Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВЕДУЮЩИЙ / ФУНКЦИИ / КАЧЕСТВА / ДЕТСКИЙ САД / СИСТЕМА / РОДИТЕЛИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ / САМОКРИТИКА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНИК / HEAD / FUNCTIONS / QUALITIES / KINDERGARTEN / SYSTEM / PARENTS / SPIRITUAL AND MORAL / SELF-CRITICISM / SELF-EDUCATION / UPBRINGING PRINCIPLE / PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухтарова Резеда Амирзяновна, Газизова Фарида Самигулловна, Нуриева Алеся Радиевна

В статье рассматриваются проблемы руководства современной дошкольной организацией. Актуализируются основные функции, задачи руководителя дошкольной образовательной организации. Анализируются взгляды отдельных ученых к основным характеристикам современного руководителя дошкольной образовательной организации. Обосновываются качества современного руководителя ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухтарова Резеда Амирзяновна, Газизова Фарида Самигулловна, Нуриева Алеся Радиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TASKS OF THE HEAD OF THE MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses the problems of leadership in a modern preschool organization. The main functions and tasks of the head of the preschool educational organization are updated. The views of individual scientists on the main characteristics of the modern leader of a preschool educational organization are analyzed. The qualities of the modern head of the DOO are substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Непременная часть подготовки будущего инженера - навыки принятия обоснованных производственных решений. Выйдя из стен вуза, молодой специалист должен владеть этими навыками и быть готовым применить их в своей трудовой деятельности.

Условия современного производства требуют системного подхода к принятию инженерных решений. Это значит, что, проектируя тот или иной процесс или устройство, специалист рассматривает их во взаимосвязи с другими явлениями, а также учитывает результаты и последствия принимаемых им решений; анализирует ограничения, налагаемые на этот процесс или устройство реальными условиями, в которых они протекают или функционируют; получает в результате несколько вариантов решений и выбирает наиболее рациональное из них.

Выводы. Одна из важнейших задач в подготовке современного инженера - научить его творчески применять полученную информацию. Именно в процессе применения знания в области теоретических основ. Поэтому временной взрыв между получением теоретических знаний и их приложением должен быть минимальным. Если время упущено, о приобретенная эрудиция нередко оказывается мертвым капиталом: теоретические знания, полученные без упражнений и практики, непрочны. Преподавание «Начертательной геометрии. Инженерной графики» с использованием современных методов обучения существенно повышает качество образования и формирует профессиональные заключительные компетенции выпускников.

Литература:

1. Захаров Ю.А. Москинов В.А. «Основы пути повышения качества высшего образования». Университетское управление: практика и анализ - 2005 г. №1.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975. 231 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. Москва, 2001. 167 с.

4. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Проблемы организации и проведения предметных олимпиад в высших учебных заведениях // Эпоха науки. 2017. №12. С. 212-215.

5. Фисунова Л.В., Моисеева М.Н. Формирование инженерного мышления у студентов 1 курса аграрного вуза при изучении дисциплины "Начертательная геометрия и инженерная графика // Современные научно-практические решения в АПК. 2017. Часть 1. С. 409-413.

Педагогика

УДК: 376.3

магистр Мухтарова Резеда Амирзяновна

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы руководства современной дошкольной организацией. Актуализируются основные функции, задачи руководителя дошкольной образовательной организации. Анализируются взгляды отдельных ученых к основным характеристикам современного руководителя дошкольной образовательной организации. Обосновываются качества современного руководителя ДОО.

Ключевые слова: заведующий, функции, качества, детский сад, система, родители, духовно-нравственное, самокритика, самообразование, принцип воспитания, дошкольник.

Annotation. The article discusses the problems of leadership in a modern preschool organization. The main functions and tasks of the head of the preschool educational organization are updated. The views of individual scientists on the main characteristics of the modern leader of a preschool educational organization are analyzed. The qualities of the modern head of the DOO are substantiated.

Keywords: head, functions, qualities, kindergarten, system, parents, spiritual and moral, self-criticism, self-education, upbringing principle, preschooler.

Введение. В теории и практике дошкольного образования накоплен определенный опыт в решении проблем по подготовке кадров для ДОО. Многих ученых волнует проблема адаптации выпускников учебного заведения педагогического профиля. Исследования Т.А. Аксаковой, В. Назмутдинова, Седова В.П., Шакрова Р.Х. посвящены этой проблеме.Они считают, что успешная профессиональная адаптация создает предпосылки для профессионального развития педагога ДОО и, наоборот, неудачи могут порождать сомнения в правильности выбора профессии педагога ДОО, уход с системы дошкольного воспитания.

Поэтому очень важно, для успешной адаптации нужен четкий маршрут, ориентир и имеющиеся достижения: стажировка молодого специалиста в ДОО, передовой опыт, опыт педагогической деятельности его передача, т.е. наставничество.

Также, проблема разносторонней подготовки педагога дошкольной образовательной организации обсуждаются в научной и методической литературе, в трудах Гильманова С.А., Загвязинского В.И., Занкова Л.В., Касьяна А.А., Николина В.В., Повшедной Ф.В., Разумного В.А., Якиманской И.С. и др. Эти ученые обращают внимание и проблеме профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации.

Под профессиональной компетентностью ученые понимают способность эффективно решать практические задачи по социализации детей как развивающейся личности, созданию внутренних условий деятельностной интеграции личности в обществе за счет развития ценностных ориентаций.

Изложение основного материала статьи. В нашей стране, существует исключительная система дошкольного воспитания. Это не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Эта система должная быть действительной, руководство и контроль ДОО должен осуществлять специалист со знанием дела. В дошкольной образовательной организации эта функция реализуется заведующим детским садом.

Большая ответственность тех, кто руководит дошкольной образовательной организацией и осуществляет координацию воспитательных воздействий на детей.

Направлять деятельностью детского сада - дело сложное, требующее от руководителя ДОО педагогического мастерства и хозяйственных умений.

Как найти свое место в коллективе сотрудников? Как планировать и распределять свое время, чтобы ни одно из звеньев руководства учреждением не выпало из поля зрения? Что главное и самое важное в руководстве воспитанием? Как создать условия для творческого труда педагогов и всего коллектива сотрудников дошкольной образовательной организации, чтобы все с желанием, ответственностью отдавали свои силы и знания самому главному - воспитанию и обучению детей? Эти вопросы волнуют каждого руководителя современного дошкольной образовательной организации.

Заведующая руководит всей воспитательно-образовательной работой с детьми, а также повышением знаний педагогов, их культурно-духовным ростом, направляет работу технического персонала, обеспечивает создание материальной базы дошкольного образовательного учреждения, необходимый для радостной жизни детей, их полноценного развития и воспитания; следит за всей финансово-хозяйственной деятельностью дошкольной образовательной организации.

Глубокое знание педагогики, умение применять эти знания на практике - необходимые качества для руководителя дошкольной образовательной организации. Быть хорошим педагогом - это первостепенное достоинство заведующей ДОО, и оно не может и не должно подменяться административно-хозяйственными умениями. Деловитость - черта современного руководителя ДОО. Если заведующая обладает этим ценным качеством, то многосторонность руководителя дошкольным образовательным учреждением дается ей без трудностей, без потерь.

По нашему мнению, деловитость - это умение четко и творчески организовать свой труд и труд всех работников ДОО. Это создание обстановки, при которой возможно добросовестно выполнение каждым своих обязанностей без суеты и неразберихи.

Итак, каким мы видим руководителя современной дошкольной образовательной организации, какие черты, качества можно выделить?

Ученые по-разному подходят к этой проблеме, выражая различные точки зрения. Например, Омаров А.М. считает значимыми характеристиками: образованность и общая культура, знание предмета руководства, непрерывное самообразование и самовоспитание; волевые качества, умение действовать для достижения поставленной цели, мобилизация возможностей и ресурсов организации; конструктивность, которая обозначает умелое планирование личного труда, находить и выбирать основное звено, плодотворность и результативность работы; самоконтроль, который предполагает непрерывный учёт и проверку приобретенного в работе, на отдельных этапах, на заключительном этапе работы; важнейшие методы руководителя критика и самокритика.

Каким будет детство, от этого зависит вся дальнейшая жизнь маленького человечка, его становление и развитие как личности. Как считают педагоги дошкольных образовательных организаций, дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка, стартовым периодом всех человеческих начал.

В г. Нижнекамске и районе работают более 200 образовательных организаций. Специалистами управления дошкольного образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района регулярно проводится рейтинг детских садов по итогам работы каждого года. В рейтинг входят все детские сады города и района. Они оцениваются с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг дошкольного учреждения.

Даже самые взыскательные родители могут найти детский сад, соответствующий их требованиям. Педагоги ДОО уверены, что детский сад незаменим в жизни ребенка. Это тоже маленькое общество, где ребенок проходит становление личности. И поэтому, каждый родитель должен выбрать дошкольное образовательное учреждение, близкое к семье по экономическим и образовательным цензам: его ребенку будет в этом ДОО комфортно и интересно.

Считаем, что незаслуженно отвергают традиционные детские сады с их принципом обучения через игру, наиболее близким психологии ребенка. В результате дети попадают в школу неподготовленными к жизни в свободном образовательном пространстве, не умеющими контактировать со сверстниками, не владеющими основами логического мышления. Это неблагоприятно сказывается на здоровье будущих школьников и на качестве получаемых ими знаний.

Сегодня государственные дошкольные организации внедряют новые технологии воспитания и обучения, новые программы, используют секторы дополнительных услуг.

Таким образом, каждое детская дошкольная образовательная организация приобретает индивидуальные черты. А значит, у родителей появляется возможность выбирать: какому детскому саду доверить своего ребенка.

В городе, и в районе все педагоги дошкольных образовательных организаций с успехом работают по новейшим программам проведения психологической, коррекционной работы, занятий познавательного цикла, духовного, нравственного, физкультурно-оздоровительного направлений.

Родители сегодня отдают предпочтение детским учреждениям определенного профиля. Для многих пап и мам принципиально важно качество предлагаемых образовательных услуг. Ими высоко ценятся занятия, способствующие развитию индивидуальных, интеллектуальных и физических способностей детей.

В дошкольных образовательных учреждениях кроме постоянного общения воспитателя с детьми, организовываются целенаправленные формы общения:

- тематические занятия;

- беседы;

- утренники;

- конкурсы;

- ролевые игры;

- театральные представления и т.п.

В целях внедрения инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях организовываются кружковые работы хореографии, игры на музыкальном инструменте, ИЗО, английского языка. Такие формы работы дают возможность уделять больше внимания одаренным детям, выявлению талантов. Дети дошкольных образовательных организаций г. Нижнекамска и района участвуют в различных музыкальных конкурсах, соревнованиях городского, регионального и Всероссийского уровней.

Некоторые детские сады работают с дошкольниками, применяя технологию узкой специализации: есть воспитатель по изобразительному искусству, воспитатель-хореограф, воспитатель-кукловод, драматург, педагог-психолог, музыкальный руководитель, обучающий детей игре на музыкальных инструментах, учитель татарского языка, учитель-логопед, воспитатель - физкультурный руководитель.

Увлекательные игры и развлечения на свежем воздухе, спортивные праздники совместно с родителями, микрогимнастика после сна, лечебный и профилактический массаж, разные виды закаливающих процедур под наблюдением медицинского персонала, приносят огромную пользу и радость детям.

В некоторых ДОО старшие воспитанники играют в шашки. Принимают участие в спартакиаде по шашкам среди дошкольников. Педагоги ДОО понимают, что здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей.

Поэтому в ДОО города и района проводятся дни, недели здоровья, работает семейный клуб для родителей.

Как одно из ключевых направлений ДОО рассматривается коррекционно-восстановительная, социально-личностная поддержка детей, функционирует единая система работы по искоренению речевых расстройств у детей 3- 6 лет.

Система охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Сложилась целая система работы по обучению татарскому языку в ДОО в условиях многоязычия, система кружковой работы и работа педагогов по данной проблеме в различных видах деятельности.

Основная задача современных ДОО на сегодня - выпустить ребенка не только здоровым, но и уверенным в том, что он будет отличным, успешным учеником в школе.

В школах города и района детей встречают с большим желанием, так как они приходят отлично подготовленными, самостоятельными и являются в дальнейшем опорой и лидерами в любых мероприятиях.

Опыт работы по обучению детей математике оказывает, что они очень любят учиться. Но слово «обучение» несет в себе идею труда, что, кажется, неуместно по отношению к маленькому человеку. В этом случае учение - это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет.

Выводы. Таким образом, в дошкольных образовательных учреждениях главное - в ребенке необходимо воспитывать уверенность в собственные силы, любознательность. В понимании педагогов раннее обучение отвечает строгому требованию: не отнимать у детей детство, но удовлетворить любознательность, когда она у него проявляется.

Мы понимаем, что детский сад - есть первая ступень в общем образовании. Дошкольные работники должны научить ребенка:

- общаться с миром;

- иметь свое мнение и взгляды;

- любовь к людям, природе;

- формировать представление о том, что каждый из нас - часть большой человеческой семьи.

Литература:

1. Баранова А.В., Наумова Т.В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 926-929.

URL https://moluch.ru/archive/103/23898/ (дата обращения: 07.10.2019).

2. Басаков М.И. Управление персоналом: конспект лекций. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с.

3. Виноградова Г.А. Психологические основы управления педагогическими коллективами: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 142 с.

4. Виноградова Н.А., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 192 с.

5. Гончарова Н.Е. Теория управления: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. - 224 с.

6. Данилина Т.А. Должностные инструкции работников дошкольного образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006. - 94 с.

7. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., АСАDЕМА, 2003. - 142 с.

8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие. - Часть 1. - М.: ЦГЛ, 2004. - 160 с.

9. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель...Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 3-е изд. - М., 1999. - 402 с.

10. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2009. № 4. - С. 10-19.

11. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. М.: Айрис, 2008. - 160 с.

12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Правовые основы управления ДОУ. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007. - 192 с.

13. Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М., Аспект Пресс, 2008. - 416 с.

14. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 560 с.

15. Фалюшина А.И. Зависимость стиля управления от степени зрелости коллектива // Управление ДОУ. -2006. - №7. - С. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.