ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
THE ACTIVITIES OF THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE OVERSIGHT OF PERSONS RELEASED FROM PLACES OF DETENTION: CURRENT
PROBLEMS
УДК 342.9
< щ
1« У-"
О.В. КАТАЕВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) (4722) 51-71-35
OLGA V. KATAEVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
В.Л. ШАПОШНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) (4722) 51-71-35
VITALY L. SHAPOSHNIKOV,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассмотрены организационно-правовые основы деятельности территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также проблемные вопросы, возникающие в данной области.
Подразделения по организации и осуществлению административного надзора территориальных органов МВД России - это одна из самых молодых служб в системе МВД России. Она была создана в 2011 году с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы»1. Вместе с тем институт административного надзора существовал в нашей стране и ранее. В отечественной системе профилактики совершения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, он являлся эффективным принудительным правовым средством предупреждения рецидива преступлений. Сегодня возрожденный институт административного надзора доказывает свою эффективность. В 2018 году численность лиц, состоящих под административным надзором, в стране составила 110547 человек, за период 3-х месяцев 2019 года эта цифра увеличилась до 1113462, что говорит об активном развитии этого направления деятельности
1 Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». СПС КонсультантПлюс.
2 Статистические данные ГУОООП МВД России
органов внутренних дел, а с другой стороны - об увеличении рабочей нагрузки на сотрудников полиции, осуществляющих задачи по исполнению административного надзора.
Ключевые слова: административный надзор, рецидивная преступность, профилактика правонарушений.
Для цитирования: Катаева О.В., Шапошников В.Л. Деятельность территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: современные проблемы // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 2. С. 38.
Abstract: the article deals with the organizational and legal basis of the activities of the territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia for the implementation of administrative supervision of persons released from prison, as well as problematic issues arising in this area.
Divisions on the organization and implementation of administrative supervision of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia is one of the youngest services in the Ministry of internal Affairs of Russia. It was established in 2011 with the adoption of the Federal law «On administrative supervision of persons released from prison». However, the Institute of administrative supervision existed in our country before. In the domestic system of crime prevention by persons released from prison, it was an effective coercive legal means of preventing the recurrence of crimes. Today, the revived institution of administrative supervision is proving its effectiveness. In 2018, the number of persons under administrative supervision in the country amounted to 110,547, for the period of 3 months of 2019, this figure increased to 11,1346, which indicates the active development of this area of activity of the internal Affairs bodies, and on the other hand - to increase the workload of police officers carrying out tasks of administrative supervision.
Keywords: administrative supervision, recidivism, crime prevention.
For citation: Kataeva O.V., Shaposhnikov V.L. The activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the implementation of administrative oversight of persons released from places of detention: current problems // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 2. Р. 38.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом вторжение в права физических и юридических лиц возможно только при соблюдении определенных федеральным законодательством условий [1].
Институт административного надзора, введенный Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуществляется органами внутренних дел в целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них профилактического воздействия, а также для защиты государственных и общественных интересов [2].
Необходимо отметить, что институт административного надзора существовал в нашей стране и ранее. Как отмечают некоторые авторы, до 90-х гг. XX в. существовала четко продуманная государственная система предупреждения совер-
шения преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, главным компонентом которой был административный надзор - испытанное многолетней практикой эффективное принудительное правовое средство предупреждения рецидива преступлений. Поэтому уровень рецидивной преступности среди лиц, состоявших под административным надзором, колебался в пределах 10% [3].
На современном этапе административный надзор осуществляется территориальными органами МВД России на основании Приказа МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства или пребывания установленных судом административных ограничений и выполнением ими законодательно установленных обязанностей.
В осуществлении административного надзора принимают участие участковые уполномоченные полиции, сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Фе-
дерации, подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте1.
При административном надзоре судом могут быть установлены запреты на пребывание в определенных местах, на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и на участие в них, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, на выезд за установленные судом пределы территории. Также в обязательном порядке устанавливается явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Кроме того, на лицо, в отношении которого установлен административный надзор, законом накладывается ряд иных обязанностей.
Административный надзор может быть установлен на срок от одного года до трех лет. Вместе с тем, законодателем установлено, что этот срок не может превышать срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В отношении лиц, совершивших умышленное преступление против несовершеннолетнего или при опасном либо особо опасном рецидиве, лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление, предусмотренное законодательно определенным перечнем статей УК РФ, а также лиц, совершивших в период нахождения под административным надзором преступление, за которое они осуждены к лишению свободы и направлены к месту отбывания наказания, данный срок соответствует сроку, установленному УК РФ для погашения судимости.
Для лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, административный надзор устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
1 Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». СПС Консуль-тантПлюс.
При этом срок административного надзора может быть продлен судом на срок до шести месяцев в случае, если поднадзорным лицом в течение одного года совершено два и более административных правонарушения из перечня, закрепленного в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Однако такое продление не может превышать срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Прекращение административного надзора осуществляется по общему правилу по истечении его срока, при снятии судимости с поднадзорного лица, при осуждении поднадзорного лица к лишению свободы и направлении его к месту отбывания наказания или в случае смерти поднадзорного лица.
В отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, прекращение административного надзора осуществляется после прекращения применения принудительных мер медицинского характера. Если же применение принудительных мер медицинского характера в отношении такого поднадзорного лица было прекращено ранее, то после погашения или снятия судимости.
После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел, при этом прекращение административного надзора не исключает установление судом административного надзора повторно.
Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица (его представителя) по истечении не менее половины установленного срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет установленные обязанности, положительно характеризуется. Однако в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, возможность досрочного прекращения административного надзора не предусмотрена.
Таким образом, на сегодняшний день порядок административного надзора достаточно четко урегулирован правовыми нормами.
Вместе с тем, исходя из складывающейся практики, имеются существенные проблемы исполнения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, территориальными органами МВД России, к которым следует отнести следующие:
- недостаточность организационно-штатного обеспечения работы территориального органа МВД России по осуществлению административного надзора. Так, во многих территориальных органах МВД России отсутствуют подразделения по надзору, и их функции выполняют участковые уполномоченные полиции, что ложится на них дополнительной нагрузкой;
- отсутствие налаженной системы межведомственного взаимодействия, в т.ч. отсутствие четкого алгоритма совместных действий между территориальными органами МВД России и территориальными органами УФСИН России при осуществлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Например, лица без определенного места жительства при освобождении из мест лишения свободы зачастую называют адреса своих знакомых и родственников, по которым территориальными органами МВД России устанавливается административный надзор. Однако впоследствии эти граждане по указанным адресам не проживают, и установить исполнение ими ограничений, установленных судом, территориальными органами МВД России не представляется возможным;
- на протяжении длительного времени недостаточная урегулированность действующим законодательством оказания индивидуального профилактического воздействия на граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, подпадающих под действие Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в целях защиты государственных и общественных интересов, отсутствие разработанных методик проведения данной работы;
- проблемы правовой регламентации привлечения к юридической ответственности лиц,
нарушающих установленный порядок административного надзора. Так, санкцией ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре» предусмотрены обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток. Однако в соответствии с ч. 2 ст 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться к инвалидам I и II групп. Также в соответствии с ч. 3 ст. 3.13 КоАП РФ к этой категории лиц не применяются обязательные работы. Вместе с тем, лица, освобожденные из мест лишения свободы, зачастую имеют инвалидность по причине перенесенных заболеваний, как правило, это туберкулез и др. Поэтому в отношении этих лиц дела об административных правонарушениях прекращаются по п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава административного правонарушения), и эти лица, соответственно, избегают ответственности.
Сегодня практически все службы территориальных органов МВД России принимают непосредственное участие в работе с лицами, состоящими под административным надзором, и это дает определенный положительный результат. Вместе с тем, в соответствии с ведомственными критериями оценки деятельности территориальных органов МВД России совершение лицом, состоящим под административным надзором, преступления влечет отрицательную оценку деятельности территориального органа МВД России, что негативно влияет на мотивацию сотрудников на раскрытие преступлений лицами указанной категории. В этой части видится целесообразным пересмотреть ведомственные оценочные критерии деятельности.
В целом необходимо подчеркнуть, что сегодня институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, требует к себе самого пристального внимания в целях дальнейшего совершенствования и развития, поскольку его конечная цель заключается в защите интересов общества и государства от преступных проявлений со стороны тех лиц, которые уже были осуждены к лишению свободы за совершение преступлений.
- Литература -
1. Мелехин А.В., Баскакова С.И. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2014. № 5. С. 20-24.
2. Алексеев С.В., Теллин Д.А. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2014. № 10. С. 59.
3. Оноколов Ю.П. Административный надзор - необходимая часть системы профилактики правонарушений // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 60-63.
4. Шестак В.А. Основные условия установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Мировой судья. 2017. № 12. С. 31-35.
5. Репьев А.Г., Кашкина Е.В. Специальные принципы осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: сущность, содержание и виды // Административное право и процесс. 2019. № 2. С. 61-65.
6. Антонов Т.Г. Проблемы толкования некоторых норм законодательства об административном надзоре // Законность. 2018. № 1. С. 46-49.
= References =
Melekhin A.V., Baskakova S.I. Administrativnyj nadzor za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody // Zakonnost'. 2014. № 5. S. 20-24.
2. Alekseev S.V., Tellin D.A. Administrativnyj nadzor za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody // Zakonnost'. 2014. № 10. S. 59.
3. Onokolov YU.P. Administrativnyj nadzor - neobhodimaya chast' sistemy profilaktiki pravonarushenij // Administrativnoe pravo i process. 2014. № 4. S. 60-63.
4. SHestak V.A. Osnovnye usloviya ustanovleniya administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody // Mirovoj sud'ya. 2017. № 12. S. 31-35.
5. Rep'evA.G., Kashkina E.V. Special'nye principy osushchestvleniya administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: sushchnost', soderzhanie i vidy // Administrativnoe pravo i process. 2019. № 2. S. 61-65.
6. Antonov T.G. Problemy tolkovaniya nekotoryh norm zakonodatel'stva ob administrativnom nadzore // Zakonnost'. 2018. № 1. S. 46-49.
(статья сдана в редакцию 14.05.2019)