Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FAMILY / INTERACTION / PROJECT ACTIVITY / UPBRINGING / EDUCATIONAL IMPACT / INNOVATION / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайфуллина Рамиля Амирзяновна, Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна

В статье рассматривается проблема реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Анализируется позиция родителей, работа воспитателей с родителями детей. Проведена экспериментальная работа. Авторы отмечают, что скоординированность и целостность работы с семьями дошкольников закрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайфуллина Рамиля Амирзяновна, Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AT PRESCHOOL INSTITUTION

The article considers the problem of implementing project activities in a preschool educational institution. It analyzes the position of parents, the work of educators with parents of children. Experimental work has been carried out. The author notes that the coordination and integrity of work with families of preschool children reinforces the interaction of the teaching staff with children and their parents.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Таблица 6

Сравнительный анализ результатов по методике «Диагностика способности педагога к саморазвитию» (Т. Сваталова), в %

Группа Кол-во Уровни

педагогов высокий средний низкий

конст. контр. Конст. контр. Конст. контр.

Эксп Эксп. Эксп Эксп. Эксп Эксп.

ЭГ 80 20 45 47 40 33 15

КГ 80 18 23 54 50 28 27

Сравнительный анализ результатов по диагностическим методикам показал, что результаты педагогов, входивших в экспериментальную группу, улучшились. Результаты же педагогов, входивших в контрольную группу существенно не изменились.

Можно утверждать, что разработанный нами комплекс управления развитием профессиональных компетенций у педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы ДОО, эффективно работает, и существенно повышает педагогическую компетентность в области дошкольного образования.

Выводы. Проведенное нами исследование по диагностическим методикам и разработанной нами анкете для педагогов позволило разработать и аппробировать комплекс управления развитием профессиональных компетенций у педагогов посредством нетрадиционных форм методической работы ДОО.

Управление каким-либо процессом в образовательном учреждении - это комплексный и целенаправленный процесс воздействия на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с целями. Каждый руководитель ставит перед собой цель в профессиональном развитии педагогов своей организации.

Внедряя комплекс, мы заметили, как педагоги мотивировались, стремились к самообразованию и повышению своих компетенций в сфере образования.

Несомненно, кто как целеустремленный руководитель, методист, может мотивировать к развитию свой коллектив, а использование нетрадиционных форм методической работы, несет в себе более современные и эффективные методы и средства повышения педагогической компетентности.

Литература:

1. Гаворина Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. - №1. - С. 6-11.

2. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждени // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. 2015г. - С. 55-58.

3. Дыбина О.В., Кузьмичева Е.И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов: Ч. 3. 2013. - С. 63-68.

4. Зубкова Е.Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса/ Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 38-41.

Педагогика

УДК: 373.21

магистр Гайфуллина Рамиля Амирзяновна

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский(Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Анализируется позиция родителей, работа воспитателей с родителями детей. Проведена экспериментальная работа. Авторы отмечают, что скоординированность и целостность работы с семьями дошкольников закрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями.

Ключевые слова: семья, взаимодействие, проектная деятельность, воспитание, воспитательное воздействие, инновации, деятельность.

Annotation. The article considers the problem of implementing project activities in a preschool educational institution. It analyzes the position of parents, the work of educators with parents of children. Experimental work has been carried out. The author notes that the coordination and integrity of work with families of preschool children reinforces the interaction of the teaching staff with children and their parents.

Keywords: family, interaction, project activity, upbringing, educational impact, innovation, activity.

Введение. Семья способствует включению ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности. Воспитание в семье отличается глубиной, эмоциональностью и некой интимностью.

Благоприятно для формирующейся нервной системы ребенка сказывается постоянство воспитательных воздействий, чем, к сожалению, не может похвастаться общественное воспитание.

Однако не все семьи могут в полной мере реализовать полноценное воспитание по ряду причин, например: одни не знают зачем, другие не знают как, а третьи вообще считают, что это пустая трата времени. Значит, общественное квалифицированное дошкольное воспитание просто необходимо. А в свою очередь введение новых реформ в дошкольное образование, введение ФГОС, требующее повышения компетентности педагогов, вызывает непременность сотрудничества, союза и партнерства обеих сторон, для повышения эффективности образования.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день многие родители отдалились от воспитания своих детей, возложив эту долю только на педагогов, большинство из них теперь интересует в первую очередь материальное благополучие их семьи. Уникальные исследования современных педагогов (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни педагог, ни воспитательное учреждение в целом, не может дать детям того, что дает им семья [2, с. 671.

Исследования педагогов доказали, что само по себе наличие знаний не определяет эффективность и успешность обучения, гораздо важнее то, чтобы ребенок сам умел добывать и применять свои знания и умения в жизни.

Один из принципов деятельностного подхода, принцип активности ребенка во время образовательного процесса. Он заключается в целенаправленном восприятии, осмыслении, переработке и применении, изучаемых явлений. Метод проектирования является уникальным средством обеспечения взаимодействия детей и взрослых в реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

У детей дошкольного возраста психологические особенности позволяют эффективно осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. Для этого у них есть все предпосылки: стремление к исследованию, самостоятельной деятельности, интерес к практической информации, стремление к разнообразным видам деятельности.

Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Одна из особенностей заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло [9, с. 76].

Метод проектной деятельности является одним из эффективных методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. Он основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.

Метод проектов в России стал популярным с конца девяностых годов прошлого века. До этого в советской педагогике этот метод был запрещен как «буржуазный проектный метод». Со временем советская школа познакомилась с ним в первые годы советской власти [11, с. 43].

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно значимого продукта, то есть в виде некоторого культурного образца.

Подобная трактовка детской инициативности и ее реализации в проектной деятельности основана на ряде исследований. Научные исследования показали, что дошкольники тоже могут удачно выполнять проектную деятельность. Ученые отмечают, что по результатам исследований наблюдается позитивные метаморфозы в познавательном развитии детей. Что касается о роста детей, то здесь выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. И в области межличностных отношений дошкольников наблюдаются изменения, они аккумулируют опыт конструктивного взаимодействия, развивается умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Есть изменения и в отношениях между детьми и родителями. Дошкольники становятся интересными партнерами для родителей по совместной деятельности.

Мы считаем, что проекты в детском саду носят обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей [11, с. 42].

Метод проекта помогает выйти на новый уровень взаимодействия с родителями, меняет отношения в системе «дети - родитель - ребенок». В результате мы получаем ценные отношения в этом направлении: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности. Родители начинают видеть в педагогах помощников по воспитанию детей [9, с.80].

Целью исследования являлось: поддержка по внедрение проектной работы в ДОУ, а так же подключение к кругу деятельности в данной сфере родителей.

Работу начали с исследования состояния работы воспитателей с родителями в группе. Был изучен годовой план работы, перспективный план работы с родителями в ДОУ.

С целью выяснения уровня заинтересованности родителей к дошкольному учреждению, как к источнику педагогических познаний провели анкетирование. В анкету были интегрированы вопросы, которые обнаружили ценностные ориентиры родителей. И, без сомнения, был вопрос о том, что они понимают о проектной работе, и их отношение к ней.

По завершению анкетирования обнаружилось, что основная масса (80%) считают себя грамотными педагогами собственного малыша, знают его, стараются не принуждать, а учить.

Особенную значимость для анализа давали ответы на вопрос об источниках педагогической информации, получаемой родителями, а еще соображение сравнительно общей проектной работы. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психическая литература, консультации у педагога и специалиста по психологии в детском саду, чутье, житейский навык.

В итоге по собственной значительности информаторы разделились следующим образом: педагогическая и психическая литература; житейский опыт; консультации у педагога и специалиста по психологии в детском саду; чутье и рекомендации своих людей (родных, близких).

Выборочный опрос показал, что 40% родители получают педагогические познания через СМИ (газеты, журналы, телевидение,) 10% полагаются на жизненный навык и интуицию, 26% обращаются за консультацией к воспитателям в случае необходимости, надобности. Удовлетворены информацией лишь

36,7% на вопрос, 52% - не обращаются к воспитателям детского сада за поддержкой, потому что справляются сами.

Вопросы по проектной деятельности были интегрированы в анкетирование всех родителей группы. Итак, результаты таковы:

- настроены положительно, показывают готовность сотрудничать, но существует дефицит времени (20%);

- отсутствует точное представление о системе общей работы родителей и воспитателей (10%);

- большинство родителей (70%) перекладывают обязанность за образование ребят на воспитателей ДОУ, мотивируя это дефицитом свободного времени. Считают, что вопросом обязаны увлекаться лишь только сотрудники ДОУ.

Обработка анкет разрешила получить сведения о том, что ждут родители от ДОУ, очертить круг вопросов, выявить проблемы и трудности родителей в воспитании и развитии детей.

Показатели результатов анкетирования родителей экспериментальной группы на констатирующем эксперименте следующие. Показатели активности родителей:

- вопросы к воспитателям - 26 % родителей,

- интерес к новинкам педагогической литературы - 30 % родителей,

- проявление интереса к организации жизни в детском саду - 20 % родителей,

- проявление интереса к проектной деятельности - 20% родителей.

В итоге, констатирующий период изучения выявил малоэффективность использования в работе у воспитателей совместной проектной деятельности, нежелание родителей сотрудничать с педагогами; невысокую степень педагогической подготовки и психолого-педагогических познаний родителей. Замечены интерес и внимание к применениям свежих форм сотрудничества детского сада с семьей, как у воспитателей, так и у родителей.

Для воспитателей ДОУ были проведены:

- консультации «Взаимодействие воспитателей, родителей и дошкольников сквозь проектный метод», «Аспекты внедрения способа проектов в работе дошкольного учреждения»;

- семинар-практикум «Алгоритм подключения родителей в педагогический процесс ДОУ на базе способа проектов», «Разработка проектов», Демонстрация проектов.

Работа с родителями занимает важное место в организации проектной работы в дошкольном учреждении. Каждый воспитатель в педагогической деятельности решает следующие задачи:

- организовать сотрудничество родителей и детей так, чтобы оно было более эффективным и нужным детям;

- вызвать внимание к этому методу деятельности как и у родителей, так и у ребят.

Задачи решаются в три этапа: предварительный, реализационный, итоговый.

На первом этапе был использован метод наводящих вопросов. Малыши вышли на проблему, которую нужно было решить. Совместно с детьми определяются варианты проблем, которые будут решаться с родителями.

Был составлен план действия, определены тема и цели общей работы. Учитывая, что будут работать совместно с родителями, старались выбрать более интересные темы. Когда работали над проектом, естественно вопросов было много, поэтому обращались за советами к специалистам ДОУ. Во взаимодействии были согласованы методы общей и самостоятельной работы (игры, исследования, экскурсии-события ведущей части проекта).

На родительских собраниях рассматривались самые важные вопросы по проблеме. Некоторые семьи впервые работали всей семьей. Сообща они вместе с детьми собирали информацию по теме, при необходимости переоформляли ее, согласовав с общими интересами и предпочтениями.

Было принято решение составить кратковременные планы по темам, «Чистый мир», «Елабуга - край родной», «Я и моя семья». Эти темы были одобрены и преподавателями и родителями, а самое главное они были увлекательны ребятам. Темы несли познавательный, обучающий и воспитательный характер, в то же время совместная работа над проектом объединяла детей, родителей, педагогический коллектив. Участники проекта назначили дни вопросов и ответов по проектным деятельностям (беседы и консультации); оформлялись стенды, папки передвижки по темам проектов.

Следующий этап - это основная часть создания и оформления проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в музеи, организовывали выставки.

Были организованы и проведены экскурсии в музеи, в соответствии с планом проекта «Елабуга - край родной». Огромное удовольствие все участники проекта получили от музейной образовательной интерактивной программы.

На данном этапе так же были проведены:

- познавательные занятия: «Моя Семья», «Мой город», «Народная тряпичная кукла», «Покормите птиц зимой»;

- чтение художественной литературы;

- оформление игротеки. Дидактические игры: «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто живёт в реке», «Кому, что нужно для работы», подвижные, речевые игры;

- посещение детской районной библиотеки;

- рисование на тему «Бусы для мамы»;

- оформление стенда «Песни и стихи о Татарстане».

Третьим этапом стала презентация проектной деятельности, обсуждение полученных результатов, проведена итоговая конференция. Позже была организована выставка совместных проектных работ для сотрудников, родителей и гостей.

На последнем этапе было повторно проведено анкетирование родителей с помощью тех же самых анкет, которые использовались на начальном этапе работы. Это было необходимо для проверки достижения ранее поставленных задач в исследовании.

По активности родителей можно сказать следующее (в %).

Вопросы к воспитателям - 86.

Интерес к новинкам педагогической литературы - 90.

Проявление интереса к организации жизни в детском саду - 80.

Проявление интереса к проектной деятельности - 80.

После завершения анкетирования, сравнив результаты до и после работы над проектами, родители убедились в эффективности проектного метода, как формой организации взаимодействия.

Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. После занятий, бесед и работы над проектами их стали интересовать проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям, отношение в семье, поведение в общественных местах, пример самих родителей, ответственность за детей.

Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей. До формирующего этапа было 20%. 40% родителуй стали интересоваться педагогической литературой. 50% родителей читают регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников. До формирующего этапа было 30%. Многие родители (80%) хотели бы принимать участие в жизни детского сада. До формирующего этапа - 20%. Жаловались на дефицит времени. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий, стали сами предлагать формы совместной работы. Возросла их активность.

Таким образом, родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы. Они понимают, что есть возможность получить информацию о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; какие возможности для реализации своих творческих способностей.

И родители, и воспитатели понимают, что сотрудничество семьи и воспитателей, педагогического коллектива даст положительные результаты в воспитании детей. Но, бывает и так, что не всегда хватает взаимопонимания, такта, упорства, чтобы услышать друг друга. Многие педагоги ломают голову над вопросами как: Как поменять это положение? Как привлечь родителей к взаимодействию? Как достучаться до родителей, что они являются членами воспитательного процесса ДОО? И каждый педагогический коллектив в ДОО ставят перед коллективом одну из важнейших задач как, установить доверительные отношения между ребятами, родителями и педагогами.

В проектной совместной деятельности устанавливается тесный контакт с родителями. Проектная деятельность даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Мы сами понимаем, что традиционные родительские собрания уже забытые старые, непродуктивные формы в работе с родителями. И родители, и педагоги понимают, насколько эффективен это метод во взаимодеятельности семьи, ДОО. Метод проекта позволяет развивать творческие способности и коммуникативные навыки у детей, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.

Выводы. Целенаправленная, согласованная работы с семьями дошкольников как проектная работа закрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, делает боле эффективным, целеобразовательным и культурным местом дошкольное учреждение и семью.

Творчески составленные планы расширяют кругозор ребят и взрослых, заряжают их творческой энергией, содействуют положительным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и дошкольной образовательной организации.

Можно сделать вывод, что проектный метод работы является действенной формой в сотрудничестве дошкольной образовательной организации и семьи. Этот метод помогает решать вопросы применения педагогических технологий, содействующих увеличению вооруженных педагогическими знаниями родителей.

Литература:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№12. - С. 88-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи. - М.: Академия развития. 2009. - 224 с.

3. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: Белгор. гос. ун-т, 2009. - 177 с.

4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: Сфера, 2010. - 144 с.

5. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: Учитель, 2010. - 111 с.

6. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. - М..: Просвещение, 2011. - 190 с.

7. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2011. - 100 с.

8. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 348 с.

9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. -2009. - № 4. - С. 74-83.

10. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 112 с.

11. Колягина О.В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 41-42.

12. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: Белый Ветер, 2011.

13. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2012. - 576 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.

15. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.Детский сад и семья: методика работы с родителями. - М.: Мозаика - Синтез, 2007 - 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.