Таблица 3
Распределение педагогов ДОО по уровню социально-психологической адаптированности (шкала «принятие других - конфликт с другими»)
Уровень Социально-психологической адаптированность (шкала «принятие других - конфликт с другими»)
Низкий 118
Средний 125
Выше среднего 37
Высокий 19
Результаты входной диагностики выявили проблемные зоны в уровне развития поликультурной компетентности педагогов ДОО. Выявленные проблемы стали отправной точкой для планирования последующей работы.
Следуя общей логике исследования, исходя из определения сущности, структуры изучаемого феномена на основе теоретического анализа и концептуального синтеза исследуемой проблемы мы провели моделирование процесса формирования поликультурной компетентности педагогов ДОО.
Занимаясь данной проблемой, педагогические коллективы нам показали опыт их деятельности во взаимодействии с родителями. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями/ с семьей понимается как процесс межличностного общения. В результате формируется у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом, например: «Мы друг другу нужны».
В заключении можно сказать, что процесс формирования поликультурной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации - это закономерный процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной самодвижения.
Выводы. Таким образом, поликультурные умения личности педагогов дошкольной образовательной организации в диалоге культур - это совокупность интеллектуально-коммуникативных действий, позволяющих субъекту активно включаться в социально-регулируемый и целенаправленный процесс профессионального и социального взаимодействия в диалог культур.
Литература:
1. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Подготовка учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - №. 2.
2. Васильева К.В. Деятельность руководителя по формированию профессиональной компетентности педагогов доо в области поликультурного воспитания дошкольников // ББК 74.1 М.: ННГУ. - 2016. - С. 448.
3. Власкова О.В. Управление поликультурным образованием в ДОО через организацию информационной обеспеченности образовательного процесса // М.: Просвещение. - 2016. - С. 453.
4. Жигальская М.Н. Развитие поликультурной компетенции педагогов специального образования // Редакционная коллегия: Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, М.В. Новиков (научный редактор), И.Ю. Тарханова. - 2017. - С. 265.
5. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Развитие поликультурной компетентности студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический вестник. - 2018. - №. 1. - С. 40-44.
6. Смолянинова О.Г., Коршунова В.В., Дайнеко Я.М. Диагностика поликультурной компетентности педагогов // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - №. 4.
Педагогика
УДК376
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Тузеева Елена Геннадьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ ДОО ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в деятельности, направленной на развитие речевого познания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: ФГОС ДО, речевое развитие, методическое сопровождение, педагог ДОО, проект, познание, интерес, развитие, образование.
Annotation. The article examines aspects of the methodological support of teachers of a preschool educational organization in activities aimed at the development of speech knowledge in preschool children.
Keywords: FSES DO, speech development, methodological support, PEO teacher, project, cognition, interest, development, education.
Введение. Дошкольные образовательные организации ведут свою деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Все больше нововведений водится в методическую работу, что благотворно сказывается на работе педагога и результате детей дошкольного возраста.
Переход на инновационную программу дает педагогам все больше возможностей раскрыть свой внутренний потенциал, хоть и говорят, что инновация должна вводиться постепенно, поэтапно.
Но есть такая категория педагогов, которым очень интересно ввести что-то новое в свою педагогическую деятельность здесь и сейчас.
Изложение основного материала статьи. Переход образования на новую ступень не может происходить без инноваций в сфере образования. Исходя из этого, решением на общем собрании педагогов МБДОУ «Детский сад «Сказка» поселка «Трудовой» Нижнекамского района Республики Татарстан, было вынесено решение о разработке проекта направленном на методическое руководство педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста. Общим решением педагогов приняли цель на выявление проблемы для полноценного развития речи дошкольников, и решение общих задач.
Мы под речевым развитием понимаем, как мы должны пользоваться языком, понимать суть разговорной речи, а так же анализировать фонематические звуки.
Дошкольное образование идет одной из первых ступеней вхождения ребенка в круг обучения. Поэтому и считается, что именно в дошкольном возрасте мы просто обязаны предоставить ребенку все возможности для полноценного усвоения им разговорного языка. Именно полноценное владение речью позволит дошкольнику в будущем развить свой потенциал в обучении в полном объеме.
Так как мы всегда тесно сотрудничаем со школой, анализируя требования, которая она предъявляет к будущему первокласснику мы пришли к выводу, что надо создать целенаправленный проект, направленный на решение нарушений речи.
Проект называется «Связь речевого развития и полноценное развитие дошкольника в жизни». Он направлен на решение речевых нарушений в рамках дошкольной образовательной организации. В своем проекте мы задействовали практически весь дошкольный возраст от 3 до 7 лет.
Цель нашего проекта заключается в формировании речевого развития у детей дошкольного возраста.
Основная наша работа направлена как на дошкольников, так и на методическое сопровождение педагогов нашего МБДОУ «Сказка» поселка «Трудовой» Нижнекамского района Республики Татарстан.
Исходя из цели нашего проекта, запланированы были следующие задачи:
1. Нахождение возможностей для полноценной оптимизации нашего проекта.
2. Методический анализ литературы направленный на полноценное речевое развитие.
3. Проработка всех задействованных систем для комплексного взаимодействия дошкольника и педагога.
4. Мотивация педагогов в задействовании проекта.
5. И, конечно же, профессиональная готовность педагогов к проведению речевой работы с детьми.
Для решения вышепоставленных задач мы должны понимать, что нужно эффективное руководство работой по работе нашего проекта. Именно эффективная работа в конечном итоге предоставит высокие результаты.
Любая работа в образовательной организации подразумевает под собой системность действий педагогов. Деятельность педагогического коллектива построена на следующих принципах:
- связь с жизнью;
- научность;
- комплексность;
- систематичность;
- применение теории на практике;
- оперативность.
С учётом всего выше изложенного, была разработана структура образовательного проекта.
Результаты, которые мы ожидаем в процессе работы по данному проекту:
1. Усовершенствование рабочих программ педагогов по развитию речи дошкольников.
2. Усовершенствование содержания речевой работы в МБДОУ «Сказка» поселка Трудовой Нижнекамского района РТ.
3. Построение единого центра диагностических методик.
4. Целенаправленное сопровождения речевого развития детей в МБДОУ.
5. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
6. Улучшение речевого развития в МБДОУ.
Проанализировав методическую литературу, пришли к выводу, что проблема развития речи является комплексной.
Вся методическая работа педагогов дошкольной образовательной организации направлена на опережение, и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с дошкольниками.
Важно отметить, что эта работа организована в соответствии с современными достижениями в педагогической и психологической науке. Самым важным является то что, методисты и руководство ДОО должны оказывать действенную и своевременную помощь педагогам.
Проблемы, связанные с повышением эффективности деятельности педагогов в развитии речи дошкольников являются одной из самых актуальных и сложных.
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в дошкольном образовательном учреждении, необходимо хорошо понимать саму ее сущность.
Возьмем за исходную точку понятия сущности методической работы. С.Ф. Багаутдинова утверждает, что методическую работу следует считать аспектом управления, и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ [4, с. 34].
Для полноценного мониторинга деятельности дошкольной организации, необходимо сформулировать критерии ее оценки.
Существует достаточно много критериев, которые нужно всегда учитывать:
- результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка;
- рост мастерства воспитателей.
В итоге, в коллективе должно наблюдаться улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.
Именно руководителю дано понимание того, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
Целостность системы управления речевым развитием дошкольников в детском саду предполагает создание условий для эффективности повышения мастерства педагогов.
В целях оптимизации направленной на работу проекта, с учетом специфики МБДОУ детский сад «Сказка» поселка «Трудовой» Нижнекамского района РТ разработана система управления образовательным проектом с распределением обязанностей заведующего, старшего воспитателя, педагогов.
Управление методической деятельностью педагогов осуществляется систематически.
Важно, что для проведения качественной работы по разделу «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и других авторов «Развитие речи», необходим высокопрофессиональный, образовательный уровень педагогов, достаточная их готовность для проведения речевой работы с детьми.
В МБДОУ детский сад «Сказка» поселка «Трудовой» работают шесть педагогических работников. Из них имеют:
- высшее образование - 100% (6 человек);
- аттестовано - 100% (6 человек):
- из них 50% (3 человек) имеют высшую квалификационную категории.
Проанализированы:
- мероприятия и занятия педагогов МБДОУ;
- организация предметно-развивающей среды по развитию речи;
- проведение речевой работы с детьми;
- проанализированы знания, умения, навыки педагогов по проблемам речи дошкольников.
Пришли к выводу, что:
- все педагоги знают программу и методику диагностирования развития речи детей, направления данной работы;
- учитывают индивидуальные особенности ребенка;
- осуществляют дифференцированный подход к детям с разным уровнем освоения родного языка;
- воспитывают положительные нравственные качества в работе с книгами, иллюстрациями и т.п.;
- используют различные формы взаимодействия с родителями по речевому развитию детей.
Проведены консультации по проблемам:
1. Планирование и ведение работы по речевому развитию в разных возрастных группах.
2.Работа по формированию правильных произносительных навыков у детей 3-4 лет.
3. Индивидуальная работа по развитию речи с детьми 4-5 лет.
4. Методы и приемы словарной работы с детьми в разных видах деятельности.
5. Развитие речи ребенка 4-го, 5-го года жизни.
6. Развитие речевой среды в группах детского сада «Сказка».
7. Обследование речи детей в детском саду «Сказка».
8. Задачи, методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей в разных возрастных группах.
9. Использование дидактических игр по правильному формированию речи у дошкольников.
В рамках данного проекта проводились педагогические советы:
Анализ развития словаря детей на конец учебного года. Перспективы работы.
Создание теоретической и методической базы для проведения работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
Анализ методической литературы по овладению детьми грамматическим строем речи, составление каталога дидактических игр.
Развитие лексико-грамматической стороны речи в разных возрастных группах.
Таблица 1
Педагогический совет «Связь речевого развития и полноценное развитие дошкольника в жизни»
Цель педагогического совета Методы, способствующие достижению цели Результат
1. Проанализировать воспитательно-образовательную работу с детьми по речевому развитию. 2. Проанализировать итоги исследования речевого развития дошкольников всех возрастных групп. 3. Оценить предложенные и наметить дальнейшие пути совершенствования речевого развития дошкольников. Проведение в МБДОУ «Сказка» организованных мероприятий. Организация и проведение мониторинга по развитию речи для педагогов МБДОУ «СКАЗКА» Диагностические карты обследования речевого развития дошкольников. Консультации педагогам. Педагогический час. Круглый стол по опыту работы педагога. Взаимодействие с родителями Практический материал по развитию речи папки передвижки дидактических игр по возрастам. Рекомендации для родителей о возрастных особенностях детей 3-4-5 лет. Повышение квалификации педагогов. Диагностические данные речевого развития дошкольников. Письменные консультации по развитию лексико-грамматического строя речи на основе предложенной лексической темы для родителей.
Результаты исследования нескольких лет по проблеме «Связь речевого развития и полноценное развитие дошкольника в жизни» таковы:
2018-2019 учебный год - 35%;
2019-2020 учебный год - 55%.
Выводы. По завершению работы над проектом мы видим следующее:
Результаты работы с педагогами МБДОУ «СКАЗКА» поселка «Трудовой» Нижнекамского района РТ:
1. Оформлены папки передвижки наглядно-дидактических и методических пособий.
2. Систематизирован материал методических мероприятий.
3. Разработан и оформлен методический уголок по тематическому планированию и методической документации направления «Развитие речи».
С дошкольниками МБДОУ «СКАЗКА»:
1. Оформлены наглядные пособия по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте.
2. Отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах.
С родителями дошкольников:
1. Оформлены консультации по развитию речи и познавательному развитию детей разных возрастных групп.
2. Проведены родительские собрания в подготовительной к школе группе по вопросам речевой и общей подготовки детей к школе.
3. Составлены перспективные планы по педагогическому просвещению родителей в вопросах речевого развития по каждой возрастной группе.
Мы считаем одной и главных проблем, это нарушение речевого развития, которое могло помешать усвоению дошкольниками школьной программы.
В результате проводимой активной, систематической работы педагогического коллектива над реализацией проекта «Речевое развитие дошкольника», приоритетным направлением остается развитие речи детей, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна, необходима для педагогов, детей и их родителей.
В заключение проведенной нами работы хочется сказать следующее, работа педагогов была организована и проведена в соответствии с ФГОС ДО. Она не выходила за рамки, которые бы смогли навредить дошкольникам, как в психической, так и физической форме.
Литература:
1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. - М.: Эксмо, 2016. - 96 с.
2. Глебова И.Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -С. 52-54.
3. Зотеева В.В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. -С. 60-62.
4. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015. - С. 288-289.
5. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2016. - С. 15.
6. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2013. - 198 с.
7. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);
кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Смирнова Любовь Валерьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В НАПРАВЛЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия родителей и дошкольного учреждения на сегодняшний день. Проблема стоит на таком уровне, что в связи с загруженностью родителей это проблематично. В данной работе мы рассматриваем результат нашего проведенного исследования.
Ключевые слова: методическое руководство, познавательное развитие, взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.
Annotation. The article discusses the problem of interaction between parents and preschool institutions today. The problem is at such a level that, due to the workload of the parents, this is problematic. In this paper, we consider the result of our research.
Keywords: methodological guidance, cognitive development, interaction, parents, pupils, preschool educational organization, conditions, subjects.