Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения'

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5267
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ППМС-ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Валентина Николаевна

В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого-медико-социального сопровождения»

В. Н. Богданова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Шамарина

В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад - начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррек-ционно-развивающего обучения.

V. Bogdanova

SOME APPROACHES TO PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN A CENTRE

FOR PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND SOCIAL SUPPORT

The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития...

children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten -primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.

Одним из приоритетных направлений в деятельности специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения (ППМС) на современном этапе является психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития. Это связано с несколькими причинами: во-первых, увеличилось количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционных видов психического ди-зонтогенеза, что затрудняет определение образовательного маршрута ребенка (Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко); во-вторых, многие образовательные учреждения не укомплектованы специалистами: психологом, дефек-тологом; в-третьих, многие дети с задержкой психического развития остаются невыявлен-ными и в связи с этим испытывают стойкие трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного и школьного образовательного учреждения, так как оказываются без специально организованной коррекционно-педагогической помощи стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников. Им требуется пристальное внимание врачей, педагогов, психологов, целенаправленная помощь, учитывающая проблемы и потребности каждого ребенка.

В современной специальной психологии и специальной педагогике задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка.

Результаты клинических исследований детей с ЗПР М. С. Певзнер и Т. А. Власовой [2] сыграли определенную роль в осознании необходимости организации системы специальных учреждений для таких детей. В дальнейшем К. С. Лебединской [1] исходя из

этиологического принципа было выделено четыре варианта задержки психического развития, каждому из которых присущи как специфические особенности инфантилизма, так и различный - прогностически значимый -характер недостаточности познавательной деятельности. Классификация ЗПР К. С. Лебединской в настоящее время широко используется в практике работы с детьми.

В дальнейшем изучались особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, которые легли в основу разработки индивидуальных коррекционных программ.

Выявлено, что значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей с задержкой психического развития мыслительной деятельности (К. С. Лебединская, Л. И. Переслени). Это выражается в не-сформированности основных мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопро-изношения, трудностях звукового анализа слов и усвоения логико-грамматических конструкций, особенно характеризующих пространственные и временные категории, бедности словаря (Е. В. Мальцева, Г. Н. Рахма-кова, С. Г. Шевченко, Л. В. Яссман). Особенности познавательной деятельности у учащихся с задержкой психического развития проявляются в недостаточной сформирован-ности внимания (Г. И. Жаренкова), недостатках памяти (Т. В. Егорова, Л. И. Переслени, В. Л. Подобед). Нарушения эмоционально-личностной сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития проявляются в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности (С. Г. Шевченко).

ПСИХОЛОГИЯ

Таким образом, некоторые клинические данные, особенности познавательной, эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР легли в основу разработки индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различных типов и видов: специальных школ, детских садов, учреждений инновационного типа «детский сад - начальная школа» и др.

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ЗПР мы понимаем как систему деятельности специалистов служб сопровождения: психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей, учителей, социальных педагогов, направленную на создание благоприятных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания ребенка с ЗПР, успешной адаптации и интеграции в общество.

Некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития описаны в работах И. Ф. Марковской, В. Б. Никашиной, Т. Д. Пускаевой, И. Ю. Кулагиной, Р. Заззо, Круйиган и др. Это непрерывность, комплексность сопровождения. Ряд работ посвящен влиянию семьи на успешность психолого-педагогического сопровождения (Г. В. Грибанова, М. М. Райская и др.). В то же время остается много нерешенных вопросов, связанных с определением содержания такого сопровождения, места каждого специалиста в психолого-педагогическом сопровождении.

Следует особенно подчеркнуть, что обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка возможно лишь на основе результатов комплексной диагностики психического развития ребенка с ЗПР. Такая диагностика осуществляется на основе работ С. Я. Рубинштейн, И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной, М. М. Семаго и др.

Служба сопровождения является необходимой структурой образовательной системы в городе Ливны Орловской области, к организационным формам которой относят: консилиумы в образовательных учреждениях, центр психолого-медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогиче-

ская комиссия. Эти службы тесно взаимодействуют друг с другом.

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» города Ливны организуется специалистами в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, уровнем актуального и потенциального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. На наш взгляд, более успешно осуществляется сопровождение детей с ЗПР в условиях учреждения «детский сад -начальная школа», так как строится с учетом преемственности деятельности специалистов, возможности более длительного наблюдения за развитием ребенка с раннего возраста до окончания начальной школы. Высокая результативность сопровождения детей, обучающихся в специальных (коррек-ционных) классах VII вида, обнаруживается при тесном взаимодействии специалистов ППМС-центра и школы.

Подчеркнем, что в ППМС-центре создана необходимая предметно-игровая среда для индивидуального сопровождения ребенка: игрушки, предметы домашнего обихода, стимульный материал, пространство для организации игр с перемещением, движений под музыку, сенсорная комната

На основе комплексной диагностики специалистами центра (психологом, врачом, дефектологом) составляется программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Она включает игры, упражнения, задания развивающего характера, рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. Отметим, что программа сопровождения составляется при тесном взаимодействии специалистов. Например, учитель-дефектолог и врач-педиатр комбинируют игры и задания таким образом, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на развитие ребенка. Величину нагрузки распределяют с учетом индивидуальных особенностей развития и возможностей ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития..

Задачи сопровождения эффективно решаются при условии включения в этот процесс родителей. Формами организации психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, специалистами ППМС-центра являются: консультативная помощь, включающая в себя психофизическое изучение особенностей развития ребенка и рекомендации по обучению и воспитанию; просветительская работа, которая заключается в различных формах работы с родителями, где их знакомят с особенностями развития, обучения и воспитания детей с ЗПР. Действенной оказалась форма так называемого университета для родителей, которая позволяет перейти к дискуссиям, семинарам, круглым столам и другим формам работы; практические занятия с родителями, на которых они получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков; индивидуальные занятия с ребенком, на которых присутствуют родители.

Одним из важнейших направлений работы по повышению эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР является работа с педагогами. В современных исследованиях (Р. В. Овча-рова, И. В. Дубровина и др.) достаточно полно раскрыты направления такой работы через организацию семинаров, круглых столов, дискуссий, курсов повышения квалификации. Подчеркнем особую значимость методического объединения учителей специальных (коррекционных) классов, в ходе работы которого решаются следующие задачи: обеспечение высокого методического уровня прове-

дения индивидуальных и групповых коррек-ционных занятий, создание условий, адекватных особенностям развития, обучения и воспитания детей с ЗПР в общеобразовательной школе. Психолог, учитель-дефектолог, а также социальный педагог центра принимают участие в деятельности методических объединений в школе, консультируют учителей. Основными формами заседаний методических объединений являются: семинары-практикумы, творческие отчеты, открытые мероприятия, изучение и распространение эффективного опыта по сопровождению детей с задержкой психического развития.

Таким образом, специалистами Центра психолого-педагогического сопровождения проводится большая работа по психолого-педагогическому сопровождению детей с ЗПР как в условиях образовательных учреждений различных типов и видов, так и в самом центре. Она представляет собой систему деятельности психологов, дефектологов, логопедов, воспитателей, учителей, социальных педагогов, основанную на результатах комплексной диагностики. Содержание деятельности, направленной на сопровождение детей с ЗПР, осуществляется и в образовательных учреждениях, и в ППМС-центре, где в полной мере реализуются индивидуальные программы для таких детей, проводится работа с родителями. Общий характер взаимоотношений в семье создает те предпосылки, которые в одном случае способствуют развитию и успешному обучению детей, в других -делают учащихся нечувствительными к оказываемым педагогическим воздействиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. 128 с.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. 206 с.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1984. 256 с.

4. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Книголюб, 2008. 160 с.

5. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.