Научная статья на тему 'Преодоление нарушений письма младших школьников с нарушением письменной речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы'

Преодоление нарушений письма младших школьников с нарушением письменной речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1724
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / ДИСЛАЛИЯ / ДИСГРАФИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрияшина Мария Николаевна

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальной школы с нарушениями письменной речи. Рассматривается содержание учителя начальных классов, как одного из участников психолого-педагогического сопровождения, по преодолению нарушений письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление нарушений письма младших школьников с нарушением письменной речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы»

ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Андрияшина М.Н.

Андрияшина Мария Николаевна - магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Институт педагогики и психологии Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальной школы с нарушениями письменной речи. Рассматривается содержание учителя начальных классов, как одного из участников психолого-педагогического сопровождения, по преодолению нарушений письменной речи. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, нарушения письменной речи, дислалия, дисграфия, обучающиеся начальной школы.

Идея психолого-педагогического сопровождения тесно связана с идеей модернизации современной системы образования. В системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

С вступлением федерального государственного стандарта образования второго поколения (ФГОС), изменяются требования, которые предъявляет к учащимся.

Проблема нарушений письменной речи у школьников является одной из самых важных в процессе школьного обучения. Именно чтение и письмо из цели обучения в начальной школе становятся средством дальнейшего получения знаний.

Цель данного исследования: на основе анализа специальной литературы и экспериментального исследования определить содержание работы учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи младших школьников в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников в общеобразовательной школе.

Изучению психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями письменной речи посвящены работы И.Т. Власенко, Корнева А.Н. И.Ю. Кулагиной, Л.С. Цветковой, А.В. Ястребовой, Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И. и другими учёными.

Для нас наиболее актуальными являются работы Лалаевой Р.И., А.В. Ястребовой, Садовниковой И.Н., которые рассматривают нарушения письменной речи младших школьников в общеобразовательной школе.

Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о нарушениях, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Анализ литературных источников по данному вопросу свидетельствует о том, что самыми распространенными формами нарушений письменной речи у младших школьников являются дислексия и дисграфия.

Дети с нарушением письменной речи принадлежат к той категории учащихся, которая нуждается в организации психолого-педагогического сопровождения в первую очередь. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в

процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.

В отечественной литературе, связанной с проблемой нарушения чтения и письма, представлены различные вариации определения дисграфии и дислексии.

Общим в их определении является «наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения» [2, 12].

Особое место в работе по преодолению нарушений письменной речи отводится учителю начальной школы. Именно он для ребенка самый первый, самый важный после родителей человек. В начальной школе слово учителя для ребенка имеет очень весомое значение. Роль учителя для ребенка с трудностями в письменной речи возрастает в том случае, когда учитель умеет поддержать ребенка в классном коллективе, выявить его сильные стороны, настроить детей на дружеское отношение к ребенку и поддержку.

Учителю начальных классов необходимо осознавать значимость логопедических занятий и свою роль в организации психолого-педагогической поддержки учащихся с нарушениями письма и чтения.

Изучение методической литературы позволило говорить об определенных практических наработках в организации этого взаимодействия.

Анализ публикаций помог нам выделить и основные направления сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов:

• организация комплексной диагностики нарушений письма;

• организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;

• вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:

• участие в работе ПМПк школы;

• совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и планирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) учащегося;

• интегрированные уроки учителя и логопеда;

• консультации;

• участие в педсоветах;

• совместное проведение родительских собраний;

• открытые занятия учителя-логопеда;

• участие учителя-логопеда в методических объединениях учителей начальных классов;

• разработка совместного плана действий по устранению учебной проблемы.

Организация психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной

школе предусматривает сопровождение не только обучающихся, но и их семей.

Способы взаимодействия с родителями

• Консультации (индивидуальные, либо подгрупповые),

• Беседы,

• Выступления на собраниях,

• «Круглые столы»,

• Открытые занятия,

• Оформление стендов, папок-передвижек и так далее.

Работа попреодолению нарушений письменной речи проводилась в следующих направлениях:

1. Развитие моторики пальцев рук.

Были использованы следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся проговариванием чистоговорок, скороговорок, стихотворений, потешек.

2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.; нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на нитку; пришивание и застегивание и расстёгивание пуговиц; собирание мозаики и т.п.

4. Изобразительная деятельность: раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.); разнообразная работа с ножницами; поделки из природного материала и т.д.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 - 5 минут ежедневно в начале каждого урока и в качестве физминутки во время урока.

2. Работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Эта работа проводилась с помощью различных упражнений и заданий:

Упражнения на устранение ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

Придумать предложение с определенным количеством слов.

Увеличить количество слов в предложении.

Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.

Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза:

• Отхлопать слово по слогам и назвать их количество.

• Выделить гласные в слове, определить количество слогов.

• Поднять кружок нужного цвета (красный или синий).

• Записать только гласные данного слова (окна - о_а).

• Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

• Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

• Определить пропущенный слог в слове при помощи картинки.

• Составить слово из слогов (нок, цып, лё, точ, лас, ка).

• Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

4. Коррекция нарушений письменной речи

Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне буквы

1) Придумывание детьми слова на данную букву.

2) Придумывание слов на данную букву в определенной позиции.

3) Закончить слова данным звуком.

4) Вставить в начало слова звук (даны два звука на выбор):

5. Упражнения для коррекции ошибок письма на уровне слога

1) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

2) Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука - красный, для твердого согласного - синий цвет, для мягкого согласного - зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

3) Работа с таблицами типа: .А С.

. У М.

Какой слог можно составить?

В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука, так как без гласного нет слога.

6. Упражнения для коррекция ошибок письма на уровне слова

1) Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове.

2) Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

3) Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям, с правильным послоговым проговариванием , согласованным с темпом письма.

Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля.

Слуховой диктант со зрительным самоконтролем отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.

4) Графический диктант с записью определенных звуков.

Исследование показало, что состояние письменной речи у учеников обеих групп улучшилось, в контрольной группе количество ошибок, тоже допускаемых детьми при письме, в среднем на 30% больше, чем у детей экспериментальной группы в процессе психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями письменной речи

Значительно расширился и обогатился словарный запас, за счет употребления антонимов, синонимов, прилагательных, глаголов. В контрольной группе тоже наблюдались динамика, но не в такой степени как в экспериментальной группе.

Список литературы

1. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школь-ников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004 с. 459 с.

2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 2012. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.