Результаты исследования нескольких лет по проблеме «Связь речевого развития и полноценное развитие дошкольника в жизни» таковы:
2018-2019 учебный год - 35%;
2019-2020 учебный год - 55%.
Выводы. По завершению работы над проектом мы видим следующее:
Результаты работы с педагогами МБДОУ «СКАЗКА» поселка «Трудовой» Нижнекамского района РТ:
1. Оформлены папки передвижки наглядно-дидактических и методических пособий.
2. Систематизирован материал методических мероприятий.
3. Разработан и оформлен методический уголок по тематическому планированию и методической документации направления «Развитие речи».
С дошкольниками МБДОУ «СКАЗКА»:
1. Оформлены наглядные пособия по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте.
2. Отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах.
С родителями дошкольников:
1. Оформлены консультации по развитию речи и познавательному развитию детей разных возрастных групп.
2. Проведены родительские собрания в подготовительной к школе группе по вопросам речевой и общей подготовки детей к школе.
3. Составлены перспективные планы по педагогическому просвещению родителей в вопросах речевого развития по каждой возрастной группе.
Мы считаем одной и главных проблем, это нарушение речевого развития, которое могло помешать усвоению дошкольниками школьной программы.
В результате проводимой активной, систематической работы педагогического коллектива над реализацией проекта «Речевое развитие дошкольника», приоритетным направлением остается развитие речи детей, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна, необходима для педагогов, детей и их родителей.
В заключение проведенной нами работы хочется сказать следующее, работа педагогов была организована и проведена в соответствии с ФГОС ДО. Она не выходила за рамки, которые бы смогли навредить дошкольникам, как в психической, так и физической форме.
Литература:
1. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. - М.: Эксмо, 2016. - 96 с.
2. Глебова И.Ю. Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -С. 52-54.
3. Зотеева В.В. Речевое развитие дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. -С. 60-62.
4. Карикова Ю.И. Особенности работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО // В сборнике: Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку Межрегиональная конференция. Ответственный редактор: О.А. Скрябина. Рязань, 2015. - С. 288-289.
5. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы. - СПб.: Речь, 2016. - С. 15.
6. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2013. - 198 с.
7. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
Педагогика
УДК 377
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Смирнова Любовь Валерьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В НАПРАВЛЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия родителей и дошкольного учреждения на сегодняшний день. Проблема стоит на таком уровне, что в связи с загруженностью родителей это проблематично. В данной работе мы рассматриваем результат нашего проведенного исследования.
Ключевые слова: методическое руководство, познавательное развитие, взаимодействие, родители, воспитанники, дошкольная образовательная организация, условия, субъекты.
Annotation. The article discusses the problem of interaction between parents and preschool institutions today. The problem is at such a level that, due to the workload of the parents, this is problematic. In this paper, we consider the result of our research.
Keywords: methodological guidance, cognitive development, interaction, parents, pupils, preschool educational organization, conditions, subjects.
Введение. Определив проблему исследовательской деятельности, мы провели анализ педагогической литературы, которая находилась в нашей ДОО. Просмотрели педагогическую литературу по данной проблеме на сайте электронной библиотеки.
Анализ опыта педагогической деятельности по организации совместной работы с семьей показал, что дошкольные образовательные учреждения большое внимание уделяет данному вопросу.
С порога садика можно увидеть множество стендов для родителей. Стенды направлены на информирование о жизни дошкольного образовательного учреждения: мероприятия городского масштаба и масштаба дошкольного образовательного учреждения; достижения дошкольного образовательного учреждения.
Анализ стендов в коридоре показал, что педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на совместную работу с семьей. На стендах отображены занятий и мероприятий, в которых активными участниками являются дети и родители.
Наиболее распространенной формой работы с семьей являются праздничные мероприятия. Для родителей эта самая интересная и приятная форма работы.
Такая работа способствует приобщению родителей к жизни детей в рамках дошкольного образовательного учреждения. Также, дети получают возможность показать себя родителям в другом амплуа, показать чему они научились и что умеют.
Такая работа позволяет достичь сотрудничества не только семьи и дошкольного образовательного учреждения, но сотрудничества родителей и детей (подготовка к празднику предполагает процесс сотрудничества, а сам праздник позволяет наслаждаться результатами совместного труда).
Родительские собрания проходят не менее двух раза в год. В основном родительские собрания проходят по плану и с заявленной темой. Кроме этого воспитатели затрагивают актуальные вопросы и решают их вместе с родителями. Каждое родительское собрание поводится по запланированному плану.
Анализ протоколов родительских собраний показал, что собрания посещаются не полным составом. Решения, которые утверждаются на родительских собраниях лаконичны, результативны, понятны родителям и охватывают конкретную ситуацию.
Новой формой работы с семьей является организация квест игр, открытых дней. Открытые дни в дошкольном образовательном учреждении проходят один раз в год.
Такая форма позволяет родителям познать в реальной жизни все реалии дошкольного образовательного учреждения. Родители могут посетить занятия, понаблюдать за поведением своего ребенка, и особенностями его познавательного развития.
Изложение основного материала статьи. Исследование состояния взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей проводилось в три этапа.
Вначале были подобраны методики исследования. В качестве методики исследования было выбрано тестирование («Отношение родителей к взаимодействию с дошкольным учреждением» Т.Н. Дороновой).
В ходе исследования были диагностированы 50 родителей старших дошкольников. Также был проведен анализ деятельности педагогов данных групп.
В своей педагогической работе воспитатели уделяют большое внимание организации взаимодействия с семьей. Мы с уверенностью можем отметить то, что дети очень рады тому, что родители вовлечены в эту работу.
Процесс формирования полноценной личности детей будет результативным, если родители будут интересоваться детьми, участвовать в воспитании детей, поддерживать связь с дошкольным образовательным учреждением.
Мы стараемся активно вовлекать родителей в процесс воспитания детей. Иногда такая работа увенчивается успехом, иногда воспитатели сталкиваются с нежеланием родителей совместной деятельности. Вовлечение родителей в данный процесс является важным, от которого зависит результат воспитания и развития ребенка.
Анализ педагогического опыта воспитателей показал, что для воспитания детей, воспитатели используют разнообразные формы и методы: беседы, консультации, совместные занятия, тематические мероприятия, родительские собрания, наглядно-информационные материалы.
На основе чего и возникают трудности в выборе наиболее оптимальных форм и методов сотрудничества с семьей. Родители в основном направлены только на то, чтобы отвести ребенка в сад и забрать его, не говоря уже о совместном сотрудничестве.
По наблюдениям воспитателей можно сказать, что большинство родителей не проявляют интереса к работе дошкольного образовательного учреждения.
Членов семьи бывает очень сложно привлечь к совместной работе. Поэтому, на практике в основном, ограничиваются с проведением родительских собраний, праздничных мероприятий и внедрением печатных консультаций. В такой работе, семья является пассивным участником.
В опросе участвовали 50 родителей старших дошкольников. Некоторые отказывались участвовать в анкетировании, многих детей забирали не мама и папа, некоторые дети не ходили, две анкеты были испорчены (неправильно даны ответы, что мешало провести интерпретацию результатов). Максимальное количество ответов, которые могли дать родители 12.
Вопросы были закрытой формы, и требовали ответов «да» или «нет». Диагностика осуществлялась на основе следующих критериев:
- если родитель давал от 9 и больше положительных ответов, то это оценивалось как высокий уровень взаимодействия дошкольного учреждения с семьей;
- если родители давали от 7 до 9 положительных ответов, то это оценивалось как средний уровень;
- меньше 6 положительных ответов оценивался как низкий уровень взаимодействий дошкольного учреждения с семьей.
В работе участвовали родителей двух параллельных групп старших дошкольников, которых мы разделили на 2 группы, контрольную и экспериментальную.
Анализируя анкетирование, мы видим следующее: 32%, в экспериментальной группе 40% родителей достаточно хорошие показатели уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Родители стараются принимать участие в праздничных мероприятиях, но сомневаются в необходимости
индивидуальных и групповых консультаций для родителей; неплохо ориентируются в воспитании детей, но дома не уделяют должного внимания.
В контрольной группе 20%, в экспериментальной группе 16% родителей высоко оценивают уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, они самые активные участники различных мероприятий дошкольного образовательного учреждения, причем, не просто зрители; достаточно хорошо владеют информацией о воспитании, большое количество информации они получают от воспитателей группы, также активно развивают детей и дома.
В контрольной группе 48%, в экспериментальной группе 44% родителей показали пассивное участие в жизни дошкольного учреждения. Эти родители неохотно согласились поучаствовать в анкетировании, сославшись на нехватки времени.
В ходе беседы с родителями выяснилось, что многие из них с удовольствием участвовали бы в жизни дошкольного образовательного учреждения, но в виду занятости не могут посвятить много времени, порой совсем не могут.
Многие родители отметили, что электронная информация о дошкольном учреждении является очень удобным, что бы совсем не выпадать из жизни дошкольного учреждения.
Исходя из полученных результатов исследования, можно сказать, что активные родители в жизни садика - активные по обучению и развитию детей дома.
В основном, одни и те же родители посещают все мероприятия и занятия, уделяют внимание всем информационным стендам и материалам, консультируются с воспитателями.
На основе проведенного исследования, появилась необходимость улучшить результативность сотрудничества в организации системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
В работе были задействованы родители экспериментальной группы. После проведения работы с родителями, была проведена вторичная диагностика отношения родителей к дошкольному учреждению.
Теперь мы можем говорить о том что, родители экспериментальной группы стали более открытыми и доступными для совместной работы с дошкольным учреждением.
По данным, полученных в контрольной группе, можно отметить, что в группе родителей также доминируют низкие показатели.
В экспериментальной группе значительно сократились низкие показатели. На основе анализа результатов экспериментальной группы можно сказать, что взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи должно проводиться систематически.
Результаты контрольной группы свидетельствуют, что приводимая работа воспитателями не достаточна для организации успешного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Обобщая анализ исследований, по теме практической разработки системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, можно сделать следующие выводы.
Проанализировав педагогическую деятельность воспитателей старших групп, было получено, что в дошкольном учреждении большое внимание уделяют взаимодействию с семьей.
Для исследования уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, было проведено анкетирование родителей.
Диагностики была направлены на выявление степени включенности родителей в жизнь ребенка в дошкольном учреждении. Большинство родителей заинтересованы в сотрудничестве с дошкольным учреждением, эти родители принимают активное участие в мероприятиях в рамках дошкольного учреждения.
Эмпирическое исследование было направлено на диагностику особенностей организации системы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Сначала была проведена беседа с воспитателями старших групп, для анализа особенностей проведения работы с семьями воспитанников. На основе анализа исследований было получено, что воспитатели настроены на активное сотрудничество с семьями.
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи является особенно актуальным. Современные родители не направлены на полноценное сотрудничество с воспитателями своих детей.
В свою очередь, гармоничное взаимодействие педагогов с семьей является условием успешного и полноценного развития и воспитания детей.
На основе реалий современного общества, отношения родителей к дошкольному учреждению, перед педагогами встает задача в выборе эффективных и результативных форм организации взаимодействия с семьей.
Анализ работы воспитателей показал, что в своей педагогической работе используют традиционные методы и формы организации взаимодействия с семьями. Хотя педагоги и находятся на пути внедрения инновационных форм работы, в этой работе они не до конца уверены, испытывают сомнения и трудности. Как считают сами педагоги, они направлены на взаимодействие, но в данном процессе сталкиваются с трудностями, пассивностью родителей.
Выводы. Основываясь на результаты беседы с воспитателями, анализа их педагогического опыта, было проведено экспериментальное исследование, которое было проведено в три этапа. На первом этапе была проведена первичная диагностика отношения родителей к организации взаимодействия с дошкольным учреждением.
Диагностика проводилась на основе тестирования родителей старших дошкольников по методике «Отношение родителей к взаимодействию с дошкольным учреждением» Т.Н. Дороновой.
В эксперименте были задействованы родители двух старших групп. Следует отметить, что организовать диагностику родителей было достаточно сложным и трудоемким. Лишь небольшое количество родителей открыто относились к исследованию. Они с удовольствием ответили на вопросы, дополнили их личным отношением к дошкольному учреждению.
Но, к сожалению, было много родителей, которые напротив, очень скептически отнеслись к тестированию. Они начали спрашивать для чего это, где эти результаты могут быть афишированы и т.д.
Бесспорно, инициатива взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи должно исходить от дошкольного учреждения.
Поэтому, организуя процесс взаимодействия необходимо учитывать ряд фактором, которые влияют на сам процесс.
Во-первых, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой семьи и на основе этого строить взаимодействие с семьей.
Во-вторых, необходимо выдвигать на обсуждение актуальные проблемы и вопросы, учитывая особенности данного возраста.
В-третьих, необходимо использовать все формы работы с родителями. Воспитатели должны творчески подходить к организации взаимодействия с родителями, быть терпеливыми и старательными, и готовыми принять любую ситуацию и исход.
Анализ проблем, с которыми сталкивается педагогический коллектив с семьёй, показал, что все затруднения связаны с отсутствием доверия, взаимопонимания и сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью.
Литература:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание 2015. №6. - С. 66-70.
2. Венгер А.Л. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). Москва, 2017. - 325 с.
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва, ТЦ Сфера, 2018. - 96 с.
4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. Москва, Сфера, 2015. - 80 с.
5. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Воспитатель ДОУ. 2019. №4. -С. 74-83.
6. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Москва, 2012. - С. 98.
Педагогика
УДК 37.015.6
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Аскарова Олеся Олеговна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГНАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы создания брэнда образовательных организаций. Создан художественно - творческий проект. Авторы уверены, что он приведет к улучшению организации через фирменный стиль, это улучшит отношение в дальнейшем его клиентов, то есть родителей и детей. Анализируются стиль, имидж, логотип образовательных организаций.
Ключевые слова: бренд, стиль, логотип, экономика, конкурентоспособный, бейджик, родители, дополнительное образование.
Annotation. The article deals with the problems of creating a brand of educational organizations. An artistic and creative project has been created. The authors are confident that it will lead to an improvement in the organization through a corporate identity, this will improve the attitude of his clients, that is, parents and children, in the future. The style, image, logo of educational organizations are analyzed.
Keywords: brand, style, logo, economy, competitive, badge, parents, additional education.
Введение. В образовательных организациях уже много лет действуют законы рыночной экономики. Для создания положительного имиджа образовательной организации не зависимо от того частная она или государственная, директора вынуждены поддерживать конкурентоспособный бренд организации. И это должно происходить не разово, а регулярно. Так как образовательной организации или дополнительное образование детей нуждаются в положительном отношении родителей, для создания правильных отношений на рынке.
В таких случаях дети и родители отдают приоритет этой организации. В первую очередь имидж начинают создавать с визуальных сообщений, таких как шрифт, логотип, фирменной знак, слоган, ведение страниц в соцсетях, таких как вконтакте (vk.kom), инстаграмм (Instagram) так же приветствуется создание страницы на «YouTube» видеохостинг и в Яндекс карты.
Изложение основного материала статьи. Дошкольное образование и дополнительное образование детей являются государственными, поэтому эту особенность необходимо принять во внимание при создании бренда.
Администрация организации должна ориентироваться на положительное отношение в глазах трех групп это дети и их родители, партнеры и спонсоры а так же органы госрегулирования. Детали стиля должны быть понятны и узнаваемы всей этой аудитории.
Главный элемент фирменного стиля является логотип. Логотип - уникальный рисунок, графически отображающий главное направление деятельности организации.
Актуальность в том, что фирменный стиль поможет образовательному учреждению быть ярким и узнаваемым, и данное образовательное учреждение будет конкурировать на ранке среди других детских организаций.
Работа над художественно - творческим проектом осуществлялась в три этапа:
- этап аналитической работы (анализ аналогов, эскизирование, поиск стилевого и концептуального решения, проведение анкетирования жителей города);
- этап проектирования (разработка знака, логотипа, фирменного стиля);