Научная статья на тему 'Незаконный оборот оружия в международном и российском уголовном праве'

Незаконный оборот оружия в международном и российском уголовном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1692
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Незаконный оборот оружия в международном и российском уголовном праве»

Нам представляется, что приведенные основания криминализации проявлений организационной деятельности достаточно полно охватывают все ее проявления, известные действующему уголовному закону.

Задоян А.А.,

канд. юрид. наук, советник Московского окружного военного суда

НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ И РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ (в ред. от 4 марта 2008 г.) «Об оружии»1 (далее — Закон об оружии) оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия представляет собой производство оружия, торговлю оружием, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации.

В Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности2 (далее — Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия) незаконный оборот оружия понимается как ввоз/вывоз, приобретение, продажа, доставка, перемещение или передача огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему с территории или по территории одного государства-участника на территорию другого государства-участника, если любое из заинтересованных государств-участников не дает разрешения на это согласно положениям Протокола или если огнестрельное оружие не имеет необходимой маркировки.

Таким образом, по российскому законодательству, понятие «оборот оружия» шире, чем в международном праве, так как включает больший круг деяний.

Статья 1 Закона об оружии определяет его как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, а огнестрельное оружие — как оружие, предназначенное

1 Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

2 Принят 31 мая 2001 г. Резолюцией 55/255 на 101-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Протокол был открыт для подписания с тридцатого дня после его принятия Генеральной Ассамблеей и до 12 декабря 2002 г. Россия не участвует // СПС «Консуль-тантПлюс».

для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К основным частям огнестрельного оружия относятся ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Оружием не признаются изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.

Закон об оружии особо выделяет: а) холодное оружие, которое предназначено для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения; б) метательное оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства; в) пневматическое оружие для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа; г) газовое оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ; д) сигнальное оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов.

Боеприпасами признаются предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 12 марта 2002 г. (в ред. от 6 февраля 2007 г.) «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств»1 под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

Комплектующими деталями огнестрельного оружия признаются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Пленум Верховного Суда РФ исключил из понятия оружия пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. № 5.

и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием.

Под боеприпасами в постановлении Пленума Верховного Суда РФ предложено понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание.

К категории боеприпасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т. п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом.

Сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т. п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т. п.). Под взрывными устройствами признаются промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т. п.).

Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

Понятие огнестрельного оружия на международном уровне впервые было закреплено Европейской конвенцией о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами1 (далее — Европейская конвенция об оружии), которая понимает его шире, чем российский законодатель2.

1 Заключена в г. Страсбурге 28 июня 1978 г. Конвенция вступила в силу 1 июля 1982 г. Россия подписала Конвенцию 10 декабря 1999 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1373, но Конвенция не вступила в силу для России, так как она не была ратифицирована // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 140-147.

2 Им признается предмет:

изготовленный и приспособленный в качестве оружия, из которого заряд дроби, пуля или другой снаряд или вредоносное газовое, жидкое или иное вещество могут быть выпущены

Оружием не может быт признан предмет, который: 1) стал окончательно непригодным к употреблению; 2) не подпадает из-за слабой мощности под контроль в стране его происхождения; 3) изготовлен в целях подачи сигнала тревоги, другого сигнала, проведения спасательных работ, убоя скота, охоты или рыбной ловли с помощью гарпуна либо в промышленных или технических целях при условии, что может быть использован только для указанных целей; 4) не подпадает под контроль в стране, из которой оно перемещается по причине древности.

К оружию также относится ударно-спусковой механизм, патронник, барабан или ствол любого предмета, из числа перечисленных выше, а также любые заряд, вещество или материал, предназначенные для выброса с их помощью. Кроме того, оружием признаются оптические прицелы с подсветкой или оптические прицелы с электронным светоусилительным или инфракрасным устройством и глушители, предназначенные для установки на таких предметах. Любые граната, бомба или иной снаряд, содержащие взрывное или зажигательное устройство, по Конвенции считаются оружием.

Таким образом, в Конвенции понятие огнестрельного оружия раскрывается по-иному, чем в российском законодательстве и постановлении Пленума Верховного Суда РФ, в него включаются газовое и иные виды оружия, а также боеприпасы. Кроме того, в Конвенции приводится более широкий перечень предметов, не являющихся оружием.

Документ о легком и стрелковом оружии1 особо устанавливает, что согласованного на международном уровне определения легкого и стрелкового оружия пока не существует. Для целей Документа легкое и стрелковое оружие — это переносное оружие, произведенное или модифицированное по военным спецификациям для использования в качестве смертоносного

с помощью взрывного, газового или воздушного давления или других способов, и соответствующий одному из перечисленных ниже описаний, при этом понимается, что подпараграфы от «а» до «Г» включительно, а также подпараграф «Ь> содержат лишь предметы со взрывной тягой: а) автоматическое оружие; Ь) короткоствольное, полуавтоматическое, многозарядное или однозарядное оружие; с) длинноствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие и хотя бы с одним нарезным стволом; ё) длинноствольное, однозарядное оружие хотя бы с одним нарезным стволом; е) длинноствольное, гладкоствольное, полуавтоматическое или многозарядное оружие; Г) переносные ракетные пусковые устройства; g) любое оружие или иное устройство, вызывающее опасность для жизни или здоровья людей посредством выброса токсичных, едких или одурманивающих веществ; И) огнемет для нападения или обороны; длинноствольное, однозарядное, гладкоствольное оружие; j) длинноствольное оружие с использованием газа для выброса заряда; к) короткоствольное оружие с использованием газа для выброса заряда; 1) длинноствольное, пневматическое оружие; т) короткоствольное, пневматическое оружие; п) оружие с использованием только пружины для выброса заряда.

1 Принят в г. Вене 24 ноября 2000 г. на 308-м пленарном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

орудия войны. Стрелковое оружие в широком смысле классифицируется как оружие, предназначенное для индивидуального использования в вооруженных силах или силах безопасности. Оно включает: револьверы и самозарядные пистолеты; винтовки и карабины; автоматы; автоматические винтовки, а также легкие пулеметы. Легкое оружие в широком смысле классифицируется как оружие, предназначенное для группового использования в вооруженных силах или силах безопасности несколькими лицами, составляющими расчет. К нему относятся: тяжелые пулеметы, ручные подствольные и станковые гранатометы, переносные зенитные пулеметы, противотанковые ружья, безоткатные орудия, переносные противотанковые ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы и минометы калибра менее 100 мм.

В Протоколе против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия уточняется, что огнестрельным оружием признается любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. При этом старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не охватывает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 г.

Составными частями и компонентами огнестрельного оружия признаются любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом.

Боеприпасы представляют собой выстрел в комплекте или его компоненты, включая патронные гильзы, капсюли, метательный заряд, пули или снаряды, используемые в огнестрельном оружии, при условии, что сами такие компоненты подпадают под систему разрешений в соответствующем государстве-участнике.

Думается, что к исключению старинного оружия из категории огнестрельного оружия следует подходить дифференцированно: если старинное оружие утратило способность производить выстрелы и поражать заданную цель, его не следует считать оружием. Если же оно не утратило своей конструктивной способности, то исключать его из этой категории было бы неоправданно, несмотря на возраст.

Также представляется обоснованным включение в число составных частей и компонентов огнестрельного оружия любых устройств, предна-

значенных или адаптированных для уменьшения звука, производимого выстрелом.

Таким образом, международные акты более детально регламентируют понятие оружия, чем российское законодательство. Представляется, что России следует присоединиться к договорам в области запрещения незаконного оборота оружия и после их ратификации внести изменения в Федеральный закон о оружии, уточнив понятие оружия и его составных частей и компонентов.

Международные акты и Закон об оружии по-разному производят его классификацию. В Европейской конвенции об оружии выделяются следующие виды оружия:

— «автоматическое» — способное выстреливать очередями каждый раз при нажатии спускового крючка;

— «полуавтоматическое» — выстреливающее один заряд каждый раз при нажатии только спускового крючка;

— «многозарядное» — требующее каждый раз для производства выстрела задействования, помимо спускового крючка, зарядного механизма;

— «одноразовое» — ствол или стволы которого должны заряжаться перед каждым выстрелом;

— «короткоствольное» — оружие, длина ствола которого не превышает 30 см или вся его длина не превышает 60 см;

— «длинноствольное» — оружие, длина ствола которого превышает 30 см или вся его длина превышает 60 см.

Согласно Закону об оружии оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

Гражданское оружие подразделяется на: 1) оружие самообороны; 2) спортивное оружие; 3) охотничье оружие; 4) сигнальное оружие; 5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством РФ.

К служебному относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и

применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие представляет собой оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций, а также изготавливаемое для поставок в иностранные государства в порядке, установленном Правительством РФ.

Документ о легком и стрелковом оружии призывает государства обеспечивать эффективный национальный контроль за изготовлением стрелкового оружия посредством выдачи, регулярного рассмотрения и возобновления лицензий и разрешений на изготовление. Лицензии и разрешения должны аннулироваться в случае прекращения соблюдения тех условий, на которых они были выданы. Государства-участники будут обеспечивать, чтобы преследование тех, кто занимается незаконным производством, могло осуществляться и осуществлялось на основе соответствующих уголовных кодексов.

Согласно Закону об оружии устанавливаются определенные ограничения на оборот гражданского и служебного оружия (ст. 6), осуществляется сертификация всех производимых на территории Российской Федерации, ввозимых на ее территорию и вывозимых из России моделей гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия (ст. 7); приобретение оружия и патронов к нему подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями (ст. 9); лицензированию подлежат также производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию (ст. 91).

В соответствии с Документом о легком и стрелковом оружии государства должны обеспечить наличие на всем стрелковом оружии, изготовленном на их территории после 30 июня 2001 г., маркировки, позволяющей отслеживать конкретные единицы стрелкового оружия.

На основании ст. 16 Закона об оружии каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.

Документ о легком и стрелковом оружии призывает государства обеспечивать ведение и сохранение полных и точных учетных записей о стрелковом оружии, имеющемся в наличии у них, а также у изготовителей, экспортеров и импортеров стрелкового оружия на их территории, в течение как можно более долгого времени с целью улучшить отслеживаемость стрелкового оружия.

Статья 8 Закона об оружии определяет необходимость ведения государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Незаконный оборот оружия, по сути, представляет собой его оборот с нарушением установленных Законом и иными нормативными актами правил.

Документ о легком и стрелковом оружии призывает государства, в том числе:

1) противодействовать незаконному обороту во всех его аспектах путем введения и применения национальных мер контроля за стрелковым оружием, включая изготовление, надлежащую маркировку, а также ведение постоянного и точного учета (и то, и другое способствует более эффективному отслеживанию стрелкового оружия), эффективный экспортный контроль, пограничные и таможенные механизмы, а также путем расширения сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными и таможенными ведомствами на международном, региональном и национальном уровнях;

2) содействовать сокращению и предотвращению чрезмерного и дестабилизирующего накопления и неконтролируемого распространения стрелкового оружия, принимая во внимание законные потребности в области национальной и коллективной обороны, внутренней безопасности и участия в миротворческих операциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций или в рамках ОБСЕ;

3) проявлять надлежащую сдержанность с целью обеспечения того, чтобы стрелковое оружие производилось, передавалось и сохранялось в наличии только в соответствии с законными потребностями обороны и безопасности, а также в соответствии с надлежащими международными и региональными экспортными критериями.

Статья 5 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия обязывает государства криминализировать следующие деяния, когда они совершаются умышленно: 1) незаконное изготовление огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; 2) незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему; 3) фальсификацию или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии.

Незаконный оборот оружия по УК РФ состоит в незаконных приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК); а также в незаконном изготовлении оружия (ст. 223 УК); небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224 УК); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225 УК); хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК).

С одной стороны, круг перечисленных деяний намного шире, чем предусмотрено международными актами, с другой — не все составы, предусмотренные Протоколом против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, нашли отражение в уголовном законодательстве России.

Несмотря на то что Протокол не является обязательным для России, целесообразно криминализировать фальсификацию или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.