Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации'

Концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕЛОСТНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СРЕДА ДОО / КОГНИТИВНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PRESCHOOL EDUCATION TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / INTEGRAL METHODOLOGICAL SYSTEM / PERSPECTIVE-TARGET COMPONENT / ORGANIZATIONAL-ACTIVITY RELATED COMPONENT / SUBJECT-SUBSTANTIVE COMPONENT / TECHNOLOGICAL COMPONENT / ANALYTICAL AND COMMUNICATIVE COMPONENT / COGNITIVE AND INFORMATIVE CONDITIONS / PROCEDURAL AND TECHNOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В.С.

Введение. Проблемы развития коммуникативной компетенции выходят на первый план в целостной системе повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Это обусловлено введением современных профессиональных стандартов, выделением новых трудовых функций педагогических работников, предъявлением нового уровня и качества требований к профессиональным компетенциям. Цель статьи обосновать авторскую концепцию основ развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации, анализ нормативно-правового обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню профессиональной компетентности педагогов, диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, методы статистической обработки информации. Результаты. Выделены концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций в целостной методической среде ДОО; рассмотрены организационно-педагогические условия данного процесса; проведено обоснование перспективноцелевого, организационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компонентов; сформулировано содержание аналитико-коммуникативного компонента. Обсуждение. Приводится обоснование, что результативностью развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО является повышение качества профессиональной компетенции педагогов в целом, соответствие уровня профессиональной компетенции профессиональным стандартов педагога дошкольного образования. Заключение. Делается вывод о том, что развитие коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО будет способствовать решению вопросов повышение качества профессиональной компетенции педагогов в целом, повышения качества дошкольного образования. Основные положения: описаны психолого-педагогические механизмы, процедура и средства практического использования теоретических положений базиса концепции развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО; представлено содержательно-смысловое наполнение концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL BASES OF TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE INTEGRAL METHODOLOGICAL SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Introduction. Problems of communicative competence development come to the fore in the integral system of teachers of pre-school educational organizations' professional competence improvement. This is due to the modern professional standards introduction, the grant of new authorities for teachers, and the presentation of a new level and quality requirements for teachers of preschool educational organizations' professional competencies. The purpose of the article is to prove the author's concept study of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations. Materials and methods. The fundamental research methods are the analysis of the scientific literature upon the problem of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations, the analysis of pre-school educational organizations regulatory and legal framework and the teachers level of professional competences requirements' analysis, as well as diagnostic methods, including observation, conversation, questioning, description, and methods of statistical procedure. Results. The conceptual foundations of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations are highlighted; the organizational and pedagogical conditions of this process are considered; the perspective -target, organizational-activity related, subject-substantive and technological components substantiation is carried out; the analytical and communicative components content is formulated. Discussion. The rationale is given that teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations is the quality improvement of teachers' professional competence in general. Conclusion. It is concluded that the teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations will contribute to solving the issues of improving the teachers' communicative competence level in general, therewith improving the quality of preschool education. Highlights: psychological and pedagogical mechanisms, procedures and means of practical use of the theoretical principles of conceptual foundations of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations are described; teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations subject matter is presented.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.49..7..003

УДК 378.937:372 ББК 74.480.8:74.104

В. С. Васильева

ORCID № 0000-0003-4224-5930 Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: fortune18@mail. ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В ЦЕЛОСТНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Введение. Проблемы развития коммуникативной компетенции выходят на первый план в целостной системе повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Это обусловлено введением современных профессиональных стандартов, выделением новых трудовых функций педагогических работников, предъявлением нового уровня и качества требований к профессиональным компетенциям.

Цель статьи - обосновать авторскую концепцию основ развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Основополагающими методами исследования являются анализ научной литературы, посвященный проблеме развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации, анализ нормативно-правового « обеспечения организации дошкольного образования и требований к уровню | профессиональной компетентности педагогов, диагностические методики,

о

^ включающие наблюдение, беседу, анкетирование, описание, методы статистической обработки информации.

Результаты. Выделены концептуальные основы развития коммуникативной комптенции педагогов дошкольных образовательных организаций в целостной методической среде ДОО; рассмотрены организационно-педагогические условия данного процесса; проведено обоснование перспективно-целевого, ораганизационно-деятельностного, предметно-содержательного и технологического компоненетов; сформулировано содержание аналитико-коммуникативного компонента.

Обсуждение. Приводится обоснование, что результативностью развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической §

л

среде ДОО является повышение качества профессиональной компетенции т педагогов в целом, соответствие уровня профессиональной компетенции профессиональным стандартов педагога дошкольного образования.

Заключение. Делается вывод о том, что развитие коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО будет способствовать решению вопросов повышение качества профессиональной компетенции педагогов в целом, повышения качества дошкольного образования.

У

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативная и компетенция педагогов дошкольного образования; дошкольная образовательная организация; целостная методическая среда ДОО; перспективно-целевой компонент, организационно-деятельностный компонент, предметно-содержательный компонент, технологический компонент, аналитико-результативный

гические условия.

Основные положения:

- описаны психолого-педагогические механизмы, процедура и средства практического использования теоретических положений базиса концепции развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО;

- представлено содержательно-смысловое наполненение концепции развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

1 Введение (Introduction) рассматривается как форма представ-

ж

I

компонент; когнитивно-содержательные условия; процессуально-техноло- I

а

л д

а г о г о № №

-К §

о

о S

ж о

Й

0

д

1

ч е о

о

Й с

л д

л

§

Термин «концептуальные основы» ления результатов педагогического §

а в е

.0

§

с а В

U

«5

исследования, которая является определённой теоретической конструкцией и потому должна иметь четко выраженную логическую структуру. Исходя из целей исследования, мы рассматриваем концептуальные основы как совокупность научных знаний об исследуемом объекте, оформленных специальным образом. Конкретизируя данное понятие, мы исходим из следующего определения: концептуальные основы - комплекс ключевых положений, достаточно полно и всесторонне раскрывающих сущность, содержание и особенности исследуемого явления, его существования в действительности и практической деятельности человека. Приведённое определение примем в качестве рабочего, так как оно не только отражает сущность понятия концептуальных основ, но и определяет их содержание.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Рассматривая концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде дошкольной образовательной организации, принимаем во внимание современные подходы в определении концепции и её струк-

турного наполнения, предложенные в ряде работ (О. Ю. Афанасьева, Н. В. Бутенко, З. В. Возгова, Л. Л. Лаш-кова, О. Г. Мишанова, Е. Ю. Никитина, А. Э. Симановский, А. В. Хуторской и др.). [1; 2; 3; 4; 5]. При этом важно отметить, что все эти концепции в той или иной степени характеризуются логической целостностью, систематичностью и организованностью.

Разрабатывая концептуальные основы определенной деятельности, по нашему мнению, необходимо соблюдать основополагающие требования:

- выделяемые концептуальные основы должны отражать все аспекты раскрываемого явления (методологические, теоретические и практические), при этом должна четко прослеживаться соответствующая логика перехода от одного уровня знаний к другим;

- разрабатываемые концептуальные основы должны соответствовать общим требованиям к теории, а в её содержании должны быть отражены совокупность базовых методологических положений, система законов, закономерностей и принципов, моделей функционирования исследуемого явления, процедуры интерпретации содержания теории;

- структура концептуальных основ

должна включать самостоятельные по назначению и взаимообусловленные по содержанию разделы, последовательно раскрывающие суть, природу изучаемого явления и способы повышения эффективности его функционирования. [6, 7, 8].

3 Результаты (Results)

Разрабатываемые нами концептуальные основы рассматриваются и формулируются на основе двух равнозначно значимых базисов: теоретико-методологическом (научно-методологическом) i нормативно-правовом.

Теоретико-методологический базис отражает исходные исследовательские позиции, исходя из которых рассматривается коммуникативная компетенция, раскрываются методологические подходы к исследуемому явлению, их взаимосвязь и результат реализации.

В качестве теоретико-методологического базиса нами выделяется андрагогический подход как общенаучная основа, лингводидактический подход как конкретно-научная основа и толерантно-партисипативный подход как методико-технологичес-кая основа развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных

образовательных организаций [9].

Выделим закономерности и принципы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации и соответствующие им принципы.

1. Развитие коммуникативной компетенции базируется на выявлении адекватного представления о профессии и социально-практической значимости профессионально важных качеств как системы, определяющих данную компетенцию. Это опосредованно определяет самооценку и саморефлексию педагогом развивающейся в процессе профессиональной деятельности коммуникативной компетенции (принципы полисубъектности, разностороннего развития личности, эмпатии).

2. Развитие коммуникативной компетенции рассматривается не как объект передачи определенной информации, к которому приложен комплекс действий, а как объект понимания и усвоения, проявляемый в возможности активизации знаний, умений, навыков, личностных качеств и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной ситуации взаимодействия и готовность их проявлять в действии, что определяет

о н

К е

а

а §

он

£ е

о с н о

в

р

в в

и S

I

ко

ун

и

ка

S

и

в н о

й а

а

е

S е

н

К

и

и

а

е

д а

г о

г о в в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

л о

с

s н

о й

о д

и ч е с

ко

й с

р е д е §

О

а

«о

•О

§

О

а сц

и

сц

наличие компетенции (принципы адаптивности, коммуникативного партнёрства и сотрудничества, субъектности).

3. Развитие коммуникативной компетенции базируется на активности педагога в обучении и неразрывно связано с системно-целостной мотивацией, объединяющей познавательные потребности, интересы, увлечения, эмоции, установки и идеалы каждого педагога, стремлением познать самого себя и другого в общении, принять разнообразные варианты проявления окружающих, уметь трансформировать ситуацию (принципы синергетичес-кий, фасилитации, актуализации ви-тагенного опыта).

4. Коммуникативная компетенция позволяет педагогу дошкольной образовательной организации овладевать языком общения осознанно, что предполагает осмысление педагогом языкового материала в единстве его функций, языковых средств общения, в единстве их форм и содержания (принципы соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов, диалогичности, эмерджентности).

5. Развитие коммуникативной компетенции имеет коммуникативную

направленность, что предполагает использование языка как средства общения, достижение педагогами дошкольных образовательных организаций определённого уровня педагогического общения (принципы языковой толерантности, лингво-культурности, поликультурности).

6. Процесс развития коммуникативной компетенции осуществляется на основе создания конкретной педагогической модели с заданным объемом знаний, умений, навыков, способов деятельности, относящихся к коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций (принципы вариативности, структурной полноты, циклического развития).

7. Развитие коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций представляет собой непрерывный процесс функционирования целостной методической системы, базирующейся на динамике поэтапно-модульного расширения объема приобретённых коммуникативных знаний, умений и навыков (принципы непрерывности, активности, рефлексивности).

8. Эффективность процесса развития коммуникативной компетенции

педагогов дошкольных образовательных организаций зависит от создания и внедрения методической системы, интегрирующей разнообразные возможности коммуникативной деятельности (принципы самоуправляемости, принцип синкретичности, направленности обучения на решение задач профессиональной сферы) [10; 11].

В качестве нормативно-правового базиса выступают законы Российской Федерации, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы от 29.12.2014 №2765-р., Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также нормы и требования, сложившиеся в образовательных учреждениях. [12; 13; 14; 15].

Исходя из этого, формулируемые нами концептуальные основы развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО рассматриваются как пе-

дагогическая система, являющаяся неотъемлемым, но относительно самостоятельным элементом в общей системе развития профессиональной компетенции педагогов дошкольной организации. Она раскрывает содержательные, организационные и процессуально действенные средства развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО и реализуется в практической плоскости целостной методической среды ДОО. Концептуальные основы рассматриваются в целостном единстве теоретико-методологического и нормативно-правового базисов, перспективно-целевого, ор-ганизационно-деятельностного, предметно-содержательного (включающего организационно-педагогические условия) и оценочно-результативного компонентов.

Разрабатывая концептуальные основы, мы выделяем перспективно-целевой, организационно-де-ятелъностный, предметно-содер-жателъный, технологический и аналитико-резулътативный компоненты, а также организационно-педагогические условия развития коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО.

о

н ц

е п

а

ъ

он

£ е

о

о н

о

в

р

в в

и 3

я о

и а

3 и

в н о

й

п

п

е

3 е

н и и п е а

г о

г о в в ц

л о

с

3 н

о й

о и

ч

е

с §

й с

р е

д

е

О

О

а в е

.0

§

с а В

О

05

Рассматривая перспективно-целевой компонент, в первую очередь важно определиться с обоснованием понятия «цель», определяющим информационную основу, являющимся основой проектирования разрабатываемых результатов. Рассматривая развитие коммуникативной компетенции педагогов в целостной методической среде ДОО, мы выделяем ближайшую цель, под которой понимаем качественное преобразование индивидуально-психологических, ком-муникативно-деятельностных и ценностно-смысловых компонентов личности педагогов дошкольных образовательных организаций, которые в своей совокупности обеспечивают легкость и уверенность в общении, принятие ситуации, коммуникативное партнерство и сотрудничество, психологическую совместимость и психологическую контактность, активную жизненную позицию во взаимодействии с детьми, педагогами, родителями и социальными партнерами (всеми участниками образовательного процесса).

Организационно-деятельностный компонент определяется пониманием того, что процесс развития коммуникативной компетенции педагогов

ДОО непредсказуем, многогранен и подвержен влиянию социально-экономических, психолого-педагогических, меж- и внутриличностных факторов.

Развитие коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций рассматривается нами как длительный и непрерывный процесс, который протекает в соответствии с определенными этапами, на каждом из которых происходят конкретные изменения в индивидуально-психологическом, коммуни-кативно-деятельностном и ценностно-смысловом компонентах личности педагогов ДОО. Исходя из этого, орга-низационно-деятельностный компонент включает три этапа: личностно-мотивационный, репродуктивный, эвристический, креативный. На каждом из выделенных этапов с учетом поставленных задач применяется определенный набор форм, методов, способов, средств, технологий методической работы с педагогами.

Главной функцией предметно-содержательного компонента является выделение предмета деятельности, который лежит в основе развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. В данном

блоке представлено содержание работы с педагогами в целостной методической среде ДОО, направленное на развитие их коммуникативной компетенции.

При отборе содержания профессионального образования, направленного на развитие коммуникативной компетенции педагогов ДОО, мы руководствовались требованиями, сформулированными в исследованиях Л. Л. Лашковой, А. К. Марковой, Т. А. Сваталовой и др.:

- соответствия содержания задачам развития коммуникативной компетенции;

- систематизации и структурирования содержания по степени сложности;

- формирования опыта успешного решения нестандартных коммуникативных задач;

- развития коммуникативной культуры взаимодействия с коммуникантами различного возраста, пола, социального статуса;

- формирования среды, в которой важными являются личностно-зна-чимые ценности, этические нормы и профессиональные стандарты поведения [16, 17, 18, 19].

Рассматривая предметно-содержательный компонент с точки зрения

авторской позиции, мы считаем необходимым включить в него: лич-ностно-значимый блок, профессионально-педагогический блок, блок вербальной коммуникации, блок невербальной коммуникации, меж-личностно-коммуникативный блок. Каждый из представленных блоков включает необходимый набор информации, отвечающий в полной мере современным требованиям к уровню профессиональной компетенции педагогов ДОО, исходя из требований утвержденного профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В предметно-содержательный компонент также включены и организационно-педагогические условия развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО, в которых выделяются когнитивно-содержательные и процессуально-технологические.

Когнитивно-содержательные условия: актуализация у педагогов ДОО ценности толерантно-эмпа-тийного общения; создание у педагогов ДОО круговой структуры знания и понимания (герменевтический

о

н ц

е а

а

ьь

он

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ е

о

о н

о

в

р

в в

и 3

я о

н и

а

3 и

в н о

Й п

а

е

3 е

н ц и и п е а

г о

г о в в ц

л о

с

3 н

о Й

о

д и

ч

е

с §

Й с

р е

д

е

§

О

а

«о

•О

§

SJ

а сц

U и;

круг); ориентация педагогов ДОО на осознание, принятие и соблюдение педагогической корректности и языковой тактичности; обогащение медиакультуры педагога ДОО.

Процессуально-технологические условия: реализация стратегических и тактических технологий развития коммуникативной компетенции педагогов ДОО; включение профессионально и личностно-значимой коммуникативной информации; применение кодирования и декодирования языковой научной информации; учет специфики и разнообразия типов дискурса; применение коммуникативного проекта как альтернативного способа оценки коммуникативной компетенции педагогов ДОО.

Аналитико-результативный компонент выделяется нами с целью обоснования и характеристики оценки эффективности развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций. Под рассматриваемой нами оценкой эффективности выделяется процесс сравнения индивидуально-психологического, коммуникативно-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов личности педагогов ДОО, которые являются базо-

выми в обеспечении эффективности коммуникативной деятельности в целом, с эталонными требованиями к уровню коммуникативных действий, умений и знаний, выделенных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4 Обсуждение (Discussion)

Подводя итоги, необходимо отметить, что развитие коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций рассматривается нами как целостная педагогическая система, являющаяся неотъемлемым и в тоже время относительно самостоятельным элементом общей методической работы в ДОО [20; 21; 22].

5 Заключение (Conclusion)

Представленные концептуальные

основы раскрывают содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства развития коммуникативной компетенции педагогов, реализуются в целостной методической среде дошкольной образовательной организации и представляют собой целостное единство перспективно-целевого, организационно-

деятельностного, предметно-содер- литико-результативного компонен-

жательного, технологического и ана- тов.

Библиографический список

1. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные походы : монография. М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

2. Возгова З. В. Методологический регулятив развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников : монография. М. : АПК и ПРО, 2010. - 230 с.

3. Лашкова Л. Л., Резанович И. В. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе : монография. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. - 339 с.

4. Никитина Е. Ю., Мишанова О. Г. Научно-методическая концепция педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников: методология и теория : монография : М. : МАНПО, 2011. - 144 с.

5. Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, | структура и модели конструирования. Тула : Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117 - 137.

6. Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования : монография. Челябинск : Издательство ЧГПУ, 2000. - 101 с.

7. Профессиональное образование XXI века : коллективная монография / под ред. Е. Ю. Никитиной. М. : Издательство «Перо», 2016. - 227 с.

8. Современные проблемы педагогической науки и образования : коллективная монография / под ред. Е. Ю. Никитиной. М. : Издательство «Перо», 2016. - 208 с.

9. Васильева В. С. Научно-теоретические основы концепции развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 11 - 3 (53). - С. 27 - 29. DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.118.

10. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Jornal of Engineering &Technology. 2018, vol. 7, no 4.38, рр. 619-627.URL: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24634 (дата обращения: 29.11.18). DOI: 10.14419 / ijet.v7i4.38.24634.

11. Васильева В. С., Никитина Е. Ю. Теоретико-методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций : монография. Москва : Изд-во «Перо», 2017. - 275 с.

12. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы : распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173677/ (дата обращения: 29.11.18).

13. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.sudact.ru (дата обращения: 29.11.18).

14. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» : приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 n 1908. [Электронный ресурс]. URL: https://zakonbase.RU/CONTENT/PART/226281 (дата обращения: 29.11.18).

15. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего

ун и

ка

т и

в н

о

й п

а

е

S е

н

и

и

а

е

д а г о г о

№ №

к g

о с

S н

о й

о

д

и ч е с

ко й

с е д е

О

О

образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085. html (дата обращения: 29.11.2018).

16. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО : диагностический журнал / сост. Ю. А. Афонькина. Волгоград : Учитель, 2014. - 92 с.

17. Марков А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ротова Н. А. Развитие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2015 - 201 с.

19. Сваталова Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации): дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. - 193 с.

20. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Санкт Петербург, 2006 - 168 с.

21. Лопушнян Г. А. Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. - №1. - С. 128 - 134.

22. Яковлева Г. В. Педагогические условия повышения эффективности методической работы в инновационном дошкольном образовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. - 248 с.

23. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М. : Смысл, ИЦ Академия, 2002. - 416 с.

24. Белкин А. С., Вербицкая Н. О. Витагенное образование в системе педагогического знания (витагенная концепция личности) // Педагогическое образование в России. 2007. - №1. - С. 26-32.

25. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М. : ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.

26. Костромина С. Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. 2007. - № 3. - C. 77 - 85.

27. Кузина Ф. А. Культура делового общения. М. : Ось-89, 2003. - 320 с.

28. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Вопросы психологии внимания : сб. науч. трудов. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2003. - Вып. 21. - 256 с.

29. Сафина З. Н. Инновационные тенденции в становлении региональной системы образования взрослых : дис. ... д-ра пед наук. Великий Новгород, 2005. - 441 с.

V. S. Vasileva

ORCID No. 0000-0003-4224-5930 Candidate of Pedagogic associate, Professor of special pedagogics, psychology and subject techniques, South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: fortune18@mail.ru

THE CONCEPTUAL BASES OF TEACHERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE INTEGRAL METHODOLOGICAL SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Abstract

Introduction. Problems of communicative competence development come to the fore in the integral system of teachers of pre-school p educational organizations' professional competence improvement. This is due to the modern professional standards introduction, the grant of new authorities for teachers, and the presentation of a new level and quality requirements for teachers of preschool educational organizations' e professional competencies.

The purpose of the article is to prove the author's concept study of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations.

Materials and methods. The fundamental research methods are the analysis of the scientific literature upon the problem of teachers' | communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations, the analysis of preschool educational organizations regulatory and legal framework and the teachers level of professional competences requirements' analysis, as well as diagnostic methods, including observation, conversation, questioning, description, and methods of statistical procedure.

Results. The conceptual foundations of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations are highlighted; the organizational and pedagogical conditions of this process are considered; the perspective -target, organizational-activity related, subject-substantive and technological components substantiation is carried out; the p analytical and communicative components content is formulated.

Discussion. The rationale is given that teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations is the quality improvement of teachers' g professional competence in general.

Conclusion. It is concluded that the teachers' communicative competence development in the integral methodological system of pres- §

3 c

E

ö

to

ö

C6 № n c №

b

l

s № n

ao

l P S

ö £

o

n

s

N' ö s o'

a

'S? £

fi

chool educational organizations will contribute to solving the issues of improving the teachers' communicative competence level in general, therewith improving the quality of preschool education.

Keywords: communicative competence, preschool education teachers' communicative competence; preschool educational organizations; integral methodological system; perspective-target component; organizational-activity related component; subject-substantive component; technological component; analytical and communicative component; cognitive and informative conditions; procedural and technological conditions.

Highlights:

- psychological and pedagogical mechanisms, procedures and means of practical use of the theoretical principles of conceptual foundations of teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations are described;

- teachers' communicative competence development in the integral methodological system of preschool educational organizations subject matter is presented.

References

1. Nikitina E.YU., Afanasyeva O.YU. (2006) Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnyim obrazovaniem studentov vuzov:perspektivnyiepodhodyi [Pedagogical management of communicative education of university students: promising approaches]. Moscow, MANPO, 154 p. (In Russsian).

2. Vozgova Z.V. (2010) Metodologicheskiy regulyativ razvitiya sistemyi nepreryivnogo povyisheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskih rabotnikov: monografiya [Methodological regulation of the development of the system of continuous professional development of scientific and pedagogical workers]. Moscow, APKI PRO, 230 p. (In Russsian).

3. Lashkova L.L., Rezanovich I.V (2011) Razvitie kommunikativnogo potentsiala u bu-duschegopedagoga v vuze [The development of the communicative potential of the future teacher in the university]. Moscow, Humanitarian publishing center VLADOS, 339 p. (In Russsian).

4. Nikitina E.YU., Mishanova O.G. (2011) Nauchno-metodicheskaya kontseptsiya pedagogicheskogo upravleniya kommunikativnyim obrazovaniem mladshih shkolnikov [Scientific-methodical concept of pedagogical management of communicative education of younger schoolchildren: methodology and theory]. Moscow, MANPO, 144 p. (In Russsian).

5. Khutorskoy A.V. (2008) Kompetentnost kak didakticheskoe ponyatie: soderzhanie, struktura i modeli konstruirovaniya [Competence as a didactic concept: content, structure and design

models]. Tula: Tul Publishing House State pedagogical University them. L.N. Tolstoy, Vol. 1. pp. 117-137. (In Russsian).

6. Nikitina E.Yu. (2000) Teoretiko-metodologicheskie podhodyi k probleme podgotovki № buduschego uchitelya v oblasti upravleniya differentsiatsiey obrazovaniya: monografiya S [Theoretical and Methodological Approaches to the Problem of Preparing a Future Teacher p for Working in the Field of Management of Educational Differentiation]. Chelyabinsk, g ChPGU Publishing House, 101 p. (In Russsian). 0

7. Nikitina E.Yu. (2016.) Professionalnoe obrazovanie XXI veka [Vocational education of the XXI century]. Moscow, Izdatelstvo «Pero», 2016. 227 p. (In Russsian).

8. Nikitina E.Yu. (2016) Sovremennyie problemyi pedagogicheskoy nauki i obrazovaniya [Modern problems of pedagogical science and education]. Moscow, Izdatelstvo

«Pero», 2016. 208 p. (In Russsian). p

s

9. Vasilyeva V.S. (2016) Nauchno-teoreticheskie osnovyi kontseptsii razvitiya kommu- g nikativnoy kompetentsii pedagogov doshkolnyih obrazovatelnyih organizatsiy [Scientific and Theoretical Foundations of the Concept of Competence Development of Teachers of Preschool Educational Establishments // International Scientific and Research Journal. No. 11-3 (53), pp. p 27-29. DOI: 10.18454/IRJ.2016.53.118. (In Russsian).

10. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Y. Case of Teachers' Communicative Competence Development Within the System of Methodological Work in the Context of Preschool Educational Establishments. International Jornal of Engineering &Technology. 2018, vol. 7, no 4.38, pp. 619-627. Available at: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24634 (Accessed: 29.11.2018). DOI: 10.14419 / ijet.v7i4.38.24634.

11. Vasilyeva V.S., Nikitina E.Yu. (2017) Teoretiko-metodologicheskie osnovyi razvitiya kommunikativnoy kompetentsii pedagogov doshkolnyih obrazovatelnyih organizatsiy: mono-grafiya [Theoretical and Methodological Foundations of Communicative Competence Development of Teachers of Preschool Educational Establishments]. Moscow, 275 p. (In Russsian).

12. O Kontseptsii Federal'noy tselevoyprogrammy razvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody (rasporyazheniye Pravitel'stva RFot 29.12.2014№2765-r.) [On the Concept of the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020 (order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-p.)] Available at: http://www.consult-ant.ru/document/ cons_doc_LAW_173677/. (Accessed: 29.11.2018). (In Russsian). §

13. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ) [On education in the Russian Federation»: federal law of 12/29/2012 No. 273-FZ] Available at: http: // www.sudact.ru. (Accessed: 29.11.2018). (In Russsian).

14. Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke attestatsii pedagogicheskikh i rukovodyash-chikh rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (Prikaz Minobrazovaniya RF ot 26.06.2000 n 1908) [On approval of the regulation on the procedure for O certification of pedagogical and senior officials of state and municipal educational institutions»: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 06.26.2000 n 1908]. Available at: https://zakonbase.RU/CONTENT/PART/226281. (Accessed: 29.11.2018). (In Russsian).

e

a c h e

0 p

e

n

c

e

b

e

1 p

s e

n

ao

l

gi c

ö

s

c o o

ö

15. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya s

ö

i

o

n

deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') (prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N544n) §

[On the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the sphere of pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) ": Order of the Ministry of Labor of Russia of October 18, 2013 N 544n.]. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085. html. (Accessed: 29.11.2018). (In Russsian).

16. Afonkina. YU.A. (2014) Audit lichnostnyih kachestv i professionalnyih kompe-tentsiy pedagoga DOO: Diagnosticheskiy zhurnal [Audit of personal qualities and professional competencies of a teacher of an additional educational institution: Diagnostic journal]. Volgograd, Teacher. 92 p. (In Russsian).

17. Markov A.K. (1993) Psihologiya truda uchitelya [Psychology of teacher's work]. Moscow, Education. 192 p. (In Russsian).

18. Rotova N.A. (2015) Razvitie kommunikativnoy kompetentsiipedagoga nachalnogo obschego obrazovaniya v sisteme povyisheniya kvalifikatsii: dis. ... kand. ped. nauk [Development of the communicative competence of the teacher of primary general education in the system of advanced training]. Surgut, 201 p. (In Russsian).

19. Svatalova T.A. (2009) Formirovanie professionalnoy kompetentnosti pedagogov doshkolnogo obrazovaniya v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya (povyisheniya kvalifikatsii): dis. ... kand. ped. nauk [Formation of professional competence of teachers of preschool education in the system of additional professional education (advanced training)]. Chelyabinsk, 193 p. (In Russsian).

20. Novitskaya V.A. (2006) Metodicheskoe soprovozhdenie vospitatelya v usloviyah sovremennogo doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya: dis. ... kand. ped. nauk [Methodical support of the teacher in the conditions of modern preschool educational institutions]. St. Petersburg, 168 p. (In Russsian).

21. Lopushnyan G.A. (2010) Model tolerantnosti pedagoga v svete kontseptsii individu-alnosti [Model of the Teacher's Tolerance in Light of the Concept of Individuality]. Vestnik Chel-yabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 128-134. (In Russsian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Yakovleva G.V. (2003) Pedagogicheskie usloviya povyisheniya effektivnosti metodicheskoy rabotyi v innovatsionnom doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii [Pedagogical conditions for improving the effectiveness of methodological work in an innovative preschool educational institution]. Chelyabinsk. 248 p. (In Russsian).

23. Asmolov A.G. (2002) Psihologiya lichnosti: printsipyi obschepsihologicheskogo analiza [Personality Psychology: Principles of General Psychological Analysis]. Moscow, Smyisl, ITS Akademiya. 416 p. (In Russsian).

24. Belkin A.S., Verbitskaya N.O. (2007). Vitagennoe obrazovanie v sisteme pedagogicheskogo znaniya (vitagennaya kontseptsiya lichnosti) [Vitagenic Education in the System of Pedagogical Knowledge (Vitagenic Concept of Personality)]. Pedagogicheskoye obra-zovaniye vRossii. 1, 26-32. (In Russsian).

25. Zmeev S.I. (2007) Andragogika: osnovyi teorii, istorii i tehnologii obucheniyavzroslyih [Andra-gogy: Fundamentals of Theory, History and Technology of Adult Learning]. Moscow, p. 272. (In Russsian).

26. Kostromina S.N. (2007) Kommunikativnaya kompetentnost pedagoga kak faktor uspesh-nosti ego diagnosticheskoy deyatelnosti [Communicative competence of a teacher as a factor in the

^ success of his diagnostic activity]. Psychological Science and Education. 3, 77-85 (In Russsian).

a

'5? £

fi

27. Kuzina F.A. (2003) Kultura delovogo obscheniya [Culture of business communication]. Moscow, Os-89. 320 p. (In Russsian).

28. Povarenkov YU.P. (2003) Psihologicheskaya harakteristikaprofessionalnoy toler-antnosti uchitelya [Psychological Characteristics of the Teacher's Professional Tolerance]. Saratov, Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 21, 256 p. (In Russsian).

29. Safina Z.N. (2005) Innovatsionnyie tendentsii v stanovlenii regionalnoy sistemyi | obrazovaniya vzroslyih [Innovative trends in the development of a regional adult education | system] Velikiy Novgorod, 441 p. (In Russsian).

S

ta

s

c S

a

e »

c h e

9

9

>1

S

S s o

S

b

S |

|9 S

S

s

aS

9 I

|9

S

ö £

a

S

s c

h 9

9

d

o o

ö

s 9

s

ö o

S

s

N' ö

s 9

s s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.