DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.010
УДК 37.032 ББК 74.00
И. Л. Торпой1, С. Г. Молчанов2
^RCID № 0000-0001-8889-1191 Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 88», г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-1089-2711 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГОВ ВО ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация
Введение. Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому воспитаннику и родителю чувствовать себя активными участниками социализацион-но-образовательного процесса, что особенно важно для становления ребенка как личности и поддержания его познавательной активности. Но в современных социально-экономических реалиях прежние формы взаимодействия стали малоэффективными и не вызывают интереса ни со стороны педагогов, ни со стороны родителей. Возникает необходимость поиска новых форм работы с родителями, внедрение ин-
«о новационных технологий. Таким образом, перед руководителем ж
g дошкольного учреждения встает задача активизации участия педа-
5
гогов во внедрении новых форм работы с родителями. Практики
^ реализации этой задачи в МБДОУ № 88 г. Челябинск представлены в
« настоящей статье, которая посвящена анализу научно-исследовательс-
^ кой, опытно-экспериментальной работы в дошкольной образова-
^ тельной организации (ДОО); обоснованию приоритетной роли со-
^ циального партнерства ДОО и семьи в процессе социализации детей
дошкольного возраста; описанию инновационных форм взаимодействия педагога и родителя.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научных исследований по проблеме активизации позиции педагогов в социальном партнерстве ДОО и семьи в процессе социализации детей дошкольного возраста, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.
Результаты. Разработана инновационная полифункциональная образовательная модель, а) включающая интерактивные формы обмена педагогическим опытом, б) способствующая активизации участия педагогов в поиске и апробации эффективных форм, методов и приемов работы с родителями в рамках социального партнерства.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является соответствие социализации детей дошкольного возраста модели выпускника. и
Заключение. Делается вывод о том, что главная тенденция ч
с
обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. т Это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОО. Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Также ожидаются такие
н
результаты, как повышение уровня родительской компетентности; д
р
гармонизация семейных и родительско-детских отношений; повы- н
и
и н
о
№
и
и
№
¡0
а д
а
г о
г о
№
№ о
шение ответственности родителей за судьбу ребенка и его активно сти в отношениях с сотрудниками ДОО.
Ключевые слова: взаимодействие с родителями; формы ра- ^ боты; социальное партнерство; педагогическая компетентность; активизации педагогов дошкольного образовательного учреждения; методы и приемы работы педагогов с родителями детей дошкольного возраста. р
о
Основные положения: и
- обоснована необходимость разработки новых форм работы с родителями, внедрение свежих педагогических идей;
м
р
а
о
- определены задачи активизации педагогов к поиску новых форм в работе с родителями;
- разработана мультимедийная консультация для родителей, в которой представлены гендерные аспекты воспитания детей дошкольного возраста и разъяснено его значение для родителей в виде схем и таблиц;
- проведено занятие семейного клуба для ознакомления родителей с мнемотехникой и ряд занятий с детьми по мнемотехнике;
- произошёл одновременно обмен педагогическим опытом и повышение педагогической культуры семьи.
1 Введение (Introduction)
Актуальность данного исследования не вызывает сомнения, поскольку необходима социализация детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства дошкольной образовательной организации и семьи, что обусловлено следующим рядом факторов «а) увеличением количества социально незащищенных семей, социально-психологической тревожностью и усталостью от испытываемых взрослыми проблем, одиночеством и недостатком взаимопонимания, трудностями строительства семейной жизни на фоне кризисов. б) были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.; в) к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада, которое способно выполнять интегральную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам «семья», «улица», «детский сад» и др.; г) далеко не все семьи в | полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия | на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ре-^ бенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем ^ это нужно. Автор справедливо отмечает, что необходимо вовлекать
« родителей в совместную деятельность дошкольных образователь «
^ ных учреждений, воспитатели должны проявить инициативу и по-
t^ нять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей
^ на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к
участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Автор описывает инновационные формы партнёрства ДОО и семьи в рамках социализации детей дошкольного возраста, их показатели и критерии оценивания и подчеркивает, что «адекватные компетентностно-ориент-ированному подходу образовательные технологии должны обеспечить создание условий, вынуждающих детей к собственному целе-полаганию, самоорганизации, групповой деятельности в ситуации недостатка или избытка ресурсов. Главная задача педагога теперь состоит в оптимизации участия родителей в процессе создания образовательной среды, в центре которой стоит деятельность ребенка.
Нужно отметить, что вопросы, касающиеся инновационных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй вызывает интерес многих отечественных ученых (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова Т. В., С. Г. Молчанов, Н. М. Сертакова и др.). В последнее время проблема взаимодействия дошкольного образова-
кти и
ви а
тельного учреждения с семьёй находится в центре внимания многих ^
§
исследователей, о чём свидетельствует появление большого количе- ^
ства работ, посвящённых, например, изучению специфики работы с семьями детей дошкольного возраста [1; 2; 3; 4]; выявлению гендер- § ных аспектов в работе с ними [5; 6]; описанию методов и приемов а социализации детей дошкольного возраста и её оцениванию [7]; рассмотрению вопроса об активизации участия родителей в оценивании социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста [8]. |
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Над проблемой социального партнерства семьи и дошкольного учреждения мы работаем достаточно давно и пришли к пониманию того, что нам необходимо активизировать педагогов к поиску новых форм в работе с родителями. Наши наработки в этом направлении апробируются и внедряются в образовательный процесс МБДОУ № 88 г. Челябинск.
3 Результаты (Results) р
о
С нашей точки зрения очень важная роль в активизации пе- и дагогов отводится обмену педагогическим опытом. В работе с родителями, воспитателям дошкольных учреждений необходимо стре-
д р е н и и н о в
о* ор
р
а
о
миться к повышению педагогической культуры родителей. В связи с этим они должны быть компетентны в следующих вопросах:
- разбираться в сущности организаторской деятельности дошкольного учреждения, направленной на рост педагогической культуры семьи;
- ориентироваться в направлениях и формах работы по повышению педагогической культуры семьи.
Воспитатели МБДОУ «ДС № 88 г. Челябинск» Татьяна Владимировна Боброва и Ирина Станиславовна Шамшина разработали мультимедийную консультацию для родителей под названием «Мальчики и девочки. Воспитываем по-разному», в которой представлены гендерные аспекты воспитания детей дошкольного возраста и разъяснено его значение для родителей в виде схем и таблиц.
Воспитатель младшей группы «Ладушки» Светлана Юрьевна Дашевская провела занятие семейного клуба для ознакомления родителей с мнемотехникой; разъяснила её сущность, значение и особенности использования в процессе семейного воспитания детей. Также данным воспитателем был проведен ряд занятий с детьми по мнемотехнике.
Проведенные занятия были интересны и полезны не только родителям, но и детям, и самим воспитателям, и их коллегам. Таким образом, произошёл одновременно обмен педагогическим опытом и повышение педагогической культуры семьи.
Проведенная педагогами МБДОУ № 88 г. Челябинск работа, направленная на повышение педагогической компетентности родителей, участвующих в эксперименте, оказалась достаточно эффективной: в позиции родителей отмечен рост гибкости и компетент-| ности в воспитательных вопросах. Зарегистрирован рост искреннего | интереса со стороны родителей к жизни группы, отмечено прояв-^ ление восхищения результатами и продуктами детской деятельно-^ сти, также воспитатели стали наблюдать эмоциональную отзывчи-§ вость и поддержку со стороны родителей. Увеличилась посещаемость родительских собраний в группах (до 92 % явки), выросла
к
^ активность участия в детских праздниках и развлечениях, развитие ^ со стороны родителей интереса к проектной деятельности.
В дальнейшем педагогический коллектив МБДОУ № 88 ожидает от проводимого эксперимента следующие результаты: рост уровня родительской компетентности; гармонизация семейных и ро-дительско-детских отношений; повышение активности родителей в отношениях с педагогическим коллективом ДОО по воспитательным вопросам; рост вовлеченности родителей в общегрупповые мероприятия; установление партнёрских отношений с родителями воспитанников в рамках обмена педагогическим опытом.
4 Обсуждение (Discussion)
Учитывая точки зрения ученых, мы считаем, что работа с семьей должна включать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель», требует усилий от всего педагогического кол- к
g
лектива ДОО. |
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, можно заключить, что современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педаго-
от изменяющейся ситуации в социуме. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель - родитель», требует усилий от всего педагогического коллектива ДОО.
партнёрских отношений с родителями воспитанников, мы надеемся, в рамках обмена педагогическим опытом окажет практическую помощь коллегам в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.
а
л
гического коллектива детского сада не может оставаться в стороне ^
о
о № № о № Ж №
№
Только воспитатель ежедневно общается с детьми и родите- ж
ж
ж о № О*
лями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу о
1
ряда причин. И вся та работа, которую педагогический коллектив ^
а
нашего детского сада ежедневно проделывает для установления о
о Ъ о д
и
Библиографический список
1. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй // Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2017. 336 с. - ISBN 978-5-91283-393-9.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ Методический аспект. Москва : ТЦ «Сфера», 2007. - 80 с. (Б-ка руководителя ДОУ). - ISBN 978-5-89144-864-3.
3. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей // Детский сад от А до Я : научно-методический журнал для педагогов и родителей, 2017. № 5 (89), с. 46-53. ISBN: 978-5-906965-43-1.
4. Торпой И. Л. Значение активизации участия родителей в оценивании социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции Челябинского государственного педагогического университета. 2017. 336 с. - ISBN 978-5-91283-393-9.
5. Ширинкина О.А. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя как условие повышения качества профессиональной подготовки здоровых учащихся : сборник статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общей редакцией Н. В. Третьяковой. Екатеринбург : Издательство «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 2020. С. 311-317. - ISSN: 2410-7328.
6. Круглый стол с участием родителей: «Социализация дошкольников с учетом гендерных отличий» // Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях : материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 14 мая 2018 года, г.
Иркутск / Н. Е. Аксенова [и др.]. Иркутск, 2018. С. 269-272.
7. Ивакина Л. А., Тигров В. П. Сотрудничество дошкольной образовательной организации и родителей как условие формирования инновационно-
о проектной компетентности старших дошкольников // Мир науки, культуры, обра-
а
з-
J
«о
? зования. 2019. № 2 (75). С. 32-34.
5
8. Мишина С. В. Сотрудничество с семьей по развитию познавательной к; активности старших дошкольников // Педагогика XXI века: стандарты и практики : материалы Международной научно-практической конференции, 08 декабря
U
| 2016 года, г. Липецк : в 2 частях. Липецк : Издательство Липецкого государ-
^ ственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского.
^ 2016. С. 118-122. ^ 9. Балалиева О. В., Сеногноева Н. А. Тенденции развития образовательной
среды в дошкольном кластере // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 202-204.
I. L. Torpoy1, S. G. Molchanov2
^RCID No. 0000-0001-8889-1191 Postgraduate of the Department of pedagogy and psychology of childhood, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Head of the municipal budget preschool educational institution "Kindergarten No. 88", Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0003-1089-2711 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Theory, Technique and Management of Preschool Education, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
THE INTENSIFICATION THE PARTICIPATION OF TEACHERS IN THE INTRODUCTION OF NEW
he e
л
E-mail: [email protected] f
o
a ^
o' s
№
FORMS OF WORK WITH PARENTS a
Abstract
a
Introduction. The organization of interaction of kindergarten o
s
and family based on cooperation allows each child to feel the par- ^ ticipant of educational process that is especially important for per- o sonal development of children, maintenance of their cognitive activ- § ity, and parents to feel full participants of educational process. But in modern socio-economic realities, the old forms of pedagogical interaction are already ineffective, do not cause interest either from teachers or from parents. Consequently, there was a need to develop new forms of work with parents, the introduction of fresh pedagogical ideas. Thus, the head of the preschool institution is tasked to activate teachers to search for new forms in working with parents. The practical implementation of this task in Municipal budgetary preschool educational institution no. 88 of Chelyabinsk is presented in this article. The article is devoted to the analysis of research, experimental work in preschool educational organization; substantiation of the priority role of social partnership of preschool educational organization and family in the process of socialization of preschool
e
а
d
duc c
i o
n f
e
s r
СУ
S"
a
re n
o
R
a 13
ej fi
children. The purpose of the article is the analysis of innovative forms of partnership between Preschool Educational Organization and family in the framework of socialization of preschool children.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature devoted to the problem of activation of teachers and social partnership of preschool educational organization and family in the process of socialization of preschool children; as well as diagnostic methods, including observation, description, conversation, questioning, testing, methods of statistical data processing.
Results. An innovative functional educational model based on the exchange of pedagogical experience has been developed, which contributes to the activation of teachers of preschool educational institutions to search for effective methods and techniques of teachers ' work with parents of preschool children in the framework of social partnership.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the project is the correspondence of socialization of preschool children to the graduate model.
Conclusion. It is concluded that the main tendency is to teach parents to solve life problems independently. This implies changes in the system of "teacher-parent", requires efforts from the teaching staff of the Preschool Educational Organization. The work carried out to improve the pedagogical competence of parents-participants has shown its effectiveness. Also expected are such results as increasing the level of parental competence; harmonization of family and parent-child relations; increasing the responsibility of parents for the fate of the child and his activity in relations with employees of Preschool Educational Organization.
Keywords: Interaction with parents; Forms of work; Social partnership; Pedagogical competence; Activity of teachers of preschool educational institution; Methods and receptions of
^ work of teachers with parents of children of preschool age.
£
Highlights:
The necessity of development of new forms of work with
parents, introduction of fresh pedagogical ideas is proved;
Tasks of activation of teachers to search of new forms in work with parents are defined;
Developed a multimedia consultation for parents, which presents the gender aspects of preschool education and explains its importance for parents in the form of diagrams and tables;
A family club session was held to familiarize parents with mnemonics and a number of classes with children on mnemonics;
There was at the same time an exchange of pedagogical experience and increase of pedagogical culture of a family.
S
References i
S
1. Sertakova N.M. (2017) Innovacionny'e formy" vzaimodejstviya §
doshkoFnogo obrazovateFnogo uchrezhdeniya s sem'yoj [Innovative forms i
of interaction of a preschool educational institution with a family]. Sbornik »
materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Chelya- §
binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta "Aktual'nyye re
problemy doshkol'nogo obrazovaniya: soderzhaniye i organizatsiya obra- r
ii
zovatel'nogo protsessa v DOU" [Collection of materials of the XI interna- i
a
i
o'
S
a o h
tional scientific and practical conference of the Chelyabinsk State Pedagogical University "Actual problems of preschool education: the content and » organization of the educational process in preschool educational institutions]. Chelyabinsk, 336 p. ISBN: 978-5-91283-393-9. (In Russian).
2. Zvereva O.L. & Krotova T.V. (2017), Obshhenie pedagoga s rodi- § telyami v DOU. Metodicheskij aspekt [Communication of a teacher with parents in a preschool educational institution. Methodological aspect]. Tvorcheskiy ^ tsentr "Sfera ", Moscow, 80 p. ISBN 978-5-89144-864-3. (In Russian). s1
3. Solodyankina O.V. (2017), Sotrudnichestvo doshkol'nogo d uchrezhdeniya s sem'ej [Collaboration of the preschool institution with the i family]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal dlya pedagogov i roditeley "Detskiy sad ot A do YA ", 5 (89), 46-53. ISBN: 978-5-906965-43-1. (In Russian). ^
4. Torpoy I.L. (2017), Znachenie aktivizacii uchastiya roditelej v ocenivanii so-ciaTny'x kompetencij detej starshego doshkol'nogo vozrasta § [The importance of enhancing the participation of parents in assessing the social competences of older preschool children]. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoy nauchno -prakticheskoy konferentsii Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta "Aktual'nyye problemy doshkol'nogo obrazovaniya: soderzhaniye i organizatsiya ob -razovatel'nogo p protsessa v DOU" [Collection of materials of the XI International scientific and practical conference of the Chelyabinsk State Pedagogical University
o s
S fa
a-
>
o s a
13
ej
£ sr £
"Actual problems of preschool education: the content and organization of the educational process in preschool educational institutions"]. Izdatel'stvo "Rossiyskiy gosudarstvennyy professional'no-pedagogicheskiy universitet", Chelyabinsk, 336 p. ISBN: 978-5-91283-393-9. (In Russian).
5. Shirinkina O.A. & Edr. Tret'yakova N. V. (2020), ProfessionaVno-pedagogicheskaya kompetentnost" prepo-davatelya kak uslovie povy^sheniya kachestva professionaVnoj podgo-tovki zdorovy^x uchashhixsya [Professional and pedagogical competence of a teacher as a condition for improving the quality of professional training of healthy students]. Sbornik statey 10-y Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Collection of articles of the 10th All -Russian scientific -practical conference with international participation]. Yekaterinburg, pp. 311-317. (In Russian).
6. Aksenova N.Ye., Smirnova S.N., Krasovskaya S.A. & Kovylina T.N. (2018), Kruglyy stol s uchastiyem roditeley: "Sotsializatsiya dosh-kol'nikov s uchetom gendernykh otlichiy" [Round table with the participation of parents: "Socialization of preschoolers taking into account gender differences"]. Materialy Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno -prakticheskoy konferentsi "Doshkol'noye i nachal'noye obshcheye obra-zovaniye: strategiya razvitiya v sovremennykh usloviyakh", 14 maya 2018 goda, g. Irkutsk [Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation P"reschool and primary general education: development strategy in modern conditions", May 14, 2018, Irkutsk]. Irkutsk, pp. 26-272. (In Russian).
7. Ivakina L.A. & Tigrov V.P. (2019), Sotrudnichestvo doshkoVnoj obrazovateVnoj organizacii i roditelej kak uslovie formirovaniya inno-vacionno-proektnoj kompetentnosti starshix doshkoVnikov [Cooperation of a preschool educational organization and parents as a condition for the formation of innovative and project competence of senior preschoolers]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2 (75), 32-34. (In Russian).
8. Mishina S.V. (2016), Sotrudnichestvo s sem^ej po razvitiyu pozna-vateVnoj aktivnosti starshix doshkoVnikov [Cooperation with the family for the development of cognitive activity of older preschoolers]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno -prakticheskoy konferentsii "Pedagogika XXI veka: standarty i praktiki", 08 dekabrya 2016 goda, g. Lipetsk [Materials of the international scientific and practical conference "Pedagogy of the XXI century: standards and practices", 08 December 2016, Lipetsk]. Izdatel'stvo Li-petskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni P. P. Semenova - Tyan-Shanskogo, Lipetsk, 118-122. (In Russian).
9. Balalieva O.V. & Senognoeva N.A. (2018), Tendencii razvitiya obrazovateVnoj sredy " v doshkoVnom klastere [Trends in the development of the educational environment in the preschool cluster]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (68), 202-204. (In Russian).