Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОО'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИСКУССТВО МУЗЫКИ / ХОРЕОГРАФИЯ / ФОРМЫ РАБОТЫ / МЕТОДЫ РАБОТЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / METHODICAL GUIDANCE / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / ART OF MUSIC / CHOREOGRAPHY / FORMS OF WORK / METHODS OF WORK / RESEARCH / QUESTIONNAIRES / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Ибатуллина Наиля Газинуровна

В данной статье речь пойдет об организации системы методического руководства по художественно-эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации по средствам искусства музыки и хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Газизова Фарида Самигулловна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Ибатуллина Наиля Газинуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZING METHODOLOGICAL WORK ON THE ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN IN DOO

This article will focus on the organization of a system of methodological guidance for artistic and aesthetic development in a preschool educational organization through the art of music and choreography.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОО»

Выводы. Таким образом, эффективное решение проблем школьного и вузовского преподавания русского языка и литературы в поликультурной среде возможно при соблюдении ряда педагогических условий.

Прежде всего, необходимо повышение престижности профессии учителя, акцент на его особом статусе как хранителя культурно-нравственных ценностей многонационального русского народа.

Далее, ПМПО должна рассматриваться в качестве основы, формирующей разностороннюю личность обучаемых, обеспечивающей необходимые возможности для развития их речевых навыков, позволяющей рассматривать язык и как средство общения, и как национальное достояние. Перспективы её внедрения должны быть рассмотрены применительно ко на всем уровням образования.

Кроме того, следует внести коррективы в практику подготовки учителей русского языка и литературы. Она должна учитывать региональные особенности, поскольку наполнение региональной и школьной компоненты требуют от педагогов владения методами и приемами обучения русскому языку как неродному. Такого рода деятельность по подготовке кадров в условиях поликультурной среды должна осуществляться при условии обязательного изучения и распространения позитивного опыта педагогических вузов, обеспечивающих кадры для системы поликультурного образования.

Также должны быть реализованы меры, направленные на профессиональное становление и развитие молодых учителей посредством качественного обустройства практики наставничества. Необходимо, кроме того, уделить повышенное внимание организации поддержки и методического сопровождения творческих инициатив молодых учителей русского языка и литературы.

Литература:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2016 г. №637-р «Об утверждение Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» // Электрон. Дан. // Режим доступа Ш: https://docs.edu.gov.ru/document/216174b3a3e742ed4198233094d948ac /download/2745/

2. Батчева Х.Х.М., Алиева Д.К. Этнокультурная социализация личности обучающегося в условиях региональной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3. С. 19-21

3. Бзаров Р.С., Камболов Т.Т., Кучиева Л.А.. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2011. - 184 с.

4. Газаева Л.В. Полилингвальная модель поликультурного образования: педагогический вуз // Поликультурное образование и диалог культур: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции к 80-летию М.В. Черкезовой (2 октября 2017 г., г. Москва) / Под общ. ред. Ж.Н. Критаровой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2017. С. 70-77

5. Гребенникова И.А., Глебенко Л.Ю., Павлова О.С. Социокультурный компонент содержания в преподавании русского языка как иностранного мигрантам // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 46-51

6. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащийся в условиях регионализации образования. Дисс... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 169 с.

7. Кучиева Л.А. Социолингвистические возможности (функции) полилингвальной модели поликультурного образования // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы VI Международной научной конференции. г. Владикавказ, 29 сентября 2016 года. / Под ред. Л.В. Газаевой. Владикавказ: СОГПИ, 2016. С. 106-112

8. Ширванян А.Э. Современные подходы к поликультурному образованию на Северном Кавказе // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи: I Международная научно-практическая конференция. М.: Вентана-Граф, 2012. Ч.1. С. 148-154

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Ибатуллина Наиля Газинуровна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОО

Аннотация. В данной статье речь пойдет об организации системы методического руководства по художественно-эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации по средствам искусства музыки и хореографии.

Ключевые слова: методическое руководство, художественно-эстетическое развитие, искусство музыки, хореография, формы работы, методы работы, исследование, анкетирование, диагностика.

Annotation. This article will focus on the organization of a system of methodological guidance for artistic and aesthetic development in a preschool educational organization through the art of music and choreography.

Keywords: methodical guidance, artistic and aesthetic development, art of music, choreography, forms of work, methods of work, research, questionnaires, diagnostics.

Введение. Современное общество в связи с постоянно меняющимися ценностями, изменениями и развитием призывает родителей к воспитанию всесторонне развитых личностей. Собственно, сейчас большее предпочтение отдается художественно-эстетическому направлению, то есть востребованы стали вопросы по

системе художественно-эстетического развития в ДОО, как к средству воспитания нравственной, интеллектуальной, духовно богатой и всесторонне развитой личности.

Многими учеными, педагогами как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский были затронуты проблемы, связанные со становлением художественно-эстетической личности дошкольников и их культуры. В своих трудах они говорили о том, что период дошкольного детства считается наиболее благосклонным для художественно-эстетического развития и обучения вследствие того, что в указанный период ребята приступают к освоению окружающего мира, где осваивают первоначальную стадию социализации [5, с. 89].

Кроме этого, период дошкольного становления личности включает в себя формирование и развитие самостоятельных действий: мышление, появляется интерес, становление творческого начала. Отсюда следует, что особую значимость приобретает формирование у дошкольников художественного вкуса, становление и совершенствование их творческих способностей, но кроме того осознание детьми чувства прекрасного.

Успешная работа по осуществлению художественно-эстетического развития детей в дошкольной образовательной организациив существенной мере зависит от степени профессиональной подготовки педагогов-специалистов и правильного выбора как методов, вида, так и формы работы.

Обязательной составляющей считается правильный отбор преподавательского состава, отвечающий единым требованиям:

- работа преподавателя в художественно-эстетическом направлении должна основываться на научной базе и проводиться согласно предварительно подготовленной и утвержденной руководителем программе;

- воспитывая всесторонне-развитую личность, преподаватель обязан обладать всеми качествами всесторонне-развитой личности и владеть современными тенденциямистановления и развития разных видов искусства;

- в своей работе с воспитанниками, педагог должен использовать разные формы работы: игры, экскурсии, квесты, праздники, конкурсы, и т.д.;

- преподаватель должен регулярно повышать уровень своих профессиональных знаний, умений и навыков, с последующим применением их в работе с детьми, а также находить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные физиологические и возрастные особенности.

Изложение основного материала статьи. Под понятием «художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» рассматривается их отношение и взгляд на окружающий мир, непосредственно это касается развития умения художественно-образного видения окружающего мира, знакомство с миром искусства, становление творческих способностей, а также становление и развитие художественно-образных ценностей.

Искусство хореографии и музыкальное искусство представляются одними из многообещающих и перспективных форм художественно-эстетического обучения детей в ДОО.

Актуальность проблемы следует из-за высоких требований к организации воспитания и обучения активизируют поиски новых, более продуктивных подходов, форм и методов к организации и управлению.

Цель исследования: создание системы методической работы по художественно-эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации по средствам музыки и хореографии.

В ходе исследования решались следующие поставленные задачи:

1. Организация современного социокультурного пространства в дошкольной образовательной организации, способствующего художественно-эстетическому развитию детей.

2. Совершенствование содержания образования понаправлению художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, путемвнедрения авторских форм, методов и творческих проектов.

3. Создание условий для осуществления задач в области художественно-эстетического развития: материально-техническая база, методическое и дидактическое обеспечение, квалифицированные педагогические кадры.

4. Повышение уровня квалификации у преподавателей по художественно-эстетическому развитию.

5. Координировать совместную работу дошкольной образовательной организации с другими видами учреждений связанные с художественно-эстетическим развитием: театрами, концертами, специализированными учреждениями (музыкальные школы, школы или училища искусств хореографии).

Методическая деятельность считается одной из составляющих большой системы непрерывного образования педагогов, освоение наиболее подходящих, продуктивных, новейших технологий и методов преподавания и обучения. Методическая работа наставлена на успешный итоговый результат и сохранение высокой степени воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, кроме того занимает особую значимость в единой концепции управления ДОО, что способствует активизации педагога, как личности в его творческой деятельности при работе. Методичная деятельность является важным звеном во всей концепции увеличения уровня профессионализма работников.

Теоретическая часть исследования включала анализ и подбор видов, методов, форм работы и их особенности художественно-эстетического развития по средствам искусства музыки и хореографии. Безусловно, любой метод, вид и форма занятия требуют более точной и качественной подготовки, включая в себя постоянную смену видов деятельности, с целью удержать внимание детей и вызывать интерес.

Совокупность танцевальных движений, музыки и игры в результате дают позитивные эмоции, которые дают ребенку толчок для раскрепощения и делают их действия непринуждёнными, открытыми, естественными и настоящими. Хореографическая деятельность, также как и музыкальная деятельность в ДОО нацелена на становление, развитие и формирование созидательного потенциала дошкольника, музыкального вкуса и координации движений, а также ориентирав пространстве, помимо этого стремительно протекает развитие чувства ритма, навык грамотно использовать его. Художественно-эстетическое развитие по средствам искусства танца и музыки в дошкольной образовательной организации является формирование и развитие способности у детей оценивать музыкальный материал, способности понимать, осознавать и передать эстетический образ в танце, мелодии с помощью жестов, движений, мимики, пластики и т.д.

В результате музыкальных занятий и занятий танцами, ребенок должен продемонстрировать опыт умело, отчетливо и тщательно осуществлять хореографические постановки, умение импровизировать на известную или неизвестную ему музыку, продемонстрировать желание придумать танцевальные этюды, этический подход к товарищам в коллективе и к зрителю, но кроме того совершенствовать образный вкус прекрасного.

Основным эффективным аспектом художественно-эстетического развития по средствам музыки и хореографии является интеграция с другими видами деятельности, поскольку этот аспект может позволить обеспечить развитие гармоничной личности. Интеграция может помочь посмотреть, ощутить и представить реальность, применяя многообразные методы ее выражения посредствам творческого подхода.

Одним из основных пунктов констатирующего этапа исследования был анализ уровня компетентности преподавателей по художественно-эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации, включающий в себя несколько обязательных аспектов:

1. Постоянное стремление повышения уровня профессиональной компетенции в направлении художественно-эстетического развития.

2. Владение профессиональной терминологией в художественно-эстетическом направлении по средствам музыки и хореографии.

3. Владение технологиями преподавания.

4. Прогнозирование и оценка результатов работы.

В эмпирической части исследования был использован диагностический инструментарий, включающий в себя:

1. Анкета для преподавателей - «Анкета для определения потребности в знаниях и компетенциях педагогов (специалистов)».

Анкета для преподавателей предполагает 11 вопросов, которые помогают установить профессиональную компетентность преподавателей и демонстрируют желание преподавателей саморазвиваться.

По бальной системе оценивались лишь 1 и 11 вопрос, остальные ответы учитывались для планирования дальнейшей работы.

2. Анкета для родителей - «Уровень удовлетворённости родителей воспитанников (их законных представителей) работой педагогов-специалистов по художественно-эстетическому развитию в направлениях музыка и хореография».

Анкета для родителей включала в себя 9 вопросов, где 8 вопросов с выбором ответа, а девятый предполагал ответ в свободной форме с возможностью высказать свои жалобы, пожелания и предложения.

3. Авторская диагностика Бобровой А.Д., предполагающая выявление уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе выполнения определенных заданий с помощью 5 критериев:

1. Критерий № 1 - музыкальность;

2. Критерий № 2 - двигательные качества и умения (элементарные хореографические навыки);

3. Критерий № 3 - творческие способности;

4. Критерий № 4 - знания в области искусства музыки и хореографии;

5. Критерий № 5 - интерес.

Итоговый результат анкетирования педагогов дал следующие результаты:

- 45% стоят на уровне активного саморазвития и утверждают, что саморазвитие - обязательной часть успешной, эффективной работы преподавателя;

- 10 % находятся на уровне остановившегося саморазвития;

- 45% занимают позицию отсутствия системы саморазвития, где желание саморазвиваться зависит от разного рода условий и обстоятельств.

Общий уровень удовлетворённости родителей воспитанников (их законных представителей) работой преподавательского состава по художественно-эстетическому развитию в направлениях музыка и хореография показало, что:

- 75% родителей довольны работой преподавателей, но все же готовы совместно с педагогами вести работу над совершенствованием художественно-эстетическим развитием детей;

- 25% родителей занимают позицию низкого уровня удовлетворенности.

Результаты изучения исходного уровня художественно-эстетического развития детей по средствам хореографии и музыки представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исходного уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

по средствам хореографии и музыки

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Критерий №1 - музыкальность 27 21 2

Критерий №2 - двигательные качества и умения 31 18 1

Критерий №3 - творческие способности 25 20 5

Критерий №4 - знания в областимузыки и хореографии 15 22 13

Критерий №5 - интерес 33 13 4

Средние значения (%) 26,2=52,4% 18,8=37,6% 5=10%

Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы, что значительная часть воспитанников продемонстрировали высокий уровень музыкальности из-заэмоционального отклика на мелодию, умения импровизировать под музыку, создавать танцевальные связки, однако часть детей занявшие позицию среднего уровня обладают зажатостью при исполнении движений и ждут содействия от преподавателя. Некоторые дети с показателем невысокого уровня категорически отказались осуществлять задания, за чет нежелания работать в данной области.

Положительным моментов было то, что ребята могут различать стили и виды музыкальных произведений, знаю средства выразительности и умеют сочетать хореографию и музыку.

Плюсом был в таком случае факт, то, что большая часть детей могут отличать стили и виды как музыкальных произведений, так и хореографических композиций также могут совмещать их.

Многие дети владеют простыми, элементарными навыками, но степень их физической подготовки находится на низком уровне. Большинству воспитанникам тяжело проявить их творческие способности,

импровизация и оценка творческих способностей, как своих, так и чужих оставляет желать лучших результатов.

Дети не владеют специальной терминологией по направлениям искусства музыки и хореографии, при этом дети проявляют интерес к указанным направлениям искусства, но стесняются проявлять себя в них.

В итоге, на констатирующем этапе исследования, в общем, мы имеем средний уровень художественно-эстетического развития в ДОО.

С учетом результатов проведения вышеуказанных анкет и диагностики, была создана система методической работы по художественно-эстетическому развитию в дошкольной образовательной организации по средствам музыки и хореографии.

Данная система строилась из взаимосвязанных между собой частей:

- организация условий психологического благополучия;

- организация условий для художественно-эстетического обучения детей, включающее в себя: обеспечение кадрами профессионального уровня, создание иликоррекция предметно-развивающей среды, работа в подборе форм, средств, технологий уроков;

- координирование учебно-воспитательной деятельности с дошкольниками и родителями;

- интеграция;

- организация совместной работы с другими учреждениями.

Создание системы по художественно-эстетическому развитию в ДОО по средствам музыки и хореографии строилась на принципах:

1. Научности и анализа педагогической работы.

2. Демократизация, включающая в себя участие всех работников ДОО во время планирования работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Принцип системности и сбалансированности.

4. Принцип гуманности, содержащий создание комфортной эмоциональной обстановки в ДОО.

5. Принцип прогнозирования.

6. Принцип динамичности и ритмичности, содержащие равномерное планирование мероприятий с возможностью изменения по средствам каких-либо обстоятельств.

Работа с педагогическими кадрами на протяжении исследовательской работы основывалась на трех подходах: индивидуальный, системный и практически-деятельностный.

В ходе создания системы методического руководства по художественно-эстетическому развитию в ДОО были использованы следующие формы системной работы: педагогические советы, воркшопы (активное участие каждого), открытые занятия, беседы, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары, конкурсы разных уровней, анкетирование, экскурсии с целью передачи опыта у других учебных заведений, педагогов, совместная работа с родителями воспитанников.

В результате проделанной работы по созданию системы, были повторно проведены повторные анкеты для родителей и педагогов-специалистов, а также повторная диагностика детей, с целью проверки эффективности сформировавшейся системы работы по художественно-эстетическому развитию.

Проведено повторное анкетирование для определения потребностей в знаниях и профессиональных компетенциях преподавателей. Выявлено желание преподавателей развиваться и расти в своей профессиональной деятельности. По результатам можно сделать выводы, что количество преподавателей имеющие позицию активного стремления к саморазвитию увеличилось от 45% до 70%.

Анкетирование показало отсутствие преподавателей, находящиеся на стадии остановившегося саморазвития. И лишь у 30% педагогов стремление к развитию зависит от разного рода обстоятельств.

Представленные данные дают право говорить о эффективности созданной системы, поскольку преподаватели проявляют интерес к использованию новых форм и методов работы, появилось желание узнавать новые тенденции и технологии для своей работы.

Следующим этапом было проведено анкетирование родителей, с целью узнать их мнение о произведенных изменениях в работе по художественно-эстетическому развитию в ДОО.

Результаты показали, что число родителей, которые были недовольны работой педагогов-специалистов по интересующим нас направлениям равно 0, а это значит, что в ходе работы по созданной системе были исправлены недочеты и учтены пожелания родителей.

Показатель уровня удовлетворенности родителями работой преподавателей увеличился от 75% до 88%, за счет включения родителей в совместную работу педагога и детей.

После проведения повторной диагностики для отслеживания уровня художественно-эстетического развития детей, после проделанной работы, были получены следующие результаты, указанные в таблице 2.

Таблица 2

Результаты уровня художественно-эстетического развития детей по средствам хореографии и

музыки на контрольном этапе

Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Критерий №1 - музыкальность 35 15 0

Критерий №2 - двигательные качества и умения 42 8 0

Критерий №3 - творческие способности 38 10 2

Критерий №4 - знания в области искусства музыки и хореографии 33 11 6

Критерий №5 - интерес 43 7 0

Средние значения 38,2=76,4% 10,2=20,4% 1,6=3,2%

Выводы. По результатам, представленным в таблице, можно сделать выводы, что уровень художественно-эстетического развития детей поднялся по каждому критерию. Ребята стали более раскрепощенные, их движения стали увереннее и интереснее, а те воспитанники, которые в первый раз отказались от выполнения заданий, в этот раз выполняли все с большим желанием и без стеснения. За время

работы по созданной системе, воспитанники овладели профессиональной терминологией и свободно могут общаться, применяя новые выражения.

Правильно организованная система методического руководства работой по художественно-эстетическому развитию в ДОО способна поднять качество и уровень работы всех участников образовательной деятельности.

Литература:

1. Белкин Е.Л., Иванов А.М. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения. - М: Просвещение. 2003. - 128 с.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера. 2004. - 96 с.

3. Голицина B.C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий. 2005. - 80 с.

4. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. -М.: Феникс, 2005. - 98 с.

5. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Теория управления образованием: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. специальностей и руководителей образовательных учреждений. - М.: Владос. 2004. - 344 с.

6. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. 2006. 80 с.

7. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005. - 144 с.

8. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. - М.: Айрис-пресс. 2005. - 144 с.

9. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. -М.: Педагогическое общество России. 2005. - 80 с.

10. Экспериментальные материалы для дошкольного образовательного учреждения по коррекционно-педагогическому направлению работы. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 80 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Рузметова Динара Зайридиновна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОО

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос эффективности использования методов педагогического анализа в системе управления дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова: система управления, управленческая деятельность, педагогический анализ, принципы анализа, стиль руководства, внешние и внутренние мотивации.

Annotation. This article examines the issue of the effectiveness of the use of methods of pedagogical analysis in the management system of a preschool educational organization.

Keywords: management system, management activities, pedagogical analysis, principles of analysis, leadership style, external and internal motivations.

Введение. Современный мир ставит перед обществом задачи, цели и требования в вопросе развития качества образования и управления, реализация которых диктует новые правила в разработке эффективной системы управления образовательными организациями.

Управление дошкольной образовательной организацией является сложным процессом. В его структуру входит изучение и анализ имеющегося уровня образования в данном учреждении, определение целей и в соответствии с ними непосредственных задач, включение метода рационального планирования и прогнозирования, определение методов и форм профессиональной деятельности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста. А также разработка эффективных методов и путей повышения существующего уровня и качества образования, создание соответствующих условий для сотрудничества и взаимодействия организации с родителями воспитанников.

Другими словами, управление дошкольным образовательным учреждением подразумевает создание системы, в которой действия педагогического коллектива и администрации организации будут научно обоснованы и направлены на повышение качества образовательной деятельности учреждения, его развитие и формирование конкурентоспособности в современных экономических условиях. Управление дошкольной образовательной организацией предполагает использование системного подхода, который представляет собой исследование или развитие объекта как целостного образования, т.е. изучение объекта исследования в виде системы.

Обеспечить системный подход в организации эффективного управления ДОО позволяет использование методов педагогического анализа. Включение в систему управления дошкольной образовательной организацией педагогического анализа подразумевает изучение и обоснованность, применяемых способов и средств для достижения поставленных перед учреждением целей, а также предоставляет объективную оценку полученных результатов педагогической деятельности и разработку, необходимых для перевода организации на новый качественный уровень, мер. Тщательно организованная система анализа управления ДОО обеспечивает планомерность и оперативность в процессе управления воспитательно-образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.