16. Таланцева В.К., Волкова Т.И., Алтынова Н.В. О поражаемости эндемическим зобом студентов Чувашской Республики на примере Чувашской ГСХА. // Медицина Кыргызстана. 2018. № 1. С. 90-91.
17. Усманова М.Н., Бафаев М.М., Остонов Ш.Ш. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. №10; Режим доступа URL: https://cyberleninka.rU/article/n/simptomy-emotsionalnogo-vygoraniya-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 27.12.2019).
18. Шац И.К. Влияние физиологических и психологических эффектов профессионального стресса на здоровье педагогов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №4; Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fiziologicheskih-i-psihologicheskih-effektov-professionalnogo-stressa-na-zdorovie-pedagogov (дата обращения: 27.12.2019).
Педагогика
УДК: 377
кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Сулейманова Ульяна Игоревна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы управления методической работой, способствующей повышению качества деятельности дошкольной образовательной организации. Авторами анализируется научная литература, изучена реальная педагогическая практика. Проведен эксперимент.
Ключевые слова: дошкольное образование, управление ДОО, методическая работа, управление методической работой, руководство, образовательная система.
Annotation. This article discusses the problems of managing methodological work that contributes to improving the quality of activities of preschool educational organizations. The authors analyze the scientific literature, studied the real teaching practice. The experiment is carried out.
Keywords: preschool education, management of early childhood education, methodological work, methodological work management, leadership, educational system.
Введение. Достижение высоких показателей качества деятельности дошкольной организации невозможно без эффективного управления методической работой, так как именно такая работа берет на себя функции по реализации инновационных процессов внутри образовательной системы: разработка новых образовательных программ, учебных планов; написание учебной литературы и подготовка методической документации в соответствии с новыми принципами организации образовательного процесса на основе требований ФГОС дошкольного образования.
Повышение качества деятельности ДОО посредством управления методической работой - далеко не новая научная проблема. Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики по управлению методической работой в дошкольном образовании показал, что в центре внимания ученых находятся различные аспекты данной проблематики: научно-методическая работа педагогов по совершенствованию образовательной системы (С.Г. Азарашвили); инновационные подходы к организации и управлению научно-методической работой (Р.В. Бессолицина, Л.И. Дудина); содержание и инновационные формы организации методической работы в (С.К. Абдуллина, В.М. Лизинский, И.М. Подушкина, В. Шувалова); модели методической работы в образовательных учреждениях (Л.П. Ильенко); педагогическая экспертиза методической работы (Г.Х. Самигуллин, И.И. Багавиев) и другие вопросы. Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определить понятие управления методической работой как целенаправленную деятельность субъектов управления на различных уровнях, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие системы методической работы в образовательной организации, перевод ее на новый качественно более высокий уровень, достижение поставленных целей посредством создания для этого необходимых условий, использования средств и оказания воздействий [4, с. 50].
Изложение основного материала статьи. В основании деятельности по управлению методической работой в образовательной организации любого уровня лежит анализ результативности осуществляемой в ней системы методической работы, стимулирование членов педагогического коллектива, формирование у них мотивации к осуществлению профессиональной деятельности; контроль за осуществлением методической работы [6, с. 153-154].
В наиболее широком смысле методы повышения качества деятельности ДОО посредством управления методической работой совпадают с методами управления в целом, к их числу относятся группы организационно-распорядительных (административных), организационно-методических, социально-психологических методов, а также методов правового регулирования и экономические методы [1, с. 93]. Наряду с ними, можно выделить ряд методов, которые напрямую способствуют повышению качества деятельности образовательной организации посредством управления методической работой, это: использование инновационных форм осуществления методической работы [2], совершенствование методического обеспечения образовательного процесса, организация методической работы в ДОО в виде деятельности методико-педагогических объединений-центров [5, с. 49-50]. В настоящее время большое значение приобретает такой аспект управления методической работой как управление инновационной деятельностью.
Нами проведено исследование проблемы повышения качества деятельности ДОО посредством управления методической работой произведено на примере МБДОУ «Детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида Елабужского МР Республики Татарстан.
Анализ текущего состояния методической работы в данном МБДОУ показал, что в процессе ее осуществления в настоящее время используются достаточно разнообразные формы организации работы, а перечень проводимых мероприятий является достаточно обширным. Содержание методической работы в ДОО, в целом, соответствует основным современным требованиям к ее организации, в частности, учитывается необходимость реализации в воспитательно-образовательном процессе современных образовательных технологий, требования ФГОС дошкольного образования. Вместе с тем, большинство из используемых в ДОО форм организации методической работы являются традиционными и не предполагают включения в этот процесс современных технологий.
Наряду с анализом текущего состояния управления методической работой в МБДОУ № 24 нами была произведена оценка качества деятельности ДОО. Для этого на основе анализа представленных в научной литературе подходов и изучения практики работы детского сада были определены критерии оценки качества деятельности образовательной организации: уровень освоения воспитанниками ДОО содержания образовательных областей дошкольного образования; степень сформированности пространственных условий для реализации ООП дошкольного образования, особенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО; степень учета индивидуальных особенностей педагогов и воспитанников ДОО в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса; степень удовлетворенности родителей дошкольников особенностями осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Анализ результативности воспитательно-образовательного процесса дал следующие результаты:
Таблица 1
Образовательная область Уровень освоения образовательной программы
Высокий Средний Низкий
Физическое развитие 18,1% 71,8% 10,1%
Социально-коммуникативное развитие 19,6% 71,4% 9%
Познавательное развитие 12,1% 71,3% 16,6%
Речевое развитие 8,8% 73,1% 18,1%
Художественно-эстетическое развитие 13,3% 69,7% 17%
Общий уровень 14,4% 71,5% 14,1%
Анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды с точки зрения ресурсной и материально-технической обеспеченности групповых помещений и кабинетов МБДОУ № 24 дал следующие результаты (таблица 2).
Таблица 2
Помещения и кабинеты ДОО Уровень ресурсной и материально -технической обеспеченности
Оптим. Достат. Недостат. Неуд.
Групповые помещения 26,7% 73,3% 0% 0%
Музыкальный зал 13,3% 86,7% 0% 0%
Спортивный зал 13,3% 86,7% 0% 0%
Кабинет логопеда 6,7% 83,3% 0% 0%
Методический кабинет 0% 100% 0% 0%
Результаты оценки состояния учебно-методической базы МБДОУ № 24 приведены в таблице 3.
Таблица 3
Помещения и кабинеты ДОО Состояние учебно-методической базы
Оптим. Достат. Недостат. Неуд.
Игрушки 0% 80% 20% 0%
Музыкальные инструменты 0% 20% 80% 0%
Предметы декоративно-прикладного творчества 0% 100% 0% 0%
Картины, репродукции 13,3% 73,3% 13,3% 0%
Наглядные пособия 73,3% 26,7% 0% 0%
Технические средства обучения 0% 86,7% 13,3% 0%
Детская литература 73,3% 26,7% 0% 0%
Методическая литература 26,7% 73,3% 0% 0%
Изучение степени учета индивидуальных особенностей педагогов и воспитанников ДОО позволило обнаружить, что как оптимальную ее оценивают 13,3% педагогов, как достаточную - 80%, как недостаточную - 6,7%. Наконец, анализ удовлетворенности родителей дошкольников особенностями осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОО, показал, что степень учета индивидуальных особенностей детей педагогом в воспитательно-образовательном процессе как оптимальная оценивается 24% родителей воспитанников, как достаточная - 76%. Педагогам, работающим с детьми, доверяют все 100% родителей. Так же, все 100% опрошенных одобряют мероприятия, проводимые в детском саду. По мнению 96% родителей, профессиональная компетентность воспитателей соответствует требованиям, предъявляемым к представителям данной профессии, однако 4% опрошенных ответили, что сомневаются в уровне компетентности педагогов ДОО. В то же время, качеством осуществления воспитательно-образовательного процесса удовлетворены 100% родителей дошкольников.
Целями реализации проекта повышения качества деятельности ДОО посредством управления методической работой стало повышение уровня профессионального мастерства педагогов; научно-методическое обеспечение условий работы образовательной организации в режиме развития; создание условий для повышения качества деятельности ДОО. Основными компонентами содержания мероприятий проекта являются: работа с кадрами; организационно-методическая работа; проведение в ДОО смотров, конкурсов, выставок, способствующих повышению уровня профессионализма и педагогического мастерства воспитателей; работа в методическом кабинете; организация преемственности дошкольного и начального образования; использование современных форм организации методической работы в ДОО.
Основными методическими новшествами, внедренными в процесс методической работы в МБДОУ № 24, стали формирование онлайн-банка идей и игр для воспитателей, проведение коучинг-сессий и проведение онлайн-мастер-классов для педагогов ДОО.
Первая из названных форм организации методической работы, формирование онлайн-банка идей, представляет собой рациональный способ коллективного решения методических и образовательных проблем, не поддающихся решению традиционными способами. Банк идей и игр, используемых педагогами в ходе образовательно-воспитательного процесса, был сформирован в онлайн-формате, обеспечивающем удобство доступа к нему не только педагогов ДОО (как в рабочее время, так и во время домашней подготовки к профессиональной деятельности), но и других работников дошкольного образования вне зависимости от их территориальной расположенности. Онлайн-банк идей объединил в себе методические разработки воспитателей МБДОУ № 24, распределенные по следующим категориям: дидактические игры с дошкольниками, подвижные игры для детей, планирование проектной и исследовательской деятельности дошкольников, организации опытов и экспериментов с воспитанниками ДОО, планы-конспекты открытых занятий, сценарии праздников и театрализованных мероприятий, тематические презентации, формы и методы взаимодействия с родителями, мастер-классы, сценарии семинаров-практикумов, а также дидактический материал по всем образовательным областям дошкольного образования. Основными критериями включения методических разработок и материалов в онлайн-банк идей стало соответствие их содержания целям и задачам дошкольного образования; оригинальность материалов, целей, идей; доступность работ для использования в педагогической деятельности; возможность решения комплексных задач в работе с дошкольниками. Банк идей пополнялся в течение всего года проведения работы, к ее завершению в банке было представлено более 100 наименований методических материалов различного характера.
Второй из инновационных форм работы, внедренных нами в методическую деятельность МБДОУ № 24, стало проведение коучинг-сессий для педагогов. Коучинг-сессия представляет собой форму интерактивного общения, развивающего консультирования между педагогами, в ходе проведения которой педагог не получает конкретных советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В качестве коуча (тренера) выступал старший воспитатель как ответственное за осуществление методической работы в ДОО лицо. Коучинг довольно близок к консультированию, однако имеет важное отличие, заключающееся в активности педагога, возможности опираться на его собственные знания и опыт, индивидуальное видение проблемы. Коучниг-сессии организовывались в течение всего учебного года со всеми воспитателями ДОО. Работа с педагогами выстраивалась в соответствии со следующей схемой: совместное определение задач для достижения конкретной цели; исследование текущей проблемы (ситуации); определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату; выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; выбор конкретного варианта действий и составление плана действий; договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку. На каждом из перечисленных этапов работы коуч (старший воспитатель) только задавал педагогу соответствующие вопросы, а поиск конкретного решения оставался делом самого педагога. Использование данной формы методической работы поспособствовало раскрытию личностного и творческого потенциала воспитателей ДОО, позволило определять оптимальные сроки достижения поставленных целей работы в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня профессионального мастерства каждого педагога.
Наконец, такая инновационная форма методической работы как проведение онлайн-мастер-классов для педагогов в качестве основной цели ее использования имела ознакомление членов педагогического коллектива ДОО с инновационным педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками; данная форма работы может быть использована как в рамках одного ДОО, так и внутри муниципального образования, региона. Если мастер-класс в дошкольных организациях нашей страны стал уже традиционной формой методической работы, в данном случае инновационной данной формы ее осуществления определялась форматом проведения таких мероприятий - в онлайн-режиме с использованием современных ИКТ (в формате видеоконференций). Возможность проведения онлайн-мастер-классов была обусловлена связями, существующими в МБДОУ № 24 с другими учреждениями дошкольного образования в городе и районе. При подготовке мастер-классов педагогам было рекомендовано придерживаться следующей схемы построения его содержания: описание общего алгоритма работы; анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности; обратная связь для участников, которые могли получить развернутый комментарий по своим разработкам на близкую тему; демонстрация своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования; ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы. Продолжительность онлайн-мастер-классов не была постоянной и зависела от числа участников и его содержания.
По итогам реализации проекта мероприятий совершенствования деятельности ДОО посредством управления методической работой была произведена повторная оценка выделенных нами показателей. Так, анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в МБДОУ «Детский сад № 24» по основным образовательным областям дошкольного образования, дал следующие результаты (таблица 4):
Таблица 4
Образовательная область Уровень освоения образовательной программы
Высокий Средний Низкий
Физическое развитие 20,6% (+2,5%) 72,3% (+0,5%) 7,1% (-3%)
Социально-коммуникативное развитие 21% (+1,4%) 71,5% (+0,1%) 7,5% (-1,5%)
Познавательное развитие 13,3% (+1,2%) 71,4% (+0,1%) 15,3% (-1,3%)
Речевое развитие 10,3% (+1,5%) 74,5% (+1,4%) 15,2% (-2,9%)
Художественно-эстетическое развитие 14,4% (+1,1%) 72,3% (+2,6%) 13,3% (-3,7%)
Общий уровень 19,6% (+5,2%) 74,5% (+3%) 5,9% (-8,2%)
Проведенный по окончанию реализации проекта итоговый анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды с точки зрения ресурсной и материально-технической обеспеченности групповых помещений и кабинетов МБДОУ № 24, по мнению членов педагогического коллектива, дал следующие результаты (таблица 5).
Таблица 5
Помещения и кабинеты ДОО Уровень ресурсной и материально-технической обеспеченности
Оптим. Достат. Недостат. Неуд.
Групповые помещения 40% (+13,3%) 60% (-13,3%) 0% 0%
Музыкальный зал 33,3% (+20%) 66,7% (-20%) 0% 0%
Спортивный зал 26,7% (+13,3%) 73,3% (-13,3%) 0% 0%
Кабинет логопеда 13,3% (+6,7%) 86,7% (-6,7%) 0% 0%
Методический кабинет 26,7% (+26,7%) 73,3% (-26,7%) 0% 0%
Таблица 6
Результаты итоговой оценки состояния учебно-методической базы МБДОУ «Детский сад №24»
Помещения и кабинеты ДОО Состояние учебно-методической базы
Оптим. Достат. Недостат. Неуд.
Игрушки 13,3% (+13,3%) 80% 6,7% (-13,3%) 0%
Музыкальные инструменты 6,7% (+6,7%) 40% (+20%) 53,3% (-26,7%) 0%
Предметы декоративно-прикладного творчества 13,3% (+13,3%) 73,3% (-13,3%) 0% 0%
Картины, репродукции 26,7% (+13,3%) 73,3% 0% (-13,3%) 0%
Наглядные пособия 86,7% (+13,3%) 13,3% (-13,3%) 0% 0%
ТСО 6,7% (+6,7%) 86,7% 6,7% (-6,7%) 0%
Детская литература 80% (+6,7%) 20% (-6,7%) 0% 0%
Методическая литература 40% (+13,3%) 60% (-13,3%) 0% 0%
Повторный анализ результатов изучения степени учета индивидуальных особенностей педагогов и воспитанников ДОО в ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса показал, что как оптимальную ее оценивают 26,7% педагогов (на 13,3% больше), как достаточную - 73,3% (на 6,7% меньше), как недостаточную - 0% (на 6,7% меньше). Наконец, итоговый анализ удовлетворенности родителей дошкольников особенностями осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОО, показал, что степень учета индивидуальных особенностей детей педагогом в воспитательно-образовательном процессе как оптимальная оценивается 30% (на 6% больше) родителей воспитанников, как достаточная - 70% (на 6% меньше). Кроме того, по мнению 98% родителей (на 2% больше), профессиональная компетентность воспитателей соответствует требованиям, предъявляемым к представителям данной профессии.
Выводы. Мы пришли к выводу, что процесс управления методической работой будет эффективным и поспособствует повышению качества деятельности ДОО, если в основании ее разработки будет лежать теоретический анализ; управление методической работой будет построено на основе принципов системного подхода; в процессе управления будут использованы инновационные формы ее организации; ключевым направлением управления методической работой станет совершенствование методического обеспечения образовательного процесса.
Литература:
1. Акимова Л.В. Особенности методической деятельности в управлении педагогическим коллективом ДОУ // Вопросы, гипотезы, ответы: наука 21 века. 2017. С. 186-207.
2. Борисова Е.Д. Инновационные формы методической работы с педагогами, реализующими программы внеурочной деятельности и дополнительного образования детей // Внешкольник. - 2015. - № 5. С. 58-59.
3. Ивлев С.А. Методическая работа в образовательном учреждении / С.А. Ивлев. - М.: Слово, 2014. 256 с.
4. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. 224 с.
5. Соломенцева С.П. Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. - Ч. 1. С. 46-54.
6. Яковлева Г.В. Управление методической работой педагогов ДОУ как условие реализации профессионального стандарта «педагог» // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. 2019. С. 153-161.