УДК 374
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
© Татьяна Владимировна КОРОТКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Описываются ход и результаты опытно-экспериментальной работы, состоящей из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Целью проведения экспериментальной работы являлась проверка эффективности авторской педагогической программы «Цветик-семицветик», в процессе апробации которой при соблюдении организационно-педагогических условий у детей раннего возраста повышался уровень познавательного и эмоционального развития.
Ключевые слова: модель; совместная деятельность родителей и детей; дети раннего возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базах: Муниципальное бюджетное учреждение «Клуб детей, подростков и взрослых «Парус» Муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы, где формировалась экспериментальная группа, а также Некомерческое партнерство «Творческий центр «Шаги» муниципального округа Западное Дегунино САО г. Москвы, где была сформирована контрольная группа.
В эксперименте принимали участие 152 человека. Из них: 97 детей в возрасте от 2 лет 8 месяцев до 3 лет 2 месяцев: 45 человек входили в экспериментальную группу и 25 человек - в контрольную группу.
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось изучение сформированно-сти предпосылок интеллектуальной креативности у детей, входящих в экспериментальную и контрольную группы.
Прежде всего, нами был осуществлен подбор и интерпретация методик для педагогического изучения сформированности предпосылок интеллектуальной креативности у детей: познавательного и эмоционального развития.
Мы воспользовались методиками обследования психического развития детей раннего возраста (авторы К. Л. Печора и Г.В. Пан-тюхина), методикой для изучения познавательной сферы детей 2-3 лет, разработанной Е.А. Стребелевой, и методикой для изучения эмоциональной сферы ребенка, разработанной Л.П. Стрелковой.
Вышеперечисленные методики были нами интерпретированы. За выполнение каж-
дого задания ребенок получал определенный балл.
Сформированность предпосылок интеллектуальной креативности у детей от 2 лет 8 месяцев до 3 лет 2 месяцев оценивалась по следующим критериям и показателям: сенсорное развитие; развитие речи (понимание речи, активная речь); действия с предметами (понимание словесной инструкции, сотрудничество со взрослым, выполнение соотносящих действий); конструктивная деятельность (выполнение сюжетной постройки); выполнение движений; эмоциональное развитие (понимание и называние эмоционального состояния, восприятие графического изображения эмоций).
Оценивая сформированность предпосылок интеллектуальной креативности у детей -познавательное и эмоциональное развитие детей - были выделены следующие уровни: высокий, средний и низкий.
Проводя оценку познавательного развития, за каждое задание мы ставили ребенку определенное количество баллов: 1 балл -ребенок не начал сотрудничать с взрослым, отказывается от выполнения задания или ведет себя неадекватно, задание не выполняет;
2 балла - ребенок сотрудничает, пытается выполнить задание, но это не всегда удается практически: выполнить сразу задание не может; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет; 3 балла - ребенок самостоятельно начинает действовать, но не всегда справляется с заданием, может допустить ошибку; после показа результат положительный; ребенок
понимает, что конечный результат достигнут; 4 балла - ребенок понимает задание и уверенно успешно самостоятельно действует; заинтересован в конечном результате.
Все дети, участвующие в экспериментальной работе, условно были разделены на группы в соответствии с выявленным уровнем познавательного развития.
1 группа - недостаточный (низкий) уровень познавательного развития (дети, набравшие от 12 до 23 баллов);
2 группа - удовлетворительный (средний) уровень познавательного развития (дети, набравшие от 24 до 36 баллов);
3 группа - достаточный (высокий) уровень познавательного развития (дети, набравшие от 37 до 48 баллов).
Проанализировав результаты проведенного обследования детей экспериментальной и контрольной групп и произведя необходимые расчеты, мы определили у детей уровень познавательного развития (рис. 1).
Далее с помощью интерпретированной методики Л.П. Стрелковой мы выявляли уровень сформированности эмоциональной сферы у каждого ребенка, участвующего в экспериментальной работе.
Оценивалось понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях на картинках и соответственно проставлялись баллы. 5 баллов - ребенок полностью понимает эмоциональное состояние людей в различных ситуациях (описывает правильно эмоциональное состояние людей на 5-ти картинках). 4 балла - ребенок не всегда понимает эмоциональное состояние людей в различных ситуациях (описывает правильно эмоциональное состояние людей на 4-х картинках). 3 балла - ребенок испытывает незначительные трудности в понимании эмоционального состояния людей в различных ситуациях (описывает правильно эмоциональное состояние людей на 3-х картинках). 2 балла - ребенок испытывает значительные трудности в понимании эмоционального состояния людей в различных ситуациях (описывает правильно эмоциональное состояние людей на 2-х картинках). 1 балл - ребенок не понимает эмоциональное состояние людей в различных ситуациях (описывает правильно эмоциональное состояние людей на одной картинке или совсем не может описать).
В соответствии с набранными баллами, мы выделили 3 уровня сформированности эмоциональной сферы, в соответствии с которыми дети, вошедшие в экспериментальную и контрольную группы, условно были разделены на подгруппы (рис. 2).
Проведенное изучение сформированно-сти у детей раннего возраста, вошедших в экспериментальную и контрольную группы как познавательной, так и эмоциональной сфер, показало, что уровень развития предпосылок интеллектуальной креативности недостаточен и необходим поиск эффективных методов их развития.
На формирующем этапе эксперимента необходимо было осуществить разработку и апробацию педагогической программы совместной творческой деятельности родителей и детей в студии раннего развития и реализовать ее в соответствии с разработанными организационно-педагогическими условиями.
Опытно-экспериментальной базой исследования для проведения формирующего этапа эксперимента являлось Муниципальное бюджетное учреждение «Клуб детей, подростков и взрослых «Парус» Муниципального округа Западное Дегунино г. Москвы.
В формирующем эксперименте приняли участие 45 человек детей раннего возраста. В экспериментальной педагогической работе принимали участие также 4 педагога, психолог, 2 музыкальных руководителя, 48 родителей детей экспериментальной группы. 25 детей, посещающих Некомерческое партнерство «Творческий центр «Шаги» Муниципального округа Западное Дегунино САО г. Москвы, составили контрольную группу (педагогическая работа по авторской программе с ними не проводилась). Все дети экспериментальной и контрольной группы были примерно одного возраста (от 2 лет 8 месяцев до 3 лет 2 месяцев).
Прежде всего, нами была разработана педагогическая программа «Цветик-семицветик» для детей раннего возраста.
Цель программы - способствовать умственному, физическому, социально-культурному и эстетическому развитию детей раннего возраста в процессе совместной творческой деятельности родителей и детей. Реализация поставленной цели возможна через
обеспечение преемственности между семьей и студией раннего возраста, являющейся средством общего и социального развития,
способом сохранения творческого контакта между родителями и ребенком.
ха
тан
не
о
роп
в
>Б
Е-
л
£
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
экспериментальная группа
контрольная группа
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 1. Результаты сравнительного количественного анализа условного распределения детей в соответствии с выявленными уровнями познавательного развития в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента
х
хтане
е
о
роп
в
си
т
е
д
о
вот
80%
70%
60%
50%
40%
30%
ол 20%
10%
0%
7%
экспериментальная группа
контрольная группа
Высокий Средний Низкий
Рис. 2. Результаты сравнительного количественного анализа условного распределения детей в соответствии с выявленным уровнем эмоционального развития в экспериментальной и контрольной группах (на констатирующем этапе эксперимента)
80%
70%
Н 00%
тн
е
я
I 50% 1 40%
о
| 30%
о 20%
10%
0%
экспериментальная группа -констат. этап
экспериментальная группа -формир. этап
Высокий Средний
Низкий
Рис. 3. Результаты сравнительного анализа условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленным уровнем развития познавательной сферы (контрольный эксперимент)
90% 80% ах 70%
тане
і 00% р
й
50%
40%
30%
И 20%
10%
0%
78 %
09 %
■
1
1
20 % 22 %
11 %
■ ■ 0%
экспериментальная группа -констат. этап
экспериментальная группа -формир. этап
Высокий Средний
Низкий
Рис. 4. Результаты сравнительного анализа условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленным уровнем развития эмоциональной сферы (контрольный эксперимент)
Задачи программы: способствовать раннему развитию ребенка через комплексную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами; обучать родителей эф-
фективным способам творческого взаимодействия с ребенком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье; разрабатывать аудиопособия, методические пособия,
видеоматериалы, книги для детей и для педагогов с учетом возможности домашней работы по этим материалам; формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться педагогами (в студии) и родителями (дома); формировать готовность к дальнейшему обучению; формировать сенсорику в наиболее сензи-тивный период развития ребенка.
При частоте занятий 2-3 раза в неделю, программа рассчитана на 7 месяцев обучения.
Ход занятий выстраивался в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, поэтому основная часть занятий (1015 мин.) отводилась на выполнение практических заданий (предметная деятельность, игра и т. п.). Оставшееся же время распределялось между организационными моментами (3-5 мин.), а также подведением итогов (2-3 мин.). Остальное время составляла свободная игровая деятельность детей. Необходимым компонентом для организации среды успешного воспитания являлись родители. Они активно влияли на выстраивание отношений, организовывали совместную деятельность с детьми.
После реализации разработанной нами программы было проведено повторное экспериментальное изучение личностного развития детей (познавательного и эмоционального) по методикам, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента с целью изучения сформированности предпосылок развития интеллектуальной креативности у детей раннего возраста.
Данные сравнительного изучения результатов, полученных в экспериментальной группе до и после обучения по авторской программе «Цветик-семицветик», представлены на рис. 3, 4.
При проведении сравнительного анализа очевидно, что у значительного большинства участников, вошедших в экспериментальную группу, уровень познавательного и эмоционального развития значительно повысился. В то же время в контрольной группе показатели аналогичных параметров изменились незначительно.
Таким образом, проведя анализ данных, полученных нами в результате констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, мы смогли сделать вывод: проведение педагогической работы с детьми раннего возраста по разработанной нами педагогической программе «Цветик-семицветик» при соблюдении организационно-педагогических условий способствовало повышению уровня познавательного и эмоционального развития детей экспериментальной группы.
Отсюда следует, что применение разработанной нами программы «Цветик-семицветик» целесообразно, что полностью подтверждает возможности реализации организационно-педагогических условий совместной творческой деятельности родителей и детей в студии раннего развития, а также правильность выдвинутой первоначально гипотезы.
Поступила в редакцию 4.03.2013 г.
UDC 374
SKILLED-EXPERIMENTAL JOB OF ORGANIZATION OF JOINT ART ACTIVITY OF PARENTS AND CHILDREN IN STUDIO OF EARLY DEVELOPMENT
TatyanaVladimirovna KOROTKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
Course and results of skilled-experimental job consisting from ascertaining, forming and control stages are described. The purpose of realization of experimental job was the check of efficiency of the author’s pedagogical program “Tsvetik-semitsvetik”, during which approbation at observance of organization-pedagogical conditions at children of early age the level developing thinking and emotional development raised.
Key words: model; joint activity of parents and children; children of early age.