УДК 376
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Деревягина Елена Викторовна.
г. Когалым, ХМАО-Югра, МАДОУ «Колокольчик», педагог-психолог, [email protected].
Аннотация. В статье рассматривается совместная деятельность педагога-психолога и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (ООП). Раскрыты условия, пути, качества, преимущества тесного слаженного сотрудничества.
Ключевые слова: педагог-психолог, воспитатель, взаимодействие.
THE INTERACTION OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AND THE EDUCATOR IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Derevyagina Elena Viktorovna.
Kogalym, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, kindergarten "Bell", educational psychologist, [email protected].
Abstract. The article discusses the joint activities of the teacher-psychologist and educator in remedial work with preschoolers with special educational needs (PLO). The conditions, ways, qualities, advantages of close harmonious cooperation are disclosed.
Key words: educational psychologist, educator, interaction.
Педагог-психолог - это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с ребенком с особыми образовательными потребностями - обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов - это основа их совместной деятельности.
Совместная работа педагога-психолога с воспитателем в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка с ООП предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ [2].
Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком ООП состоит
в сопровождении воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки. Для этого необходимо создание следующих условий:
- организация деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;
- построение позитивного взаимодействия всех участников, совместное решение возникающих проблем;
- учет индивидуальных психологических, личностных, особенностей детей с ООП;
- обеспечение благополучия ребенка, его успешности, исключение стрессов;
- обеспечение преемственности с содержанием и формами совместного психолого-педагогического сопровождения;
- создание условий воспитания и развития качеств личности ребенка с ООП, отвечающих требованиям современного общества.
Следовательно, воспитатель понимает, что педагог-психолог - это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.
В модели сопровождения «педагог-психолог - воспитатель» теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: воспитатель педагогу-психологу или педагог-психолог воспитателю? Вывод напрашивается сам за себя: без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.
С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога-психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах (если таковые имеются) существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.
Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строить в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.
Профилактическое направление включает в себя:
1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.
2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.
3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.
4. Включение в деятельность консультативного диалога.
Диагностическое направление включает в себя:
1. Проведение бесед с детьми и педагогами.
2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.
3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого).
Коррекционное направление включает в себя:
1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.
2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.
3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т.п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию с амостоятельно сти.
4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной [3; 4].
Исходя из вышеизложенного, опираясь на разработки и рекомендации ученых, исследователей, практиков можно представить следующие преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:
- осуществляется повышение эффективности психологической развивающей работы за счет ресурсов деятельности воспитателя:
- реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;
- насыщается образовательная среда психологическим содержанием.
Опишем необходимые качества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:
- создание положительного эмоционального фона в группе;
- проведение систематической организованной работы;
- осуществление амплификации (обогащения) детского развития.
При взаимодействии педагога-психолога и воспитателя на занятиях осуществляется:
- проигрывание различных практических ситуаций;
- включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;
- использование разнообразных способов выполнения заданий;
- осуществление рефлексивных моментов;
- включение здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
Можно заметить, что в совместной работе педагога-психолога и воспитателя одним из необходимых условий является создание положительного эмоционального фона и отклика ребенка. На основе этого наиболее эффективно происходит работа по развитию, а иногда и коррекции эмоционально-волевой, когнитивной и личностной сфер детей.
Результатом взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе является реализация принципов дошкольного и специального образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество образовательной организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога и воспитателя едина. Это - ребенок, условия его полноценного обучения, воспитания и развития. Средства и методы - различны. Однако их совместная деятельность объективно нуждается в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые технологии будут работать на изначально заданную цель.
Библиографический список:
1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.
2. Микляева Н.В., Микляев Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. - М.: Академия, 2013. -208 с.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
4. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181185.
5. Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 20.04.19).