «Не слушаю - под суд!» Это психологично и человечно (не вполне «небесно», по-земному, но честно, последовательно). И это православно: на этом стояла 1 000 лет Святая Русь.

Но вот являются гурманы «утонченной» мысли. Это, говорят, грубо, вульгарно, не по-евангельски. Из них самый смелый - Г. П. Федотов. По поводу казни Гришки Зиновьева он пишет в «Нов[ом] Граде» протест против нее и заявляет, что «Зиновьев - это лучшее в нас» (!?)25. В «Нов[ой] России» (Керенского) он ставит себя - ни много ни мало - вместе с Христом и... Пассионарией по одну сторону баррикад против ген[ерала] Франко и всех нас26. Когда раздавили кровавую чеку в Барселоне, Г. П. Ф[едотов] в той же «Нов[ой] России» (где он постоянный сотрудник) написал «плач Иеремиин» о падении сих «врат адовых» под заглавием: «Удар по Барселоне - удар по России»27. [Значит, сталинская чека делает русское дело? А русское дело для православного ч[елове]ка есть только свято-русское. Не сказано прямо, но логически ясно: барселонско-московская чека, истязавшая католиков и осквернившая их святыни, стоит рядом с Ф[едотовым] и Христом против нас, торжествующих ее разрушение.] И еще: «Служение Интернационалу требует сверххристианской жертвенности.» («Нов[ая] Рос[сия]»)28. Где, мол, вам, православной мелкоте, до такой высоты морали! Вот такие идейные антраша, выкидываемые Г. П. Ф[едотовым] перед болезненно чуткой эмиграцией, похожи на то, как если бы наш почтенный знакомый вскочил во время церк[овной] службы на амвон и начал «идейно» откалывать трепака. Оставалось бы промочить ему голову холод[ной] водицей и отправить в санаторию. Два года тому назад «за Пассионарию» м[итрополит] Евлогий как духовник Г. П. Ф[едото]ва лично разнес его и, кажется, получил обещание впредь не «скандализировать» честной народ. Пред нами в правлении Б[огословского] и[нститута] м[итропол]ит Ев[логий] только излился с большим волнением и post factum29. Коллеги-профессора избавлены были от тяжелой роли цензоров. Но Г. П. Ф[едотов] не унялся. Он по-прежнему писал вызывающие, задирающие статьи с целью задеть побольнее простой, церковно-народный антибольшевизм эмиграции. И, конечно, добился того, что ропот перенесен был и на Б[огословский] инс[титут]. В январе 1939 г. «Возрождение» по-газетному грубо и вульгарно обрушилось на всех нас, включая и

ни в чем не повинных студентов30. «Где там разбираться: раз он ваш, так вы за все отвечайте!» Психологически понятная общественная реакция. Но корпорация профессоров была возмущена тем, что Г. П. Ф[едотов] злоупотребил товарищеской терпимостью и безответственно продолжал проделывать курбеты на нашей спине, в то время как 4 года тому назад он был беспощадным публичным цензором слева другого нашего коллеги - Вл[адимира] Н[и]к[о]л[аевича] Ильина31 (апологетика и сред[невековая] фил[ософия]), увлекшегося в «Возрождении» писанием хлестких фельетонов против революционной интеллигенции (начиная с Белинского32, Добролюбова33, Чернышевского34 вплоть до Милюкова35). Тогда группа писателей, включая и Бердяева36, а из наших профессоров] Федотова и Вышеславцева37, напечатала грозное письмо в «Посл[едних] вед[омостях]»38, пригвождая Ильина к позорному столбу реакции. Ильин ради Б[огословского] ин[ститу]та смирился, перестал писать в «Возрождение]», лишился заработка, лишен был и другой денежн[ой] поддержки, обиделся, заболел, исхудал, чуть не сошел с ума.

39

Выстрадал много. Сейчас, по смерти Ходасевича , он вновь приглашен в «Возрож[дение]» для выступлений специально по литературе. Цензура слева вообще жестока, беспощадна. Но по готтентотской морали она не допускает обратного. Г. П. Ф[едотов], разумеется, не допускал никакого суда над своей непогрешимостью.

Митрополит наш был болен (да и теперь болен), потребовал правление к себе, волновался, возмущался тем, что просто «христианство» унижается каким-то выдуманным «сверххристианством». Ф[едотов] с декабря пребывает в командиров[ке] в Англии. Пришлось делать постановление заочно. Началась разнобойная переписка, которая длится и до сего дня. Постановлено единогласно выразить Г. П. Ф[едото]ву порицание за его неосторожн[ую] публицистику, вредящую интересам Б[огословского] ин[ститу]та. После этого вскоре слег и о[тец] С. Булгаков. Все очень осложнилось. Но строгая товарищеская резолюция Ф[едото]ву не была предназначена никоим образом к опубликованию. Это было никому не известным, домашним жестом. Но Г. П. Ф[едотов] сам предпочел повести открытую агитацию. Резолюцию он из Англии немедленно переслал кружку друзей эсеров: Фондаминскому40, Зензинову41, Соловейчику42 и Бердяеву. Начался бум и какое-то давление на митрополита. М[итрополит] Евл[огий] по свойственной ему безвластности, так настойчиво потребовавший от нас тяжелого товарищеского осуждения Г. П. Ф[едотова], написал последнему как своему духовному сыну что-то нам неизвестное, на основании чего в эсер[овском] лагере наступило ликование и карикатурный слух: «Профессора посрамлены, они осудили, а митр[опол]ит помиловал.»

Наконец, грянула в «Пути» бешеная статья Бердяева43, вся построенная не на фактах, а на сплетнях. Статья хватила уже не по профессорам, а по самому русскому православию. Статья с предисловием редакции перепечатана в «Нов[ой] России». Пришлось правлению вынужденно выйти из «домашней атмосферы молчания». Наскоро напечатали в газетах («Посл[едние] нов[ости]» отказались) заявление, что в статье Бердяева все факты искажены и что правление вынуждено за неимением печатн[ого] органа опубликовать все материалы по этому «делу» особой брошюрой. Она заготовлена. Но Г. П. Ф[едотов], кажется, ходатайствует об ее задержании. Я понимаю его интерес: от опубликования его писем ему не поздоровится.

Вот краткая информация. Конечно, устно можно было бы сказать оч[ень] и оч[ень] многое. Пишу это, конечно, не для печати, но можете сообщить всем друзьям в каком угодно виде.

Предел объема письма. Пока кончаю. И начну немедленно следующее.

О[тец] Сергий Б[улгаков] поправляется. Уже говорит шепотом44. Но, конечно, он уже не лектор, не богослужебник, только кабинетный работник. Но, слава Богу, в полной силе.

Всем друзьям, и Марии Георгиевне прежде всего, привет, благодарность и преискренняя любовь, увы, грешного своей бездеятельностью р[аба] Б[ожьего] Антона К[арташева].

5

03. VIII. 1939 Paris XIX

Дорогой Георгий Исакиевич, Получен с великой радостью ваш дар в 50 дол[ларов] с письмом, которое м[итрополит] Евлогий45 прочитал в лечебнице [куда он затворен на весь август без права заниматься делами и работать]. Поэтому письмо он препроводил в секретариат с резолюцией: «Благодарить».

Так как из членов правления я один сейчас в Париже, то благодарность пришлось бы писать мне. Я и без того Вам пишу приватно. Письмо Ваше я отослал вчера в деревенское уединение о[тцу] Сергию Б[улгакову]46 в уверенности, что оно будет ему оч[ень] приятно, и просил его написать благодарность. Митрополиту писать сейчас нельзя, а о[тцу] Сергию можно. Он живет в убогом монастырьке недалеко от Парижа, созданном и ведомом собственным физическим трудом шестью русск[ими] монахами.

Ваши 50 долл[аров] (под две тыс[ячи] фр[анков]) как раз восполнили лакуну в кассе, и мы вчера получили полностью вторую половину нашего июльского содержания. В августе касса опять пуста. Так мы и тянем «кошку за хвост». Утомляет эта неопределенность: как быть в следующем месяце? Как член финансово-хозяйств[енной] комиссии я всем своим «чревом» постоянно, до утомления мучаюсь этой неопределенностью и переживаю живо и благодарно всякого рода получения, часто как чудо милости Божией. Бюджет наш таков. Англичане за последние четыре года нам сократили годовую дачу с 1 250 фунт[ов] до 750. Но, по крайней мере, мы знаем, что регулярно между 7-м и 10-м кажд[ого] мес[яца] мы получаем 65 ф[унтов] (и дважды в год только по 50 ф[унтов]). Это - твердая часть бюджета. А дальше начинается испытание веры в «желаемое и ожидаемое как бы в настоящее». Американцы (через П. Ф. Андерсона47) в благодарном соревновании с англич[анами] заявляют, что они дадут minimum столько же. Но пока англ[ичане] давали 1 250 фун[тов], американцы ни разу сравняться с ними не могли. И лишь когда англ[ичане] нас урезали до 750 ф[унтов] и мы закричали караул! В прошлом бюджетном году (1937/38 г.) америк[анцы] через П. Ф. Андерс[она] нас каждый месяц спасали, доставая по 10, 12-15 тыс[яч] франков. Но и это было все «по милости» от месяца к месяцу. А П. Ф. Анд[ерсон] все воздыхал, что америк[анск]ие комитеты (Н[ью]-Йорк и Бостон и др.) никак не могут собрать обещанного. Этот 1939 г. весь идет под знаком ослабления и неуспешности америк[анских] комитетов, и Анд[ерсон] каждый раз нас спасает в порядке как бы личного благодетеля. Это оч[ень] утомительно и мучительно. Он говорит нам, что в этом году американская] акция по сборам и благотворительности терпит кризис по всему фронту (и на испанцев, и на китайцев, и на евреев), везде небывало был низкий сбор. Скэйф48 в деловом письме тоже жаловался, что первая его кампания не удалась, что он начинает вторую. Вообще с Америкой у нас дела всегда скрипели. И в это лето мы сидим на мели, с пустой кассой именно потому, что «Америка» никак не может нам доплатить «обещанного» (за июнь, за июль и вот уже август). Смешно как будто, что мы ждем и требуем. Но что делать? На этих «обещаниях» строится весь наш бюджет и вся наша жизнь. В прежние годы американский недобор мы покрывали успешными (выше предположений) доходами от концертов нашего хора под управ[лением] И. К. Денисова. Но с 4 1938 г. этот доход в Англии отобран у нас англ[ийским] комитетом ^hurch aid fond for the Russians49) в его казну, т. е. наш хор работает на него, а он из кубышки уже выдает нам годовую дачу в 750 фунт[ов]. А другие концерты (в Голландии, Скандинавии, Швейцарии и в протес[танских] приходах Франции) идут уже в нашу пользу (но то на одну четверть, то на половину, то на две третьих еще и в пользу так наз[ываемого] Рус[ского] хр[истианского] студ[енческого] движ[ения]50 (русская УМСА51)). Это колеблющаяся (по странам и доходности), но все-таки солидная статья наш[его] бюджета.

Статья русских и церковных сборов сравнительно] ничтожна: прямые сборы студентов по Парижу в теч[ение] недели - 3 /4 тыс[ячи] фр[анков] и церковные сборы за год - тыс[яч] 1012 фр[анков]. Из Женевск[ого] беженского ком[ите]та тыс[яч] 2 4 фр[анков] (бывало и по 5 000 фр[анков]). И разные пожертвования экстренные: то пастор Келлер52 из Женевы из экуменического] фонда пришлет 5, 7, даже 8 тыс[яч] фр[анков], по просто «христолюбию» пришлют 100, 300 фр[анков]. И впервые три года тому назад получили первого жертвователя среди

53

православных восточных иерархов - Виссариона митр[ополита] Буковинского . Он ученик на-

54

шей Киев[ской] дух[овной] акад[емии] (как и новый патриарх румынск[ий] Никодим ), редкий, мож[ет] б[ыть], единственный среди румын русофил. Верит в нац[иональную] Россию и ценит русск[ую] церковь. Он нам уже трижды пожертвовал по 10 000 фр[анков]. Вот и вы в этом году

55

уже пожертвов[али] нам свыше 8 000 фр[анков] (я привез 90 дол[ларов], М. И. Ростовцев55 в знак своего председательствования прислал 1 000 фр[анков], да Вы дважды по 50 дол[ларов]). Вот так и натекает наш бюджет. Но слабейшее в нем место (ибо оно большое и ответственное) -это американская дача. Система английская - это организация сборов по маленьким копеечкам по епархиям и приходам. И их скромная смета реализуется. А в Америке, как мы слыхали, дело

в годы prosperity56 оперлось на крупные дачи людей богатых. Теперь же, когда кошельки завязаны, амер[иканские] комитеты проваливаются. Положение Скэйфа невеселое. И нам невесело. Мука этого года специфически сосредоточена [на] том, что «из Америки денег нет!». Деньги приходят Андерсону не для нас только, а и для УМСА, и др[угих] предприятий американцев. И сколько - для нас тайна. Получаем мы свою часть как бы по милости Андерсона. Только что заткнулись за июль, а вот уже сегодня 4 августа, и в кассе опять пустота. Опять получим только англ[ийские] 65 ф[унтов], т[олько] 8 ЛА тыс[яч] фр[анков] и только 30 % жалованья.

Простите, что так уныло надоедаю Вам, ибо стою на страже нашего бюджета, и чтобы Вы почувствовали, как мы ценим Вашу помощь и прямо, и косвенно, как возбудитель американских епископальных комитетов. Надо еще о многом писать Вам. Пока два слова о Солоневиче57. Я подчеркивал в посылавшихся газетах кое-что и послал Вам специальные] брошюры. Мое мнение, что в конечном счете «обличители» оказались несправедливыми. Конечно, он политический дикарь, охамевший в большевицкой каторге. Конечно, человек малой культуры и без политического и всяческого мировоззрения (просто неспособный иметь мировоззрение и принципы), а потому никакой не «вождь». Через каждые [номера] четыре своей газеты он уже отрицает то, что говорил раньше, ибо не предвидит того, что называется «проблематикой» в нации, в политике, во всякой специальности. С каждым вопросом он встречается как дикарь, непредвиденно заново и решает его сплеча по здрав[ому] смыслу. Здрав[ого] смысла у него много, перо хлесткое да талантливости. И выходит эффектно! Митингово кладет на лопатки. Шт[абс]-капитаны в полном восторге. А спустя некотор[ое] время почесывают затылки и отходят с недоумением.

Но, конечно, недобросовестная инсинуация неудачных конкурентов - это ошельмование его как большевиц[кого] агента. Это уже - «свинья в ермолке» - неостроумно! Солоневич - полезная противобольшевицкая сила. Но сила непросвещенная, и потому нуждающаяся в руководстве. В руках какой-то власти (хотя бы идейной, моральной) он золото. Без нее - смутьян для толпы.

Но «РОВС»58 он почти добил. Прошлое «РОВС» исторически бессмертно. Но политическое невежество, мертвечина и пустота изобличены Солоневичем как крик мальчика: «Король голый!»

Ну, вот пока. Еще должен без конца писать. Ваш А. Карташев.

6

8. VIII. 1939 Paris

Дорогой Георгий Исакиевич, Никак не могу дойти в письмах к Вам до личных материй. Вот и сейчас хочу еще посвятить письмо деловому вопросу о журнале. Прилагаю текст моего агитационного проекта, который я написал давно, еще до Рождества прошл[ого] года. Но распространять не решился. Единствен-

59

но поведал его по секрету М. В. Бернацкому . И еще единственно поговорил о журнале (но уже только в общей туманной форме, без указаний что, как и где) с А. В. Тырковой60. Идея приветствуется. И оба собеседника, как сговорились, настаивают, чтобы редактором такого типа журнала (объединяющего разные силы) был именно я, единолично. Больше ни с кем из пишущих людей я не говорил. Но пробовал расспрашивать и искать сотрудников секретарского, технического, делового, комерч[еского] характера. И определил, что надежных морально и политически людей, готовых работать за гроши, идейно и верно, у меня нет. За плату, при деньгах, конечно, можно бы мобилизовать людей, выписать, переселить и т. д. Молодое поколение уже не с нами. Наоборот, желает работать одно, без нас. И еще труднейшее обстоятельство. Это - засилье в печатном деле фронта лево-еврейского и масонского, который, конечно, легко задушит материально и коммерчески слабое предприятие, ему неугодное. Вообще коммерческая забро-нированность в таком начинании - вещь первостепенной важности. Это не просто мирное издание, а боевое, воинствующее наступление, моторизованное. А как это сделать? Кто на это из нашего брата способен? Все - кабинетные белоручки. Пример - Солоневич. Начал и продолжает льстить массе. И то попал под такой обстрел своего же лагеря, что, только благодаря звериной зубастости, может отстоять себя. При таких условиях, по долгом размышлении, я представил себе ясно, что можно рискнуть начать такое боевое дело, только поставив на него свою голову, бросив на весы все свои силы целиком, посвятив себя ему, как мать рожденному ребен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ку. Иначе не выйдет. Но моя бесспорная служба России через богослов[скую] школу и мой хлеб насущный не позволяет по совести их бросить, чтобы всецело отдаться рискованному боевому делу. А совещаться и делиться у меня сил не хватает. В журнальном деле я ощутил свое одиночество. Рядом для будничной работы нет никого. В писательском участии, однако, сомнений нет. Нет alter ego61, кто бы разделил труд ежедневных забот и сокрушения препятствий.

Конечно, оч[ень] жаль расстаться с этой мыслью, и я креста не ставлю. М[ожет] б[ыть], в обстоятельствах что-ниб[удь] и изменится в благоприятн[ую] сторону.

Сидим все лето в Париже. Погода прохладная, часто дожди. Для парижских жителей это хорошо. Свежо и без пыли. В конце сентября и нач[але] октября предполагаю ехать на визан-тологич[еский] съезд в Алжире62. Половину издержек заплатят французы. Но все же 1 500 фр[анков] это будет стоить. Вот почему воздерживаюсь от «вакаций».

Всего доброго. Ваш А. Карт[ашев].

P.S. Следующее письмо посвящу уже личным делам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) -русский поэт, драматург и прозаик. А. В. Карта-шев лишь однажды опубликовал статью о нем (см.: Карташев А. В. Новое о Пушкине // Россия и славянство. - 1929. - 8 июня. - № 28).

2 Новицкий Евгений Исакиевич - брат Г. И. Новицкого и друг семьи Карташевых. Проживал в г. Аньере около Парижа и преподавал там в церковной школе при храме Христа Спасителя.

3 В конце 1920-х - 1930-е гг. А. В. Карташев активно участвовал в деятельности православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского и публиковал свои статьи, написанные по-английски, в журнале Содружества.

4 Речь шла о нансеновском паспорте, выдававшемся по решению Женевской конференции беженцам из России и других стран. Этот документ был разработан в 1922 г. норвежцем Ф. Нансеном, комиссаром Лиги Наций по делам беженцев. Лица, имевшие нансеновский паспорт, пользовались правом перемещаться в странах-участницах конференции, и в их отношении не действовали ограничения, предусмотренные для лишенных гражданства лиц.

5 Карташева (Соболева) Павла Полуэктовна (1889-1969) - жена А. В. Карташева.

6 Подразумевался И. В. Сталин.

7 Булак-Балахович Станислав Никодимович (1883-1940 ) - военный и политический деятель времен Первой мировой и Гражданской войны в России, генерал российской белой армии и Войска польского, некоторое время воевал на стороне большевиков. На контролируемых территориях устраивал жестокие казни и грабежи.

8 Муссолини (Mussolini) Бенито Амилькаре Ан-дреа (1883-1945) - итальянский политический и государственный деятель, лидер Национальной фашистской партии, диктатор, вождь («дуче»), возглавлявший Италию как премьер-министр в 1922-1943 гг.

9 Свидетельство о бедности (лат.).

10 Туристический класс (англ.). Имелся в виду билет на пароход.

11 Денисов Иван Кузьмич (1883-1963) - оперный певец (тенор), знаток русского церковного

пения. Учился в Санкт-Петербургской консерватории. Профессор. Один из организаторов и регент хора студентов Богословского института в Париже.

12 Правильно: Library of Congress - Библиотека Конгресса.

13 Речь шла о воссоздании духовной семинарии в США в соответствии с решением VI Всеамериканского собора (1937 г.). Семинария вновь была открыта в Нью-Йорке 3 октября 1938 г. и названа в честь св. равноапостольного князя Владимира в связи с празднованием 950-летия Крещения Руси.

14 Зубов (Zouboff) Петр Петрович (1893-1964) -полковник русской армии, георгиевский кавалер. После Гражданской войны эмигрировал в Эстонию. С 1931 г. в США. Один из основателей Свято-Владимирской духовной семинарии в штате Нью-Йорк. Неоднократно избирался делегатом от мирян на Всеамериканские церковные соборы.

15 См.: Карташев А. В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение // Владимирский сборник: В память 950-летия крещения Руси. 988-1938. - Белград, 1938. - С. 41-54 ; Его же. Святой великий князь Владимир, отец русской культуры. - Париж, 1938.

16 Русский национальный комитет был учрежден 12 июня 1921 г. в Париже постановлением 1-го съезда Русского национального объединения как центральный орган созданного на этом съезде Русского национального союза. А. В. Карташев был избран председателем президиума комитета, издававшего «Вестник русского национального комитета» (1923-1926 гг.) и другие печатные издания Союза.

17 Архиепископ Арсений (Чаговцов Андрей Львович) (1866-1945) - епископ Русской православной церкви за границей, епископ Детройтский и Кливлендский. Миссионер и проповедник. В январе 1938 г. ушел на покой в основанном им Свято-Тихоновском монастыре и устроил при нем пастырскую школу.

18 Ильин Иван Александрович (1883-1954) -философ, правовед, публицист, идеолог Белого движения. В 1922 г. был выслан из России. Жил в Берлине. В 1938 г. переехал в Швейцарию.

19 Зайцев Кирилл Иосифович (1887-1975) -юрист, экономист, общественный деятель. Ректор

Русского педагогического института в Харбине (1935-1936), профессор политической экономии. Профессор Харбинского Свято-Владимирского богословского института. Диакон (1944). В 1945 г. принял священство.

20 Курбевуа - коммуна департамента О-де-Сен во Франции, расположенная на северо-западе от Парижа на левом берегу Сены.

21 Федотов Георгий Петрович (1886-1951) -историк, публицист, религиозный мыслитель, преподавал в Свято-Сергиевском богословском институте с 1926-го по 1940 г.

22 Митрополит Антоний (Вадковский Александр Васильевич) (1846-1912) - епископ Православной Российской Церкви, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1898), первенствующий член Синода (1900).

23 А. В. Карташев публиковал статьи под псевдонимами Уральский и Т. Романский.

24 Речь шла об учении о. С. Булгакова о «Софии Премудрости Божией», которое в указе 7 сентября 1935 г. отвергалось Московским патриархатом как «опасное для духовной жизни». Софиология была осуждена 30 октября 1935 г. Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви как ересь.

25 Зиновьев (настоящая фамилия Радомысль-ский) Григорий Евсеевич (1883-1936) - революционер, советский партийный и государственный деятель. Откликом на процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра» стала статья Г. П. Федотова «Шестнадцать», опубликованная в «Новой России» (№ 12) 15 сентября 1936 г., а не в «Новом граде», как утверждал А. В. Карташев. В этой статье Г. П. Федотов писал: «Зиновьев был, бесспорно, низким человеком. Каменев никогда не отличался большим мужеством. Но мы читаем письма старых большевиков, лучших из старой гвардии, которые заранее торопятся взять на себя долю подлости. Раков-ский, Преображенский, Крупская... (Одному Томскому не спасти честь партии). Мне стыдно за них. Я не радуюсь их унижению. Я унижен вместе с ними. Ибо их позор - тоже, в конце концов, позор России. Ведь эти люди когда-то победили Россию. Они оказались сильнее всех ее вождей. Они кичились своей несокрушимой "большевистской" волей. И эта сила, и эта воля оказались мнимыми. Когда-то воздух революции вышел из этих пустых резиновых шариков, они свернулись в жалкие тряпочки» (Федотов Г. П. Шестнадцать // Федотов Г. П. Собр. соч. - М., 2014. - Т. VII. - С. 40-41).

26 Речь о статье Г. П. Федотова «Пассионария». Причисление «всех нас» к лагерю Франко сделано не Г. П. Федотовым, а А. В. Карташевым, отстаивавшим идеалы «национализма». Г. П. Федотов, указывая на изжитость революционных и националистических идеалов XIX в., «с внутренней дрожью и отвращением» занимал собственную позицию: «Я с Пассионарией, потому что я с демократией» (об этом подробнее см.: Федотов Г. П. Пассионария // Федотов Г. П. Собр. соч. - Т. VII. - С. 46-49).

27 Ср.: Федотов Г. П. Барселона и Россия // Федотов Г. П. Собр. соч. - Т. VII. - С. 271-274.

28 А. В. Карташев не улавливал иронии Г. П. Федотова в данном пассаже (об этом подроб-

нее см.: Федотов Г. П. Торопитесь! // Федотов Г. П. Собр. соч. - Т. VII. - С. 264-265).

29 После того, как событие свершилось, задним числом, с запозданием (лат.).

30 Очевидно, упоминалась передовица Ю. Ф. Семенова, опубликованная в газете «Возрождение» 2 февраля (20 января) 1939 г. (см.: Федотов Г. П. Собр. соч. - М., 2008. - Т. ХП. - С. 269).

31 Ильин Владимир Николаевич (1890-1974) -философ, богослов, литературовед, общественно-церковный деятель. В 1927-1940 гг. преподавал литургику, историю философии в Богословском институте. Деятель РСХД. Участник евразийского движения, соредактор «Евразийского сборника».

32 Белинский Виссарион Григорьевич (18111848) - публицист, критик, философ, писатель.

33 Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) - публицист, критик, поэт, философ.

34 Чернышевский Николай Гаврилович (18281889) - социалист-утопист и революционер-демократ, экономист, писатель и литературный критик.

35 Милюков Павел Николаевич (1859-1943) -политический деятель, историк и публицист. Один из создателей кадетской партии и ее лидер, редактор эмигрантской газеты «Последние новости».

36 Бердяев Николай Александрович (18741948) - религиозный и политический философ. Один из основоположников экзистенциализма в России.

37 Вышеславцев Борис Петрович (1877-1954) -религиозный философ, специалист по философии права, морали, преподавал нравственное богословие в Православном богословском институте в Париже.

38 Ошибка А. В. Карташева. Должно быть: «Последние новости». Письмо, подписанное Б. П. Вышеславцевым и Г. П. Федотовым, было составлено в защиту Н. А. Бердяева, книгу которого («Судьба человека в современном мире» (Париж: УМСД-Пресс, 1934)) обличал в «Возрождении» В. Н. Ильин как «идеологическое возвра-щенство» в названной так рецензии, опубликованной под псевдонимом П. Сазанович. В. Н. Ильин написал затем несколько покаянных писем Н. А. Бердяеву.

39 Поэт Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) скончался в Париже 14 июня 1939 г.

40 Фондаминский Илья Исидорович (18801942) - революционер, эсер, религиозный деятель. В 1931-1939 гг. вместе с Г. П. Федотовым и Ф. А. Степуном издавал христианско-демократиче-ский журнал «Новый град». Участник РСХД и объединения «Православное дело».

41 Зензинов Владимир Михайлович (18801953) - политический деятель, эсер, публиковал статьи в ряде демократических и социалистических газет и журналов («Воля России», «Голос России», «Дни», «Новая Россия», «Современные Записки»).

42 Соловейчик Самсон Моисеевич (1884-1974) -политический и общественный деятель, эсер, публицист. Член редколлегии газеты «Дни» (19221928) и журнала «Новая Россия» (1936-1940), ближайший помощник А. Ф. Керенского, выполнял обязанности его секретаря (1930-е). Сотрудничал в журналах «За свободу», «Современные записки».

43 Бердяев Н. А. Существует ли в православии свобода мысли и совести? (В защиту Георгия Федотова) // Путь. - 1939. - № 59. - С. 46-54.

44 Незадолго до этого о. С. Булгаков перенес операцию по поводу рака горла.

45 Митрополит Евлогий (Георгиевский Василий Семенович) (1868-1946) - епископ Православной Российской Церкви, митрополит (1922). Был принят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата 17 февраля 1931 г. Инициатор воссоединения с Московским патриархатом в 1944 г.

46 Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) -русский философ, богослов, православный священник. Один из основателей Православного богословского института в Париже и Русского студенческого христианского движения. Преподавал догматическое богословие и был деканом института.

47 Андерсон Павел Францевич (Anderson Paul) (1894-1984) - американский миссионер, пресвитерианин, сотрудник американского отделения YMCA, активно помогал Свято-Сергиевскому православному богословскому институту в Париже.

48 Скэйф (Scaife) Лоуристон Ливингстон (1907-1970) - американский священник Епископальной церкви, президент Православно-англиканского братства.

49 Церковный фонд помощи русским (англ.).

50 Русское студенческое христианское движение (сокр. РСХД) - объединение христианской (в основном православной) русской молодежи в эмиграции, имевшее преимущественно религиозно-просветительский характер. Основано в 1923 г. путем объединения уже существующих христианских студенческих организаций в различных европейских странах.

51 YMCA (от англ. Young Men's Christian Association - Молодежная христианская ассоциация) - волонтерская организация, основанная в Лондоне в 1844 г.

52 Келлер (Keller) Адольф (1872-1963) -швейцарский священник-кальвинист, один из лидеров экуменического движения.

53 Митрополит Виссарион (Пую Виктор) (18791964) - румынский православный епископ. В 1935-1940 гг. возглавлял Буковинскую митрополию с резиденцией в Черновцах.

54 Патриарх Никодим (Мунтяну Николае) (1864-1948) - епископ Румынской православной церкви, Патриарх Румынский. В 1941 г. поддержал завоевательный поход румынской армии совместно с вермахтом на восток.

55 Ростовцев Михаил Иванович (1870-1952) -историк, археолог, искусствовед, общественный деятель. Профессор кафедры древней истории

Висконсинского университета, в 1925-1939 гг. преподавал в Уэльском университете. Президент Американской исторической ассоциации (1935). Почетный председатель Богословского института в Париже.

56 Процветание (англ.).

57 Солоневич Иван Лукьянович (1891-1953) -публицист, писатель и общественный деятель. Участвовал в Белом движении и антисоветском подполье. Бежал из концлагеря, жил в эмиграции в Финляндии, Болгарии, Германии, Аргентине и Уругвае. Издавал газету «Голос России» в Болгарии и «Наша страна» в Аргентине. Организовал «народно-монархическое» движение.

58 Русский общевоинский союз (РОВС) создан в 1924 г. главнокомандующим Русской армии генерал-лейтенантом бароном П. Н. Врангелем. Союз объединял военные организации и союзы белой эмиграции во всех странах.

59 Бернацкий Михаил Владимирович (18761943) - публицист, педагог. Занимался вопросами финансирования РОВС. Публиковал статьи в газете «Возрождение».

60 Тыркова Ариадна Владимировна (18691962) - публицист, прозаик, литературовед, мемуаристка, общественный деятель. Организовывала платные лекции в Англии И. А. Бунина, А. И. Деникина, о. Сергия Булгакова, А. В. Карта-шева и др., была председателем президиума Пушкинского комитета в Лондоне.

61 Другой я (лат.).

62 Поездка А. В. Карташева не состоялась, так как VI Международный конгресс византинистов в Алжире был отменен из-за начавшейся Второй мировой войны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков С. П. Антон Владимирович Карташев -историк Русской Православной Церкви : дис. ... канд. ист. наук. - Екатеринбург, 1999.

2. Золаев А. Л. Исторические воззрения А. В. Карташева и историография русского зарубежья : дис. ... канд. ист. наук. - М., 2005.

3. Пешков А. А. Философия истории П. Н. Милюкова и А. В. Карташева: сравнительный анализ : дис. ... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 2014.

4. Антощенко А. В. Карташев Антон Владимирович // Историки России. Биографии. - М., 2001. - С. 549-556.

5. Сахаров А. Н. «Се тебе талант владыка вверяет» (Антон Владимирович Карташев) // История и историки. Историографический вестник. - М., 2001. - С. 187-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.