Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Иштанова Лидия Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В сфере образования сформировался такой опыт, где присутствуют веские доказательства значимости позитивного имиджа руководителя дошкольной образовательной организации для успешной реализации целей и непосредственно образовательного процесса и ключевое условие высокого авторитета в социуме. В статье рассматриваются условия, влияющие на формирование имиджа руководителя дошкольной образовательной организации, как одной основ создания образовательному учреждению безукоризненного имиджа.
Ключевые слова: имидж руководителя, имидж дошкольной образовательной организации, формирование, аспект, конкурентоспособность, модернизация.
Anmtation. In the course of the practice of management in the field of education, an experience was formed where there is strong evidence of the importance of a positive image of the head of a preschool educational organization for the successful implementation of goals and the educational process itself and a key condition for high authority in society. The article examines the conditions that influence the formation of the image of the head of a preschool educational organization, as one of the bases for creating an impeccable image for an educational institution.
Keywords: image, image of a leader, image of a preschool educational organization, formation, aspect, competitiveness, modernization.
Введение. На сегодняшний день обстановка в социально-экономическом пространстве России актуализирует для образовательных организаций вопрос успеха и конкурентоспособности, достигнуть которых возможно в случае соответствия множеству разнообразных факторов.
Полагаем, что образовательная организация воспринимается и оценивается совершенно определенным образом, вызывая доверие и общее позитивное впечатление. Именно значимость общего восприятия актуализирует вопрос формирования имиджа руководителя дошкольной образовательной организации, который представляет учреждение перед другими организациями, знакомит родителей и общественность с обучением и воспитанием дошкольников в стенах детского сада.
В имидже дошкольной организации облик руководителя является одной из ключевой предпосылок благодаря, которой общественность целостно воспринимает учреждение и стоящие перед таковым задачи. Руководитель воспроизводит информацию о дошкольной образовательной организации, распространяя достоверные и информативные сведения о ее работе.
Сегодня массовое сознание сформировало имидж руководителя дошкольной организации и окрасило эмоциями различной тональности, сопоставляя предпринятую деятельность и информацию, присутствующую в информационном пространстве, а также среди потребителей услуг дошкольной образовательной организации [3].
В условиях масштабных социокультурных реформ руководитель дошкольной организации должен отвечать инновационным требованиям, преобразуясь в современного и результативного управленца. Образовательная сфера реформируется и модернизируется, однако выполнение этих трансформаций возложено непосредственно на структуру образования.
Дошкольная образовательная организация самостоятельно воплощает в жизнь национальные образовательные проекты, усиливает в образовании качественные критерии, разворачивает материальную базу для внедрения цифровых технологий в процесс обучения, совершенствует материальную обеспеченность, руководствуется в финансировании современными принципами, самостоятельно управляет кадрами или хозяйственными вопросами.
Руководитель дошкольной образовательной организации не может не иметь компетенций, позволяющих составить стратегический проект, смоделировать процессы в учреждении, организовать коммуникацию на межличностном и профессиональном уровне среди педагогов с максимальной отдачей.
Только подобный специалист-управленец заслужит позитивный имидж, руководя дошкольной организацией. Потенциал роста имиджевых показателей руководителя дошкольной образовательной организации улучшится, если изучить среду, где формируется данный феномен.
Изложение основного материала статьи. Говоря об имидже руководителя дошкольной образовательной организации, подчеркнем, что понятие является интегральным, объединяя качества, ассоциируемые с особенностями личности. Руководитель, приобретая позитивный имидж, неминуемо ставит вопрос о знаке, колеблющемся от позитивного, негативного или нечеткого (завуалировано).
Имидж имеет природу многокомпонентного, а составляющие формируют особые характеристики в имидж как цельную конструкцию, который руководитель дошкольной организации может осознанно конструировать и улучшать.
Как известно, индивидуальность профессионала неповторима, из-за чего персональные характеристики практически не встречаются в одном и том же сочетании. Руководитель дошкольной образовательной организации нередко вступает в процесс коммуникации с общественностью через СМИ, из-за чего корреспонденты умело корректируют неблагоприятные для руководителя персональные качества, не акцентируя на таковых в интервью или видеоматериалах.
Выход руководителя дошкольной образовательной организации в сферу электронных и телевизионных медиа, социальных сетей актуализирует вопрос о внешности руководителя. Аспект внешности поднимается и при первой встрече с заведующим детским садом, когда формируется общее неизгладимое впечатление об управленце. Важно создать позитивно воспринимающийся облик руководители, из-за чего дальнейшее развитие отношений родителей и дошкольной организации пройдёт с опорой на сформировавшийся положительно окрашенный эмоциональный каркас, который будет сопоставляться с ярким первым благоприятным впечатлением [1].
Между тем, руководитель дошкольной образовательной организации может сформировать позитивный имидж, если социальные характеристики не утратят свойства отвечать высоким позициям. Эти критерии сравниваются со средой, в которой функционирует образовательное учреждение.
Для руководителя жизненно необходимо создать представление о целевой аудитории, чтобы создать мощную поддержку дошкольной образовательной организации я как интересного и надежного субъекта на рынке образовательных услуг.
Руководитель на интуитивном уровне должен усваивать, а затем осмысливать требования целевой аудитории, что позволит улучшить имиджевые показатели дошкольной образовательной организации.
Такие шаги сделают мнение общественности о дошкольной образовательной организации и педагогическом коллективе, находящихся под вниманием бдительного и ответственного руководителя.
Не менее актуальная составляющая имиджа руководителя дошкольной образовательной организации подразумевает личную миссию, наличие которой желательно, однако не обязательно. Но отдельные управленцы не осознают веса миссии для современных конкурирующих образовательных учреждений. Именно миссия выделит дошкольной образовательной организации в конкурентной среде.
Для руководителя дошкольной образовательной организации данный момент особенно актуален, так как миссия вносит в имидж неповторимость, глубоко врезающуюся в память потребителями образовательных услуг.
Руководитель, выстраивая личную миссию, формулирует правила или идеи, позиционируя их первостепенность в деятельности, а затем дополняет намеченную дошкольной образовательной организацией миссию.
Целью руководителя является создать социально-значимые ценностные ориентации как имиджевые компоненты. Подобный фактор создает грандиозное воздействие на культуру в организации, а также ориентирует руководителя на курс, в соответствии с которым дошкольная образовательная организация создает под его эгидой собственную культуру, уникальную по ценностной шкале [2].
Сегодняшние реалии выдвигают к руководителю дошкольной образовательной организации и массу требований к качественным характеристикам.
Управленец должен обладать аналитическим умом, быть профессионально компетентным, мыслить инновационными категориями, активно вовлекать окружающих в общественную деятельность и действовать в этом пространстве самому, создавать новые идеи, правильно находить ответы на сложные вопросы и претворять решения в жизни.
Для руководителя дошкольной образовательной организации актуально не отступать от принципов и убеждений, хотя доброжелательно воспринимать альтернативные точки зрения, проявлять устойчивость и волю, стремиться к цели и быть уверенным в выбранных действиях и инструментах.
Опираясь на ретроспективу и ситуацию в настоящем дне российского социума, отметим, что руководитель дошкольной образовательной организации при наличии высоких личностных и профессиональных качеств, предопределяет собственным имиджем корпоративный имидж образовательного учреждения.
Для оценки условий, влияющих на формирование имиджа руководителя дошкольной образовательной организации был проведен опрос педагогов.
В таблице 1 представлены результаты анкетирования педагогов.
Таблица 1
Вопросы анкеты Ответы педагогов, количество в %
Ответственность
Руководитель не использует механизм делегирования коллективу дополнительно полномочий и ответственности 25
Руководитель актуализирует для расширения зоны подчиненных в пространстве личной ответственности 75
Система стимулирования
Превалирует административное воздействие через наказание и взыскания 15
Ударение на нематериальные ценности труда 85
Атмосфера теплоты и поддержки:
Организация как норму расценивает отношения дружб и поддержку 85
В организации ощущается недостаток теплого отношения и взаимопомощи 15
Степень доверия руководству:
Руководитель не пользуется доверием подчиненных, а распоряжения и решения стабильно встречают сопротивление 25
Коллектив находится с руководством в доверительных отношениях 75
Способы закрепления (поощрения) желательных установок, ценностей и норм поведения персонала со стороны руководства (выберите наиболее часто используемый метод):
Выразить в материальных стимулах 50
В коллективе принято участвовать в корпоративных мероприятиях 20
Персонал пользуется разнообразными форматами социального обеспечения 15
В коллективе создана атмосфера для уверенного профессионального роста 15
Проведя анкетирование, было выяснено, что имидж руководителя дошкольной образовательной организация следует охарактеризовать как высокий, однако проблемными моментами являются:
- уделяется недостаточное внимание стимулированию достижений педагогического коллектива на трудовой ниве через нематериальные стимулы;
- персонал отмечает, что социально-психологический климат в коллективе сложился как прохладный, а со стороны руководителя поддержка и теплота в профессиональной и межличностной коммуникации крайне невысока.
Опираясь на данные умозаключения, дадим общую характеристику имиджа современного руководителя ДОО.
Это - образ высококвалифицированного педагога, глубоко понимающего ценность дошкольного образования, социально ориентированного, пользующегося авторитетом у коллег, подчинённых, родителей и детей, который умеет произвести впечатление о себе, но при этом не в полной мере ощущает себя профессиональным управленцем и не обладает требуемым для этого мастерством коммуникации [4].
В основе стиля руководства заведующего дошкольной образовательной организации находится коллегиальный стиль, в высокие стандарты требований к коллективу и бдительный контроль деятельности неразрывно связаны с инициативой и творчеством в деятельности дошкольного учреждения, направление курса и высочайшей дисциплинированностью самого руководителя, подающего пример коллективу.
Руководитель в своей работе стремится делегировать полномочия и разделить ответственность с другими работниками дошкольной образовательной организации, проявляет демократичность в принятии решения.
Таким образом, мнения сотрудников и руководителя дошкольной образовательной организации в целом совпали, коллектив положительно оценивает работу заведующего, что, возможно, объясняется его коллегиальным (демократичным) стилем руководства. В процессе стимулирования следует обратить внимание на моральные и социальные меры (а не только материальные).
Для повышения эффективности управления педагогическим коллективом ДОО были определены следующие направления работы заведующего (таблица 2):
- улучшение социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации;
- разработка внешних атрибутов организационной культуры.
Таблица 2
План мероприятий по повышению эффективности управления педагогическим коллективом
№ Мероприятия Ответственные Результат
1 Мониторинг эффективности руководства педагогическим коллективом ДОО Педагог-психолог, старший воспитатель Данные мониторинга, результаты оценки эффективности руководства ДОО
2 Обсуждение проблемы формирования благоприятного психологического климата и организационной культуры, направленной на изменение имиджа ДОО, на педагогическом совете Заведующий Перспектива развития, Выработка проекта решения
1. Улучшение психологического климата в организации
1.3 Семинар-практикум «Разрешение конфликтных ситуаций» (руководитель-педагог, педагог-педагог) Педагог-психолог, старший воспитатель Психолого-педагогические знания и умения по конструктивному разрешению конфликтов
1.4 Создание инициативной группы, направленной на создание модели имиджа ДОО Заведующий, старший воспитатель План работы группы, положение, приказ
1.5 Психологические тренинги по профилактике эмоционального выгорания педагогов Педагог-психолог Профилактика эмоционального выгорания, Разработка рекомендаций
1.6 Психологические тренинги по формированию демократического стиля общения Педагог-психолог Создание установки на демократический стиль общения в коллективе
1.7 Игры-тренинги на формирование позитивного общения между сотрудниками Педагог-психолог, старший воспитатель Демократический стиль общения
1.8 Организация в ДОО комнаты психологической разгрузки Заведующий, заведующий хозяйством,педагог- психолог Улучшение материально-технической базы
1.9 Традиционные праздники: - Новый год, - 8 Марта, - окончание учебного года, - юбилеи, - День рождения детского сада, - День дошкольного работника. Заведующий, старший воспитатель, творческая группа Сплоченность коллектива, поддержание положительного психологического климата
1.10 Совместно благоустройство территории детского сада Заведующий, заведующий хозяйством Сплоченность коллектива, поддержание положительного психологического климата
3. Разработка внешних атрибутов организационной культуры
3.1 Круглый стол «Философия и миссия ДОО» Заведующий, старший воспитатель Определение основных ориентиров развития и ценностей коллектива
3.2 Обновление символики ДОО Заведующий, старший воспитатель, творческая группа Формирование организационной культуры
3. Выпуск газеты «Наш детский сад» Старший воспитатель, творческая группа Информирование родителей о миссии ДОУ
4 Повторно диагностировать, исследуя в коллективе динамику для улучшения оптимизации организационной культуры, оценить уровень достижений, определить для дошкольной организации стратегию дальнейшего развития Заведующий, старший воспитатель Сравнение результатов, определение динамики
5 Корректировка работа, разработка плана дальнейшей работы Заведующий, старший воспитатель Составление планов на следующий период
Сегодняшняя реформа сферы образование затронула руководителя дошкольной образовательной организации со стороны аспекта формирования имиджа, созданием которого обусловлено как внешними факторами, так упорной и устойчивой работой и самосовершенствованием заведующего детского сада, работой с коллективом.
Направленность имиджа руководителя предопределяет для педагогического и вспомогательного коллектива желание идентифицироваться с руководителем и дошкольной образовательной организации, мотивирует к эффективному труду, повышает потенциал развития и качества предоставления образовательных услуг в дошкольной сфере [5].
Выводы. Образовательная система России наиболее оперативно и кардинально в ходе реформ перестраивает сферу дошкольного образования. Для этого направления изменяются структура и образовательная программа, чтобы согласоваться с новыми условиями, а педагогические кадры подчиняются ранее не известным требованиям.
В сфере образования имидж руководителя дошкольной организации является компонентом системы, которая предопределяет облик непосредственно конкретного детского сада, дополняем прочие 6 составляющих имиджа: качество предоставляемых образовательных услуг, стилевые характеристики образовательного учреждения, наличие ярких и запоминающихся внешних атрибутов, облик сотрудников, ценовой диапазон образовательных услуг, комфортность пребывания воспитанников на психологическом уровне.
Происходящие новшества современности актуализирует для образования и особенно остро для дошкольного звена, которое первым начинает воспитывать будущих членов грядущего общества, актуализирует руководителя дошкольной образовательной организации как первостепенный фактор создание у детского сада стабильных и прочных позитивных имиджевых характеристик, вызывающих доверие и побуждающих выбрать конкретное учреждение среди конкурентов.
Литература:
1. Беляева М.А., Самкова В.А. Азы имиджелогии: имидж личности, организации, территории: учебное пособие для вузов / Урал. Гос. Пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 184 с.
2. Бережная М.С. Имидж руководителя ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - №5. - С. 45-50.
3. Давлатмуродов Ш.Ш. Концепция образования в современной России / Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 312-316.
4. Малахеева Т.В. Оценка имиджа образовательной организации: опыт эмпирического исследования / М.: Просвещение, 2015. - 143 с.
5. Сидорова А. С. Управление созданием имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №2 4. - С. 520-523.