ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Керн С.А.
Керн Светлана Александровна - учитель-логопед, Частное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 47, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», п. Инголь
Аннотация: в статье анализируется проблема формирования письменной речи у младших школьников. Она стоит особенно остро, поэтому требует пристального внимания со стороны ученых. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций, что оказывает влияние на успеваемость школьников. Целый ряд авторов описали причины нарушения письма, предложили направления и методы работы по коррекции дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, методы коррекции, дидактические игры, изобразительное искусство, компьютерная программа «Пишем правильно», метод дактилирования, информационные технологии, приёмы песочной терапии.
Современные представления о письме базируются на фундаментальных исследованиях П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, рассматривающих высшие психические процессы (в том числе и письмо) как сложные системы многоуровневого иерархического строения. В функциональной системе письма задействованы различные структурные компоненты, каждый из которых, входя в состав других психических процессов, вносит специфический вклад в формирование определённых операций письма.
Первичное недоразвитие любого из структурных компонентов устной речи закономерно отражается не только на самом письме, но и на ряде других высших психических процессов, в состав которых данный компонент входит (Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарёва, Е.В. Крупская, А.В. Курганский, Р.И. Мачинская, О.В. Семенова и др.). Нарушение письма сочетается с расстройствами устной речи и других невербальных психических процессов. Причём эти расстройства имеют своеобразие в зависимости от того, какой именно структурный компонент недостаточно сформирован (Т.В. Ахутина, Е.Ю. Балашова, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова). Таким образом, дисграфия является распространенным речевым расстройством, имеющим сложный и разнообразный патогенез. Логопедическая работа учитывает механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка[6, с. 31-42].
Дисграфия, обусловленная нарушениями звукового анализа и синтеза, является наиболее распространённой среди специфических нарушений письма. У детей с подобными расстройствами в письме появляются многочисленные пропуски букв (чаще гласных и реже - согласных) и перестановки букв и слогов, нарушается деление текста на предложения (отсутствуют точки и заглавные буквы) и предложения на слова. В этом случае часть слова пишется отдельно или два и более слов пишутся слитно.
А.Н. Корнев, уделяющий большое внимание изучению данного нарушения в своих работах, подтверждает, что клинические исследования обнаруживают у данной группы детей незрелость познавательных процессов, неполноценность внимания, памяти, восприятия.
Учитывая причины возникновения данной дисграфии у школьников, логопедическое воздействие на занятиях должно идти по двум направлениям:
1) развитие языкового анализа и синтеза, т.е. обучение приёмам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока;
2) развитие и совершенствование сукцессивных функций: рядообразования, слухоречевой памяти на временные последовательности, воспроизведения и различения ритмов.
Многие авторы (И.Н. Садовникова, Л.В. Ястребова, Л.Г. Парамонова и др.) описывают многочисленные игры и упражнения на развитие речевых навыков и функций. С помощью игровых и дидактических упражнений ребёнка подводят к осознанию факта, что непрерывный речевой поток в письменной речи делится на слова, слоги, звуки. Для наглядности необходимо использовать графические схемы предложений и слов [1].
При определении основных направлений коррекционной работы используются материалы Е.В. Мазановой, М.М. Аманатовой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой. В конспектах предлагаются различные дидактические игры, например, такие как: «Собери группы слов», «Четвертый лишний», «Глаз-алмаз», «Шарады», «Кроссворды», «Помири поссорившихся», «Головоломки», «Рассыпанное предложение», «Письмо с ошибками», «Кто больше», «Допиши не достающий предлог», «Путаница», «Посылка по назначению», «Сигнальная карточка», «Шаловливые мышата», «Шифровщик», «Найди лишнее», «Веселый ластик», «Один -много», «Волшебники», Загадки».
Дидактическая игра активизирует учебную мотивацию у учащихся. Развивающий эффект занятий с применением дидактических игр достигается в том, что в силу своих возрастных особенностей дети с удовольствием включаются в процесс обучения [7].
Таким образом, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что у детей повышается произвольное внимание и память, улучшается мелкая моторика рук. Обучающиеся незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки.
Радченко М.П. и Сизова Н.В. разработала программу коррекционной работы, в которую логопедом включены занятия кружка декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование).
На занятиях кружка дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, регуляции своих движений в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки. Рисование позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандаша и кисти. Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания [2].
Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. Декоративное рисование можно использовать и при решении воспитательных и образовательных задач. Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами [3]. Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие, способствует развитию эмоционально-чувственного восприятия и самовыражения, тем самым снижает тревожность и гармонизирует их психологическое состояние. В -
третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Также эффективно словесное рисование и создание иллюстраций по знакомым сказкам и рассказам. При этом каждый ребенок имеет возможность выбрать один из эпизодов, предложенных педагогом, и изобразить его на отдельном листе. Важным для развития социальных навыков и уверенности в себе является обобщение индивидуальных рисунков в единую книгу, «прочитать» которую предоставляется возможность каждому. Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение. Таким образом, занятия детей с дисграфией декоративно-прикладным творчеством и изобразительной деятельностью позволяют более успешно решать задачи коррекции нарушений устной и письменной речи [13].
Безусловно, в настоящее время накоплено много дидактического материала, представленного в авторских пособиях, методических рекомендациях, отдельных публикациях. Но их подбор и грамотная систематизация для обеспечения педагогической работы конкретного логопеда требуют очень больших временных затрат и, что весьма значимо, серьезного практического опыта.
В связи с этим важную роль в коррекционно-образовательном процессе приобретает использование логопедами специальных компьютерных технологий, в частности, компьютерной программы «Пишем правильно». Задачи использования данной программы - это, прежде всего, оптимизация и повышение эффективности логопедической работы по коррекции дисграфии путем оснащения ее быстродоступным, правильно подобранным и систематизированным дидактическим материалом.
Так, в ней учтены основные виды нарушений письма у младших школьников, выделяемые педагогической классификацией. Материал программы учитывает теорию единства развития речи и мышления, что реализовано посредством применения дидактических заданий, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность младших школьников. Прежде всего, это задания, которые активизируют у детей мыслительные операции: анализ и синтез, конкретизацию и обобщение, сравнение и классификацию.
Приведем пример одного из заданий. На экране картинки: ежи, утка, мак. Ребенку предлагается произнести первое слово и определить 2-й по счету звук, выбрать букву. Затем произнести второе слово и определить 1 -й по счету звук, выбрать букву. В третьем слове определить 3 -й по счету звук и выбрать букву. Какое слово получилось? Проверим. На экране появляется картинка с изображением ЖУКА. Далее по аналогии.
С помощью программы выстраивается не как тренировка отдельных умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность школьников, органично вписанная в систему учебной деятельности.
Раздел I. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1.1. Серия заданий на звуковой анализ и синтез слов.
1.2. Серия заданий на развитие ритмо-слуховых дифференциаций.
1.3. Серия заданий на слоговой анализ и синтез слов.
1.4. Серия заданий на звуко-буквенный анализ слов. Подбор картинок-слов к схемам и т. д.
Раздел II. Коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Для выполнения заданий по коррекции данного вида дисграфии необходимо звуковое сопровождение.
2.1. Серия заданий на дифференциацию твердых и мягких согласных, обозначаемых гласными 1 и 2 ряда: а-я, о-е, у-ю, ы-и..
2.2. Серия заданий на дифференциацию глухих и звонких согласных: б-п, т-д, с-з, ш-ж, в-ф, к-г-х.
2.2.1. Дифференциация Б-П:
• дифференциация в слогах;
• дифференциация в словах: картинки БЫК, ЗАБОР, ПАЛКА, САПОГ. Покажи буквой, какой звук в этом слове слышишь, и цифрой - на каком месте: Б1, Б3, П1, П3 и т.д.;
• дифференциация в словосочетаниях и предложениях.
Компьютерная программа «Пишем правильно» обладает и общепризнанными преимуществами использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе. Она реализует задачу поддержки всех видов деятельности школьника в приобретении и закреплении письменноречевых навыков и умений. Она может быть использована как в урочных, так и внеурочных формах взаимодействия со школьником.
Применение программы «Пишем правильно» в логопедической работе с детьми будет способствовать формированию у детей положительной мотивации к занятиям, основанной на интересе к работе на компьютере. Общение с компьютером не только вызывает у современных школьников интерес, повышающий положительный эффект от занятий, но и способствует развитию моторики пальцев, развитию координации в работе зрительной и двигательной функций.
Обобщая сказанное, в целом можно отметить, что компьютерная программа «Пишем правильно» решает задачи оснащения процесса логопедической коррекции дисграфии у школьников, позволяет существенно оптимизировать педагогический процесс и индивидуализировать обучение детей с нарушениями письма [11].
Коррекционная работа строится с опорой на положения логопедической работы с детьми с акустической формой дисграфии, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи, программу коррекции устной и письменной речи Л.Н. Ефименковой, учитывает положения, разработанные Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корневым, Е.В. Мазановой [14].
Целью логопедического обучения является развитие фонематических процессов. Основными задачами коррекционного обучения детей являются:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим [8].
Как показывает опыт и многолетние наблюдения, а также анализ работ таких исследователей, как Р. И. Лалаевой, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, И.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева и др. [10], причины оптической дисграфии связаны с расстройством пространственной ориентировки и временных представлений, недостаточным развитием слухового анализа и синтеза, нарушением связей моторных образов звуков и слов со зрительными образами, недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
При организации коррекции оптической дисграфии у детей следует придерживаться следующей последовательности:
Вначале проводится работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонематических представлений), затем восполняются пробелы в развитии лексики и грамматики. И только после этого приступают к совершенствованию связной речи.
Зыков С.А. аргументировал использование метода дактилирования в работе с детьми с оптической дисграфией следующими положениями: данный метод легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова; при использовании данного метода формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее; между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями
артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря чему совершенствуется устная и письменная речь [4].
Предложенная методика коррекции оптической дисграфии посредством дактилирования состояла из трёх этапов. Целью подготовительного этапа было обучение младших школьников дактильной азбуке букв, написание которых наиболее затруднено. Учащимся предлагались следующие упражнения:
1. Задания с крупой (гречка, рис, пшено) опознание предмета на ощупь в крупе, поиск фигур в ёмкостях с крупой.
2. Задания с решёткой для раковины, состоящей из множества ячеек. «Весёлые пчёлки». Учащимся на указательный и средний пальцы насаживают пчёлок, изготовленных из бумаги. Пчелы кружатся над ячейками (сотами) и приговаривают: Пальцы, как пчёлы Летают по сотам И в каждую входят С проверкою, что там? Хватит ли мёда Всем нам до весны? Чтобы не снились Голодные сны.
На основном этапе работа по коррекции оптической дисграфией посредством дактилирования осуществлялась на уровне слова, словосочетания и предложения. Цель сводилась к совершенствованию процесса написания слов, словосочетаний и предложений с одновременным дактильным изображением. Учащимся предлагались задания с односложными, двусложными и трёхсложными словами, усваивалось их произношение и написание, мы использовали именные словосочетания с главным словом, выраженным существительными и глаголами, а также простые и сложные предложения.
Безусловно, применение метода дактилирования на логопедических занятиях требует от учеников и логопеда большого упорства и усидчивости, однако он достаточно эффективен при коррекции дисграфии [15].
Одним из направлений коррекции дисграфии на современном этапе является применение информационных технологий. Многими авторами отмечается значительный развивающий потенциал компьютерных технологий, обеспечивающий значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом [12].
Существует ряд методик по коррекции нарушений письменной речи младших школьников, к ним относятся методики с применением интерактивных средств обучения, которые превосходят возможности традиционных методик реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и логопеда.
В последние годы школьные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом преподавателя, включающим мультимедиа. Даже используя проектор, основным инструментом своей работы продолжали считать школьную доску. Сейчас ее постепенно заменяют интерактивной доской. Интерактивность досок обеспечивают различные технологии, которые нет возможности продемонстрировать традиционными способами [9].
Ежегодное увеличение детей с нарушением письменной речи в сложных формах проявления делает актуальным поиск новых средств коррекции. Одним из нетрадиционных методов коррекции дисграфии является - применение элементов песочной терапии. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая несёт в себе терапевтическое воздействие. У детей младшего школьного возраста игровая деятельность остается самой любимой и интересной. В последнее время к песочной терапии интерес значительно возрос. К данной терапии обращаются педагоги, логопеды, психологи. И видимо не зря, ведь действительно игры с песком благотворно влияют, как и на самих детей младшего школьного возраста, так и на все их процессы развития [16].
Опираясь на приёмы песочной терапии, логопед может сделать традиционную методику по коррекции письменной речи, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей младшего школьного возраста более интересной, увлекательной, и более продуктивной.
Направления коррекционной работы:
1. Формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки с помощью цвета и плотности песка.
2. Различение схожих букв на основе конструктивной деятельности; через выкладывание букв из отдельно слепленных элементов.
3. Развитие навыка языкового анализа и синтеза.
Для решения поставленных задач по каждому направлению Карпенкова К.Н. и Мелешко Т.М. разработали ряд игровых упражнений (прописывание оптически сходных букв на песке с помощью шпажек, «Отпечатки» - выдавливание оптически сходных букв из песка, «Конструктор» - выкладывание элементов оптически сходных букв из песка, конструирование букв, «Звуковичок» и т.д.).
Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец учебного года показал наличие положительной динамики в коррекционно-развивающей работе и подтверждает целесообразность и эффективность использования песочной терапии в коррекции нарушений письменной речи [5].
Подводя итоги теоретического обоснования преодоления дисграфии у детей второго класса можно сделать следующие выводы.
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
На основе теоретического анализа исследуемой нами проблемы мы организовали экспериментальную работу по преодолению дисграфии у обучающихся 2 класса. Этому посвящена вторая и третья глава нашей выпускной работы.
Список литературы
1. Давлетова Р.Н., Мажайская АА. Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа-синтеза // Вестник научных конференций, 2016. № 8-1 (12).
2. Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире-2008. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник / Под общ. ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008. С. 144-170.
3. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования. М.: Образование и экология, 2012. 164 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: www / pedlib / ru/ (дата обращения: 18.12.2017).
5. Карпенкова К.Н., Мелешко Г.М.Песочная терапия как средство коррекции нарушений письменной речи технология коррекции письменной речи // Инновационные методики преподавания: практическое применение сборник статей по материалам 1 городской научно-практической конференции по педагогике с международным участием, 2015. С. 261-269.
72
6. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXП междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 31-42.
7. Крек К.В., Жулина Е.В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. С. 268-270.
8. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXП междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 31-42.
9. Кузнецов А.И., Шехман С.А. Интерактивные доски: теория и практика. // Мир ПК, 2007.
10. Лалаева Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. СПб.: Образование, 1997. 172 с.
11. Логинова Е.А., Плетенцова Е.И. Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерной программы «Пишем правильно» // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА, 2014. 313-319 с.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.
13. Радченко М.П., Сизова Н.В. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников.
14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова. М.: Просвещение, 1983. 11 с.
15. Самсонова С.Н. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредствам дактилирования: Сборник статей по итогам Международной научно -практической конференции. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 138-140.
16. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / М.: «Академия», 2001. 248 с.
МЕСТО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Шабанов Т.В.
Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье затрагиваются проблемы физической культуры в общеобразовательном процессе. Рассмотрены особенности оздоровительного плавания в физическом воспитании студенческой молодежи.
Ключевые слова: физическое воспитание, плавание, студент, здоровье, физическая подготовка, физическая культура.