Научная статья на тему '«После годов голода и лишений у нас чувство разговенья, сытости и благополучия». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1946-1947 гг'

«После годов голода и лишений у нас чувство разговенья, сытости и благополучия». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1946-1947 гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
236
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. КАРТАШЁВ / Г. И. НОВИЦКИЙ / СВЯТО-СЕРГИЕВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ В ПАРИЖЕ / ANTON V. KARTASHEV / GEORGE I. NOVITSKII / ST. SERGIUS ORTHODOX THEOLOGICAL INSTITUTE IN PARIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антощенко А.В., Николаенко И.В.

Данная публикация представляет собой продолжение издания писем профессора Свято-Сергиевского православного богословского института А. В. Карташёва его другу Г. Е. Новицкому. В ней основной темой переписки является поиск источников финансирования и снабжения преподавателей Богословского института. Представленные письма также характеризуют церковные и политические воззрения Антона Владимировича, его отношение к ключевым событиям в жизни Западноевропейского экзархата и продолжают тему попытки объединения с Московским патриархатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“After Years of Hunger and Deprivation We Have a Sense of Breaking the Fast, of Satiety and Well-Being”. Anton V. Kartashev’s Letters to George I. Novitskii. 1946-1947

There is a continuation of the publication of letters written by Professor of St. Sergius Orthodox Theological Institute Anton V. Kartashev to his friend, George E. Novitsky. The main theme of the correspondence is search of financing and supply of the professors in the Institute after the WWII. Published letters describe also ecclesiastical and political views of Anton V. Kartashev, as well as his attitude to the key events in the life of the Western European Exarchate, and continue the theme of attempts to unite this Exarchate with the Moscow Patriarchate.

Текст научной работы на тему ««После годов голода и лишений у нас чувство разговенья, сытости и благополучия». Письма А. В. Карташёва Г. И. Новицкому. 1946-1947 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 181-194. УДК 930.1

А. В. Антощенко, И. В. Николаенко

«ПОСЛЕ ГОДОВ ГОЛОДА И ЛИШЕНИЙ У НАС ЧУВСТВО РАЗГОВЕНЬЯ, СЫТОСТИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ». ПИСЬМА А. В. КАРТАШЁВА Г. И. НОВИЦКОМУ. 1946-1947 гг.*

Данная публикация представляет собой продолжение издания писем профессора Свято-Сергиевского православного богословского института А. В. Карташёва его другу Г. Е. Новицкому. В ней основной темой переписки является поиск источников финансирования и снабжения преподавателей Богословского института. Представленные письма также характеризуют церковные и политические воззрения Антона Владимировича, его отношение к ключевым событиям в жизни Западноевропейского экзархата и продолжают тему попытки объединения с Московским патриархатом.

Ключевые слова: А. В. Карташёв; Г. И. Новицкий; Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

A. V. Antoshchenko, I. V. Nikolaenko

"AFTER YEARS OF HUNGER AND DEPRIVATION WE HAVE A SENSE OF BREAKING THE FAST, OF SATIETY AND WELL-BEING". ANTON V. KARTASHEV'S LETTERS TO GEORGE I. NOVITSKII. 1946-1947

There is a continuation of the publication of letters written by Professor of St. Sergius Orthodox Theological Institute Anton V. Kartashev to his friend, George E. Novitsky. The main theme of the correspondence is search of financing and supply of the professors in the Institute after the WWII. Published letters describe also ecclesiastical and political views of Anton V. Kartashev, as well as his attitude to the key events in the life of the Western European Exarchate, and continue the theme of attempts to unite this Exarchate with the Moscow Patriarchate.

Keywords: Anton V. Kartashev; George I. Novitskii; St. Sergius Orthodox Theological Institute in

Paris.

В юбилейных изданиях по истории Свято-Сергиевского богословского института в Париже в характерном для такого рода публикаций духе трудностям существования этого учебного заведения уделяется немного внимания (см.: [1; 2; 3; 4]). Однако это не значит, что их не было в реальности. В результате Второй мировой войны экономика Франции очень сильно пострадала и после её

окончания находилась в тяжёлом кризисе. Промышленное производство сократилось почти на 70 %, а сельскохозяйственная продукция уменьшилась почти вдвое. Цены выросли в 6 раз от довоенного уровня. В этих условиях преподаватели института, как и другие эмигранты, оказались в сложном материальном положении, так как это учебное заведение финансировалось за счёт благо-

* Работа выполнена при поддержке ПСР ПетрГУ в рамках реализации комплекса мероприятий по развитию научно-исследовательской деятельности на 2012-2016 гг.

© Антощенко А. В., Николаенко И. В., 2016

творительных обществ и пожертвований отдельных лиц. Средняя зарплата преподавателей института стала в 1,5-2 раза ниже, чем у простого французского рабочего. Следует отметить, что эмигранты не имели никаких льгот, а при достижении пенсионного возраста не имели прав на социальное обеспечение в старости.

Письма А. В. Карташёва Г. Е. Новицкому дают представление о том, каким образом институт смог выжить в тяжёлое послевоенное время. Выходом из этого положения явилась организация так называемых товарных посылок. Эти посылки собирались в США Обществом друзей Свято-Сергиевского богословского института. Они включали пищевые продукты, одежду и обувь. Такой

формат помощи позволил заметно сократить расходы, потому что товары в США стоили в несколько раз дешевле, чем во Франции.

Текст писем приведён в соответствие с современными нормами орфографии с сохранением некоторых особенностей авторских написания отдельных слов (например, «антибольшевицкая», «совпаспорта», «без-таможность» и др.) и пунктуации. Оригиналы писем хранятся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета: Ms. Coll. Georgii Isakievich Novitskii, box 1, folder: Kar-tashev, Anton Vladimirovich Paris & Neon Faleron, Greece, 1946-1947, To Georgii Isakievich Novitskii. Это третья публикация переписки, которая длилась вплоть до смерти историка в 1960 г.

1

7.IV (25.III. Благовещение) 1946. 93, rue de Сптёе Paris - XIX

Дорогой Георгий Исакиевич!

Хотя ещё две недели до Пасхи, но в письме считаю своевременным послать Вам и Марии Георгиевне1:

Христос Воскресе!

Это письмо моё частное к Вам прежде всего в разъяснение последнего общеакадемического с планом так наз[ываемых] «товарных» посылок. Отнеситесь к нему свободно и критически. Помимо того, что это может быть чрезмерно сложным и трудным для Вас лично как осуществителя всего дела, стандартные посылки ведь для нас теперь чистый подарок, тогда как «товарные» были бы двойным вычетом из бюджета. Во-1х, вы вкладывали бы в них солидную сумму из собранных денег, а, во-2х, мы здесь оплачивали бы «товар» каждый из своего жалованья. Хотя сам же и возражу на это: во-1х, вы всё равно уплачиваете немалую сумму из собранных денег и за стандартные посылки, и, во-2х, «товарные» посылки давали бы нам тоже за «подарочную» плату элементы питания, совершенно нам недоступные. Словом, рассудите сами свободно и знайте, что мы за всё горячо благодарим вас. Но вторая серия пищевых посылок дала нам спокойную Пасху. Евг[ений] Ис[аеви]ч2 тоже был у нас на Подворье за получением своей посылки. Слава Богу, минула зима, уже расцветают фрукт[овые] деревья, набирает цвет сирень. Прекратили муку с дефективной топкой, оделись полегче, и жить стало легче. Как разломала эта злая война всё благосостояние Европы! Удивляюсь на женщин: как они из протеста не заделаются все пацифистками?! Это - о телесном.

Дух тоже нерадостен. Фр[ан]ция глубоко больна духовно, а отсюда и экономически, и политически. Всё парализовано и всё аморально. Игра в «энтузиазм» провалилась. Даже в газетах уныние и предчувствие тяжких конвульсий весной и летом в переходе от бездарной конституанты к какому неведомому импотентно-большевизанствующему правительству, если идейная гражд[анская] война не разразится [coup] d'État3, да ещё с кровушкой. Наше положение небезопасно впервые за всё время эмиграции. Предатели-доносчики близко: новоявленные «церковные» большевики.

3й № «Своб[одного] слова»4 выйдет 15 апр[еля]. Опять пошлю Вам. Пока воздерживаюсь печататься, чтобы не давать «ревнителям православия» (новая порода сексотов) новых материалов для доносов. Но «дело», конечно, уже начато, и я не закрываю глаз на все возможные последствия... Рабство и террор (в душах массы) так велики, что прежней рус[ской] эмиграции как бы нет. Но она на самом деле есть, всё та же массовая обывательская, антибольшевицкая, но немая, запуганная. Ужасаются - и восхищаются! - как это мы осмелились печатать этот жалкий блинчик! Сознание общее такое, что Чека над нами уже царствует, да и действительно,

продолжаются безнаказанные похищения «врагов соввласти», открытые, на улицах, со стрельбой... Но для оч[ень] и оч[ень] многих «Своб[одное] слово» - «струя свободн[ого] воздуха» (так десятки выражаются, не сговариваясь) среди удушья официальной лжи. Так пишут мне священники из провинции. Вам в Америке понять это трудно. Вы не лишались свободы слова и мнения. Каково же удушье в Совдепии! И придышались люди, ничего, выносят! Как всё относительно!

М[итрополит] Евлогий держится. Даже мечтает служить пасхальную заутреню. Ради этого будут служить рано, час[ов] в 10 (во время войны по неволе служили в 8 ч[асов]). И теперь поломали старый обычай. Многие приходы в Париже отказываются от ночной службы ввиду отсутствия средств передвижения ночью, кроме пешего хождения. Еп[ископ] Сергий6 из Праги побывал здесь и возвращается обратно: только что открылось ж. д. сообщение Парижа с Прагой. Арх[иепископ] Владимир7 тоже не прочь уехать в свою Ниццу. Из Истанбула нет «отпуска» м[итрополи]ту. Поэтому в церквах он продолжает поминаться как «экзарх и Вселенского, и Моск[овско]го п[атриар]хов» и диаконы всё время молятся поимённо о Максиме8 и Алексии9. А в сердцах массы уныние: церковь обманула, вчерашнюю правду похулила, и уже негде искать утешения.

Не знаю адреса Антона Ивановича10. Будьте добры, передайте ему прилагаемое письмо. А мне при случае сообщите адрес, по которому писать ему. Содержание письма к А[нтону] Ив[ановичу] от Вас не секрет. Влагаю его открытым. Будьте здоровы и благополучны.

Сердечно Ваш А. Карташёв.

2

27 марта 1946 г. 93, rue de Сптёе

Г. И. Новицкому Paris - XIX

1018 Lexington Av., New York

Дорогой Георгий Исакиевич,

Сегодня у нас радостный день. Получили от вас пищевые посылки. Долго и давно их ждали. Это - вторая партия посылок после первой, полученной нами в августе 1945-го. В этой партии 66 пос[ылок]; 18 - отдельным адресатам вне Академии и 48 - для Академии; 9 коробок оказались вскрытыми, и из них вытащен сахар, мяс[ные] консервы, из некоторых - кофе (это здесь теперь обычное явление). Посторонним лицам мы выдали полные посылки. А дефективные распределили в дополнение к полным между семейными членами нашей корпорации. Мы оч[ень] рады, что этот подарок пришёл к Пасхе.

А теперь новый деловой вопрос. Члены организации УМСА11 здесь получают посылки нестандартные и не индивидуальные, а, так сказать, товарные и разделяют здесь между собою по их усмотрению. На этом основании у нас возник проект, с которым мы и обращаемся к Обществу друзей12. Не сочтёте ли вы возможным в счёт годовой сборной суммы для нашей Академии, которую мы внесли в доходную часть нашего бюджета в цифре 3 000 долларов (по соглашению с П. Ф. Андерсеном13), заказать пищевые посылки вот этого рода: назовём их условно «товарными». Чтобы устроить эти посылки, П. Ф. Андерсон просит Вас обратиться с переговорами к Mr. Tracy Strong14 - 347 Madison Avenue относительно пересылки. А для внесения платы за них обратиться к Miss Boudiette в YМСА office в Нью-Йорке вместе с просьбой, чтобы это было кредитовано в счёт Paul B. Anderson на "World's Committee War Prisoner Aid YМСА office".

П. Ф. Андерсен уже написал об этом 20.III Mr. Strong, но тот ничего не предпримет до переговоров с Вами.

Вы увидите на деле, какую сумму с вашей стороны рационально будет затратить на эти товары и какую внести в наш бюджет наличными.

Для нас такое помещение вашего денежного сбора в пищевые товары есть не простой эквивалент, но удесятерение вашей жертвы, ибо кроме того, что за эти питательные материи мы здесь заплатили бы minimum в десять раз дороже, ещё драгоценнее то, что эти пищевые продукты здесь просто нам никак не доступны (introuvables)15.

В случае реализации таких посылок вы нам сообщаете сумму ваших затрат: общую цену на все товары и со включением цены транспорта. А мы по получении продаём их членам Академии: профессорам, студентам и служащим - и полученные деньги вносим в кассу Академии,

как если бы эти суммы внесены были наличными прямо в наш бюджет. Но какая громадная выгода для нас и в сохранении денег, и, конечно, в самом питании!

Вот примерный список желательных продуктов и их количества:

1) Сахар 66 кило

2) Чай 33 кило (= 66 фун[тов])

3) Кофе 33 к[ило] (= 66 фун[тов])

4) Растит[ительное] (пост[ное]) масло 33 литр[а]

5) Жиры 66 банок

6) Варенье (джем) 66 бан[ок]

7) Сардины 132 короб[ки]

8) Мясн[ые] консервы 66 бан[ок]

9) Сало 66 к[оробок]

10) Шоколад 66 плит[ок]

11) Мёд 66 бан[ок]

12) Какао 66 кор[обок]

13) Сгущён[ное] молоко 66 бан[ок]

14) Молочн[ый] порошок 66 кор[обок]

15) Яичный порошок 66 бан[ок]

16) Сухие фрукты 66 килограммов]

17) Рис 33 кил[ограмма]

18) Гречневая крупа 66 килограммов]

19) Манная крупа 33 кил[ограмма]

20) Супы (1 х 3 пак[ета]) 198 пакет[ов]

21) Сахарин 66 пакет[ов]

22) Мыло хозяйственное] 66 кусков

23) Мыло туалетн[ое] 66 кусков

24) Сыр (Kraft) 66

И ещё одно пожелание, может быть, трудное и невыполнимое?

Для 10 священников и монахов нужно бы на каждого 4,5 метра (5 yards) чёрной материи на рясы шириной 1 метр 80 сантиметров (72") и столько же материи для подкладки. Разумеется на тех же основаниях кредита и уплаты здесь в пользу кассы Академии. Дошёл ли до Вас наш диплом? Надеюсь до Пасхи написать Вам личное письмо. Ещё раз спасибо за посылки. Сердечно Ваш А. Карташёв.

3

28.VI. 1946. 93, rue de Сптёе Paris - XIX

Дорогой Георгий Исакиевич,

Давно не писал Вам. Вот, наконец, в конце мая мы получили и партию обуви. Будто бы она тонула и подобрана из воды. Доставлена «в мешках», а не в?.. не знаю в чём. По сообщению Долгополова16, должно было прийти 20 пар парусинных, 40 пар кожаных и 50 пар женских. Получили 20 п[ар] парусинных, 24 п[ары] кожаных. Ни одной женских. Но Долгополов обещает, что он из следующих партий дополнит недостающее. Теперь я на зиму - в сапогах.

Получили в нач[але] июня третью партию посылок, а Долгополов сообщил, что будет и четвёртая и даже вскоре.

Низко кланяемся! Едим и пьём на здоровье и за ваше здоровье!

Через неделю закончим учеб[ный] год. Но на сердце нерадостно. Над нами простёрта рука Чеки. Москвой назначен в Париж «помогать» м[итрополиту] Евлогию архиеп[ископ] Фотий Орловский (Топиро)17; я помню его студентом нашей С[анкт]-П[етербургской] Дух[овной] Акад[емии]. Моложе меня, носил ещё тогда чёрн[ую] бороду. Вот всё, что знаю о нём и его карьере. Но вообще теперь там вся иерархия «проверенная». Другой и быть не может.

Демагогический указ18, раздающий желающим советские виды на жительство за границей, но не пускающий никого в Россию, конечно, при шуме субсидируемой печати разлагает эмигра-

цию. Но далеко не так количественно значительно, как это кажется по «казённой» печати. Фактическое большинство эмиграции страдают молча и ворча от этого засилья. То же и в церкви. М[итрополит] Евл[огий] ускоряет приближение раскола, которого все хотели бы избежать. Издал циркуляр - служить молебен и проповедовать с амвона о «монаршей милости» тов[арища] Джугашвили19. Конечно, не все свящ[енники] на это решились. В части церквей не служили, в нек[оторых] (как раз на Петеле20) произошла перебранка, в других прихожане вышли, осталось 5 ч[елове]к. Пошли споры в приход[ских] советах и в самом Епарх[иальном] Совете... А тут ещё «к нам едет ревизор». Его меры только заострят положение. Началось уже разное подданство и как раз несовместимое, позорное. Между нами и новыми ренегатами ров роется посреди церкви. Уже Богомолов21 на митинге торжественно провозгласил дарования первыми номерами советского подданства, начиная с м[итрополита] Евлогия, всем демонстративно лакействующим. Начинается уже бедлам. Будем терпеть долго-долго, чтобы не упрекнули нас в своеволии. Некотор[ые] лица и приходы засматриваются на юрисдикцию м[итрополита] Анастасия22. У него в зонах оккупаций (амер[иканской], брит[анской] и франц[узской]) свыше 200 тысяч правосл[авных] с 150 приходами, двумя гимназиями, десятками курсов для взрослых, неск[олькими] пастырскими курсами, и это во вселенской юрисдикции большею частью для новой, накалённой противосовет[ской] эмиграции. Это сильнее нас, позорно сдавших знамёна. И всё-таки из кулька в рогожку мы не полезем, из одной глупой политич[еской] секты в другую. Мы церковно - на твёрдой, свободной и чисто церк[овной] базе: во вселенской юрисдикции. Когда Москва назначит кого-то экзархом над нами вместо м[итрополита] Евл[огия], в то же время К[онстантинопо]ль назначит своего экзарха, не требующего никакой политики, никаких молебнов, оскорбляющих здравый смысл и совесть. Сначала, м[ожет] б[ыть], по бестолочи не все эмигр[антские] приходы поймут это, а потом и все, предоставив новоподданным СССР экзархат Москвы.

Сугубо трудно нам сохранить свою честь и свободу при непонимании мук нашей совести нашими англо-сакс[онскими] друзьями и благотворителями. Но и у них в последнее время замечается отрезвление и прозрение, в первую очередь у британцев.

Теперь секта красных патриотов и красных церковников, немногочисленная, но имеющая печать и шумно демонстрирующая, получив совпаспорта, от нас должна отделиться. У них своё подданство и своя судьба. У нас всё иное. Пусть не издают газет за нас и для нас. У нас должна быть своя пресса. Вот тут-то и скандал. Эмиграция в Париже её не имеет. Предприятие Мель-гунова23 умерщвлено на три месяца не только коммунистическим] террором рабочих, но и саботажем своих. Типография Гукасова24 (Возрождение! Антикоммунизм??.) отказалась печатать «Своб[одный] голос»; но печатает «Сов[етский] патриот»25. Очевидно, «великая Армения» ближе сердцу, чем слава издателя «Возрождения». Молодое поколение (под 50 лет!) так наз[ываемых] нацмальчиков, т. е. Савич26, Столыпин.27 выдвинуло из своей среды В. А. Лазаревского28, который и состряпал, в смысле типографии, франц[узского] издателя и проч[ее], первые два №№ «Свобод[ного] голоса». Но дальше оказалось, что деньги типогр[афии] якобы не заплачены, отчёта не добиться, тысяча препятствий, Лаз[аревск]ий куда-то уезжает, дома его застать нельзя и т. п. Похоже на саботаж и внутренний подрыв. Вот Вам и работайте с «молодёжью», вот он культ молодёжи. Старики разложились, но, по кр[айней] мере, открыто: пошли в Каноссу. А молодые?..

И всё-таки надо думать о новой организации эмиграции. Она не убыла, а прибыла: их сто-двести тысяч в зонах оккупации, главн[ым] образом американской. Им надо жить не в «лагерях» только, но и по-человечески. Пред обманывающими себя союзниками вновь встал неустранимый факт русского народа, несогласного оставаться советскими рабами. Не верили нам, пусть поверят им - советским. Ещё долго-долго жить нам вне советского рабства. Предстоит какая-то сказка про белого бычка, по крайн[ей] мере для парижск[ого] центра эмиграции.

Евгений Ис[акиевич] был у нас недавно с Зиловыми29. Разговоры все об отъездах. Е[вгений] И[сакиевич] воспринял это с радостью. А Зиловы не решаются насчёт Финляндии.

При случае сообщите Ант[ону] Ив[анови]чу о наших церковных обстоятельствах. Я ему напишу, когда будет что-ниб[удь] определённое.

Будьте здоровы. Наш привет Марии Георгиевне. Сердечно Ваш А. Карташёв.

4

22 (9) авг[уста] 1946 г. 93, r[ue] d[e] Crimée

Дорогой Георгий Исакиевич,

Вы знаете, как трудно писать письма среди бурь житейских. Таковая бушует над нами со

г зо

смертью м[итрополита] Евлогия. Происходит своего рода coup de l'Eglise . Здесь два московских] архиерея. Привезли указ о назначении москов[ским] экзархом м[итрополита] Серафима (Лукьянова)31, быв[шего] при нас в Финляндии, затем ярого карловчанина и гитлеровца, цинично предавшегося Москве. Его вынуждена беспрекословно принять небольшая секта «пете-левцев», ибо они 15 лет уже подчинялись только Москве. Но вся митрополия м[итрополита] Евлогия канонически состояла с 1931 г. и состоит в подчинении Вселен[скому] П[атриар]ху, как его экзархат. Московский п[атриар]х забрал явочным порядком (без вежливого канонич[еского] оформления) все ц[ерк]ви, бывшие под протекцией Вселенского: Финл[яндскую], Эст[онскую], Латв[ийскую], Польск[ую]. Конст[антинопольский] в обиде формальной ради престижа власти и ради церковного приличия, именуемого каноничностью. Сейчас то же произошло и с нами. Москва привезла указ об упразднении Вселен[ского] экзархата просто потому, что она одна так хочет. Такого грубого беззакония наш смиренный и правдолюбивый арх[иепископ] Владимир32 не нашёл возможным признать, и против его честности и правдолюбия никто не может ничего возразить. Все следуем за ним. К[онстантинопольский] п[атриар]х оставляет нас в своём ведении. Как всё устроится - покажет ближайшее будущее. Не замедлю известить. А пока шлю свою информацию на прилагаемых двух стран[ицах]. Не откажите переслать второй экз[емпляр] Антону Ив[ановичу]. Не знаю его адреса. Если Вы или он сообщите мне, буду писать и слать ему непосредственно. Искусственно (и с великой фальшью) сплетённое м[итрополи]том Евлогием под знаком Москвы соединение с основным блоком его митрополии маленькой секты петелев-цев теперь естественно рассохлось, и всё вернулось к прежнему привычному сосуществованию трёх друг другу не мешающих группировок: московской, карловской и нашей. Будет ещё много лая в советской парижск[ской] прессе. У нас, увы, своей нет. Но колеса истории не остановить. Политическая] игра на паспортах у б[ольшеви]ков провалилась. Из 70 000 взяли их только 3 000. Провалилась и затея уловить эмигрантов через церковь. Насилие бесполезно. Пусть всё идёт, как и было, путями свободы. Заставьте кого-ниб[удь] из друзей черкнуть нам.

Привет наш Марии Георгиевне: Ваш А. Карташёв.

5

27 (14).УШ. 1946.

Дорогой Георгий Исакиевич, Посылаю мою очередную информацию друзьям. Нет сил писать индивидуально. Как и в предыдущем письме, этот второй экземпляр прошу переслать Антону Ив[анови]чу. Не знаю его адреса. Сообщите ему, что его письмо арх[иепископу] Владимиру пришло оч[ень] ко времени, и порадовало, и подкрепило нашего святого знаменоносца. Сей праведник, в своё время изгнанный пилсудчиками из Польши (он был Белостокским) за обличения церковного беззакония, и теперь имел честность сердца и прямоту, чтобы восстать и против лжи духовной, и против нахального беззакония московского указа. И от одного его честного слова разлетелся прахом карточный домик духовно-лживого и насильственного порабощения свободной эмигрантской] церкви удушающему и мертвящему татарскому игу псевдорусской Москвы. Произошла тихая, но на весь мир кричащая церков[ная] революция. Все свободно вздохнули, как выпущенные из-под унизительного ареста. Когда разрешит а[р]х[ие]п[ископ] Владимир к опубликованию, хотя бы частному, его обширного письма, направляемого им п[атриар]ху Алексию в ответ на оскорбительную телеграмму последнего, тогда Вы увидите, до чего пряма и убедительна его аргументация. На бывшем вчера пастырском собрании только два священника, известных своим политическим москвофильством и полным отсутствием богословского образова-

33 34

ния (один медик - Липеровский , другой - Старк из морских кадет), пытались звать «в Москву, в Москву!»35. На их вызов вскрыта была ложь того красного мифа, которым окутали 2 просоветских газетки кончину м[итрополита] Евлогия. Сам арх[иепископ] Владимир и близкое покойному духовенство возмущалось газетной ложью и бессильно упрекало на словах бессовестного ре-

дактора Ступницкого36. М[итрополит] Евлогий был убит поведением Москвы, попранием его прав, говорил: «Поторопился я.» - и ещё горше и резче.

Словом, человек 5 «скорбноглавых» и нечистых сердцем попиков уйдут в экзархат м[итрополита] Серафима, но не их приходы. А потому ещё вопрос: уйдут ли?.. Все мы остаёмся на старом месте. Если м[итрополит] Анастасий смирится и для укрепления своей каноничности признает протекторат Вселенского, тогда все объединятся вокруг него и будет большая духовно-сильная свободная русс[кая] ц[ерко]вь. А мож[ет] б[ыть] в этом объединении и ваша амер[иканская] ц[ерковь]? Такова пока туманная перспектива. Черкните. Ваш А. Карташёв.

6

13.IX. 1946.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Посылаю Вам в 2х экземплярах] № нашей Епархиальной Информации. (Через 2 нед[ели] выйдет и печатный № «Епарх[иального] вестника» - оживаем от летаргии.). Познакомьте с этим и Антона Ив[анови]ча. А 2й экземпляр не откажите переслать о[тцу] прот[оиерею] Феоф[ану] Букетову37 от меня с целью передачи всего этого и м[итрополиту] Феофилу38, и предсоборному секретарю прот[оиерею] Пиштею39. Прибыл сюда из Лондона экзарх Вселенского Па[триар]ха Герман, митроп[олит] Фиатирский40, для информации и доклада Вселенскому. Признаёт, что мы под законным возглавителем арх[иепископом] Владимиром. Должны спокойно самоуправляться, собирать свои приход[ские] собрания, епарх[иальные] съезды, на них выяснить, кто идёт в подчинение Москвы, кто остаётся у К[онстантинопольского] п[атриар]ха, и тогда К[онстантинопольский] п[атриар]х воочию увидит, какая у него опора, чтобы действовать.

Из дипломатич[еских] речей Германа пока можно вывести, что для избежания конфликта «Вселенского» с Московским нам предложено будет числиться не особым специально русским (как бы в пику Москве) экзархатом, а просто быть в греческом экзархате с абсолютной автономией и самоуправлением, как и были до сих пор, только ради отвлечённой схемы законности (= «каноничности»), т. е. быть, чем были, без малейших перемен. Герман называет идею какого-либо вмешательства греков в рус[скую] церк[овную] жизнь абсурдом и практически] безумием. И этого не было и не будет.

Что-то будет у вас в Америке?

Только что пришли 11 ящиков Ваших «товарных» посылок нам. Ещё не вскрывали и не делили. Оч[ень], оч[ень] рады. Бьём челом. Когда разделим (с оплатой в состав бюджета) - тогда напишу. Низкий поклон Марии Георгиевне. Ваш А. Карташёв.

7

20.IX. 1946.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Шлю три экз[емпляра] моей информации: для Вас, для Ант[она] Ив[ановича] и для прот[оиерея] Ф. Букетова.

Я едва вырвался на неделю в деревню и шлю оттуда.

К сказанному надо ещё добавить, что сидящий в Париже арх[иепископ] Фотий, исполняя директивы своего начальства, даёт интервью через две просоветских газеты и в них произносит разные грубости и глупости. Напр[имер], причину нежелания большинства церковного идти в подчинение Москвы Фотий видит только в том случайном обстоятельстве, [что] они назначили экзархом м[итрополита] Серафима, а не Владимира. Пошло, низко и глупо! Затем они - Москва -считают у нас незаконным все приходские советы, все выборы и епарх[иальные] съезды, ибо у них в Совдепии все эти плоды Собора 1917-18 г. похерены росчерком пера и введено всеобщее назначение сверху. Отсюда вывод: вся наша церков[ная] жизнь незаконна. Одновременно зазывает к себе в квартиру «на высочайшие» приёмы и разговоры священников и разных лиц, стращая наказаниями, льстя и обольщая. После многих дней - вдруг приглашение на беседу к нему и самого арх[иепископа] Владимира. И в то же время это оскорбительное интер-

41

вью . Естественно, что арх[иепископ] Владимир ответил ему: после того что Вы уже сказали

о[бо] мне и о нашей церкви публично, какой смысл может быть в наших свиданиях и наших разговорах.

Герман Фиатирский также удивлён и возмущён словами москвичей. Послал Вселенскому и телеграмму, и сроч[ное] письмо, прося формально назначить а[рхиепископа] Владимира главой нашей митрополии и специально подтвердить законность наших церк[овных] учреждений и епарх[иального] съезда в частности. Большевицкая наглость Москвы вообще не может не возмутить даже в недобрый час связавшихся с нею «союзников».

В заключение - наша благодарность за «товарные» посылки. Кроме неск[ольких] разбившихся банок с вареньем - всё в сохранности. И, в частности, особая благодарность рясофоров за материю. Каждая полная посылка (набор, группа продуктов) обходится получателям в 1 350 1т, меньшие - в 850 1т. Возвращаем уплату в нашу кассу (т. е. в бюджет[ную] сумму). Великое подспорье - особенно семейным. Спасибо за организацию.

В нов[ом] учебном году у нас сверх 10 своих новопоступающих ещё 8 сербов и 2 араба. Целых два десятка на I курс! Начинаем оживать после военного худосочия.

Сердечно Ваш А. Карташёв.

8

8.XI. 1946 г.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Я Вам уже «отрапортовал» о благополучном исходе нашего «соборика»42 и переслал его резолюции. Нового пока ничего нет. Потерпевшие неудачу совет[ские] агенты улетели в Москву, а здесь их подголоски продолжают бессмысленно лаяться на нас со страниц своих двух еженедельников.

А экуменический швейцарский центр во что бы то ни стало усиливается «сговориться» с москов[ской] патриархией для мировой экуме[нической] работы. Едут на совещание в Прагу. Что это за духовная болезнь? Почему так стремятся ко лжи и ненавидят правду люди, считающие себя самыми передовыми, самыми просвещёнными христианами? После 30 лет опыта -всё та же наивная керенщина или упорно исполняемый какой-то тёмный приказ мировых масонских] лож. Как иначе объяснить это моральное нечувствие зла в христианах?

Посылал Вам 2 экзем[пляра] 4го № «Свобод[ного] голоса». С моей статьёй. Скоро выйдет 5й №.

Пишу Вам сейчас собственно, чтобы засвидетельствовать Обществу друзей нашу горячую благодарность за посылки с питанием и одеянием. После годов голода и лишений у нас чувство разговенья, сытости и благополучия. Радость не только телесная, но и духовная. Пусть это сознание будет Вам и друзьям моральной наградой за ваши усилия и жертвы.

Мы только что получили от вас третью в этом году группу даровых пищевых посылок. На этот раз была (обычная в послевоенной Франции) покража (с откровенным и замаскированным взломом). Вместо 46 составилось только 39 полных посылок. 15 частным лицам посылки, направляемые через нас, мы, конечно, выдаём полные и нетронутые.

Прилагаю справку, сделанную секретарём Спасским43, о всех трёх родах посылок.

Что касается категории II, так наз[ываемых] «товарных» посылок, посланных через YМСА, то вот краткий отчёт. За ваши истраченные на эти товары 1 066 дол[ларов] мы внесли в кассу 127 645 фр[анков]. Мы оч[ень] существенно этим подкреплены в питании и дерзаем мечтать, что, м[ожет] б[ыть], возможно и ещё раз устроить такое же приобретение. Конечно, кроме ваших забот и организационных трудов мы понимаем всю трудность и бюджетного свойства. Во-1х, вкладывание в нашу пользу такой большой суммы, м[ожет] б[ыть], истощило весь ваш сбор и вклад в наш бюджет. Во-2х, м[ожет] б[ыть], при другом пути размена это колич[ество] долларов даст гораздо больше франков. Хотя против второго мы возражаем: при франц[узских] бешеных ценах и просто по отсутствию самих товаров на «умноженные» франки мы всё равно здесь ничего путного не получим.

Так что нашим идеалом остаётся опять и в будущем такое же «товарное» получение и через ту же YМСА.

И если бы это реализовалось, то, не размышляя, посылайте всё то же самое, что и раньше было послано. Всё благо и всё ценно.

Списка лиц, кому адресованы последние 15 посылок, мы ещё не получили. Надеюсь, там есть и имя Евг[ения] Ис[акиеви]ча. Мы его недавно мельком видели там, на месте его службы, откуда он собирается скоро уйти. Тяжело физически и особ[енно] морально. Ибо руководители там сошли с ума на сдаче Москве. Большинство стариков этим угнетено. На наш церк[овный] соборик прислали делегата - протестовать против учиняемого над ними религиозного насилия. Надеемся вскоре видеть Евг[ения] Ис[акиеви]ча у себя. Приглашаем его вместе с Зиловыми.

К чему-то придёт ваш ноябрьский собор?44

У нас во Франции послезавтра тоже важные выборы45, ибо если победят коммунисты, то и нам смерть, и фр[анцузам] - гражданская война. Спаси Господи!

Наш привет Вам и Марии Георгиевне!

Сердечно Ваш А. Карташёв

9

11 .VII 1947. 93, r[ue] de Сптёе Paris - XIX

Дорогой Георгий Исакиевич,

Неэпистолярные мы с Вами люди. В этом для меня надежда, что Вы не сердитесь на меня за долгое молчание. Равно как и я Вас понимаю. Дай Бог успеть что-ниб[удь] сделать. А уже писать о сделанном - это роскошь.

Пишу сейчас по двум срочным поводам.

I. Прилагаемое письмо не откажите переслать проф[ессору] Никол[аю] Онуфриевичу Лос-скому46. Неведомое мне лицо прислало мне это письмо из Германии в поисках Н. О. Лосского.

II. На днях в U.S.A. едет отсюда в качестве чиновника-переводчика Министерства] И[ностранных] Де[л] князь Константин Ассеевич (не дивитесь, это имя грузинское) Андрони-ков47. Он француз по паспорту и по юридич[ескому] положению, один из двух кураторов-французов нашего учебн[ого] заведения перед Парижской Академией. De facto48 это молодой человек - вольнослушатель нашего Б[огословского] ин[ститу]та и дружественный ходатай по его делам. Наш декан о[тец] Вас[илий] Зеньковский49 вручил ему Ваш адрес и просил при случае повидать Вас. Меня просили написать Вам, чтобы Вы отнеслись к Андроникову с доверием во всём касающемся Б[огословского] инст[иту]та и наших церков[ных] дел. Андроников - иподиакон архиеп[ископа] Владимира, как был таковым и при м[итрополите] Евлогие.

Декан поручил ему узнать от Вас некотор[ые] цифры (без бухгалтерских мелочей).

Какая смешная случайность! Приходит ко мне в эту минуту секретарь Ф. Г. Спасский с Вашим авионно-заказ[ным] письмом, и там есть все не только отвлеч[ённые] цифры, но реальная утешительная перспектива о посланных товарах. Спасибо несказанное за использование лицензии Детск[ого] общ[ест]ва. Эта безтаможность - великое денежное облегчение. Воображаю, сколько это времени и нервов у Вас заело! Нет у нас орденов, чтобы на Вас вешать по порядку

50

от Станислава до Бел[ого] Орла. Вы - уже «Еврегет» , а за эвергетов мы усердно молимся. Вот и всё.

Как я рад, что Вы шлёте и личный подарок. Это - мой кумир. А Спасский - партизан гречневой. Хороша и радостна гречневая каша, но яичная субстанция, должно быть, не ниже её.

А шерст[яные] материи - это верх восторга. Но о посылке её раньше для о[тцов] Ломако и Варнавы в первый раз слышим и я, и Спасский. Никаких писем и инструкций не имели. Теперь я понимаю смысл давнишнего письма ко мне о[тца] Варнавы. Он писал мне, что если придёт на моё имя для него материя от Николаевой, то я бы его известил. Я уже писал ему, что, конечно, немедленно извещу. Теперь могу его порадовать. Рад и за о[тца] Григория Ломако и немедленно напишу ему.

У нас завтра конец учеб[ного] года и начало вакаций. У нас свыше 40 человек кандидатов на поступление. Но, увы, пока всё на бумаге. Из-за этих проволочных зон, как из проклятой Совдепии, никак людям не вырваться. Неизвестно, в угоду кому и чему их держат там и не пускают на волю, трепет и холопство перед советчиной обезображивает лик демократий.

Пять правосл[авных] сербов (антититовцев) прорвали кордон и уже первые приехали к нам. Ещё хотят приехать 4 правосл[авных] араба из антиохийск[ого] патриархата, а вот русских (даже перекрашенных в поляков, балтийцев и т. п. ) никак не можем получить.

Спасский Вам пошлёт «Вестник», издаваемый Зандером51.

Я сегодня шлю только что вышедший № 10-й «Свобод[ной] мысли». Я всегда Вам посылаю. М[ожет] б[ыть], не всё доходит незаказной бандеролью?

На днях послал Вам брош[юру] о «Советской церкви» с моим предисловием. Я радуюсь, что хамский цинизм кремлёвских псевдонимов наконец прорывается во всём безобразии. Неужели все будут терпеть и не расплюются?

Низкий поклон от нас обоих Вам с Марией Георгиевной. Сердечно Ваш, А. Карташёв.

10

16.VII.1947

Дорогой Георгий Исакиевич,

В моё последнее письмо к Вам вскочила курьёзная ошибка. Я предупреждал Вас о дружеском и доверчивом отношении к уехавшему в и.Б.А. русскому французу и нашему другу, характеризовал его как иподиакона покойн[ого] м[итрополита] Евлогия и настоящ[его] архиеп[ископа] Владимира. И назвал его Константином] Ассеевичем княз[ем] Андрониковым. Опечатка! Читайте: Михаилом Ивановичем Слёзкиным52 (??!!). Мне в торопях перемешали. У нас два Аякса. И два вольнослушателя, и два друга, и два русско-француза, служащ[их] в Министерстве] Ин[остранных] Де[л]. И оба языковеды, и иподиаконы, и алтарные коллеги с детства. Есть ещё третий: Алекс[андр] Дм[итриевич] Нелидов53 - сын посла. Из них Слёзкин сделал большую карьеру. При встрече Вы убедитесь, что он весь соткан из дипломатич[еских] фибров.

Итак, прилепите мою рекомендацию вместо Андроникова] к Слёзкину, и всё будет хорошо.

Андр[онник]ов недавно был переводчиком на Моск[овской] конференции]. Из России вывезен 2 лет. Ничего не помнит. Теперь начисто исцелился от подсознательной тоски «по родине»: благодарит Бога, что живёт в Европе, и никогда не поедет в Совдепию.

Надо Вам ещё много написать о нашей Академии. Но сейчас некогда, спешу с одной статьёй.

Только 13-го (Канун «Бастилии») окончили учеб[ный] год.

Всего доброго! Ваш А. Карташёв.

11

25(XII).XI.1947 г.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Только Вы можете меня простить за моё неписание писем, ибо можете понять эту тяжесть эпистолярного подвига. Со всеми из-за этого у меня рвутся связи. Но что делать? Исправление уже поздно и потому невозможно.

Сегодня взял перо не потому, что могу написать нечто живое и толковое, но просто потому, что дал клятву нашему президиуму, что сегодня Вам черкну о нудном, грубом и материальном, о деньгах, хотя мы ещё недостаточно отрапортовали Вам о том, чем Вы нас уже побаловали, утешили и подкрепили. О последнем - ниже. А сейчас - о деньгах. Мы знаем, как трудны теперь для вас сборы, и мы видим по газете ваши усилия: лекции Федотова54, Лосск[ого], Спек-торского55. По цифрам нашего бухгалтера (Ф. Г. Спасского), из бюджетных 3 000 $ 1 800 ваших вложено в «товарные» посылки (на «детскую» лицензию) и что бюджетных якобы остаёт[ся] 1 200. У нас не достаёт наличности для исполнения сметы в этом г[оду] (1947) до нового года. Швейцарский экуменич[еский] центр, через который Андерсон и Лаури56 проводят наши бюджеты, что-то оскудели в финансах и всё нам не досылают своих ассигнований. А дело близится к Рождеству. Лаури и Андерсон просили меня написать Вам о возможной посылке Вами денег в Женеву для нас. У меня нет уверенности, что они точно считают, но я считаю своим долгом писать. А Вы уже сообразите, насколько это основательно.

Ваши «товарные» посылки - я думаю, Вам лично стоившие больших хлопот - оч[ень] основательно нас подкрепили. Во Франции многое introuvable и вдесятеро дороже. Благодаря этим элементам питания, их разнообразию (недоступному среднему французу) мы не только не голодаем, как уже привыкло голодать большинство, но и просто сохраним здоровье и работоспособность, не взирая на наши годы - почти старость. Особенно убедительно понимаем, что

значит «пища тленная», чаёк, сахарок, кофеёк и т[ому] п[одобные] банальные вещи. Непрестанно вспоминаем Вас с благодарностью и молим Бога, чтобы он сохранил Америку - это последнее прибежище свободы на земном шаре. Тут кругом больная и опасная атмосфера больной керенщины, могущей вспыхнуть большевицкой чумой. Европейцы - это какие-то обречённые на съедение кролики. Умрут, но не позволят себе самозащититься, ибо этого не разрешает им паралич «демократизма». Как наши старые (да и нынешние??) социалисты. Для них первейший ужас не в большевизме, а в «фашизме» и «реакции», они - импотенты самозащиты, потому-то защита и может прийти фатально и только от генеральской диктатуры, т. е. от «фашизма», или «Корнилова». А Корнилова во имя религии демократизма предадут все, и коммунисты, будучи меньшинством, могут захватить власть. В этой сказке про белого бычка сейчас мука обезумевшей Франции...

У кого что болит, о том и говорит. Я должен писать о деле.

Мы получили, наконец, от Долгополова сапоги и ботинки. В прошлом году сапоги были рыжие, грубые, оч[ень] практичные для зимы и ненастья, оч[ень] крепкие. А сейчас получили чёрные, изящные.

Купили себе отрезы чёрной материи на костюмы. Можем одеться в чистое. Словом, большое благополучие на фоне общего оскудения.

Но с тревогой видим, что и Америка истощается. Что же это такое, что за проклятый XX век с его техническими чудесами и голодными и холодными животами.

Духовное наше благополучие состоит в бесспорной канонической нормальности и под воз-главлением святым владыкой Владимиром, и нашим собственным епископом ректором Кассиа-ном (Безобразовым)57. Чистимся от элементов советски-растленных. Но Подворье не совсем ещё чисто.

Академия всё ещё страдает от невозможности достать желающих поступить в неё из «плена» лагерей, Ди-Пи... глупая и позорная история. Но всё-таки, кажется, к январю «фронт» будет «прорван» и десяток пленников получат визу в Париж. Тогда у нас на I к[урс] будет свыше 20 студентов. Но общежитие уже не вместит всех. Уже сейчас у нас на I к[урс] 15 ч[елове]к. И ещё на днях приехали два араба из Антиохийского патриархата. Да сербов 9 человек, некий православный интернационал.

Недавно был у нас Евгений Исак[иеви]ч, поведал нам об окончании Вашего изнурительного процесса. Дай Бог, чтобы отвязалась Ваша болячка безвозвратно. Рады за Вас. Наш низкий поклон Вам и Марии Георгиевне. Ваш сердечно, А. Карташёв.

12

24.ХП. 1947.

Дорогой Георгий Исакиевич,

Поздравляем вас с Марией Георгиевной с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым и желаем всего, всего доброго - личного, и всероссийского, и всемирного!..

Признаюсь, что пишу не ради только праздничного поздравления, а по поручению академии и экстренно.

Нашим финансовым попечителем теперь вместо уехавшего к Вам Павла Франц[еви]ча Андерсона остаётся друг наш Дональд Ив[анови]ч Лаури. Из Женевы он привёз нам тревожные вести. Тамошний финансовый центр, руководимый Кёберном, как-то запутался в своих счетах и расчётах и вдруг объявил своего рода банкротство; объявил, что Рус[скому] хр[истианскому] студ[енческому] движению и нам, Академии, он может в 1948 г. дать на покрытие бюджета только % испрашиваемых сумм. А смета составлялась с его же ведома и согласия. Выходит, что вместо 2 с лишком миллионов франков (нынешних инфляционных франков!) он даст нам только 700 000. Д. И. Лаури надеется, что с июля 1948 г. положение может выправиться, а пока надо как-то изворачиваться.

С трудом наскребём себе декабрьское содержание. Мечта о прибавках с января, ввиду зверского скачка цен и падения франка, аннулируется начисто. Проектируем даже небольшую убавку. Д. И. Лаури растерян. Будем бить тревогу во все инстанции.

А мы только что дошли до 36 студентов-стипендиатов. Из них - 10 сербов, 2 сирийца (из Антиох[ийского] патриархата), 4 й. Р. (русские) и ещё ожидаем 4 й. Р. (русских). Целый «православный интернационал» или «экуменический центр». Посему рождается мысль:

1) Писать в Толст[овский] Фонд (поскольку он опекает й. Р.) А. Л. Тол[сто]й58 и В. Н. Штранд-ману59, чтобы наскребали стипендии й. Р.

2) Писать в Швецию еписк[опу] Эйдему60.

3) Вычеркнуть из бюджета все библиотечные статьи + все ремонты + все печатные издания.

4) Обратиться к Вам (что и делаю кратко и срочно). Из предполагавшихся ваших 3 000 долларов] 2 000 мы уже поглотили на товарных посылках. Считается, что вы продолжаете собирать лекциями и др[угими] путями. И вот, что можете из 1 000 долл[аров], передайте П. Ф. Андерсону, который сейчас у вас; с просьбой, чтобы он срочно перевёл (известил?) Д. И. Лаури, и тогда мы будем иметь нечто на январь. При этой «кредитоспособности» перед Лаури мы будем иметь надежду делать у него заём из др[угих] его сумм.

Вот ударная просьба. Не посетуйте!

Кончилась наша «передышка». А были отрадные два года (45-47) постепенного выхода из военно-оккупационной голодовки! Каждый день с благодарностью ощущаем, что мы вами накормлены, обуты и даже одеты: пиджаки, свитеры, пальто, 2 пары сапог и башмаков, материя на костюм. Всё это по нашим карманам недоступно для покупок. И потому мы могли питаться досыта с неизбежными затратами на чёрн[ый] рынок (масло, сахар). Теперь опять не хватает хлеба, как при немцах. Слава Б[огу], ещё есть пока картошка. Дожили до абсурда. Овощи стали дороже рыбы и мяса. Аграрное дело во Фр[анции] из рук вон плохо: нет энтузиазма в производстве. Техника отсталая. И все ждут импорта. Старая нация, избаловалась.

Ну, пока обрываю.

Писать ещё о многом бы надо. Ещё раз сердечный привет! Ваш А. Карташёв.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Новицкая Мария Георгиевна (Хмелевская, урожд. Шавельская) (1897-1981) - дочь протопресвитера Армии и Флота Российской империи о. Георгия Шавельского. Общественная деятельница, жена Г. И. Новицкого. В 1922 г. эмигрировала в Болгарию, откуда переехала в США.

2 Новицкий Евгений Исакиевич - брат Г. И. Новицкого и друг семьи Карташёвых. Проживал в г. Аньере около Парижа и преподавал там в церковной школе при храме Христа Спасителя.

3 Государственный переворот (франц.).

4 «Свободное слово» - эмигрантский общественно-политический журнал пор ред. В. А. Лазаревского. Выходил с 1946-го по 1957 г. под разными названиями: «Свободный голос», «Независимое слово» (1946), «Свободная мысль», «Независимая мысль», «Независимый голос», «Россия и эмиграция» (1947), «За Россию», «За свободу России», «Борьба за Россию» (1948), «Российский демократ» (1948-1957).

5 Митрополит Евлогий (Георгиевский Василий Семёнович) (1868-1946) - епископ Православной Российской Церкви, митрополит (1922). Был принят 17 февраля 1931 г. в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Инициатор воссоединения с Московским патриархатом в 1944 г.

6 Архиепископ Сергий (Королёв Аркадий Дмитриевич) (1881-1952) - епископ РПЦЗ, епископ Пражский (1931-1946). После окончания войны все православные общины на территории Чехословакии, как входившие в юрисдикцию митрополита Евлогия, так и Чешской епархии Серб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ской православной церкви, перешли в юрисдикцию РПЦ. Воссоединение с Московской патриархией епископа Сергия с возглавляемыми им приходами осуществил прибывший в Прагу 15 октября 1945 г. епископ Фотий (Топиро).

7 Митрополит Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович) (1873-1959) - епископ Константинопольской православной церкви. Экзарх Западноевропейского экзархата русских православных приходов (1946).

8 Патриарх Максим V (1897-1972) - патриарх Константинопольский (1946-1948).

9 Патриарх Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) - патриарх Московский и всея Руси (1945).

10 Деникин Антон Иванович (1872-1947) - генерал-лейтенант, Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России (1918-1920). В 1945 г. переехал в США.

11 YMCA (от англ. Young Men's Christian Association - Молодёжная христианская ассоциация) - волонтёрская организация, основанная в Лондоне в 1844 г.

12 Общество друзей Свято-Сергиевской богословской Академии - благотворительная организация, образованная русскими эмигрантами в 1924 г. в Нью-Йорке.

13 Андерсон Павел Францевич (1894-1984) -американский миссионер, пресвитерианин, сотрудник американского отделения YMCA, активно помогал Свято-Сергиевскому православному богословскому институту (ССПБИ) в Париже.

14 Стронг Трэйси - мл. (род. 1915) - выпускник богословской школы Йельского университета, сотрудник Фонда помощи европейским студентам.

15 Здесь: дефицитные (франц.)

16 Долгополов Николай Саввич (1879-1972) -врач-педиатр, общественный деятель. С 1919 г. в эмиграции. Член (1925), затем председатель Зем-гора. Член координационного комитета Объединения благотворительных и гуманитарных организаций (1937).

17 Архиепископ Фотий (Топиро Борис Александрович) (1884-1952) - епископ Русской православной церкви, архиепископ Львовский и Терно-польский.

18 Имелся в виду Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1946 г. «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Франции».

19 Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878-1953) - советский политический, государственный, военный и партийный деятель.

20 Упоминался Храм трёх святителей, расположенный в Париже по адресу rue Pétel 5.

21 Богомолов Александр Ефремович (19001969) - советский дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР во Франции.

22 Митрополит Анастасий (Гоибановский Александр Алексеевич) (1873-1965) - епископ РПЦЗ. Возглавлял Синод РПЦЗ. В сентябре 1944 г. владыка Анастасий вместе с другими архиереями и канцелярией Синода РПЦЗ переехал в Карловы Вары, затем в Мюнхен.

23 Мельгунов Сергей Петрович (1879-1956) -публицист, общественно-политический деятель, издатель. Возглавлял «Союз борьбы за свободу России» (1946-1956). Редактировал журналы «Свободный голос» (1946-1957) и «Возрождение» (1949-1954). Председатель Координационного центра антибольшевистской борьбы (с 1953).

24 Гукасов (Гукасянц) Абрам Осипович (18721969) - нефтепромышленник, меценат, издатель. В Париже основал газету «Возрождение» (19251940, с 1949 г. журнал того же названия), исполнял в издательстве обязанности администратора. Основал типографию «Наварр», где печатались русские книги и периодические издания.

25 «Советский патриот» - газета, выходившая в Париже в 1943-1948 гг.

26 Савич Иван Яковлевич (1898-1949) - публицист, общественно-политический деятель. Член Народно-трудового союза. С 1945 г. член редколлегии альманаха «Свободный голос», распространитель издания.

27 Столыпин Аркадий Петрович (1903-1990) -писатель, журналист, политический и общественный деятель. В 1941-1949 гг. председатель отдела Народно-трудового союза (НТС) во Франции. В годы Второй мировой войны руководил конспиративной работой по материальной и юридической помощи беженцам из России. С 1945 г. представитель Исполнительного бюро НТС в Западной Европе, организовал защиту советских беженцев от насильственного вывоза в СССР.

28 Лазаревский Владимир Александрович (1897-1953) - журналист, редактор, переводчик, общественный деятель. Во время Второй мировой войны входил в Комитет по организации представительства русской национальной эмиграции, занимался вопросами выдачи пропусков. После войны организовал Российский национальный союз. Член Русского национального комитета. В 1946 г. редактор сборника «Свободный голос».

29 Зилов Сергей Алексеевич (1899-1971) -общественный деятель. Член Комитета по организации представительства русской национальной эмиграции во Франции и его казначей. Зилова (графиня Каменская) Нина Андреевна (19021983) - общественная деятельница. Член правления, а затем секретарь правления Общества помощи русской эмиграции.

30 Здесь: церковный переворот (франц.).

31 Митрополит Серафим (Лукьянов Александр Иванович) (1879-1959) - экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе (19461949).

32 Митрополит Владимир (Тихоницкий Вячеслав Михайлович) (1873-1959) - епископ Константинопольской православной церкви. Экзарх Западноевропейского экзархата русских православных приходов (1946).

33 Липеровский Лев Николаевич (1887-1963) -протоиерей, доктор медицины, деятель Русского студенческого христианского движения (РСХД). Окончил медицинский факультет Московского университета. Настоятель Свято-Николаевской церкви при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа (1941-1963). Настоятель кладбищенской Успенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа (1941-1952).

34 Старк Борис Георгиевич (1909-1996) - протоиерей, инженер. В 1919-1923 гг. работал рассыльным в Морском кадетском корпусе. В 1925-м эмигрировал через Германию во Францию. В 1941-1952 гг. помощник настоятеля Успенской церкви при кладбище и Свято-Николаевской церкви при Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

35 В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (1901) эту фразу с тоской повторяют сёстры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни, но не имеющие воли из неё выбраться. Фраза эта употребляется как характеристика бесплодных мечтаний.

36 Ступницкий Арсений (Арсен) Фёдорович (1893-1951) - капитан французской армии, юрист, преподаватель, журналист, редактор, общественно-политический деятель. В 1945 г. вошёл в правление Объединения русской эмиграции для сближения с советской Россией. Редактор и издатель газеты «Советский патриот», в 1945-1951 гг. редактор газеты «Русские новости». В 1946 г. посещал вечера и встречи в Советском посольстве в Париже.

37 Протопресвитер Феофан (Букетов) (18791968) - настоятель кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке (1937). Редактор журнала «Русско-американский православный вестник» (1936-1961).

38 Митрополит Феофил (Пашковский Феодор Николаевич) (1874-1950) - епископ православной Северо-Американской митрополии, архиепископ

Сан-Францисский и митрополит всея Америки и Канады.

39 Протопресвитер Иосиф Пиштей (1899-1972) -священник Северо-Американской митрополии, казначей-секретарь Американского митрополичьего совета (1946-1964).

40 Митрополит Герман Стринопулос (18721951) - епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Фиатирский, экзарх Западной и Центральной Европы. Деятель экуменического движения.

41 В августе 1945 г. митрополит Серафим дал интервью сотруднику просоветской газеты «Русские новости» Н. Я. Рощину, в котором положительно отзывался об СССР и о Московской патриархии.

42 Епархиальный съезд (епархиальное собрание) состоялся 6 октября 1946 г. в Париже. На нём значительное большинство делегатов высказалось за то, чтобы остаться в юрисдикции Константинопольского патриархата.

43 Спасский Феодосий Георгиевич (18971979) - выпускник ССПБИ, его преподаватель, библиотекарь (1929-1943) и секретарь (19441969).

44 Имелся в виду VII Всеамериканский церковный собор, на котором решался вопрос об отношениях Северо - Американской митрополии с Московской патриархией (см. решение по этому вопросу: Протоколы 7-го Всеамериканского церковного собора, состоявшегося в Свято-Феодоси-евском соборе г. Кливленда штата Огайо ноября 26-го, 27-го, 28-го и 29-го 1946 года. - [Б. м.]. -С. 24-28).

45 Упоминались парламентские выборы во Франции 10 ноября 1946 г. На них было избранно первое Национальное собрание Четвертой рес -публики. Французская коммунистическая партия получила на этих выборах наибольшее число голосов и стала крупнейшей парламентской партией.

46 Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) -религиозный философ, представитель интуитивизма и персонализма. В 1922 г. был выслан в Германию, откуда переехал в Прагу, где преподавал в Русском университете и университетах Брно и Братиславы. В 1945 г. жил в Париже и преподавал в ССПБИ. С 1946 г. в США, преподавал в Свято-Владимирской духовной академии.

47 Андроников Константин Ясеевич (19161997) - французский дипломат, православный богослов и переводчик.

48 Фактически (лат.).

49 Зеньковский Василий Васильевич (18811962) - протопресвитер в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов Константинопольского патриарха, богослов и педагог, с 1927 г. профессор ССПБИ.

50 Эвергет (др.-греч. «благодетель») - прозвание, эпитет некоторых царей древности.

51 Зандер Лев Александрович (1893-1964) -философ, деятель экуменического движения, преподавал в ССПБИ с 1926 г., генеральный секретарь РСХД (1936-1952), редактор «Вестника церковной жизни» (1945-1947).

52 Слёзкин Михаил Иванович (1913-1985) -иподиакон Западноевропейского экзархата Константинопольского патриархата, участник РСХД. С 1926 г. жил в Париже, учился в ССПБИ (1940).

53 Нелидов Александр Дмитриевич (19071975) - архимандрит, член-основатель братства Святого Александра Невского в Париже.

54 Федотов Георгий Петрович (1886-1951) -историк, религиозный мыслитель, публицист. Преподавал в ССПБИ (1926-1940), с 1941 г. в США, где преподавал в Свято-Владимирской православной духовной академии и читал лекции, организованные Г. И. Новицким в пользу ССПБИ.

55 Спекторский Евгений Васильевич (18751954) - правовед. С 1920 г. в эмиграции. После войны переехал в США. С 1947 г. профессор Свято-Владимирской духовной академии. С 1948 г. председатель сформировавшейся Русской академической группы в США.

56 Лаури Дональд Иванович (1899-1974) -доктор богословия, деятель Американского христианского союза молодых людей (YMCA).

57 Епископ Кассиан (Безобразов Сергей Сергеевич) (1892-1965) - архиерей Западноевропейского экзархата Константинопольского патриархата, богослов. Один из основателей и профессор ССПБИ (1925-1965), его ректор (1946).

58 Толстая Александра Львовна (1884-1979) -графиня, литератор, мемуарист, публицист, общественный деятель, меценат. Дочь Л. Н. Толстого. В 1939 г. вместе с С. В. Рахманиновым основала Комитет помощи всем русским, нуждающимся в ней, - «Толстовский фонд», филиалы которого были открыты в Западной Европе.

59 Штрандтман Василий Николаевич (18771963) - дипломат, общественный деятель. В 1945 г. переехал в США.

60 Архиепископ Эрлинг Эйдем (1880-1972) -епископ Евангелическо-лютеранской церкви Швеции (1931-1950).

ЛИТЕРАТУРА

1. Kniazeff Alexis, prot. L'Institut Saint-Serge de l'Academie d'autrefois au rayonnement d'aujourd'hui. - P., 1974.

2. L'Institut de theologie orthodoxe Saint-Serge: 70 ans de theologie orthodoxe a Paris. - P., 1997.

3. Свято-Сергиевское подворье в Париже. К 75-летию со дня основания. - СПб., 1999.

4. Преподобный Сергий в Париже. История парижского Свято-Сергиевского православного богословского института. - СПб., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.