Педагогика
УДК:378.2
магистр Гаджиева Наталья Александровна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем -использованию нетрадиционных форм методической работы в дошкольной образовательной организации(ДОО).
Авторами статьи проведено исследование, направленное на изучение и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО. В результате исследования предложен и описан комплекс управления развитием профессиональных компетенций педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы в ДОО.
Ключевые слова: методическая работа, нетрадиционные формы, профессиональные компетенции, педагоги, дошкольное образование, комплекс управления.
Annotation. The article is devoted to one of the little-studied problems-the use of non-traditional forms of methodological work in preschool educational institutions. The author of the article conducted a study aimed at studying and improving the level of professional competence of teachers of preschool education. As a result of research the complex of management of development of professional competences of teachers by means of nonconventional forms of methodical work in the preschool educational organization is offered and described.
Keywords: methodical work, non-traditional forms, professional competence, teachers, preschool education, management complex.
Введение. Профессиональное развитие педагогов происходит в результате овладения педагогами профессиональных компетенциями. По мнению В.А. Адольфа "Профессиональная педагогическая компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса". Полноценная методическая работа в дошкольной образовательной организации позволяет педагогу повысить свою компетентность в области дошкольного образования.
Целью статьи «Нетрадиционные формы методической работы в в в условиях дошкольных образовательных организаций" является изучение возможности повышения уровня педагогической компетентвности педагогов ДОО посредством использования нетрадиционных форм методической рабоы в ДОО.
В статье описано исследование, с целью изучения удовлетворенноси педагогов методической работой в дошкольных образовательных организациях, уровнем их педагогической компетентности, и влиянием нетрадиционных форм методической работы на их развитие.
Авторами выявлены уровни развития педагогической компетентности у педагогов образовательных организаций. Изучены мнения педагогов о работе методической службы в ДОО.
Изложение основного материала статьи. Современные тенденции образования требуют от педагогов дошкольного образования высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, но традиционные формы методической работы в дошкольных организациях устарели, и дают слабый эффект в развитии у педагогов компетентности.
Именно это и стало предпосылкой для разработки комплекса управления развитием профессиональных компетенций педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы в ДОО.
Для реализации исследования, нами были отобраны авторские методики, с помощью которых мы сможем выявить уровень сформированности педагогических компетенций у педагогов ДОО:
1. Методика «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ» (Т. Сваталова).
2. Методика «Диагностика способности педагога к саморазвитию» (Т. Сваталова).
Также для формирования и коррекции комплекса развития профессиональных компетенций педагогов посредством нетрадиционных форма методической работы в ДОО, мы разработали анкету для педагогов ДОО «Удовлетворенность организацией методической работы в ДОО».
В исследовании приняли участие педагоги 4 образовательных учреждения города Москвы в количестве 160 человек. 80 человек в экспериментальной группе, 80 человек в контрольной группе. В исследовании участвовали педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Проведя первоначальное исследование по полученным методикам, мы получили следующие результаты:
Первичное обследование по методике «Диагностическая карта профессиональной компетентности
педагога ДОУ» (Т. Сваталова), в %
Группа Кол-во педагогов Уровни
высокий средний низкий
ЭГ (экспериментальная группа) 80 20 27 53
КГ (контрольная группа) 80 25 20 55
Эти результаты указывают на то, что преобладающими являются средний и низкий уровни профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Таблица 2
Первичное обследование по методике «Диагностика способности педагога к саморазвитию»
(Т. Сваталова), в %
Группа Кол-во педагогов Уровни
высокий средний низкий
ЭГ (экспериментальная группа) 80 20 47 33
КГ (контрольная группа) 80 18 54 28
Согласно полученным результатам мы видим, что способность к саморазвитию у воспитателей ДОУ в целом сформирована недостаточно, у них преобладает средний и низкий уровень.
Результаты данной методики могут свидетельствовать также о том, что недостаточное развитие способности к саморазвитию выступает как негативный фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов, поскольку в этом случае у педагога отсутствует стремление к повышению своей профессиональной компетентности, либо оно слабо выражено. А отсутствие мотивации является фактором, препятствующим развитию.
Для того, чтобы повысить уровень развития профессиональных компетенций мы разработали комплекс управления развитием профессиональных компетенций посредством нетрадиционных форм методической работы в ДОО.
Таблица 3
Анализ анкетирования педагогов ДОО «Удовлетворенность организацией методической работы в
ДОО»
№ Вопрос «Да» Кол-во педагогов, в % «Нет» Кол-во педагогов, в %
1 Организована ли Вас работа методической службы в вашем ДОО? 68 32
2 Устраивает ли Вас система контроля со стороны методиста (старшего воспитателя)? 34 66
3 Организована ли в ДОО работа с педагогами по повышению их квалификации? 57 43
4 Разнообразны ли формы методической работы с педагогическими кадрами в ДОО? 36 64
5 Устраивает ли Вас работа методического кабинета в ДОО? 32 6
6 Существует ли системаобмена методической информацией внутри детского сада? 48 52
7 Хотели бы Вы что-либо изменить в работе методиста (старшего воспитателя)? 77 23
Как мы видим из результатов проведения анкетирования педагогами, большинство педагогов не удовлетворены деятельности методиста(старшего воспитателя) и во многих ДОО не организована работа методической службы. На основе анализа анкет педагогов ДОО, нами был разработан комплекс управления развитием профессиональных компетенций посредством нетрадиционных форм методической работы в ДОО.
Комплекс управления развитием профессиональных компетенций посредством нетрадиционных
форм методической работы в ДОО
№ пп Формы Пояснения
1 Тренинги по сплочению педагогического коллектива. Данная форма работы направлена на сплочение, вдохновление и воодушевление педагогического коллектива.
2 Интерактивные формы - творческие группы, круглые столы, брифинги, дискуссии, деловая игры. Интерактивные формы используются для объединения педагогов с похожими взглядами и интересами, их диалога, взаимодействия. Умения решать проблемные ситуации, мыслить нестандартно.
3 Обобщение и распространение передового педагогического опыта: - «Банк инновационных идей» - участие в педагогических советах, конференциях, конкурсах - публикации в профессиональных изданиях - размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте. Перечисленные формы по обобщению и распространению передового педагогического опыта направлено на распространение эффективных педагогических идей, их признание в обществе. Изучение опыта других педагогов, участие в конкурсах и различных мероприятиях для повышения уровня педагогической квалификации. Размещение материалов на сайте как форма работы с родителями, распространение информации о проведенных мероприятиях в ДОО.
4 Праздники профессионального успеха. Поощрение педагогов в День дошкольного работника и в конце учебного года. Выявление лучших педагогов ДОО.
5 Клубы партнерского взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями в нетрадиционной форме-клуб родителей способствует налаживанию контактов с родителями(законными представителями), вовлечению родителей (законных представителей) в жизнь детского сада.
6 Открытые просмотры, взаимопосещения ООД, мастер -классы. Данная форма способствует раскрепощению педагогов в выступлениях на публике, помогает педагогам взглянуть на себя с другой точки зрения, переосмыслить свои методы и приемы, используемые в ООД.
7 Организация мониторинговых мероприятий - оперативный, тематический контроль - мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы 1. взаимоконтроль Контроль является важной функцией в методической работе. Ту информацию, которую получают педагоги, служит рычагом для осуществления анализа и коррекции используемых форм работы педагогов. Оценивая деятельность своих коллег, педагоги начинают видеть недостатки в своей работе.
8 Семинары - практикумы Одна из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов. Помогает не только теоретически изучить проблемы , но и практически их решить.
После завершения работы с использованием нашего Комплекса управления развитием профессиональных компетенций посредством нетрадиционных форм методической работы в ДОО, мы провели повторное исследование по вышепредставленным методикам.
Таблица 5
Сравнительный анализ результатов по методике «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ» (Т. Сваталова), в %
Группа Кол-во Уровни
педагогов высокий средний низкий
конст. контр. Конст. контр. Конст. контр.
Эксп Эксп. Эксп Эксп. Эксп Эксп.
ЭГ 80 20 45 27 40 53 15
КГ 80 25 27 20 18 55 50
Сравнительный анализ результатов по методике «Диагностика способности педагога к саморазвитию» (Т. Сваталова), в %
Группа Кол-во Уровни
педагогов высокий средний низкий
конст. контр. Конст. контр. Конст. контр.
Эксп Эксп. Эксп Эксп. Эксп Эксп.
ЭГ 80 20 45 47 40 33 15
КГ 80 18 23 54 50 28 27
Сравнительный анализ результатов по диагностическим методикам показал, что результаты педагогов, входивших в экспериментальную группу, улучшились. Результаты же педагогов, входивших в контрольную группу существенно не изменились.
Можно утверждать, что разработанный нами комплекс управления развитием профессиональных компетенций у педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы ДОО, эффективно работает, и существенно повышает педагогическую компетентность в области дошкольного образования.
Выводы. Проведенное нами исследование по диагностическим методикам и разработанной нами анкете для педагогов позволило разработать и аппробировать комплекс управления развитием профессиональных компетенций у педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы ДОО.
Управление каким-либо процессом в образовательном учреждении - это комплексный и целенаправленный процесс воздействия на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с целями. Каждый руководитель ставит перед собой цель в профессиональном развитии педагогов своей организации.
Внедряя комплекс, мы заметили, как педагоги мотивировались, стремились к самообразованию и повышению своих компетенций в сфере образования.
Несомненно, кто как целеустремленный руководитель, методист, может мотивировать к развитию свой коллектив, а использование нетрадиционных форм методической работы, несет в себе более современные и эффективные методы и средства повышения педагогической компетентности.
Литература:
1. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. - №1. - С. 6-11.
2. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждени // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. 2015г. - С. 55-58.
3. Дыбина О.В., Кузьмичева Е.И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов: Ч. 3. 2013. - С. 63-68.
4. Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса/ Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 38-41.
Педагогика
УДК: 373.21
магистр Гайфуллина Рамиля Амирзяновна
Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский(Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Анализируется позиция родителей, работа воспитателей с родителями детей. Проведена экспериментальная работа. Авторы отмечают, что скоординированность и целостность работы с семьями дошкольников закрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями.
Ключевые слова: семья, взаимодействие, проектная деятельность, воспитание, воспитательное воздействие, инновации, деятельность.
Annotation. The article considers the problem of implementing project activities in a preschool educational institution. It analyzes the position of parents, the work of educators with parents of children. Experimental work has been carried out. The author notes that the coordination and integrity of work with families of preschool children reinforces the interaction of the teaching staff with children and their parents.
Keywords: family, interaction, project activity, upbringing, educational impact, innovation, activity.
Введение. Семья способствует включению ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности. Воспитание в семье отличается глубиной, эмоциональностью и некой интимностью.