Научная статья на тему 'Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии'

Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9123
1140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / РЕЧЬ / КОРРЕКЦИОННЫЙ / ДИСГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова А. П.

В статье дается определение понятия сопровождения; анализируются различные подходы к содержанию этапов сопровождения детей с проблемами. На основании изученных материалов и практической деятельности предлагаются следующие этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи: подготовительный, психолого-педагогическая диагностика, аналитический, коррекционный и завершающий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the definition of the term «support» and analyses different approaches to the content of stages in supporting children with disturbances. Basing on the studied literature and practical work, the author proposes the following stages of psychological and pedagogic support of children with disturbance in speech development: preparatory, psychological and pedagogic diagnostics, analytical, correctional and concluding stages.

Текст научной работы на тему «Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии»

А. П. Овчарова

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ

Работа представлена кафедрой педагогики

Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Л. П. Назарова

В статье дается определение понятия сопровождения; анализируются различные подходы к содержанию этапов сопровождения детей с проблемами. На основании изученных материалов и практической деятельности предлагаются следующие этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи: подготовительный, психолого-педагогическая диагностика, аналитический, коррекционный и завершающий.

Ключевые слова: сопровождение, психологический, педагогический, нарушение, речь, коррекционный, дисграфия.

The article provides the definition of the term «support» and analyses different approaches to the content of stages in supporting children with disturbances. Basing on the studied literature and practical work, the author proposes the following stages of psychological and pedagogic support of children with disturbance in speech development: preparatory, psychological and pedagogic diagnostics, analytical, correctional and concluding stages.

Key words: support, psychological, pedagogic, disturbance, speech, correctional, dysgraphia.

В последнее время в нашем обществе, так же как и во всем мире, возрастает количество детей с отклонениями в речевом развитии, что связано с целым рядом экологических, социальных и психологических факторов. Трудности, с которыми сталкиваются дети с проблемами в речевом развитии, настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, а в дальнейшем затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройсве, создании семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей и эти дети должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физические особенности и возможности.

Впервые термин «сопровождение» предложен в работах Г. Бардиер, Н. Роз-ман, Т. Чередниковой [2, с. 90]. Особую популярность понятие сопровождение приобрело в последние годы. Многие используют близкие по смыслу слова, например содействие. Привлекательность, на наш взгляд, данной идеей объясняется тем, что она действительно дает возможность организовать психолого-педагогическую деятельность как «свою» практику со своими внутренними целями и ценностями. Сопровождение для нас - это система деятельности психологов, педагогов, родителей, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии речи, от которых зависит улучшение их состояния и успешность адаптации в образовательном процессе.

Авторы, исследующие проблему сопровождения, предлагают различные этапы его реализации. Так, М. Р. Битянова

Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии

[3, с. 352] выделяет три этапа психологического сопровождения.

Э. М. Александровская [1, с. 208] рассматривает технологию сопровождения ребенка организуемую в пять этапов. Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова и М. А. Жданова [4, с. 528] выделяют две группы этапов сопровождения, которые направлены на помощь ребенку с проблемами в развитии в системе специального образования.

Таким образом, у названных авторов перечисленные этапы представляют собой алгоритм реализации сопровождения ребенка в образовательном учреждении. Однако данные этапы не представляют достаточно разработанной системы индивидуального сопровождения личности с проблемами в речевом развитии в образовательном процессе массовой школы.

Основываясь на анализе литературы и собственной практической деятельности, мы разработали этапы сопровождения ребенка с проблемами в речевом развитии в образовательной среде школьного учреждения.

Первый этап - подготовительный. Административная группа службы совместно с администрацией школьного учреждения обеспечивают нормативно-правовые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические и другие условия, необходимые для организации процесса сопровождения. Специалисты сопровождения подбирают необходимый диагностический инструментарий, согласуя его методологические позиции, комплексность и объем, вырабатывают план и сроки проведения диагностики. Знакомят родителей детей с целями, задачами, содержанием и механизмами сопровождения детей в школьной образовательной среде, заручаются их поддержкой. Проводят консультирование с учителями.

Второй этап - психолого-педагогической диагностики. Считаем, что в дан-

ный этап необходимо включить предварительную психологическую диагностику учащихся с речевыми проблемами, которая будет служить основанием для педагогической диагностики.

В процессе психологической диагностики решаются следующие задачи: выявление особенностей психического развития; выявление нарушений психического развития, определение ведущего нарушения, его причин и соотношения первичного и вторичного нарушений; выявление сильных сторон его развития; квалификация проблем и резервов семейной ситуации развития ребенка.

При этом используются такие методы, как психолого-педагогическое тестирование детей с речевой патологией, беседа.

Результатом психологической диагностики является: определение структуры и глубины имеющихся нарушений речевого развития; составление прогноза речевого развития на основе соотнесения выявленных нарушений и резервов развития.

В ходе педагогической диагностики решаются задачи: оценка уровня развития ребенка и его реального возраста соответственно основным линиям психического развития; определение особенностей развития по важнейшим линиям развития данного возраста, выраженность отличий от календарного возраста; выявление проявлений нарушений развития на основе полученных диагностических данных. Используются методы: педагогическое тестирование; анкетирование родителей ребенка; педагогические наблюдения за ребенком на занятиях и во внеурочное время; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной диагностики. В ходе вторичного диагностического этапа специалисты сопровождения фиксируют имеющиеся у ребенка проблемы в здоровье, развитии, обучении и воспитании, а также его потенциальные возможности, личностные достижения. При необходимо-

сти проводят углубленное медицинское обследование. Диагностический этап может осуществляться в лабораторном виде и в ходе наблюдения за деятельностью ученика в учебном процессе, а также при изучении анамнеза и других имеющихся на него документации.

Третий этап - аналитический. Включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами сопровождения причин возникновения данных проблем и их дифференцирование. Причины могут быть установлены в ходе анализа документов (например, медицинской карточки ребенка), а также результатов психологической и педагогической диагностики (определение уровня развития ребенка и характера развития; составление профиля речевого развития ребенка; выявление детей, имеющих значительные отклонения в речевом и общем развитии от возрастной нормы и нуждающихся в углубленном обследовании; предварительная постановка диагностической задачи для углубленной диагностики); индивидуального или группового собеседования, как с самими детьми, так и с их родителями, обсуждения конкретных ситуаций. При этом важно искать причину, которую выявляет результат психологического, педагогического обследования. На основе анализа определяется, какого рода необходимо организовать помощь и поддержку. В результате аналитического этапа составляются индивидуальные заключения и рекомендации.

Четвертый этап - коррекционный, в ходе которого осуществляется коррекци-онная работа в соответствии с выявленными проблемами; используются специальные методики, направленные на коррекцию речи. Устранение недостатков письменной речи включает коррекцию познавательной сферы: развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления и т. д. Устранение предпосылок аку-

стической дисграфии включает развитие фонематического восприятия. При арти-куляторно-акустической дисграфии ведется специальная работа по устранению дефектов звуков речи и коррекция фонематического восприятия. При устранении предпосылок дисграфии на почве не-сформированности фонематического анализа и синтеза слов специалист развивает у учащегося умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки и умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова. При аграмматической дис-графии используется система упражнений, направленных на правописание окончаний разных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, действительных и страдательных причастий. Для устранения оптической дисграфии используются следующие развивающие упражнения: отработка понятий «правый» и «левый», усвоение пространственных отношений, выполнение упражнений с геометрическим материалом, работа с рисунками, узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Разработанная данная специальная система упражнений позволяет устранить предпосылки дисграфии.

Пятый этап - завершающий. На этом этапе по мере необходимости осуществляются консультирование родителей, детей, проводится повторная диагностика, осмысливается приобретенный детьми новый опыт, новые отношения, делаются выводы. На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в план программы деятельности сопровождающих, разрабатываются организационно-содержательные научно-методические рекомендации по сопровождению детей с речевыми отклонениями.

Все этапы условны. Их количество может меняться в зависимости от глуби-

Математическая компетенция как основа формирования у будущих инженеров..

ны и характера речевого отклонения. Переход к каждому последующему этапу, являющемуся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характе-

ра и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александровская Э. М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения / Под ред. Э. М. Кокуркиной, Н. К. Куренковой. М.: Академия. 2002. 208 с.

2. Бардиер Г., Розман Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников. Кишенев; СПб.; Дорваль: Соц.-коммерческий филиал «Человек», 1993. 90 с.

3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьев Е. И., Васильев Н. А. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.

4. Шипицина Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителей и дефектологов / Под ред. Л. М. Шипициной. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.