Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ДОШКОЛЬНИК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЯ / COMPETENCE / TEACHER / PRESCHOOLER / RESEARCHER / PRESCHOOL EDUCATION / PROFESSIONALISM / METHODOLOGY / ACMEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Светлана Анатольевна, Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты профессиональной компетентности педагогов в современной дошкольной образовательной организации. А также анализированы основные понятия, сущность компетентности педагога ДОО в области безопасности жизнедеятельности в условиях современной дошкольной оргнаизации. В работе рассмотрены результаты исследования по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева Светлана Анатольевна, Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF DOO IN THE FIELD OF SAFETY OF LIFE IN THE CONDITIONS OF MODERN DOO

This article discusses the theoretical aspects of the professional competence of teachers in a modern preschool educational organization. And also analyzed the basic concepts, the essence of the competence of the teacher of DOO. The paper considers the results of a study on this problem.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО»

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Под ред. В.С. Жекулина; [Вступ. ст. Р.Ф. Итса]. - 3-е изд. стер. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 526 с.

6. Идрисова Ю.А. Формирование позитивной этнической идентичности старших подростков: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Самара, 2007. - 200 с.

7. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 377 с.

8. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Старый сад, 1999. - 158 с.

9. Левкович В.П., Паикова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. - 1973. - №5. - С. 123-131

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова, В.А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 526 с.

11. Романова O. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. - 24 с.

12. Собкин В.С. Образование и этническое неравенство // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. - Том IV. - Выпуск VI / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 1998. - С. 156-173.

13. Собкин В.С., Климова Т.А. Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности) // Культурно-историческая психология, 2018. - Т. 14. - № 1. - С. 116-125.

14. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) // Советская этнография, 1982. - № 1. - с. 80-88.

15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

16. Трофимова Л.С. Особенности формирования идентичности. - М.: 2007. - 217 с.

17. Хотинец, В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии, 2001 - № 5. - С. 60-73.

18. Шлет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шлет Г.Г. Психология социального бытия. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 253 с.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта. Московский психолого-педагогический институт, Прогресс. 2006. - 341 с.

20. Marcia J. Identity in Adolescence // Handbook of Adolescent Pcycology. - N.Y., 1980. - P. 159-187.

21. Tajfel H. Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behaviour // Psycology of Intergroup Relations / S. Worchel, W.G. Austin (Eds.). - Chicago, 1986. - P. 15-47.

Педагогика

УДК:371.12

магистр Бондарева Светлана Анатольевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психогических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОО

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты профессиональной компетентности педагогов в современной дошкольной образовательной организации. А также анализированы основные понятия, сущность компетентности педагога ДОО в области безопасности жизнедеятельности в условиях современной дошкольной оргнаизации. В работе рассмотрены результаты исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: компетентность, педагог, дошкольник, исследователь, дошкольное образование, профессионализм, методология, акмеология.

Annotation. This article discusses the theoretical aspects of the professional competence of teachers in a modern preschool educational organization. And also analyzed the basic concepts, the essence of the competence of the teacher of DOO. The paper considers the results of a study on this problem.

Keywords: competence, teacher, preschooler, researcher, preschool education, professionalism, methodology, acmeology.

Введение. В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей. Обеспечение высоких образовательных результатов у детей дошкольного возраста, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, возможно лишь при соответствующем уровне профессиональной компетентности воспитателей в дошкольных образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. В дошкольных образовательных организациях повышение профессиональной компетентности воспитателей является одним из показателей качества дошкольного образования детей. Образовательная парадигма в дошкольном возрасте связана с переходом от традиционных знаниевых ценностей образовательных результатов на ценности личностного развития детей [5].

В основном документе, ориентирующим содержание образования в дошкольном возрасте, ФГОС ДО формирование у ребенка значимости здоровья, ценности здорового образа жизни, обучение безопасности жизнедеятельности становится основной задачей педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольных образовательных организаций. Формирование в дошкольном возрасте потребности в безопасном образе жизни, формирование установок на безопасное поведение в окружающем мире, установок личности на социальные нормы поведения должны лечь в основу основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Критерием результативности освоения основной образовательной программы в ДОО должно стать сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте, лежащих в основе развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В понятие компетентность воспитателя необходимо включить его ценностно-смысловое отношение к тем целям и результатам профессиональной педагогической деятельности, которые проявляются в осознанном исполнении трудовых функций.

Позицию педагога дошкольной образовательной организации определяется всей совокупностью образовательной окружающей среды. На ее формирование оказывает существенное влияние процесс постдипломного образования, участие в программах дополнительного профессионального образования, активность самого педагога в вопросах профессионального саморазвития.

Являясь оценочной категорией, компетентность выступает субъектной характеристикой педагога в системе дошкольного образования и включает в себя не только профессиональные знания и умения, без которых невозможна организация образовательного процесса с детьми, но и его установки, и позиции, реализуемых объективно в профессиональной деятельности.

Профессиональную компетентность воспитателя в ДОО необходимо рассматривать с точки зрения того, насколько она позволяет решать поставленные перед ним в ФГОС ДО задачи, эффективно управлять педагогическими ситуациями в образовательном пространстве дошкольной организации и поэтому она состоит из тех профессиональных установки, при помощи которых уточняются и практически закрепляются профессионализм и мастерство педагога [1, с. 465].

В дошкольном образовании профессиональная компетентность педагога состоит таких видов компетенций, как [3, с. 28]:

Методологическая компетентность - основа компетентности воспитателя, необходимая для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает понимание сущности системно-деятельного подхода в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая компетентность основана на знание воспитателем возрастных особенностей дошкольников, особенностей их психического развития, практические навыки и умения применения методики воспитания детей, способность строить образовательную траекторию с каждым ребенком на разных этапах усвоения им основной образовательной программы дошкольного образования.

Коммуникативная компетентность представляет собой практическую способность применения приемов общения, направленных на конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Исследовательская компетентность опирается на способность воспитателя адекватно поставленным целям и задачам оценить непосредственно образовательную деятельность в дошкольной организации с точки зрения требований ФГОС ДО, анализировать эффективность образовательного процесса в ДОО, состояние методической работы в ДОО.

Презентационная компетентность построена на умении представить полученный положительный педагогический опыт своей деятельности с помощью написания статей в журналах, на педагогических сайтах, в выступлениях на конференциях разного уровня т.д.

В современных условиях проблема достижения качества дошкольного образования детей находится в непосредственной зависимости от безопасностью их жизнедеятельности и во многом она определяет интерес общества к состоянию профессиональной компетентности воспитателей. Обеспечение высоких образовательных результатов у детей дошкольного возраста, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, возможно лишь при соответствующем уровне профессиональной компетентности воспитателей в дошкольных образовательных организациях.

В дошкольных образовательных организациях повышение профессиональной компетентности воспитателей является одним из показателей качества дошкольного образования детей. Образовательная парадигма в дошкольном возрасте связана с переходом от традиционных знаниевых ценностей образовательных результатов на ценности личностного развития детей [5].

В основном документе, ориентирующим содержание образования в дошкольном возрасте, ФГОС ДО формирование у ребенка значимости здоровья, ценности здорового образа жизни, обучение безопасности жизнедеятельности становится основной задачей педагогической деятельности воспитателя в условиях дошкольных образовательных организаций. Формирование в дошкольном возрасте потребности в безопасном образе жизни, формирование установок на безопасное поведение в окружающем мире, установок личности на социальные нормы поведения должны лечь в основу основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.

Критерием результативности освоения основной образовательной программы в ДОО должно стать сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте, лежащих в основе развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

В понятие компетентность воспитателя необходимо включить его ценностно-смысловое отношение к тем целям и результатам профессиональной педагогической деятельности, которые проявляются в осознанном исполнении трудовых функций.

Позицию педагога дошкольной образовательной организации определяется всей совокупностью образовательной окружающей среды. На ее формирование оказывает существенное влияние процесс постдипломного образования, участие в программах дополнительного профессионального образования, активность самого педагога в вопросах профессионального саморазвития.

Являясь оценочной категорией, компетентность выступает субъектной характеристикой педагога в системе дошкольного образования и включает в себя не только профессиональные знания и умения, без которых невозможна организация образовательного процесса с детьми, но и его установки, и позиции, реализуемых объективно в профессиональной деятельности.

Профессиональную компетентность воспитателя в ДОО необходимо рассматривать с точки зрения того, насколько она позволяет решать поставленные перед ним в ФГОС ДО задачи, эффективно управлять педагогическими ситуациями в образовательном пространстве дошкольной организации и поэтому она состоит из тех профессиональных установки, при помощи которых уточняются и практически закрепляются профессионализм и мастерство педагога [1, с. 465].

В дошкольном образовании профессиональная компетентность педагога состоит таких видов компетенций, как [3, с. 28]:

Методологическая компетентность - основа компетентности воспитателя, необходимая для реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает понимание сущности системно-деятельного подхода в образовательном процессе.

Психолого-педагогическая компетентность основана на знание воспитателем возрастных особенностей дошкольников, особенностей их психического развития, практические навыки и умения применения методики воспитания детей, способность строить образовательную траекторию с каждым ребенком на разных этапах усвоения им основной образовательной программы дошкольного образования.

Коммуникативная компетентность представляет собой практическую способность применения приемов общения, направленных на конструктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Исследовательская компетентность опирается на способность воспитателя адекватно поставленным целям и задачам оценить непосредственно образовательную деятельность в дошкольной организации с точки зрения требований ФГОС ДО, анализировать эффективность образовательного процесса в ДОО, состояние методической работы в ДОО.

Презентационная компетентность построена на умении представить полученный положительный педагогический опыт своей деятельности с помощью написания статей в журналах, на педагогических сайтах, в выступлениях на конференциях разного уровня т.д.

Акмеологическая компетентность представляет собой постоянную готовность к профессиональному росту и совершенствованию при помощи умения определить нужные направления и формы педагогической деятельности для профессионального саморазвития.

ИКТ-компетентность основана на умении владеть воспитателем и способности применять им информационный материал, технологии и средства в дошкольном образовании.

Эмоциональная компетентность определяется способностью понимать и принимать собственные чувства, чувства других людей и является необходимым компонентом для формирования самомотивации, для саморегуляции эмоций в отношении с другими и в самом себе.

Исходя из требований профессионального стандарта педагогов дошкольного образования, нами были определены основные пути совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности в ДОО [6]: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах; знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками; проведение открытых мероприятий по обмену опытом; педагогические чтения; деловые игры; обобщение собственного педагогического опыта.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником совершенствования профессиональной компетентности педагога в области безопасности жизнедеятельности в дошкольной организации являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности [3, с. 29].

Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Педагог, который не развивается никогда не сможет воспитать творческую, созидательную личность.

Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества в области безопасности жизнедеятельности в дошкольной организации, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Внедрение разработанных нами путей совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 21» Чистопольского муниципального района РТ. В качестве результатов совершенствования профессиональной компетентности педагога в области безопасности жизнедеятельности в систему работы дошкольного образовательного учреждения нами рассматриваются следующие показатели [4, с. 26]:

1. Повышение уровня здоровья детей в дошкольном учреждении.

2. Уменьшение количества пропусков посещения дошкольного учреждения детьми.

3. Повышение сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности.

4. Оценка отношения родителей к собственному здоровью и здоровью ребенка, удовлетворенность сохранением и укреплением здоровья в ДОУ.

Сформированность профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности оценивалось на трех уровнях (высокий, средний и низкий).

Уровни сформированности профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности:

1. Высокий уровень:

- знания педагогов в области безопасности жизнедеятельности систематичные, осознанные и глубокие;

- отмечается потребность в постоянном пополнении и совершенствовании знаний;

- умения на уровне навыков;

- мотивом к здоровьесбережению является понимание ценности здоровья и потребности в его сохранении и укреплении.

2. Средний уровень:

- знания педагогов в области здоровья и безопасности жизнедеятельности существенны и дифференцированы;

- умения в области здоровьесбережения сформированы, но применяются не в системе;

- педагоги убеждены в необходимости ведения здорового образа жизни, но не является потребностью для них ценность здоровья и мотивом к здоровьесберегающему поведению.

3. Низкий уровень:

- знания педагогов в области здоровья и безопасности жизнедеятельности поверхностны, фрагментарны;

- характерно равнодушное, нередко негативное отношение к выполнению действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- умения и навыки по сохранению здоровья сформированы лишь на уровне выполнения элементарных гигиенических процедур;

- мотивационно-ценностное отношение к здоровью не сформировано.

Для совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности в систему деятельности дошкольного образовательного учреждения нами, совместно с педагогическим коллективом и руководством дошкольного образовательного учреждения были определены основные направления по реализации комплексного использования здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья дошкольников:

- медицинское направление направлено на решение задач: осуществление мониторинга здоровья дошкольников и педагогов, выявление причин нарушения здоровья, обучение дошкольников и взрослых методам и средствам оздоровления, элементам первой помощи, профилактика коррекция здоровья дошкольников и педагогов, информация и пропаганда здорового образа жизни;

- педагогическое направление связано с решением задач: создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольников и взрослых, обеспечивающего эмоциональное благополучие, полноценное развитие способностей каждого ребенка, психическое здоровье дошкольников и педагогов, ведение мониторинга психического развития дошкольников, коррекционная работа с детьми группы риска, проведение информационно-консультативной деятельности с родителями и педагогами;

- социально-психологическое направление направлено на повышение валеологической грамотности дошкольников и педагогов, родителей, обучение методам и средствам ведения здорового образа жизни, разработка комплексного валеологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса, координация деятельности специалистов в валеологическом образовании дошкольников;

- физкультурно-оздоровительное направление обеспечивает проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности дошкольников, отбор оптимальных методов и средств оздоровления, подбор эффективных форм деятельности с детьми и взрослыми, поддерживающих интерес к занятиям физической культурой, организация и проведение коррекционной и индивидуальной деятельности;

- координационно-управленческое направление обеспечивает координация деятельности специалистов, занимающихся сохранением здоровья дошкольников, согласование деятельности родителей и педагогов по укреплению и формированию здоровья дошкольников, обеспечение непрерывного валеологического сопровождения воспитательного процесса через деятельность всех специалистов детского сада, контроль и руководство за проведением валеологического воспитания дошкольников.

Анализ состояния здоровья воспитанников детского сада (МБДОУ № 21) за последние три года позволил выявить следующее: за три последних года год снизилось количество детей с третьей группой здоровья и увеличилось количество воспитанников с первой группой.

Количества дней пропусков посещения детского сада по болезни одним ребенком в МБДОУ №21 является также критерием результативности проведенной работы.

В 2018/2019 годах стало меньше количество пропусков посещения одним ребенком детского сада, как в яслях, так и в саду.

Анализ анкет родителей показал, что: изменилось понимание безопасности жизнедеятельности у большинства родителей: если в 2016/2017 каждый родитель давал только одно определение этого понятия, то в 2018/2019 году представление родителей о безопасности жизнедеятельности включает и занятия физической культурой, и закаливание, и прогулки на свежем воздухе, и утреннюю гимнастику, т.е. их ответы не стали однозначными; в 2018/2019 году 45% родителей считают образ жизни в семье здоровой, по сравнению с 2016/2017 годом (20%); родители в 2018/2019 году стали больше уделять внимание прогулкам на свежем воздухе, в основном после детского сада в будние дни и в выходные дни; увеличилось количество семей, где появились спортивные уголки; родители отметили снижение количества заболеваний ребенка в 2018/2019 году, отмечая при этом роль физического воспитания в снижения заболеваемости и роли инфекционных заболеваний, таких как грипп, ветрянка и др.; большинство родителей стали чаще сами заниматься спортом, уделять внимание играм и спортивным занятиям с детьми; большинство родителей отметили, что воздействуют на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни; практически все родители готовы принимать участие в спортивных мероприятиях в ДОУ.

Таким образом, можно отметить эффективность внедрения системы совершенствования профессиональной компетентности педагога в вопросах безопасности жизнедеятельности в ДОО.

Уровни сформированности профессиональной компетентности педагога вопросах безопасности жизнедеятельности (в %) в а) 2017-2017 годах: Низкий уровень -23; средний уровень - 49; высокий уровень -28; б) 2018-2019 годах - низкий уровень - 12, средний уровень - 46, высокий уровень - 42.

Анализ этих данных позволяет выявить положительную динамику в сформированности воспитателей вопросах безопасности жизнедеятельности: в 2018/2019 году увеличилось количество педагогов с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности в вопросах безопасности жизнедеятельности и снижение количества педагогов с изучаемым качеством.

Поскольку высокий уровень компетентности здоровьесбережения способствует сохранению и укреплению здоровья, как детей, так и самих педагогов. Низкий уровень может привести к нарушению физического, психического и социального компонентов здоровья и не способствует формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, как у самих педагогов, так и у детей и их родителей.

Выводы. Таким образом, содержание внедрения здоровьесберегающих технологий в систему работы ДОО составляет процесс сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирования знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения детей, родителей и педагогов.

Результатом эффективности внедрения системы совершенствования профессиональных компетенций педагогов в вопросах безопасности жизнедеятельности является применение здоровьесберегающих технологий в систему работы ДОО и снижение заболеваемости детей.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Корешкова М.Н., Рыжевская М.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №24. - С. 464-466.

2. Ланевская В.М. Компетентность воспитателя дошкольного образования // Молодой ученый. - 2019. -№14. - С. 244-245.

3. Маршуба О.А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 38. - С. 26-30.

4. Нургатина И.Е. Ноксологические основы подготовки современного учителя в условиях общественного риска // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №10 (18). - С. 26.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013 г.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Российская газета от 18 декабря 2013.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры основ медицинских знаний Борлакова Лейла Мухтаровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ПОВЫШЕНИЯ ИММУНИТЕТА И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается обучение навыкам повышения иммунитета и профилактике простудных заболевании студентов педагогических вузов на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Современные информационные технологии, методически правильно использованные преподавателем, повышает уровень знаний студентов по конкретной проблеме.

Ключевые слова: иммунитет, элемент иммунной системы, организм, клетка крови - лимфоцит, специфический антиген, защита организма, клеточный иммунитет.

Annotation. The article discusses training in improving immunity and the prevention of colds of students of pedagogical universities in the classroom to ensure life safety. Modern information technology, methodologically correctly used by the teacher, increases the level of students' knowledge on a specific problem.

Keywords: immunity, element of the immune system, organism, blood cell - lymphocyte, specific antigen, body defense, cellular immunity.

Введение. Здоровье человека зависит от состояния его иммунитета. Студентам педагогических ВУЗов необходимо знать способы его повышения и факторы, влияющие на его понижение. Спортивные игры, тренировки на уроках физкультуры, физкультминутки которые проводятся учителями, способствуют нормализации иммунитета и закаливают организм, если эти занятия еще проводятся на открытом воздухе. Иммунитет (лат. Immunitas освобождаться, избавляться от чего-либо) - сопротивляемость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам с антигенными свойствами.

Иммунитет - это способ защиты организма от тел и веществ, несущих признаки с генетически чужеродной информацией (Петров Р.В. - первый директор Института иммунологии, академик РАН, РАМН, РААС).

В исследованиях прошлого столетия термин «иммунитет» относили только к реакциям, которые направлены против микроорганизмов. В данный период он используется для указания реакции организма на антигены разного характера.

Во время занятий со студентами необходимо использование современных информационных технологии, которые помогают лучше усвоить учебный материал. На лекционных и практических занятиях, например, для изучения антигена, который представляет собой большую молекулу или комбинацию молекул, которая вызывает образование антител, я использую интерактивную доску, на которой наглядно объясняю весь материал. Белки и полисахариды всех живых организмов обладают антигенными свойствами. Молекулы, которые не способствуют образование антител, но, однако имеют отношение с ними, называются гаптенами или неполными антигенами.

Следует отметить, что понятие «иммунитет» в медицинской науке трактуется как специфическая восприимчивость живого организма на присутствие в нем какого-либо вещества, обычно это вещество бывает чужеродное. Реакция организма на чужеродные вещества способствует обеспечивать сопротивляемость организма и, следовательно, она чрезвычайно важна для его выживания. Реакция основана на синтезе специальных белков, так называемых антител, способных соединяться с веществами чужеродного характера, они называются антигенами. Науку, которая изучает проблему иммунитета, называют ученые этой области медицины иммунологией, и для нее эта тема была и остается актуальной.

Целью исследования является обучение студентов механизмам повышения иммунитета и анализ простудных заболеваний, которые его понижают.

В связи с этим решаются следующие задачи:

- изучить со студентами факторы, понижающие воздействие простудных заболеваний на иммунитет.

- рассмотреть механизмы достижения повышения иммунной системы живого организма.

Изложение основного материала статьи. На занятиях по обеспечению безопасности

жизнедеятельности со студентами педагогических ВУЗов необходимо использовать всю наглядность, которая состоит из таблиц, схем и рисунков. Но основное средство обучения - это интерактивная доска и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.