УДК 374
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СТУДИЯХ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
© Татьяна Владимировна КОРОТКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected] © Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Описывается разработанная автором структурно-фукциональная модель, являющаяся целостным образованием, состоящим из взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального и результативного. Модель позволяет эффективно организовывать совместную творческую деятельность родителей и детей в студиях раннего развития.
Ключевые слова: модель; совместная деятельность родителей и детей; дети раннего возраста.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главное в контексте «семья - дошкольное» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу решения их индивидуальных проблем в воспитании ребенка, трудностей и радостей, успехов и неудач.
Организация совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования.
Разработанная нами педагогическая модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих взаимосвя-
занных блоков: целевой, включающий в себя социальный заказ общества на развитие личности ребенка раннего возраста в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей, а также цель и задачи организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития; организационно-содержательный -включает в себя факторы, принципы, содержание, формы и этапы организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития; функциональный блок, включающий в себя функции организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития; диагностикорезультативный, характеризующий критерии и уровни сформированности личностного развития детей (рис. 1).
Дадим краткую характеристику каждого из компонентов педагогической модели. Главным основанием моделирования организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития выступает социальный заказ общества.
Как видно из рис. 1, целевой блок модели обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение стратегических и тактических цели и задач. В качестве главной цели в процессе моделирования рассматривалось развитие личности и формирование
предпосылок интеллектуальной креативности ребенка в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач исследования следующие: построение особой воспитательной среды образовательного пространства с целью обеспечения свободной творческой деятельности в соответствии с желаниями и склонностями детей;
достижение эмоционального благополучия детей за счет использования различных видов социально-культурной деятельности; социокультурное образование педагогов, детей и родителей посредством социально-культурной деятельности; построение образовательных программ на основе личностноориентированного, технологического, культурологического, антропологического, деятельностного подходов.
Социальный заказ: развитие личности ребенка раннего возраста в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей
Цель: развитие личности и формирование предпосылок интеллектуальной креативности ребенка в условиях педагогического взаимодействия с родителями в студии раннего развития______________________________________
Задачи:
построение особой воспитательной среды образовательного пространства, с целью обеспечения свободной творческой деятельности в соответствии с желаниями и склонностями детей
эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов социальнокультурной дея-
тельности
социокультурное образование педагогов, детей и родителей посредством социально-
культурной деятельности
построение образовательных программ на основе личностно-ориентированного, технологического, культурологического, антропологического,
деятельностного подходов
Технологии социально-культурной деятельности: коммуникативные технологии, культуротворческие технологии, технологии социально-культурной анимации, культуроохранные технологии, рекреативно-оздоровительные технологии, игровые технологии________________
Факто-
ры
Принципы
Средства
Содержание
Формы и методы
Этапы организации работы
а
Культуросообразности; систематичности и последовательности; цикличности; оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; творческого характера развития; природосообразности
Живое слово, наглядные средства, технические средства, художественная самодеятельность
Программа
«Цветик-
семицветик»
Экскурсии, игры, конкурсы, викторины, театрализованные представления,
литературно-
музыкальные
представления
Целеполагающий;
содержательно-
процессуальный;
аналитико-
корректирующий
а § і § ^ •£ § й Я §
Развивающая Коммуника- Социокультурная Воспитательная Обучающая Творческо-
функция тивная функция функция функция преобразующая
функция функция
2 $ § ^ §
Я £
&' 48
И £ I
Критерии личностного развития: сенсорное развитие; игра и действия с предметами; развитие речи; конструктивная деятельность; выполнение движений; эмоциональное развитие________________________________________________
Показатели личностного развития: знание сенсорных эталонов; воспроизведение ряда последовательных действий (начало сюжетной игры); принятие задания, желание сотрудничать (играть) со взрослым; понимание короткого рассказа; выполнение простых сюжетных построек, умение объяснить их назначение; выполнение простейших движений в соответствии с инструкцией взрослого; понимание и называние эмоционального состояния; восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний
Уровни познавательного и эмоционального развития: низкий, средний, высокий
Результат: личностное развитие и формирование предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста
Рис. 1. Структурно-функциональная модель организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития
Целевой блок модели как прогнозируемый результат обусловливает организацию (факторы, содержание, этапы) процесса, критерии и показатели сформированности интеллектуальной креативности ребенка в условиях педагогического взаимодействия с родителями в студии раннего развития.
Организационно-содержательный блок модели характеризует используемые и учитываемые в организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития: основные факторы организации совместной творческой деятельности родителей и детей; принципы культурологического, аксиологического и деятельностного подходов; содержание, реализуемое в рамках программы «Цветик-семицветик»; формы работы студии раннего развития; этапы организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития.
Среди основополагающих ориентиров педагогической деятельности мы выделили следующие:
- формирование познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации;
- развитие игрового поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях;
- развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений;
- развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией;
- развитие эстетического чувства;
- формирование способности творчески относиться к любому делу;
- вовлечение в процесс постановки недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.
Особую значимость в нашей модели имеют технологии социально-культурной деятельности.
При организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития могут эффективно использоваться следующие технологии социально-культурной деятельности: коммуника-
тивные технологии, культуротворческие технологии, технологии социально-культурной анимации, культуроохранные технологии, рекреативно-оздоровительные технологии,
игровые технологии.
Продуктивность педагогического процесса зависит от факторов. В нашем исследовании при организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития мы будем опираться на взаимодействие двух основных факторов: социально-педагогических и организационных.
Важнейшим среди факторов личностного развития с полным основанием считается социально-педагогический. Воспитание ребенка начинается в семье. Именно там дети получают первичную информацию и через подражание делают первые шаги к накоплению жизненного опыта. В раннем детстве закладываются и основы культурной идентификации.
К числу социально-педагогических факторов, влияющих на личностное развитие детей дошкольного возраста, можно отнести:
1) социальную обстановку;
2) создание условий в стремлении детей к самореализации в различных видах творческой деятельности;
3) систематическую творческую деятельность дошкольников и психолого-педа-гогическую подготовку в этом вопросе воспитателей и родителей.
К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят:
- расширение сенсорного опыта ребенка за счет игрушек, организации внешней среды, контакта с взрослым окружением; наличие образца для подражания ребенком в среде взрослых, ориентация на индивидуальные способности. Предметно-пространственное окружение является действенным воспитывающим средством, активно воздействуя на процесс формирования психики ребенка, в т. ч. и на формирование творческой активности как интегрального личностного свойства. Процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Предметно-развивающая среда является основой для игровой - ведущего вида - деятельности дошкольника.
В поисках занятий внимание взрослого педагога или родителя должно быть направлено на его интересы и предпочтения.
Социально-педагогические факторы
включают в себя создание условий, необходимых для развития творческих способностей. Этими условиями являются среда, семья, люди, работающие с детьми.
К организационным факторам мы относим:
- эффективные современные способы организации деятельности ребенка, воспитателя и родителей по организации предметноразвивающей среды, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста;
- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в творческую деятельность.
- осуществление систематизации средств и методов творческой деятельности, распределение их в соответствии с психологопедагогическими особенностями детей.
Развитие личности ребенка раннего возраста в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей сложный процесс. Он функционирует на основе комплекса педагогических принципов.
Среди основных принципов развития личности ребенка раннего возраста в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей можно отнести: принципы куль-туросообразности; систематичности и последовательности; цикличности; оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; творческого характера развития; при-родосообразности.
В организационно-содержательном блоке особое внимание уделяется средствам, содержанию, формам и методам организации работы по развитию личности ребенка раннего возраста в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей.
Среди средств социально-культурной деятельности мы используем: живое слово, наглядные средства, технические средства, художественную самодеятельность.
Методы социально-культурной деятельности - система информационного и идейноэмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросоздающих задач.
Содержание процесса организации работы по развитию личности ребенка раннего возраста в условиях педагогического взаимодействия родителей и детей строится на основе разработанной программы, которая осуществляется в основном через приобщение родителей к педагогическому процессу, расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, пребывание родителей на занятиях в удобное для них время, создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей, предоставления и разработки информационно-педагогических материалов, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться с воспитывающей и развивающей средой ребенка.
Личностное развитие и формирование предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста - это управляемый процесс. Поэтому в управлении данным педагогическим процессом мы выделяем три этапа: 1) целеполагающий; 2) содержательнопроцессуальный; 3) аналитико-корректи-
рующий.
1. Целеполагающий этап. Основным содержанием данного этапа выступил анализ сформированности предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста. Для этого нами были выявлены критерии и методики, проведен анализ сформирован-ности предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста. Целепо-лагание включает в себя формирование, осмысление цели опытно-экспериментальной работы, ее задач и этапов; планирование педагогических воздействий с целью повышения организации и координации деятельности участников педагогического процесса.
2. Содержательно-процессуальный этап управления включает в себя: реализацию со-
держания программы организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития; управление педагогическим процессом; коррекцию и самокоррекцию взаимодействия участников педагогического процесса в ходе освоения программы «Цветик-семицветик»; в творческой деятельности родителей и детей в процессе активной работы происходит реализация содержания модели.
3. Диагностика и анализ результатов педагогического процесса, сравнение результатов с поставленной целью и определением необходимых мер коррекции для эффективной реализации педагогической модели организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития.
Таким образом, все три этапа образуют замкнутый цикл, направленный на формирование предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста.
Следующий блок - функциональный. В нем мы выделяем следующие функции: развивающая, коммуникативная, социокультурная, воспитательная, обучающая, творческо-преобразующая.
Развивающая функция обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Данная функция способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности. К тому же в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к работе над своей волей, характером, над созданием положительных качеств личности.
Коммуникативная функция. Организация совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития позволяет установить связь между педагогами и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе занятий в студии раннего развития способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспо-
сабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, альтруистические тенденции в поведении, осуждая элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешить, помочь) по отношению к близким, родственникам, героям художественных произведений.
Социокультурная функция. При совместной творческой деятельности родителей и детей обеспечивается не только удовлетворение потребностей ребенка в самовыражении, но и обогащается социальный опыт.
Воспитательная функция. Организация совместной творческой деятельности родителей и детей способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности.
Обучающая функция совместной творческой деятельности родителей и детей способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе совместной творческой деятельности ребенок более полно и глубоко познает мир, например, у него появляются знания о малоизвестных явлениях, предметах, которых нет в непосредственном опыте детей, но которые ребенок получает благодаря общению с родителями.
Творческо-преобразующая функция связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, отвлекать от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, пробуждать интерес к данной деятельности.
В педагогической литературе при выделении критериев результативности какого-либо процесса часто используется уровневый подход, фиксирующий переход, последовательность некоторых этапов, ступеней развития. В нашем исследовании выделяются низкий, средний, креативный (высший) уровни. Данные уровни можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. В этом случае критерии рассматриваются как этапы, ступени перехода от более низких уровней к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие какого-либо педагогического явления.
Нами в модели представлены критерии и соответствующие им показатели сформиро-ванности предпосылок интеллектуальной креативности у детей 3-3,5 лет.
Критерии личностного развития: сенсорное развитие, игра и действия с предметами, развитие речи, конструктивная деятельность, выполнение движений, эмоциональное развитие.
Показателями выступают: знание сенсорных эталонов, умение практически ориентироваться на величину, форму, цвет; умение подобрать по образцу и слову взрослого 3 цвета; подбор по образцу основных геометрических фигур в разнообразном материале; подбор по образцу разнообразных предметов основных цветов.
Воспроизведение ряда последовательных действий (начало сюжетной игры); принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым; умение практически ориентироваться на величину, выполнение соотносящих действий.
Понимание короткого рассказа (без показа) о событиях, бывших в опыте ребенка; употребление в речи многословных предложений (более 3 слов).
Выполнение простых сюжетных построек, умение объяснить их назначение.
Выполнение простейших движений в соответствии с инструкцией взрослого.
Понимание и называние эмоционального состояния; восприятие детьми графических изображений эмоциональных состояний.
Результат нами определен как личностное развитие и формирование предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста.
Как показало наше исследование, успешная реализация структурно-функциональной модели организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития возможна только при наличии соответствующих организационно-педагогических условий.
Таким образом, педагогический ресурс организации совместной творческой деятельности родителей и детей в условиях студии раннего развития неизменно соприкасается, взаимодействует и, в конечном итоге, интегрируется с воспитательным потенциалом социально-культурной деятельности. Именно этот продуктивный синтез лучших достижений педагогической работы и социально-культурной деятельности дал нам возможность организовать опытно-экспериментальную работу по личностному развитию и формированию предпосылок интеллектуальной креативности у детей раннего возраста.
Поступила в редакцию 4.03.2013 г.
UDC 374
ORGANIZATION MODEL OF JOINT CREATIVE ACTIVITY OF PARENTS AND CHILDREN IN STUDIOS OF EARLY DEVELOPMENT
TatyanaVladimirovna KOROTKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
Elena Ivanovna GRIGORYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Culturology, Professor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The structural-functional model being complete education, consisting of the interconnected blocks (target, organization-substantial, functional and productive) is described. The model allows effectively organize joint creative activity of the parents and children in studios of early development.
Key words: model; joint activity of parents and children; children of early age.