Научная статья на тему '"дальнейшее по секрету, только для Вас". Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1953 г'

"дальнейшее по секрету, только для Вас". Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1953 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. КАРТАШЁВ / Г. И. НОВИЦКИЙ / А. В. ТЫРКОВА-ВИЛЬЯМС / СВЯТО-СЕРГИЕВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ В ПАРИЖЕ / ANTON V. KARTASHEV / GEORGE I. NOVITSKII / ARIADNA V. TYRKOVA-WILLIAMS / ST. SERGIUS ORTHODOX THEOLOGICAL INSTITUTE IN PARIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антощенко А. В.

Данная публикация продолжает знакомить читателей с письмами, написанными историком и профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже А. В. Карташёвым его другу Г. И. Новицкому, жившему в Нью-Йорке. Отклик А. В. Карташёва на манифест Российского политического комитета, созданного в Нью-Йорке при активном участии А. В. Тырковой-Вильямс, показал его приверженность идеям конституционной монархии и Великой единой России. Как и в предыдущих письмах, автор уделял постоянное внимание положению в Западноевропейском экзархате и в Свято-Сергиевском богословском православном институте, давая личностные характеристики своим коллегам. Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторского написания отдельных слов и пунктуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Further as a Secret, for You Only”. Anton V. Kartashev’s Letters to George I. Novitskii. 1953

This publication continues to acquaint the readers with letters written by the historian and professor of the St. Sergius Theological Institute in Paris, Anton V. Kartashev, to his friend George I. Novitskii, who lived in New York. Kartashev’s response to the manifesto of the Russian Political Committee, created in New-York City with the active participation of Ariadna V. Tyrkova-Williams, showed his commitment to the ideas of a constitutional monarchy and Great United Russia. As in previous letters, the author paid constant attention to the situation in the Western European Exarchate and in the St. Sergius Theological Orthodox Institute, giving personal characteristics to his colleagues. The text of letters is brought into correspondence with modern norms of spelling with preservation of some features of author's spelling of separate words and punctuation.

Текст научной работы на тему «"дальнейшее по секрету, только для Вас". Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1953 г»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 241-248. УДК 930.1

DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.241-248

А. В. Антощенко

«ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПО СЕКРЕТУ, ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА

Г. И. НОВИЦКОМУ. 1953 г.*

Данная публикация продолжает знакомить читателей с письмами, написанными историком и профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже А. В. Карташёвым его другу Г. И. Новицкому, жившему в Нью-Йорке. Отклик А. В. Карташёва на манифест Российского политического комитета, созданного в Нью-Йорке при активном участии А. В. Тырковой-Вильямс, показал его приверженность идеям конституционной монархии и Великой единой России. Как и в предыдущих письмах, автор уделял постоянное внимание положению в Западноевропейском экзархате и в Свято-Сергиевском богословском православном институте, давая личностные характеристики своим коллегам. Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторского написания отдельных слов и пунктуации.

Ключевые слова: А. В. Карташёв; Г. И. Новицкий; А. В. Тыркова-Вильямс; Свято-Сергиевский богословский институт в Париже.

A. V. Antoshchenko

"FURTHER AS A SECRET, FOR YOU ONLY". ANTON V. KARTASHEV'S LETTERS

TO GEORGE I. NOVITSKII. 1953

This publication continues to acquaint the readers with letters written by the historian and professor of the St. Sergius Theological Institute in Paris, Anton V. Kartashev, to his friend George I. Novitskii, who lived in New York. Kartashev's response to the manifesto of the Russian Political Committee, created in New-York City with the active participation of Ariadna V. Tyrkova-Williams, showed his commitment to the ideas of a constitutional monarchy and Great United Russia. As in previous letters, the author paid constant attention to the situation in the Western European Exarchate and in the St. Sergius Theological Orthodox Institute, giving personal characteristics to his colleagues. The text of letters is brought into correspondence with modern norms of spelling with preservation of some features of author's spelling of separate words and punctuation.

Keywords: Anton V. Kartashev; George I. Novitskii; Ariadna V. Tyrkova-Williams; St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris.

1

25.1.1953. Париж.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Пишу Вам сейчас не обстоятельно, а наспех, чтобы только поставить Вас в известность о том, что и меня застигло внезапно.

Первое - это наша корпоративная благодарность за Ваш солидарный вклад в наш бюджет 1953 г.

Вторая - моя личная благодарность за юбилейный ро81зсг1р1ит в 25 дол[ларов]. Уже отдал его для выгодного размена.

Третье - это атака на меня Тырковой, просящей срочной оценки их выступления с Б. В. Сергиевским1. Вчера сгоряча написал отзыв, и копию его сообщаю Вам2. Пусть голосов

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 18-09-00172.

© Антощенко А. В., публикация, 2019

из центра раздаётся всё больше и больше. Это обуздывает монополию левых и предохраняет слепую Америку от самопровала и сепаратизма.

Но подписок я не под моим личным творчеством не даю. И некогда, рано ещё. Вот пока всё. Наш привет Вам обоим. Сердечно Ваш А. Карташёв.

2

24.I.1953. Париж.

Дорогая Ариадна Владимировна,

Большое спасибо за осведомление меня о Вашем выступлении и манифесте. Это неизбежный, а потому и необходимый жест для начала ограничения монополии наших левых в глазах Америки. Приходится Америку настойчиво предостерегать от ставки на раздробление России. На этом сломает себе Америка голову вместе с нашими левыми, как и Гитлер. И не освободит Россию, а измучит её междоусобными войнами.

Самое элементарное недомыслие крепко сидит в головах вождей великих демократий. Почему соединение рыхлых штатов в С[еверной] Америке, от дней Вашингтона всё возрастающее в единую великую империю до наших дней, есть факт демократический и самый прогрессивный, а тысячелетнее, уже прошедшее сквозь ряд всяческих испытаний единство России, есть явление реакционное и якобы антидемократическое? Всё это из каталога великих исторических заблуждений и одуряющих пропагандных лжей.

Досадно, что приходится тратиться на полемику с этими лжами. А, в сущности, стоило бы идти просто мимо их с положительной проповедью о высоком и благодетельном служении великих собирательных государственных тел, называемых империями. Лишь через них от уровня элементарной сытости и мещанского счастья, народы поднимались до высших достижений человеческого сознания и творчества. Сепаратизмы - это тропинки в захолустья, в понижение, одичание, в реакцию.

Вторая заслуга Вашего манифеста - это дерзание поставить на первое место принцип религии, для России - православия. Православие - это единственная и после 1000 лет уже незаменимая и неподменимая «душа» того имперского «тела», которое приобрело имя России. Все другие обычные построения этого «тела» только на интересе материальном, экономическом, -суть мертворождённые пустышки. Ни единому сердцу они ничего не говорят, никто за эти мёртвые пустышки ни подвизаться, ни умирать не станет и безвкусно выпустит из рук на растерзание фанатическим грабителям, бешеным энтузиастам маленьких зоологических национализ-мов. Получится кровавый междоусобный хаос до новых мук «собирания Руси». Но уже не как только «сытого стойла», без души, святыни и Бога, а как священного для сердца и совести видения (vision) «Святой Руси». Не только «для нас» (без Св[ятой] Руси мы жить не будем и не хотим!), но и для всего человечества, для всего мира. Дело не в археологии, не в театральной реставрации безвозвратной старины, а творческом воссоздании на прежнем (для нас «вечном») корне нового имперского тела «вечной России».

Приветствую в п. 5 и обнажение животворящего принципа частной собственности. Анафема социализму. Кроме областей специфически общегосударственных (пути, транспорт, стратегия), что пруссаки называли Staatssozialismus4, внутренним плодотворным и творческим (до «поэзии») двигателем экономики должен быть частный интерес. Кстати, только он же в духовном аккорде и с полнотой личной и гражданской свободы.

Придирчивая критика И. Д. Гримма5 отвлечённа и нереалистична. Даже монархисты сейчас на время не должны лезть с монархией и династией, чтобы не засорять ими дорогу в будущем. Слишком хаотично и кроваво это ближайшее будущее. Для него не годится иконоподоб-ная фигура монарха. Она должна быть чиста от крови и виселиц. Монарх должен взойти на трон не по трупам, а по ковру. Кровь и насилие - дело генерала-диктатора. Как в Испании Франко.

Одно для меня азбучно ясно. России Великой и Единой мы никогда больше не получим без централизованного единодержавия. Сейчас его мыслимо добыть только в форме диктатуры. И ещё надо молиться, чтобы диктатура была не дикарская, не бездарная, а талантливая христианская, как в Португалии (Салазар6) и Испании. Лишь такая может как-то подготовить передачу власти отпрыску старой династии, а скорее всего - короновать своего сына, т. е. со-

творить новую династию, что было бы блестящим доказательством государственной гениальности России.

Но само собой для меня разумеется, что никакой сборный политический коллектив самых моральных и благородных (что теперь редкость!) интеллигентов, собравшийся в Москве, не подчинит себе ни Кавказа, ни Туркестана, ни Литвы, Латвии, Эстонии и т. д., не создаст единой России. Сепаратисты, презирая сидящую в Москве демократическую кучку и опираясь на щедрую поддержку извне «мировых демократий», не дадут покоя такой безликой и неавторитетной центральной власти спасти едва-едва сколоченное неокрепшее объединение России. Опять-таки дело перейдёт в руки военной усмирительной силы, т. е. диктатуры. Сказка про белого бычка...

Словом, для всемирных мессианических христианских целей нужна Великая, единая Россия. А она немыслима без Единодержавия. Идеал - конституционная монархия. Но её нелегко и не сразу получишь. Надо иметь мудрость и долготерпение. Ни с примитивами крайне правыми, ни с чуждыми 1000-летней душе России левыми нам не по пути.

А первые пункты Вашей программы о религии я бы формулировал так:

1) Исторические судьбы народов определяются их традиционным религиозным сознанием и служением высшим идеальным духовным ценностям, а не только материальными потребностями и экономическими отношениями.

2) Государственный организм России и её культура созданы в сотрудничестве многих народов, но под историческим водительством русского большинства с его языком и характером. Поэтому естественно и справедливо никогда не стесняющее и не умаляющее первенствующее положение в России вероисповедания православного. Государственная конституция должна обеспечить также и полную свободу и равноправие всем другим христианским исповеданиям и иным религиям, свойственным и народам России и отдельным группам граждан по их свободному выбору, наряду с внерелигиозным самоопределением.

Радуюсь, что Б. В. Сергиевский с Вами. Передайте ему мой искренний привет.

Привет всем Вашим семейным от нас обоих. Ваш А. Карташёв.

Р. Б. Вопрос о подписях не американцев требует обсуждения. Я думаю, что в «Европе» должен образоваться такой же Комитет, чтобы жить, развиваться и действовать по своим мотивам и в своём темпе. Расстояние не мешает точному сговору. Мой великодушный опыт с Мель-гуновым показал, что невмоготу идти за чужой диалектикой.

Моё письмо к Вам не секрет. А. К.

3

25.У.1953. Духов День. Париж.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Пишу Вам не деловое письмо, а лишь несколько приветственных строк, как бы пятиминут-

ный визит к одру болящего. Знали ещё из Вашего собственного письма о дне Вашей операции. На Подворье у нас литургия ежедневно. Поэтому я подавал «о здравии» Вашем в самый день операции (записочка прилагается). Затем мы имели несколько вестей о благополучном течении лечения - последняя от П. Ф. Андерсона лично. Надеемся, что всё идёт «от хорошего к лучшему», и лето Вас восстановит и ещё прибавит Вам сил и вдохновения.

Прочитали с интересом в «Нов[ом] журн[але]» частицу воспоминаний о[тца] Георгия Ша-вельского7 о лице в[еликого] кн[язя] Н[иколая] Н[икоаевича]8. Предвидим, что полное издание будет для нас по всем статьям захватывающе интересным.

Наши здания сейчас переживают неожиданно свалившуюся на нас полосу ремонтов. В церковно-аудиторном-спальном здании делаются новые цементно-пластические полы, стены и библиотечные шкафы, покрывающие стены, перекрашиваются. Павильончик, где мы живём, хотя внутри и оч[ень] ветхий и дырявый, снаружи кокетливо раскрашен, как девочка к причастью. Всего ужаснее были ватеры9 для студентов. Сейчас, во время ремонтов, студ[енты] сугубо страдают. Но. наконец-то будет 4 места на дворе, увы, не при комнатах! И всё это стоит -«миллионы» фр[ан]ков. Даже неприятно склоняться «перед этим фактом». - с 6-12 июля у нас учёный литургический конгресс. Иностр[анные] гости будут спать в общих спальнях. Но ходить

всё равно вынуждены будут на двор. Для нас это - 1 /4-миллионная новинка, и для них упрёк нашему убожеству...

Ну, довольно прозы. Ждём вестей о Вашем восстановлении. Привет Марии Георгиевне. Сердечно Ваши А.+П. Карташёвы.

4

18.VII.1953. Субб[ота]. Сергиев День. 13, rue Paul Morillot Menton (А. М.)

Дорогой Георгий Исакиевич,

Ваше заказное от 13.VII со всеми вложениями вчера получил и немедленно отослал большую часть всего «фолианта» Спасскому и через него о[тцу] Вас[илию].

Сегодня Сергиев день, но мы все - в летнем разбеге. Кончили уч[ебный] год 10.VII. А я отпросился ещё раньше. Спасский переслал мне письмо, а я вернул ему. О[тец] Вас[илий] тут прихворнул, но я уверен, он ещё в Париже.

Ваша великодушная10 аргументация меня убедила в практичности увенчания старца Леонтия11 нашим D[octo]r honor[is] c[ausa]12, раз мы так щедры к иностранцам и иноверным. Я подал свой голос декану «за». Он опросит также «par correspondance»13 и др[угих] членов совета, и дело будет формально решено и запротоколено. Попрошу Спасского о скорейшем выполнении всего с технической] стороны (=написать диплом; спишусь об этом с деканом).

Но в нашем «малом круге» найдётся и оппозиция. Приходится её преодолевать...

Извещу Вас, как дальше пойдёт дело. Но, я смотрю с надеждой.

Ваш план «обобществления» амер[иканск]их сборов на русск[ие] богосл[овские] школы вообще принципиально верен, как способ перевоспитания самых взглядов жертвователей, чтобы они не вмешивались в нашу внутреннюю оценку, а если и оценивали, то оценивали через нас же. Вам виднее, насколько осуществимо это в русско-амер[иканск]ой атмосфере. А против «монструозности» о[тца] Г. Ф[лоровско]го всегда и во всём, увы, приходится идти.

Такое демонстрирование общей поддержки (и притом как-никак избранных) русских сил было бы сдержкой для Женевского центра, который легкомысленно колеблется и (особенно в лице Виссер'та Хуфта14) склонен торопиться, изменять и ставить ставки на дутых новаторов и авантюристов. С ним на это соблазнялся всегда даже Д. И. Лаури. Это они дали «опериться» чистой воды прохвосту «графчику» Ковалевскому. А теперь склонны передать дело общепра-восл[авно]го объединения («Centre orthodoxe»15) Володе Лосскому (вождю советской юрисдикции, по жене-еврейке). Невероятно, но - факт. Нам всё время приходится бороться против тенденций Женевы - нас похоронить. Пущена легенда: «мы - дело прошлого». А вот Володя Лос-ский с его провалившейся совдепщиной - это надежда на будущее!

Пока ставлю искусственно точку, чтобы не затягивать срочное. Скоро ещё и о другом напишу.

А вот адресные перспективы. Пока мы - здесь. А с 22 июля, даст Бог, переедем на сев[ер] Италии в Меран (Австр[ийские] Альпы). Там нам предоставляет свою комнату при Русск[ой] Церкви (сохранилась ещё!) наш миланский свящ[енни]к о[тец] Апполон Сморжевский16, мой млад[ший] товарищ по С[анкт]-П[етербургской] дух[овной] акад[емии], бесплатно. Даст Бог, поживём там весь август. Благо в уединении хорошо работается: пишется и переписывается.

Мы оч[ень] рады успеху Вашего лечения и выздоровлению. Поздравляем с этим и Марию Георгиевну. Сердечно Ваши А.+П. Карташёвы.

5

22.VII.1953. Ещё Ментона.

Дорогой Георгий Исакиевич, Ваше дополнительное к «фолианту» от 16.VII. вчера через Париж получил и уже сегодня переслал о[тцу] Василию. А от Спасского получил уведомление, что Р. С. Кюнетт17 уже прошёл парижскую «фазу», со Спасским беседовал 1 !! часа, критикуя нашу «хозяйственную часть». И тут оказалось, что его сильно «накачали» против нас «дарюйские» (по бурсацкой терминологии + Глубоковского18) попы: Ломако и Чекан - последний оказался земляком Кюнета - подоля-

19

нином. Эти «попы» (Л[омако] Вы знаете, а Ч[екан] выдающаяся inferiority complex'a ...) черев-

ные20 недруги Академии. Внушили Кюнетту, что у нас «безхозяйственность», что студентов плохо кормят. Ну, этим Спасский воспользовался и открыл Кюнетту глаза. Как раз кантина21 студ[енческая] по нашим средствам ведётся «гениально» с участием самих студентов, с добровольной экономией и разделом остатков в конце каждой четверти. Ведёт это дело от лица самих студ[енто]ов их коллега, окончивший у нас, быв[ший] правовед, Влад[имир] Константинович] Васильев22, управляющий домом Хр[истианского] ст[уденческого] движ[ения] и их библиотекарь. Кюнетт признался, что его сведения «устарели».

Пункт перекачивания наших учёных сил в Америку есть непреодолимое историко-культурное явление, к нашей же славе. Жаль только, что у нас русский элемент количественно убывает. Это тоже - историч[еский] фатум. Но пока ещё у нас три молодых столпа: Мейендорф, Бобринский23, Куломзин24. Эти - нам не уступят. Дай им Бог - превзойти. А, м[ожет] б[ыть], поймать и ещё «рыбку».

О[тец] Вас[ил]ий, когда приедет, расскажет Вам устно о женевских не в нашу пользу интригах и косых взглядах на нас. Но я не унываю. Интригующие против нас научно - никто, нули. Наша сила - в факте научной зрелости и продукции.

Не рискую посылать письмо на Бар-Харбор пишу в Н[ью]-Йорк. А если Вам нужно написать мне, то теперь - на весь август, начиная с 27 сего июля, адрес будет уже в Сев[ерной] Италии в Мерано, в комнате свящ[енни]ка при русс[кой] церкви. Её уступает нам бесплатно наш миланский свящ[енн]к, о[тец] Ап[полон] Сморжевский, мой младший коллега по С[анкт]-П[етербургской] дух[овной] акад[ем]ии. Адрестакой:

Mr A. K-off c/o Signora Prorotoff Pensione Borodin 13-15, Via Schaffer Merano Italy.

Ещё раз шлём Вам и Марии Георгиевне наши приветы Ваши А.+П. К.

6

26.VII.1953. Ещё Ментона, но через три дня, даст Бог, переедем в итальянский Тироль, в Мерано, в остатки русского церковн[ого] имущества, в ведении нашего миланского протоиерея] Сморжевского. Адрес, если уже писали, то повторяю: Sing. Prof. A. Kartachoff c/o Signora Prorotoff Casparo Villa Borodino 13-15, Via Schaffer Merano Italy.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Вчера получил Ваше последнее письмо из Бар-Харбор от 22.VII. Это было на другой день после дня моего рождения. Почтового «Альбома» в красках я ещё не получал. Да, мож[ет] б[ыть], Спасский его и не перешлёт сюда, а направит уже в Мерано.

От о[тца] Вас[илия] имею ответ, конечно, положительный о проведении D[окто]r'aтa вл[адыки] Леонтия. Но он ещё сносится письменно с разлетевшимися коллегами. Я, в свою очередь, тоже нек[оторым] написал. Есть пока сомнения в единогласии. Но о[тец] Вас[илий] с своего лечения в Bains-les-Bains вернётся 5.VIII и надеется к тому времени иметь письменные ответы. Формально тоже можно законно оформить и запротоколить. Но соорудить уже и диплом нельзя до 8 октября, когда вернётся из Испании ректор еп[ископ] Кассиан, ибо нужны подписи и в первую голову подпись ректора. Но декларировать D^to]^, запротоколенный, конечно, можно. И Спасский выписку из протокола, как документ, может прислать.

Дальнейшее по секрету, только для Вас. Мои опасения «в малом круге оппозиции» имели в виду Кипр[иана] + Аф[анасьева] (коллег по Белград[скому] богосл[овскому] фак[ульте]ту), «заносчиво» сопротивляющихся обычно всяким D[окто]r'[а]там. Но, кажется, сейчас «в пику кому-то» (а не по существу) они побегут за деканом «петушком»25. Даст Бог - всё выйдет.

Великое несчастье нашего экзархата - это неспособность к власти нашего м[итрополита] Владимира. Но им управляют без отказа клики временщиков. Был Савва, делал немало фальшивок в делах. Еп[архиальное]ое собрание его провалом выдвинуло Мефодия26. Теперь сам Меф[одий] игрушка в руках Ломаки и ген[ерала] Тихменева27 с Ко. Вместо еп[архиального] управления сплошной клубок интриг и фальшивок. Советофильствующий и крайне-узкий (до кретинизма) Меф[од]ий долго, по-своему честно, не хотел принимать хиротонию от К[онстантинопо]ля, а теперь его поймали на беса честолюбия, и он пустился «во все тяжкие», в серию правонарушений, диктуемых Ломакой. То, что еп[ископ] Кассиан возражает против их «подделок», это их бесит, они навинчивают м[итрополита] Вл[адими]ра, и он делает одну глу-

пость за другой. Дело не обойдётся без интервенции К[онстантинопо]ля. А это позор и стыд для нас. Имеем полную автономию и не хотим жить по закону, корректно, честно. Желаю сил для службы и деловой Ы[еш]-У[огк]-ой жизни. Сердечно Ваш А. Карташёв.

7

30 августа 1953. Мирано.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Спасибо за Ваше добродетельное поздравление с днём ангела. Во время получил его здесь, а накануне и от Евгения Исакиевича. Рад, что Вы чувствуете прилив сил после отдыха.

Несчастная во всех отношениях и постыдная французская забастовка уже на исходе. А всё-таки уже две недели мы не имели ни единого письма, ни весточки, ни газеты из Парижа. Не знаю, выедет ли к Вам завтра 21-го, как предполагал, о[тец] Василий. Во всяком случае, спешу Вас по сему поводу кое о чём существенном предуведомить. Начну с разъяснения того «откладывания» вопроса о докторате м[итрополиту] Леонтию, о чём написал Вам о[тец] Василий. Он человек уступчивый, и в этом, по обычаю, уступил нашей внутренней «оппозиции».

Что это за оппозиция? Считаю полезным только Вам лично, если угодно «по секрету», во всяком случае, не для разглашения, поведать этот печальный факт бессмысленного, но вредного раздора в нашем малом академическом семействе. Психопатия - это бич монашеского института. Учёные монахи, архиереи, с которыми по профессии нам пришлось иметь дело, все страдают от этой болезни одиночества. Клубок психопатических нервов у нас о[тец] Киприан. По своей немецкой натуре (Константин Эдуардович Керн) он дисциплинированный работник в своей профессии, но не терпим ни к чему, выходящему за эти пределы, и отталкивается от этого не только с равнодушием, но прямо с враждой. Всё время взрывы, капризы, демонстративные «уходы». Уже привыкли. Всё терпим. Почему-то (?) возненавидел он собрата по монашеству еп[ископа] Кассиана, по обычаю тоже пламенно переживающего все мелочи от монашеского одиночества. Но еп[ископ] Кассиан, человек по нраву очень открытый, общительный, до наивности доверчивый, не имеющий вкуса ни к каким интригам. Любит, чтобы всё текло успокоительно по принципам, по закону, но не ригорист в мелочах. Плохой дипломат. В общении с протестантами не угождает им. В общении с католиками тоже не попадает в тон. Особенно не ко двору с своей наивной прямотой пришёлся он в епархиальном управлении. Там крепко залегли нравы консисторского крючкотворства и, увы, фальшивок. Став викарием и подойдя по должности к делам епархии, еп[ископ] Кассиан вначале со свойственной ему открытой наивностью, так сказать, бросился в отеческие объятия м[итрополита] Владимира. И тот начал эту преданность принимать. Это была бы наша церковная идиллия. Но консисторские дельцы (Савва, за ним Ломако и др[угие]) ужаснулись. Безличный и покорный м[итрополит] Владимир уходил из их рук. Чего доброго, вдруг всё пошло бы по принципам, по закону, по идеалам. Боже сохрани! Пропали бы карьеры, пролазничество, рассыпалась бы вся ископаемая консисторская братия, её дух, её «царство». И сей тёплой компании легко удалось «напугать» митрополита. Ломаки - свои, «бурсачки», мужички, а Кассиан - чужой, «барич» (говорит на всех языках и на греческом), «агент греков» (которые якобы опасны для какого-то руссизма) словом - «бей буржуя», «бей грека»!... Дикарская (а внутри подленькая, шкурная) демагогия.

Так как ломакинской компании ненавистна «Академия», то ей страшно подумать, что ректор её и первый викарий, являясь автоматически местоблюстителем экзарха в случае его смерти, вдруг наденет белый клобук. Тогда конец их серому и унизительному (по мелкокультурности) господству в Парижском кафедральном соборе. Воцарятся тогда тут противные своей учёностью и краснобайством «профессоришки». Вот антиакадемический «комплекс» соборян. В борьбе с еп[ископом] Кассианом и Академией они усвоили полезный им (а в глубине им даже чуждый) таран в виде мракобеса (в буквальном и точном смысле этого термина) Мефодия (Кульмана).

Отдавшийся в борьбе с мнимым врагом еп[ископом] Кассианом в руки своих диктаторов, м[итрополит] Владимир (до тех пор честно боявшийся Мефодия как москвофила, а это страшная правда) теперь поставил на него ставку, внушённую управляющей им компанией. Сия компания целым рядом фальшивок продвигает Мефодия в наследники белого клобука. Мефодий, прежде честно, по своему внутреннему кретинизму, не желавший принимать епископства от

К[онстантинопо]ля, не раз от него отказывался, теперь весь отдался фальшивым ходам для достижения белого клобука. Умысел его идёт дальше его близоруких протекторатов: он имеет в виду подведение под Москву. Кассиан, по прямоте и отвращению к этому карьеризму и фальшивкам, имеет мужество по всем пунктам заявлять митрополиту письменно: это незаконно, это ложь. Отказался участвовать в хиротонии Мефодия28. На такую почти юродивую прямоту и честность консисторские фальсификаторы никак не рассчитывали. Она для них прямо невероятна и нестерпима. Навинтили митрополита написать жалобу патриарху на еп[ископа] Кассиана. Картина постыдная. Патриарх, конечно, не предаст еп[ископа] Кассиана. Но, увы, предательство пришло с неожиданной стороны. В Академии нашим ультра-капризным, но в делах общественных и политических далеко не мудрым и не дальновидным о[тцом] Киприаном командует, как хочет, его друг по Белградскому богословскому факультету, о[тец] Н. Афанасьев. Он же держит под своей ферулой и своего учителя - о[тца] Василия. Человек с неясной душой, с неясными убеждениями и «заданиями». Житейски понятно, что он (по своему академическому цензу) стремится пройти в кафедральный собор. Отсюда неискренняя, но льстивая дружба с Ломакой. И сейчас, вместе с психопатическим о[тцом] Киприаном - безумное предательство еп[ископа] Кассиана низкой компанией, ведущей мракобеса под белый клобук. О[тец] Василий в руках злого гения о[тца] Аф[анасьева], но, конечно, менее чем окончательно порабощённый Киприан. Я держу, без активного вмешательства, сторону еп[ископа] Кассиана. Это всех их бесит, но пока сдерживает. Чем всё это кончится, не знаю. Но про себя будьте в курсе диспозиции боя, если бы пушки застреляли.

Последствия этих внутренних диссонансов дурно влияют на дела. Вот и в этом вопросе о докторате м[итрополита] Л[еонтия]. И о[тец] Вас[илий], и я, и еп[ископ] Кас[сиан] сразу согласились. Но Аф[анасьев] с Кипр[ианом] с места против. О[тец] Вас[илий] по обычаю сдал, чтобы не наживать скандала за «деканский произвол». Это создаёт оттяжку, но я надеюсь на положительный исход и не хочу, чтобы Вы впадали в пессимизм. Нахожу Ваш проект сочетания не-

29

сколько позднее с парадом еп[ископу] Кириллу довольно складным.

Насчёт «омрачения» Кюнетта и затем просветлении его через Спасского. Это опять из той же «поповки» (термин ещё Лескова30) на рю Дарю. Она завистливо и рабски при всяком случае сплетничает и топит Академию. Наверное, просто Кюнетту грубо наврал Ломако. Спасскому стоило только сообщить голые факты, а не инсинуации, и он увидел правду. Гордость рю Дарю в хозяйственном отношении это староста Загоровский31. Но, гордясь им, нельзя же врать на Академию.

А вообще, Спасский преданный слуга о[тца] Василия, не любит Аф[анасьева] и Кипр[иана], но, к сожалению, не любит и еп[ископа] Касс[иана]. Ни в тех, ни в сех. По дипломатическому положению секретаря приспособляется ко всему и ко всем. И не всегда в курсе дел на Серги-ев[ом] подворье, ибо занят второй, тоже дипломатической службой в ИМКА.

А наша молодая профессура (Князев, Мейендорф, Бобринский, Ельчанинов и Куломзин) вся сторонится от «сюрпризов», исходящих от Аф[анасьева] + Кипр[иана], чувствуя их недоброе к себе отношение.

Здесь мы думаем пробыть самое позднейшее до 10 сентября. А дальше - если понадобится - адресуйтесь уже в Париж. На днях напишем Евг[ению] Ис[акиеви]чу. Но это письмо не секрет от него. Он хорошо знает и цинизм Лом[аки] и «тьму» Мефодия.

Наш привет Марии Георгиевне. Спасибо за Бар-Харбор'ский альбом, полученный нами только здесь - в Мерано.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сердечно Ваши А. и П. Карташёвы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Речь шла о манифесте созданного в Нью-Йорке Российского политического комитета, председателем которого был избран Б. В. Сергиевский, А. В. Тыркова-Вильямс и А. Л. Толстая были вице-председателями организации.

2 См. следующее письмо.

3 Вашингтон (Washington) Джордж (17321799) - первый президент США.

4 Государственный социализм (нем.).

5 Гримм Иван Давидович (1891-1971) - общественный и церковный деятель, в годы Второй мировой войны сотрудничал с власовцами.

6 Салазар (Ба^аг) Антониуди Оливейра (1889-1970) - португальский государственный деятель, премьер-министр (1932-1968) и президент (1951) Португалии.

7 Шавельский Г. И. Великий князь Николай Николаевич: Из воспоминаний о Первой мировой войне // Новый журнал. - 1953. - № 32. - С. 171-191.

8 Романов Николай Николаевич (младший) (1856-1929) - великий князь, верховный главнокомандующий (1914-1915), в эмиграции во Франции. А. В. Карташев считал его в середине 1920-х гг. реальным политическим лидером эмиграции, способным объединить её.

9 Туалеты (от англ.: watercloset).

10 Разрядка в оригинале письма.

11 Леонтий (в миру Леонид ИеронимовичТур-кевич) (1876-1965) - митрополит всей Америки и Канады (1950-1965), удостоен степени доктора богословия в 1954 г.

12 Почётный доктор (лат.), т. е. получивший докторскую степень без защиты диссертации.

13 Путём переписки (фр.).

14 Виссер'т Хуфт (Visser't Hooft) Виллем Адольф (1900-1985) - деятель экуменического движения, основатель Всемирного Совета Церквей, генеральный секретарь ВСЦ (1948-1965).

15 Православный центр (фр.).

16 Сморжевский Аполлон Иосифович (18761962) - митрофорный протоиерей, выпускник Петербургской духовной академии (1900), настоятель Святониколаевского храма в Милане (1935-1962).

17 Кюнетт (Kunett) Рудольф С. - сотрудник Отдела межцерковной помощи, помощи беженцам и служения миру Всемирного совета церквей.

18 Глубоковский Николай Николаевич (18631937) - богослов, экзегет, патролог, историк Церкви. Один из учителей А. В. Карташева в Петербургской духовной академии.

19 Комплекс неполноценности (англ.).

20 Ненасытные, брюхатые (от уст.: черево, чрево).

21 Столовая (от итал., англ. cantina).

22 Васильев Владимир Константинович (18941984) - участник Белого движения, эмигрировал

в Эстонию, после II мировой войны проживал в Париже, выпускник ССПБИ.

23 Бобринский Борис Алексеевич (род. 1925) -протопресвитер Архиепископии русский церквей в Западной Европе Константинопольского патриархата. Богослов. Выпускник (1949), профессор догматического богословия (1953), декан ССПБИ (1993-2005).

24 Куломзин Николай Анатольевич (19121995) - протоиерей, выпускник ССПБИ (1951), профессор Нового Завета (1965).

25 Аллюзия с персонажами гоголевского «Ревизора» Добчинским и Бобчинским.

26 Мефодий (Кульман Владимир Николаевич) (1902-1974) - епископ, выпускник ССПБИ (1931), председатель епархиального совета Русского экзархата Константинопольского патриарха (19511953).

27 Тихменев Николай Михайлович (1872-1954) -генерал-лейтенант Генштаба, участник Белого движения, в эмиграции в Париже, председатель Союза ревнителей памяти императора Николая II, член епархиального совета Русского экзархата КП.

28 Архиепископскую хиротонию в Скорбящен-ской церкви в Ментоне возглавил митрополит Владимир.

29 Идентифицировать личность не удалось.

30 Лесков Николай Семёнович (1831-1895) -писатель. Поповка - поселение около церкви, где жило сельское духовенство. В романе-хронике Н. С. Лескова «Соборяне» (1872) речь шла о жителях «старогородской соборной поповки».

31 Загоровский Владимир Николаевич (18991978) - инженер, в 1950-1973 гг. староста Свято-Александро-Невского собора на ул. Дарю в Париже.

Информация о статье

Дата поступления 10 марта 2019 г.

Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.

Сведения об авторе

Антощенко Александр Васильевич - профессор кафедры отечественной истории Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 185910, Россия, Петрозаводск, ул. Ленина, 33 E-mail: [email protected]

Для цитирования

Антощенко А. В. «Дальнейшее по секрету, только для Вас». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1953 г. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 241-248. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2.241-248.

Article info

Received March 10, 2019

Accepted May 28, 2019

About the author

Aleksandr V. Antoshchenko - Professor of the Russian History Department of the Institute of History, Political and Social Sciences of the Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)

Postal address: 33, Lenina ul., Petrozavodsk, 185910, Russia E-mail: [email protected]

For citations

Antoshchenko A.V. "Further as a Secret, for You Only". Anton V. Kartashev's Letters to George I. Novitskii. 1953. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 241-248. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2. 241-248 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.