Научная статья на тему 'Некоторые вопросы предупреждения преступлений, совершаемых в общественных местах лицами, находящимися под административным надзором'

Некоторые вопросы предупреждения преступлений, совершаемых в общественных местах лицами, находящимися под административным надзором Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1079
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОВТОРНОЕ СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / CONVICT / CRIME IN PUBLIC PLACES / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ELECTRONIC MONITORING / RE-OFFENDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овсянников В. А.

Настоящая статья посвящена изучению некоторых вопросов, возникающих в деятельности полиции по предупреждению преступлений, совершаемых в общественных местах лицами, находящимися под административным надзором, и является частью криминологического исследования, направленного на изучение, анализ и совершенствование деятельности полиции по предупреждению преступлений, совершаемых лицами, находящимися под административным надзором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овсянников В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CRIME PREVENTION ISSUES COMMITTED IN PUBLIC PLACES BY PERSONS UNDER ADMINISTRATIVE SUPERVISION

The present article is devoted to the study of some of the issues arising in the police to prevent crimes committed in public places by persons under administrative supervision and is part of criminological research aimed at studying, analyzing and improving the activities of police to prevent crimes committed by persons under administrative supervision.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы предупреждения преступлений, совершаемых в общественных местах лицами, находящимися под административным надзором»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ЛИЦАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ ПОД АДМИНИСТРАТИВНЫМ НАДЗОРОМ

SOME CRIME PREVENTION ISSUES COMMITTED IN PUBLIC PLACES BY PERSONS UNDER ADMINISTRATIVE SUPERVISION

УДК 343.2

В.А. ОВСЯННИКОВ,

адъюнкт

(Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя) [email protected]

V.A. OVSYANNIKOV,

postgraduate (Kikot Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: настоящая статья посвящена изучению некоторых вопросов, возникающих в деятельности полиции по предупреждению преступлений, совершаемых в общественных местах лицами, находящимися под административным надзором, и является частью криминологического исследования, направленного на изучение, анализ и совершенствование деятельности полиции по предупреждению преступлений, совершаемых лицами, находящимися под административным надзором.

Ключевые слова: преступление, осужденный, преступность в общественных местах, административный надзор, электронный контроль, повторное совершение преступления.

Abstract: the present article is devoted to the study of some of the issues arising in the police to prevent crimes committed in public places by persons under administrative supervision and is part of criminological research aimed at studying , analyzing and improving the activities of police to prevent crimes committed by persons under administrative supervision.

Keywords: crime, convict, crime in public places, administrative supervision, electronic monitoring, reoffending_

Состояние личной безопасности каждого гражданина и членов его семьи начинается с обеспечения правопорядка в общественных местах. Опасность преступлений, совершаемых в общественных местах, заключается в особой дерзости при их совершении и прежде всего в завладении чужим имуществом и применении насилия против личности.

Уличные преступления наносят большой социальный вред. Они разрушают нормальные отношения, складывающиеся между гражданами в повседневной жизни [4, с. 219]. По статистике в общественных местах совершается каждое третье преступление, при этом до 60% этих преступлений составляют кражи, грабежи и разбои. Такое положение вещей создает достаточно серьезное напряжение и вызывает обеспокоенность граждан.

Так, по данным официальной статистики в январе-декабре 2015 года в общественных местах зарегистрировано 883 989 преступлений. На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 530 407 преступлений, в том числе 38 791 грабеж, 218 344 кражи, 4 997 разбойных нападений, при этом совершено 109 112 тяжких и особо тяжких преступлений. Анализ показывает, что большинство уличных преступлений совершается в ночное время и лицами в возрасте от 30 до 49 лет [3, с. 42]. Как и прежде, основными предметами преступного посягательства являются деньги, документы и мобильные телефоны.

Особую категорию лиц, склонных к совершению преступлений в общественных местах, в силу своего криминального опыта и тяжести ранее совершенных преступлений, составляют лица,

находящиеся под административным надзором и формально подпадающие под него. Социальная неустроенность, а порой отсутствие у освобожденного из мест лишения свободы желания к социализации и прекращению криминального образа жизни толкают его на совершение повторных преступлений. Легкой целью для таких лиц становятся граждане, находящиеся в общественных местах, независимо от их социального положения в обществе и материального благосостояния.

Для защиты граждан от преступных посягательств и снижения уровня преступности в общественных местах государственными органами реализуется множество целевых программ, однако по статистическим данным в 2015 году рост преступности в общественных местах составил 11,4%. Рост уровня преступности в общественных местах заставляет задуматься о внедрении новых форм и методов обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также выработки новых форм, методов воздействия на определенные группы лиц, в том числе находящихся или формально подпадающих под административный надзор.

Данная категория лиц представляет собой особый интерес, так как уже обладает серьезным криминальным опытом и наличием отрицательного отношения к обществу, склонностью к совершению тяжких и особо тяжких преступлений в общественных местах, учитывая особую легкость совершения ими этих преступлений.

К сожалению, подробная общедоступная статистика, позволяющая проанализировать преступления, совершаемые в общественных местах лицами, находящимися под административным надзором, отсутствует, однако, учитывая данные УМВД России по Белгородской области, в 2015 году в отношении поднадзорных было возбуждено 234 уголовных дела (из которых убийств - 3, причинения тяжкого вреда здоровью - 6, краж - 35, грабежей и разбоев - 14), часть преступлений (характерных для данной категории лиц) была совершена в общественных местах.

В процессе предупреждения преступлений, совершаемых лицами, находящимися в общественных местах, возникает ряд проблемных вопросов, требующих решения. Одним из таких проблемных вопросов является осуществление полноценного контроля за поднадзорными в ночное время и время проведения массовых и общественных мероприятий. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [1] в зависимости от совершенного преступления и характеристики личности судом могут устанавливаться ограничения,связанные с частичным или

полным запретом посещения тех или иных мест. Самыми частыми ограничениями, устанавливаемыми судами, являются:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

При осуществлении контроля за исполнением поднадзорными установленных в их отношении ограничений сотрудники полиции, выявляя факт отсутствия поднадзорного по месту жительства в ночное время, обычно ограничиваются сбором необходимых материалов для дальнейшего привлечения его к административной ответственности. Но этого не достаточно для комплексного осуществления предупреждения преступлений в общественных местах, совершаемых лицами, находящимися под административным надзором, так как достоверно не известно, где поднадзорный находился в ночное время, и даже привлекая его к административной ответственности за это правонарушение, сотрудник полиции не может с полной уверенностью сказать, что поднадзорынй не совершал преступных действий, находясь вне стен своего жилища, так как преступления, совершаемые в общественных местах, имеют достаточно высокую степень латентности.

По нашему мнению, для решения этой проблемы сотрудникам полиции, выявившим данное правонарушение, а именно отсутствие поднадзорного лица по месту жительства в установленное судом время (в основном ночное), после сбора материалов, для привлечения к административной ответственности необходимо выполнить ряд следующих действий, а именно:

1) незамедлительно сообщить в дежурную часть органа внутренних дел информацию об отсутствии данного лица по месту жительства, указав все обстоятельства по делу;

2) далее информация о данном лице должна быть передана всем патрулям и постам, осуществляющим патрулирование и охрану общественного порядка по установленным маршрутам, с указанием полных данных о лице и местах его вероятного появления;

3) сообщить нарядам, несущим службу в общественных местах, подробные данные поднадзорного лица, и в кратчайшие сроки предоставить сотрудникам его фотографии для оперативного задержания и доставления в ОВД;

4) при наличии у поднадзорного лица транспортного средства сообщить его исчерпывающие данные сотрудникам ДПС;

5) незамедлительно использовать все возможности системы видеонаблюдения «безопасный город» для выявления лиц, подпадающих под описание, находящихся в общественных местах и своевременного их досмотра;

6) ориентировать частные охранные предприятия, осуществляющие свои функции на обслуживаемых ими объектах, в том числе в общественных местах и вблизи дорог;

7) при задержании разыскиваемого оперативно установить места его пребывания в ночное время, также причастность к совершению тех или иных преступлений в общественных местах в ночное время.

Последовательное выполнение этих мероприятий позволит сократить шансы совершения преступлений, в том числе в общественных местах, поднадзорным лицом, находящимся вне своего жилища в ночное время, а привлечение его к административной ответственности не будет носить формальный характер. Однако перечень мероприятий, указанных выше, не является исчерпывающим, и нуждается еще в более детальной проработке, учитывая специфику обслуживаемой органом внутренних дел территории и оперативной обстановки.

Для осуществления полноценного профилактического воздействия на лиц, находящихся под административным надзором, а также предупреждения совершения ими преступлений в общественных местах и при достаточном скоплении граждан, необходимо осуществлять всеми субъектами профилактики ряд эффективных мероприятий:

1) ежедневно, при заступлении служб по охране общественного порядка на дежурство, доводить полную информацию о разыскиваемых и склонных к совершению преступлений в общественных местах поднадзорных лицах, с предоставлением их исчерпывающего списка с фотографиями ответственному офицеру;

2) при осуществлении сотрудниками полиции охраны общественного порядка при проведении массовых и общественных мероприятий выявлять, в том числе при помощи технических средств контроля, поднадзорных лиц, которым судом установлен запрет пребывания в местах проведения массовых и иных мероприятий, а также участия в данных мероприятиях, и привлечения их к административной ответственности, а также оперативной отработке их возможной причастности к совершению преступлений;

3) ежедневно обновлять доступные сотрудникам полиции базы данных, связанные с учетом поднадзорных лиц и формально подпадающих под действие административного надзора,

своевременно обновлять их учетные данные и фотографии;

4) еженедельно проводить в службах и подразделениях органа внутренних дел разъяснительные занятия с личным составом по проблемным вопросам, связанным с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

5) внедрять в повседневную деятельность органов внутренних дел достижения современной науки и техники для контроля и выявления лиц, в том числе поднадзорных, совершающих преступления в общественных местах;

6) развитие уже имеющихся комплексных систем видеонаблюдения, используемых органами внутренних дел, и их обновление, учитывая высокую общественную опасность преступлений в общественных местах, а также террористическую угрозу, для раннего предупреждения подобных преступлений;

7) комплексно, исключая формальный подход, подходить к изучению личности и круга общения лица, находящегося под административным надзором, для предупреждения его дальнейшей криминализации и радикализации;

8) оказывать помощь органам, осуществляющим функции по обеспечению государственной безопасности, в установлении связей лица, находящегося под административным надзором, с террористическими и экстремистскими организациями;

9) с целью предупреждения со стороны лиц, ранее судимых, противоправных деяний в общественных местах, различных правонарушений, сотрудниками полиции должно уделяться особое внимание их трудовой занятости, оказанию помощи в трудоустройстве.

Необходимо отметить, что только комплексный подход и полноценное использование всех сил и средств органами внутренних дел способно существенно снизить количество преступлений в общественных местах, совершаемых лицами, находящимися под административным надзором, так как эта категория лиц является наиболее склонной к совершению подобного рода противоправных деяний. При этом, учитывая мировой опыт, необходимо рассмотреть вопрос законодательного закрепления норм, позволяющих органам внутренних дел устанавливать «электронный контроль» в отношении изучаемой категории лиц (по аналогии применения электронных браслетов при ограничении свободы и домашнем аресте). Необходимо отметить, что внедрение подобных программ связано с достаточно высоким уровнем финансирования и труднореализуемо на современном этапе. Однако использование

современных достижений российской науки и техники способно вывести на новый, качественный уровень контроль за лицами, находящимися под административным надзором, и

способствовать снижению уровня преступности в общественных местах, оградив граждан от преступных посягательств в местах их пребывания и отдыха.

Литература

1. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 2011. № 75.

2. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от 25.06.2014) «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета. 2011. № 189.

3. Статистический сборник «Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 г.». - М.: Генеральная прокуратура, 2016. С. 42

4. Шегабудинов Р.Ш., Краюшкина М.М. Феноменология уличной преступности (постановочные проблемы) // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 2. С. 219.

= References =

1. Federal Law of 06.04.2011 № 64-FZ (ed. 12.28.2013 ) «On the administrative supervision of persons released from prison» // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 75.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 08.07.2011 № 818 (ed. 06.25.2014 ) «On the procedure for the administrative supervision of persons released from prison» // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 189.

3. Statistical compilation «Crime rate in Russia in January-December 2015». - М.: General Prosecutor's Office, 2016. Р.42.

4. Shegabudinov R.Sh., Krayushkina M.M. Phenomenology of street crime (Staged problems) // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Interior of Russia. 2011. № 2. Р. 219.

(статья сдана в редакцию 29.04.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.