Научная статья на тему 'Роль психологической диагностики в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения'

Роль психологической диагностики в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1109
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PSYCHOLOGICAL CONTROL / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / MENTAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хмелькова М. А.

Теоретический анализ психологической литературы и результаты экспериментального исследования позволили автору сделать вывод о том, что одним из факторов, влияющих на освоение дошкольником образовательной программы выступает уровень его психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хмелькова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Theoretical analysis of the psychological literature and the results of the experimental research, allowed the author to make a conclusion that one of the factors, affecting on preschool child’s developing educational program shows the level of his mental development.

Текст научной работы на тему «Роль психологической диагностики в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Все описанные основные психотехнические приемы и правила общения депутата представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта депутата с субъектами права, участниками законотворческого процесса, избирателями, которые в большинстве случаев при решении самых разных депутатских полномочий приводят к положительному успеху. Бывают, однако, и сложные случаи, когда конфронтацию не удается преодолеть, например, при лоббировании законопроекта отдельными депутатами, которые лгут. Тогда приходится переходить к более энергичным мерам пресечения и разоблачения лжи, методам и приемам психологического воздействия.

Познание и объяснение психотехники парламентского общения помогает депутатам в решении законотворческой задачи. Это должно учитываться при парламентской учебе депутатов, а также составлении учебных программ в образовательных учреждениях. Решение данной проблемы состоит в разработке и реализации целого комплекса мероприятий: оптимизация всего имеющегося законотворческого массива; увеличение фундаментальных научных обобщений в различных отраслях права, составляющих и определяющих основу научных знаний; внедрение логико-теоретических схем и конструкций, позволяющих значительно сокращать объем материала, подлежащего исследованию; введение специализации «Психология

законотворчества» в образовательных учреждениях, которые в максимально возможной степени будут способствовать снижению количества допускаемых психолого-законотворческих ошибок, пробелов, коллизий в проектах закона и повышению качества законотворческой деятельности.

Литература

1. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста: учеб. пособие. Н. Новгород, 2000.

2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

3. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М., 1997.

4. Колесов Д.В. Человек и толпа. М., 2001.

5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учеб. пособие. Мн., 2001.

6. Косопкин А.С. Психология парламентского законотворчества. М., 2006.

7. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту, 1974.

8. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко и др. М., 2001.

9. Словарь иностранных слов» / под ред. И.В. Ле-хина, Ф.Н. Петрова и др. М., 1990.

10. Солодухина А.О., Солодухин О.А. Юридический диалог. Теория и практика, круг проблем. М., 1998.

11. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста: практ. пособие. М., 2000.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

М.А. ХМЕЛЬКОВА,

соискатель кафедры педагогической психологии Московского психолого-социального университета, педагог-психолог ГБОУ Детский сад № 2572 г. Москвы, старший преподаватель кафедры практической психологии

факультета педагогики и психологии Негосударственного образовательного учреждения

«Российский Новый Университет» (НОУ РосНОУ) Научная специальность 19.00.07 — педагогическая психология

E-mail: khmelkova@mail.ru

Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор С.В. Феоктистова

Аннотация. Теоретический анализ психологической литературы и результаты экспериментального исследования позволили автору сделать вывод о том, что одним из факторов, влияющих на освоение дошкольником образовательной программы выступает уровень его психического развития.

Ключевые слова: педагогический контроль, психологическая диагностика, психическое развитие, образовательная программа.

THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS IN EDUCATIONAL PROCESS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

M.A. KHMELKOVA,

competitor of chair of pedagogical psychology of the Moscow psikhologo-social university, teacher-psychologist of GBOU Kindergarten of No. of2572 of Moscow, senior teacher of chair of practical psychology of faculty of pedagogics and psychology of Non-state Educational Institution Russian New University (ROSNOU'S NOU)

Annotation. Theoretical analysis of the psychological literature and the results of the experimental research, allowed the author to make a conclusion that one of the factors, affecting on preschool child's developing educational program shows the level of his mental development.

Keywords: psychological control, psychological diagnosis, mental development, educational program.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка, поэтому диагностическая работа имеет большое значение для эффективного осуществления данной деятельности.

В современных условиях в деятельность дошкольных учреждений внедрение диагностики обусловлено несколькими обстоятельствами [1, 5, 7].

1. Реализация в образовании личностно-ориенти-рованного подхода предполагает построение психолого-педагогического процесса на диагностической основе.

2. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования РФ предполагают, что воспитатель обязан «на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планировать и проводить с обучающимися (воспитанниками) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально)», «изучать индивидуальные способности, интересы и склонности детей».

3. Проведение своевременной оценки и анализа качества образования и уровня усвоения воспитанниками по всем направлениям и областям образовательных программ, реализуемых в ДОУ.

Т.М. Бондаренко выделяет следующие виды диагностики [1]:

♦ медицинская (предмет диагностики — состояние здоровья и физического состояния ребенка);

♦ психологическая (предмет диагностики — психическое развитие ребенка);

♦ педагогическая (предметом диагностики является освоение ребенком образовательной или учебной программы);

♦ управленческая (предмет диагностики — деятельность образовательного учреждения).

В условиях образовательного процесса, обязательным его компонентом является педагогическая

диагностика, которая доступна на всех его уровнях: воспитателю в ДОУ, учителю в школе, преподавателю в высшей школе.

С.Н. Глазачева и С.С. Кашлева дают следующее определение: «Педагогическая диагностика — процесс изучения состояния, изменения состояния участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия» [4, с. 3].

Существуют разные подходы к направленности, содержанию и характеру педагогической диагностики в ДОУ [4, с. 4].

Во-первых, педагогическая диагностика направлена на определение продвижения детей в освоении образовательной программы. Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Эта позиция представлена во многих исследованиях, в частности в работах Л.А. Венгера.

Во-вторых, педагогическая диагностика направлена на определение уровня компетентности ребенка, в основе которой лежат сферы личности ребенка (когнитивная, эмоционально-чувственная, мотивационно-потребностная, поведенческая). Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ когнитивного опыта ребенка: эмоционально-чувственного, мотивационно-потребностного и поведенческого опыта и использования этого опыта в разных вариативных условиях. Именно сферы личности определяют целостность, структурированность, направленность личности ребенка. Эта позиция представлена в исследовании М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной и др.

В тесном взаимодействии с педагогической диагностикой в условиях образовательного процесса находится психологическая диагностика, которая является одним из основных видов работы практического психолога. Она связана с количественными оценками и точным качественным анализом психологических свойств и состояний ребенка и группы детей. Применительно к

№ 8 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

219

дошкольному возрасту, психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ, где предметом являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [3, с. 86].

А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова дают более широкое определение, где с их точки зрения «психологическая диагностика — получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития» [2, с. 5].

Как справедливо пишет Т.Д. Марцинковская, «правильная диагностика — первый шаг в организации психических отклонений, так как она показывает, что является первопричиной нарушений в психическом развитии, какие качества хуже всего сформированы» [3, с. 82].

Задача психолога — наладить контакт с персоналом детского сада, и, в первую очередь, с педагогами. Любой педагог проводит с детьми существенно больше времени, чем психолог. Зачастую никто, кроме педагога, не даст психологу такого богатого материала для анализа. Но и педагог нуждается в психологе, например, в ситуации, когда педагог не может принять какого-то ребенка и осознает это, или когда у воспитателя возникают сомнения относительно необычного развивающегося или необычно реагирующего ребенка. В этом случае психолог помогает решить проблему, раскрывая те грани личности ребенка, которые не видны педагогу или воспитателю, обучая их новым способам общения и взаимодействия с детьми. Они могут обратиться к психологу за советом о том, как лучше развивать ребенка, как найти к нему подход, как сделать ситуацию взаимодействия с ребенком более продуктивной [2, 7].

За последние несколько лет в психодиагностике сложилась достаточно непростая ситуация, обусловленная, с одной стороны, значительными изменениями в состоянии всей современной детской популяции, а с другой — недостаточностью только лишь феноменологического, и в том числе психометрического, подхода к оценке психического состояния ребенка. Усугубляет положение некоторая неопределенность и все большее «размывание» понятия нормы, тенденция к большей детерминации ее социальными условиями. Подобная неопределенность

связана и с увеличением инноваций в образовании, ориентацией многих образовательных систем на индивидуальный характер развития ребенка, а также большей «разнородностью» детской популяции, спецификой изменения динамики развития современного ребенка и усложнением самой структуры развития, многофакторности механизмов и причин наблюдаемой феноменологии, «полинациональностью» образовательных учреждений страны. И поэтому, в какой бы области «сопровождения» детства ни работали современные специалисты, они вынуждены постоянно пребывать в поиске идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в «пространстве» современных учреждений образования.

Большое значение в этом процессе принадлежит психологу образования. Фактически, он призван «уравновешивать», «состыковывать», «координировать» деятельность всех специалистов, «замкнутых» на ребенке, и, следовательно, обязан быть в центре его проблем, включать в сферу своих интересов не только собственно психологические, но и смежные, междисциплинарные знания и умения. Подобный подход не означает сведение в единое общее знание разнородных теорий, умений, инструментариев и технологий. Все они скорее должны «сплавиться» в интегративное понимание того, что происходит с конкретным ребенком, какими должны быть оказанные ему помощь и поддержка. Тем более, такое интегративное видение проблем детства важно при первом контакте психолога с ребенком — на этапе диагностики [6, с. 9].

Литература

1. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2010.

2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. М., 2011.

3. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., 2003.

4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5—7 лет / под ред. О.В. Дыбиной. М., 2010.

5. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу: пособие для педагогов ДОУ / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломеннико-вой. М., 2011.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб., 2011.

7. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей ДОУ; 2-е изд. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.