Научная статья на тему 'Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе'

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2379
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог-психолог / воспитатель / взаимодействие / educational psychologist / educator / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревягина Елена Викторовна

В статье рассматривается совместная деятельность педагога-психолога и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (ООП). Раскрыты условия, пути, качества, преимущества тесного слаженного сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деревягина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AND THE EDUCATOR IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the joint activities of the teacher-psychologist and educator in remedial work with preschoolers with special educational needs (PLO). The conditions, ways, qualities, advantages of close harmonious cooperation are disclosed

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе»

УДК 376

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Деревягина Елена Викторовна.

г. Когалым, ХМАО-Югра, МАДОУ «Колокольчик», педагог-психолог, [email protected].

Аннотация. В статье рассматривается совместная деятельность педагога-психолога и воспитателя в коррекционной работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (ООП). Раскрыты условия, пути, качества, преимущества тесного слаженного сотрудничества.

Ключевые слова: педагог-психолог, воспитатель, взаимодействие.

THE INTERACTION OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AND THE EDUCATOR IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Derevyagina Elena Viktorovna.

Kogalym, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, kindergarten "Bell", educational psychologist, [email protected].

Abstract. The article discusses the joint activities of the teacher-psychologist and educator in remedial work with preschoolers with special educational needs (PLO). The conditions, ways, qualities, advantages of close harmonious cooperation are disclosed.

Key words: educational psychologist, educator, interaction.

Педагог-психолог - это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с ребенком с особыми образовательными потребностями - обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и одно из них - это то, что данный специалист работает в тесном сотрудничестве с воспитателем. Слаженность работы и заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов - это основа их совместной деятельности.

Совместная работа педагога-психолога с воспитателем в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка с ООП предполагает, что педагог-психолог выступает в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ [2].

Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период. Поэтому педагог-психолог обязан информировать педагогов о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Объяснить, особенно начинающим педагогам, что детская психология не является отраслью медицины, она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача педагога-психолога в работе с ребенком ООП состоит

в сопровождении воспитанников и их родителей, оказания своевременной помощи и поддержки. Для этого необходимо создание следующих условий:

- организация деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;

- построение позитивного взаимодействия всех участников, совместное решение возникающих проблем;

- учет индивидуальных психологических, личностных, особенностей детей с ООП;

- обеспечение благополучия ребенка, его успешности, исключение стрессов;

- обеспечение преемственности с содержанием и формами совместного психолого-педагогического сопровождения;

- создание условий воспитания и развития качеств личности ребенка с ООП, отвечающих требованиям современного общества.

Следовательно, воспитатель понимает, что педагог-психолог - это помощник, соратник, а не контролер, что способствует созданию необходимой атмосферы доверия.

В модели сопровождения «педагог-психолог - воспитатель» теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: воспитатель педагогу-психологу или педагог-психолог воспитателю? Вывод напрашивается сам за себя: без взаимного обмена информацией ни воспитатель, ни педагог-психолог не смогут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.

С одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним.

С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога-психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах (если таковые имеются) существующих учебных и социально-психологических проблем. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.

Ряд ученых, исследователей и практиков рассматривают взаимодействие педагога-психолога и воспитателя строить в нескольких следующих направлениях: профилактическом, диагностическом, коррекционном.

Профилактическое направление включает в себя:

1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий в группе.

2. Использование разнообразных наглядных информационных материалов.

3. Расширение знаний через чтение психолого-педагогической и специальной литературы.

4. Включение в деятельность консультативного диалога.

Диагностическое направление включает в себя:

1. Проведение бесед с детьми и педагогами.

2. Организация и проведение тестирования и анкетирования.

3. Проведение непосредственного наблюдения за детьми (включённого и не включённого).

Коррекционное направление включает в себя:

1. Разработка педагогом-психологом советов и методических рекомендаций воспитателю по различным возникающим вопросам, а в свою очередь воспитатель реализовывает рекомендации специалиста, осуществляет взаимодействие с семьей.

2. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с ООП.

3. Организация и проведение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в русле режимных моментов (в утренние часы, на прогулках, в совместной деятельности, в вечернее время и т.п.) по формированию культуры здоровья, культуры жизнедеятельности, культурно-гигиенических навыков, развитию с амостоятельно сти.

4. Реализация тренингов, игр-упражнений, ситуативных бесед и диалогов, различных видов гимнастик: артикуляционной, эмоционально-стимулирующей, зрительной [3; 4].

Исходя из вышеизложенного, опираясь на разработки и рекомендации ученых, исследователей, практиков можно представить следующие преимущества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:

- осуществляется повышение эффективности психологической развивающей работы за счет ресурсов деятельности воспитателя:

- реализуется возможность создания целостной, непротиворечивой развивающей среды;

- насыщается образовательная среда психологическим содержанием.

Опишем необходимые качества взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе:

- создание положительного эмоционального фона в группе;

- проведение систематической организованной работы;

- осуществление амплификации (обогащения) детского развития.

При взаимодействии педагога-психолога и воспитателя на занятиях осуществляется:

- проигрывание различных практических ситуаций;

- включение игр, закрепляющих положительные эмоции от деятельности;

- использование разнообразных способов выполнения заданий;

- осуществление рефлексивных моментов;

- включение здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

Можно заметить, что в совместной работе педагога-психолога и воспитателя одним из необходимых условий является создание положительного эмоционального фона и отклика ребенка. На основе этого наиболее эффективно происходит работа по развитию, а иногда и коррекции эмоционально-волевой, когнитивной и личностной сфер детей.

Результатом взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в образовательном процессе является реализация принципов дошкольного и специального образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), амплификация (обогащение) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество образовательной организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Таким образом, цель профессиональной деятельности педагога-психолога и воспитателя едина. Это - ребенок, условия его полноценного обучения, воспитания и развития. Средства и методы - различны. Однако их совместная деятельность объективно нуждается в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые технологии будут работать на изначально заданную цель.

Библиографический список:

1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Гардарики, 2002. - 432 с.

2. Микляева Н.В., Микляев Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. - М.: Академия, 2013. -208 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Академия, 2003. - 448 с.

4. Одинокова Н.А. Педагогическое взаимодействие и сотрудничество в системе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями// Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- Омск: ФГБОУ ВО «ОГПУ», 2017. - С. 181185.

5. Система взаимодействия педагога-психолога с воспитателями, родителями и специалистами [Электронный ресурс]. - URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 20.04.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.