УДК 376.42
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КАК КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
© 2014
И.Н. Белкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия) Г.В. Трифонова, педагог-психолог высшей квалификационной категории Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
школа-интернат 115, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются принципы и требования к индивидуально-ориентированной коррек-ционно-развивающей программе учащегося специальной (коррекционной) школы VIII вида. Указывается на необходимость определять содержание коррекционного, профилактического, развивающего направления психолого-педагогического сопровождения ученика специальной школы с учетом структуры его дефекта. Предлагается структура программы, содержащая блоки, этапы работы и рекомендации родителям и специалистам: учителю, воспитателю, медицинским работникам, логопеду, психологу.
Ключевые слова: индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа; психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк); умственная отсталость; процесс сопровождения ребенка с отклонениями в развитии; зона актуального развития; психолого-педагогическая диагностика; коррекция; профилактика; развитие.
В специальной (коррекционной) школе УШ вида учатся дети с умеренной, а порой и с тяжелой умственной отсталостью, а количество учащихся со сложным дефектом, у которых нарушение интеллекта сочетается с ДЦП, алалией, ранним детским аутизмом и т.д., имеет тенденцию к увеличению [1, с. 27]. В этой связи очень важно отобрать и совместить коррекционно-обучаю-щие, коррекционно-воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
Индивидуальные программы развития - это один из основных компонентов психолого-педагогического сопровождения школьника с особыми образовательными потребностями. Они разрабатываются на полугодие на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее - ПМПк).
Первый этап работы ПМПк в данном направлении - это первичное обследование ребенка. Оно заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами школьного консилиума.
Второй этап - это коллегиальное обсуждение полученных результатов. Его завершающей частью является:
- определение образовательного маршрута в соответствии с возможностями и особенностями ученика;
- составление индивидуально ориентированной кор-рекционно-развивающей программы;
- обсуждение действий специалистов в работе с данным ребенком.
Третий этап - это контроль над выполнением задач индивидуально ориентированной программы. Завершением этого этапа является динамическое или итоговое обследование, то есть оценка состояния ребенка после окончания цикла коррекционно-развива-ющей работы. В зависимости от результатов создается новая программа или вносятся коррективы в уже существующую.
При составлении и реализации программ обязательно соблюдаются принципы коррекционной направленности образовательного процесса. Для этого специалистам сопровождения в специальной (коррекционной) школе предъявляются требования и даются рекомендации.
Рекомендации учителю
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы и клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2].
2. Критически изучить результаты комплексного обследования ученика, коллегиальное заключение и рекомендации ПМПк, рекомендации М.С. Певзнер по определенной клинической группе.
3. Знать новообразования возраста, ведущий вид деятельности.
4. Определить педагогическую готовность ребенка к школе и уровень сформированности знаний, умений и навыков (далее - ЗУН).
5. Определить сильные стороны ребенка, на которые можно опираться при построении учебного процесса.
6. Знать основные проблемы учащегося для определения целей коррекционной работы.
7. При составлении программы учитывать темперамент, темп деятельности, работоспособность ученика, ведущий канал восприятия, преобладание тех или иных нейродинамических процессов.
8. При построении индивидуальной работы использовать принцип замещающего развития (А.В. Семенович [3, с. 124]):
- выявить актуальный уровень двигательного, аффективного, эмоционального развития, то есть зону актуального развития;
- учитывать общие законы и закономерности нормативного развития («единство нормального и аномального», по Л.С. Выготскому [4, с. 171]);
- прогнозировать трудности и предотвращать проблемы в плане развития, воспитания, обучения;
- знать с какого этапа начинать работу;
- ведущий тип мотивации деятельности;
- поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.
1. С учетом структуры дефекта адаптировать учебный материал, подобрать коррекционные задания.
2. На основе результатов мониторинга подобрать педагогические технологии, адекватные состоянию ученика.
3. Содержание программы должно корригировать имеющиеся трудности, быть направленным на зону ближайшего развития и предупреждать проявление вторичных дефектов.
4. Содержание индивидуальной программы должно быть реализовано в планах работы учителя.
Рекомендации воспитателю
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2].
2. Изучить результаты комплексного обследования ребенка, коллегиальное заключение и рекомендации ПМПк, рекомендации М.С. Певзнер по определенной клинической группе.
3. Знать новообразования возраста, ведущий вид деятельности для определения коррекционных задач воспитания.
4. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков, навыков культуры поведения и навыков самообслуживания.
5. При составлении программы учитывать темперамент, темп деятельности, работоспособность ученика, ведущий канал восприятия, преобладание тех или иных нейродинамических процессов.
6. При построении индивидуальной работы использовать принцип замещающего развития (А.В. Семенович [3, с. 124]):
- выявить актуальный уровень двигательного, аффективного, эмоционального развития, т.е. зону актуального развития;
- учитывать общие законы и закономерности нормативного развития («единство нормального и аномального», по Л.С. Выготскому [4, с. 171]);
- прогнозировать трудности и предотвращать проблемы в плане развития, воспитания, обучения;
- знать с какого этапа начинать работу;
- ведущий тип мотивации деятельности;
- поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П.Я. Гальперина.
1. В работе опираться на эмоциональную сферу («единство аффекта и интеллекта»).
2. К созданию программы активно привлекать родителей.
3. Содержание индивидуальной программы должно быть реализовано в планах работы воспитателя.
Рекомендации медицинским работникам
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2] и рекомендации ученого.
2. Изучать актуальные и потенциальные возможности ребенка.
3. Рекомендовать с учетом физического и неврологического состояния ученика допустимую нагрузку с целью предупреждения эмоционального срыва.
Рекомендации логопеду
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2].
2. Изучить комплексную диагностику ученика с целью определения уровня актуального и ближайшего развития, коллегиального заключения и рекомендации ПМПк, рекомендации М.С. Певзнер по данной клинической группе.
3. В подборе коррекционных заданий и упражнений учитывать содержание программы СКОУ VIII вида.
4. Коррекцию речи осуществлять вместе с коррекцией познавательной сферы.
5. Содержание индивидуальной программы должно быть реализовано в планах учителя-логопеда.
6. Проводить диагностические работы с целью оценки эффективности логопедической работы и внесения изменений в программу.
7. При необходимости вносить изменения в программу индивидуального развития.
Рекомендации психологу
1. Знать структуру дефекта обучающегося коррек-ционной школы, клинико-психолого-педагогическую классификацию М.С. Певзнер [2] и рекомендации ученого.
2. Изучить результаты комплексной диагностики обучающегося.
3. Проследить за тем, как выполняются рекомендации по составлению программ и как реализуются индивидуальные программы.
4. Проводить скрининговые срезы с целью оценки эффективности коррекционной программы ученика.
5. При необходимости вносить изменения в программу индивидуального развития.
6. При реализации программы учитывать темперамент, темп деятельности, работоспособность ученика, ведущий канал восприятия, преобладание тех или иных нейродинамических процессов.
7. Содержание индивидуальной программы должно
быть реализовано в планах педагога-психолога.
Рекомендации родителям
1. С целью повышения эффективности коррекции вторичных недостатков ребенка, а также его развития, обучения и воспитания выполнять рекомендации специалистов школы и медиков.
2. Развивать социально-нравственные качества личности ребенка (навыки самообслуживания, коммуникативные навыки, доброту, честность, трудолюбие, аккуратность и т.д.) для успешной его адаптации в школе и за ее пределами.
3. Создавать дома благоприятную психологическую атмосферу для предупреждения эмоциональных срывов, трудностей школьного детства и предотвращать появление отрицательных черт характера и поведения.
Индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая программа подписывается педагогами, родителями и ставится число. С содержанием программ родители знакомятся на школьных консилиумах или индивидуальных консультациях. Родители имеют копии ИПР.
Вследствие того, что дефект имеет сложную структуру, цели и задачи коррекционно-развивающей программы формируются как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение вторичных проявлений дефекта);
- развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).
На основе анализа специальной литературы, опыта работы коррекционных учреждений городского округа Самара, материалов РЦТО в нашей школе мы определили ту форму индивидуально ориентированной программы, которая, на наш взгляд, является оптимальной.
В индивидуальную коррекционно-развивающую программу входят описания сильных сторон ученика и слабых сторон ученика. На основе сильных сторон создаются условия для коррекции личности. Слабые стороны ученика - это те причины, которые вызывают определенные трудности в воспитании и обучении. Причем специалисты школьного ПМПк и педагоги класса первыми обозначают основные трудности, требующие первоочередной коррекции: выраженная импульсивность поведения, низкий фон настроения, несформирован-ность учебных навыков, грубое недоразвитие всех сторон речи и т.д.
Выявление сильных и слабых сторон звеньев помогает представить общую картину специфических особенностей ребенка и наметить комплекс адекватной помощи различных специалистов школы.
Индивидуально ориентированная
коррекционно-развивающая программа работы на_полугодие 20 / учебного года
с учеником_класса МСКОУ школы интерната № 115 VIII вида г. о. Самара
Ф амншх, ir.ci -;,ч «коя
Сильные стороны ученика Слабые стороны ученика
Номер блока Задачи коррекции и развития Способы реализации задач Отв е тств енный з а выполнение
1 2 3 4
Структура индивидуальной программы состоит из 4 разделов:
I - направление коррекционно-развивающей работы или блок;
II - задачи коррекции и развития;
III - способы реализации задач;
IV - ответственные за реализацию задач коррекции
стью» под редакцией Л.Б. Баряевой), разноуровневое содержание, вариативность форм и методов обучения;
- позволяет проверить эффективность принятых мер, внести корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявить динамику развития;
- обеспечивает взаимодействие всех специалистов сопровождения;
- дает «...родителям четкое представление о том, как и чему учить такого ребенка, как относиться к его поведению и трудностям.» [6, с. 72], повышает их ответственность и активность.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая программа:
- является составной частью психолого-педагогического сопровождения и помогает проектировать кор-рекционно-образовательную среду с учетом структуры дефекта ученика специальной школы;
- способствует поддержанию «функционирования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала» [5, с. 21].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь, 2003. 391 с.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. : «Просвещение», 1973. 189 с.
3. Организация коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями в развитии / сост. И.Г. Кузнецова, Ю.М. Тимошин. Самара : РЦТО, 2005. 208 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб. : Издательство «Лань», 2003. 656 с.
5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении : практическое пособие. 2-е изд. М. : Айрис-пресс, 2004. 256 с.
6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования : методическое пособие. М. : АРКТИ, 2005. 336 с.
INDIVIDUAL REMEDIAL PROGRAM IN THE SUPPORT OF A SPECIAL NEEDS CHILD
© 2014
I.N. Belkina, candidate of psychological sciences, assistant professor of the chair of special education
and special psychology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) G.V. Trifonova, educational psychologist highest qualification
State Budget of special (correctional) educational establishments boarding school № 115, Samara (Russia)
Annotation: Individual remedial program helps to highlight special, preventive, developmental aspects of psychological and pedagogical supporting a special school student with particular problems. The program is supposed to contain modules, stages and recommendations for parents and such specialists as a teacher, an educator, health professionals, a speech therapist, a psychologist.
Keywords: individual remedial program; health and education council; mental retardation; a special needs child support; hot development area; psychological and pedagogical test; corrective, preventive, developmental measures.
и развития.
В индивидуальных программах учащихся нашей школы используем 6 основных направлений или блоков.
Блоки ИПР:
1. Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
2. Формирование учебной мотивации. Развитие высших психических функций.
3. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности).
5. Развитие социально-нравственных качеств.
6. Обогащение социального опыта.
После определения направления или блока коррек-ционно-развивающей работы обозначаются задачи. Известно, что педагоги, не имеющие специального образования, затрудняются в их выборе. Для этого нами были разработаны примерные задачи и способы их реализации по этим направлениям. Реализация индивидуальных коррекционных программ осуществляется на занятиях психолога, логопеда, на уроках и во внеучебной деятельности.
Использование индивидуальной программы:
- способствует созданию развивающего микро-социума для проблемного ребенка;
- направлено на сохранение «позитивного здоровья», которое нарушается из-за «несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, их эмоциональных перегрузок» [5, с. 20];
- позволяет тесно «привязать» используемые развивающие психокоррекционные методы не только к индивидуальным, но и возрастным особенностям ребенка;
- обеспечивает выбор программ (программа под редакцией В.В. Воронковой, «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстало-