Научная статья на тему 'Формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности консультационно-методического центра'

Формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности консультационно-методического центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / КОНСУЛЬТАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАТРОНАЖ / ADVISORY AND METHODOLOGICAL CENTER / CONSULTATION / METHODICAL / PEDAGOGICAL PATRONAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Кристина Владиславовна, Иванова Мария Кимовна

В данной статье раскрыты различные формы взаимодействия консультационно-методических центров, работающих на базе дошкольных образовательных организациях с родителями; раскрыты основные цели и задачи деятельности КМЦ, приводится сравнительный анализ основных показателей КМЦ на базе дошкольной образовательной организации Республики Саха (Якутия) за период 2017 и 2018 года. Перечислены нормативно-правовые документы, по которым функционируют консультационно-методические центры. Также проанализирован опыт работы Консультативно-методических центров в МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского улуса (района), МБДОУ «Детский сад «Кунчээн» МБДОУ с.Маар Нюрбинского района РС (Я), МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №13 «Светлячок» г. Якутска, В МБДОУ ЦРР №7 «Остров сокровищ» г. Якутск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Кристина Владиславовна, Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF INTERACTION OF EDUCATORS WITH PARENTS IN THE FRAMEWORK OF THE ACTIVITIES OF THE CONSULTING-METHODICAL CENTER

This article reveals various forms of interaction of consulting and methodological centers, working on the basis of preschool educational organizations with parents; revealed the main goals and objectives of the CMC, provides a comparative analysis of the main indicators of CMC on the basis of the pre-school educational organization of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2017 and 2018. Regulatory documents are listed on which the consulting and methodological centers function. It also analyzed the experience of the work of the Consultative and Methodological Centers in the Municipal Educational and Cultural Institution "Central Development Center-Kindergarten No. 11 Kytalyk" №13 "Firefly", Yakutsk, in the MBDOU CRR №7 "Treasure Island", Yakutsk.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия педагогов с родителями в рамках деятельности консультационно-методического центра»

Педагогика

УДК: 373.24

студент 2 курса МСДО-17 Иванова Кристина Владиславовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (г. Якутск)

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Аннотация. В данной статье раскрыты различные формы взаимодействия консультационно-методических центров, работающих на базе дошкольных образовательных организациях с родителями; раскрыты основные цели и задачи деятельности КМЦ, приводится сравнительный анализ основных показателей КМЦ на базе дошкольной образовательной организации Республики Саха (Якутия) за период 2017 и 2018 года. Перечислены нормативно-правовые документы, по которым функционируют консультационно-методические центры. Также проанализирован опыт работы Консультативно-методических центров в МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского улуса (района), МБДОУ «Детский сад «Кунчээн» МБДОУ с.Маар Нюрбинского района РС (Я), МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №13 «Светлячок» г. Якутска, В МБДОУ ЦРР №7 «Остров сокровищ» г. Якутск.

Ключевые слова: консультативно-методический центр, консультация, методическая, педагогический патронаж.

An^tatton. This article reveals various forms of interaction of consulting and methodological centers, working on the basis of preschool educational organizations with parents; revealed the main goals and objectives of the CMC, provides a comparative analysis of the main indicators of CMC on the basis of the pre-school educational organization of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period 2017 and 2018. Regulatory documents are listed on which the consulting and methodological centers function. It also analyzed the experience of the work of the Consultative and Methodological Centers in the Municipal Educational and Cultural Institution "Central Development Center-Kindergarten No. 11 Kytalyk" №13 "Firefly", Yakutsk, in the MBDOU CRR №7 "Treasure Island", Yakutsk.

Keywords: advisory and methodological center, consultation, methodical, pedagogical patronage.

Введение. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) продуктивно решаются задачи обеспечения доступности и качества дошкольного образования. Создаются условия для организации оказания психолого-педагогической помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет, не посещающих дошкольную образовательную организацию. В последние годы возросло количество КМЦ, действующих на базе ДОО, так на сегодня их количество возросло до 323; количество обращений в КМЦ в очном режиме с 5135 в 2017 году до 4710 в 2018 г. данные показывают о возрастающей роли консультативных форм работы с семьей, а также методического сопровождения.

Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности: обучение и информирование родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье; консультирование -информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолений кризисных ситуаций [5, с. 128].

Изложение основного материала статьи. Деятельность КМЦ направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей раннего возраста, а также психолого-педагогической поддержки родителей, повышение уровня родительской компетентности в деле воспитания и развития детей. Данная форма сотрудничества с социумом высоко востребована.

Основанием для работы консультационно-методических центров являются следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации - часть 3 статья 64, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 №1155 утвержден МО и науки РФ [4, с. 52].; Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года); Поручения Президента РФ В.В. Путина от 2 декабря 2017г. № ПР-2440 о создании дополнительных мест в организациях реализующих программы дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; методические рекомендации по созданию и организацию работы Консультационных центров при муниципальных органах управления образованием и на базе дошкольных образовательных организаций от 09.11.2015 №01/1-26/551; «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»); Положение «О центре игровой поддержки ребенка» от 16.03.2018 № 8; Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в Будущее», где озвучены региональные аспекты, определяющие стратегию развития дошкольного образования, направленную на доступность, качество, развитие, открытость и совершенствование.

Основная цель работы консультационно-методического центра: оказание методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста на дому, детей с ОВЗ.

Задачи:

- оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям, не посещающих дошкольные образовательные организации, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в образовательное учреждение;

- осуществление индивидуальной, ориентированной на результат педагогической и психологической помощи детям дошкольного возраста;

- оказание диагностической помощи, педагогическое просвещение и консультирование родителей по различным вопросам;

- воспитание, обучение и развитие детей;

- подготовка детей к поступлению в детский сад, в школу;

- осуществление преемственности семейного и общественного воспитания.

В состав центра кроме педагогов должны входить такие специалисты, как: медицинский работник, детский психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, олигофренопедагог.

В нашей статье мы рассмотрим различные формы взаимодействия специалистов КМЦ с родителями.

Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой семьи. В настоящее время активно развиваются новые формы работы с родителями. Одним из эффективных форм работы с родителями мы считаем инновационный проект «Педагогический патронаж». Патронаж может быть не только медицинским, но и педагогическим. Педагогический патронаж - это форма взаимодействия педагога с родителями и детьми в домашних условиях с целью оказания помощи родителям, дети которых не посещают детский сад, подготовка неохваченных детей к дошкольному учреждению. В консультационно-методическом центре МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №13 «Светлячок» г. Якутска работа с родителями, дети которых не посещают детский сад, строится поэтапно:

1. сбор информации о семье в базе данных;

2. работа над мотивацией по принятию семьи и оказываемой помощи;

3. установка договорных отношений с семьей.

Во время занятий с детьми в условиях семьи педагоги могут использовать методические пособия, презентации, соответствующие материалы, в зависимости от возраста ребенка.

Но есть семьи, которые не могут по каким-то причинам принять у себя дома. Для таких семей КМЦ реализовывает проект «Педагогический патронаж», целью которого является научить маму самостоятельно обращаться к специалистам детского сада. В этом случае педагоги работают в онлайн-режиме. Что такое онлайн-режим?Сейчас время информационных технологий и абсолютно у каждого родителя есть смартфон. В связи с этим для дальнейшей работы можно создать странички детского сада в социальных сетях ютуб-канал, ватсапп, Инстаграмм, целью которой является обмен опытом, формирование умений и навыков, создание условий для диалогов, изменение психологической атмосферы в семье. На этих страничках специалисты детского сада по своим направлениям размещают для родителей нужные видеоматериалы, консультации, дают советы. Такая работа дает высокую эффективность и положительные результаты. Сотрудничество через информационные технологии позволяют вовлечь родителей в процесс обучения, развития, воспитания и познания собственного ребенка.

Таким образом, педагогический патронаж является важным направлением деятельности детского ДОУ, посредством которого педагоги оказывают помощь в социальной и педагогической адаптации детям, не получающим дошкольное образование и их семьям в вопросах воспитания, обучения, развития.

На базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №11 «Кыталык» с.Сунтар Сунтарского улуса (района) создан Центр игровой поддержки ребенка раннего возраста «Уу-чукучук» как форма помощи семье, где ребенок, находясь в семье, включается в единое образовательное пространство. Данный проект направлен на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей раннего возраста, а также психолого-педагогической поддержки родителей, повышение уровня родительской компетентности в деле воспитания и развития детей.

В центре специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для развития у детей познавательных процессов, развития эмоционально-личностной, социальной сферы, развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений, развитие музыкальных способностей с раннего возраста. Для детей и родителей организованы такие формы работы как: индивидуальные и групповые игровые сеансы, для родителей проводятся консультации, мастер-классы, тренинги.

Основные направления игровых занятий:

- игры, направленные на сенсорное развитие;

- игры, направленные на интеллектуальное развитие;

- игры-развлечения, направленные на музыкальное развитие;

- подвижные игры, направленные на физическое развитие.

На занятиях малыш вместе с мамой приобщается к различным видам игры, продуктивной деятельности (рисование, лепка), двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, игры на руках и коленях, пальчиковая гимнастика).

Данная форма организации деятельности КМЦ способствует развитию у родителей уважения к личности ребенка, овладению эффективными приемами игрового взаимодействия с ребенком раннего возраста, умения замечать и адекватно принимать индивидуальные проявления ребенка, уважения желаний и потребностей малыша, умения быть активным соучастником ребенка в его деятельности.

В МБДОУ«Детский сад «Кунчээн» МБДОУ с.Маар Нюрбинского района РС (Я) организован консультационно-методический пункт для родителей и детей, неохваченных дошкольным учреждением. Основная цель работы консультационно-методического пункта - сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических материалов М. Монтессори.

Задачи консультативно-методического центра:

- формирование чувственной базы интеллектуального развития;

- формирование системы представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии;

- развитие умения сравнивать, анализировать;

- подготовка к изучению математики, музыки, других направлений.

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, специалистов ДОУ, родителей, воспитанников.

Формы реализации проекта: упражнения с дидактическими материалами, памятки, игры, игротренинги, совместные занятия, игровые практикумы, «круглый стол», «педагогическая копилка».

Методы и приёмы реализации проекта:

• организационные;

• презентация материала, 3-х ступенчатый урок;

• мотивирующие;

• наблюдение;

• словесные;

• игровые;

• наглядные.

Организаторы проекта считают, что благодаря организации консультативно-педагогического пункта у большинства детей повысился уровень сенсорного развития. Сравнение итогов констатирующего и контрольного исследований показало, что дети экспериментальной группы, так же и как с детьми контрольной группы повысился уровень сенсорного развития.

Таким образом, организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме консультативно - методического пункта представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами консультативно-методического пункта создается благоприятный психоэмоциональный климат. Сформируется осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной работы по формированию сенсорного восприятия дошкольником окружающего мира.

В МБДОУ ЦРР №7 «Остров сокровищ» г. Якутск функционирует Консультативно-методический центр, организованныйна основании приказа от 02.08.20l7 г. №01-10/645 «О создании муниципальных консультативно-методических центров по взаимодействию дошкольных образовательных организаций и родительской ответственности». В каждую среду по расписанию проводятся разные формы работы: консультация для родителей; обучающие занятия; совместная деятельность с детьми; обучающие занятия для родителей, семинары, лектории, тренинги и др.

Проводятся мероприятия:

- практические занятие «Мы рисуем», нетрадиционные техники рисования;

- советы и рекомендации «Календарь прививок»;

- мастер-класс «Развиваем музыкальный слух»;

- советы и рекомендации «Ребенок и книга»;

- игровой сеанс «Игра - дело серьезное!»;

- советы и рекомендации «Спортивные подвижная игра - основы развития ребенка»;

- игровой сеанс «Развивающие игры В.В. Воскобовича»;

- советы и рекомендации «Что нельзя говорить ребенку»;

- практические занятия «Интерактивные игры для малышей»;

- советы и рекомендации «Замкнутый ребенок».

Непосредственно принимают участия заведующий, старший воспитатель, ПДО по ИЗО, врач-педиатр, специалисты, музыкальный руководитель, зам. Зав. По ОВР, учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, тьютор, ПДО по информатике. При участии всех специалистов в воспитании и образовании детей, приходит грамотное всестороннее развитие детей, по пяти областям.

Выводы. Таким образом, проанализировав консультативно-методические центры, мы видим, что все перечисленные имеет свою специфику. У каждой есть позитивный опыт работы. Таким образом, организуя КМЦ на базе дошкольной организации, есть возможность организовать деятельность в разных формах.

Литература:

1. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

2. Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах российской федерации консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности М.: - 2015 г. - 36 с. [Электронный ресурс] URL:ffle://C:/Users/user.WRK1060203.000/Downloads/metod-materiaü-consultacionniy-centre0/o20(2).pdf (дата обращения: 25.11.2018)

3. Сказкина, С.И. Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 31-36. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1775/ (дата обращения: 30.11.2018).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии / Л.Б.Шнейдер. - М.: Модек, 2010. - 352 с.

Педагогика

УДК 377(091)

доктор философских наук, профессор Игнатьева Ирина Федоровна

Российский государственный педагогический

университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

доктор социологических наук, профессор Исаев Борис Акимович

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (г. Санкт-Петербург)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОМММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с процессом коммерциализации образования. Выясняются важнейшие компетенции, необходимые для современного профессионала. Раскрываются инновационные методы обучения, позволяющие развить данные компетенции. Данные проблемы освещаются на примере основных образовательных программ «Туризм» и «Политология».

Ключевые слова: Государственные стандарты высшего образования, инновационные методы обучения, экономические компетенции, проектные компетенции, коммерциализация образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.