Сравнительная таблица результатов проведения беседы-опроса
Компетенции Контрольная группа Экспериментальная группа
Констат. этап Контр.этап Констат. этап Контр.этап
Решение предметных задач, возникающих спонтанно 5% 20% 4% 58%
Использование в практической деятельности теоретических знаний 20% 20% 23% 31%
Работа с родителями воспитанников 15% 28% 28% 78%
Использование современных, инновационных технологий в образовании 70% 78% 75% 92%
По результатам, представленным в сравнительной таблице мы видим, что наибольшего результата в экспериментальной группе удалось достичь в компетенции «Умение решать предметные задачи, возникающие спонтанно» и «Умение работать с родителями» процентный прирост в данных компетенциях составил 38 и 50% соответственно. Результаты контрольной группы повысились, но незначительно, благодаря самообразованию педагогов.
При проведении тестирования мы получили следующие результаты:
Сводная таблица выявления уровня профессиональных компетенций педагогов
Уровень профессиональных компетенций педагогов Контрольная группа Экспериментальная группа
Констат. этап Контр.этап Констат. этап Контр.этап
Высокий 3% 17% 5% 64%
Средний 64% 50% 60% 30%
Низкий 33% 33% 35% 6%
По результатам, представленным в сравнительной таблице мы видим, что в экспериментальной группе низкий уровень снизился до 6%, а высокий уровень повысился до 64%. В контрольной группе наблюдается рост высокого уровня профессиональных компетенций на 14%.
Выводы. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что предложенная нами система кейс-технологий является эффективной и может быть рекомендована старшим воспитателям дошкольных организаций для успешного совершенствования профессиональных компетенций педагогов ДОО.
Литература:
1. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. Пед. Наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2006. - 177 с.
2. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.
3. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы. Рн Дону. - М., 2012. - 380 с.
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. - М.: Перспектива, 2011 - 278 с.
5. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. - №6. - С. 70 -78.
6. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.
7. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа / авт.-сост. Т.А. Коробицына, Б.Ю. Пахомова - Архангельск: АО ИППК РО, 2010. - 265 с.
8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. ozhegov.dicti.info 2016.
Педагогика
УДК 37.013.46 ББК74.268
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Гальченко Наталья Александровна
Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты интеграции системы образования как фактора развития региона. Автор показывает применение понятия «интеграции» для определения педагогического процесса, для описания специфической структурно-функциональной характеристики и уровня развития образовательной системы институционального характера. В статье анализируются направления интегративных процессов, главной задачей которых является создание механизма устойчивого развития регионального образования. Рассматривая систему образования, выступающего определенным социальным институтом, стоит отметить, что она включает в себя совокупность различных ролей и ресурсов, которые требуются для передачи определенных культурных ценностей и знаний от поколения к поколению. Автор представляет интеграцию в качестве процесса и результата развития общества, так как именно образование считается основным рычагом долгосрочного воздействия на экономическое развитие региона.
Ключевые слова: система образования, устойчивое развитие региона, интегративные процессы, модернизация, концепция, социальный прогресс.
Annotation. The article discusses the theoretical aspects of the integration of the education system as a factor in the development of the region. The author shows the use of the concept of "integration" to determine the pedagogical process, the level of institutional development of the education system, its structural and functional characteristics. The article analyzes the directions of integration processes, whose main task is to create a mechanism for the sustainable development of regional education.
Considering the education system as a social institution that includes a set of resources and roles necessary to transfer knowledge and cultural values from one generation to another, the author see its integration as a process and result of the development of society, since Education is the most important lever of long-term impact on the development of regional economies.
Keywords: educational system, sustainable development of the region, integration processes, modernization, concept, social progress.
Введение. Социально-политические и культурно-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к образованию. Глобализация оказывает влияние, как на восприятие людьми контекста собственного существования, но и изменяет личностные мироощущения субъективного характера. Исходя из этого, на сегодняшний день интеграция становится ведущей тенденцией процесса образования. Тенденцией, характеризующей установление соответствующей взаимозависимостей и взаимосвязей на глобальном уровне, которые в определенной степени проявляются во всех социальных институтах и на всех уровнях общественной самоорганизации.
Изложение основного материала статьи. Система образования, выступающая соответствующим социальным институтом, включает в себя совокупность ролей и ресурсов, которые требуются для передачи культурных ценностей и соответствующих знаний от одного поколения к другому поколению, мы представляем ее интеграцию в качестве результата и процесса развития системы. Сущность интеграции в ее общем понимании можно свести к планомерному достижению образовательной системой состояния целостности, а также приобретения системных характеристик на базе единства целевых и ценностных установок. В этом случае ценности выступают главными критериями, на базе которых обеспечивается согласие во всех уровнях системной самоорганизации [7, c. 51-521.
В Федеральном Законе «Об образовании» образовательная система определяется следующим образом:
- совокупность органов управления образованием и подведомственным им организаций и учреждений;
- совокупность сети образовательных организаций, вне зависимости от их видов, типов, организационно-правовых форм;
- совокупность образовательных преемственных программ и образовательных стандартов государственного уровня по разным направлениям и уровням.
Рассмотрим понятие «интеграции» в системе образования с двух подходов. Первый поход, педагогический, определяет качественные характеристики состояния учебно-воспитательного процесса. В рамках этого процесса наблюдается соединение сознания и знания, т.е. происходит развитие ученика на количеством (знаниево-репродуктивное обучение) и качественном (личностно-развивающее обучение) уровне. В рамках такого подхода, в исследованиях А.Т. Данилюк отмечалось, что интеграция образования представляет собой осуществление под руководством педагога учеником обучения, в рамках которого происходит формирование культурных и личностных смыслов, формирование понятий, усвоение знаний. По мнению автора исследования, исследование проблемы интеграции лишь с позиции педагогического подхода ограничивает содержание этого понятия [2, c. 51.
Второй подход, когда данное понятие используется для определения соответствующего уровня развития системы образования институционального характера, ее функциональной и структурной характеристики.
В сфере образования политика государства включает организационно-экономический и содержательный аспекты. Это главное, как мы считаем, при анализе процесса интеграции.
В настоящем исследовании под содержательным аспектом автор будет понимать два понятия интеграции, принятые в дидактической литературе: интеграция содержания образования и интеграции знаний. Хотелось бы отметить, Мурманская область имеет яркую специфику в социально-экономическом, природно-климатическом, национальном факторах, которые отражаются в содержании образования, так как они влияют на формирование личности, определяют ее ценностные ориентации. К особенностям нашего региона можно отнести: специфическое влияние природно-климатических условий на здоровье населения; соприсутствие славянской и финно-угорской культур; взаимосвязь с обширным регионом Севера-Запада России и странами Баренц - региона; разнообразный социальный состав населения; активное перераспределение отраслевых приоритетов в экономике, востребованность профессий, требующих высокого уровня образованности.
Вопросы формирования структуры и объема подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, структуры финансирования и размещения образовательных организаций объединяет организационно-экономический аспект политики государства [12, c. 51-521. Для оптимизации процессов государственного централизованного регулирования и децентрализованного саморегулирования больше возможностей есть на региональном уровне. В современных условиях недостаточности средств бюджета разных уровней, низкой инвестиционной активности лишь региональное регулирование может обеспечить для программ развития образования многоканальное финансирование.
В философии понятие «система» подчеркивает не просто организованный характер некоего множества, но и подразумевает наличие у объекта / явления ряда требуемых свойств. Обязательные свойства системы -это целостность, структура. А также наличие определенных интегративных качеств у системы, которые присущи системе в целом, но не свойственны ее отдельным ее элементам, существованию системообразующего элемента.
Основой системных характеристик образования на региональном и федеральном уровнях также является целостность, как отношение целого и его структурных частей и как качество системного объекта.
В научных изысканиях М.С. Кагана отмечается, что целостность требуется рассматривать как отношение целого и его частей, а также как качество системного объекта. Данное качество описывается такими терминами, как «взаимосодействие» и «взаимодействие» в решении единых задач, которые стоят пред
целым [4, с. 121.
Интеграция образования это, в первую очередь, процесс и совокупность процессов. Процесс характеризует любое изменение в течение определенного временного промежутка исследуемого объекта (изменение характеристик качественного или количественного характера, изменение места в пространстве) [9, с. 591.
Изменения, характеризующие интеграционные процессы: нормативно-правовые, определяющие разработку и внедрение единых норм, которые осуществляют регулирование образовательной деятельности:
- институциональные нормы, которые предполагают формирование единых структур горизонтального и вертикального характера;
- педагогические (содержательные) нормы, которые выражаются в синтезе методик и знаний;
- ценностные нормы, которые связаны с достижением единства в отношении основных смыслов и ценностей образовательной деятельности;
- ресурсные нормы предусматривают объединения всех видов средств, которые контролируются образовательным институтом [1, с. 1221.
Социальные процессы представляют собой совокупность разноплановых (однонаправленных и повторяющихся) действий людей, в результате которых происходят некоторые социальные изменения, главную роль в них играет фактор целенаправленности. Именно поэтому на региональном уровне интеграцию образовательной системы автор исследования рассматривает как последовательность целенаправленных и планомерных процессов, ориентированных на достижение заранее сформулированных ценностей и целей.
Итак, мы пришли к выводу, что процессы интеграции системы образования - это упорядоченное взаимодействие ее различных элементов, которые осуществляются на базе целевого и ценностного единства.
Характеризуют интеграционные процессы в системе образования региона, следующие показатели:
- формирование новых задач и проблем, которые нельзя решить силами отдельных образовательных организаций и структур управления. Основной из них считается задача модернизации, т.е. формирование основных механизмов устойчивого развития образовательной системы (об этом говорится в Концепции модернизации российского образования);
- обеспечение новых возможностей для получения образования, которые обеспечивают в совокупности современное качество жизни людей;
- учет интересов всех участников образовательной деятельности без осуществления их ущемления;
- значительная экономия ресурсов материального, бюджетного и иного характера;
- снижение при решении интегративных задач роли субъективности;
- повышение эффективности взаимодействия региональной системы образования с федеральным центром.
Понятие «устойчивое развитие», как считает Н.Н.Моисеев, показывает:
- во-первых, диалектически противоречивое и объективное единство прогрессивно направленных изменений и стабильности;
- во-вторых, понятие «устойчивого развития» по содержанию «многослойно», так как имеет различные естественнонаучные и социально-политические составляющие;
- в-третьих, необходимость и ценность исследуемого понятия обусловлены логикой объективных противоречий в мировом современном развитии и субъективной логикой теоретического поиска.
Если возникают обострения противоречий с окружающей средой либо внутренние противоречия, то становится неустойчивым развитие, что обусловлено формированием кризисного состояния системы. Данное состояние связано, прежде всего, с возможностями ее перехода в новое качественное состояние либо ее разрушением [7, с. 5-81.
В.С. Степин рассматривая возможные сценарии развития России в XXI столетии, раскрывает вариант концепции образования, связанный с поиском стабильного движения к постиндустриальной цивилизации. По мнению исследователя, этот путь подразумевает разработку новой стратегии реформ в РФ, а также смену общества «потребителей» на систему ценностей, утверждающих престиж сферы интеллектуального и духовного развития, науки и культуры, технологическую революцию, связанную с внедрением технологий ресурсосберегающего и энергосберегающего характера. Важными условиями его реализации являются использование базисных ценностей нашей культурной традиции, учет особенностей российского менталитета в социально-экономических преобразованиях [8, с. 391.
Существуют различные варианты государственной концепции образования для стабильного социального развития. Так, по мнению В.Б. Калинина, образование должно обеспечивать не только усвоение обучающимися основы учебных дисциплин, но и в первую очередь, развивать мыслительные и творческие способности, содействовать становлению научного мировоззрения, практических знаний и навыков, ориентацию на гуманистические и демократические ценности; понимание и уважение культурных национально-региональных традиций и особенностей, мировую культуру; восприятие культурно-философского многообразия мира; воспитания гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, природе, семье; интеграцию личности в современное общество.
На современном этапе исторического развития основная цель образования состоит в содействии становлении социально активной жизни общества, которая понимает жизненные явления и процессы, владеет системой этических и культурно-нравственных принципов и взглядов, поведенческих норм, способна к профессиональной деятельности и непрерывному образованию в современном мире [31.
Эта цель имеет всеобщее значение и сохраняет свою актуальность на всех уровнях самоорганизации социума. Достижению ее должен быть подчинен процесс функционирования региональной системы образования. На региональном уровне задача формирования и использования образовательного потенциала социального развития актуализируется в силу нескольких причин.
Как показывают исследования, система образования (и ее отдельные элементы) являются главным рычагом воздействия на развитие экономики регионов, а также на процесс улучшения человеческого развития и качества жизни в целом. Это, прежде всего, определяется тем, что образование выступает социальным институтом, ориентация которого направлена на будущее.
Мы согласны с точной зрения Т.М. Урусовой, которая считает, что современное образование может решить на государственном и региональном уровне собственные задачи гуманистического характера:
- культивирование преемственности встречи поколений в их самоценных образцах;
- формирование человеческой жизнеспособной общности; формирование в определенном культурно-историческом пространстве уклада жизни и деятельности людей;
- устранение разобщенности людей.
С укреплением семьи произойдет укрепление регионального социума и позиций региона в целом [11, с. 871.
Итак, система образования должна рассматриваться как долгосрочный ресурс регионального развития [6, с. 19-211.
Образовательные структуры становятся главным интегративным фактором всех сфер общества. Их интегративное воздействие имеет и социально-преобразующий характер, так как потенциально образовательная система может влиять на негативные социальные процессы.
Стоит подчеркнуть, что в образовательной системе интеграционные процессы предусматривают:
- разработку комплексных критериев оценки эффективности, которые сопровождаются и инициируются интеграционными процессами;
- формирование новых интеграционных задач и целей, в рамках которых сочетаются направления долгосрочного развития и текущего функционирования;
- совместное использование, а также объединение ресурсов муниципального, регионального и федерального уровня (информационных, научных, производственных, материальных, финансовых, инвестиционных, бюджетных и прочих), которые обеспечивают удовлетворение интересов всех участников образовательного пространства;
- создание новых органов управления интеграционными процессами и адаптацию существующих управленческих структур;
- разработку экономико-правовых и процедурных механизмов по реализации в региональной образовательной системе интеграционных тенденций;
- поддержку в субъектах РФ со стороны федерального центра интеграционных процессов.
Выводы. Таким образом, нами были проанализированы теоретические аспекты интеграции региональной системы образования как сложного социального процесса. Интеграционные процессы в системе образования выступает в качестве одного из основных факторов долгосрочного развития региона.
Литература:
1. Гальченко Н.А. Интегративные процессы как фактор повышения качества общего образования средней школы. Дис. канд. пед наук - М., 2013. - С. 142.
2. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных систем: Автореф. дис...д-ра пед. наук. - Ростов-на/Д., 2001. - С. 5.
3. Калинин В.Б. Концептуальные основы образования для устойчивого развития // Вестник АсЭкО, -2001. - № 3.
4. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1995.
5. Курдюмов С.П. Принципы устойчивого развития социальных систем // Россия - XXI век: Вторая Всероссийская научная конференция. - М., 2000. - С. 156.
6. Козлов А.А. Образование как категория гражданского долга // Молодежь и общество на рубеже веков. Международная научно-практическая конференция. Секция «Становление нового поколения: проблемы обучения и воспитания». - М., 1998. - Ч. 1. - С. 19-21.
7. Моисеев Н.Н. В поисках глобальной стратегии выживания // Природа. - 1996. - №1. - С. 5-8.
8. Степин В.С. Россия в контексте глобальных цивилизационных перемен // Россия - XXI век Вторая Всероссийская научная конференция. - М., 2000. - С. 44.
9. Тучков М.Ф. Правовое регулирование образовательной деятельности. - Орел, 2002. - С. 59.
10. Турченко В.Н. Россия: от экстремизма к устойчивости: методология устойчивого развития / В.Н. Турченко, П.Ф. Шарафанов-Куцев. - Тюмень: Изд-во Тюменский государственный университет, 2000. - 204 с.
11. Урусова Т.М. Развитие образовательного пространства региона посредством создания новых видов инновационных образовательных учреждений: Дис... канд. пед. наук. — Томск, 2000. - С. 87.
12. Фирсов Г.А., Ломакина Ю.Ю., Огородников С.И., Платонов Т.И. Особенности процесса интеграции непрерывного образования при ступенчатой подготовке кадров: Практическое пособие. - М.: ИТОП РАО, 2000. - 127 с.
Pedagogy
UDC 377.4
assistant Professor Gasanenko Elena Aleksandrovna
Federal State Educational Institution of Higher Education
"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk);
candidate of Philology, associate Professor Dyorina Natalja Vladimirovna
Federal State Educational Institution of Higher Education
"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk);
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Akmanova Zoya Sergeyevna
Federal State Educational Institution of Higher Education
"Nosov Magnitogorsk State Technical University" (Magnitogorsk)
PEDAGOGICAL BASES OF PROFESSIONAL TRANSLATORS' TRAINING IN THE SOLUTION FRAMEWORK OF THE IMAGE FORMATION PROBLEM
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования профессионального имиджа студентов-переводчиков. Имидж как концептуальная категория науки появился сравнительно недавно и поэтому часто воспринимается только как феномен XX века. Это объясняется тем фактом, что как отдельное социокультурное явление имидж рассматривается в культуре модернизма и постмодернизма, чаще всего воспринимается имидж как инструмент политической активности, используемый для воздействия на аудиторию, что не в полной мере отражает ее истинную роль в существующем обществе. На сегодняшний день накоплен определенный теоретический и практический материал в области изучения понятия «образ». В статье актуализируется вопрос формирования профессионального имиджа студента-переводчика. Образ как социокультурный феномен появился намного раньше, чем появилось его научное определение; поэтому для формирования имиджа студентов-переводчиков необходимо обратиться к истории вопроса появления и формирования имиджевой концепции в социальных и гуманитарных знаниях. Изучение исторического фона феномена имиджа и профессионального имиджа является необходимым условием для понимания процессов, происходящих в этой области в настоящее время. В последние десятилетия наблюдается постоянный интерес к формированию профессионального имиджа студента-переводчика, и можно ожидать, что он будет расти по мере дальнейшего движения общества в связи с гуманизацией образования.
Ключевые слова: исторические этапы, имидж, профессиональный имидж, историческое образование, предпосылки для профессионального имиджа студента-переводчика.
Annotation. The paper actualizes the issue of the students-translators' professional image formation development. Image as a conceptual category of science appeared relatively recently and therefore is often perceived only as a phenomenon of the XX century. This is explained by the fact that, as a separate sociocultural phenomenon, image has been considered within the culture of modernism and postmodernism, image is most often perceived as an instrument of political activity used to influence the audience, which does not fully reflect its true role in the existing society. To date, certain theoretical and practical material has been accumulated in the field of studying the concept of "image". The article actualizes the question of the student-translator's professional image formation development. The image as a socio-cultural phenomenon appeared much earlier than its scientific definition appeared; therefore, it is necessary to refer to the question history of the image concept emergence and formation in social and humanitarian knowledge for students-translators' image formation. The study of the historical background of the phenomenon of image and professional image is a prerequisite for understanding the processes taking place in this area at present. In recent decades, there has been a constant interest in shaping the professional image of a student-translator, and it can be expected that it will grow as society continues to move in connection with the humanization of education.
Keywords: historical stages, image, professional image, historical formation prerequisites for professional image of the student-translator.
Introduction. The modern period of active economic development in Russia has led to a number of transformations in the economic, political, cultural, social spheres of Russian society. The country has entered a new era, the era of humanization; there was a turn of society towards the individual as a value, which predetermined the growing importance of each individual [10]. The need of society for individualization and an individual approach to each person has increased.
Such changes in modern society have highlighted the need to rethink the basic priorities of the student-translator's personal development. There is an urgent need for a new system of the individual student-translator's image-representation formation [1]. The uniqueness the translator, his features and abilities, professional qualities, outlook, education, readiness for innovations, the desire for creative search gain obvious social significance in modern society. In this regard, in modern conditions of society development, special attention has been paid to issues of student-translator's image, the formation of a professional image. The technical student-translator's image is directly related to the professional competence of his personality and is an important indicator of his professional skills [11].
The article actualizes the question of the student-translator's professional image formation development.
Statement of basic materials. Image as a conceptual category of science appeared relatively recently and therefore is often perceived only as a phenomenon of the XX century. This is explained by the fact that, as a separate sociocultural phenomenon, image has been considered within the culture of modernism and postmodernism, image is most often perceived as an instrument of political activity used to influence the audience, which does not fully reflect its true role in the existing society. To date, certain theoretical and practical material has been accumulated in the field of studying the concept of "image".
The image as a socio-cultural phenomenon appeared much earlier than its scientific definition appeared; therefore, it is necessary to refer to the question history of the image concept emergence and formation in social and humanitarian knowledge.
In the formation history of the image concept several periods can be highlighted: the first stage before the 1930s (pre-conceptual) includes the period of antiquity, the Middle Ages, the Renaissance. The second stage of problem development is the period of time beginning in 1920-1970, the third period is the period from 1970 to the present [5].