Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ деятельности по осуществлению административного надзора в некоторых странах Содружества независимых государств и России'

Сравнительно-правовой анализ деятельности по осуществлению административного надзора в некоторых странах Содружества независимых государств и России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
718
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PUBLIC CONTROL / METHODS OF IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT / PLACE OF DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлюк Р. Н.

В данной статье проводится сравнительно-правовой анализ деятельности государственных органов в некоторых странах СНГ и России по осуществлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойлюк Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN SOME COUNTRIES OF COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES AND RUSSIA

In this article the comparative and legal analysis of activity of public authorities in some CIS countries and Russia on implementation of administrative supervision of the persons released from places of detention is carried out.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ деятельности по осуществлению административного надзора в некоторых странах Содружества независимых государств и России»

Юридические науки

УДК 351.741

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И РОССИИ

Р.Н. Самойлюк, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье проводится сравнительно-правовой анализ деятельности государственных органов в некоторых странах СНГ и России по осуществлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

Ключевые слова: административный надзор, общественный контроль, методы осуществления государственной власти, места лишения свободы.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN SOME COUNTRIES OF COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES AND RUSSIA

Abstract. In this article the comparative and legal analysis of activity of public authorities in some CIS countries and Russia on implementation of administrative supervision of the persons released from places of detention is carried out.

Keywords: administrative supervision, public control, methods of implementation of government, place of detention.

Развитие системы административного надзора и осуществления защиты государственных и общественных интересов на сегодняшний день является приоритетным направлением в деятельности государственных органов. Одним из важнейших индикаторов, характеризующий демократический институт государственной власти, являются применяемые ею методы [6], одним из которых является административной надзор. Мы предлагаем в заявленной теме провести сравнительно-правовой анализ деятельности государственных органов по осуществлению административного надзора, а также рассмотреть сходства и различия законодательства Российской Федерации и некоторых стран Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).

г—ч WW V U W W

В каждой отдельной стране действует свой законодательный акт, регламентирующий порядок осуществления административного надзора. В Республике Узбекистан - Закон от 09.12.1992 № 750-XII «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказания» [4], в Казахстане - Закон Республики Казахстан от 15.07.1996 № 28-I «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [5], в Российской Федерации - Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Только в Белоруссии административный надзор не выделен в отдельный норматив-

ный акт, а регулирование осуществляется с помощью Уголовного кодекса Республики Беларусь.

По общему правилу, что, несомненно, является сходством норм права, в вышеуказанных актах раскрывается понятие административного надзора, определены задачи, объект, субъект их права и обязанности поднадзорных лиц, полномочия органов власти.

Отдельное внимание необходимо уделить задачам административного надзора, они отличаются по объему и характеру, но объединяет их, то, что они направлены на предупреждение преступлений и оказание необходимого профилактического воздействия на поднадзорное лицо [3].

Обязательным условием в рассматриваемых странах СНГ и России является тот факт, что административный надзор непременно устанавливается при реальном отбытии наказания осужденным.

Непременно хочется обратить внимание на тот факт, что кандидат юридических наук А.И. Абатуров рассматривает законодательство некоторых стран СНГ и России в области административного надзора, и приходит к выводу о том, что определение понятия «места лишения свободы» трактуются не везде одинаково, например:

- в Республике Казахстан - исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии - поселения, тюрьмы, воспитательные колонии общего или усиленного режимов;

- в Республике Беларусь - исправительные колонии в условиях поселения, исправительные колонии в условиях общего, усиленного, строгого и особого режимов, тюрьмы, воспитательные колонии;

- в Республике Узбекистан - колонии общего, строгого и особого режимов, колонии-поселения, тюрьмы;

- в Российской Федерации - лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов, колонии - поселения, тюрьмы» [1].

Представляется возможным, исходя из данных определений, выделить некоторые сходства законодательства России и Узбекистана, к примеру, отбывание наказания в виде воспитательных работ не является основанием установления административного надзора. В России также среди общих мест отбывания наказания добавляются и лечебные исправительные учреждения, что можно признать положительным по установлению мест лишения свободы в рассматриваемых странах.

Возрастные ограничения для установления административного надзора в законодательстве сравниваемых стран определяется по-разному. Так, в России и Узбекистане - 18 лет, в Белоруссии - по общему правилу с 18 лет, а с 14 лет при условии опасного рецидива. А вот в Казахстане возрастные ограничения законодательно не установлены, поэтому следует считать, что административный надзор в таком государстве устанавливается с возраста наступления уголовной ответственности.

Поведение осужденного к лишению свободы лица также важно для установления административного надзора. В России и Белоруссии грубое дисциплинарное нарушение установленного порядка является основным критерием для установления надзора за таким лицом. В Казахстане и Узбекистане в свою очередь таким критерием выступает нежелание осужденного лица вставать на путь исправления, что, безусловно, недопустимо в целях защиты государства и общества.

В отношении отдельно-взятых видов преступлений, за совершение которых осужденное лицо подпадает по надзор просматривается характерный подход. Так в Казахстане к таким преступлениям относятся те преступления, которые содержат признаки экстремизма, а в России в свою очередь - преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Сроки установления надзора в нормах законодательства разных стран также отличаются. В Республиках Казахстан и Узбекистан срок установлен от шести месяцев до одного года (статья 362 УК Республики Казахстан [8]), в Республике Беларусь - от шести месяцев до двух лет (часть 3 статья 80 УК Республики Беларусь [9]). Российская Федерация устанавливает самый продолжительный срок надзора от одного до восьми лет, что на наш взгляд является правильным, так как обеспечивает длительный контроль над лицом, вышедшим из мест лишения свободы с целью реабилитации и сокращению совершения рецидива.

Немаловажным моментом, является рассмотрение вопросов связанных с ответственностью за несоблюдение поднадзорным лицом требований административного надзора. В законодательстве рассматриваемых стран по-разному определены санкции. Следовательно, уголовная ответственность за нарушение правил надзора наступает во всех странах. Так, уголовные кодексы Белоруссии, Узбекистана и России раскрывают ответственность за несоблюдение административного надзора в отдельных статьях, которые посвящены преступлениям против правосудия. В Казахстане норма ответственности включена в норму за неисполнение актов судебных органов.

Несмотря на то, что наказания за несоблюдение административного надзора имеют значительное сходство, санкции обладают определенными отличиями. Казахстан, Узбекистан и Россия предполагают не только наказания связанные с лишением свободы, но и альтернативные виды наказаний - исправительные и обязательные работы в России, штраф в Узбекистане и исправительные работы в Казахстане. В Белоруссии предусмотрено наказание в виде ареста до шести месяцев [9].

В данной статье нами предпринята попытка проведения сравнительно-правового анализа норм Российского права и некоторых стран СНГ в области административного надзора. Исходя из выше сказанного, мы приходим к выводу о том, что деятельность государственных органов по осуществлению административного надзора основывается на одних и тех же принципах. Она имеет больше сходств, чем различий. Необходимо отметить, что дальнейшее совершенствование системы административного надзора на наш взгляд может происходить по различным направлениям, а именно [7]:

- упрощение механизма борьбы с рецидивной преступностью;

- совершенствование правовой основы деятельности сотрудников полиции, осуществляющих административный надзор, позволяющих более четко регламентировать полномочия;

- стремление к усилению общественного контроля за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел.

Литература:

1. Абатуров А.И. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья и отечественном законе // Международное право и международные организации. 2012. № 2.

2. Афанасьев А.Ю., Репин М.Е Административная деятельность полиции: от формы к содержанию // Наука. Мысль. 2016. № 8-1.

3. Васильев В.В., Вызулин Е.А., Колузакова Е.В., Кузнецова И.А., Лабутин В.В., Майорова С.А., Миннебаев Р.Х., Николаева Т.Б., Самойлюк Р.Н., Соколов Д.В., Столповский Д.М., Суворова Е.А., Супрунов А.Г., Фролов С.В., Черепанов С.И. Административно-служебная деятельность участкового уполномоченного полиции: учебник. Нижний Новгород, 2017.

4. Закон Республики Узбекистан от 09.12.l992 № 750-XII «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из учреждений по исполнению наказаний».

5. Закон Республики Казахстан от 15.07.1996 № 28-I (в ред. от 30.10.2002) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

6. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3.

7. Самойлюк Р.Н. Определяющие факторы эффективности методов осуществления государственной власти // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 3 (27). С. 41-46.

8. Уголовного кодекса Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 16.07.1997 № 167.

9. Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9.07.1999 № 275-З. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года (по состоянию на 1 января 2011 года).

References:

1. Abaturov A.I. Ad min istrativnyj nadzor za licami, osvobozhdennymi iz mest lishenija svobody v zakonodatel'stve nekotoryh stran blizhnego zarubezh'ja i otechestvennom zakone // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii. 2012. № 2.

2. Afanas'ev A.Ju., Repin M.E Administrativnaja dejatel'nost' policii: ot formy k soderzhaniju // Nauka. Mysl'. 2016. № 8-1.

3. Vasil'ev V.V., Vyzulin E.A., Koluzakova E.V., Kuznecova I.A., Labutin V.V., Majorova S.A., Minnebaev R.H., Nikolaeva T.B., Samojljuk R.N., Sokolov D.V., Stolpovskij D.M., Suvorova E.A., Suprunov A.G., Frolov S.V., Cherepanov S.I. Administrativno-sluzhebnaja dejatel'nost' uchastkovogo upolnomochennogo policii: uchebnik. Nizhnij Novgorod, 2017.

4. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 09.12.1992 № 750-XII «Ob administrativnom nadzore organov vnutrennih del za licami, osvobozhdennymi iz uchrezhdenij po ispolneniju nakazanij».

5. Zakon Respubliki Kazahstan ot 15.07.1996 № 28-I (v red. ot 30.10.2002) «Ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lishenija svobody».

6. Samojljuk R.N. Metody osushhestvlenija gosudarstvennoj vlasti v sovremennoj Rossii // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2011. № 3.

7. Samojljuk R.N. Opredeljajushhie faktory jeffektivnosti metodov osushhestvlenija gosudarstvennoj vlasti // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2014. № 3 (27). S. 41-46.

8. Ugolovnogo kodeksa Respubliki Kazahstan: Zakon Respubliki Kazahstan ot 16.07.1997 № 167.

9. Ugolovnogo kodeksa Respubliki Belarus' ot 9.07.1999 № 275-Z. Prinjat Palatoj predstavitelej 2 ijunja 1999 goda, odobren Sovetom Respubliki 24 ijunja 1999 goda (po sostojaniju na 1 janvarja 2011 goda).

— • — Сведения об авторе

Ростислав Николаевич Самойлюк, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская

академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.