Научная статья на тему 'Диагностика уровня сформированности маскулинности у мальчиков старшего дошкольного возраста'

Диагностика уровня сформированности маскулинности у мальчиков старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСКУЛИННОСТЬ / МАЛЬЧИКИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородулина Е.О., Григорьева Ю.С.

В статье актуализируются проблемы гендерного воспитания дошкольников, рассматриваются вопросы определения параметральных и уровневых характеристик маскулинности мальчиков дошкольного возраста, обозначаются требования к проведению диагностических процедур, представлены методы диагностики разных сфер изучаемого личностного образования, приведены результаты проведенной диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня сформированности маскулинности у мальчиков старшего дошкольного возраста»

УДК 613.954-055.15

Бородулина Е. О., Григорьева Ю. С.

Диагностика уровня сформированности маскулинности у мальчиков старшего дошкольного возраста

Аннотация: В статье актуализируются проблемы гендерного воспитания дошкольников, рассматриваются вопросы определения параметральных и уровневых характеристик маскулинности мальчиков дошкольного возраста, обозначаются требования к проведению диагностических процедур, представлены методы диагностики разных сфер изучаемого личностного образования, приведены результаты проведенной диагностики.

Ключевые слова: маскулинность, мальчики старшего дошкольного возраста, диагностика.

Совершенствование качества образования на современном этапе определяется по его результатам, в связи с чем особую актуальность приобретает проблема определения измерителей (показателей, критериев, уровней) разных сторон личностного развития ребенка и подбора методов диагностики, адекватно отражающих основные параметры изучаемых объектов. Диагностика традиционно рассматривается как специфический вид деятельности, направленной на изучение объектов окружающего мира. Среди многочисленных видов диагностики в образовательном процессе выделяется диагностика психолого-педагогическая, которая позволяет ответить на следующие вопросы: что изучать в личностном развитии ребенка, по каким параметрам и какими методами это делать? [5]

Эффективность организации и проведения диагностических процедур обусловлена выполнением ряда требований:

• определенность сущности и параметральных характеристик изучаемого явления;

• обоснованный выбор и грамотное соотношение изучаемых параметров, методов диагностики в соответствии с исследовательскими задачами;

• четко воспроизводимое в эксперименте описание процессов, являющихся контрольными в исследовании;

• наличие адекватного изучаемым показателям стимульного материала;

• качественная статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов, ее глубина.

В ходе психолого-педагогической диагностики изучаются, сравниваются, анализируются и прогнозируются различные аспекты педагогического процесса с целью его дальнейшего совершенствования, обоснования значения его результатов для решения воспитательно-образовательных задач.

Изучение уровня личностного развития детей дошкольного возраста осуществляется по разным направлениям, предусмотренным ФГОС ДО. Особые проблемы в данном аспекте возникают в процессе изучения уровней социально-коммуникативного развития и, в частности, полоролевой социализации. Современный период развития общества характеризуется противоречиями между традиционными нормами гендерной культуры и реальным их воплощением во взаимодействии людей между собой. Исторически мужчина выступал в роли кормильца, защитника, добытчика, а женщина в роли хранительницы домашнего очага. В настоящее время роли мужчины и женщины в обществе претерпевают существенные трансформации. Демократизация отношений полов, стирание границ между «мужскими» и «женскими»

профессиями, совместное обучение и работа ведут к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Вследствие этого возникает необходимость с ранних лет воспитывать детей в зависимости от их половой принадлежности.

Ряд отечественных ученых (Н. Е. Тата-ринцева, И. С. Кон, В. Ф. Базарный, В. А. Су-хомлинский, Т. А. Репина) говорят о целесообразности полового воспитания уже в дошкольном возрасте, так как данный период развития связан с интенсивной полороле-вой социализацией, находящей отражение в формировании представлений ребенка о его половой принадлежности, о типичных для представителей того или иного пола моделях поведения и ценностных ориентациях.

Многие исследователи (Л. В. Градусова, Т .А. Репина, Т. Н. Титаренко, Ю. Е. Алешина и др.) считают, что процесс полоролевой социализации более противоречив и протекает сложнее у мальчиков, чем у девочек, так как в семье мальчики идентифицируют себя с матерью, а позже стараются отвергнуть эту идентификацию, выбирая для подражания мужскую модель. Отрицательно сказывается на воспитании у мальчиков мужественности и отсутствие отца в семье или устранение его от воспитания детей. Т. А. Репина отмечает, что существенным негативным фактором по-лоролевой социализации и формирования маскулинности мальчиков является также повсеместная феминизация воспитания в детском саду, вследствие чего мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, нежели женской.

Изучение особенностей проявления маскулинности у мальчиков обусловлено научными изысканиями в области специфики полоролевой социализации детей разного пола. Так, к примеру, в экспериментах Т. А. Репиной и ее учеников доказано, что уже в три года у детей, воспитывающихся в детском саду, имеются предпочтения к поло-

типичным игровым объектам. Это находит отражение в сюжетах игр детей, в специфике речевой, изобразительной деятельности. У мальчиков преобладают игры героической тематики, подвижные спортивные игры. Многие мальчики считают, что «девчоночьи» игры «плохие» и в них не положено играть мальчикам [2].

Проявления полового диморфизма у старших дошкольников в тематике их рисунков и в манере рисования изучались Б. Г. Ананьевым, В. С. Мухиной, Н. Л. Шаш-ковой, С. Поповой. Полученные данные свидетельствуют о том, что у мальчиков большинство рисунков посвящено индустриальной и военной тематике. Они рисуют чаще всего машины разных марок, танки, корабли, самолеты, подъемные краны, космонавтов, рыцарей, персонажей мультфильмов. Рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны,чем у девочек[6].

В ряде исследований выявлены особенности общения мальчиков. Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового или игрового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу [3]. Для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. Мальчики больше ориентированы на решение конструктивных задач, т. е. у них преобладает деловая ориентация. Проведенный Т. А. Репиной оценочный эксперимент в детском саду выявил, что мальчики более высокие оценки по ряду качеств давали девочкам, а не себе и не сверстникам своего пола [4]. Анализ психологических исследований, связанных с изучением особенностей гендерной идентичности и освоения половой роли у мальчиков, позволяет констатировать, что они проявляются в разных видах деятельности: коммуникативной, речевой, изобра-

зительной, конструктивной, двигательной, трудовой,исследовательской, игровой.

В процессе полоролевой социализации мальчиков дошкольного возраста происходит освоение ценностей гендерной культуры, формирование способов поведения, адекватных половой роли, а также становление личностных качеств, важнейшее из которых -маскулинность. Маскулинность в нашем исследовании рассматривается как сложное личностное образование, проявляющееся в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития представителей мужского пола в соответствии с нормами гендерной культуры.

Для изучения уровня сформированности маскулинности у мальчиков старшего дошкольного возраста мы конкретизировали параметральные и уровневые характеристики и разработали диагностическую методику на основе содержания программы Л. В. Коломийченко «Дорогою добра» (разделы «Я - мальчик, я - девочка», «Мужчины и женщины») [1]. К параметральным характеристикам отнесены показатели и критерии оценки полоролевой социализации. Диагностические задания направлены на изучение когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер маскулинности по следующим параметрам:

• когнитивная сфера - знания основных элементов гендерной культуры, отражающих специфику поведения и взаимоотношений мальчиков с детьми своего и противоположного пола (первоначальные, дифференцированные, обобщенные представления);

• эмоционально-чувственная сфера -потребность в реализации собственной мужской гендерной роли, интерес к сфере маскулинных проявлений, удовлетворенность собственной половой принадлежностью;

• поведенческая сфера - конкретные способы поведения и взаимодействия мальчиков с другими людьми, адекватные общепринятым нормам гендерной культуры,

умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности.

Для диагностики когнитивной сферы нами была разработана серия заданий по картинкам, позволяющих выявить представления детей о собственной половой принадлежности, о людях своего пола по ряду существенных признаков (внешний вид, особенности отдыха, интересов, специфика трудовой деятельности), а также аргументированность и осознанность их ответов.

Показатель 1. Знания о предметах мужской одежды и мужских аксессуарах.

Беседа «Мужской и женский магазин»: Как ты считаешь, какие одежда, обувь и аксессуары с этих картинок подходят настоящему мужчине? Почему ты так думаешь? Какие из этих вещей есть у тебя?

Материал: картинки с изображением различных предметов мужской и женской зимней и летней одежды, аксессуаров мужских и женских (часы, сумки).

Показатель 2. Знания о мужских личностных качествах.

Беседа «Кто кем работает»: Как ты думаешь, какими личностными качествами обладает настоящий мужчина? Для какой профессии нужны такие качества? Кто чаще (мужчины или женщины) работают в этой профессии? Почему? Демонстрируются портреты знаменитых спортсменов, космонавтов и спрашивается, почему они стали такими.

Материал: картинки с изображением атрибутов различных профессий: профессия учитель (доска, мел, указка); профессия пожарный (шланг, каска, огнетушитель, песок); профессия военный (оружие, фляжка, погоны, граната); профессия повар (кастрюля, поварешка, фартук, нож); профессия строитель (кирпич, мастерок, подъемный кран); профессия парикмахер (ножницы, расческа, фен); профессия стюардесса (поднос с напитками, самолет); портреты знаменитых спортсменов, космонавтов и т. п.

Показатель 3. Знания о мужских хобби.

Беседа «Едем отдыхать»: Как ты думаешь, что из этих предметов возьмет с собой на отдых мужчина? Почему? Что брали с собой ты и твой папа, когда ездили на отдых?

Материал: картинки с изображением атрибутов различных хобби: мяч, клюшка, шайба, удочка, ружье, рюкзак, бальное платье, шахматы, фотоаппарат, мужской костюм, акваланг, маска для подводного плаванья, кремы, лыжи.

Показатель 4. Знания о достойном поведении мужчин.

Беседа «Как должно быть»: Как ты считаешь, в чем проявляется достоинство мужчины? Достойно ли ведут себя мужчины на картинках? Почему? Как можно было достойно поступить в такой ситуации?

Материал: картинки с изображением разных ситуаций взаимодействия: женщина идет с тяжелыми сумками, мужчина просто идет рядом; мужчина в автобусе сидит, а пожилая женщина стоит; собака кусает женщину, мужчина проходит мимо; мужчина забивает гвоздь, женщина вешает картину; женщина моет пол, мужчина подносит ей тяжелые ведра с водой; Вова обидел девочку, Коля защитил ее.

Показатель 5. Знания о перспективах взросления мальчика.

Беседа «Возрастная линия»: Разложи картинки в той последовательности, в которой человек взрослеет. Какие из этих предметов к какому возрасту подходят? Почему? Покажи себя среди этих людей. Покажи себя, когда у тебя будут внуки. Покажи себя, когда у тебя будут дети.

Материал: картинки с изображением человека в разные возрастные периоды (младенец, дошкольник, школьник, взрослый, пожилой человек) и соответствующих предметов (соска, погремушка, игрушечная машина, машина, конструктор, портфель, глобус, книга, дипломат, деловой костюм, велосипед, удочка, очки).

Показатель 6. Осознание относительности маскулинных проявлений.

Решение ситуационных задач:

а) В старшей группе ребятам ставили прививки. Миша самый первый зашел в кабинет. Когда ему ставили укол, он вел себя спокойно и не плакал. А вот Костя испугался и заплакал, его долго пришлось уговаривать. Таким поведением он огорчил медсестру. Как повел себя Миша? А Костя?

б) Артему подарили на день рождения хомячка. Он был очень рад, так как давно мечтал о домашнем питомце. Сейчас он сам за ним ухаживает: кормит его, чистит клетку, играет с ним. Какие качества проявил мальчик?

в) Два солдата, живших раньше в одном доме, учившихся в одном классе, вдруг оказались на войне в одном взводе. Очень обрадовались, вспоминали своих знакомых, родителей, свой дом и двор, свою школу, стали неразлучными, много раз друг друга выручали и спасали, делили поровну последний кусок хлеба и последние патроны. И вдруг одного убили, а второй нашел его после боя, обнял и заплакал.

Для изучения эмоционально-чувственной сферы мы разработали серию заданий, предполагающих разрешение проблемных ситуаций, выбор интересных ребенку занятий.

Показатель 7. Положительное отношение и стремление к видам деятельности и поведенческим проявлениям, соответствующим маскулинной модели.

Беседа 1. «Нравится - не нравится»:

• нравится когда тебе заплетают косички?

• нравится, строить что-нибудь из конструктора?

• нравится играть в куклы?

• нравится играть в машинки?

• нравится, когда тебя называют ласковым именем?

• нравится носить шортики?

• нравится ухаживать за растениями?

• нравится играть в «войнушки», «стрелялки»?

• нравится играть в «дочки-матери»?

• нравится смотреть мультики?

Беседа 2. «Если я стану волшебником...»:

Если бы тебе подарили волшебную палочку, что бы ты загадал:

• получить в подарок

• изменить в себе

• исполнить заветное желание

• стать похожим на. Почему?

В случае затруднения при ответе на последний вопрос ребенку предлагаются портреты знаменитых мужчин (Путин В. В., Пушкин А. С., Чайковский П. И., Ковальчук И. В., Дзюба А., Менделеев Д. И., Михалков Н. С., Гагарин Ю., Суворов А. В.) и сказочных персонажей (Карабас Барабас, дядя Степа, дядя Федор, Буратино и др.).

Для исследования поведенческой сферы нами была разработана серия ситуаций, которая предполагала выполнение мальчиками заданий.

Показатель 8. Способность распределять функции мальчика и девочки в совместной деятельности на основе маскулинных и фемининных характеристик.

Проблемные ситуации «Сделаем вместе»: мальчику и девочке предлагается помыть стул; мальчику и девочке предлагается убрать конструктор и протереть стол; двум мальчикам и девочке предлагается отодвинуть лавку в раздевалке и собрать за ней бумажки; няня просит мальчика и девочку помочь ей накрыть покрывалами и задвинуть кровати; мальчику и девочке предлагается отнести в спортзал корзину с мячами и скакалки.

После выполнения каждого задания педагог выясняет у мальчика, кто из детей какую функцию выполнял в совместной деятельности и почему. Данные, полученные педагогом в ходе бесед и наблюдений, фиксируются в диагностическую карту. В со-

ответствии с выраженностью критериев по каждому показателю ребенку присваивается от 0 до 2 баллов.

Критерии оценки:

• когнитивной сферы личностного развития: полнота, аргументированность знаний и связь с личным опытом;

• эмоционально-чувственной сферы: устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений маскулинной модели поведения;

• поведенческого компонента: устойчивость поведенческих реакций, их адекватность полу ребенка, инициативность в их проявлении.

На основе различных сочетаний показателей и критериев, относящихся к разным сферам, мы определили содержательные характеристики уровней сформированности маскулинности у мальчиков 6-7 лет.

Высокий уровень: ребенок владеет обобщенными представлениями о своей половой принадлежности, о представителях мужского пола, аргументирует их по ряду существенных признаков (внешний вид, личностные качества, особенности трудовой деятельности, общения, отдыха, интересов, увлечений); осознает относительность маскулинных проявлений; ориентируется на типичные особенности мужского поведения в оценке собственных поступков; испытывает чувство удовлетворения в отношении собственной половой принадлежности; соотносит достижения мужчин с проявлением маскулинных качеств; адекватно определяет перспективы собственного развития в системе семейных отношений; демонстрирует способы поведения, соответствующие собственной половой принадлежности; заинтересован в развитии собственных маскулинных качеств.

Средний уровень: ребенок владеет дифференцированными представлениями о своей половой принадлежности, о людях своего пола, но аргументирует различия по отдельным признакам; не осознает от-

носительность маскулинных проявлений; затрудняется в соотношении собственных поступков с общепринятыми полоролевыми стереотипами, индеферентен в отношении собственной половой принадлежности; затрудняется в соотношении достижений мужчин с их маскулинными качествами; ситуативно проявляет стремление к усвоению определенных способов поведения, соответствующих собственной половой принадлежности; владеет отдельными способами поведения в соответствии с собственной половой ролью, проявляет интерес к развитию некоторых собственных маскулинных качеств.

Низкий уровень: ребенок владеет дифференцированными представлениями о собственной половой принадлежности, о людях своего и противоположного пола, но затрудняется в аргументации имеющихся

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Результаты диагностики свидетельствуют о доминировании среднего уровня маскулинности мальчиков экспериментальной группы, необходимости проведения работы по обогащению представлений детей об основных

различий; не осознает относительность маскулинных проявлений; не ориентируется на типичные особенности мужского поведения в оценке собственных поступков, не удовлетворен собственной половой принадлежностью; проявляет стремление к поведенческим реакциям противоположного пола; не соотносит достижения мужчин с проявлением маскулинных качеств; не проявляет интереса к усвоению способов поведения, соответствующих собственной половой роли, индифферентен к развитию собственных маскулинных качеств.

По результатам диагностики мы определили уровень сформированности маскулинности у мальчиков экспериментальной группы, вычислив среднеарифметический балл по трем сферам (когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой) (рис. 1).

элементах гендерной культуры, по воспитанию потребности в реализации собственной гендерной роли, удовлетворенности от собственной половой принадлежности, по формированию конкретных способов

высокий средний низкий

Рис. 1. Результаты диагностики маскулинности у мальчиков старшего дошкольного возраста

поведения и взаимодействия с другими людьми, адекватных общепринятым нормам гендерной культуры.

Грамотная организация образовательного процесса невозможна без учета результатов диагностических процедур, которые позволяют определить наличествующий уровень изучаемого явления, дифферен-

цировать последующую работу с детьми в соответствии со степенью выраженности показателей когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер маскулинности мальчиков, определить наиболее приемлемые способы взаимодействия в соответствии с нормами гендерной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Коломийченко Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2015.

2. Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. 2003.№ 12.

3. Практикум по гендерной психологии / под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.

4. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.

5. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2006.

6. Чекалина А. Какой пол у моего ребенка: [Различия в воспитании мальчика и девочки] // Семья и школа. 2003. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.