Мониторинг сформированности основ Российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Попова В.Р. к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО,
Каманина Ю.П. зам. заведующего по УВРМБДОУ№ 385, г. Н. Новгород, Россия [email protected]
Аннотация: В статье представлена система мониторинга экспериментальной работы по развитию основ российской гражданской идентичности в сочетании с мониторингом освоения основной общеобразовательной программы ДОУ и с мониторингом интегративных качеств детей по программе «От рождения до школы»
Ключевые понятия: российская гражданская идентичность, мониторинг, мониторинговая карта, мониторинговые задания, показатели, уровни, опытно-экспериментальная деятельность, старший дошкольный возраст, содержание программы, комплексно-тематический подход к планированию, защитники Отечества.
С выходом ФГТ у педагогов появилось много вопросов, в том числе связанных с проведением процедуры мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Еще больше вопросов возникает, когда детский сад ведет дополнительно экспериментальную работу, результаты которой также необходимо оценивать. Как увязать два мониторинга между собой, и оптимизировать работу воспитателя экспериментальных групп?
В статье раскрыты подходы к мониторингу развития у детей такого важного качества, как гражданская идентичность. Формирование у старших дошкольников основ российской гражданской идентичности осуществлялось в рамках опытно-экспериментального исследования, организованного на базе МБДОУ № 385 г. Н. Новгорода, в сочетании работы с детьми по программе «От рождения до школы» с выполнением программы эксперимента, проводимого под руководством доцента кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО В.Р. Поповой.
Опытно-экспериментальная деятельность учреждения продолжается третий год. За это время разработана система планирования, с учетом принципов, указанных в приказе № 655: комплексно-тематического подхода, интегративного подхода, принципа развивающего образования и др. и система мониторинга, соответствующая планированию. Так, в соответствии с комплексно-тематическим подходом, в каждой группе определены темы на год, структурирующие образовательный процесс на отдельные временные периоды, в рамках которых организуется развитие детей на основе освоения содержания той или иной темы (таблица 1 ). При этом важно органично включать в данную тематику содержание экспериментальной работы. Например, в подготовительной группе дети изучают 18 тем, в каждой из них имеется возможность решения задач эксперимента через
содержание темы и предусмотрены темы, в большей степени способствующие развитию основ российской гражданской идентичности (1,5,10,12,15-18 темы).
Таблица 1
Тематика изучения содержания программы на год _в подготовительной группе детского сада_
Тема Период
1. «Мой город 2 сентября-12сентября
2.« Я и моя семья» 13сентября-27сентября
3. «Родной край осенью» 28 сентября -18октября
4. «Что из чего?» 19 октября- 26 октября
5. «Я живу в России» 27 октября -22 ноября
6. «Моя безопасность» 23 ноября-7 декабря
7.«Природа жарких стан» 8 декабря- 15 декабря
8. «Скоро Новый Год» 16 декабря-31 декабря
9. «Неделя здоровья» 10 января- 15 января
10. «Народная культура» 16 января-29 января
11. «Родной край зимой» 30 января-12 февраля
12. «Защитники Отечества» 3 февраля- 26 февраля
13. «Международный женский день» 27 февраля -11 марта
14.«Родной край весной» 12 марта- 1 апреля
15. «Освоение космоса» 2 апреля -15 апреля
16. «Наши соседи» 16 апреля-29 апреля
17. «День победы» 30 апреля- 13 мая
18.« Мои права и обязанности» 14 мая-31 мая
Мониторинг уровня освоения экспериментальной программы также включен в общую систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программ и состоит из 2 компонентов: мониторинга образовательного процесса и мониторинга развития интегративных качеств.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (п.3.6.) указано, что «.. .содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.» (та же мысль отражена и в ФГОС дошкольного образования), т.е. воспитатель мониторирует только то, что он планировал, над чем конкретно работал с детьми. В разработанной нами системе мониторинг должен проводится в процессе изучения каждой темы, для чего еще до начала изучения темы, параллельно с ее разработкой, воспитатель готовит мониторинговую карту, которая оформляется в табличной форме, где первый вертикальный столбец отражает показатели освоения темы, в следующие столбцы заносятся имена и фамилии детей. При перспективно-календарном планировании из всего содержания темы воспитатель выделяет главные показатели ее освоения.
Примером тому может служить мониторинговая карта освоения темы «Защитники Отечества» детьми подготовительной группы (таблица 2).
Таблица 2
Мониторинговая карта освоения темы «Защитники < Отечества»
Показатели Ф. И. ребенка
1 2 3 4 5.
Отражает в речи представления о жизни и подвигах былинных русских богатырей (И. Муромца, А. Поповича, Добрыни Никитича, Н. Кожемяки), о русских полководцах
(А. Невском, К. Минине, Д. Пожарском, М. Кутузове)
Отражает в речи представления о современных родах войск российской армии (военно-морские, военно-воздушные, сухопутные) и военных профессиях (пограничник, моряк, летчик, танкист)
Объясняет необходимость соблюдения здорового образа жизни для будущего защитника Отечества
Высказывает суждения о мотивах поступков и способах поведения былинных богатырей и русских полководцев, ориентируясь на нравственные нормы
Использует эмоциональную лексику при отображении событий, связанных с защитой Родины в разные времена
Выражает свои чувства и эмоции изобразительно-выразительными средствами (мимика, жесты, поза и т.п.) при восприятии и отображении литературных и музыкальных произведений, картин, рассказов взрослых
Проявляет стремление к максимально высокому качеству процесса и результата лепки, рисования, аппликации, конструирования, труда, пения, танца, физических упражнений
Владеет нормами этикета, диалогом (удачно применяет устойчивые формулы общения)
Умеет рисовать человека, передавать изобразительными средствами характерные особенности защитника Отечества
Умеет лепить человека из целого куска пластилина, передавая пропорции
Умеет конструировать из строительного материала самолеты
Умеет связно, последовательно рассказывать о событиях, связанных с защитой Родины в разные времена
Использует в речи пословицы и поговорки о защите Родины
Исполняет песни о Родине, солдатах, армии
Умеет выполнять танцевальные движения (прямой и боковой галоп, переменный шаг), характерный для танца кавалеристов
Умеет метать предмет в вертикальную цель правой и левой рукой от плеча с расстояния 2,5 м. (5-6 раз)
Итак, в процессе изучения темы воспитатель заполняет мониторинговую карту, проставляя баллы и фиксируя успехи или неуспехи детей, благодаря чему, появляется возможность своевременно корректировать свою деятельность в минимально короткие сроки и, соответственно, добиваться максимального качества работы с детьми, привлекая родителей, как участников образовательного процесса. Так своевременно выявляется «отставание» ребенка и необходимость индивидуальной работы с ним, а при сопоставлении карт освоения нескольких тем можно видеть динамику развития дошкольника. Чтобы мониторинг освоения содержания гражданской тематики в рамках эксперимента был частью общего мониторинга освоения основной общеобразовательной программы детского сада по возрастной группе в целом, за основу были взяты 5 уровней, выделяемых в программе «От рождения до школы»: 5 баллов - высокий уровень (В); 4 балла -уровень выше среднего (ВС); 3 балла- средний уровень (С); 2 балла - уровень, требующий корректирующего внимания педагога (К); 1 балл - уровень, требующий внимания специалиста (РС).
В конце года воспитатель заполняет предложенную авторами программы «От рождения до школы» общую итоговую таблицу освоения детьми образовательных областей (таблица 3) на основе мониторинговых карт освоения детьми каждой темы. При таком подходе выполняются главные требования ФГТ к организации мониторинга - он не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Таблица 3
Имя, фамилия ребенка Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
Здоровье Физическая культура Социализация д у р Н Безопасность Познание Коммуникация Чтение худ. литературы Художеств. творчество Музыка Итоговый результат
1.
2.
Таким образом, результаты мониторинга освоения каждой темы по проблеме воспитания основ российской гражданской идентичности у старших дошкольников дают информацию о качестве работы педагогического коллектива по экспериментальной деятельности. С другой стороны, единый подход к мониторингу освоения содержания базовой программы («От рождения до школы») с мониторингом по экспериментальной деятельности и наличие мониторинговых карт, позволяют воспитателю в конце года суммировать результаты в общую таблицу.
Мониторинг уровня развития гражданской идентичности как интегративного качества у детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с оцениванием успешности освоения программы, процедура более сложная. Он проводится специалистами совместно с воспитателем группы в конце учебного года. Наряду с замеряемыми интегративными качествами по результатам освоения программы, мы проводим мониторинг сформированности основ гражданской идентичности, ка личностного качества воспитанников. Основными методами такого мониторинга являются беседы, наблюдения, выполнение заданий детьми и др. Согласно позиции современной психолого-педагогической науки (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова и др.) о трехкомпонентной структуре любого личностного качества, были выделены основные компоненты качества российской гражданской идентичности (РГИ): когнитивный, аффективный, поведенческий и показатели сформированности качеств российской гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста по каждому из трех компонентов (таблица 4)
Таблица 4
Показатели сформированности российской гражданской идентичности
у детей старшего дошкольного возраста
Компоненты РГИ Показатели
Когнитивный 1. Отражает в речи четкие представления по содержанию темы
2. Объясняет назначение, значимость, необходимость норм, связей и зависимостей объектов и явлений действительности
3. Дает оценку мотивам поступков и выбору способов поведения (своего и других людей), ориентируясь на нравственные нормы.
Аффективный 4. Выражает желание рассказывать по содержанию темы
5. Проявляет ценностное отношение к окружающей цействительности, стремление к добру, справедливости
Деятельностный (поведенческий) 6. Владеет средствами общения и способами взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми
7. Владеет общекультурными умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности
8. Отражает в моделирующих видах деятельности четкие представления по содержанию темы
При оценке результатов применяли известные 5 уровней, выделенных авторами программы «От рождения до школы». Причем, по первым двум компонентам, когнитивному и аффективному результат оценивался по следующей шкале:
5 баллов- Высокий уровень (В)-ребенок самостоятельно и подробно отвечает на все вопросы
4 балла- Уровень выше среднего (ВС)- ребенок самостоятельно, но недостаточно подробно отвечает на все вопросы
3 балла- Средний уровень (С)-ребенок отвечает на все вопросы с помощью взрослого
2 балла- Уровень, требующий корректирующего внимания педагога (К)-ребенок отвечает на часть вопросов с помощью взрослого
1 балл- Уровень, требующий внимание специалиста (РС)-ребенок не отвечает на вопросы даже с помощью взрослого
По третьему компоненту - поведенческому - шкалы оценки выглядят иначе, в связи с тем, что ребенку предстоит в естественно-искусственных ситуациях проявить сформированные качества в действии (см. в тексте ниже).
Для проведения мониторинговых процедур по каждому компоненту подобраны по три методики (воспитатель может применять все или остановить свой выбор на одной из них). К примеру, для мониторинга сформированности основ российской гражданской идентичности к теме «Защитники Отечества», о которой шла речь выше, были подобраны следующие задания, 1. Когнитивный компонент:
1.1.Диагностическое задание «Защитники Отечества» Цель: выявить представления о защитниках Отечества в разные исторические периоды (былинные богатыри, русские полководцы, российская армия).
Материал: иллюстрации, детские книги, портреты. Содержание: Беседа: ребенку предлагается ответить на вопросы: о Кто изображен на картинах? Что можешь о них рассказать? (И.
Муромец, А.Попович, Добрыня Никитич, Н.Кожемяка, А.Невский, К.Минин, Д.Пожарский, М.Кутузов)
о С кем они боролись? Зачем враги хотели захватить русскую
землю?
о Что было бы, если русский народ не сражался с захватчиками?
о Кто сейчас охраняет нашу Родину? Какие виды войск ты знаешь?
Какие военные профессии знаешь?
Оценка результата (см. вышеописанную 5-балльную шкалу оценок). 1.2. Диагностическое задание «Зачем и почему?»
Цель: выявить умение объяснять объекты и явления действительности, их связи и зависимости.
Материал: иллюстрации, календарь, открытки, военные принадлежности, военная одежда.
Содержание: Беседа: ребенку предлагается ответить на вопросы:
о Кто и зачем празднует День защитника Отечества?
о Зачем нужна армия в нашей стране?
о Что нужно делать, чтобы стать настоящим защитником
Отечества? Как стать здоровым и сильным?
о Чем отличается военный костюм от обычного костюма? Чем
отличается военный костюм разных эпох и разных родов войск? Почему? Оценка результата: (см. 5-балльную шкалу оценок). 1.3. Диагностическое задание «Как ты считаешь, почему?» Цель: выявить умение оценивать и высказывать собственные суждения и объяснять мотивы поведения защитников Отечества
Материал: иллюстрации, книги, макеты интерьеров к программным произведениям художественной литературы, выполненные с детьми. Содержание: Беседа: ребенку предлагается ответить на вопросы:
о Кто из защитников Отечества тебе нравится? Почему?
о Чем похожи на него другие защитники?
о На кого ты хочешь быть похожим? Почему?
о Кто- нибудь из твоих знакомых похож на настоящего защитника
Отечества? Чем?
о Защищал ли ты кого-нибудь? Почему ты это делал?
Оценка результата: (см. 5-балльную шкалу оценок).
2. Аффективный компонент:
2.1.Диагностическое задание «Фотоальбом боевой славы».
Цель: выявить желание ребенка рассказывать о защитниках Отечества по иллюстрациям.
Материал: альбом с иллюстрациями событий, связанных с защитой Родины в разные времена.
Содержание: Взрослый напоминает детям о предстоящей встрече с военными-гостями праздника, предлагает желающим выбрать иллюстрации из альбома для рассказывания гостям. Отмечает: интерес к заданию, стремление к максимально подробному описанию иллюстрации.
Оценка результата: (см. 5-балльную шкалу оценок).
2. 2. Диагностическое задание «Письмо из другого города» (О.В. Дыбина)
Цель: выявить желание ребенка рассказывать о защитниках в своей семье.
Материал: письмо от мальчика Кирилла из другого города
Содержание: Взрослый говорит детям, что пришло письмо от мальчика Кирилла из другого города и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Кирилл, я учусь в первом классе. Я хочу рассказать вам о защитниках в моей семье. У меня большая семья: мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат, дядя. Мама работает медсестрой в воинской части, папа — капитан военного корабля, Дедушка, Андрей Викторович —ветеран войны, бабушка, Нина Алексеевна, врачом в воинской части, Мой брат Сережа учится в суворовском училище, дядя Сережа (брат отца)- служит в воздушно-десантных войсках. Я хочу тоже стать военным и защищать границы нашей Родины.
Поэтому я каждый день делаю зарядку, поддерживаю в своей комнате порядок, помогаю маме и бабушке, защищаю соседку Катю. Наша семья очень
дружная. Буду рад если вы напишите мне о своей семье. До свидания. Жду ответа. Кирилл».
Вопросы после прочтения письма: О каких защитниках из своей семьи ты хочешь рассказать Кириллу?
Взрослый выслушивает каждого ребенка индивидуально и составляет письмо-ответ.
Оценка результата: (см. 5-балльную шкалу оценок). 2.3. Диагностическое задание «Цветик -семицветик» (О.В.Дыбина) Цель: выявить ценностное отношение ребенка к окружающей действительности, стремление к добру и справедливости.
Материал: текст рассказа по мотивам В.Катаева «Цветик - семицветик» Содержание: Взрослый предлагает ребенку после прочтения рассказа ответить на вопросы:
• Выполнение какого желания у Жени вызвало наибольшую радость?
• Если бы у защитников Отечества был бы такой цветок, какие желания они бы загадали?
• А вы, какие желания хотели бы загадать?
• Кому из литературных героев вы доверили бы волшебный цветок? Почему?
Оценка результата: (см. 5-балльную шкалу оценок). 3.Деятельностный компонент
3.1.Диагностическое задание «Твой поступок»
Цель: выявить уровень владения способами проявления сочувствия, сопереживания (вербальные и невербальные способы).
Содержание: Взрослый предлагает ребенку решить следующую ситуацию: «Представь себе, что ты зашел в комнату и увидел огорченную маму (младшего брата, папу, солдата, дедушку)».
• Как ты поступишь в данной ситуации? О чем спросишь?
• Как ты успокоишь маму (младшего брата, папу, солдата, дедушку). Какие слова скажешь?
Оценка результата:
5 баллов - Высокий уровень (В)- Ребенок владеет вербальными и невербальными способами проявления сочувствия и сопереживания в соответствии с ситуацией, проявляет творчество в ее решении
4 балла - Уровень выше среднего (ВС)- Ребенок владеет вербальными способами выражения сочувствия и сопереживания в соответствии с ситуацией, проявляет творчество в ее решении
3 балла - Средний уровень (С)- Ребенок владеет вербальными способами проявления сочувствия и сопереживания в соответствии с ситуацией, не проявляет творчество в ее решении
2 балла - Уровень, требующий корректирующего внимания педагога (К)-Ребенок соглашается с предложениями взрослого
1 балл - Уровень, требующий внимание специалиста (РС) - Равнодушен и бездеятелен к ситуации.
3.2.Диагностическая ситуация: наблюдение за играми детей. Цель: выявить характер отражения в игре представлений о событиях,
связанных с защитой Родины
Материал: атрибуты и материалы для сюжетно-ролевых игр военной тематики
Содержание: Воспитатель наблюдает за играми детей и отмечает:
• Разнообразие замыслов, ролей, ролевых действий, их выразительность, содержание ролевых высказываний, длительность
Оценка результата:
5 баллов - Высокий уровень (В)-ребенок проявляет инициативу в замыслах, меняет роли в соответствии с ситуацией, привлекает к игре нужных партеров, участвует в ролевых диалогах, сохраняет интерес к дальнейшему развитию сюжета
4 балла - Уровень выше среднего (ВС)- ребенок проявляет инициативу в замыслах, выполняет однообразные роли, участвует в ролевых диалогах, сохраняет интерес к дальнейшему развитию сюжета
3 балла - Средний уровень (С)- ребенок проявляет инициативу, включается в игру сверстников, поддерживает ролевой диалог, быстро выходит из игры
2 балла - Уровень, требующий корректирующего внимания педагога (К)-ребенок не проявляет инициативу, но с помощью взрослого включается в игру
1 балл - Уровень, требующий внимание специалиста (РС)- ребенок отказывается играть.
З.З.Диагностическое задание «Подарок для папы-защитника».
Цель: выявить умения и навыки при осуществлении различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,
конструирование, художественно-ручной труд и т.д.)
Материал: материалы для отражения замыслов в разных видах деятельности, образец для выполнения, оборудование.
Содержание: Взрослый предлагает придумать и создать подарок для папы, используя предложенные материалы. Воспитатель наблюдает за работой детей и отмечает:
• Проявление самостоятельности и последовательности выполнения, творческое решение, технические навыки, достижение результата, умение оценивать результат
Оценка результата:
5 баллов- Высокий уровень (В)-ребенок проявляет инициативу в замысле, самостоятельность и последовательность его реализации, создает творческий продукт, достигает максимально высокого качества результата, адекватно оценивает свой продукт.
4 балла- Уровень выше среднего (ВС)- ребенок проявляет инициативу в замысле, самостоятельность и последовательность его реализации, повторяет образец воспитателя, достигает максимально высокого качества результата, адекватно оценивает свой продукт.
3 балла- Средний уровень (С)- ребенок проявляет инициативу в замысле, повторяет образец, отдельные технические навыки недостаточно сформированы, выполняет с незначительной помощью взрослого, адекватно оценивает свой продукт.
2 балла - Уровень, требующий корректирующего внимания педагога (К)-ребенок не проявляет инициативу, выполняет со значительной помощью взрослого, результат узнаваем, но значительное отклонение от образца.
1 балл- Уровень, требующий внимание специалиста (РС)- результат не узнаваем.
Результаты исследования по данным методикам также заносятся в мониторинговую карту. В первый столбец занесены компоненты российской гражданской идентичности. Во втором столбце указаны показатели сформированности качеств российской гражданской идентичности у старших дошкольников (они единые при оценке освоения содержания любой темы). В третьем - обозначены мониторинговые методики к каждому показателю. Они меняются в зависимости от темы. В последующих столбцах - ФИО детей по
списку, а в нижних строчках - результаты обследования по количеству баллов и по уровням (В, ВС, С, К, РС).
Таблица 5 представляет собой образец мониторинговой карты по любой теме (в данном случае, по теме «Защитники Отечества»).
Таблица 5
Мониторинговая карта сформированности качеств российской гражданской идентичности (по теме «Защитники Отечества»)
Компоненты Показатели Мониторинговые Ф] ИО ДЕТЕЙ
РГИ сформированности РГИ методики 1 2 3 4
Когнитивный 1. Отражает в речи четкие представления по содержанию темы Диагностическое задание «Защитники Отечества»
2. Объясняет Диагностическое
назначение, задание
значимость, «Зачем и почему?»
необходимость норм,
связей и
зависимостей
объектов и явлений
действительности
3. Оценивает мотивы Диагностическое
поступков и выбор задание «Как ты
способов поведения считаешь, почему?»
(своего и других),
ориентируясь на
нравственные нормы.
Количество баллов
Уровень
Аффективный 4.Выражает желание рассказывать по содержанию темы Диагностическое задание «Фотоальбом боевой славы»
5.Проявляет Диагностическое
ценностное задание «Письмо из
отношение к семье, другого города»
стремление к добру
6. Проявляет Дидактическое
ценностное задание «Цветик-
отношение к семицветик»
окружающей
действительности,
стремление к добру,
справедливости
Количество баллов
Уровень
Деятельностный 7. Владеет Диагностическое
(поведенческий) средствами общения и способами взаимодействия с окружающими задание «Твой поступок»
взрослыми и детьми
8. Владеет общекультурными умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности Диагностическое задание «Подарок для папы-защитника»
9. Отражает в игре представления по содержанию темы Диагностическое задание «Наблюдение за играми детей»
Количество баллов
Уровень
Общий уровень сформированности
На основе конкретных показателей и мониторинговых заданий к ним в конце каждой темы воспитатель фиксирует результаты освоения темы в карте по каждому компоненту. Данные, полученные по каждому компоненту, складывают и получают общий балл. Таблица 6 отражаем соответствие баллов тому или иному уровню.
Таблица 6
Критерии оценки результатов сформированности
основ российской гражданской идентичности_
Уровневая шкала по компонентам РГИ Кол-во баллов
Высокий уровень (В) 15 баллов
Уровень выше среднего (ВС) 14-12 баллов
Средний уровень (С) 11-9 баллов
Уровень, требующий корректирующего внимания педагога (К) 8-6 баллов
Уровень, требующий внимание специалиста (РС) 5-3 баллов
По окончании процедуры заполняется итоговая таблица результатов мониторинга уровня развития основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста (таблица 7).
Таблица 7
Результаты мониторинга уровня
Компоненты РГИ Уровень В Уровень ВС Уровень С Уровень К Уровень РС
Кол-во детей (%)
когнитивный
аффективный
деятельностный
Описанные выше подходы к мониторингу достижения детьми планируемых результатов освоения программы полностью соответствует рекомендациям ФГТ, органично соединяя в себе оценку результатов основного воспитательно-образовательного процесса и экспериментальной деятельности ДОУ. Надеемся, что они помогут сотрудникам ДОУ грамотно выстроить систему мониторинга в своих детских садах и оптимизировать работу воспитателей.