Научная статья на тему 'Оценка эффективности профессионального консультирования специалистов по развитию детей раннего детства'

Оценка эффективности профессионального консультирования специалистов по развитию детей раннего детства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВОСПИТАТЕЛЯ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / РАННЕЕ ДЕТСТВО / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДЕТСТВА / NURSERY TEACHER / TEACHER’S PROFESSIONALISM / LEVELS OF TEACHER’S PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL CONSULTANCY / EARLY CHILDHOOD / DEVELOPMENT OF CHILDREN IN EARLY CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минникова Юлия Михайловна

Анализируется актуальность консультативного сопровождения воспитателей, работающих с детьми раннего детства. Обоснованы направления деятельности воспитателей, отражающие их профессионализм. Приводятся данные пре-тестовой диагностики, выполненные методом наблюдения данных направлений деятельности воспитателей, которые позволили выявить наиболее низкие уровни по данным критериям в работе с детьми. Обоснованы особенности формы проведения консультативной деятельности в экспериментальной группе и отличие формы консультативной деятельности от таковой в контрольной группе. Приведены данные пост-тестовой диагностики, позволяющие выявить эффективность консультативных программ в их сравнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PROFESSIONAL CONSULTANCY EFFECT ON SPECIASLISTS IN CHLIDREN DEVELOPMENT AT EARLY CHILDHOOD

Topicality of consultancy support of nursery teachers working with children in early childhood is analyzed. The directions of teachers’ activities that reflect their professionalism are substantiated. Pre-test diagnostics data obtained by observation of the activity directions of the teachers that provided lower levels under the criteria in working with children are presented. Specifics of the form of providing the consultancy as for the control group are substantiated. Post-test diagnostics data are presented, which allowed defining the effectiveness of the consultancy programs in comparison

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности профессионального консультирования специалистов по развитию детей раннего детства»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-106-114

УДК 372 ББК 74.102

Ю.М. Минникова

(Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДЕТСТВА

Анализируется актуальность консультативного сопровождения воспитателей, работающих с детьми раннего детства. Обоснованы направления деятельности воспитателей, отражающие их профессионализм. Приводятся данные пре-тестовой диагностики, выполненные методом наблюдения данных направлений деятельности воспитателей, которые позволили выявить наиболее низкие уровни по данным критериям вработе с детьми. Обоснованы особенности формы проведения консультативной деятельности в экспериментальной группе и отличие формы консультативной деятельности от таковой в контрольной группе. Приведены данные пост-тестовой диагностики, позволяющие выявить эффективность консультативных программ в их сравнении.

Ключевые слова: воспитатель, профессионализм воспитателя, уровни профессионализма воспитателей, профессиональное консультирование, форма профессионального консультирования, раннее детство, развитие детей раннего детства.

Yu.M. Minnikova (Surgut State University, Surgut, Russia)

ASSESSMENT OF THE PROFESSIONAL CONSULTANCY EFFECT ON SPECIASLISTS IN CHLIDREN DEVELOPMENT AT EARLY CHILDHOOD

Topicality of consultancy support of nursery teachers working with children in early childhood is analyzed. The directions of teachers' activities that reflect their professionalism are substantiated. Pre-test diagnostics data obtained by observation of the activity directions of the teachers that provided lower levels under the criteria in working with children are presented. Specifics of the form of providing the consultancy as for the control group g are substantiated. Post-test diagnostics data are presented, which allowed defining the

1 effectiveness of the consultancy programs in comparison.

j Keywords: nursery teacher, teacher's professionalism, levels of teacher's

2 professionalism, professional consultancy, early childhood, development of children in early !2 childhood.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в последнее время наблюдается повышение интереса к систематизированному сопровождению развития детей в младенчестве и раннем детстве. Это выражается в появлении большого количества частных детских центров, ориентированных на создание ясельных групп. Эта тенденция делает востребованным подготовку специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Известно, что возраст раннего детства является не просто переходным на следующий возрастной этап, но таким, в котором закладывается фундамент для дальнейшего развития. Недостаточный уровень профессиональных компетенций и знаний об особенностях закономерностях развития детей этого возраста, низкий уровень владения приемами планирования деятельности с ориентацией на возрастные закономерности развития детей вносят существенные искажения в работу воспитателей.

Подобные проблемы приводят к необходимости подготовки профессионалов к решению творческих задач воспитания детей раннего возраста с опорой на нормы психического и соматического развития детей. Данные вопросы детально были исследованы в цикле классических отечественных исследований [4, 5, 10]. Необходимо отметить, что, с одной стороны, это были исследования, выполненные в 50-70-е годы, и необходимо соотносить достижения этих исследований с современной ситуацией развития детей, своеобразия современных семей и способов деятельности. С другой стороны, специфика средств и способов организации жизни современного поколения детей затушевывает некоторые фундаментальные направления развития детей, которые оказываются не в фокусе внимания воспитателей и родителей, и приводит к тому, что пропускаются сен-зитивные периоды для развития ведущей деятельности - предметной - и новообразований в познавательной и личностной сфере детей. Проблема изучения со-

держания и темпов развития возрастных новообразований в раннем детстве неразрывно связана с проблемой сопровождения взрослыми хода развития детей.

Соответственно, проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос о педагогически эффективном направлении профессионального консультирования для профессионального развития специалистов ДОУ, работающих с детьми раннего детства.

Объект: профессионализм воспитателей ДОУ в процессе его развития в условиях специализированного сопровождения.

Предмет: педагогическая характеристика организации профессионального консультирования воспитателей ДОУ, способствующая динамике их профессионализма по сопровождению развития воспитанников младших групп ДОУ.

Для построения базы профессионального консультирования педагогов необходимо понимать, какие требования предъявляются к воспитателям. Общие указания для ответа можно найти в ФГОС ДО. В пункте 2.7 даются следующие требования к образовательному маршруту в раннем возрасте: «...предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками <...>, общение с взрослым <...>, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями <...>» [8]. Указания, данные во ФГОС, являются общими, соответственно, для их выполнения можно использовать разные средства. Однако в этом случае поднимается вопрос о целесообразности отдельных методов развития детей.

Для характеристики целей воспитателей исследователями был проведен социологический опрос. И.В. Абанкина при поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проводила анализ изменений в сфере дошкольного образования. Были опрошены воспитатели детей, посещающих государственные и частные детские сады. По их данным, «са-

го ш

ф

ч

о

I

го

ф

го

со о

го

ф

I

го ш

о £

о

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

о о

ф

т го

I

ф

^

О

го m о

мыми важными задачами детского сада воспитатели <. ..> считают присмотр и уход за детьми <...>» [1, с. 45]. Если уход и присмотр заключается только лишь в удовлетворении базовых потребностей ребенка, то это говорит о нивелировании всех тех ресурсов, которые заложены в данном возрастном периоде. Подобные данные говорят о необходимости проведения профессионального консультирования воспитателей с целью повышения их профессионального мастерства для грамотного и системного сопровождения детей возраста раннего детства.

Для определения важных направлений деятельности воспитателей, изменения которых станут показателями динамики их профессионализма, можно обратиться к циклу исследований, выполненных в институте дошкольного воспитания под руководством Л.А. Вен-гера [2]. Исследователями были проанализированы многие существующие педагогические системы, и по итогам этого анализа были разработаны рекомендации по составу дидактическому материалу и последовательностью действий с оным [3].

Таким образом, мы приступили к экспериментальному исследованию.

Цель экспериментального исследования заключалась в экспериментальной проверке и сравнении двух форм консультативной деятельности воспитателей.

Гипотезы исследования: если формой профессионального консультирования воспитателей выступит организация консультантом совместных с ними занятий по сопровождению основных новообразований детей, то это обеспечит более динамичное изменение их профессионализма по сравнению с динамикой профессионализма воспитателей при консультировании в форме ознакомительных бесед.

Основным методом исследования выступал метод генетико-моделирующе-го эксперимента. Он включал констатирующую, развивающую и контрольную серии. При проведении констатирую-

щей и контрольной серий эксперимента осуществлялась пре-тестовая и посттестовая диагностика.

Для оценки текущего уровня профессионализма воспитателей необходимо использовать определенные шкалы. Подобный способ оценки представлен в зарубежной дошкольной психологии и педагогике в шкалах ECERS-R. Данные шкалы характеризуют активность воспитателей, направленную на речевое развитие детей, на развитие мыслительных операций, на развитие продуктивной конструктивной деятельности и т.п. Эти шкалы удобны тем, что имеют подробно описанные критерии для оценки профессионализма воспитателей [9, с.56].

В нашей работе осуществлялся синтез тех направлений психического развития детей раннего возраста, которые были отмечены в классических исследованиях, выполненных в институте дошкольного воспитания под руководством Л.А. Вен-гера, и некоторых направлений, которые представлены в шкалах ECERS-R, касающихся базовых компетенций воспитателей. При организации наблюдений за воспитателями были выделены следующие направления, которые вошли в авторскую диагностическую карту: 1. Выбор педагогом дидактического материала для ребёнка; 2. Состав дидактического материала; 3. Планирование индивидуальной работы с ребёнком (ведение дневника);

4. Мера вмешательства педагога в индивидуальную деятельность с ребёнком;

5. Стимулирование общения между детьми; 6. Стратегия педагога при разрешении конфликтов между детьми; 7. Смена дидактического материала в группе; 8. Чередование деятельностей в течение дня.

Нами было организовано наблюдение и анализ деятельности 8 педагогов в ДОУ №20 «Югорка» (экспериментальная группа (далее - ЭГ)) и ДОУ №40 «Снегурочка» (контрольная группа (далее - КГ)) г. Сургута в период с 1.11.18 г. по 30.11.18 г. Такое наблюдение носило двойственный характер: оценивалась деятельность воспитателей и осуществлялась диагно-

стика методом наблюдения за определенными новообразованиями детей раннего возраста. По итогам этого наблюдения воспитателям присваивались баллы по каждому из этих направлений: 1 (низкий), 2 (средний), 3 (высокий).

Новообразованиями, которые отслеживались и оценивались, выступали следующие: сенсорное развитие, речевое

развитие (активная речь, понимание пассивной речи), творческая деятельность, крупная и мелкая моторика, навыки самообслуживания. Диагностика детей на соответствие развитие возрастным нормам проводилась согласно К.Л. Печоре [7]. Процентное распределение детей ясельных групп в детских садах указано в таблице 1.

Таблица 1. Распределение детей по уровню развития (п=61)

КГ* эг**

кол-во детей % кол-во детей %

высокий 3 10,7 4 12,1

средний 18 64,3 22 66,7

низкий 7 25 7 21,2

го со н о

Ё ч

0 ф

1 I

го

ф

го

со о

го ^

ф

с

0

к ^

1

го ш

о ^

!г £

0

1

о ^

о

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

т го

I

ф

^

О

Примечание. Здесь и далее по тексту: *КГ - контрольная группа,**ЭГ - экспериментальная группа

Из таблицы видно, что дети той подгруппы, в которой развитие находится на нижней границе нормы, имеют небольшое отставание, связанное с речевым развитием. Так, дети в возрасте 1 год 11 мес. - 2 года должны говорить трёхсложными предложениями, но по данным наблюдения говорят лишь двухсложными или не говорят совсем. Показатели детей со средним уровнем развитие полностью совпадают с описанными К.Л. Печорой

нормами развития. Дети высокого уровня опережают по развитию описанные нормы, которые были выделены Печорой в 1979 г. Это касается, прежде всего, речевого развития и развития сенсорики: различение и называние форм, цвета, величины.

Результаты, полученные в результате наблюдений за работой воспитателей на основе диагностической карты, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Средние показатели профессионализма педагогов по данным наблюдений занятий в течение 30 дней (п=8)

№ Направления КГ ЭГ

1 Выбор педагогом диагностического материала 1,75 2

2 Состав диагностического материала 2,25 2

3 Планирование индивидуальной работы 1 1

4 Вмешательство в деятельность ребенка 1 1

5 Стимулирование общения между детьми 1 1

6 Стратегия разрешения конфликтов 1,25 1,25

7 Смена материала в группе 2,25 2,25

8 Чередование деятельности в течение дня 2,25 2,25

Как можно увидеть из таблицы 2, низкими показателя характеризуются направления, связанные со активизацией речевого общения с ребенком.

Так, воспитатели при работе с ребенком, часто задавая вопрос, не дожидались на него ответа и отвечали за воспитанника

(4 направление). Помимо этого, педагоги не стремились активизировать общение между детьми, ссылаясь на то, что дети ещё слишком маленькие (5 направление). В ситуациях конфликта между детьми часть воспитателей стремились действовать согласно стратегии «избегания слёз

ребёнка», что не всегда было адекватно возникающей ситуации (6 направление).

Учитывая то, что были выявлены низкие показатели по речевому развитию у детей, то становится очевидным, что этот недостаток в работе воспитателей в определенной мере обусловливает низкий уровень речевого развития детей.

С другой стороны, дети с опережением в развитии, по словам самих воспитателей групп, ходят на дополнительные занятия в детские центры развития в городе.

Низкие показатели деятельности воспитателей были выявлены по направлению «Планирование индивидуальной работы». Оно касается индивидуализации подхода к каждому отдельному ребенку как к субъекту воспитания. Педагоги не ведут дневники наблюдений, не фиксируют тот дидактический материал, с которым ребенок уже действовал и с которым ему ещё предстоит действовать. Предметная деятельность осуществляется стихийно. Это не позволяет воспитателям целенаправленно планировать динамику развития конкретных детей.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет наметить программу консультативной деятельности для воспитателей детей, которая позволила бы преодолевать недостатки профессионализма воспитателей этой специфической группы и обеспечивать не только достижение норм развития, но и их опережение.

Для обоснования формы проведения консультативной программы нами был выбран подход совместной продуктивной деятельности консультанта с воспитателями, предложенный В.Я. Ляу-дис [6]. Данная система подразумевает восемь форм совместной деятельности:

1) Введение в деятельность; 2) Разделенные действия между учителем и учеником действия; 3) Имитируемые действия; 4) Поддержанные действия; 5) Саморегулируемые действия; 6) Самопобуждаемые действия; 7) Самоорганизуемые действия; 8) Партнерство.

Включенность консультанта при переходе от первой формы совместной деятельности к восьмой уменьшается, при этом планирование и регуляция действий передается собственно воспитателям.

Мы считаем, что при организации консультативной деятельности способом, предложенным В.Я. Ляудис, у воспитателей обнаружится более динамичное изменение уровня их профессионализма по сравнению с изменением уровня профессионализма воспитателей при проведении ознакомительных бесед.

Мы проводили профессиональное консультирование в виде ознакомительных бесед с воспитателями КГ один раз в неделю по 40 минут. Всего было проведено 8 встреч. Мы также проводили профессиональное консультирование с ЭГ методом совместной продуктивной деятельности в течение 4 месяцев в период с 9.01.19 по 30.04.19.

С целью проверки эффективности консультативной деятельности с ЭГ и КГ была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику изменения профессионализма у воспитателей, работающих с детьми раннего детства. Для повторной диагностики были использованы те же методы, что на этапе пре-тестовой диагностики.

Средние показатели, полученные в результате оценки деятельности воспитателей, представлены в таблица 3.

Таблица 3. Сопоставление показателей профессионализма педагогов до и после участия в консультативной деятельности по направлениям

го ш о

№ Направления КГ (до) КГ (после) ЭГ (до) ЭГ (после)

1 Выбор педагогом диагностического материала 1,75 2,25 2 2,75

2 Состав диагностического материала 2,25 2,25 2 2,75

3 Планирование индивидуальной работы 1 1,75 1 2,5

4 Вмешательство в деятельность ребенка 1 1,75 1 2,5

№ Направления КГ (до) КГ (после) ЭГ (до) ЭГ (после)

5 Стимулирование общения между детьми 1 2,25 1 3

6 Стратегия разрешения конфликтов 1,25 2 1,25 2,75

7 Смена материала в группе 2,25 2,25 2,25 2,75

8 Чередование деятельности в течение дня 2,25 2,25 2,25 2,5

Для установления различий в динамике профессионализма воспитателей нами был проведен статистический ана-

лиз с использованием критерия Манна-Уитни. Итоги проведенного статистического анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты сравнительного анализа показателей профессионализма воспитателей контрольной и экспериментальной групп

№ Направления средние значения и-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости

КГ (после) ЭГ (после)

1 Выбор педагогом диагностического материала 2,25 2,75 1 р<0.05

2 Состав диагностического материала 2,25 2,75 0 р<0.01*

3 Планирование индивидуальной работы 1,75 2,5 0.5 р<0.05

4 Вмешательство в деятельность ребенка 1,75 2,5 1 р<0.05

5 Стимулирование общения между детьми 2,25 3 0 р<0.01*

6 Стратегия разрешения конфликтов 2 2,75 1 р<0.05

7 Смена материала в группе 2,25 2,75 0 р<0.01*

8 Чередование деятельности в течение дня 2,25 2,5 1 р<0.05

го со н о

Ё ч

0 ф

1 I

го

ф

го

со о

го ^

ф

с

0

к ^

1

го ш

о ^

!г £

0

1

о ^

о

0

1 .0

го

о

о ф

-&

о с

о о

ф

т го

I

ф

^

О

Анализ данных, приведенных в таблице 4, позволяет сделать следующие выводы. Можно увидеть положительные сдвиги по всем критериям в экспериментальной группе. В ходе наблюдения стали заметны сдвиги по направлениям 3-6. Если до проведения консультативной деятельности воспитатели при работе с ребенком часто, задавая вопрос, не дожидались ответа ребенка и отвечали за него (направление 4), то после консультативной деятельности воспитатели ЭГ стали терпеливо ждать ответа, при необходимости задавали вопрос снова или переформулировали его, при этом не пресекали деятельность ребенка. Однако за

воспитателями КГ замечалось желание отвечать за ребенка, чрезмерно контролировать его во время предметной деятельности с дидактическим материалом, в связи с чем им были присвоены сравнительно низкие показатели, нежели воспитателям в ЭГ.

В ситуациях конфликта между детьми часть воспитателей стремились действовать согласно стратегии «избегания слёз ребёнка», что не всегда было адекватно возникающей ситуации (направление 6). После проведения профессионального консультирования воспитатели перестали испытывать страх перед возможными негативными эмоциями у детей, стали

использовать «Я-высказывания» в работе, отслеживать тон и резкость своих высказываний в сторону детей. Однако педагоги КГ все еще могли вернуться к той стратегии поведения, которая была у них до проведения консультаций.

На пре-тестовой диагностике были выявлены низкие показатели деятельности воспитателей по 3 направлению, которое касается индивидуализации подхода к каждому отдельному ребенку как к субъекту воспитания. До проведения консультаций педагоги не вели дневники наблюдений и, соответственно, не фиксировали тот дидактический материал, с которым ребенок уже действовал и с которым ему ещё предстоит действовать. Это приводило к тому, что предметная деятельность осуществлялась стихийно. Во время проведения профессионального консультирования воспитателям было предложено вести дневники наблюдений. На пост-тестовой диагностике консультантом были проверены частота и подробность заполнения данных дневников наблюдения за детьми. Данные показатели оказались на порядок ниже тех по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

казателей, которые были получены в ЭГ. Подобная тенденция могла быть связана с тем, что по ходу осуществления ЭГ консультант очно контролировал процесс заполнения дневников наблюдения и совместно с воспитателями группы проводил анализ полученных данных.

Таким образом, из анализа данных диагностики видно, что профессиональное консультирование, осуществляемое по принципу совместной продуктивной деятельности, было более эффективным, чем консультирование, состоящее из традиционных бесед с воспитателями об основных новообразованиях раннего детства.

Для выявления эффективности консультативной программы нами также анализировался уровень развития детей раннего детства. Для характеристики их уровня развития снова были применены диагностические карты К.Л. Печоры.

Сравнительные результаты диагностики уровня развития детей до и после реализации программы консультативной деятельности с воспитателями представлены в таблице 5.

Таблица 5. Доля детей (в %), различающихся по уровню развития на основе диагностических карт К.Л. Печоры (п=61)

Контрольная группа Экспериментальная группа

до после до после

количество детей % количество детей % количество детей % количество детей %

3 10,7 3 10,7 4 12,1 8 24,2

18 64,3 19 67,9 22 66,7 23 69,7

7 25 6 21,4 7 21,2 2 6,1

Остановимся на качественном анализе различий в полученных данных (табл. 5). Видно, что изменения до и после проведения консультаций произошли как в КГ, так и в ЭГ. В основном, эти изменения характеризуются приростом количества § детей с высокими показателями в раз-I витии. Однако немаловажна и разница в количестве детей с низкими показате-^ лями до и после проведения консульти-£ рования. В КГ до проведения професси-

онального консультирования было три ребенка с высокими показателями, после проведения консультаций их также осталось трое. Произошли изменения в количестве детей с низкими показателями: у одного ребенка оценка развития вышла на уровень, соответствующий среднему уровню. В ЭГ произошли изменения в количестве детей с высокими и низкими показателями. Произошел рост количества детей с высокими показателями:

увеличилось количество детей с опережающим развитием (на четыре ребенка). Разница в количестве детей с низкими показателями до и после профессионального консультирования с воспитателями стала больше: уменьшилось количество детей с низкими показателями (на пять детей), их показатели вышли на нормальный уровень. Подобная динамика подтверждает действенность программы профессионального консультирования, проводимого с ЭГ.

Таким образом, мы доказали, что если организовать консультации в виде совместной продуктивной деятельности консультанта с воспитателями, то это обеспечит более динамичное изменение их профессионализма, в отличие от консультаций в виде ознакомительных бесед в традиционном подходе. Следовательно, это подтверждает то, что подобные программы консультирования более эффективны.

Библиографический список:

1.

2.

3.

Абанкина И.В, Родина Н.В., Филатова Л.М. Анализ изменений в сфере дошкольного образования [Электронный ресурс]. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 78 с. - Режим доступа: https:// ioe.hse.ru/data/2017/08/03/1173499250/ СА0%20(5)13%20Анализ%20измене-ний%20в%20сфере%20дошкольно-го%20образования.pdf Венгер А.Л. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. - М.: Просвещение, 1969. - 364 с. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/ Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Электронный ресурс] // под редакцией Рузской А.Г. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997. - 384 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/ L0l-0011.htm

6. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. - М.: Издат-во МГУ, 1994. - 203 с.

7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голу-бева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2004. - 144 с.

8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образовательных Учреждений от 14.11.2013 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604 827f926f8d5cce7251c500a26cd/

9. Хармс Т., Клиффорд Р., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. - М.: Изд-во «Национальноеобразование», 2017. - 136 с.

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ - Режим доступа: http:// psychlib. ru/mgppu/eit/EIT- 0 01-.htm

Поступила 19.09.2019

го

CG

ф ч о

I

го ср

ф

го ср

ш

о

го

J

ф

X

го ш о ср

S £

о

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о ср а

Об авторе:

Минникова Юлия Михайловна, аспирант Сургутского государственного университета (г. Сургут, Россия), minnak@yandex.ru

Для цитирования: Минникова Ю.М. Оценка эффективности профессионального консультирования специалистов по развитию детей раннего детства // Современная

о о

ф

m го

I

ф

J

О

высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 106-114. DOI: 10.7442/20719620-2019-11-3-106-114

References:

1. Abankina I.V., Rodina N.V., Filatova L.M. Analysis of changes in the sphere of pre-school education [Electronic resource]. - M.: NIU VShE, 2017. - P. 78. - Available at: https://ioe.hse.ru/data/2017/08/03/1173499250/CA0%20(5)13%20AHa.H3%20H3MeHe-HHH%20B%20c$epe%20gomKO.nbHoro%20o6pa3OBaHHfl.pdf [in Russian]

2. Venger A.L. Perception and education: pre-school age. - M.: Prosveshchenie, 1969. -364 p. [in Russian]

3. Venger L.A., Pilyugina E.G., Venger N.B. Training child's sensoric culture from birth th 6 years age. -M.: Prosveshchenie, 1988. - 144 p. [in Russian]

4. Vygotsky L.C. Selected works in 6 vol., Vol.6. - M.: Pedagogika, 1984. - 400 p. [in Russian]

5. Lisina M.I. Communication, personality and child's psychology [Electronic resource]. -M.: Izd-vo «Institut prakticxheskoi psikhologii» - Voronezh: NPO «MODEK», 1997. -384 p. - Available at: http://psychlib.ru/mgppu/LOl-1997/LOl-0011.htm [in Russian]

6. Lyaudis V.Ya. Innovative education: strategy and practice. - M.: Izdat. MGU, 1994. -203 p. [in Russian]

7. Pechora K.L., Pantyukhina G.V., Golubeva L.G. Early age children at pre-school institutions. - M.: Prosveshchenie, 2004. - 144 p. [in Russian]

8. Federal State Educational Standard of Pre-School Educational Institutions of 14.11.2013 [Electronic resource] // KonsultantPlus. - Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ [in Russian]

9. Harms T., Clifford R., Cryer D. Early childhood environment rating scales. - M.: Natsionalnoe obrazovanie, 2017. - 136 p. [in Russian]

10. Elkoniun D.B. Selected psychological works. [Electronic resource] // Electronic Library MGPPU. - Available at: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.htm [in Russian]

About the author:

Minnikova Yulia Mikhailovna, Postgraduate Student, Surgut State University (Surgut, Russia), minnak@yandex.ru

For citation: Minnikova Yu.M. Assessment of the professional consultancy effect on speciaslists in chlidren development at early childhood // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 3. P. 106-114. DOI: 10.7442/20719620-2019-11-3-106-114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.