The instinct of imitation itself is encoded in the genotype, there is its functional implementation, but the content and functioning of this instinct is the transfer of the individual and lifetime acquired behavior of other individuals -experience [2, 3]. Thus, at the stage of ancient reptiles, there was a gap between direct, hereditary and signaling behavior based on imitation, not duplication. This is a "milestone" on the way to consciousness and the "ideal".
Conclusions. Summing up all of the above, we can say that thanks to information, the individual satisfies sensory hunger and maintains the brain and nervous system in a working state, as well as acquires a sense of group security, security and forms socially approved behavioral patterns. All these findings allow us to understand that the growing volume of information has a beneficial effect on the entire educational process and on each student in particular. In social terms, the satisfaction of the need for information contributes to the knowledge of the world by students, the development of activities both in the process of education and necessary for the further choice of a profession. Moreover, information helps students to orient themselves in a complex social environment, as well as to understand themselves as individuals in the process of mastering social functions, which emphasizes the importance and necessity of studying the pragmatic aspect of information.
Литература:
1. Больнов О.Ф. Философия экзистенцианализма. Спб.: Из-во «Лань», 1999. - 224 с.
2. Григорьев А.Б. Противоречие биологической формы движения материи// философские науки. 1990. №. 6. — 56 с.
3. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. - М., 1987. - 214 с.
4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. - М., 1984. 173 с.
5. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникационных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998. - 80 с.
6. Корогодин В.И. Информация как основа жизни. Дубна: Издательский центр «Феникс», 2000. - 208 с.
7. Кочергин А.Н. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. - М.: Наука, 1980. 176 с.
8. Лиотар Жан-Франсуа. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. - 160 с.
9. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2000. - 240 с.
10. Тихоплав Т. С. Физика веры. Спб., «ВЕСЬ», 2001. - 150 с.
Педагогика
УДК 371.33
кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Хазиахметова Равиля Ринатовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема повышения профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации. Авторы считают, что интерактивная форма работы является одной из возможностей повышения педагогической компетенции педагога. Анализируется педагогическая деятельность коллектива ДОО, специфические особенности использования форм и методов повышения мастерства педагогов.
Ключевые слова: компетентность, интерактивный метод, профессионализм, педагогическая среда, социокультурная ситуация, социум, творчество, мотивация, рефлексия.
Annotation. This article examines the problem of improving the professional competence of a teacher in a preschool educational organization. The authors believe that the interactive form of work is one of the ways to improve the pedagogical competence of the teacher. The pedagogical activity of the PEO collective, the specific features of the use of forms and methods of improving the skills of teachers are analyzed.
Keywords: competence, interactive method, professionalism, teaching environment, socio-cultural situation, society, creativity, motivation, reflexion.
Введение. В современном мире, в процессе развития гуманитарных систем важным условием является взаимодействие образовательной организации и социума в интересах формирования педагогической среды как внутри образовательного учреждения, так и вне его.
Изменения, которые происходят в стране, сопутствовали появлению новых подходов во взаимоотношениях между образовательными организациями и обществом: образовательная организация имеет свое лицо (концепцию, программу развития, свои организационно-нормативные документы, образовательную программу), своего воспитанника, свои особенные подходы. Дошкольная образовательная организация, как мы понимаем, учитывать особенности социокультурной ситуации, ДОО ведет специальную, целенаправленную работу с социумом, с родителями, с детьми.
Нам кажется, любой современный педагог, в каком учреждении бы он не работал, будет поддерживать статус специалиста с высоким уровнем достижения в направлении своего развития.
Ученые в своих трудах пишут о сущности и особенностях организации методической деятельности в системе образования В исследованиях Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, В.Я. Волобуевой, И.И. Кобитиной, С.С. Лебедевой, Л.М. Маневцовой, Л.В. Поздняк, В.Г. Фокиной и др. рассматривается специфика
методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя. По мнению Н.Н. Бояринцевой, С.Н. Митина, П.И .Третьякова именно активизация воспитателя может являться наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Дошкольная образовательная организация № 34 «Ручеёк» всегда стремилась к высоким показателям, как в развитии дошкольника, так и в профессиональном развитии педагога. Именно это стремление дает педагогическому коллективу точку отправки к высоким результатам.
МБДОУ № 34 «Ручеёк» детский сад общеразвивающего вида города Нижнекамска Республики Татарстан, одной из своих целей на 2020-2021 учебный год определило следующую тему проекта «Интерактивная форма работы как одна из возможностей повышения педагогической компетенции педагога».
Свою работу педагоги планировали тщательно, начали с того, что провели полный анализ научной литературы направленной на решение вопроса. Для начала нужно было понять, что же конкретно понимается под профессиональной компетентностью педагога.
Профессиональная компетентность - это совокупность профессионального и личностного развития педагога для полноценного вклада в образование дошкольников [3].
А уже под совершенствованием профессиональной компетентности рассматривается динамический процесс, ведущий к развитию творческих индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
С внедрением в систему образования федерального государственного образовательного стандарта поменялось представление о деятельности педагога, усовершенствуются и требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
На сегодняшний день, важное значение имеет творчество педагога дошкольной образовательной организации. Он в своей деятельности может компетентно и мобильно проявить свой потенциал и как педагога и как личности.
Современное общество не стоит на одном месте в развитие полного кругозора. Именно все это дает нам тот толчок для отправки в безграничное саморазвитие педагога дошкольной образовательной организации.
Педагог по роду своей деятельности должен постоянно совершенствоваться. У такого педагога все обучение дошкольников проходит на легкой ноте. Также, он, видя свои отличные результаты в отражении детей, понимает и старается самосовершенствоваться в своем развитии. Это является для него стимулом [4, с. 78].
Интерактивные методы, по своей сути давно забытое старое. Но именно сейчас, в наше время все методы выходят на полноценное их использование. Что дает новый толчок.
Все это диктует нам новые условия для качественного дошкольного образования. Соответственно пересматривается вся система работы с педагогическими кадрами, где обязательно должно учитываться профессиональная зрелость каждого педагога.
Мы считаем, что именно новые подходы в методическом руководстве педагогических работников даст нам новый толчок для полноценного раскрытия потенциала педагогического состава МБДОУ №34. По нашему мнению, все это повышает благотворный климат в коллективе педагогов. Где каждый сотрудник, сможет, открыто обсуждать, рассуждать и делать выводы. Каждый педагог может высказать свою точку зрения и обсудить, услышать все аргументы.
Педагогическая деятельность, направленная на использование интерактивных методов для профессионального роста педагога решает следующие цели:
- полноценная мотивация для самообразования педагога;
- раскрепощение педагога, что ведет к повышению самостоятельности;
- развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, повышения стремления к сотрудничеству.
Эффективность использования интерактивных форм в методическом руководстве педагога можно
заметить в следующем:
во-первых, это мотивация воспитателя;
во- вторых, это всесторонняя реализация потенциала педагога;
в-третьих, что не маловажно, это опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, взаимодействия, без которого невозможна результативная работа педагогического коллектива.
При использовании интерактивных методов мы рассматриваем возможность полноценного развития общения, что дает возможность взаимопонимания, уважения, и решения всех проблем вместе с педагогическим коллективом. А также, в этом случае не должно быть доминирующего решения ни со стороны руководства, ни со стороны педагогов.
Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации решил, что на данном этапе это вероятность решения важнейших критериев работы педагога.
Начиная работать в рамках данного проекта, педагогический коллектив дошкольной образовательной организации поставили следующую цель:
- повышение уровня профессиональной компетентности возможно при использовании интерактивных методов работы с педагогами дошкольной образовательной организации.
Исходя из этого, педагоги обозначили следующие задачи:
- раскрепощение педагога в профессиональной деятельности;
- вывод пассивных педагогов на новый уровень;
- направление педагога на раскрытие своего внутреннего потенциала;
- работа в исследовательском направлении;
- совершенствование методической культуры и повышение мастерства педагогов;
- создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей с использованием различных интерактивных форм и методов работы с педагогическими кадрами.
Каждый педагог для достижения своей профессиональной компетенции, на протяжение всей своей педагогической карьеры всегда шел путём проб и ошибок годами.
Работа методиста ДОО заключается именно в том, что они должны помочь педагогу найти правильное решение для достижения поставленных им задач и целей.
Ниже приведена таблица работы коллектива педагогов на протяжении учебного года, которая направлена на решение выше поставленных задач.
Годовой план по реализации проекта «Интерактивная форма работы как одна из возможностей повышения педагогической компетенции педагога».
Таблица 1
Наименование мероприятия Срок проведения Ответветственый
Педсовет «Интерактивная форма работы как одна из возможностей повышения педагогической компетенции педагога». Анкетирование педагогов. Сентябрь 2019 г. Старший воспитатель Зорькина О.С.
Экспресс консультации. На протяжении учебного года Старший воспитатель Зорькина О.С.
Семинар по теме проекта. Октябрь 2019 г. Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Семинары-практикумы. На протяжении учебного года Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Круглый стол. Ноябрь 2019 г. Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Деловая игра «Интерактивное развитие 21 века». Декабрь 2019 г. Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Открытый просмотр деятельности педагога в ООД. Январь 2020 г. Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Мозговая атака педагога «Мы в перед, мы к цели». Февраль 2020 г. Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Смотр-конкурс педагогов ДОО. Март 2020 г. Старший воспитатель Зорькина О.С. Педагоги ДОО
Анкетирование педагогов, подведение результатов. Апрель-май 2020 г. Старший воспитатель Зорькина О.С.
В данном проекте участвовало 24 педагога, 11 педагогов М БДОУ №34, 13 педагогов МБДОУ № 29 г. Нижнекамска Республики Татарстан.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, обучение нестандартным выходам из проблемной ситуации, овладение новым педагогическим мышлением, повышение педагогического мастерства.
Грамотно построенная система работы, включающая как новые, так и традиционные формы и методы работы с педагогическими кадрами, приводит к повышению уровня воспитательно-образовательной работы в нашем проекте образовательной работы дошкольной образовательной организации, делает коллектив педагогов сплоченным.
Остановимся на некоторых специфических особенностях использования подобранных нами форм и методов повышения мастерства педагогов.
Нами были сформулированы цели и задачи эмпирической части исследования, была выбрана и сформирована выборка респондентов-педагогов, участвующих в проведении исследования, а также последовательно спланирована вся наша деятельность, мы приступили к подбору диагностического инструментария по данной теме. Были отобраны методика изучения затруднения педагогов, анкета «Достижение и трудности в моей педагогической практике», оценка развитии и саморазвитие реализации потребностей педагогов, которые на наш взгляд наилучшим образом отражают цели и задачи нашего исследования:
Как было проведено анкетирование и обработаны результаты, нами были составлены сводные таблицы по каждой методике, которые помогли отразить и проанализировать полученные результаты.
Таблица 2
Результат исследования по анкете «Самодиагностики способности воспитателя к саморазвитию (в %)
Активное саморазвитие Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий Остановившееся саморазвитие
Процентное значение 46,7 33,3 20
По результатам данной методики, мы можем сделать следующее заключение: 7 педагогов (46,7%) -занимают позицию активного саморазвития; 5 педагогов (33,3%) - отсутствует сложившаяся система
саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий; 3 педагога (20%) - остановившееся саморазвитие.
Изучение уровня активности воспитателя в работе позволило выявить следующее.
Таблица 3
Результаты анкеты «Достижение и трудности в моей педагогической практике» (в %)
Высокий уровень трудностей в работе Средний уровень трудностей в работе Низкий уровень трудностей в работе
Процентное значение 33,3 40 26,7
По таблице можно отметить, что: 5 педагогов (33,3%) занимают позицию активной трудности в работе; 6 педагогов (40%) считают приоритетным для себя средний уровень трудности в работе; 4 педагога (26,7%) предпочитают не проявлять какую - либо трудность в процессе деятельности.
Далее, изучены оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.
Таблица 4
Результаты оценки реализации потребностей педагогов в развитие и саморазвитие (в %)
Высокий уровень педагогов в развития и саморазвития Средний уровень педагогов в развитие и саморазвития Низкий уровень педагогов в развития и саморазвития
Процентное значение 33,3 40 26,7
По таблице 4 можно отметить, что:
Результаты по данной методике полностью повторили предыдущую анкету, таким образом, анализ показал, что: 5 педагогов (33,3%) Высокий уровень развития и саморазвития; 6 педагогов (40%) считают средний уровень развития и саморазвития педагогической работе; 4 педагога (26,7%) проявили низкий уровень развития и саморазвития в педагогической деятельности.
Таблица 5
Результаты изучения затруднений педагогов в саморазвитии
Высокий уровень затруднений в работе Средний уровень затруднений в работе Низкий уровень затруднений в работе
Процентное значение 46,7 33,3 26,7
По таблице 5 можно отметить, что: 46,7% респондентов - высокий уровень затруднений в работе; 33,3% респондентов - обладают средним уровнем затруднений в работе; 20% респондентов - обладают низким уровнем затруднений в работе.
Проанализировав полученные показатели, мы можем прийти к следующему заключению: в целом, в МБДОУ №21 имеется достаточный кадровый потенциал для активизации педагогов ДОО в процессе разнообразных форм методической работы посредством интерактивных методов.
Выводы. Большинство педагогов данного учреждения обладают необходимой профессиональной активностью, инициативой, хорошей мотивационной базой, а также высоко оценивают собственные перспективы в контексте педагогической активизации.
Однако, следует отметить, что 33,3% респондентов, обладают средним уровнем показателей по всем четырём исследованиям, в то время как 26,7 % испытуемых показали низкий результат заинтересованности в активизации педагогической деятельности.
Это свидетельствует о том, что дошкольное учреждение, в основном обладает необходимым кадровым потенциалом, необходимым для эффективной активизации педагогов в процессе разнообразных форм методической работы.
Но важно понимать, что необходимо совершенствовать теоретическую и практическую подготовку воспитателей, с целью обеспечения более высокого уровня формирования умений среди педагогического коллектива.
Для проверки эффективности проведенной работы с педагогами МБДОУ № 21 г. Нижнекамск РТ была проведена повторная диагностика проектных умений педагогов детского сада. Педагогам были предъявлены методики для диагностики требуемых в ходе исследования навыков.
Обработав результатов контрольного этапа, было выявлено, что количество педагогов владеющие активным использованием интерактивных методов к саморазвитию выросли от 12 до 18 человек (от 60% до 80%).
Это свидетельствует об эффективности проведенной работы по использованию интерактивных методов педагогами дошкольной образовательной организаций.
Литература:
1. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами // Управление ДОУ. 2010. № 3. - С. 24.
2. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление ДОУ. 2006. № 6. - С. 12.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: АПК и ПРО, 2011.
4. Максимова Л.И. Компетентностный подход в системе подготовки педагогов дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 426-430. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95370.htm
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
6. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. 2010. № 3.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155. - URL: http:// www.rg.ru/ 2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (Дата обращения: 15.08.17).
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий Михайлова Ольга Петровна
Альметьевский филиал КНИТУ-КАИ (г. Альметьевск)
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация. В статье описаны современные проблемы повышения качества высшего образования в России. Выделены ключевые предпосылки негативных факторов, способствующих снижению качества образования: отсутствие государственной поддержки вузов, переход к многоуровневой системе высшего образования, систематические изменения в федеральных государственных образовательных стандартах, чрезмерная занятость преподавателей высших учебных заведений деятельностью, не связанной с процессом обучения, недостаточная готовность выхода российского образования на международную арену, отсутствие развитой цифровой среды, также остается открытым вопрос, связанный с формулировкой профессиональных компетенций, в связи с появлением нового образовательного стандарта для направления подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
Ключевые слова: высшее образование; образовательный процесс; качество образования; модернизация; обучающиеся, профессиональная компетенция.
Annotation. The article describes the current problems of improving the quality of higher education in Russia. The key prerequisites of the negative factors contributing to the decline in the quality of education are identified: the lack of state support for universities, the transition to a multi-level system of higher education, systematic changes in federal state educational standards, excessive employment of teachers of higher education institutions with activities not related to the learning process, insufficient readiness for the entry of Russian education into the international arena, the lack of a developed digital environment., in connection with the appearance of a new educational standard for the direction of training 09.03.03 Applied Informatics.
Keywords: higher education; educational process; quality of education; modernization; students, professional competence.
Введение. Проблемы развития высшего образования (ВО) изучались многими исследователями (Котюкова Т.В.; Бордовская Н.В., Реан А.А.; Горбунова Н.В.; Джойс Э.А., Симаков А.А.; Балуева В.А., Пашарина В.С.; Скобликова Т.В.). Система ВО систематически подвергалась реформированию, так как происходила постоянная интеллектуальная эволюция общества, создававшая предпосылки модернизации общественных инициатив. Но в процессе реформирования системы образования, которое должно приблизить его уровень к современным мировым тенденциям, наметились проблемы, снижающие качество ВО. В связи с этим целью настоящей работы явилось изучение ключевых проблем, влияющих на повышение качества ВО в нашей стране. При этом были поставлены следующие задачи: 1) анализ научной литературы, посвященной проблемам развития ВО в России; 2) выявить негативные факторы, влияющие на снижение качества образования.
При изучении проблем повышения качества ВО использовался метод теоретического анализа, трандукции. Для достижения поставленной цели нами использовалась совокупность методов: анализ, синтез, обобщение научной педагогической литературы по проблемам исследования.
Изложение основного материала статьи. Современными траекториями ВО согласно Бордовской Н.В., Реан А.А. (2006), Горбуновой Н.В. (2015), Катюковой Т.В. (2019) становятся гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность [4, c. 139; 5, c. 224; 7, c. 282;]. Ключевые положения реформы современного образовательного процесса закреплены юридически в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [1].
В трудах Горбуновой Н.В. (2015), Назаровой Н.П. (2016) отражены проблемы, связанные с социальным заказом на подготовку современных специалистов, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения, а также рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода, создания необходимых условий и образовательной среды в вузе, необходимых для формирования ключевых компетенций, в том числе профессиональных, обеспечение системности и комплексности знаний [5, с. 225; 8, с. 44].
В научной работе Катюковой Т.В. (2019) отмечено, что новые образовательные направления, которые начинают закладываться в период с 90-х годов прошлого века приобретают так называемый гуманистический характер, т.е. центральным звеном образовательного процесса должен быть и становится обучающийся [7, c. 281].
Джойс Э.А., Симаков А.А. (2020) исследуя актуальные проблемы развития ВО, устанавливают следующее обстоятельство, которое накладывает огромный отпечаток на эффективное развитие ВО - это отсутствие качества образования во многих вузах РФ. Возникновение данной проблемы связано с систематическим изменением и обновлением ФГОСов [6, с. 145].
Балуева В.А., Пашарина В.С. (2020) сообщают, что многие противоречивые изменения в российском образовании связаны с Болонской конвенцией, которая вызвала негативные реакции и влияния на качество образования. Авторы считают, что данная система формирует парадигму пассивного ожидания благополучной жизни в социуме и «низкий уровень гражданской ответственности». Для достижения