Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональных компетенций педагога в работе с детьми раннего возраста'

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в работе с детьми раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ / КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ / EARLY AGE / EARLY AGE GROUPS / COMPETENCE / FEATURES OF DEVELOPMENT / CASE-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Нуриева Алеся Радиевна, Уткина Татьяна Александровна

В данной статье рассматривается аспект комплексной работы с педагогами, работающими в группах раннего возраста, с целью совершенствования профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Нуриева Алеся Радиевна, Уткина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN WORKING WITH YOUNG CHILDREN

This article considers the aspect of integrated work with teachers working in groups of early age, with the aim of improving professional competencies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональных компетенций педагога в работе с детьми раннего возраста»

Выводы. Можно утверждать, что каждый российский гражданин в той или иной мере вовлечен в рынок финансовых услуг, именно поэтому финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого. Понимание главных экономических понятий, процессов и умение эффективно их использовать в реальной жизни дают человеку возможность стать финансово независимым и являются залогом его успешности.

Литература:

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

2. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Терехина А.Е. Особенности программ повышения финансовой грамотности граждан с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8-2. С. 5-10.

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шутова Ю.Г., Стародубова Д.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. Т. 4. №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).

4. Ковальчук А.В., Сайбель Н.Ю. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 1 (январь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/184003. htm.

5. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42

6. Храмова А.В., Кузнецова Е.А. Современные аспекты преподавания финансово-экономических дисциплин // В сборнике: Актуальные вопросы финансов и страхования России на современном этапе Материалы IV региональной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Мининский университет. 2017. С. 265-268.

7. Financial Literacy Around the World: Insights from the Standard & Poor's Ratings Services Global Financial Literacy Survey, 2015. - URL: http://www.finlit. mhfi.com.

Педагогика

УДК:371.13

кандидат педагогических наук Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Уткина Татьяна Александровна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается аспект комплексной работы с педагогами, работающими в группах раннего возраста, с целью совершенствования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: ранний возраст, группы раннего возраста, компетенция, компетентность, особенности развития, Кейс- технология.

Annotation. This article considers the aspect of integrated work with teachers working in groups of early age, with the aim of improving professional competencies.

Keywords: early age, early age groups, competence, competence, features of development, Case-technology.

Введение. В связи с увеличением рождаемости в стране возникла острая необходимость в создании дополнительных групп раннего возраста, и обеспечении их педагогами высокого профессионального уровня. Специфика работы с малышами предусматривает несколько иные компетенции нежели те, которыми обладают педагоги ДОО [1, с. 80].

Для определения сущности профессиональной компетентности обратимся к научным подходам, определениям, к словарю.

Компетенция - это область знаний, круг вопросов в котором кто-либо хорошо осведомлён [9]. Компетенция в образовании, направленном на профессиональное обучение - это применение всех знаний, умений и практических навыков для успешного решения профессиональных задач. Педагогическая компетентность - это ряд знаний, умений и навыков, направленных на решение задач в ходе педагогической деятельности.

Для начала определим некоторые особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей дошкольного возраста. У детей данного периода жизни очень тесно переплетены физическое и психическое развитие. Ведущим видом деятельности является манипуляция предметами, и только ближе к трём годам у детей начинают закладываться предпосылки к более сложной игровой деятельности.

Немаловажное значение имеет взаимодействие ребёнка с близким взрослым, так как образцом для подражания в речи, в выполнении различных действий, манипулятивного характера в том числе, взаимодействия с социумом - являются именно они.

К сожалению реалии современного мира таковы, что родители, в силу своей занятости на работе, не могут в достаточной мере оказать должного внимания своему малышу, поэтому на современном этапе образования немаловажно то, каким будет педагог дошкольного образования, работающий в группах раннего возраста и какими компетенциями он должен обладать? Этот вопрос подвёл нас к определению темы нашего исследования.

Целью статьи является выявление факторов, затрудняющих и способствующих совершенствованию компетенций педагогов в работе с детьми раннего возраста. Базой исследования послужило: МБДОУ "Детский сад № 16 "Лучик" г.Елабуга, Республика Татарстан.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 40 педагогов, которые были разделены на две группы по 20 человек, экспериментальная и контрольная группы.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы: беседа - опрос, тестирование, анкетирование.

С педагогами обеих групп была проведена беседа- опрос, в ходе которой мы обращали внимание на владение педагогами компетенций, необходимых для работы с детьми раннего возраста:

Педагогическая компетенция

1. Умение решать предметные задачи. Возникающие спонтанно.

2. Использование в практической деятельности теоретических знаний.

3. Умение работать с родителями воспитанников.

4. Владение и применение на практике современных технологий в образовании.

Из которой мы выявили, что затруднения в работе с детьми раннего возраста вызывают такие области, как решение предметных задач, возникающих спонтанно и работа с родителями. Вызывают затруднение возникающие нестандартные ситуации во время проведения образовательной деятельности. Так воспитатель А.Н. рассказала о ситуации, когда ребёнок не захотел принять участие при рассматривании сюжетной картины, пока она уговаривала этого малыша, познавательный интерес других детей погас, соответственно образовательную деятельность провести в полном объёме не удалось. После проведения беседы-опроса были выявлены результаты, представленные в таблице.

Результаты проведения беседы-опроса:

Компетенции Контрольная группа Экспериментальная группа

Решение предметных задач, возникающих спонтанно 5% 4%

Использование в практической деятельности теоретических знаний 20% 23%

Работа с родителями воспитанников 15% 28%

Использование современных, инновационных технологий в образовании 70% 75%

Из результатов, приведённых в таблице, видно, что педагоги обеих групп, примерно одинаково владеют компетенциями, которые мы обозначили. Наибольшее внимание в работе следует уделить решению практических задач. Для более широкого изучения уровня профессиональной компетентности педагогов, принимающих участие в нашем эксперименте было проведено тестирование открытого типа, в котором педагогам предлагалось ответить на ряд вопросов, часть которых носили теоретический характер, а часть практический.

Таблица 1

Уровень профессиональной компетентности педагогов

Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий 5% 3%

Средний 60% 64%

Низкий 35% 33%

По результатам проведённого тестирования, было выявлено, что 35% педагогов экспериментальной группы затруднялись с ответом, а именно верно ответили лишь на 30-40% из предложенных вопросов. Большая часть педагогов экспериментальной группы, а именно 60% показали средний результат, и лишь 5% педагогов показали высокий уровень профессиональной компетентности в работе с детьми раннего возраста.

Результаты тестирования контрольной группы были близки к результатам экспериментальной группы, а именно 33% тестируемых показали низкий результат, 64% - средний, и 3% - высокий, что говорит о равном уровне теоретической подготовки участников обеих групп.

Наиболее трудными для педагогов оказались вопросы практической направленности, что говорит о том, что уровень теоретических знаний педагогического состава высок, но недостаточно практических навыков в работе с детьми групп раннего дошкольного возраста.

При проведении анкетирования мы определили уровень готовности педагогов к развитию. Данное исследование состояло из 2 частей:

1. Анкета № 1 - для выявления способности педагога к развитию.

2. Анкета № 2 - для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию.

При проведении анкеты № 1 участникам эксперимента было предложено 15 утверждений, ответы на которые они должны были дать по пяти бальной системе, где 5 - полностью согласен, 1 - не согласен.

В результате обработки полученных ответов, мы получили следующие данные:

Таблица 2

Выявление способности педагога к развитию

Экспериментальная группа Контрольная группа

Готов к переменам 20% 28%

Средний уровень мотивации 48% 40%

Низкий уровень мотивации 32% 32%

Из результатов (таблица 2) мы видим что большая часть респондентов, а это 48% - в экспериментальной группе, и 40% - в контрольной имеют средний уровень мотивации к развитию, 32% - участников эксперимента в экспериментальной группе, как и в контрольной имеют низкий уровень мотивации, готовы к переменам 20% - педагогов экспериментальной группы и 28% - педагогов контрольной группы.

При проведении анкетирования № 2 респондентам было предложено семь утверждений-факторов препятствующих развитию и двенадцать утверждений- факторов стимулирующие развитие педагогов. Ответы оценивались по пяти бальной шкале, где 5- да, 1-нет.

При обработке ответов мы получили следующие данные:

Таблица 3

Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов

Экспериментальная группа Контрольная группа

Факторы препятствующие развитию 24% 27%

Факторы стимулирующие развитию 76% 73%

Из диаграммы изображённой в таблицы 3 можно сделать вывод, что стимулирующие факторы развития педагогов преобладают в обеих группах, а значит, воспитатели имеют равные возможности для профессионального развития.

В ходе проведения исследования было выявлено, что педагоги владеют необходимыми для работы знаниями, к сожалению, не всегда могут применить их на практике, поэтому результаты, полученные в ходе данного исследования, были использованы для построения дальнейшей работы.

Для проведения опытно-экспериментальной работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов нами было решено воспользоваться Кейс-технологией, которая состоит из учебно-методических материалов, которые разрабатывались на основе полученных результатов проведённого исследования и выявленных пробелов в работе педагогов.

Причина выбора этой технологии проста: для совершенствования любых профессиональных компетенций воспитателей лучше, когда педагоги взаимодействуют друг с другом.

В Кейс-технологию входили следующие методы:

- метод инцидента,

- метод ситуационно- ролевых игр,

- метод ситуационного анализа,

- ролевое проектирование,

- метод дискуссий.

Работа кейс-технологии проводилась по 6-ти направлениям - это социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и работа с родителями. Каждый блок подразделялся на 2-3 занятия.

Один раз в неделю педагоги собирались в методическом кабинете, где им предлагали какую-либо педагогическую ситуацию по определённой образовательной области, которую они рассматривали с разных позиций используя методы описанные выше. В завершении кейса педагоги обменивались мнениями в дискуссионном клубе.

После проведённой работы нами был проведён контроль эксперимента. Были проведены: беседа-опрос, тестирование.

При проведении беседы-опроса использовались те же вопросы и критерии их оценивания, что и на констатирующем этапе. Целью беседы- опроса являлось выявление уровня владения профессиональными компетенциями педагога, после проведённого эксперимента. В ходе проведённой беседы-опроса были выявлены результаты, представленные в таблице.

Сравнительная таблица результатов проведения беседы-опроса

Компетенции Контрольная группа Экспериментальная группа

Констат. этап Контр.этап Констат. этап Контр.этап

Решение предметных задач, возникающих спонтанно 5% 20% 4% 58%

Использование в практической деятельности теоретических знаний 20% 20% 23% 31%

Работа с родителями воспитанников 15% 28% 28% 78%

Использование современных, инновационных технологий в образовании 70% 78% 75% 92%

По результатам, представленным в сравнительной таблице мы видим, что наибольшего результата в экспериментальной группе удалось достичь в компетенции «Умение решать предметные задачи, возникающие спонтанно» и «Умение работать с родителями» процентный прирост в данных компетенциях составил 38 и 50% соответственно. Результаты контрольной группы повысились, но незначительно, благодаря самообразованию педагогов.

При проведении тестирования мы получили следующие результаты:

Сводная таблица выявления уровня профессиональных компетенций педагогов

Уровень профессиональных компетенций педагогов Контрольная группа Экспериментальная группа

Констат. этап Контр.этап Констат. этап Контр.этап

Высокий 3% 17% 5% 64%

Средний 64% 50% 60% 30%

Низкий 33% 33% 35% 6%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам, представленным в сравнительной таблице мы видим, что в экспериментальной группе низкий уровень снизился до 6%, а высокий уровень повысился до 64%. В контрольной группе наблюдается рост высокого уровня профессиональных компетенций на 14%.

Выводы. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что предложенная нами система кейс-технологий является эффективной и может быть рекомендована старшим воспитателям дошкольных организаций для успешного совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО.

Литература:

1. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. - 177 с.

2. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.

3. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.

5. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. - №6. - С. 70 -78.

6. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.

7. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова - Архангельск: АО ИППК РО, 2010. - 265 с.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. ozhegov.dicti.info 2016.

Педагогика

УДК 37.013.46 ББК74.268

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Гальченко Наталья Александровна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА

РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты интеграции системы образования как фактора развития региона. Автор показывает применение понятия «интеграции» для определения педагогического процесса, для описания специфической структурно-функциональной характеристики и уровня развития образовательной системы институционального характера. В статье анализируются направления интегративных процессов, главной задачей которых является создание механизма устойчивого развития регионального образования. Рассматривая систему образования, выступающего определенным социальным институтом, стоит отметить, что она включает в себя совокупность различных ролей и ресурсов, которые требуются для передачи определенных культурных ценностей и знаний от поколения к поколению. Автор представляет интеграцию в качестве процесса и результата развития общества, так как именно образование считается основным рычагом долгосрочного воздействия на экономическое развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.