Педагогика
УДК371
кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Галимова Инна Ростамовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОО
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития МБДОУ № 34 в современных условиях. Анализируются факты педагогической деятельности, которое направлено на то, чтобы данное ДОО было востребованным, открытым образовательным пространством и учитывало запросы родителей, повышало удовлетворенность в тех потребностях, которые предъявляет современное общество.
Ключевые слова: образовательные услуги, дополнительные платные возраст образовательные услуги, доу дошкольный возраст, организации потребители, МБДОУ, анализ, организации, развитие, воспитание, познавательный интерес.
Annotation. The article discusses the possibilities of development of MBDOU № 34 in modern conditions. The facts of pedagogical activity are analyzed, which is aimed at making this preschool educational institution a demanded, open educational space and taking into account the needs of parents, increasing satisfaction in those needs that modern society presents.
Keywords: educational services, additional paid age, educational services, preschool age, consumer organizations, MBDOU, analysis, organizations, development, upbringing, cognitive interest.
Введение. Все что происходит в настоящее время с демографией страны, с подрастающим поколением ставит перед нами новые цели и новые возможности.
Поколение, это то, поколение, которое мы уже не можем сравнивать с тем, которое было в прошлом веке. Современный мир устроен так, что дети дошкольного возраста уже на ранних этапах предъявляют новые требования к своему познавательному развитию.
Педагогический коллектив ДОО понимает, что той информации, которая располагает основная общеобразовательная программа не достаточно для полноценного развития дошкольника.
Именно поэтому, на базе данной дошкольной образовательной организации каждый год вводится дополнительные платные кружки. Делается это для того, что бы дошкольники, образовательного учреждения как можно более полноценно развивали свой познавательный интерес.
Каждый год, перед началом нового учебного года, на педсовете педагогический коллектив дошкольной образовательной организации № 34 начинает новый проект, в котором коллектив старается как можно больше задействовать дошкольников в дополнительных услугах. Для этого мы проводим мониторинг прошедших лет и на основе анализа делаем вывод и строим новую систему внедрения.
Наша работа направлена на полноценное задействование всех 5 направлений, которые при совместной работе дает 100% результата.
Цель нашего проекта:
Привлечение потребителей (дошкольников) для оказания платных образовательных услуг в МБДОУ №34 «Ручеек» г. Нижнекамска Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. А также привлечение дополнительных источников финансирования для пополнения материальной базы.
Задачи:
1. Привлечение и удовлетворение родительских и детских потребностей в дополнительных платных образовательных услугах.
2. Пополнение МБДОУ № 34 полноценного ресурсного обеспечения, что позволит найти новые возможности и подход к дополнительным услугам.
3. В соответствии с ФГОС дошкольного образования распределить нагрузку так, чтобы не сказалось пагубно на физическом и моральном здоровье дошкольников.
4. Оформление проекта в соответствии со всеми юридическими правилами.
5.Способствовать дополнительному финансовому источнику пополнения методической базы.
6.Разработка содержания, совершенствование программ дополнительных Платных услуг для превышения стандарта образования.
7. Привлечь финансовые средства для улучшения материальной базы ДОО.
8. Развивать познавательный интерес дошкольников посредством дополнительных услуг.
В современных реалиях жизни, мы четко понимаем, что у дошкольных образовательных организаций возрастает потребность в привлечении дополнительных финансовых источников.
Ведется работа для направления их на более широкий спектр дополнительных. Ведь, чтобы полноценно предоставить платные дополнительные услуги, у дошкольной образовательной организации должна быть хорошая методическая база, а так же полноценная материальная база.
Определяется возрастающими потребностями за ДОО в дополнительных источниках финансирования, увеличении ассортимента предлагаемых услуг.
Изложение основного материала статьи. Динамичный темп современной жизни наталкивает на то, что в связи с этим определяет ухудшение здоровья из-за больших нагрузок на умственное и физическое здоровье, а так же возросший уровень родительских потребностей. Все это вызвало необходимость организации платных образовательных услуг в МДОУ №34 детский сад комбинированного вида «Ручеёк».
В статье № 45 Закона «Об образовании РФ» четко прописано, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные
образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Только не надо под этим понимать, что платными дополнительными услугами мы можем заменить основную образовательную программу. Оказание населению качественных образовательных и других видов услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как потребителя, так и исполнителя.
В своей работе мы в первую очередь внимательно относимся к:
- совершенствованию, расширению линейки платных образовательных услуг путём внедрения новшеств;
- ориентир на достижение высоких результатов работы МБДОУ №34;
- привлечение потребителей путем создания и поддержания благоприятного имиджа дошкольной организации;
- информирование реальных и потенциальных потребителей об образовательных услугах, повышение спроса на них, единой ценовой политики.
В нашем саду для всех направлений предоставления платных образовательных услуг стоит единая цена, которая не зависит от стажа и квалификационной категории педагога-воспитателя.
Ну и, конечно же, прежде чем внедрить наш проект мы провели мониторинг, в который вошли такие методы исследования как:
1. Анкетирование, опросы, беседы с родителями, получение информации, создание электронной базы данных.
2. Подготовка проекта. В детском саду постоянно проводятся Дни открытых дверей для потенциальных потребителей, семинары практики для привлечения в наш сад узких специалистов, таких как логопед, дефектолог.
Так как МБДОУ № 34 является общеразвивающим, что не подразумевает под собой в штатном расписании таких узких специалистов. Хотя имеет определенный процент детей с небольшим нарушением речи.
Проводим и организуем шикарные праздники такие как «Мама, папа, я спортивная семья», Народные гуляния на территории учреждения (День знаний, День защиты ребёнка, «Здравствуй, лето!», Малые спартакиады и т.д.), участие во Всероссийских, областных и районных конкурсах.
3. Современное общество нас заставляет прибегать к привлечению дополнительных потребителей платных образовательных услуг посредством социальных сетей.
Делается это для того, что бы формировать положительное общественное мнение у родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Раскрытие содержания платных услуг; создание и поддержка имиджа дошкольного учреждения; знакомство с условиями пребывания детей в нашем учреждении; показ достигнутых детьми результатов, все перечисленное выше для того, чтобы заинтересовать и побудить родителей прийти именно в данный детский сад.
Вся реклама предоставленных нами доп. услуг вывешена при в ходе на информационном стенде, на сайте МБДОУ №3 4 и в социальных сетях.
Далее мы приводим определенную последовательность действий нашей образовательной организации:
- мониторинг дошкольников целью выявления их уровня познававтельной активности;
- мониторинг литературы и методической базы МБДОУ № 34;
- полноценное создание условия без нанесения вреда для дошкольников;
- подготовка положений и приказов;
- разработкам программ платных кружков в соответствии с ФГОС ДО;
- предложение внутренним специалистам вести платные кружки, а так же привлечение педагогов другим МБДОУ;
- обязательное заключение договоров с сотрудниками о ведении платных образовательных услуг;
- работа бухгалтерии направленной на составление сметы;
- заключение с родителями договоров о предоставлении имх ребенку платных образовательных услуг;
- оплата платных образовательных услуг как в наличном с выписыванием квитанции об оплате, так и безналичным путем;
- создание в МБДОУ № 34 уголка для полноценного доступа родителям дошкольников к информации о предоставлении платных образовательных услуг;
- мониторинг в начале и в конце оказания платных образовательных услуг.
В дошкольной образовательной организации мы представляем платные образовательные услуги каждой группе в соответствии с возрастными особенностями, а так же в соответствии с ФГОС ДО.
В МБДОУ № 34 функционирует 5 групп от яслей до подготовительной к школе группа. Ниже в таблице № 1 обозначены, какие платные дополнительные услуги оказываются в данной ДОО.
Таблица 1
Оказание платных образовательных услуг в МБДОУ № 34 г. Нижнекамска Нижнекамского
района Республики Татарстан
Наименование кружка Возраст Кол-во занятий в неделю Пеподаватель Кол-во дошкольников посещающих
«Юные почемучки» 2 младшая группа 2 Сафиуллова Г.М. 25
«Конструирование из природного материала» Средняя группа 2 Иванова Н.И. 20
«Математическое познавание в игре» Старшая группа 2 Галимова И.Р. 28
Сенсорное воспитание малышей ясли 1 Иванова Ю.И. 12
«Умный язычок» Старшая, подготовительная 2 Гришина И.А. 48
«Арт-терапия в сказках» Средняя, старшая, 2 младшая 2 для каждого возраста Роднина А.А. 85
Кружок «Юные почемучки».
Цель кружка:
Продолжать развивать познавательный интерес юных дошкольников.
Задачи:
- предоставить дошкольникам свободную деятельность, направленную на проведение доступных опытом при помощи педагога;
- направить работу на развитие познавательного интереса;
- дать дошкольникам возможность расширить кругозор окружающего его мира;
- обучать дошкольников соблюдению всех правил техники безопасности.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Кружок «Конструирование из природного материала».
Цель кружка:
Продолжить создавать условия для всестороннего развития личности посредством комплексного подхода совместного творчества.
Задачи:
- расширять познание о свойствах природного материала и его разнообразии;
- дать понять, что каждый природный материал имеет свое свойство, цвет, текстуру;
- учить дошкольников применять природные материалы в поделках;
- продолжать формировать познание о последовательности действий в изготовлении поделок из природного материала;
- развитие мелком моторики вследствие применения природных материалов разной текстуры и форм.
Занятия проводятся в течении учебного года 2 раза в неделю во 2 половине дня.
Мы не будем полностью прописывать все цели и задачи оказанных нами платных дополнительных услуг в ДОУ № 34.
При проведении мониторинга на предмет выявления родителей желающих приобрести платные дополнительные услуги из 198 родителей написали заявление 78% родителей детей дошкольного возраста. Мотивировали они свои действия тем, что им не нужно куда- то дополнительно водить свои детей. Все проходила в пределах детского сада. Что существенно облегчало время родителей.
18 % родителей отказались, так как их дети ходили в платные кружки организованные художественной и хореографической школы. Считали, что это будет оказывать очень большую нагрузку как физическую, так и моральную на дошкольников.
Так же периодически в МБДОУ № 34 оказываются краткосрочные курсы по проведению массажа. Массаж проводит медицинская сестра в высшей квалификационной категории. Курс состоит из 10 сеансов. Цена так же стоит на уровне оказания платных образовательных услуг педагогами.
И так же оказывается курс по проведению обогащения организма кислородными коктейлями. Курс проводится 2 раза в год по 10 дневной системе. Кислородный коктейль в ДОО посещают более 90% воспитанников.
В связи с тем, что сейчас очень большой процент заболеваемости считаем, что условиях современной жизни кислородный коктейль помогает обогатить организм полезными витаминами и укрепить иммунитет дошкольников.
Выводы. Анализируя нашу работу в данном направлении, мы каждый год стараемся расширить спектр предоставляемых платных образовательных услуг.
Понимаем, что свое экономическое равновесие мы сможем поддержать, только если будем оказывать платные образовательные услуги.
Так же при оказании платных образовательных услуг мы сможем повысить рейтинг МБДОУ № 34 «Ручеёк» детский сад общеразвивающего вида г. Нижнекамска Республики Татарстан. Что дает нам возможность привлекать каждый учебный год новых дошкольников.
Именно, предоставление платных образовательных услуг помогает нам привлекать финансирование из вне бюджета управления системы дошкольного образования.
В заключение хочется сказать, что работая в этом направлении плюсы не только в том, что дошкольники получают дополнительную информацию помимо программы «От Рождения до школы», но и о дополнительном финансовом стимулировании сотрудников.
Литература:
1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2010. - 42 с.
2. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 451 с.
3. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие / Под. ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Зоютаревой, С.А. Паладьева. - М.: АРКТИ, 2006. - 169 с.
4. Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н.В. Кошкарева. - Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. - 190 с.
5. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 96 с.
6. Терещук М.Н. Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, - С. 108.
7. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. - 1997. - №3. - С. 12.
8. Шинкарева Л.В., Воробьева А.А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. Пермь: Меркурий, 2011. - С. 124-135.
Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Шаймарданова Марина Алексеевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИЛОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО
Аннотация. В статье представлены результаты выявления влияния использования нетрадиционных форм методической работы в ДОО как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Ключевые слова: методическая работа, дошкольное образование, дошкольная образовательная организация, деловая игра, дискуссия, круглый стол, КВН, диспут, мозговой штурм.
Annotation. The article presents the results of identifying the influence of the use of non-traditional forms of methodological work in ECE as a means of increasing the professional competence of ECE teachers.
Keywords: methodical work, preschool education, preschool educational organization, business game, discussion, round table, KVN, debate, brainstorming.
Введение. Методическая работа в современной дошкольной образовательной организации - важное условие повышения качества педагогического процесса, оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
К.Ю. Белая под методической работой в современной дошкольной организации предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [2, с. 26].
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольной организации.
Современное образование развивается в форме инновационного поиска, который вызывает изменения в разных сферах деятельности педагогов. В поисках нестандартных подходов, наиболее удобных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами мы начали изучать формы и методы методической работы, непосредственно в поисках нестандартных подходов к организации методической работы.
В современной организации дошкольного образования существует множество интересных методических приемов работы с педагогами для успешного выполнения ежегодных задач коллектива.
Одна из важнейших форм методической работы - педагогический совет, который традиционно не входит в состав современных детских организаций.
Традиционные методологические формы работы (собеседование, отчет, консультация и т.д.) стали менее важными из-за их низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
В нашем современном мире необходимо использовать нетрадиционные активные формы работы, вовлекающие педагогов в деятельность и диалоги, основанные на обмене идеями.
Таким образом, в современной организации дошкольного образования педагогические советы лучше применять нестандартно и с помощью отдельных методов мобилизации. Они широко используются: круглые столы, деловые игры, мозговой штурм, КВН, педагогические ринги, диспуты и другие.
Изложение основного материала статьи. Изучая формы методической работы, мы искали более инновационные, так как мы живем в современном мире. А нашу с вами жизнь мы не можем представить без интернета. Неоценимую роль интернет оказывает и в работе методиста. В нем мы можем найти разнообразные дидактические игры, материалы, также выступления на педагогических советах, семинарах и т.д.